Что касается до характера духового образования того времени, то лучшим указанием сего может служить инструкция для Спасо-Вифанской семинарии, составленная самим Платоном. В ней в подробности обозначены предметы занятий для всех классов и определен образ жизни воспитанников семинарии. Курс богословия продолжался три года. Так как „богословския системы пахнут школою и мудрствованием человеческим, то Богословское учение полагалось единственно в чтении, памятовании и в выразумении Св. Писания, под руководством разумнаго учителя”. Студенты обязаны были прочитать всю Библию два раза в год; следовательно в весь курс – 6 раз. Таким образом все Писание должно было твердо держать в памяти, и учителю для испытания знания учеников предписано было один раз в неделю спрашивать их, в какой книге и какой главе находится известный текст Писания. Кроме знания Герменевтики и полемического Богословия требовалось знание соборных деяний и правил Св. Отцев, для чего рекомендовались Reveregius, русская кормчая и сочинения Отцев Церкви. Для практической экзерциции студенты должны были писать и произносить проповеди , в первый год шесть, а в последний по десяти. Для курса философии назначено было два года. В первом году учили Логике по аппробованному автору, а именно – Бавмейстеру. Bo втором году преподавали Метафизику и Физику теоретическую по тому же аппробованному автору, a Мораль (нравственная Философия) оставлялась, ибо человеческая слаба, и недействительна, а должна она быть почерпаема из Слова Божия, в Богословском классе и проч. В Риторическом классе преимущественно занимались стихотворством. „Впрочем так как успех в стихотворстве зависит наиболее от чтения лучших стихотворцев Латинских и Российских и от склонности счастливой природы, почему строго от всех того и не требовали однако нередко упражнениями и в сем предписывалось учеников занимать, и примечая, в ком откроется к тому свободная жила, того поощрять, чтоб он особенно к чтению лучших стихотворцев прилежал и в том упражнялся”. Ученикам Грамматики между прочим учитель должен был внушать, ,,что без нея ни оратором, ни стихотворцем, ни философом, ни богословом быть нельзя: даже не можно ничего писать, ни прочесть порядочно”. Одним из главнейших условий для успешного изучения науки признаваемо было знание древних языков; и студенты непременно должны были уметь говорить и свободно писать на греческом н латинском языках 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1-го июня 1813 года музы Московской Славяно-Греко-латинской Академии, выражаясь красноречивым языком официальных бумаг начала нынешнего столетия, обитавшие в градском шуме, переселились в приятнейшее уединение 379 . В июне месяце Вифанское уединение действительно могло показаться приятным, особенно для мало привыкших к городской жизни сельских уроженцев, какими были большинство присланных в Вифанию питомцев Академии. А возможность получить в Вифанской семинарии необходимые средства для содержания и воспитания утешала академических в разлуке с привычной школой. Впрочем, некоторым из питомцев Академии не понравилось Вифанское уединение. Октября 22 Правление семинарии докладывало преосвященному Августину, что присланные в Спасо-Вифанскую семинарию из Академии ученик поэзии Иван Розанов и высшего грамматического класса Димитрий Ка- —310— ринский отлучились от семинарии без всякого к Правлению отношения и где теперь они находятся – неизвестно. Притом оные ученики показывают мало охоты к учению и по успехам очень посредственны 380 . Беглые ученики возвратились и были наказаны лишением жалованья за майскую треть. Воспитанники Академии явились в Вифанию налегке, без багажа, потеряв своё небольшое имущество во время неприятельского разгрома. Вифанская семинария, приютив в своих тесных, построенных только на сто человек и в то время значительно обветшавших стенах, московских пришельцев, не обидела их и наравне с своими питомцами снабдила классическими книгами и самонужнейшими вещами из платья, употребив на то 1000 р., назначенных по духовному завещанию митрополита Платона для раздачи Вифанским семинаристам. Для прибывших из Академии информаторов открыт был в Вифанской семинарии не существовавший в ней прежде класс информатории. Остаточная семинарская сумма в количестве 3,300 рублей обеспечивала содержание половины присланных из Академии воспитанников только в 1813 году. Начальство Академии было озабочено содержанием их в 1814 году, так как процентной академической суммы на содержание всех ста человек недоставало 381 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—318— сумма, состоит только из 150 р., а сверх ста человек положенных по штату, сирот и беднейших отцов детей, долженствующих содержаться на казённом коште, имеется на лицо более 50 человек таких, которые не имеют никакого способа, к содержанию себя по той причине, что по разорении Москвы сверх ста бедных учеников, содержавшихся в Спасо-Вифанской семинарии, поступило в оную из Московской Академии 100 человек, также не могущих содержаться на своём коште, да 50 человек таковых же из лаврской семинарии, кроме 150 человек, бывших на коште оной семинарии. Сообразив всё сие число учеников, содержавшихся в Вифанской и Лаврской семинарии, также и то, что все почти, бывшие прежде на казённом коште в прежней Московской Академии и все бедные, переведённые из Дмитровской семинарии поступили в Вифанскую семинарию, всех же имеющих нужду в пособии простиралось до 500 человек, исключив же 300 человек, отправленных в уездные училища, имеющих нужду в содержании должно простираться до 200 человек; то не благоволите ли Ваше Высокопреосвященство по крайней мере на сей случай из имеющейся остаточной от прежних и нынешних годов суммы, 20.600 рублей, находящейся в сохранной казне и за всем расчётом деньги, которые должны быть употреблены по сей последней трети до 1815 года, положить на содержание сверх ста человек, назначенных по штату, ещё 36 человек, полагая на каждого по 60 рублей, что составит 2160 рублей“ 391 . Преосвященный Августин не утвердил этого представления семинарского Правления, положив на нём такую резолюцию: „Как на все цены возвышаются, то остальную сумму от содержания по семинарии должно хранить на непредвиденные случаи, а бедных ею содержать в уставе не сказано. Чтобы принадлежащим к Владимирской епархии ученикам обучаться в Вифанской семинарии решить не могу, а семинарское Правление и об том —319— и о другом имеет представить комиссии духовных училищ“. По этой резолюции семинарское Правление через академическое за разрешением вопроса об иноепархиальных учениках и вопроса о содержании бедных воспитанников семинарии обратилось к комиссии духовных училищ. До решения этих вопросов высшим начальством ученики с большим неудобством должны были проживать в занятых ими по приезде в Вифанию помещениях и многие без всяких средств к содержанию. В таком неблагоустроенном положении была Вифанская семинария, когда ей пришлось воспитывать на началах нового образования многочисленных учеников разных школ старого образования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помяни Господи Святейшия вселенския Патриархи Константинопольскаго, Александрийскаго, Антиохийскаго и Иерусалимскаго и вся православныя Митрополиты, Архиепископы п Епископы единоверных нам церквей: Греческия, Молдавския, Влашския, Болгарския, Сербския, Грузинския и иных: посети их, Владыко, милосердием Твоим, и из под ига Агарянскаго избави их. Помяни Господи врученную мне от благаго Промысла Твоего паству; и благоволи осеняти ю всегда небесным Твоим благословением. Подаждь благоговейных и учительных пастырей Церквам Твоим, да примером добродетельныя жизни своея наставят на путь вечный верующих в Тя, Господи. Помяни Господи Благоверных, правительствующий Синклит, военачальники, и все христолюбивое воинство: всякое начало и власть. Даруй им, проходити звание свое во благодушии и в страсе Твоем. Духом владычним и духом правды и истинны утверди их, от всякаго лицеприятия и мздоимства избавляя и человеколюбие всели в сердце их. Помяни Господи всех православных Христиан и всякаго рода языка и племени сущих под небесем, служащих Тебе непорочностию духа своего и уповающих на великое благоутробие Твое. Супружества в мире и единомыслии соблюди, младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушные укрепи, скорбящие утеши, расточенные собери, прельщенные обрати, развращенные исправи, вдовицам предстани, сирых защити, плененные избави, болящие исцели, в заточениях, в горьких работах, в гонениях и во всякой нужде и скорби сущим помоги; плавающим сплавай, путешествующим сшествуй. Помяни Боже и всех требующих великаго Твоего благоутробия и любящих нас и ненавидящих нас: подаждь всем нам богопоспешно прейти подвиг настоящия жизни и лицу твоему предстати во уповании сынов воскресения и радости нескончаемыя. Помяни Господи и мое недостоинство: даждь ми ходити всегда путем истинны Твоея; в чистоте душевней предстояти престолу Твоему и приносимую Тебе мною словесную жертву приими в пренебесный Твой жертвенник. Даруй же мне Владыко, и звание Архиерейское проходити со тщанием и ревностию достойною Евангелия Твоего, и проповедуемое мною слово раствори солию Благодати Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

13) Читать ученикам для латинского красноречия в покоях Ciceronis de officiis, de senectute et amicitia, consolationem, quaestiones Tusculanas, Cornelium Nepotem, Justinum, Mureti orationes, Flacciolati, Pavlini, Lactantii, epistolas Plinii, Curtii. Для стихотворства, Виргилиевы Еклоги, Овидиевы некоторые места ex Metamorphosi, и Tristia, Oveni epigrammata. – Для Российского красноречия проповеди Феофановы, Димитрия Ростовского , Гедеоновы, Минятиевы, Платоновы, а для стихотворства – лучших Российских стихотворцев. – Для Греческого языка, Новый Завет , Иисуса Сираха, Феодоритовы de Providentia, Chrisostomi quasdam selectas homilias et Macarii Egyptii, и прочия, какия приказано будет, – а для истории читать в покоях Ролленову и Боссюетову историю и Российскую. Н А С Т А В Л Е Н И Е ДЛЯ ВЫСШЕГО ГРАММАТИЧЕСКОГО КЛАССА В СЕМИНАРИИ 1) Повторив в первые полгода учение нижнего Грамматического класса, во вторую половину начать и окончать Синтаксис. 2) В другой год, в первую и вторую половину года, паки Синтаксис пройти толкованием два раза. 3) И как нельзя быть Грамматике столь совершенной, чтоб все и малейшие случаи в ней заключалися, то учителю таковые недостатки дополнять изустно; что удобно сделает, ежели хорошо знает Латинский и Русский язык; и сии устные примечания велет ученикам для памяти записывать в тетрадку. 4) Почасту, и конечно в неделю три раза задавать екзерциции, чтоб с Русского на Латинский перелагали, а иногда латинскую задачу на русской язык; и сии задачи уже должны быть выше, нежели в нижнем классе, и задавать ученикам работу, чтоб они с большим напряжением входили в знание латинского языка, и доказали бы успех в оном. А локуциями при толковании непрестанно учеников занимать. 5) Все свои екзерциции ученики должны собирать в одну тетрадь, и на бело их переписать, что называются в школах, libri, и их при вакациях учителю свидетельствовать, и подписать, чтоб оные хранили, яко плод трудов своих. 6) Сверх того в первом году начать им показывать краткую Географию по Глобусу и Ландкартам и Географию наизусть выучивать по урокам, и в год окончать; и на сие в неделю определить три дни, – вторник, четверток и субботу, после обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Павел. С.-Петербург. Генваря 13. 1778. Ваше Преосвященство. Получив письмо ваше с посылкою драгоценною к сыну моему благодарю вас за оную и от себя и от него. Письмо Вашего Преосвященства ободрило меня в рассуждении воспитания сына моего, и привыкнув слушать советы ваши и верить словам вашим, приятным сим уверением ласкаю себя, что Бог благословит воспитание сына моего и оградит его от всех зол и пошлет ему Ангела мирна, верна, наставника и хранителя душ и телес. Приимите еще мое благодарение за принесение вами Богу молитв публичных и будьте уверены, что я пребуду на всегда вашим верным другом Павел. Жена моя кланяется и благодарить Ваше Преосвященство. С.-Петербург. Марта 10 дня 1781 Ваше Преосвященство. Академии ректору и префекту публика и я весьма обязаны тем, что вздумали новую и полную эдицию напечатать ваших сочинений. Яже с своей стороны нахожу особливое удовольствие встречаться на всякой строке с теми правилами и наставлениями, которым я столь много обязан, и которыя поставили основание нашей дружбы и моей благодарности. Прочтением оных возобновлю я в памяти своей все то, что может быть суетами света сего во мне уже начало слабеть; но конечно не дружба моя с которою пребуду на всегда вашим верным Павел. Жена моя с благодарностью получила то чему детям моим останется учиться. С.-Петербург. Марта 12. 1784. Весьма благодарю ваше Преосвященство за присылку трудов ваших при письме вашем от 5, но ни как пропустить не могу без обыкновенней моей оговорки то, что пишете о старости своей. Желаю, чтобы вы о ней не помышляли сие заставляет меня писать дружба моя к вам с каковою есмь и буду вашим верным Павел. С.-Петербург. Ноября 9 1784. В письме вашего Преосвященства от 31 прошедшего много приятного, но удивительно ученику учителя учить, в протчем вам я должен тем самим, что меня питает и утверждает, Нет же дня где бы не получал новой пищи и нового утверждения. Благословение ваше всегда приемля есмь и буду и со всею семьею вашим верным Павел. С-Петербург. Декабря 1. 1785.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Огромных Фебовых держав? – Явленьем дивным пораженный Мой дух на высоту парит, Дедалом быстрым окриленный. По огненным стезям скользит; Эфирно пламя разсекая, Полет свой выше направляя, По вечно ровным тем путям, Где власть и Божеская сила Свою премудрость положила – И что усматриваю там? В пространстве там неизмеримом Великолепный звездный дом, На основании незримом Ни оком смертных ни умом.– Его фундамент – мудрость, вечность; Его вершина – безконечность: Из облаков – его врата, – Рукою сильной отворенны, И верным в вечность преклоненны Туда, – где мир и лепота. – И там средь светлых сих чертогов Яснейший солнца трон стоит. Где при немолчном звуке хоров Бог громоносный возседит. По всей вселенной взор вращает Богам к себе повелевает Притечь в Его небесный свет, С Ареопагскими судьями – С блестящими полубогами, Чтоб дать в суде Его ответ. – И се я вижу Марс внимая Громодержителя словам, Мечем кровавым ударяя, Грядет по облачным стезям С Богами и полубогами, С судьями всеми, мудрецами. – Притек пред трон и побледнел: Тогда звучащими устами Трясущей сушей и волнами Юпитер к сонму возгремел. – „О дети истинно небесны, „Решители судьбы Богов, „Оракулы небес нелестны, „Судящи каждой смертных ков, „Пред коими и Марс немеет: „Пронырство хищно цепенеет, „Возсядте вы с моим орлом! „Дела прошедши разберите, „Полубогов – Богов судите, „Вручаю стрелы вам и гром!” – Скончал – и Судии небесны Взошли на трон – их суд настал: Из виду сонмы скрылись звездны, Священный трепет всех объял, Безмолвье всюду разлилося. Но вдруг и гром – все потряслося, И сам вострепетал раздор; Тогда между несметных строев, Средь тьмы блистающих героев Сей громкий слышу приговор. – „Ни мудрых ум быстропарящий „По цепи будущих веков, „За камнем дерзко восходящий „На край превыспренних миров; „Ни тот, от коего перунов „Трепещет твердь, – чертог Нептунов, „Ни венценосный человек, „Без веры цели не достигнут, „Взлетят на верх – падут, погибнут, „He кончив должный путь – свой век. „Треножник где златокованный,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Оно одушевляет, направляет и оплодотворяет благодатью Духа Святого всякое внешнее светское образование и всякую мирскую деятельность, не противные христианской вере и той главной цели человека, о которой было выше сказано. Именно «воспитанию в человеке этого-то на все полезного благочестия и посвящено духовное образование, и мы видим теперь, сколь высоки и ценны его стремления и задачи, и насколько они превосходят идеалы современной внешней образованности» 3 . Поэтому такие понятия как «просвещение, образование» в школе духовной, как училище благочестия, приобретают особенный возвышенный смысл и характер». Просвещение здесь не совпадает просто с научным образованием, с внешним развитием ума или приобретением познаний, но означает нечто большее – нравственное перерождение человека, озарение его благодатью, очищение и освящение всей его душевной жизни. Образование духовное имеет своей целью «представить всякого человека совершенным о Христе Иисусе» ( Кол.1:28 ), ... оно стремится воссоздать в человеке образ и подобие Божие во всей его высоте и чистоте, какие отличали человека до падения, нравственно преобразовать духовную жизнь и личность человека «по Образу Создавшего его» ( Кол.3:10 ), всецело просветить дух его правдою и преподобием истины... Таковы именно сущность и цель духовного просвещения, как искания правды —5— Царствия Божия ( Мф.6:33 ) и воспитания благочестия» 4 . Именно к этому была призвана духовная школа, и это назначение свое она выполняла и выполняет до сих пор на протяжении почти трех столетий. Сколько прекрасных людей нашего Отечества воспитала она! Многие известные ученые, архипастыри, замечательные проповедники, монахи, подвижники благочестия, прекрасные священники вышли именно из стен духовных школ. Все они посвятили свою короткую или долгую жизнь служению своему Отечеству, своему народу, воспитанию в нем истинного христианского благочестия, просвещению его основам веры н христианского образования. Одному из таких духовных рассадников просвещения, церковности и благочестия будет посвящен этот доклад, а именно – Спасо-Вифанской Семинарии, двухсотлетие которой мы празднуем в этом году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 октября 1997 года после соборной панихиды Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено погребение останков великого церковного иерарха в заново устроенном склепе на месте их обнаружения внутри храма Сошествия Святого Духа у северной стены. Заключение Из всего вышесказанного теперь видно, что Спасо-Вифанская семинария являлась на протяжении более чем 100 лет не только памятником архитектуры, но более даже памятником силы и духа, памятником просвещения и церковной науки. Более полное представление об этом можно было бы составить, заглянув в прекрасную библиотеку семинарии, но она, к сожалению, в пылу революционных бурь была безвозвратно утрачена, хотя она составляла, по свидетельствам очевидцев, «хорошее собрание до 10000 томов, в основе которого лежали библиотеки Платона, Филарета и Макария» 40 . Но, тем не менее, нам в наследство достались воспоминания многих питомцев Вифанской семинарии, труды и научные работы многих выдающихся ученых-выпускников этой прекрасной духовной школы. Мы не должны об этом забывать, но должны всегда это помнить и приумножать это богатство во славу Божию, во славу нашей Святой Православной Церкви. Постников А.В. Документальные памятники исследования природы и населения Русской Америки миссионерами Православной Церкви//Богословский вестник 1998. Т. 2, вып. 1, с. с. 37–82 —37— К 200-летию со дня рождения Святителя Иннокентия Миссионерская деятельность на Алеутских островах была начата промышленниками. В 1759 году передовщик-мореход С.Г. Глотов окрестил нескольких алеутов и одного из них, подростка Мушкаля (Мушколя), доставил на Камчатку. Впоследствии Мушкаль, известный под христианским именем Ивана Глотова, будучи толмачем, а затем тойоном острова Умнак, весьма помогал своим примером в распространении христианства. Большие усилия в приобщении туземцев к православию прилагал Г.И.Шелихов, основавший в 1784 году первую школу на Кадьяке. Подобная же школа для обучения креолов и туземцев существовала в конце 18–начале 19 века на Уналашке, причем в обеих из них велось обучение Российской словесности. Закону Божию, Арифметике и Навигации 41 . Навигация в этих школах преподавалась штурманами компании, за что они и награждаются особою платой, а прочие предметы – теми из промышленных, кои имеют к тому некоторые способности, так же с особым за сие занятие награждением. Для девочек было открыто заведение с обучением рукоделию и домашнему хозяйству. Шелихов заметил у алеутов и креолов весьма хорошие музыкальные способности, и, учитывая необходимость обеспечения церковной службы хоровым пением, он вывез в Иркутск в 1787 году 12 креолов специально для обучения их музыке, из которых

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При многосложных трудах по Академии, при обязанности по временам проповедывать Слово Божие, на архимандрита Филарета в течение второго академического курса постоянно были возлагаемы посторонние поручения. Так, Комиссия духовных училищ, желая иметь верные и обстоятельные сведения о состоянии училищ Московского округа, чрез год после его открытия поручила в 1815 году Филарету, как члену своему, обозреть Московскую Академию с некоторыми семинариями и училищами ее округа. На пути туда ректор С-Пб Академии обозревал семинарии – С.-Петербургскую, Новгородскую и Тверскую, где в то время совершился первый курс образования по новому плану. Потом он произвел обозрение семинарий Ярославской, Костромской, Владимирской, Спасо-Вифанской и Московской, вместе с находящимися при них и на пути между ними училищами. Поручение это, надобно думать, было для архимандрита Филарета сколько трудным, столько же и приятным. Прошло только шесть лет, как он прибыл в Петербург из Москвы, и вот он снова на время прибывает в Москву, но уже имея важное поручение, будучи архимандритом, ректором Петербургской Духовной Академии, доктором богословия и кавалером ордена св. Владимира 2-й степени. Ему суждено было ревизовать те самые учебные заведения, где он так недавно еще учился, преобразованную из Троицкой Лаврской семинарии Московскую Духовную Академию и Коломенское уездное духовное училище, приютившееся на месте бывшей, родной ему, Коломенской семинарии, – училище, которого ректором во время ревизии состоял его родитель, а зять (муж сестры) – учителем. По отзыву людей того времени, Филарет «держал себя при посещении Коломенского училища с тонким достоинством: относясь к зятю, как к обыкновенному учителю, он обратился к своему родителю со словом «батюшка» и пригласил его сесть» 82 . Заметим мимоходом, что это свидание Филарета со своим родителем было последним: в начале следующего, 1816 года (18 января) достойный о. протоиерей Коломенского Успенского собора и ректор местного духовного училища Михаил Феодорович Дроздов скончался. Филарет был крайне огорчен кончиною отца. Сам будучи глубоко верующим, он теплыми словами веры утешал в потере свою родительницу и всех своих близких родных. 83 Со всем усердием и знанием дела исполнив поручение Комиссии духовных училищ, архимандрит Филарет в самом непродолжительном времени представил ей подробный отчет о состоянии обозренных им духовно-учебных заведений. Наградою ревизору за успешное исполнение поручения была изъявленная Комиссиею духовных училищ совершенная благодарность, а со стороны высочайшей власти, по представлению Комиссии всемилостивейше пожалованная в 1816 году, при Монаршем рескрипте, Панагия. И во все последующее время Комиссия духовных училищ имела в лице Филарета весьма полезного и нужного для себя члена, близко знакомого с состоянием учебной и хозяйственной части в Петербургской и Московской академиях и во многих семинариях и училищах обоих округов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010