В обители игумении Марии И вновь Спасо-Бородинский женский монастырь по благословению управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия собрал всех, кто чтит память его основательницы. Эта традиционная встреча была посвящена 225-летию со дня рождения игумении Марии (Тучковой) и 154-летию со дня ее блаженной кончины. Памятник воинской доблести, памятник любви Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского.      Десятки монументов с державными орлами на легендарном Бородинском поле, ставшем в России местом особого почитания и поклонения, хранят память о верных сынах Отечества. Но главным памятником поля русской славы стал Спасский монастырь – памятник воинской доблести, памятник любви. Он был основан здесь в 1820 году, спустя восемь лет после битвы, в которой полегли тысячи защитников Отечества. И основала его Маргарита Михайловна Тучкова (урожденная Нарышкина) – Мария Бородинская, вдова одного из героев Бородина – генерал-майора Александра Александровича Тучкова. По легенде, когда свадебный поезд возвращался из церкви, коляску с новобрачными остановил нищий старец. – Мария, – сказал он, – возьми посох! – Ты ошибаешься, отец, – ответила Маргарита, – у меня совсем другое имя! Но старец настаивал, и новобрачная приняла из его рук странный подарок… Всего шесть лет семейного счастья! И вот после горького известия Маргарита Михайловна приехала на Бородинское поле. Она бродила по Семеновскому редуту, где без погребения оставались десятки тысяч погибших, прошла 9 верст, но так и не нашла любимого. Тогда вдова обратилась с просьбой к императору Александру I: разрешить ей возвести храм на месте гибели мужа. Высочайшее распоряжение последовало. Распродав свои драгоценности, Тучкова построила храм Спаса Нерукотворного. Над символической могилой мужа Маргарита Михайловна поставила белый мраморный крест, а рядом поместила полковую икону Ревельского полка – Нерукотворный образ Спасителя. Вскоре икона Спаса прославилась в окрестностях как чудотворная.

http://pravoslavie.ru/520.html

Архитектор Михаил Дормедонтович Быковский Михаил Дормедонтович Быковский (29 октября (10 ноября) 1801, Москва — 9 (21) ноября 1885, там же) — русский архитектор, реставратор, общественный деятель. В 1830-х годах — идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, основатель Московского архитектурного общества. Автор усадьбы Марфино, Ивановского монастыря, собора Спасо-Бородинского монастыря и других памятников. Список храмов, которые построил Михаил Дормедонтович Быковский (или с его участием) Московская область Николо-Угрешский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Дзержинский Архитектор: А.С. Каминский, М.Д. Быковский Год постройки: Между 1857 и 1860 Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери Можайский городской округ, Семёновское (Бородинского с/о) Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1851 и 1859 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Солнечногорский городской округ, Головково Архитектор: М.Д. Быковский (план и фасад) Год постройки: 1852 Архитектурный стиль: Ампир Смоленская область Церковь Александра Невского Смоленский район, Вонлярово Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1853 и 1854 Архитектурный стиль: Классицизм г. Москва Домовая церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при бывшей Общине сестёр " Утоли моя печали " Юго-Восточный административный округ (ЮВАО), Лефортово Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1872 и 1875 Домовая церковь Варвары великомученицы при Варваринском Сиротском доме Лобковых Южный административный округ (ЮАО), Донской Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1848 и 1855 Церковь Троицы Живоначальной на Грязех Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Д. Быковский Год постройки: Между 1856 и 1861 Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Часовня Иоанна Предтечи

http://sobory.ru/architect/mdbyikovskiy

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 2 Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (женский монастырь), город Наро-Фоминск, церковь Свт. Николая Чудотворца в селе Каменское, Покровская женская монашеская община в селе Юдановка, город Руза, храм во имя Преображения Спасителя в селе Спас-Прогнань.   ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ (женский монастырь) Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Расположена в 68 км к ю.-западу от Москвы, в 23 км от г. Наро-Фоминска, в 2 км от ж/д станции «Бекасово-центральное». Зосимова пустынь стала третьей женской общежительной обителью (после Борисо-Глебской Аносиной и Спасо-Бородинской), благословленной на земле Московской великим ее Архипастырем – митрополитом Филаретом (Дроздовым). Основание же общине положил монах-пустынножитель Зосима (Захария Васильевич Верховский, 24.3.1768 –24.10. 1833). Старец Зосима являлся современником прп. Серафима Саровского (19.07.1759- 2.01.1833). Он принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии, известному по документам с 1620 г. Родился в с. Буловицы Смоленского уезда в семье полковника Смоленской шляхты, будучи младшим из девяти детей. Родители его отличались благочестием и нищелюбием. Еще перед его рождением отец будущего подвижника во время ночной молитвы слышал голос: «У тебя родится сын, не учи его светским науками, но лишь Закону Божию». В детстве душу Захарии особенно занимали жития преподобных пустынников, когда мать читала их вслух, и он возгорался духом подражать им. Будучи шести-восьми лет, он, бывало, убегал в сад, молился как умел. А после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: сон, в котором явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия. Прижизненный портрет Прп. Зосимы Верховского. Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет. Захария служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Будучи дворянином, имел наследственные земли и деревни. Собирался уже и жениться. Однако, тайный голос совести сильно тревожил его в глубине сердца. И однажды, как рассказывал впоследствии сам отец Зосима, когда проезжал он верхом мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукою толкнул его в грудь и так сильно, что он пошатнулся на лошади, в то время внятно услышав слова: «Ты сам пойдешь в монахи.»

http://pravoslavie.ru/1893.html

Созданное Тучковой на Бородинском поле благочестивое женское общество с благословения митрополита получило статус Спасского женского богоугодного общежительного заведения. Святитель Филарет составил его «Правила», в них он утверждал, что «особенная обязанность пребывающих в сем общежитии – приносить молитвы за православных вождей и воинов, которые в сих местах за веру государя и Отечество на брани живот свой положили в лето 1812-е». Под его руководством основанная Маргаритой Тучковой – монахиней Меланией – Спасо-Бородинская община на Бородинском поле превратилась в Спасо-Бородинский женский монастырь. Вдовы героев не только войны 1812 года, но и других войн приходили сюда, становились послушницами, находили утешение и приют. И ныне сия обитель открыта как для паломников, так и для тех, кто хочет приобщиться к монашеской жизни, войти в сонм сестер. Стоит монастырь на месте главного сражения Отечественной войны 1812 года. Так переплелись в одном восхитительном творении героизм русских солдат и офицеров, женская верность и вера в Христа, давшего людям надежду на грядущее светлое воскресение их душ. 200 лет прошло с той поры, как наш народ, воспрянув духом, воскресив в себе христианские идеалы, совершил беспримерный подвиг и сокрушил Наполеона, пред коим дрожало все человечество, в ком видели антихриста и кто сам не особо-то стремился развеять таковое о себе впечатление. 200 лет не меркнет слава о героях Отечественной войны 1812 года и о русских православных священниках и архиереях, которые вдохновляли тех героев на битву с врагами России и Христа. Да пребудет слава сия во веки веков! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей 25 сентября 2012, 12:22 Спаси Господи автора Александра Сегеня за столь замечательные статьи!вечная память героям 1812 г показавшим нам пример Веры Мужества и Любви к Отечеству своему!Дай Бог нам иметь хоть малую каплю той Веры!!!должны были при умножать ,а всё потеряли, про меняли на пустые обещания " свободы взглядов " ....кто сказал что нам гордиться нечем?!?!вот же один из многих примеров гордости и подражания предкам нашим!

http://pravoslavie.ru/55918.html

Настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы игумения Магдалина (Чекулаева) представила доклад «Никитский женский монастырь как духовная школа подвижниц благочестия и исповедниц ХХ века». Матушка Магдалина кратко рассказала об истории возникновения обители, начало которой с конца XVII века положила богадельня при кладбищенской церкви в честь великомученика Никиты Готфского, окормляемая иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Традиции благочестивой жизни укрепились в этой общине b XIX столетии, когда ее взяли под свое попечение Оптинские старцы: игумения Магдалина особо подчеркнула значение старческого окормления для духовного расцвета русского женского монашества в позапрошлом столетии, заботу старцев об устроении обителей по общежительному уставу, о духовном состоянии насельниц. Матушка Магдалина сообщила, что в Никитском монастыре готовится к изданию полное собрание писем Оптинских старцев к игумениям и насельницам обители. Это более 500 писем, написанных с 1836-го  по  1910-й годы. В обители почитается как исповедница последняя перед закрытием игумения Серафима (Ильичева; почила в 1943 году, претерпев пять лет ссылки в Казахстан), а также известная подвижница схимонахиня Ольга (Ложкина), постриженица Никитского монастыря, похороненная на Калитниковском кладбище в Москве. О благодатных дарах матушки Ольги и помощи по молитвам к ней монастырь собрал множество свидетельств и недавно выпустил книгу. Настоятель Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря игумен Авель (Пивоваров) рассказал о почитании постриженика своей обители преподобномученика Андроника (Сурикова), с 1930 года беспрерывно скитавшегося по лагерям и ссылкам, в 1938 году по приговору тройки расстрелянного в Бамлаге и похороненного в безвестной могиле. Отец Авель также сообщил, что в обители чтят память последнего перед ее закрытием в 1931 году настоятеля архимандрита Гурия (Мишанова), осужденного в тот же год вместе с сестрами Спасо-Бородинского монастыря, которых он окормлял. Судьба отца Гурия после вынесения приговора неизвестна, он не прославлен в лике святых, но обе обители — Лужецкая и Бородинская — хранят память о его верном служении Богу и Церкви. Игумен Авель дополнил свой рассказ кратким повествованием о святых, связанных со Спасо-Бородинской обителью, — преподобной Рахили и преподобномученице Александре (Самойловой), подчеркнув, что в честь мучеников и исповедников веры Можайской земли — 38 святых — не только совершаются службы, крестные ходы в дни их мученической кончины, но существует и соборный день их поминовения 15 декабря. Ныне, как сказал отец Авель, рассматривается вопрос составления Собора новомучеников и исповедников Одинцовской епархии (образована в 2021 году), в составе которой находится Можайский благочиннический округ.

http://patriarchia.ru/db/text/6086179.ht...

Событием летописного характера явилось совершенное 28 июля 1996 г. прославление прп. старицы Рахили в лике местночтимых святых (память 10 окт.). На месте ее захоронения, за южной стеной обители, построена часовня, которую освятил владыка Ювеналий 10 окт. 1997 г. Памятник на редуте Раевского. У Можайска. Бородино. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Памятник на редуте Раевского. У Можайска. Бородино. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. 6 июля 1999 г., в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. За литургией Святейший Патриарх наградил настоятельницу игум. Серафиму наперсным крестом и возвел в сан игумении настоятельницу Успенского Колоцкого монастыря монахиню Таисию. В обрашении к духовенству, монашествующим, представителям власти и молящимся Патриарх, в частности, сказал: «Посещение Бородинского поля/…/моя давняя мечта, ведь один из моих предков сражался здесь, защищая Отечество…» Святейший посетил храмы и памятные места обители, после чего отъехал к главному монументу Бородинского поля на батарее Раевского. Там он был встречен представителями Российских Вооруженных Сил и совершил заупокойную литию о павших воинах. Отмечая то огромное значение, которое имеет восстановление монастыря, Патриарх сказал: «Эта святая обитель, в которой, как и прежде, молятся о вождях и воинах, совершает монашеский подвиг во спасение своей души и во спасение мира». Храмы: Часовни : над могилой прп. Рахили, за оградой монастыря. Святыни: Адрес: 143240 Московская область, Можайский район, с. Бородино, Спасо-Бородинский женский монастырь Телефон: (238)-5-10-35 Настоятельница игум. Таисия (Исаева) Проезд: УСПЕНСКИЙ КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (ранее мужской, ныне возобновлен как женский) Колоцкий монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Колоцкий монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. Расположен в 22 км к западу от г. Можайска на возвышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой, на левом берегу р. Колочь (приток р. Москвы)

http://pravoslavie.ru/1910.html

Рядом, на Шоссейной улице, находится территория Московской академии физической культуры. Это бывшая усадьба Телешовых, где бывали многие писатели — участники телешовских «Сред», выступал Шаляпин. Отсюда хорошо видно Малаховское озеро.   Колоцкий Успенский монастырь: обитель рядом с Бородином Фото с сайта www.poznamka.ru Этот небольшой монастырь находится в Можайском районе Московской области, близ села Колоцкое, в 12 километрах от знаменитого Бородина. Монастырская жизнь в этом месте c XV века почти и не замирала, если не считать советское время. Это был мужской монастырь, он никогда не слыл очень богатым и известным, не был упразднен в екатерининские времена. В 1918 году он был закрыт, его последнего настоятеля, архимандрита Никифора, расстреляли, обвинив в подстрекательстве к мятежу. И только в 1993 году возрожден как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря, а с 1997 года обитель существует как самостоятельный женский монастырь. Путешествие сюда стоит начать за пределами святой обители, перейдя дорогу и оставив монастырь как бы немного позади. Дальше — если пройти между домами по дорожке, потом немного по полю и повернуть направо — впереди уже будет хорошо виден святой источник. Вода в нем никогда не замерзает, а летом не становится теплее, всегда сохраняя одну температуру +3 градуса. История этого источника неразрывно связана с историей монастыря. На месте этом в далеком XV веке одному бедному крестьянину по имени Лука, имевшему здесь небольшую делянку земли, явилась святая икона — Колочская. Однажды утром, выйдя на свою пашню, он увидел образ Пресвятой Богородицы на ветвях дерева. Причем образ необычный. С одной стороны от Богородицы изображен святитель Николай, а с другой — святой пророк Илия. Икону эту Лука принес к себе домой, а спустя какое-то время прямо из-под корней того самого дерева забил святой источник. Лука стал замечать, что около иконы происходят удивительные вещи. Живший в его доме больной родственник внезапно выздоровел. Крестьянин пошел с иконой по домам, люди все чаще стали к нему обращаться, постепенно у Луки появился немалый доход.

http://foma.ru/10-mest-podmoskovya-kotor...

Колоцкое. Успенский Колоцкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1413. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Можайский район, село Колоцкое, п/о Александрово Координаты: 55.50068, 35.662499 Проезд:С Белорусского вокзала Москвы электропоездом, следующим до Гагарина или Вязьмы, до станции " Уваровка " (129 км). Далее автобусом до монастыря. Изменить описание Храмы монастыря: 1. Собор Успения Пресвятой Богородицы 2. Церковь прмч. Елисаветы Феодоровны (в южном келейном корпусе) 3. Колокольня Другие постройки и объекты: 4. Северный келейный корпус (1785 г.) 5. Настоятельский корпус (1784-1794 гг.) 6. Монастырские постройки 7. Северо-восточная башня старой ограды (сер. XVIII в.) 8. Современная ограда монастыря 9. Ворота ограды (вход в монастырь) 10. Места разрушенных башен старой ограды (кон. XVII - сер. XVIII вв.) 11. Утраченные стены старой ограды (кон. XVII - сер. XVIII вв.) 12. Пруды 13. Источник (в 0.5 км к югу от монастыря) 14. Некрополь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Колоцкий женский монастырь, до ХХ в. бывший мужским, был основан можайским князем Андреем Дмитриевичем (сыном Дмитрия Донского) в память обретения земледельцем Лукой чудотворного образа Богородицы в 1413 году. В XVI в. один из богатейших в Можайских краях. В Смутное время и в 1812 сильно разорен, перед революцией немноголюден. Надвратная колокольня, корпуса келий и ограда выстроены во 2-й пол. XVIII в. Закрыт в 1920-х, занят интернатом. Постройки пострадали в 1941, частично разобраны. Во 2-й пол. ХХ в. был занят школой и сельским роддомом. Открыт в 1993 как подворье Спасо-Бородинского монастыря, самостоятелен с 1997. Собор Успения Пресвятой Богородицы каменный, шатровый, в XV-XX вв. место хранения главной святыни монастыря - чудотворной иконы Божией Матери Колочской (утрачена в середине ХХ в.), и трапезная Богоявленская церковь, существовавшие в монастыре в XVI в., после разорения в Смуту были разобраны. Ныне существующий собор с ярусным завершением в стиле барокко выстроен на основе небольшого храма XVII в. В трапезной имелись Ильинский и Никольский приделы. Закрыт собор в 1934 году, в 1941 году сильно разрушен. Частично отреставрирован в 1960-х.

http://sobory.ru/article/?object=06985

«Не могу сообщить никаких подробностей о себе: день походит на день. – Утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначущее рукоделье, а после короткой молитвы долгая ночь, вот вся жизнь. Страшно умереть, – вот предмет для размышления. Милосердие Господне, его любовь, вот мое упование, тем и кончу» . Стараясь побороть в себе отчаяние, она постепенно приобретала христианское смирение, предалась Божией воле, и милосердный Господь послал ей утешение: смысл жизни Маргарита Михайловна видела теперь в служении Богу, в самопожертвовании, в милосердии и любви к ближним, и в смиренной душе постепенно водворился мир. Смысл жизни Маргарита Михайловна видела теперь в служении Богу, в самопожертвовании, в милосердии и любви к ближним Маргарита Михайловна помогала всем, кто обращался к ней за помощью и молитвой, и человеческим участием, и добрым словом. Она давала пристанище бездомным, раздавала деньги странникам и окрестным беднякам, заботилась о больных, как это делала во время шведской кампании. Всю силу любви она отдала этим, подобно ей, несчастным людям, стала опорой для многих женщин, потерявших на войне своих мужей. Вскоре о ней стали говорить как о «доброй барыне, что живет в Боге и любит нищую братию». К ней стали стекаться люди, привлекаемые молвой о её благочестии и милосердии к неимущим. Однажды, проезжая через соседнюю деревню, она встретила крестьянскую телегу, в которой лежала разбитая параличом женщина и громко стонала. Оказалось, что ее муж, горький пьяница, постоянно избивал ее и двух дочерей-инвалидов. Маргарита увезла женщину и ее дочерей к себе, построила для них маленький домик. Так было положено начало Спасо-Бородинской женской общине. Спасо-Бородинский женский монастырь Она устроила при храме богадельню для вдов павших воинов. Для больных был построен небольшой дом призрения. К ней стали обращаться за помощью женщины, которые желали «оставить мир» и проводить жизнь в молитвах. Маргарита разрешила им обосноваться в своих владениях, и вскоре около усадьбы Тучковой стали строиться келлии добровольных отшельниц от мира. Селились не только богатые женщины из дворянских и купеческих семей, но и бедные, готовые кормиться своим трудом. Вечерами Маргарита собирала у себя этих разных женщин. Так как многие из них были неграмотными, то она читала им вслух, давала наставления и советы. Потеряв близких, она обрела в лице сестер общины новую семью. С 1829 года по благословению Митрополита Филарета в Спасском храме ежедневно иеромонахами можайского Лужецкого монастыря стали совершаться богослужения.

http://pravoslavie.ru/154581.html

Отправляясь на железную дорогу, я заехал проститься с семейством почтенного Петра Ивановича Соломона и, позавтракавши у него, поехал на Московскую станцию железной дороги. Тут были: сын нашего владыки, протоиерей Гавриил Иванович, архимандрит из Алтайской миссии Владимир и Семен Григорьевич Котов, приехавшие проводить меня. В июне того же года владыке благоугодно было избрать меня в благочинные над монастырями на место отца Иакова, архимандрита Даниловского, вызванного в Санкт-Петербург для присутствования в консистории и более года там находившегося. При этом сделано преобразование: прежде было четыре благочинных: 1) архимандрит Богоявленский отец Никодим, 2) наместник Лаврский отец Антоний, 3) архимандрит Даниловский отец Иаков и 4) архимандрит Иосифо-Волоколамский отец Гедеон. Из числа упомянутых отец-наместник Антоний и отец Гедеон отказались от благочиния, но им предоставлено было право остаться благочинными над своими монастырями. Тогда владыка разделил все монастыри Московской епархии между двумя благочинными. Штатные монастыри поступили в ведение отца Никодима, а общежительные мне. У отца Никодима в благочинии находились штатные монастыри, мужские II класса: 1) Андроньевский, 2) Богоявленский, 3) Лужицкий близ Можайска; III класса: 4) Знаменский, 5) Златоустовский, 6) Данилов, 7) Покровский, 8) Перервинский, 9) Сретенский, 10) Борисоглебский (в г. Дмитрове) и 11) Высоцкий (в г. Серпухове). Женские I класса: 1) Вознесенский, 2) Новодевичий; II класса: 3) Алексеевский, 4) Рождественский и 5) Брусенский (в г. Коломне); III класса: 6) Никитский, 7) Страстной, 8) Зачатьевский и 9) Владычный (в г.Серпухове), а всего в его благочинии 20. У меня монастыри общежительные: II класса 1) Троицкий Новоголутвин (в г. Коломне), III класса 2) Угрешский, и пустынные: 3) Николаевский-Пешношский, 4) Старо-Голутвин (в г. Коломне), 5) Бобренев (в г. Коломне), 6) Белопесоцкий (близ Каширы), 7) Берлюковская пустынь, 8) Давыдовская пустынь, 9) Екатерининская пустынь и 10) Гуслицкий. Женские II класса: 1) Бородинский, и пустынные: 2) Аносин Борисоглебский, 3) Зосимова пустынь, 4) Спасо-Влахернский и 5) Крестовоздвиженский в селе Лукине. У Лаврского наместника остались в ведении: мужские II класса: 1) Спасо-Вифанский, и пустынные монастыри: 2) Гефсиманский скит, 3) Параклит, 4) Пещеры, 5) Филиппова Киновия и 6) Махра. Женский II класса – Хотьков монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010