наместника занял комнаты иеромонаха Аарона, да и новоопределенный эконом уже поместился с удобностию в комнатах прежнего Правления. Ваше Высокопреосвященство предписали заштатным бедным ученикам делать пособие из процентной суммы, определенной в Вифанскую семинарию покойным преосвященным митрополитом Платоном, но поскольку оная сумма состоит только из 150 р., а сверх ста человек положенных по штату, сирот и беднейших отцов детей, долженствующих содержаться на казенном коште, имеет на лицо более 50 человек таких, которые не имеют никакого способа к содержанию себя по той причине, что по разорении Москвы сверх ста бедных учеников, содержавших в Спасо-Вифанской семинарии, поступило в оную из Московской Академии 100 человек, также не могущих содержаться на своем коште, да 50 человек таковых же из лаврской семинарии, кроме 150 человек, бывших на коште оной семинарии. Сообразив все сие число учеников, содержавших в Вифанской и Лаврской семинарии, также и то, что все почти, бывшие прежде на казенном коште в прежней Московской Академии и все бедные, переведенные из Дмитровской семинарии поступили в Вифанскую семинарию, всех же имеющих нужду в пособии простиралось до 500 человек, исключив же 300 человек, отправленных в уездные училища, имеющих нужду в содержании должно простираться до 200 человек; то не благоволите ли Ваше Высокопреосвященство по крайней мере на сей случай из имеющейся остаточной от прежних и нынешних годов суммы, 20600 рублей, находящейся в сохранной казне и за всем расчетом деньги, которые должны быть употреблены по сей последней трети до 1815 года, положить на содержание сверх ста человек, назначенных по штату, еще 36 человек, полагая на каждого по 60 рублей, что составит 2160 рублей» 19 . Преосвященный Августин не утвердил этого представления семинарского Правления, положив на нем такую резолюцию: «Как на все цены возвышаются, то остальную сумму от содержания по семинарии должно хранить на непредвиденные случаи, а бедных ею содержать в уставе не сказано. Чтобы принадлежащим к Владимирской епархии ученикам обучаться в Вифанской семинарии решить не могу, а семинарское Правление и об том и о другом имеет представить комиссии духовных училищ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

торое и утверждено Его Высокопреосвященством Архиепископом Дмитровским и Кавалером, учинить следующее: 1) испытание всем студентам и ученикам, находящимся в прежней Московской Академии и Перервинской семинарии учинить Ректору Академии и кавалеру отцу Архимандриту Симеону, Ректору Московской семинарии отцу Архимандриту Евгению и Московского Знаменского монастыря Архимандриту Неофиту; 2) таковое же испытание студентам и ученикам Лаврской семинарии учинить членам Академического Правления Инспектору Архимандриту Филарету и церковной истории Бакалавру соборному иеромонаху Никанору; а ученикам Вифанской семинарии Ректору оной Архимандриту Парфению, Бакалавру Академии соборному Иеромонаху Феоктисту и бывшему оной семинарии префекту соборному иеромонаху Макарию и по учинении испытания означенным лицам представить в Академическое Правление два списка студентов и учеников 1-х тех, которые окажутся способными поступить в богословское, философское и риторическое отделения, – 2-х тех, которые окажутся неспособными поступить в назначенные отделения препроводить по желанию их в Московскую и Спасо-Вифанскую семинарию; 4-е учеников низших классов бывшей Московской Академии оставить в оной на прежнем основании, жалованье учителям и содержание бедным ученикам производить из остаточной экономической принадлежавшей Академии суммы; 5-е учеников низших классов Перервинской семинарии по недостатку покоев для помещения их вместе с учениками вновь учреждаемой семинарии, перевести в прежде бывшую Московскую Академию, содержание же сиротам и бедным из числа их производить то самое, которое получали они в бывшей Перервинской семинарии, 6-е ученикам низших классов Лаврской и Спасо-Вифанской семинарий всем обучаться в Лавре и сиротам и бедным из них нанимать квартиры в состоящем при Лавре посаде из остаточных экономических сумм означенных семинарий; 7-е смотрителем низших классов определить в бывшей Московской Академии Знаменского монастыря Архимандрита Неофита, а в Лаврской семинарии бывшего префекта Вифанской семинарии соборного иеромонаха Макария, которому

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новая московская Академия при самом начале своего существования была вполне обеспечена в средствах образования доставшимся ей богатым книжным наследством сразу из двух мест: из троицкой лаврской Семинарии и из московской славяно-греко-латинской Академии; в первой это богатство накоплялось в продолжение более 70 лет, во второй – 130 лет. В представлении академического правления архиепископу Августину о поступлении в ведение новой Академии той и другой библиотеки от 30 сентября 1814 года, высказано такое мнение правления: «Как московская духовная Академия ныне учреждена в Сергиевой лавре, а Семинария московская в московском перервинском, спасо-вифанская при спасо-вифанском монастырях, на место бывших в оных монастырях Семинарий, при которых свои библиотеки имелись, то библиотеки: бывшую при лаврской Семинарий оставить при Академии, а принадлежавшие перервинской и спасо-вифанской Семинариям оставить при учрежденных ныне в оных местах Семинариях; библиотеку, бывшую при московской славяно-греко-латинской Академии разделять на Академию и перервинскую Семинарию таким образом,чтоб 1) взять из оной в Академию те книги, коих в библиотеке лаврской Семинарии не имеется и кои академическое правление найдет нужными для Академии; 2) затем имеющие остаться книги отдать в перервинскую Семинарию. Что же принадлежит до спасо-вифанской семинарской библиотеки, то академическое правление по усмотрении, каких книг необходимо нужных будет недоставать в оной, имеет уделить из московской библиотеки». Комиссия духовных училищ такое мнение правления утвердила 1 ноября 191 . В то же время дано Академии полномочие избрать для академической библиотеки потребные книги из библиотек московской синодальной и новиковской, которых каталоги прислал в Академию ректор московской Семинарии архимандрит Евгений Казанцев При богатстве троицкой семинарской библиотеки оказалось нужным воспользоваться для академической библиотеки сравнительно немногими книгами из московских библиотек: так из библиотеки московской славяно-греко-латинской Академии из 1377 названий книг на иностранных языках (преимущественно на латинском) избрано 661 название, и из 928 названий книг на русском языке взято 141 название; по отделам избранные книги разделены на разные издания Библии и отдельных книг священных, на книги по богословию догматическому, истолковательному и нравственному, на творения отеческие, книги по истории церковной и гражданской, по каноническому праву, по философии, математике, словесности, классической литературе и филологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Сострадательное семинарское начальство бедным из них выдало на дорогу по рублю, а некоторых одело в старые кафтаны серого сукна. За грамматиками и информаторами добровольно оставили семинарию некоторые из философов и риторов 17 . Пять иноепархиальных учеников перешли в семинарии своих епархий и до 20 учеников Московской епархии подали прошение об увольнении в епархиальное ведомство «по причине многих лет и бедности, как они объясняли в своих прошениях». В виду переполнения семинарии воспитанниками семинарское начальство охотно увольняло излишних и даже понуждало иноепархиальных к переходу в своих епархии, но иноепархиальные ученики не желали оставлять семинарию не смотря на то, что им приходилось проживать в крестьянских избах и нищенствовать на своем коште. Переполнение Вифанской семинарии учениками и совершенная необеспеченность многих из них побудила преосвященного Августина 7 Ноября дать такое предложение Правлению семинарии: «Чтобы удобнее разместить учащихся в комнатах семинарских Правление имеет учинить следующее: 1) Уволить всех тех, которые не принадлежать к епархии Московской, а к какой либо другой. 2) Всех тех, которые не могут нанять квартиры, хотя с некоторою теснотою поместить в покоях семинарских, а также и в бывшей богадельне и коли можно в домах служительских. Гостиные комнаты в монастыре отдать профессорам. 3) Дети отцов достаточных, коли пожелают, могут содержаться пищею, отоплением и освещением от семинарии, ежели будут вносить потребную сумму, а бедным не можно ли давать пособие из процентной суммы, какая положена на Вифанскую семинарию покойным преосвященным Платоном. 4) Вследствие сего Правление нимало не медля представит реестр учеников бедных и тех, которые желают содержаться в семинарии со внесением денег. 5) Что по сему учинено будет мне представить» 18 . Правление нашло неудобным согласиться с этим предложением преосвященного. Семинарскому начальству жалко было удалять из семинарии иноепархиальных учеников, число которых простиралось свыше 50-ти и которые, проучившись немало время, умоляли начальство дозволить им окончить образование в Вифанской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Те студенты Академии, которые не найдут себе квартир в Москве, могут обучаться в семинариях Троицкой и Вифанской на своем коште, а ученики Академии в училищах Московских Дмитровском, Коломенском и Звенигородском, где можно отыскать квартиры за недорогую плату 5 . Св. Синод согласился с предложениями преосвященного Августина и 31 Марта учение в Академии было открыто. Но самых бедных студентов оказалось более, чем предполагало начальство и в Вифанскую семинарию пришлось поместить не 60 человек, а 100. 29 Марта академическое правление уведомило Правление Вифанской семинарии, чтобы оно приготовило комнаты для студентов имеющих поступить из Академии числом 100. Семинарское начальство перебралось из Платонова корпуса в купленный за 1000 рублей дом Нестеровой и очистило свои покои для Московских гостей. 30 Мая Академия уведомила Вифанскую семинарию, что 100 студентов и учеников, потерпевших разорение от неприятеля, в скором времени имеют быть отправлены. По резолюции преосвященного Августина на содержание 50 человек семинария должна была употребить оставшуюся от прошлых годов сумму в количестве 3300 рублей, а на содержание других 50 человек Академия препроводила в семинарию 3000 рублей. Кроме этих 3000 рублей из Академии прислано было в Правление Вифанской семинарии жалованье академическим воспитанникам в количестве 530 р. 27 коп. 6 . 1-го июня 1813 года музы Московской Славяно-Греко-латинской Академии, выражаясь красноречивым языком официальных бумаг начала нынешнего столетия, обитавшие в градском шуме, переселились в приятнейшее уединение 7 . В июне месяце Вифанское уединение действительно могло показаться приятным, особенно для мало привыкших к городской жизни сельских уроженцев, какими были большинство присланных в Вифанию питомцев Академии. А возможность получить в Вифанской семинарии необходимые средства для содержания и воспитания утешала академических в разлуке с привычной школой. Впрочем, некоторым из питомцев Академии не понравилось Вифанское уединение. Октября 22 Правление семинарии докладывало преосвященному Августину, что присланные в Спасо-Вифанскую семинарию из Академии ученик поэзии Иван Розанов и высшего грамматического класса Димитрий Каринский отлучились от семинарии без всякого к Правлению отношения и где теперь они находятся – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В 1859 году возведен в звание соборного иеромонаха Донского монастыря. Возведенный митрополитом Филаретом в Троице-Сергиевой лавре 25 сентября 1861 года в сан архимандрита, он 30 декабря того-же года переведен на должность инспектора в Московскую духовную семинарию. Определенный, для поправлении здоровья в 1863 году, настоятелем Московского Знаменского монастыря, что на старом Государевом дворе, он оставался в этой должности и после того, как в 1866 году состоялось назначение его на должность ректора Вифанской духовной семинарии. Должность ректора семинарии архимандрит Сергий проходил около 8 лет и за это время, по отзыву его бывшего воспитанника С. Соколова, «стяжал себе полную любовь своих питомцев, какую, обыкновенно, дети питают к своим добрым родителям». А его глубокие познания во всем, что клонилось к образованию юношества, и всегдашняя готовность поделиться своими познаниями в пределах юношеского понимания еще более укрепляли к нему эту любовь и уважение. В 1874 году архимандрит Сергий, по своему прошению, перешел в епархиальную службу, оставаясь сначала настоятелем Знаменского монастыря, а с 1880 года состоя настоятелем тоже Московского Спасо-Андрониева монастыря, – и исполнял лежавшие на нем с 1866 года обязанности члена Московского комитета духовной цензуры, а также с 1876 года – должность члена Московской духовной консистории. В семнадцатилетнее управление Знаменским монастырем он немало сделал к устроению этого монастыря: ветхие здания его исправлены, выстроены два новых каменных корпуса, арендные статьи возвышены, вследствие чего доходы монастыря возросли вчетверо. Вместе с тем архимандрит Сергий не переставал заниматься наукой. Так в 1865 году он написал и издал в свет сочинение под заглавием: «Историческое описание Московского Спасо-Андрониева монастыря», в следующем 1866 году – «Историческое описание Московского Знаменского монастыря», а в следующем 1867 году – «Несомненная истинность Евангельской и Апостольской историй». В 1875 году из-под его пера вышел I-й том капитальнейшего его сочинения под заглавием: «Полный месяцеслов Востока, том I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

9) Обучение Греческого языка продолжать, чиня переводы с Российского на Греческой и с Греческого на Российский, и читать прилежно лучших авторов Греческих чрез оба два года. 10) А притом крайне прилежать, чтоб они по Гречески могли говорить, в чем их упражнять, как в Еллинском, так и πλ. 11) А ежели будет учитель, могущий учить и Еврейскому языку, то Греческого языка учение должно кончиться по окончании первого году Философии; а должен начаться Еврейский, и продолжать его чрез весь год вторый Философии. 12) И сие продолжение Еврейского языка должно быть и в Богословии чрез первые два года. 13) О катихизисе тоже предписывается, что ученикам Риторики. 14) Ученикам Философии читать историю Философскую, Ciceronis paradoxa с критикою, Platonem и других, по рассуждению учителя. Для Истории – Тита Ливия, Тацита и Флора; Российскую всю историю, яко-то Нестора, продолжителя его, Никонову, Щербатова, Хилкова и Татищева. Для Греческих тех же, о коих выше сказано, можно прибавить притчи Соломоновы, Екклесиаст и Премудрость. 15) А в какие дни и часы чему обучать, сие предоставляется на распоряжение учителя. Н А С Т А В Л Е Н И Е ДЛЯ УЧЕНИКОВ РЕТОРИКИ И ПИИТИКИ В СПАСО-ВИФАНСКОЙ СЕМИНАРИИ 1) Пиитика с Риторикою соединяется; ибо едино Стихотворческого и Риторического красноречия основание. 2) Риторика с Пиитикою продолжается два года. 3) В первой первого года половине обучать, как сочинять периоды, то есть, как умножать и разно преобращать слово, и члены в правильную полноту приводить; притом тропы и фигуры, и их твердо надлежит в памяти содержать. 4) Само по себе разумеется, что сие объяснение надлежит непрестанными примерами утверждать не только учителю в школе при толковании, но и ученикам задавать, чтоб они сочиняли по-латыне и по-русски периоды, и на всякой троп и на всякую фигуру особые образцы. 5) В сию же и вторую половину года всем ученикам обучаться Греческому языку, начав нижний класс грамматической точно таким же образом, как сказано о нижнем грамматическом Латинском классе, в рассуждении Арифметики.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

17) Учитель великим своим обязательством да почтет, изобретать различные способы, чтобы прилежных, успешных и честных студентов ободрять и отличать: а нерадеющих и малоуспевающих обличать и посрамлять. He говорится здесь о непонятных, о ленивых и о развратных. Ибо непонятные никак не должны и допущены быть до порога Богословского, а ленивые, неисправляющиеся и развратные непременно должны исключаемы быть с худым аттестатом, хотяб они и в Богословский факультет уже поступили. Все сие, ежели точно будет наблюдаемо, при руководстве разумнаго учителя, а паче при помощи благодати Христовы, конечно можно надеяться, что студенты произойдут просвещенные, Богослова имя не тщетно носящие, учинятся добрыми пастырями церкве, и заслужат благоволение и честь от Бога и человек. НАСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ФИЛОСОФИИ В СПАСО-ВИФАНСКОЙ СЕМИНАРИИ 1) ФИЛОСОФИЯ продолжается два года. 2) В первом году учить Логике по аппробованному автору, а имянно Бавмейстера. 3) Во втором году учить Метафизике и Физике Теоретической по аппробованному автору тому же, или по другому автору, какой есть лучше. 4) А Мораль оставляется; ибо человеческая слаба и недействительна, а должна она почерпаема быть из Слова Божия в Богословском классе. 5) И как учение Философии по сим предметам, и особливо в краткости, будет мало занимать учеников, да и по одной спекуляции может показаться скучною; то дополнить сии два года следующим. 6) Объяснение Риторики продолжать и по правилам ея, а паче по всегдашним назначениям сочинения речей или нравоучительных, или исторических, или философских, коих каждому студенту в год сочинить не меньше восьми, и оные, с апробации, публично при собрании всей Семинарии говорить в Авдитории. 7) В то число восьми речей, некоторых, особливо к тому способных, назначать сочинять стихи Латинские или русские, и оные также, по апробации, читать публично в Авдитории. 8) В сии же два года в школе читать пространную Историю Церковную и Гражданскую под руководством учителя с принадлежащим объяснением и критикою, а особливо Историю Российскую, и на некоторые места, подлежащие критике, велеть сочинять особые диссертации и оные прочитывать публично.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

7) На другой год в первую половину туже Географию повторить, со испытанием их успеха, по ландкартам и Глобусу. 8) Во вторую другого года половину просодию латинскую показать, чтоб узнали, как говорится, quantitatem verborum: изъяснять и разные роды стихотворства Российскаго, в теже дни и часы, в кои География была изучаема. 9) В сию же половину года начать всем учиться греческому языку в теже дни и часы; но так, чтоб два часа на просодию и стихотворство, а третий на Греческий язык. 10) Сие обучение Греческаго языка состоять будет только в том, чтоб изучились читать и писать по-гречески 8 частей слова, и склонения и спряжения. 11) Но чтоб непременно памятовали катехизис изученный в нижнем классе и для того чрез каждые два месяца их выслушивать, памятуют ли его. 12) Во вторый год высшаго класса велеть, чтоб ученики между собою начали разговаривать по-Латине; что над ними крепко наблюдать, особливо в классах. 13) Назначать читать ученикам легких латинских авторов, яко то разговоры Corderii, Colloquia Erasmi, тогоже Enchiridion militis Christiani, libellum ejusdem de civilitate morum, Catonis difticha omnia, exceptis quibusdam paucissimis, ut gentilismum redolentibus, memoriter discenda in superiori classe, Phaedri fabulas, и Российских хороших, но легких сочинителей, к их возрасту и роду учения принадлежащих, яко то: изображение истиннаго христианина, басни Сумарокова, Псалмы Ломоносова, и другие, какие приказано будет. – И сего довольно.   НАСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО КЛАССА В СПАСО-ВИФАНСКОЙ СЕМИНАРИИ 1) Грамматический класс разделяется на два, низший и высший. 2) В низшем учение продолжается год, а в вышнем два года. 3) Информатории не быть; а всегда брать из Троицкой Семинарии готовых, обучившихся по-латыне читать и писать, знающих согласить имя существительное с прилагательным, и выучивших 8 частей слова, и 5 склонений и 4 спряжения. 4) В низшем классе обучать по грамматике, какая ныне в Троицкой Семинарии в употреблении, все то, что надлежит по Синтаксис: но и Синтаксиса несколько так, чтоб ученики не только не трудные локуции, но и легкие екзерциции, с Русского на Латинский переложить могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

А как по случаю нашествия неприятельского в Москву многие частные дома, в которых жили Академические студенты и ученики разорены, то Синод поручил Правлению Академии, рассмотрев сколько можно будет, поместить их в академическом здании, сколько в Троицкой и Спасо-Вифанской семинариях и других духовных училищах Московской епархии с производством им положенного жалованья, представить управляющему епархией преосвященному Августину, а ему с своим мнением Св. Синоду и до получения предписания учения в Академии не открывать 1 . Академическое начальство поспешило исправить повреждения в здании и в него снова собрались воспитанники. Немногие из них в длинную вакацию поспешили устроиться в других семинариях, а большинство, очутившись вследствие неприятельского нашествия в крайней нищете, явились в Академию с просьбами к начальству помочь им бедственном положении 2 . Епархиальное начальство позаботилось об участи бедствующих питомцев. Еще до открытия учения в Академии преосвященный Августин запросил подведомые ему семинарии, сколько каждая из них может поместить себя воспитанников Академии. На этот запрос Вифанская семинария ответила, что при семинарии праздных покоев имеется для шестидесяти человек, а есть ли в силу данной 1810 года Декабря 23 резолюции покойного Высокопреосвященнейшего Платона митрополита Московского благоугодно будет преосвященному Августину, епископу Дмитровскому, приобщить к семинарии состоящий близ ее дом, занимаемый Нестеровой 3 , то сверх означенного числа можно поместить сорок человек и для пищи, для отопления, освещения и уборки кроватями потребно на всякого в год сорок восемь рублей пятьдесят копеек. Семинарских капиталов за расходами настоящего года хранится в кладовой монастырской 3300 р. и 20500 рублей в сохранной казне 4 . 3-го Марта 1813 года преосвященный Августин, испрашивая разрешения Св. Синода открыть учение в Академии представил и свое мнение, как разместить ее воспитанников, число которых в то время простиралось до 1610 человек. Преосвященный предполагал поместить в Академии на казенном содержании до 70-ти человек, самых бедных разместить по семинариям: 50 человек перевести в Троицкую семинарию и содержать на оставшуюся от жалования академическую сумму (3000), 60 человек поместить в Вифанской семинарии и содержать их в этом году на оставшуюся семинарскую сумму, 50 человек поместить в Перервинской семинарии содержать их на монастырском доходе, а прочих по прежнему поместить на квартирах с выдачей им положенного жалования.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010