И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его». 739 И снова далее: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее». 740 И снова: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их». 741 Вот слова Господа и Бога! Творец всего по-богословски назвал различное бытие предметов (и одушевленных, и неодушевленных, и пернатых, и плавающих, и пресмыкающихся) различными родами, то есть природами, а не по-аристотелевски и по-гомеровски различными лицами, как бы научая нас, что иной род, то есть иная природа у трав, и иной род, то есть иная природа у пресмыкающихся, и иной род, то есть иная природа у зверей, и иной род, то есть иная природа у людей, и иной род, то есть иная природа у бесов, как говорит о них Христос: «сей же род изгоняется только молитвою и постом». 742 Вследствие чего и Павел говорит о единосущии по плоти нас и Христа, наставляя афинских философов: «мы Его и род». 743 Однако Севир отвечает отказом как Моисею, так и Павлу, не принимая именования природы родом. Итак, через нас посрамляет его брат Божий Иаков в своем Соборном Послании, как брат Божий возглашая братское и согласное Богу; ибо то, что Бог через Моисея назвал видом, то Иаков назвал естеством: «всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим». 744 Вот ясно брат Христов назвал тебе разные роды разными естествами. Вследствие этого и весь сонм Святых Отцов может называть [вещи] разной сущности и разной природы [вещами] «разного рода». Стало быть, говорящие, что во Христе после соединения одна природа, то есть один вид, по-всякому говорят, что или Божество сродно плоти, превратившись в тварь, или наоборот, плоть стала сродной и единосущной Святой Троице, что невообразимо и невозможно. «Если же не единосущно тело Слову, то во Христе есть одна и есть совсем другая природа», 745 как всемудрый Кирилл, защищаясь перед Восточными, указал в Константинополе Евлогию. Схолия. Кирилл в Сокровище говорит, что иной сущности значит иного рода, и Григорий [Богослов] в Слове на Богоявления, 746 [начинающемся словами] «Опять Иисус мой», свидетельствует родство 747 Святого Духа и Бога Слова, подобно тому, как и Гавриил говорит Богородице: «Вот и Елисавета, родственница 748 Твоя». 749

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Иез. 28 :10. Смертию 747 необрезанных ты умрешь от руки иноземцев, ибо Я сказал, говорит Господь Бог. Иез. 28 :11. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 28 :12. Сын человеческий! подними плач о князе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты-печать подобия 748 , полнота 749 премудрости и венец красоты! Иез. 28 :13. Ты был в сладости рая Божия, всяким драгоценным камнем был украшен: сардоликом 750 , и топазом, и смарагдом, и гиацинтом, и анораксом, и сапфиром, и иасписом, и серебром, и золотом, и янтарем 751 , и агатом, и аметистом, и хризолитом, и бериллом, и алмазом 752 , и золотом ты наполнил сокровищницы свои и кладовыя свои, с того дня, как ты создан был. Иез. 28 :14. С херувимом поместил Я тебя на горе Святой Божией, ты был среди огнистых 753 камней. Иез. 28 :15. Ты был непорочен в жизни своей с того дня, как ты создан был, пока не найдены были неправды 754 в тебе. Иез. 28 :16. От обширной торговли своей ты наполнил сокровищницы свои беззаконием, и согрешил, и поражен 755 с горы Божией, и низверг тебя херувим осеняющий из среды огнистых камней. Иез. 28 :17. Возгордилось сердце твое красотою твоею, но погибло искусство твое с красотою твоею, за множество грехов твоих Я поверг тебя на землю, пред царями Я предал тебя на позор 756 . Иез. 28 :18. Множеством грехов своих и неправдою в торговле своей осквернил ты святыню свою, и Я изведу огонь из среды твоей, он пожрет тебя, и повергну тебя в прах на земле пред всеми, видящими тебя. Иез. 28 :19. И все знающие тебя среди народов будут стонать о тебе: ты назначен 757 к погибели и не будет тебя более во веки 758 . Иез. 28 :20. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 28 :21. Сын человеческий! обрати лице твое на Сидон и прореки о нем и скажи: Иез. 28 :22. Так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Сидон, и прославлюсь в тебе, и узнаешь, что Я-Господь, когда произведу над тобою суд и в тебе явлю святость 759 Мою. Иез. 28 :23. И пошлю на тебя смерть, и польется кровь на улицах твоих, и падут пораженные мечем среди тебя, у тебя и вокруг тебя, и узнают, что Я-Господь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, учреждаемая новая церковь в сборе и ждет с трепетом своего утверждения Господом: И вот, среди ожидающих появляется сам Господь и дает им величайшее благо, мир, знаменующий примирение человека с Богом. Мир дается всей Церкви; после сего Господь обращается особенно к главам церкви и посланникам Его к народам. 20. И сия рек, показа им руце и нозе и ребра своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа. 21. Рече же им Иисус паки: мир вам: якоже посла мя Отец, и аз посылаю вы. Успокоив верующих и показав им знаки язв на пречистом теле Своем, доказывавших, что Господь был в том же теле человеческом, которое Он воспринял на Себя и которое страдало за мир, и устранив мысль о том что «они видят духа» 741 в смысле бесплотного видения, Господь удостоверяет всех собранных, что Он неизменно Тот, который так любил их, пострадал за них и ныне воскрес, «да прославится Отец в Сыне» 742 . «Возрадовашася ученики» радостью великою и вспомнили, что Господь перед страданием глаголал им: «вы восплачете и возрыдаете,.. но печаль ваша обратится в радость»... «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимает у вас» 743 . И в тот же вечер перед страданием своим Господь также сказал: «Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» 744 . В этот вечер высшей духовной радости, после первого мир вам, произнесенного Богом-Словом во плоти, возвещавшим примирение человека с Богом и исполнение Ангельского славословия: «слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» 745 , Господь: «паки рече: мир вам: якоже посла Мя Отец и аз посылаю вы». Сие вторичное приветствие Господа, обращенное к примиренным уже с Богом во Христе верующим, имеет особое значение в связи с следующими за ним словами. Во втором речении мир вам, Господь освящает на проповедь своих «свидетелей» и дает им мир, говорит Златоуст 746 , готовя их к брани. Война, которую ведут христиане, «не против крови и плоти, но против начальств и властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных 747 ; в сей духовной брани высшее средство защиты и высшее оружие победы есть тот мир души, который Господь дарует своим посланным, а чрез них и уверовавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Каждый возраст в жизни человека по-своему неоценим и составляет богатство нашего личностного бытия, возрастающего от чрева матери перед очами Господа Бога: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16). Рейтинг: 9.9 Голосов: 747 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.:  Иоанн Златоуст , свт. Гомилии на Книгу Бытия.  Последнее слово –  гоийм  – почти никогда не используется в Ветхом Завете по отношению к самим евреям, за редкими исключениями.   Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет  (Откр. 20,6)  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.   Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] ()  См.:  Василий Великий , свт. Беседа 13. Побудительная к принятию святого Крещения.  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.  «Говорит это (т. е. Павел. –  О.С. ), поскольку еще могут уверовать те (т. е. члены семьи. –  О.С .), кто не ненавидит (т. е. пока. –  О.С .) имя Христа» ( Амвросиаст . На Послания к Коринфянам).  Имеется в виду обычай смешивания воды и вина для употребления во время евхаристии.  См.:  Ориген . Фрагменты.  «Авраам рассмеялся не потому, что усомнился; сказав же:  хотя бы Измаил был жив , обнаружил только любовь свою к Измаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам рассмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит это с ними. Посему-то и говорит ему Бог:  именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына . Не искушая тебя, говорю это, но чтобы ты верил тому, чего не исполняю» ( Ефрем Сирин . Толкование на Книгу Бытия).  Катены на Книгу Бытия.  См.:  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.

http://pravoslavie.ru/105441.html

Но с другой стороны всякий, ищущий поколебать квиетизм и индифферентизм мира, является врагом его, ибо новая идея требует усиленной работы над собою, а мир прежде всего есть рутина, косность, бездействие, покоящееся в удовлетворении страстей своих. Господь Сам и в Апостолах Своих, и в подвижниках Своих, и в лице всех ищущих именем Господа правды есть великий Свидетель и обличитель зла в мире: посему мир, как совокупность стремлений к земным благам и как ненавистник духовного развития возненавидел Господа Иисуса и Господь предрек о сей ненависти и Апостолам Своим, говоря: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» 743 . В словах своих Господь полагает навечно разделение «между сынами Божиими и сынами человеческими» 744 , или сынами мира, которое заключается в стремлении души человека или к Богу или к миру. Последние любимы миром; стремящиеся же к Богу правды и любви и милосердия ненавидимы миром, ибо обличают его, что дела его злы. Засим Господь предлагает братьям Своим совершенно отделиться от Него и идти в Иерусалим на праздник без Него. Только когда братья Его пошли 745 на праздник, тогда Господь идет не явно, «но яко тай» в Иерусалим. По сему поводу св. Иоаин Златоуст 746 говорит, что «Господь показует им, что Он не нуждается в них и не хочет, чтобы они льстили Ему, и что Он дозволяет им соблюдать обряды. «Кроме того, говорит Златоуст, Господь отклоняет только путешествие с ними вместе, говоря: «время Мое не у исполнися». По этому поводу мы скажем еще, что отправление в Иерусалим лиц, идущих на праздники, совершалось обыкновенно целою толпою паломников и пред выступлением совершались разные обычные обряды 747 . Все лица, составлявшие группу паломников, идущих из одного города или поселения, конечно становились известными, а Господу не угодно было, чтобы путешествие Его в Иерусалим было наперед известно и подало повод к беспорядкам в народе, или заговору среди фарисеев и начальников «Яко время Его еще не исполнися».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Петр определенно указывает на огонь, как на орудие изменения мира в самом пришествии Христа. Так, противополагая то грядущее изменение потопу, погубившему древний мир (– историческое событие), он говорит. Как тогдашний мир, словом Божиим составленный из воды и водою, погиб, быв потоплен водою, так «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человек». И потом, указав, что как тать ночью, придет день Господень, он говорит: «… и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» 746 . Подобным образом и ап. Павел о делах – этом жизненном строительстве людей – писал в Коринф: «… строит ли кто (на едином основании – Христе) из золота, серебра, драгоценных камней, – дерева, сена, соломы: каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» 747 . Более всего изменение и обновление это коснется людей, в связи с духовно-нравственным состоянием которых и произойдет оно. Изменится коренным образом в своей природе и то поколение людей, которое доживет до того последнего момента, ибо не все к тому времени умрут, а будут и живущие. О них ап. Павел открыл «тайну» в послании к Коринфянам: «… не все мы умрем, но все изменимся – вдруг (εν ατομω), во мгновение ока, в последней трубе: ибо вострубите, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» 748 . Но конечно, живые люди того момента должны представляться малой группой сравнительно со всей массой отжившего и окончившего земные свои дни человечества. Потому, и обновление это явится для нас, людей, двойным: во-первых, от своей смерти телесной они вновь вернутся к жизни в теле; во-вторых, телом этим они изменятся совершенно. Потому и называется оно всеобщим воскресением, под которым разумеется в откровении: «… такое действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и бессмертны» (катих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

пойти против отца и всей своей родни, смертельно их огорчив, и порвать со всеми своими друзьями и вообще со всем своим привычным миром. Кроме того, моя жена была крайне против моего ухода в Православие, грозила меня оставить и, будучи беременной, просила дать ей «хотя бы родить нормально» (впрочем, со временем она стала православной 747 ). А ещё, я должен был уйти из дома и лишится своей миссионерской зарплаты, которую мне высылали из Германии друзья моего отца. Работать же я не умел – у меня не было никакого образования, кроме богословского, и профессии, и я не представлял себе, что я буду делать дальше... Все эти обстоятельства казались мне настолько невыносимыми, что я весьма скорбел о своей «несчастной» судьбе. Помня слова Христа: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин.15:22 ) я даже стал жалеть о том, что я ходил к Димитрию и узнал истину, ведь если бы я не узнал её, думал я, то и не нужно было бы мне проходить через все эти огненные искушения, и не было бы на мне греха. Ещё я думал о том, что как вообще может Господь посылать мне, такому молодому и слабому человеку, такое искушение, которое явно выше моих сил... Но всё это было, конечно же, ропотом и малодушием, ибо обетование Божие: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ) – верно и истинно, только мне не хватило силы довериться Богу. Но Господь укрепил меня, и хотя я был точно уверен, что уйдя от отца и баптистов я лишусь всего – и дома и пропитания, но как-то сверх ума я решил, что пусть будет, что будет – пусть я хоть под забором умру (именно такова в точности была моя мысль), но лучше умереть православным, чем всё иметь и быть баптистом. Кроме того, в это время в моей голове непрестанно звучали слова Христа, в которых для меня тогда выражалась вся суть Евангелия: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Скорбь и теснота, по Библии, всякой душе человека, делающего злое 747 . Печаль, сгущающаяся в скорбь и не разрешающаяся через обращение человека к Богу, вредна. Она убивает душу отчаянием, подобно тому как засуха без дождевых облаков губит растительность земли. Несчастным в скорби не ищет смиренно Бога и предпочитает оставаться самозамкнутым в непокорном Богу и мятежном настроении. Такое многоскорбное поведение падает на голову скорбящего 748 . Устами пророка Осии Господь говорит о нечестивом: «Возвращусь в Мое место, доколе (грешники) не признают себя виновными и не взыщут лица Моего " 749 . Нежелание прибегнуть к Богу обрекает отступника на муку души, не находящую разрешения. Безутешно тоскующий в скорби нередко доходит до ожесточенной хулы Бога. «Сея ветер, заслуженно пожинает бурю» 750 , как говорит пророк. Смысл скорбей Скорби земной жизни в высшей степени благодетельны для скорбящих. По этому поводу Библия авторитетно указывает на воспитательные последствия мужественного претерпевания скорбных обстоятельств жизни. Ввиду своеобразия ветхозаветного и новозаветного учения о смысле скорбей, то и другое учения изложим раздельно. 1 По словам ветхозаветного Священного Писания , человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх 751 . Скорби очищают душу его от примеси гордыни, как в щелочи. Они переплавляют душу, как серебро и золото в горниле. Золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения 752 . Даже минутное страдание производит в них забвение утех, вразумляет их благоговейно призывать Бога. Сердца же их делаются от молитвы лучше 753 . Получение от Бога пространства и широты сердца после тесноты и скорби обогащает человека надеждой на Бога и благодатной силой 754 . Но самое существенное значение переживания скорби то, что оно глубоко смиряет человеческую гордыню. Много поскорбевший перестает грешить, прекращает беззаконную жизнь и воссоединяется с Богом 755 . Богобоязненный еврейский народ много раз на протяжении своей исторической жизни смирялся под влиянием унижений и тяжкого гнета со стороны язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Тело Христово укрепляет здоровье, уничтожает опухоли, излечивает рак, когда есть на то воля Божия: оно не передает болезни, как клевещут некоторые и от этого богохульства часто впадают в ересь. Поэтому и апостол Павел спрашивает: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» 746 Отвергнут и чужд истинной вере не только тот, кто отказывается причаститься, потому что брезгует, не только кто отрицает Чудо богослужения, но и тот, кто приходит к причастию неготовым и недостойным. «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» 747 . Однако верующий христианин, который причащается «со страхом Божиим, верою и любовью», благоговейно, сознательно, подготовившись, удостаивается неисчислимых даров и множества духовных благ. Первый дар – это наше по Благодати единение с Христом. Что подтверждает Он Сам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» 748 . Второй дар – это тот, через который причащающийся христианин уже СЕЙЧАС приобщается к вечности. Вкушает вкус бессмертной жизни, как говорят нам правдивые уста Господа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» 749 . Третий дар  и плод достойного участия в Божественном Причастии – это воскресение его во Втором страшном Пришествии Его и Суде: воскресение жизни вечной. «И Я воскрешу его в последний день» 750 . Мы ожидаем Идущего «чтобы судить живых и мертвых» и в то же время причащаемся Ему. Мы причащаемся будущей радости, ибо смерть есть ничто иное, как переход от преходящего к вечному, от тленного к нетленному, от временной жизни к вечной. Это переход от земного престола Божественной Евхаристии к Престолу Царства Небесного. Четвертый дар – это сотворение духовной обители в нашем сердце: «верою вселиться Христу в сердца ваши» 751 . Потому что вера наша – это Божественный кислород, которым будет дышать наш Христос, когда войдет в сердца наши Своим Телом и Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Точно также современные Христу иудеи с полным благожелательством относились, как к своим братьям, и к рассеянным коленам Израиля; такое отношение заметно именно в апокалипсисе Варуха, где автор – иудей смотрит на потомков отделившихся от Иуды колен с чувством братской предупредительности (78–86 гл.). Поэтому можно думать, что те иудеи, которые не считали десять израильских колен окончательно исчезнувшими, допускали мысль о возвращении их в мессианские времена в свое отечество наряду с иудеями; такая мысль выражается в письме Варуха к 9,5 рассеянным коленам: «Бог не окончательно забыл и покинул семя наше: по великому милосердию Он опять соберет всех рассеянных» (Ап. Вар. 78:7 ). Но подробнее говорится о возвращении этих колен в 3 кн. Ездры: «а что ты видел, – говорит Господь псевдо-Ездре в объяснение видения, – что Сын Мой собирал к себе другое мирное общество, то это – десять колен 746 , которые отведены были пленными из земли своей во дни царя Осии, которого отвел в плен Салманассар, царь Ассирийский, и перевел их за реку, и они были переведены в землю иную. Они же положили в совете своем, чтобы оставить множество язычников и отправиться в дальнюю страну, где никогда не обитал род человеческий, чтобы соблюдать там законы свои, которых они не соблюдали в стране своей. Тесными входами подошли они к реке Евфрату, ибо Всевышний сотворил тогда для них чудеса и остановил жилы реки, доколе они проходили, ибо через эту страну шли они долго, – полтора года; эта страна называется Арзареф 747 . Там жили они до последнего времени; и ныне, когда они начнут приходить, Всевышний снова остановит жилы реки, чтобы они могли пройти. Поэтому ты видел множество мирное» ( 3Ездр. 13:39–47 ). Таким образом, по воззрению псевдо-Ездры десять израильских колен являются полноправными членами грядущего мессианского царства, так как они, если и были нарушителями закона до своего плена, то после этого исправились и предприняли тяжелый переход в неведомую и необитаемую страну, чтобы там беспрепятственно соблюдать закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010