611 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 648, д. 102. По завещанию Наталии Ивановны Бахрушиной «в монастырь женский к Троице-Одигитрии 500 рублей серебром» (1862 г.). ЦИАМ. Ф. 203, оп. 689, д. 155. Об укреплении за Троице-Одигитриевским женским монастырем амбара с землею в Москве в Старом Гостином дворе на улице Ильинке, жертвуемого Василием Алексеевичем Бахрушиным (1904 г.). 615 Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам. Изд. Оптиной пустыни, 2003. 65. Речь идет именно о Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, так как Смоленская Зосимова пустынь Владимирской губернии расположена на сухом месте, обретение же гроба основателя произошло при перестройке храма в 1889 году и «удостоверение о нетлении мощей блаженного старца Зосимы получено обителью только в 1898 году» [Старец Алексий и Зосимова пустынь//Альманах «К свету». 14. С. 7–8. Также: Зосимова пустынь в честь Смоленской Ее иконы Божией Матери (Александровского уезда Владимирской губ.). М., 1913. С. 29–32]. 620 Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. Ч. 4. С. 16. 621 По книге: Аполлинария Банина (1825–1906). Автобиография игумении Осташковского Знаменского монастыря Аполлинарии и письма к ней иеросхимонаха Амвросия. Тверь, 1908. 2-е изд.: Автобиография игумении Осташковского Знаменского монастыря всечестнейшей матушки Аполлинарии, в схиме Амвросии, и письма к ней преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. СПб., 1998. 622 Архимандрит Геннадий (Горнецкий) – настоятель Боровского Пафнутьева монастыря в течение тридцати лет с 25 августа 1837 года (переведен из Рязанского Троицкого монастыря). Скончался 8 марта 1867 года на руках казначея отца Григория [Отечественные подвижники благочестия. Оптина пустынь, 1997. Март. С. 63–68]. 627 По кн.: Подвижницы Спасо-Бородинского монастыря. Можайск, 1994. С. 12–33. Повторение издания 1911 года. 629 Сестра старца Зосимы, Евфросиния, была замужем за подпоручиком полка Смоленской шляхты Михаилом Богдановичем Лыкошиным; у них была дочь Анна, родившаяся 25 июля 1785 года [ГАСО. Ф. 48, оп. 1, д. 260, 1785 г.] и вышедшая замуж за Александра Ивановича Потемкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Как мы знакомим дошкольников с Днём Защитника Отечества? В этом году в нашем детском саду всего две девочки, остальные – мальчишки. Конечно, им интересны беседы про воинов, героев, про оружие и сражения. И на вопрос: «Почему люди защищают свою Родину?» наши мальчишки ответили: «Чтобы их не убили».Мы говорили с ребятами о том, как все любят свой дом, свою семью: маму, папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер. > > Мероприятия детского сада " Огоньки " Животные - очень разные,Есть хищные и опасные,Есть смелые и трусливые,Невзрачные и красивые,Есть милые, симпатичные,Диковинные, обычные,Безшёрстные и пушистые,Чумазые, очень чистые,Спокойные и драчливые,Есть шумные, молчаливые,Они, как и люди, разные,По-своему все прекрасные. ( Н. Филимоненко)В детском саду «Огоньки» проходит много интересных занятий. Приобщение детей к тайнам природы – это часть оригинального авторского курса Коненковой И.Д. Вот и сегодня дети были вовлечены в виртуальное путешествие > > Отзывы зрителей Звуки вальса не утихают в памяти многих участников бала " В ожидании встречи: Александр и Маргарита " .Делимся отзывами зрителей. " Этот Бал произвел на нас очень большое впечатление! И на взрослых и на ребят. Радостно было видеть столько молодых людей, с таким уважением и любовью относящихся к истории и культуре своей страны, к своей истории! Дети тянутся к красоте , уважению, искусству! Надеемся эта движение, стремление продолжится и привлечет > > Социально-экологическая акция в детском саду «Огоньки» " ...Ноптицы! Как холодноВ воздухеим!Поможемли мыБеззащитнымтаким?Поможем!Их надо кормить,И тогдаИм будетлегкоПережитьхолода. " Каждую прогулку этой зимой наши дошкольники наблюдали за зимующими птицами. Все были согласны, что птичек нужно подкармливать. Обсудили и решили, что лучше всего сделать кормушку. Потом подумали: птичек много, одной столовой для пернатых будет маловато. Пусть у наших крылатых друзей будет несколько кормушек. Сказано, сделано!И работа > > Благотворительный театрализованный бал-спектакль состоялся 19 февраля 2024 года. История великой любви героя 1812 года Александра Тучкова и прекрасной, сильной духом Маргариты Нарышкиной прошла через испытания разлукой, войной, безвозвратной потерей, голубиной верностью...и - сохранилась в веках.Александр Тучков - герой Отечественной Войны 1812 года, погиб на Бородинском поле. Его супруга Маргарита Тучкова на месте гибели мужа основала Спасо-Бородинский женский монастырь, который служит памятником героям 1812 года. В монастыре > >

http://gymnasia-radonezh.ru/postlist?pag...

А. Вепхвадзе. Смертельное ранение Багартиона На известном портрете Доу (по рисунку Варнека) на Тучкове мы видим серебряную медаль на голубой ленте. Это медаль «В память Отечественной войны 1812 года», император Александр учредил её в феврале 1813-го. Медаль уравнивала всех строевых участников войны – генералы и солдаты носили её с особым достоинством. Тучков не мог её получить. Но художник не сомневался, что генерал, героически павший на Бородинском поле, достоин этой награды. Генерал А.А. Тучков С его судьбой связана и главная святыня БородинаСпасо-Бородинский женский монастырь. И тут перед нами встаёт образ вдовы героя – Маргариты Михайловны Тучковой, урождённой Нарышкиной. Она, бывало, в походах делила с мужем все невзгоды армейской службы, для офицеров и солдат была сестрой милосердия. Смолоду была набожной, по тем временам – на удивление. В юности вышла замуж за бретёра Павла Ласунского. Разгульный Ласунский с презрением относился к семейным ценностям – и брак удалось расторгнуть. Встреча с молодым полковником Александром Тучковым стала для молодой женщины наградой за страдания. Впрочем, страданий ей предстояло немало. В 1812-м году Маргарита Михайловна похоронила сына от первого брака… Их с Тучковым общий сын Николай был тогда младенцем – и Маргарита Михайловна обходилась без кормилиц. Потому и не участвовала в походах Отечественной войны… Зимой, когда французы двинулись на Запад, Тучкова приехала на Бородинское поле. Она искала тело супруга среди тысяч незахороненных солдат двух армий. Ей помогали монахи Можайского монастыря. Увы, поиски оказались тщетными. На месте гибели мужа Маргарита Тучкова выстроит храм Спаса Нерукотворная – в честь уцелевшей полковой иконы Ревельского полка. Того самого полка, который шёл в атаку за Тучковым на Багратионовых флешах. В храме установили гранитный крест с негасимой лампадой и плиту с именем генерала Тучкова. Через несколько лет, подростком, умирает Николай Тучков, их единственный сын. Маргарита Михайловна переселяется в сторожку при храме. Рядом с ней жили ещё несколько вдов бородинских героев. Митрополит Филарет (Дроздов) становится духовником Тучковой, он стряхнул с неё уныние, наставил на пути духовного служения. «Молитесь за усопших, но не лелейте своего горя», — таково было наставление митрополита.

http://pravmir.ru/den-vekovechnoy-slavyi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Рахиль Бородинская, прп. Описания иконы Рахиль Бородинская, прп. - житие Преподобная мати Рахиле, моли Бога о нас (память 10 октября нового стиля и в празднование Собора Московских святых в воскресенье перед 8 сентября н.ст.) Схимонахиня Рахиль (Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, странно- и нищелюбием. Во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг. Оставив суету и богатства мира, она покидает родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселяется в 1861 году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария (таким было имя будущей старицы в миру) была переведена в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофо[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. До 2007.] Прп. Рахиль Бородинская. Мастерская Кеслер И.А. (ВПК Со-действие). Шитая хоругвь (фрагмент). Москва. До 2007 года. Файл 9627.jpg:   Размер: 1056x1200, 1.27 MPix, 273 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (153) , (3) . Описание: [Москва. 2005.] Свв. покровители Серпуховского Владычнего монастыря. Вишневская А.И. (выпускница Иконописной школы 1999 года). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. Серпуховской Владычный женский монастырь. Файл 9628.jpg:   Размер: 921x1200, 1.11 MPix, 245 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (136) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2784

Благотворительный театрализованный бал-спектакль состоялся 19 февраля 2024 года. История великой любви героя 1812 года Александра Тучкова и прекрасной, сильной духом Маргариты Нарышкиной прошла через испытания разлукой, войной, безвозвратной потерей, голубиной верностью...и - сохранилась в веках. Александр Тучков - герой Отечественной Войны 1812 года, погиб на Бородинском поле. Его супруга Маргарита Тучкова на месте гибели мужа основала Спасо-Бородинский женский монастырь, который служит памятником героям 1812 года. В монастыре поминают воинов, погибших на Бородинском поле! О зарождении любви, о доблести, чести и преданности рассказал благотворительный театрализованный бал-спектакль " В ожидании встречи: Александр и Маргарита " , организованный Юго-западным  викариатством города Москвы и прошедший в столице 19 февраля.  Бал был задуман как танцевальное, музыкальное, поэтическое действо с элементами театрализации. На балу проходила Благотворительная ярмарка. Средства от Благотворительной Ярмарки будут переданы жителям Донбасса, тем, кто сейчас находится в центре военных действий! Тем, кто читает наши новости, известно, что наши гимназисты активно готовились к участию в этом мероприятии. Предлагаем вам погрузиться в атмосферу этого прекрасного бала. Благодарим Александра Аношкина за подготовку наших юных кавалеров и дам. Видео бала можно посмотреть на нашей странице в ВК Ещё мероприятия Новость Новость Новость Новость Новость © Гимназия " Радонеж " . 2023. Все права защищены.

http://gymnasia-radonezh.ru/post/104

Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. С кон. 30-х гг. XIX в. в Б. м. началось активное строительство: на средства имп. Николая I были возведены стены, колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и теплой ц. во имя прав. Филарета Милостивого, небесного покровителя Московского митрополита (освящена 23 июля 1839). В 1851 г. состоялась закладка пятиглавого храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (Бородинское сражение началось 26 авг.- в день празднования Владимирской иконе). Построенный по проекту архит. М. Д. Быковского храм был освящен 5 сент. 1859 г. при сменившей игум. Марию († 29 апр. 1852) игум. Сергии (в миру кнг. С. В. Волконская). При настоятельнице схиигум. Алексии, в 1874 г., закончилось сооружение трапезной ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в кон. XIX в.- новых келейных корпусов. При Б. м. действовали гостиница, богадельня, больница, за стенами мон-ря с 1901 г.- церковноприходская школа. Мон-рь существовал на средства благотворителей, среди к-рых были российские императоры, представители аристократических семей (гр. А. А. Орлова-Чесменская, кнг. Т. В. Юсупова, гр. Д. Шереметев, А. М. и Т. Б. Потёмкины и др.), купцы (И. В. Прохоров и его братья, Н. В. Игумнов и др.). С 30 июля по 2 авг. 1847 г. по приглашению игум. Марии в Б. м. находился свт. Игнатий (Брянчанинов) , он беседовал с сестрами, в т. ч. со своей духовной дочерью Антонией Московской (Троилиной), буд. игуменией Страстной иконы Божией Матери мон-ря . По благословению схим. Зосимы (Верховского) в Б. м. подвизалась схим. Сарра (Потёмкина ; † 1911). Др. почитаемая старица прп. Рахиль (Короткова) окормляла до 1928 г. насельниц обители и мн. мирян. В 1912 г., в дни празднования 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г., Бородинское поле и обитель посетил имп. Николай II с царственной семьей. Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) По воспоминаниям мон. Мелании (Барановой), в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/153223.html

Сергиев Посад; основан в 1783; закрыт в 1925; с 2002 вновь скит лавры), Ново-Голутвин во имя Св. Троицы мон-рь (женский; в Коломне; основан в 1799/1800 как мужской; закрыт ок. 1919; возобновлен как женский в 1989), Борисоглебский Аносин (женский, ставропигиальный; в дер. Аносино бывш. Истринского р-на; основан в 1823; упразднен в 1928; возрожден в 1999), Крестовоздвиженский Иерусалимский (женский, ставропигиальный; в дер. Лукино городского окр. Домодедово; основан в 1837 как богадельня; с 1887 мон-рь; упразднен в 1919; возрожден в 1991), Бородинский в честь Нерукотворного образа Спасителя (женский; близ дер. Семёновское Можайского р-на; основан в 1838; упразднен в 1929; возрожден в 1992), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери скит Троице-Сергиевой лавры (мужской; близ г. Сергиев Посад; основан в 1844; закрыт в 1928; возрожден в 1990), Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя (женский; в пос. Деденёво Дмитровского р-на; основан в 1852 как община; с 1861 мон-рь; закрыт в 1928; возрожден в 2001), Гуслицкий Преображенский (мужской; в г. Куровское Орехово-Зуевского р-на; основан в 1858; упразднен ок. 1922; возрожден в 1998), Параклитова Свято-Духова пуст. Троице-Сергиевой лавры (мужская; в дер. Смена Сергиево-Посадского р-на; основана в 1858; в 1927 закрыта; возобновлена в 1992 как скит Троице-Сергиевой лавры), Казанской иконы Божией Матери (женский; в дер. Колычёво бывш. Егорьевского р-на; основан в 1865 как богадельня, с 1885 мон-рь; упразднен до 1929; возрожден в 2005), Покровско-Василиевский (мужской; в г. Павловский Посад; основан в 1885 как жен. община; с 1903 мон-рь; закрыт в 1920; возрожден в 1995 как мужской), Александро-Невский (Александровский) (женский; в дер. Маклаково Талдомского р-на; основан в 1895 как община; с 1906 мон-рь; закрыт ок. 1930; возрожден в 1996), Акатовский Свято-Троицкий Александро-Невский (женский, ставропигиальный; в дер. Акатово Клинского р-на; основан в 1890 как община; с 1899 монастырь; в 1923 закрыт; возрожден в 2013), Мариинский Егорьевский во имя Святой Троицы (женский; в Егорьевске; основан в 1898 как богадельня; с 1900 мон-рь; закрыт в 1918; возрожден в 2008), Серафимо-Знаменский скит (женский; в с.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

И затем, в видах перехода к поучительной части слова, говорит: «Довольно сего воззрения на сей храм, в отношении к собственной его судьбе. Мы не исполнили бы своего долга, если бы не ускорили воззрением на храм, в отношении к входящим в него». Далее и следует развитие уже помянутой нами выше темы слова о том, как пользоваться храмом Божиим. 1200 Обновление и освящение Дубровицкого храма происходило, как мы замечали, 27 августа 1850 года, а от 29 августа того же года Филарет писал к наместнику Лавры Антонию: «Не гневайтесь на меня, что долго не пишу. По возвращении из Лавры, 1201 я почувствовал следствия принужденности предшествовавших дней. 1202 И в Донском 1203 быть не мог. А прошедшую субботу и воскресенье опять был в пути, для обновления церкви в селе Дубровицах, не желая отказать приглашавшему графу Арсенью Андреевичу, 1204 у которого и гостил. Но от сего путешествия опять не хорошо мне». 1205 Так и в немощи своей неутомимо деятельный святитель не переставал совершать дела своего высокого служения и особенно столь любимые им освящения и обновления храмов Божиих. А мы уже раньше замечали, что еще радостнее было для святителя Филарета, а потому еще обильнее были мысли и еще плодотворнее назидание у нашего проповедника, когда с созиданием, обновлением и освящением храмов Божиих соединялось и созидание, открытие и освящение обителей столь дорогого его собственному сердцу равно ангельского жития. В 30-летний период царствования Николая I в московской епархии, кроме обновления и благоукрашения прежних обителей монашеских, открыто было несколько таких обителей вновь. Таковы: Спасобородинский женский монастырь, женская же Одигитриевская пустынь, Влахернский женский монастырь и мужской Гефсиманский скит. В виду того, что проповедь Филарета за рассматриваемое царствование касается только двух из этих монастырей, именно Спасобородинского и Гефсиманского, мы о них только и скажем пока. Вдова убитого в Бородинском сражении (1812 года) генерала, Маргарита Михайловна Тучкова, в 1831 году подала прошение на имя митрополита Филарета, в коем объясняла, что, по соизволению покойного государя Александра Павловича и при пособии его, устроена его в московской губернии, можайского уезда, на Бородинском поле церковь во имя Всемилостивого Спаса и в обеспечение издержек, потребных на постоянное совершение в ней богослужения, ею внесено 20 тысяч рублей в сохранную казну московского опекунского совета на вечное обращение. Под церковь оную испросила она у соседних владельцев три десятины земли, в которых находятся и те батареи, при защите коих в кровопролитном сражении 26 августа 1812 года пал её супруг. На этой земле она просит благословения устроить женское богоугодное общежительное заведение для нуждающихся, и на содержание общей в сем заведении трапезы внести в сохранную казну еще 10 тысяч рублей. Святитель Филарет, приемля в рассуждение:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С первого же года управления М. е. архиеп. Филарет совершал объезды епархии. 4 мая 1822 г. он освятил Троицкий храм в Борисоглебской жен. общине, вскоре получившей статус мон-ря (см. Аносин Борисоглебский женский монастырь ). При свт. Филарете в М. е. было устроено неск. мон-рей: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь , Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь , Зосимова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» женская пустынь . Близ Троице-Сергиевой лавры в 1844 г. свт. Филарет создал Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит , тогда же был освящен скитский храм с престолами в честь Вознесения Божией Матери на небо и в память Гефсиманского моления Спасителя. К скиту были приписаны Боголюбивая киновия, устроенная для погребения лаврской братии в 1852 г., и пустынь Параклита с богадельней им. свт. Филарета и больницей, основанная в 1861 г. Большое значение в борьбе с распространением старообрядчества приобрели новые мон-ри: Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , предназначенный для воссоединившихся с правосл. Церковью старообрядцев, в к-ром находился чтимый список Нерукотворного образа Спасителя, единоверческий муж. мон-рь во имя свт. Николы близ Преображенской заставы в Москве, где хранилось собрание древних икон, действовали школа и Хлудовская б-ка древних рукописей и старопечатных книг, и единоверческий жен. мон-рь во имя Всех святых за Рогожской заставой в Москве. Единоверческий в честь Всех святых жен. мон-рь за Рогожской заставой. Фотография. 1883 г. Единоверческий в честь Всех святых жен. мон-рь за Рогожской заставой. Фотография. 1883 г. Обширной была программа строительства храмов: за годы управления М. е. митр. Филаретом было построено 63 церкви в Москве, в уездных городах Московской губ.- 14 храмов, в селах - 216 церквей. В 1866 г. в М. е. действовала 1251 церковь, число прихожан в наиболее многолюдных храмах превышало 4 тыс. чел. Церкви, как правило, создавались в стиле ампир и русском стиле: храм Христа Спасителя, собор во имя Живоначальной Троицы в Даниловом мон-ре, Троицкий собор в Подольске, ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке и др. В Москве открылись подворья Поместных Церквей - Иерусалимской при ц. св. ап. Филиппа (1818), Антиохийской при ц. сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (1848), Александрийской при ц. свт. Николая в Подкопаях (1855).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Только вы прежде должны узнать власть Его в законе христианском, и быть истинным христианином, а систему, по которой вы все относите к естеству или к натуре, оставить, и просить Богоматерь, к чему вам и преподается средство. «В сие самое время, – писал потом он сам, – представляется мне образ Богоматери, держащей на левой руке Спасителя Иисуса Христа. Я потребовал, чтобы меня отвезли (из г. Ельни) в Смоленск. Я внесен был в церковь , и нашел изображение Богоматери и внутреннее расположение церкви в той точности, как я видел в явлении». После молебна и исповеди он выздоровел и прожил 18 лет. В 1812 году эта икона находилась при русских войсках до сражения под Красным. Пред Бородинскою битвою перед этой иконою совершено было молебствие в присутствии командующего всей армией, а после каждой победы перед нею же совершались благодарственные молебны. Ровно через три месяца икона возвращена в дом свой – с пудом серебра, отбитого у неприятеля, и 1810 рублями. Риза на иконе сделана в 1811 г . старанием Преосвященного Серафима (3 пуда в ней). Из драгоценных украшений ее замечателен браслет, пожертвованный великою княгинею Евгенией Павловной, большой изумруд, пожертвованный г. Кашталинским, получившим оный от Австрийского Императора. Из достопримечательностей надворотного храма достойны внимания пожертвованные Императрицею Елизаветою Алексеевной (в 1813 г.) две ризы, епитрахиль и покровы. 9. Аркадиевский женский монастырь в г. Вязьме Смоленской губернии В числе первых святынь гор. Вязьмы находится Аркадиевский женский монастырь. Он основан на месте блаженных подвигов преподобного Аркадия, который родился в начале XI века от бедных, но благочестивых родителей, живших в Вязьме, называвшейся тогда «Урочищем». С детских лет «нивочтоже вменив красоту мирскую и славу земную», преподобный Аркадий проводил житие «в безмолвии мнозе, в постоянном плаче (о грехах) и непрестанных слезах». Потом он принял трудный подвиг юродства, коим и прикрывал свою высокую подвижническую жизнь. «Преспевая во многих добродетелях, он мысленно постоянно пребывал в Боге», хотя нередко удивлял многих своею простотою и мнимым неведением мирских дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010