Для постройки скита было выбрано место в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов. В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910—1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна. Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Адрес: 142072 Московская область, Домодедовский район, село Битягово, Серафимо-Знаменский скит, женский монастырь Подробнее... Сергиевский скит Троице-Сергиевой лавры [ править править код ] Скит Параклит [ править править код ] Пустынь Святого Параклита (Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), Параклитова пустынь) — скит Троице-Сергиевой лавры. Располагается в деревне Смена близ Сергиева Посада (в 6 км от Лавры). Адрес: Россия, 141312, Московская обл., г. Сергиев Посад, пос. Смена. Проезд: Добраться к пустыни можно от городского автовокзала на автобусе Напротив конечной остановки «пос. Смена» - два многоэтажных дома. Нужно пройти между ними, пересечь двор, свернуть налево и когда закончится ряд многоэтажек, вдалеке откроется Колокольня пустыни. Телефон : +7 (916) 211 4415 (архимандрит Лука (Ионов)) Электронная почта: igumenluka@mail.ru Подробнее... Спасо-Бородинский монастырь [ править править код ] Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной), ставшей первой игуменией монастыря, на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV, в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году. Он единственный и абсолютно уникальный среди всех православных обителей России: во-первых, монастырь является первым памятником в России героям Бородинской битвы и до середины XX века – крупнейший воинский мемориал в нашей стране; во-вторых, в нём непрестанно (ежедневно от момента создания до настоящего времени, с перерывом, когда обитель была закрыта) осуществляется молитвенное поминовение «российского христолюбивого воинства, за Веру и Отечество живот свой положившего» (как в Бородинском сражении, так и в последующих войнах и конфликтах); в-третьих, он стал пантеоном любви и верности русских женщин своим мужьям достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Марта 9 (22) Пребодобномученица Александра (Самойлова) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученица Александра родилась 23 апреля 1882 года в деревне Гриднево Гжатского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина Никиты Самойлова, брат и сестра которого были монашествующими, их примеру последовала и Александра. В 15-летнем возрасте она ушла подвизаться в Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный известной подвижницей XIX века игуменией Марией (Тучковой), муж которой погиб на Бородинском поле в сражении с французами за Москву в 1812 году. Обитель стала памятником воинам, павшим за освобождение Родины. Уставом монастыря предписывалось неукоснительное поминовение всех за веру и Отечество на месте сем убиенных. Спасо-Бородинский монастырь после революции стал существовать в виде трудовой сельскохозяйственной коммуны. В обители инокиня Александра подвизалась 33 года, пока монастырь не был окончательно разогнан в 1931 году. Инокиня Александра поселилась на родине в селе Гриднево с матерью и стала петь на клиросе в Рождественской церкви. В 1937 году началась новая волна беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь . Для ареста и расправы над духовенством, монашествующими и мирянами безбожники использовали любой повод. 12 декабря 1937 года проходили выборы в Верховный Совет СССР – высший орган власти в стране. Инокиня Александра на выборы идти не собиралась, поэтому, когда накануне и в сам день выборов к ней в дом пришли члены избирательной комиссии уговаривать ее идти голосовать, она ответила отказом. Избирательной комиссией был составлен рапорт для НКВД. Инокиня Александра была арестована 27 января 1938 года и заключена в Можайскую тюрьму. 11 марта состоялся допрос. -В ноябре вы занимались чтением религиозной литературы среди женщин? – спросил следователь. -Религиозную литературу я читаю только для себя, приходящим ко мне гражданам я религиозную литературу не читала. – 12 декабря 1937 года в день выборов в Верховный Совет по какой причине вы не явились на голосование?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Троице-Одигитриева Зосимова пустынь, основанная в 1820 г. старцем схимонахом Зосимой была официально закрыта в 1922 г. и смогла сохранить своё имущество только благодаря регистрации в качестве сельскохозяйственной трудовой koммyhы[lxxxiii]. Такая же судьба постигла и Спасо-Бородинский женский монастырь, созданный на Бородинском поле на месте гибели Тучкова его женой Маргаритой Михайловной Тучковой в 1833 г. Этот монастырь не был древним, но имел большое значение для народа, символизируя объединение всех православных христиан перед лицом опасности. До революции ежегодно в день Бородинского сражения 26 августа в нем совершался крестный ход и " панихида по Русским воинам, на Бородинском сражении убиенных " [lxxxiv]. Однако, несмотря на такую уникальную религиозную и историческую ценность, в советское время обитель, преобразованная в коммуну, пережила тяжелые времена. Среди монастырей Московской губернии был пример преобразования в кустарную артель. Покровско-Хотьковский монастырь, располагавшийся недалеко от Троице-Сергиевской Лавры разграбили еще в сентябре 1918 г., а в декабре 1919 г. часть его зданий и помещений была передана детской колонии. В 1921 г. Покровско-Хотьковский монастырь официально закрыли, но он фактически продолжал существовать как трудовая артель кустарных изделий, которые были востребованы, в том числе за границей. Трудовая артель просуществовала вплоть до 1928 г., после чего оставшиеся здания были реконструированы под фабричные общежития. В 1931 г. была арестована последняя игуменья монастыря Варсанофия и сослана в Казахстан, где и умерла. Здания монастыря перестраивались и разрушались. Позже, на территории монастыря был открыт городской мyзeй[lxxxv]. Неудачной оказалась попытка преобразовать Спасо-Влахернский женский монастырь Дмитровского уезда в сельскохозяйственную артель. Православная обитель стала называть себя сельскохозяйственной трудовой артелью еще в мае 1918 г., до принятия советской kohcmumyцuu[lxxxvi]. Однако местные власти не признали этот статус и отказали в официальной perucmpaцuu[lxxxvii]. В 1929 г. была закрыта кладбищенская церковь бывшего Спасо-Влахернского монастыря.

http://religare.ru/2_97219.html

Похоронили матушку Марию в той же ограде, что и схимонахиню Серафиму. (К сожалению, нам не известен год кончины старицы Марии.) Шли годы, строения монастыря разрушались, но не зарастала тропинка к могилкам подвижнец. А когда недалеко от места захоронения схимонахинь началось строительство жилого дома, было принято решение о перезахоронении их останков. 2 октября 1987 года останки схимонахини Марии и схимонахини Серафимы были погребены у алтаря церкви Вознесения села Перемилово близ г. Яхромы. Господи, упокой души схимонахини Серафимы и схимонахини Марии, со святыми упокой, и их молитвами спаси нас! Краткая история Спасо-Влахернского монастыря Своим возникновением Спасо-Влахернский женский монастырь обязан благочестивому семейству Головиных. На протяжении столетия (1798–1890г.г.) Головины строили в своем родовом имении – селе Деденево храм во имя Спаса Нерукотворного, в этот храм Головины передали хранившиеся у них старинные иконы, более трехсот частей святых мощей, церковную утварь. С 1836 года отделкой храма занимался Гавриил Павлович Головин. Мать владельца села Анна Гавриловна (урожденная княжна Гагарина) пожелала устроить в селе женское общежитие по примеру первоначального заведения Спасо-Бородинского монастыря, по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой (Зосимовой) пустыни, с тем, чтобы впоследствии можно было обратить общежитие в монастырь. В 1852 году подали прошение о учреждении общежития, на которое в том же году было получено Высочайшее соизволение. Головины пожертвовали будущему монастырю землю, усадьбу с шестью деревянными и одним каменным флигелем, мукомольную мельницу и каменный двухэтажный дом в Москве. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) назначил начальницей общежития послушницу Елизавету из Дивеевской обители. (Елизавета Андреевна Татаринова была родом из дворян). Попечительница Анна Гавриловна в 1853 году приняла пострижение в рясофор с именем Иоанны, с тем же именем в 1855 году приняла пострижение в схиму и в 1856 г. скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре рядом с храмом стали селиться одинокие женщины, вдовы и сироты, искавшие уединения, и в 1833 году, когда их число достигло сорока человек, по ходатайству митрополита Филарета была зарегистрирована общежительная женская Спасо-Бородинская пустынь. 6 марта он писал Тучковой: " Государь Император утвердил положение Св. Синода о дозволении при Спасской церкви на Бородинском поле устроить женское богоугодное общежительное заведение. В положении Св. Синода сказано, чтобы сие было на правилах, подобных тем, на которых с соизволения блаженной памяти императора Александра учреждена Борисоглебская Аносинская богадельня, что ныне монастырь " . 4 июля 1836 года в Троице-Сергиевой лавре Тучкова приняла постриг в рясофор под именем инокини Мелании. В начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский второклассный женский монастырь - 3 января митрополит Филарет написал Тучковой: " В день преподобной Мелании Св. Синодом подписан доклад о преобразовании Спасского общежития в общежительный монастырь. Разумеется, что Св. Синод не выбирал сего дня, но так Бог устроил " . Через два с половиной года, 28 июня 1840 года, Тучкова была пострижена в мантию под именем Марии, а 29 июня возведена в сан игумении монастыря. До этого, в 1839 году, на пожертвования частных лиц и императора Николая I (25 тысяч рублей ассигнациями), были построены каменная ограда с четырьмя башнями и храм Филарета Милостивого в северо-восточной башне, в 1840 году - колокольня при Спасской церкви. Вскоре число сестёр в монастыре достигло двухсот человек. В 1851 году началось строительство собора Владимирской иконы Божьей Матери по проекту архитектора М.Д. Быковского. Строительство его было завершено уже после смерти первой игумении монастыря; освящение состоялось 5 сентября 1859 года - при игумении Сергии (в миру княгини С.В. Волконской). В сентябре 1867 года в гостинице монастыря останавливался Л.Н. Толстой. В 1874 году, при настоятельнице схиигумении Алексии, была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при новой монастырской трапезной. В конце XIX века были построены новые келейные корпуса. К этому времени Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров России, известным не только своим местоположением, но и подвижнической жизнью его насельниц - особо почитаемыми из них были схимонахини Сарра и Рахиль.

http://sobory.ru/article/?object=00459

В 1950-х годах было уничтожено монастырское кладбище, представлявшее большую историческую ценность. В монастыре имелись захоронения начиная с 16 века. В обители похоронен дедушка патриарха Иоакима – Иван Сафронович Савелов, участник Бородинской битвы генерал – майор А.И. Варженевский, представители многих известных дворянских и боярских родов, по некоторым данным похоронен здесь и предок Анны Ахматовой – Стогов. В конце 1960-х годов ансамбль Колоцкого монастыря был поставлен на охрану государства и частично реставрирован Н.И. Ивановым в 1960-х гг. и в конце 1980-х гг. Ю.П. Мосуновым. В настоящее время Архитектурный комплекс Колоцкого монастыря является памятником архитектуры федерального значения. С начала 1980-х годов монастырь был взят на баланс Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. В 1984 году в честь 200-летия со дня рождения Д.В. Давыдова была торжественно открыта мемориальная доска на колокольне. В 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началось лишь в октябре 1997 г. Именно с этого времени обитель существует как самостоятельный женский монастырь. 27 июня 1998 года из Москвы в Обитель был принесен список Чудотворной Колочской иконы Божией Матери. В 2003 году Чудотворный список был перенесен из домового Храма в Успенский Собор и поставлен в Никольском приделе в деревянном резном киоте. Официальный сайт Успенского Колоцкого женского монастыря и pravoslavie.ru Скромный в наши дни Колоцкий монастырь имеет почти шестивековую историю, однако его религиозное служение имеет более короткий стаж. Колоцкий монастырь был основан в 1413 году удельным можайским князем Андреем Дмитриевичем. Основание монастыря связано с явлением около реки Колочь чудотворной иконы Божией Матери. Эта икона была одной из первых явленных икон на московской земле. История её обретения нашла отражение в 22 общероссийских летописях XV-XVII вв, а также стала сюжетом памятника древнерусской литературы, датирующегося I половиной XVI века " Повести о Луке Колочском " .

http://sobory.ru/article/?object=06985

Давно уже канули в лету те времена, когда, стоя под венцом, новобрачные пред Богом и людьми обещали друг другу верность до гроба и за гробом и действительно держали свое слово. «Господи Боже наш, славою и честью, венчай их», – воздев руки гор е , трижды призывал на них благодать Святого Духа служитель Божий, навеки соединяя дотоле две отдельных судьбы в одну, а тела – «в плоть едину». Некогда ковчежец освященного церковного вина, поочередно испиваемого женихом и невестой из рук венчающего их священника, действительно становился символической чашей не только их общих радостей, но и испытаний, которые они достойно переносили несмотря ни на что. Труды, скорби и войны могли разлучить их тела, но не души. Ибо «крепка, как смерть, любовь» и ей не подвластна! Примеры? В начале августа 1812 года здесь, на Смоленщине, вместе со своими братьями-генералами сражался шеф Ревельского полка генерал-майор Александр Алексеевич Тучков, или Тучков 4-й, как тогда говорили. Со дня долгожданной свадьбы в 1806 году во всех военных походах Шведской и Финской кампаний (1806–1809) горячо любимого мужа сопровождала его верная супруга Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина). В 1811 году у них родился сын, но Маргарита все еще оставалась с мужем. К 1812 году Тучков получил в командование 1-ю бригаду знаменитой 3-й дивизии генерал-лейтенанта П.П. Коновницына. По вторжении Бонапарта в Россию Ревельский полк и бригада Тучкова в составе 1-й Западной армии отступали к Смоленску. После сражения при Какувячине (близ Витебска), опасаясь за жену и малютку сына, Александр упросил Маргариту уехать из действующей армии, лишив себя своего ангела-хранителя во плоти, каковым была для него супруга все эти годы. Пока Маргарита с сыном ехала по Смоленской дороге в Москву, Александр Тучков 5 августа защищал Малаховские ворота Смоленска, а потом бился под командованием своего брата Павла, Тучкова 3-го , у Валутиной горы (при Лубино) против корпусов Нея, Мюрата и Богарне… Александр Тучков погиб при Бородино. Его вдова основала там Спасо-Бородинский женский монастырь. После смерти сына приняла монашеский постриг и вскоре стала игуменьей. Кроме дел благотворительности, оказания помощи нуждающимся особенной обязанностью послушниц и монахинь Спасской обители была ежедневная молитва «о вождях и воинах, за веру, царя и Отечество живот свой положивших». Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший в 1847 году Спасо-Бородинский монастырь, сравнил молитвенный подвиг монахинь обители с подвигом сынов Отечества, выполнивших свой воинский долг на Бородинском поле: «Теперь верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству они принесли себя в жертву Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России» .

http://pravoslavie.ru/63469.html

4. Вятка-Великорецкое, 2018. Из цикла «Паломники» . В том году весной должна была выйти моя книга о Великорецком крестном ходе, но по техническим причинам выпуск перенесли на осень. В начале июня я решил идти в очередной крестный ход. Пожалуй, тот год был одним из самых дождливых на моей памяти. Между селами Монастырское и Горохово есть маленький ручеек, который паломники преодолевали в обычные годы беспрепятственно. В это раз он превратился в полноводную реку. Паломники из подручных средств соорудили переправу. Выглядело это все достаточно драматично, но на удивление никто не роптал и все терпеливо преодолевали испытания. Я сделал пару кадров и пошел дальше. В итоге оказалось, что как раз эта фотография стала в задержавшейся книге открывающей. — С.58-59; 5 . Ярославская область, Давыдово, 2015. Это был праздник Святой Троицы в селе Давыдово. Живет там прекрасный священник, отец Владимир. На радость детворе и взрослым он построил рядом с храмом деревянные качели. Восторгу детворы не было предела. Я стоял и наслаждался картиной, возникшей передо мной. В итоге я отснял целую пленку и выбрал вот эту фотографию. — С.60-61. Наталья Харпалёва . Бородинская вдова. История женщины, которая прошла через свой личный ад. [Барышня голубых кровей, образованная, благовоспитанная, казалось самой судьбой предназначенная для восхищения света, достатка, семейного благополучия... Но все это вдруг начало рассыпаться на мелкие осколки, и каждый до крови ранил сердце. И все-таки Маргарита Тучкова, несмотря ни на что, смогла обрести и новый смысл жизни, и даже новое имя]. Ил.: Маргарита Тучкова. 1812 год. Полина Минеева, 2011; Маргарита Тучкова. Неизвестный художник, 1800-е гг.. Репродукция хранится в ГИМ; Александр Тучков. А. Г. Варнек, 1812. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник; Бой за Багратионовы флеши. Александр Аверьянов. 1992. Музей-панорама «Бородинская битва», 1812panоrama.ru; Спас Нерукотворный — полковая икона Ревельского полка Александра Тучкова; Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Бородинском монастыре. Фото Mike1979 Russia/Wikiedia Commоns/CC-BY-SA- 3.0; Николай Тучков. 1820; Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь. Фото www. lori.ru; 1 рубль 1839 года в память открытия монумента на месте батареи Раневского на Бородинском поле. Фото www. lori. ru ; Бородинский хлеб. Фото; Настоятельница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (Маргарита Тучкова). Неизвестный художник. 1840-е. ГИМ//Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.62-71. — (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-233-...

-------- 2607. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 22–23 февраля 1993 года: Возобновить монашескую жизнь в Борисоглебском монастыре г. Дмитрова Московской области. – 1994, 2, 36; 7–8, 2. -------- 2608. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 и 2 октября 1993 года: Благословить открытие Борисоглебского мужского монастыря в г.Торжке. – 1994, 2, 39; 7–8, 2. -------- 2609. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 11 августа 1992 года: 1. Благословить открытие Спасо-Бородинского женского монастыря в Можайском районе Московской области. 2. Утвердить насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря монахиню Серафиму (Исаеву) настоятельницей обители с возведением в сан игумении и возложением наперсного креста. – 1992, 10, III. 2610. КИРЬЯНОВА О. Молитва на поле русской славы. – 1999, 8, 34. 2511. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: В связи с назначением игумении Серафимы (Исаевой), настоятельницы обители, на должность настоятельницы Новодевичьего монастыря г.Москвы назначить игумению Таисию (Исаеву) настоятельницей монастыря, освободив ее от должности настоятельницы Успенского Колоцкого монастыря Можайского района. –2000, 2, 7. -------- 2512. ИГУМЕНИЯ Неонилла – настоятельница Свято-Троицкого Браиловского монастыря. – 1990, 5, 28. -------- 2613. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 3 октября 1997 года: 1. Благословить открытие Брусенского Успенского женского монастыря в г. Коломне, преобразовав его из одноименного прихода. 2. Назначить настоятельницей обители монахиню Анастасию (Печенкину) с возложением наперсного креста по должности. – 1997, 11, 9. -------- 2614. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 апреля 2000 года: 1. Благословить переименование Важеозерской Задне-Никофоровской пустыни в Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Марию (Ющенко) с возложением наперсного креста по должности. –2000, 6, 8. -------- 2615. ПАНТЕЛЕИМОН, игум. Епископ Игнатий (Брянчанинов) и Валаамский монастырь. – 1986, 12, 20. 2616. РЕННЕР М. Валаам: Спасо-Преображенский монастырь и его скиты. – 1989, 5, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из газеты: " Вечерняя Москва " , 8-15 сентября 2022, (29222)/Ольга Кузьмина. Бородинская мадонна/ Спасо-Бородинский монастырь появился на поле знаменитой битвы благодаря Маргарите Михайловне Тучковой. Ее супруг генерал А. А. Тучков погиб в день Бородинского сражения у Семеновских батарей. Вдова героя пожелала построить на месте гибели мужа небольшую церковь-памятник во имя иконы Спаса Нерукотворного. Постепенно вокруг церкви и сторожки, где жила вдова генерала, образовался женский монастырь с жилыми и хозяйственными корпусами, колокольней и большим Владимирским собором. Сама Маргарита Михайловна приняла постриг и стала игуменьей Марией. В Спасо-Бородинском монастыре находится могила и часовня местночтимой старицы Рахилии – в миру Марии Коротковой. Судьбу основательницы Спасо-Бородинского монастыря Маргариты Михайловны Тучковой предрек вещий сон, о котором она часто рассказывала племяннице и другим близким людям. Маргарита Михайловна происходила из знатной семьи, вышла замуж за генерала Александра Алексеевича Тучкова и никогда не помышляла о монашеской жизни и, тем более, основании женской обители. Перед нашествием Наполеона в Москву, она сопровождала супруга вместе с полком в Минской губернии. Вскоре Тучков получил приказ двигаться с солдатами в Смоленск, и Маргарита Михайловна отправилась вместе с полками. В Смоленске она должна была попрощаться с мужем и уехать с маленьким сыном Николаем к родителям в Москву. В окрестностях Смоленска генерал Тучков и его жена заночевали в тесной и грязной избе. Маргарите Михайловне приснился жуткий сон: она увидела висящую рамку со словами на французском языке: «Твоя участь решится в Бородине». От букв отделялись капли крови и струились по бумаге. Сон повторился дважды. Маргарита Михайловна испугалась, разбудила супруга и стала спрашивать, где находится Бородино. Генерал Тучков ничего не слышал про селение с таким названием. Он попросил у офицера военную карту и, внимательно изучив ее, не нашел такого села или деревни. Александр Алексеевич успокоил встревоженную сном супругу и сказал: «Если Бородино действительно существует, то судя по звучному его имени, оно находится, вероятно, в Италии. Вряд ли военные действия будут туда перенесены». Вскоре супруги расстались: генерал остался с полками, а его жена и сын отправились в Москву. Тучков передал жене на хранение церковную утварь и икону Спаса Нерукотворного из походной церкви Ревельского полка, чтобы святыни не попали в руки неприятелю.

http://sobory.ru/article/?object=00459

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010