XX в. в Б. м. жили ок. 270 сестер, во Владимирском соборе ежедневно служили литургию и вечернюю службу, в ц. Филарета Милостивого - полунощницу, в Спасском и Предтеченском храмах богослужения совершались только на престольные праздники. По нек-рым сведениям, в Великий пост из Н. Новгорода в Б. м. приезжал исповедовать прмч. Георгий (Лавров) . 26 февр. 1929 г. мон-рь был закрыт, здания переданы коммуне им. К. Е. Ворошилова. Последняя игум. Лидия (Сахарова) вместе с сестрами поселилась в Семёновском, в нояб. 1930 г. была арестована, после окончания шестилетнего заключения уехала на родину, где скончалась. В 30-х гг. XX в. помещения обители занимали школа, общежитие, военный госпиталь, турбаза. В годы Великой Отечественной войны нем. оккупанты устроили в Б. м. госпиталь. В 50-х гг. на территории обители находились машинно-тракторная станция, затем турбаза. Храмы обветшали, но с 70-х гг. по инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в Б. м. проводились реставрационные работы. 11 авг. 1992 г. часть монастырских зданий была передана РПЦ. 16 авг. 1992 г. во Владимирском соборе митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) отслужил литургию, на к-рой возвел мон. Серафиму (Исаеву) в сан игумении возобновленного мон-ря, с 1999 г. Б. м. управляет игум. Таисия (Исаева). В обители ежегодно 8 сент. после литургии во Владимирском храме совершается крестный ход к главному монументу Бородинского поля, где служатся благодарственный молебен и заупокойная лития. В Б. м. особо почитается свт. Филарет Московский, частица мощей к-рого находится в алтаре Владимирского храма, также чтится память игум. Марии (Тучковой). К прославлению прп. Рахили в лике местночтимых святых, совершившемуся 26 июля 1996 г., сестрами обители были составлены служба с акафистом и жизнеописание святой; над могилой прп. Рахили, за юж. стеной мон-ря, поставлена деревянная часовня, освященная 10 окт. 1997 г. митр. Ювеналием. 6 июля 1999 г. Б. м. посетил Святейший Патриарх Алексий II. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Ед. хр. 703. Л. 1-4. Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Беседа по освящении храма св. прав. Филарета в Спасо-Бородинском мон-ре. СПб., 1839; он же. Письма к игум. Спасо-Бородинского мон-ря Сергии. Тверь, 1890; ПСПиР. 1915. [Т. 474; 2 ПСЗ. Т. 8, 6025; Житие и чудеса прп. Рахили/Спасо-Бородинский мон-рь. М., 1999. Лит.: Маслов С. 50-летие Бородинской битвы и Спасо-Бородинский мон-рь М., 1862; Брайковский А. А. Мон-рь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1912; Толычева Т. Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница. Можайск, 1993р; Подвижницы Спасо-Бородинского мон-ря. Можайск, 1994. Е. Б. Емченко Рубрики: Ключевые слова: КОЛОМЕНСКИЙ НОВО-ГОЛУТВИН ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) находится в г. Коломне Московской обл. Расположен в Коломенском кремле на берегу Москвы-реки

http://pravenc.ru/text/153223.html

С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (XV в.). ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре). С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери. ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины. С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница». С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери. СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали». ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.). С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района: Колодчик Николая Чудотворца (Губино) , Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери. С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая. Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери. КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.). ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.). МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.). С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.). С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери. С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Вскоре рядом с храмом стали селиться одинокие женщины, вдовы и сироты, искавшие уединения, и в 1833 году, когда их число достигло сорока человек, по ходатайству митрополита Филарета была зарегистрирована общежительная женская Спасо-Бородинская пустынь. 6 марта он писал Тучковой: " Государь Император утвердил положение Св. Синода о дозволении при Спасской церкви на Бородинском поле устроить женское богоугодное общежительное заведение. В положении Св. Синода сказано, чтобы сие было на правилах, подобных тем, на которых с соизволения блаженной памяти императора Александра учреждена Борисоглебская Аносинская богадельня, что ныне монастырь " . 4 июля 1836 года в Троице-Сергиевой лавре Тучкова приняла постриг в рясофор под именем инокини Мелании. В начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский второклассный женский монастырь - 3 января митрополит Филарет написал Тучковой: " В день преподобной Мелании Св. Синодом подписан доклад о преобразовании Спасского общежития в общежительный монастырь. Разумеется, что Св. Синод не выбирал сего дня, но так Бог устроил " . Через два с половиной года, 28 июня 1840 года, Тучкова была пострижена в мантию под именем Марии, а 29 июня возведена в сан игумении монастыря. До этого, в 1839 году, на пожертвования частных лиц и императора Николая I (25 тысяч рублей ассигнациями), были построены каменная ограда с четырьмя башнями и храм Филарета Милостивого в северо-восточной башне, в 1840 году - колокольня при Спасской церкви. Вскоре число сестёр в монастыре достигло двухсот человек. В 1851 году началось строительство собора Владимирской иконы Божьей Матери по проекту архитектора М.Д. Быковского. Строительство его было завершено уже после смерти первой игумении монастыря; освящение состоялось 5 сентября 1859 года - при игумении Сергии (в миру княгини С.В. Волконской). В сентябре 1867 года в гостинице монастыря останавливался Л.Н. Толстой. В 1874 году, при настоятельнице схиигумении Алексии, была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при новой монастырской трапезной. В конце XIX века были построены новые келейные корпуса. К этому времени Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров России, известным не только своим местоположением, но и подвижнической жизнью его насельниц - особо почитаемыми из них были схимонахини Сарра и Рахиль.

http://sobory.ru/article/?object=00459

Похоронили матушку Марию в той же ограде, что и схимонахиню Серафиму. (К сожалению, нам не известен год кончины старицы Марии.) Шли годы, строения монастыря разрушались, но не зарастала тропинка к могилкам подвижнец. А когда недалеко от места захоронения схимонахинь началось строительство жилого дома, было принято решение о перезахоронении их останков. 2 октября 1987 года останки схимонахини Марии и схимонахини Серафимы были погребены у алтаря церкви Вознесения села Перемилово близ г. Яхромы. Господи, упокой души схимонахини Серафимы и схимонахини Марии, со святыми упокой, и их молитвами спаси нас! Краткая история Спасо-Влахернского монастыря Своим возникновением Спасо-Влахернский женский монастырь обязан благочестивому семейству Головиных. На протяжении столетия (1798–1890г.г.) Головины строили в своем родовом имении – селе Деденево храм во имя Спаса Нерукотворного, в этот храм Головины передали хранившиеся у них старинные иконы, более трехсот частей святых мощей, церковную утварь. С 1836 года отделкой храма занимался Гавриил Павлович Головин. Мать владельца села Анна Гавриловна (урожденная княжна Гагарина) пожелала устроить в селе женское общежитие по примеру первоначального заведения Спасо-Бородинского монастыря, по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой (Зосимовой) пустыни, с тем, чтобы впоследствии можно было обратить общежитие в монастырь. В 1852 году подали прошение о учреждении общежития, на которое в том же году было получено Высочайшее соизволение. Головины пожертвовали будущему монастырю землю, усадьбу с шестью деревянными и одним каменным флигелем, мукомольную мельницу и каменный двухэтажный дом в Москве. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) назначил начальницей общежития послушницу Елизавету из Дивеевской обители. (Елизавета Андреевна Татаринова была родом из дворян). Попечительница Анна Гавриловна в 1853 году приняла пострижение в рясофор с именем Иоанны, с тем же именем в 1855 году приняла пострижение в схиму и в 1856 г. скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1950-х годах было уничтожено монастырское кладбище, представлявшее большую историческую ценность. В монастыре имелись захоронения начиная с 16 века. В обители похоронен дедушка патриарха Иоакима – Иван Сафронович Савелов, участник Бородинской битвы генерал – майор А.И. Варженевский, представители многих известных дворянских и боярских родов, по некоторым данным похоронен здесь и предок Анны Ахматовой – Стогов. В конце 1960-х годов ансамбль Колоцкого монастыря был поставлен на охрану государства и частично реставрирован Н.И. Ивановым в 1960-х гг. и в конце 1980-х гг. Ю.П. Мосуновым. В настоящее время Архитектурный комплекс Колоцкого монастыря является памятником архитектуры федерального значения. С начала 1980-х годов монастырь был взят на баланс Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. В 1984 году в честь 200-летия со дня рождения Д.В. Давыдова была торжественно открыта мемориальная доска на колокольне. В 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началось лишь в октябре 1997 г. Именно с этого времени обитель существует как самостоятельный женский монастырь. 27 июня 1998 года из Москвы в Обитель был принесен список Чудотворной Колочской иконы Божией Матери. В 2003 году Чудотворный список был перенесен из домового Храма в Успенский Собор и поставлен в Никольском приделе в деревянном резном киоте. Официальный сайт Успенского Колоцкого женского монастыря и pravoslavie.ru Скромный в наши дни Колоцкий монастырь имеет почти шестивековую историю, однако его религиозное служение имеет более короткий стаж. Колоцкий монастырь был основан в 1413 году удельным можайским князем Андреем Дмитриевичем. Основание монастыря связано с явлением около реки Колочь чудотворной иконы Божией Матери. Эта икона была одной из первых явленных икон на московской земле. История её обретения нашла отражение в 22 общероссийских летописях XV-XVII вв, а также стала сюжетом памятника древнерусской литературы, датирующегося I половиной XVI века " Повести о Луке Колочском " .

http://sobory.ru/article/?object=06985

По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2. Обычай возводить церкви в благодарность Богу за избавление от неприятеля существовал на Руси во все эпохи. Церковь Сретения Господня в городе Дмитрове стала одним из таких храмов – он построен в 1814 году в память о спасении страны от нашествия Наполеона. Главный храм-памятник победе в Отечественной войне 1812 года – знаменитый Храм Христа Спасителя – был возведен в Москве, а в Подмосковье такими церковными памятниками стали Спасо-Бородинский женский монастырь в Можайском городском округе и часовня напротив Воскресенской церкви в Павловском Посаде. Сретенский храм в Дмитрове был возведен на средства местных купцов, помнивших четырехдневное пребывание французов в подмосковном городе. В «Исторических материалах о церквях и селах XVI-XVIII вв.» В. и Г. Холмогоровых мы не встречаем почти никаких сведений о Сретенской церкви Дмитрова, названной в книге так: «Церковь Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на посаде, на речке Березовке». В то же время, несколько страниц посвящено другой Сретенской церкви, находившейся возле упраздненного Пятницкого девичьего монастыря. Сретенская церковь с приделом мучеников Гурия, Самона и Авива, хотя и имела такое же название, была посвящена другому церковному празднику – Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Сретение Господне – двунадесятый праздник, установленный в память о принесении на сороковой день после рождения младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Это событие описано во второй главе Евангелия от Луки, а само слово «сретение» означает встречу. Под Сретением Пресвятой Богородицы понимают другую встречу. В 1395 году великий князь Василий Ibeлeл принести в Москву почитаемую русскую святыню – Владимирскую Богоматерь, чтобы просить ее избавить от нападения Тамерлана. Согласно «Повести о Темир-Аксаке», Тамерлану явилась сама Божия Матерь и, устрашенный этим чудом, захватчик неожиданно оставил намерение идти в русские земли. На месте встречи Владимирской иконы в Москве Василий I в благодарность за спасение от беды решил основать монастырь, получивший название Сретенского.

http://sobory.ru/article/?object=03755

Возможности погружения в обстановку тех славных ратных дней тут просто запредельные. В этом подросткам с удовольствием помогают волонтёры из клубов военно-исторической реконструкции. Важно, что практика сочетается с теорией: причём не только с лекциями, но посещением местных мемориалов и музеев, включая Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный вдовой генерала Александра Тучкова на месте его славной гибели; беседами у костра, встречами с интересными людьми, как например, было с участниками броне-автопробега Москва-Брест, известным танцором Гедеминасом Тарандой или чемпионом мира по версиям WBA (2012—2018), IBF (2016) Денисом Лебедевым. Многим запомнился приезд в лагерь настоящего звёздного десанта: сразу нескольких Героев Отечества – живых легенд спецназа, ОМОНа, разведки, а ныне депутатов Госдумы, предпринимателей, общественных деятелей и даже священников. На высоте оказалась и культурная программа: совместный просмотр отобранных кинофильмов, чередуемых с дискотеками; конкурсы, игры и традиционные русские забавы; концерты художественной самодеятельности и популярных в молодёжной среде талантливых исполнителей. А для духовного возрастания – Божественные литургии в полевом храме во имя иконы Смоленской Божией Матери – той самой, которой русские воины молились перед Бородинским сражением. Недаром в своём поздравлении на открытие лагеря Президент писал: «Убежден, что такие масштабные патриотические инициативы…  очень нужны сегодня. Они содействуют личностному становлению ребят, воспитанию юношей и девушек на основе высоких ценностей гражданственности, любви к Родине, уважения к её героям».                                                                                         Роман Илющенко, ветеран МВД                                                                                         Фото Антона Полынова Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2018/07/20/zdes-znayu...

За правым клиросом в большом вызолоченном киоте с вызолоченными колоннами и резными фигурами и украшениями лучшей работы хранилась всеми чтимая явленная чудотворная икона Колочской Божией Матери, украшенная серебряно-вызолоченной ризой с коронами на венцах Божией Матери и Спасителя, украшенными драгоценными камнями. 14 января 1934 года Успенский храм Колоцкого монастыря был закрыт. По воспоминаниям старожилов, официально закрытый в 1934 году Успенский собор продолжал действовать до 1938 года. В 1934 году Успенский храм был передан школе-интернату для глухонемых детей, как и ранее монастырь. Колочская икона переносилась из храма в храм. Успенский собор не раз горел и постепенно приходил в ветхость. Впоследствии в Успенском соборе располагался военный банно-прачечный отряд. Храм перенес пожар и постепенно приходил в ветхость. Старый монастырский сад был вырублен на дрова. Все сохранившиеся монастырские здания служили приютом и кровом для многих лишившихся своих домов жителей села Колоцкого. Даже остатки стен полуразрушенных башен люди использовали под жилище. В конце 1960-х годов ансамбль Колоцкого монастыря был поставлен под охрану государством, начались реставрационные работы: восстановлено завершение Успенского собора и колокольни. С начала 1980-х годов монастырь был взят на баланс Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником, и в 1988 году уже усилиями сотрудников музея продолжились в Колоцком монастыре восстановительные работы. В 1993 году обитель возродилась как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря, которое с октября 1997 года преобразовано в Успенский Колоцкий женский монастырь. В 2001 году было совершено первое богослужение в зимней части Успенского собора, в правом приделе во имя святителя и чудотворца Николая, в 2002 году был восстановлен левый, Ильинский, придел. Комментарии и обсуждение Успенский собор основан в 1627 г, капитально перестраивался в 18 в., сохранив в основе постройку 17в. Оригинально расположение решенные в виде отдельных объемов крещальни и монастырской библиотеки, с собственным главками, в восточных углах основного объема четверика.

http://sobory.ru/article/?object=13972

Как мы знакомим дошкольников с Днём Защитника Отечества? В этом году в нашем детском саду всего две девочки, остальные – мальчишки. Конечно, им интересны беседы про воинов, героев, про оружие и сражения. И на вопрос: «Почему люди защищают свою Родину?» наши мальчишки ответили: «Чтобы их не убили».Мы говорили с ребятами о том, как все любят свой дом, свою семью: маму, папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер. > > Мероприятия детского сада " Огоньки " Животные - очень разные,Есть хищные и опасные,Есть смелые и трусливые,Невзрачные и красивые,Есть милые, симпатичные,Диковинные, обычные,Безшёрстные и пушистые,Чумазые, очень чистые,Спокойные и драчливые,Есть шумные, молчаливые,Они, как и люди, разные,По-своему все прекрасные. ( Н. Филимоненко)В детском саду «Огоньки» проходит много интересных занятий. Приобщение детей к тайнам природы – это часть оригинального авторского курса Коненковой И.Д. Вот и сегодня дети были вовлечены в виртуальное путешествие > > Отзывы зрителей Звуки вальса не утихают в памяти многих участников бала " В ожидании встречи: Александр и Маргарита " .Делимся отзывами зрителей. " Этот Бал произвел на нас очень большое впечатление! И на взрослых и на ребят. Радостно было видеть столько молодых людей, с таким уважением и любовью относящихся к истории и культуре своей страны, к своей истории! Дети тянутся к красоте , уважению, искусству! Надеемся эта движение, стремление продолжится и привлечет > > Социально-экологическая акция в детском саду «Огоньки» " ...Ноптицы! Как холодноВ воздухеим!Поможемли мыБеззащитнымтаким?Поможем!Их надо кормить,И тогдаИм будетлегкоПережитьхолода. " Каждую прогулку этой зимой наши дошкольники наблюдали за зимующими птицами. Все были согласны, что птичек нужно подкармливать. Обсудили и решили, что лучше всего сделать кормушку. Потом подумали: птичек много, одной столовой для пернатых будет маловато. Пусть у наших крылатых друзей будет несколько кормушек. Сказано, сделано!И работа > > Благотворительный театрализованный бал-спектакль состоялся 19 февраля 2024 года. История великой любви героя 1812 года Александра Тучкова и прекрасной, сильной духом Маргариты Нарышкиной прошла через испытания разлукой, войной, безвозвратной потерей, голубиной верностью...и - сохранилась в веках.Александр Тучков - герой Отечественной Войны 1812 года, погиб на Бородинском поле. Его супруга Маргарита Тучкова на месте гибели мужа основала Спасо-Бородинский женский монастырь, который служит памятником героям 1812 года. В монастыре > >

http://gymnasia-radonezh.ru/postlist?pag...

Давно уже канули в лету те времена, когда, стоя под венцом, новобрачные пред Богом и людьми обещали друг другу верность до гроба и за гробом и действительно держали свое слово. «Господи Боже наш, славою и честью, венчай их», – воздев руки гор е , трижды призывал на них благодать Святого Духа служитель Божий, навеки соединяя дотоле две отдельных судьбы в одну, а тела – «в плоть едину». Некогда ковчежец освященного церковного вина, поочередно испиваемого женихом и невестой из рук венчающего их священника, действительно становился символической чашей не только их общих радостей, но и испытаний, которые они достойно переносили несмотря ни на что. Труды, скорби и войны могли разлучить их тела, но не души. Ибо «крепка, как смерть, любовь» и ей не подвластна! Примеры? В начале августа 1812 года здесь, на Смоленщине, вместе со своими братьями-генералами сражался шеф Ревельского полка генерал-майор Александр Алексеевич Тучков, или Тучков 4-й, как тогда говорили. Со дня долгожданной свадьбы в 1806 году во всех военных походах Шведской и Финской кампаний (1806–1809) горячо любимого мужа сопровождала его верная супруга Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина). В 1811 году у них родился сын, но Маргарита все еще оставалась с мужем. К 1812 году Тучков получил в командование 1-ю бригаду знаменитой 3-й дивизии генерал-лейтенанта П.П. Коновницына. По вторжении Бонапарта в Россию Ревельский полк и бригада Тучкова в составе 1-й Западной армии отступали к Смоленску. После сражения при Какувячине (близ Витебска), опасаясь за жену и малютку сына, Александр упросил Маргариту уехать из действующей армии, лишив себя своего ангела-хранителя во плоти, каковым была для него супруга все эти годы. Пока Маргарита с сыном ехала по Смоленской дороге в Москву, Александр Тучков 5 августа защищал Малаховские ворота Смоленска, а потом бился под командованием своего брата Павла, Тучкова 3-го , у Валутиной горы (при Лубино) против корпусов Нея, Мюрата и Богарне… Александр Тучков погиб при Бородино. Его вдова основала там Спасо-Бородинский женский монастырь. После смерти сына приняла монашеский постриг и вскоре стала игуменьей. Кроме дел благотворительности, оказания помощи нуждающимся особенной обязанностью послушниц и монахинь Спасской обители была ежедневная молитва «о вождях и воинах, за веру, царя и Отечество живот свой положивших». Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший в 1847 году Спасо-Бородинский монастырь, сравнил молитвенный подвиг монахинь обители с подвигом сынов Отечества, выполнивших свой воинский долг на Бородинском поле: «Теперь верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству они принесли себя в жертву Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России» .

http://pravoslavie.ru/63469.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010