К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой Вифанского пруда (так со временем стали называть Вяльковские-Ершевские пруды). Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита . Над зданиями возвышалась двухъярусная колокольня, заново построенная в 1870-х годах. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять луковичных глав церкви в честь Сошествия Святого Духа. Эта церковь была построена в 1860-х годах, когда Лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет Дроздов – воспитанник Платона. Перед монастырем стояли большие красивые учебные и жилые корпуса Духовной семинарии. Переживая времена расцвета и упадка, Спасо-Вифанская семинария на протяжении более 100 лет хранила дух митрополита Платона. Ее отличали близость к Московской Духовной академии и, с другой стороны, уединенность и, по временам, суровый быт. В питомцах воспитывалась любовь к церковному служению, и выпускники семинарии, в большинстве своем движимые взращенной в них привязанностью к своему духовному званию, охотно пополняли собой ряды сельских пастырей, ревностно неся служение на ниве Христовой. В 1912 г. Спасо-Вифанский монастырь и семинария торжественно почтили столетие со дня кончины своего устроителя – святителя Платона. К празднику гробница святителя и гора Фавор в Преображенском соборе были украшены зеленью. На гробницу возложили новый белый серебряный покров – жертва благотворителей. В самый день праздника литургию в Преображенском храме совершил преосвященный ректор Московской Академии епископ Феодор, в сослужении наместника Лавры архимандрита Товии, ректора Вифанской семинарии архимандрита Германа, Вифанского казначея иеромонаха Серафима и братии монастыря. Пели хоры лаврских и вифанских певчих. По окончании литургии ректор Академии произнес речь, в которой показал величие нравственного характера святителя Платона, «умевшего быть великим и в своей простоте», и призвал к молитвенному воспоминанию того, кто сам молился за всех и оставил завет живым молиться о нем и о себе самих.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Отобедав в Вифании, император вернулся в Лавру, приложиться к мощам преподобного Сергия, и оттуда отбыл в Москву. Приезд государя имел большое значение для Вифании. Уже 1 мая 1797 г. был обнародован императорский указ о возведении Вифанской пустыни в степень второклассного монастыря. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании, — говорилось в указе, — и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым, Всемилостивейше повелеваем: Первое, учредить в Вифании второклассный монастырь, с таковым положением и содержанием, каковое для прочих второго класса мужских монастырей по изданным штатам определено…». Тем же указом повелевалось учредить при Вифанском монастыре семинарию. О Высочайшем посещении Вифании напоминал обелиск, поставленный под окном кабинета митрополичьих покоев, «под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь». При жизни и после своего основателя Вифания играла важную роль «училищного» монастыря. Еще в 1800 г. по повелению императора Павла I при обители была открыта Спасо-Вифанская духовная семинария. Под отеческой опекой митрополита Платона семинария стала одной из лучших в России, как по устройству быта учеников, так и по уровню преподавания; преподавали здесь профессора Московской Духовной академии. Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого поклонения и почитания приснопамятного митрополита Платона. Жила в народе особая вера в его заступничество, предстательство и покровительство о детях пред престолом Божиим. Эта вера происходила от известного всем отеческого отношения митрополита Платона к воспитанникам Спасо-Вифанской духовной семинарии. Вот почему многие богомольцы считали своим долгом после Лавры преподобного Сергия посетить и уединенную Вифанию святителя Платона. Здесь они заказывали молебны и панихиды в память о святителе, о своих родных и близких.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Оттуда Христос совершил свой последний торжественный вход в Иерусалим. Однако Добросердов имеет в виду не еврейскую Вифанию, а названный в честь ее Спасо-Вифанский мужской монастырь, основанный в 1783 г. митрополитом Московским Платоном Левшиным (1737–1812), настоятелем Троице- Сергиевой лавры, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры». Монастырь этот находится приблизительно в 4-х километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Разрушен монастырь был уже в советское время. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 г. статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом имени Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона – филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928–1929 гг. В 1930–1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. Сейчас о процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминают лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря, да обгорелый остов «нового» семинарского корпуса XIX в. 277 Платон (Петр Георгиевич Левшин) (1737–1812), церк. деятель, проповедник, педагог, писатель. Уроженец Московской губернии и сын сельского причетника, он стал митрополитом Московским. Образование получил в Московской Славяно-Греко-Латинской академии. Свободно изъяснялся на греческом и французском языках. Еще будучи учителем риторики в Троицкой семинарии, получил известность как проповедник. Приняв монашество в Троице-Сергиевой Лавре, Платон был назначен в 1761 г. ректором Троицкой семинарии. В 1763 г., когда Екатерина Великая посетила Троице- Сергиеву лавру, Платон обратил на себя ее внимание проповедью «О благочестии» и был избран ею в законоучители к наследнику престола. Отношения Платона с царским семейством и его жизнь при дворе описаны им в автобиографии. В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 128 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении молитвенного последования, включающего покаянный канон в редакции, дополненной упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте). ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить молитвенное последование, включающее покаянный канон в редакции, дополненной упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте) и направить текст последования в Издательство Московской Патриархии для включения в молитвословы. ЖУРНАЛ 129 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви назначить протоиерея Михаила Вахрушева, клирика Московской епархии. ЖУРНАЛ 130 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященного архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима, Преосвященного епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава и Преосвященного епископа Троицкого и Южноуральского Григория об утверждении в должности священноархимандритов особо значимых обителей Сыктывкарской, Тихвинской и Троицкой епархий. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 131 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, о назначении игумена Спасо-Вифанского монастыря, приписного к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игуменом Спасо-Вифанского монастыря, приписного к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, иеромонаха Аверкия (Лопатюка). ЖУРНАЛ 132 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей, назначении на должность игуменов и игумений монастырей и освобождении от должности игуменов и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 6.1. Открыть Покровский мужской монастырь села Чубовка Кинельского района Самарской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Петра (Луканова).

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.), 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1 марта 1899 г. епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии, с 14 июля 1900 г. епископ Уфимский и Мензелинский, с 27 апреля 1902 г. епископ Волынский и Житомирский, священноархимандрит Почаевской лавры, с 1906 г. архиепископ, с 14 мая 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, с 1 мая 1917 г. на покое. 16 августа 1917 г. вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита, в этом же году 17 мая был председателем Украинского церковного Собора, где булл избран митрополитом Киевским и Галицким. В конце 1919 г. эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор. Так в тексте. Возможно, речь идет о православном Свято Богоявленском Кременецком женском монастыре с соборным храмом во имя свт. Николая. Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан 18 января 1619 г. игуменом Густынским и Подгорским Исайей Копинским на средства княгини Раины Вишневецкой в Мгарском лесу в 6 км от города Лубны. С 1925 г. в монастыре располагалась резиденция лидера лубенского раскола Феофила (Булдовского). В 1930-х гг. на территории монастыря был создан патронат для детей «врагов народа», с 1937 г. здесь находился дисциплинарный батальон, с 1946 г. войсковые склады. С 1993 г. началось возрождение монастыря. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 251–252. Подлинник. Рукопись Покровский Хотьков женский монастырь, основан в Хотьково на реке Паже, впервые упоминается в 1308 г. До 1918 г. был штатным монастырём 3-го класса, в 1922 г. закрыт. С 1988 г. возрожден. Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской монастырь в Сергиевом Посаде, (в 1783–1797 гг. скит Троице-Сергиевой лавры)., учрежден в конце XVIII в. При монастыре функционировала Вифанская духовная семинария. В советское время был закрыт. В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 256–257. Подлинник. Рукопись

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

По " звенигородскому делу " были осуждены наместник Саввино-Сторожевского монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители и миряне. В марте 1919 г. в рамках политики советской власти началось кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы, что вызвало протесты братии и простых жителей города. Последовали новые аресты. Монастырь окончательно закрыли, превратив его в музей. Помимо музея, в бывшем монастыре размещали воинские части и cahamopuй[lxi]. Иосифо-Волоколамский мужской монастырь (или Иосифов – как его называли до революции) находился в 18 верстах от Волоколамска. Считается, что он был основан в 1479 г. по желанию Волоколамского князя Бориса Васильевича. До революции Иосифов монастырь был одной из известнейших обителей России. Он был известен как огромностью и великолепностью своих зданий, так и библиотекой, вмещавшей наиредчайшие харатейные и старопечатные khuru[lxii]. Монастырь был закрыт в 1920 г. На его территории был организован Историко-бытовой и краеведческий музей (сначала филиал Волоколамского, затем Московского областного). Рукописная библиотека музея была передана Библиотеке им. В. И. Ленина и Государственному историческому музею в Москве, архив – Архиву древних актов. В 1929 – 30 гг. были переплавлены все koлokoлa[lxiii]. Однако в основном помещения монастыря использовались под краеведческие местные музеи, экспозиция которых не имела никакого отношения к церковному искусству. Так, каширский краевой музей был образован в здании одного из соборов города. Были и другие примеры. Сразу после событий 1917 г. Гефсиманский скит предпринял попытку реорганизоваться в трудовой коллектив. Однако, Дмитриевский уездный земельный отдел не разрешил регистрацию Гефсиманской трудовой koммyhы[lxiv]. Имущество Спасо-Вифанского мужского монастыря было реквизировано и стало основой для образования сельскохозяйственной земледельческой артели " независимо от братии монастыря " . " Живой и мертвый инвентарь " бывшей православной обители передавался новому трудовому коллективу " рабочей бедноты " [lxv]. В 1918 г. был составлен устав этой организации. Решение о создании сельскохозяйственной артели в Спасо-Вифанском монастыре не было одобрено Дмитровским уездным земельным отделом. Основанием для отказа в регистрации было " отсутствие обязательных пунктов, содержащих социалистические начала " , в том числе " отказа от наемного труда и помощи на религиозных началах " [lxvi].

http://religare.ru/2_97219.html

Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса. Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир. Вокруг Спасо-Преображенского собора, в соответствии с замыслом Платона располагались остальные строения Вифанской пустыни, получившей четвероугольную планировку. Прямо перед собором, с западной стороны, были построены Святые врата с двухъярусной звонницей. К вратам примыкали два небольших брат­ских корпу­са. Еще два жилых корпуса стояли по сто­ронам собора. Против южного фасада – покои архимандрита Платона: нижний этаж каменный, верхний деревянный перестроен из хлебного амбара, привезенного в Вифанию с лаврского житного двора. Против северного фасада собора стояли двухэтажные гостиные кельи. В восточной части пустыни были устроены братское кладбище и конный двор. Окружала Вифанскую пустынь невысокая кирпичная стена с четырьмя угловыми башенками. Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 г. В том же году архиепископ Платон был возведен в сан митрополита Московского. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и, сохранив за собой пост священно-архимандрита Лавры, получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании. В 1796 г. на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 г. император, только что короновавшийся в Москве, прибыл в Троице­Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь; он был весел и все виденное хвалил.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

194 Павел Александрович Флоренский (1882–1937) – православный священник, богослов, религиозный философ; член «Кружка ищущих христианского просвещения». 199 Мария Николаевна Толстая (1830–1912) – графиня, сестра Л. Н. Толстого; после неудачного замужества и смерти сына поселилась вблизи Оптиной Пустыни, где встречалась и беседовала со старцем Амвросием; в 1891 г. приняла монашеский постриг в Шамординском монастыре. За несколько дней до смерти Л. Н. Толстой в последний раз побывал в Шамордино и встретился со своей сестрой. 201 Сергей Селиванович Головин (1866–1931) – офтальмолог, проф. медицинского факультета Московского ун-та с 1911 г. Хлопоты о больных были одним из постоянных дел Михаила Новоселова , и встреча с Головиным, по-видимому, также была связана с болезнью зрения Самарина. 203 В это время Ф. Д. Самарин уже не состоял на государственной службе, однако относился к своим домашним занятиям как к обязательному труду: «Не имея внешних рамок, обязывающих к труду, Папá сознавал опасность потери времени и потому сам создал себе эти рамки. Его занятия проходили в строго определенные часы, и он не любил отступать от заведенного порядка» (Мансурова М. Ф. Детские годы//Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М., 2001. С. 13). 204 Софья Николаевна Фишер (рожд. Вейсс) (1835–1913) – основательница (1872) и директор женской классической гимназии в Москве (гимназия Фишер); была убеждена в необходимости знания древнегреч. языка как языка Отцов Вселенской Церкви. 207 Спасо-Вифанский монастырь основан в 1783 г. как скит Троице-Сергиевой Лавры митр. Платоном (1737–1812), ее настоятелем, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Название «Вифания» скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного Спасителем в Вифании Палестинской. Император Павел I, посетив в 1797 году после коронации Лавру, посетил также и Вифанию, после чего повелел учредить здесь второклассный монастырь. Церковь монастыря имела необычный двухъярусный алтарь: его стена была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма во имя воскресшего праведного Лазаря располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора находился на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени. При монастыре в 1814 г. была открыта Вифанская духовная семинария. В нач. XX в. в Вифанской обители жили 23 насельника. В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены; в 1930–1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. Ныне обитель восстанавливается как действующий мужской монастырь. В 2002 года на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Все храмы Воскрешения Лазаря (21 всего, 21 на карте) Алтайский край Рубцовский район и г. Рубцовск. Рубцовск. Воскрешения Лазаря, часовня Беларусь, Минская область Минский район. Северное кладбище. Воскрешения Лазаря, церковь Брянская область Жирятинский район. Творишичи. Спаса Преображения, церковь (с приделом Воскрешения Лазаря) Грузия Шида-Картли. Козифа (Козипа). Козифский Введенский мужской монастырь. Церковь Воскрешения Лазаря Ленинградская область Всеволожский район. Всеволожск. Воскрешения Лазаря, церковь Московская область Клинский городской округ. Лазаревский погост. Воскрешения Лазаря, церковь Сергиево-Посадский городской округ. Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Церковь Спаса Преображения (утраченная) (с приделом Воскрешения Лазаря) Чеховский городской округ. Васькино. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Воскрешения Лазаря) Республика Карелия Медвежьегорский район. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря Пудожский район. Муромский. Муромский Успенский мужской монастырь. Церковь Воскрешения Лазаря Республика Коми Прилузский район. Объячево. Воскрешения Лазаря, часовня Республика Хакасия Абакан, город. Абакан. Воскрешения Лазаря на кладбище часовня Румыния Яссы. Яссы. Воскрешения Лазаря и Екатерины великомученицы, церковь Самарская область Красноярский район. Новый Буян. Воскрешения Лазаря, часовня Смоленская область Смоленский район. Корохоткино. Воскрешения Лазаря, церковь Тверская область Калининский район. Дмитрово-Черкассы. Воскрешения Лазаря, церковь Тульская область Тула, город. Тула. Всех Святых, кафедральный собор (с приделом Воскрешения Лазаря) Ярославская область Ростовский район. Ростов. Воскрешения Лазаря, церковь г. Москва Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Воскрешения Лазаря при Щербатовской больнице, домовая церковь Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Духа Святого Сошествия на бывшем Лазаревском кладбище, церковь (с приделом Воскрешения Лазаря) Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=74

Arhiva La Serghiev Posad a avut loc lansarea studiul tiinific dedicat istoriei Mnstirii de clugri cu hramurile „Hristos Mântuitorul” i „Sfântul Lazr din Betania, cel a patra zi înviat” (Spaso-Vifansky) 15 februarie 2019 14:27 13 февраля 2019 года в музейном комплексе «Конный двор» в подмосковном Сергиевом Посаде в рамках выставки «Преподобный Сергий — помощник всему государству и государям российским» состоялась презентация книги «Вифания митрополита Платона», выпущенной в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Книга посвящена жизнеописанию московского митрополита Платона (Левшина) и основанному им Вифанскому скиту. В настоящее время скит (ныне — Спасо-Вифанский мужской монастырь ), находящийся близ лавры, восстановлен и имеет своих насельников. Активное участие в издании книги принял настоятель обители игумен Аверкий (Лопатюк). Книга стала результатом труда коллектива авторов, среди которых: профессор Российской академии народного хозяйства (Москва) Е.В. Черникова, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX вв.», музея «Ризница» на территории лавры Л.А. Шитова, сергиево-посадский краевед К.А. Филимонов, ведущий научный сотрудник музея «Ризница» О.И. Зарицкая, литературный редактор издательства лавры А.В. Ключникова. Перед началом презентации перед собравшимися выступил хор Регентской школы Московской духовной академии под управлением К. Тарелкиной. В мероприятии приняли участие насельники лавры, историки, искусствоведы, учащиеся семинарии. Выступающие с удовлетворением и благодарностью отметили завершение кропотливого труда по изданию книги, которая стала, по их словам, достойным примером сотрудничества братии лавры и музейных научных работников в деле сохранения памяти о митрополите Платоне. «Важно возвратиться к тем истокам и задумкам, которые заложены митрополитом Платоном, вложившим всю душу в создание Вифании в Сергиевом Посаде», — сказал игумен Аверкий (Лопатюк). «Особенность этой книги в том, что она одновременно и строго научная, и легкая в чтении, что объясняется глубоким почитанием авторами митрополита Платона, который сам был открытым и добродушным человеком. Поэтому книга получилась и серьезной, и одновременно очень душевной», — отметил настоятель Спасо-Вифанского монастыря. Среди гостей презентации был профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников), который охарактеризовал митрополита Платона не только как строителя первого лаврского скита и любителя уединенной жизни, но и как возродителя русских монастырей и просветителя. В завершение мероприятия благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел от лица братии подарил икону преподобного Сергия Радонежского профессору РАНХ Е.В. Черниковой за особый вклад в издание книги. Свято-Троицкая Сергиева лавра /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5373485...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010