О сочинениях свт. Игнатия, в частности, о «Слове о смерти и прибавлении к нему» — Вып. 2 — с. 54; Вып. 4 — с. 57–58; Вып. 5 — с. 187, 203–204; Вып. 7. — С. 33–34. 739. Амвросий (Гренков). [О соч. свт. Игнатия Брянчанинова и об отзыве на них свт. Феофана]//Амвросий (Гренков). Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим/Введен. Оптина пустынь. — Козельск, 1995. — С. 454. — Печ. по изд.: Сергиев Посад, 1908–1909. 740. Андроник (Трубачев). От издателей//Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. — М.; СПб., 1995. — С. 11–13. О публикациях свт. Игнатия в журнале «Богословский вестник» за 1912–1917 гг. 741. Ардов М. Пророки и лжепророки//Грани. — Франкфурт н/М., 1995. — С. 253–280. О пророческих высказываниях о судьбе России русских писателей и церковных деятелей, в т. ч. свт. Игнатия. 742. Афанасьева 3. «Со всею прямотою и любовью…»//Сел. правда — Грязовец, 1995. — 28 сент; 12 окт.; 21 нояб. О письмах свт. Игнатия настоятелю Валаамского монастыря игумену Дамаскину. 743. Исайя (Белов). Предисловие//Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. — СПб., 1995. — С. 5–6. — (О духовном рассуждении; Вып. 1). 744. Лазарь, архим. О монашестве/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, Моск. подворье. — М., 1995. — 48 с. Свт. Игнатий о монашестве — с. 21, 22–23, 27, 30–31, 35–37, 47. 745. Лазарь, архим. О тайных недугах души/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, Моск. подворье. — М., 1995. — 188 с. По сочинениям свт. Игнатия. 746. Лазарь, архим. Таинство исповеди. О грехах явных и тайных недугах души/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь. — М.: Родник, 1995. — 400 с. По сочинениям свт. Игнатия. 747. Максимилиан, еп. «Престань напрасно жизнь — бесценный дар — мотать!»/Записала Н. Серова//Крас. Север. — Вологда, 1995. — 13 мая. Беседа с еп. Вологодским и Великоустюжским о свт. Игнатии. 748. Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова): Автореф. дис. магистра богословия//Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. — М.; СПб., 1995. — С. 14–26.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Дата и место смерти Ж. долгое время оставались дискуссионным вопросом, но благодаря содействию итал. историков удалось установить, что последние месяцы жизни он провел в Закарпатье и умер там в 1946 г. Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 86. Д. 124. Соч.: Назначение школы. СПб., 1906, 1998; Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский: Мат-лы для биографии. К., 1907-1909 (на обл. 1911). 3 т. в 6 ч.; Житие свт. Иоасафа, чудотворца Белгородского. СПб., 1910. Нови-Сад, 19292; Строители духа жизни в области живописи и архитектуры И. Ижакевич и А. Щусев. Серг. П., 1910; Бари: Путевые заметки. СПб., 1910; Верующая интеллигенция и толкование Евангелия. СПб., 1911; Акты и док-ты Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. К., 1913; Кнж. М. М. Дондукова-Корсакова: [Биогр. очерк]. СПб., 1913; Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916. СПб., 1998; Восп. товарища обер-прокурора Свят. Синода кн. Н. Д. Жевахова. Мюнхен, 1923. Т. 1. Нови-Сад, 1928. Т. 2; М., 1993. СПб., 2007. 2 т.; Еврейский вопрос. Н.-Й., 1926; Причины гибели России. Нови-Сад, 1929; Корни рус. революции. Кишинёв, 1934; Раб Божий Н. Н. Иваненко. Нови-Сад, 1934; Кн. А. А. Ширинский-Шихматов: Кр. очерк жизни и деятельности. Нови-Сад, 1934; Еврейская революция. М., 2006. Лит.: Рус. писатели эмиграции: Биогр. сведения и библиогр. их книг по богословию, религ. философии, церк. истории и правосл. культуре: 1921-1972/Сост.: Н. М. Зернов. Бостон, 1973. С. 48; Фирсов С. Л. Правосл. Церковь и гос-во в посл. 10-летие существования самодержавия в России. СПб., 1996. С. 451-461; Комолова Н. П. Рус. зарубежье в Италии (1917-1945 гг.)//Рус. эмиграция в Европе (20-е - 30-е гг. ХХ в.). М., 1996; De Michelis C. G. Il principe N. D. Zevaxov e i «Protocolli dei savi di Sion» in Italia//Studi storici. 1996. T. 37. N 3. P. 747-770; Степанов А. Д. «Между миром и монастырем»: Кн. Н. Д. Жевахов (1874-1947?)//Воинство св. Георгия: Жизнеописания рус. монархистов нач. XX в./Сост. и ред.: А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006. С. 510-531. С. Л. Фирсов

http://pravenc.ru/text/182211.html

742 Несториане – последователи христианского ересиарха Нестория (в 428 431 гг. Константинопольский патриарх), утверждавшего, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Несторианство осуждено как ересь на Эфесском Вселенском соборе (431). Терпя гонения, несториане переселились в Персию, где при поддержке сасанидских царей в 499 г. была учреждена самостоятельная несторианская церковь . 746 В « Александрии» Псевдо-Калисфена (VI в.) подобное рассказывается о номадах, произошедших с Кавказа. 747 Имеется в виду Дербентская стена, называемая также Каспийскими Железными воротами (Caspia portae или Caspia claustra у Тацита), длиною 3,5 км, которая была возведена в древности для защиты от нашествий кочевников, проникавших в Иран из Северного Прикаспия через Дербентский проход. Со временем строительство этой стены стали приписывать Александру Великому (Плиний Старший. Естественная история, VI11,12; Иосиф Флавий. Иудейская война, VII 7.4). 750 Византии – прежнее название Константинополя, легендарным основателем которого считали мифического царя Виза, Византа (658 г. до н. э.). 751 По замечанию П. Александера, «мысль, выраженная в этом отрывке, является ключом к пониманию всего произведения». Автор «Откровения» экстраполирует на Византию («царство Римское») стих Пс 67 /68:32, выражая веру в её особенную роль и близость к Богу. См.: Александер П. Псевдо-Мефодий и Эфиопия/Античная древность и Средние века. Вып. 10. Свердловск, 1973. С. 22–23. 752 В древнерусском переводе добавление: «Она же и охраняет Греческое (- Римское) царство и недвижимо пригвожденным в нём владыкой Иисусом Христом соблюдается». 753 Этот же отрывок фигурирует в другом византийском апокрифическом сочинении – «Слове Иоанна Златоуста на видения Даниила», причём в этом месте слова «царство Римское» заменены словами: «царство христианское». См.: Vassiliev A. Anecdota Graeco-Byzantina. Pars I. Mosquae, 1893. P. 36. 755 Одно время под турками разумелись венгры-мадьяры (угры), затем, с XIH XIV вв. – турки-османы. См.: Истрин В. М, Указ. соч. С. 173.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Т. зр. И. относительно наличия ритма в гимнографических текстах вызвала много споров: до него церковные песнопения воспринимались как прозаические сочинения. Однако ученый заметил в песнопениях систему метрической пунктуации, экфонетические знаки: 12-слоговые тексты ямба были записаны в ряд, где каждая строка и каждая полустрока была выделена точками, а также строки делились надвое цезурой. И. определил и др. формы древнегруз. стихосложения. Так, используя песнопения Иоанна Минчхи, он показал, что строки, разложенные в системе метрической пунктуации, расположены по принципу ровного слога. Согласно выводам И., произведения литургической гимнографической поэзии строились с учетом числа слогов и строфической формы. В классификации И. использовал гимнологическую терминологию грузинского церковного писателя и богослова XI в. прп. Ефрема Мцире : «численное» () и «слоговое мерное слово» (). Древнегруз. классический стих И. охарактеризовал как «силлабо-коленчатый»; свободный стих со слоговым мерным словом, тяготеющий к визант. стихосложению - как «силлабо-нерассеченный»; свободный стих без слогов, с содержательно-таэпной ритмикой - как «мерное численное слово», или «мерное слово» ( Ингороква. Георгий Мерчуле. 1954. С. 557-558, 591). По мнению К. Экономоса, Ж. Питра, И., С. Каухчишвили, знаки сечения в песнопениях, содержащихся в древнегруз. рукописях, обозначают меру стиха. Эту т. зр. разделяла гимнологическая школа Института рукописей Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный центр рукописей Грузии). Прот. Корнелий Кекелидзе , Г. Имедашвили и др., а в последнее время музыковеды-гимнологи М. Андриадзе, Д. Долидзе полагают, что это муз. знаки, и исследовать поэтические основы песнопений необходимо исходя из иного принципа. И. осуществил кодикологический, исторический и богословский анализ приписываемого Иоанну-Зосиму соч. «Восхваление и возвеличивание языка грузинского» (сохр. 4 ркп.), легшего в основу восстановленного в 1985 г. Грузинского языка празднования (Там же. С. 145-153, 747-753).

http://pravenc.ru/text/389545.html

Ранняя форма последнего - Коллектарий - содержала только инципиты А. При переходе к полной форме Бревиария, содержавшей полный текст А., количество их вариантов было сокращено. Ограниченное использование А., характерное для ранней рим. традиции, наблюдается и в реформированном Бревиарии Иннокентия III (нач. XIII в.). Ист.: Aristotelis Opera/Ed. I. Bekker. B., 1831. 1960r. Vol. 2. P. 918-921; Theonis Smyrnaei Expositio rerum mathematicarum/Ed. E. Hiller. Lpz., 1878. P. 48; Gregorius Nazianzenus. Carmina//PG. 37. Col. 513, 747, 1260,1388 (рус. пер.: Григорий Богослов, свт. Собр. творений. Серг. П., 1994р. Т. 2. С. 83, 195, 383); Сократ. Церк. ист. С. 250-251; Феодорит. Церк. ист. С. 105-106; Asterius Sophista. Commentarii in Psalmos quae supersunt/Ed. M. Richard. Oslo, 1956. P. 3-245; Palladius. Hist. Laus. (Bartelink). P. 241 (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 150); Созомен. Церк. ист. С. 563; Joannes Chrysostomus. Prooemia in Psalmos//PG. 55. Col. 533 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 595-596); Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30//PG. 139. Col. 1390; Герман, свт. Сказание. С. 56-59; СДЛ. Вып. 2. С. 58-59; Borgia N. Il commentario liturgico di s. Germano Patriarca Constantinopolitano e la versione latina di Anastasio Bibliotecario. Grottaferrata, 1912; Дмитриевский А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; Николай Кавасила. Изъяснение. С. 16-17; Simeon Thessalonicensis. De sacra precatione//PG. 155. Col. 556, 624-649 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 404, 472-499); Ordo monasterii// De Brune D. La premiere regle de s. Benoit//RBen. 1930. T. 42. P. 318-319; Устав прп. Венедикта//Древние иноческие уставы. С. 610-611, 613-616, 619, 630-632, 645; Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis//PL. 83. Col. 737-738; Niceta di Remesiana. Catechesi preparatorie al battesimo/Trad. di C. Ricci. R., 1985. P. 238-241; Corpus Antiphonalium Officii. R., 1968. Vol. 3: Invitatoria et antiphonae/Ed. R.-J. Hesbert; Antiphonale Monasticum pro diurnis horis. Tournai, 1934; Antiphonale Sacrosanctae Romanae ecclesiae pro diurnis horis. Tournai, 1924; Antiphonarium Eremi Beatae Virginis Mariae ad Laudes et Vesperas/Ed. R. Bannwart. Einsiedeln, 1987; Paléographie musicale. Tournai, 1922-1925. Vol. 12: Antiphonaire monastique (XIII siècle): Le codex F. 160 de la Bibl. de la cathedrale de Worcester; Нотный сб. православного русского пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия; Щепкина М. Б. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1977; Антифоны на литургии: Изобразительные, праздничные, вседневные/Сост. Е. С. Кустовский. М., 1998.

http://pravenc.ru/text/115824.html

De civ. Dei, XI, 16. См. исследование Леонида Писарева. Учение блаж. Августина, еп. Гиппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. Отд. И, гл. 1, стр. 101 и далее. 746 Неточная цитата из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Красота — это страшная и ужасная вещь!.. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» (Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. СПб., 1895. Т. 12. С. 129—130). 747 «Жена, облеченная в солнце» и «жена блудница» — символические образы Апокалипсиса (см.: Откр. 12:17). 748 Порфирий в «Жизни Плотина» рассказывает: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд из–за того, что жил в телесном образе…» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 462). 749 Мужские и женские половые органы (нем.). 750 Быт. 3:19. 751 Выражение из Первого послания к Коринфянам апостола Павла: «Последний же враг истребится — смерть» (15:26). 752 Конечно, нельзя говорить об индивидуальном бессмертии животных, ибо вообще понятие индивидуальности в человеческом смысле здесь не приложимо. Вернее, здесь следует думать о некоторой родовой жизни, осуществляющейся во многих особях. 753 1 Ин. 5:19; цитируется неточно. 754 О «Теориях прогресса» см. статью С. Н. Булгакова «Основные проблемы теории прогресса» в его книге «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903). 755 Напр., св. Григорий Нисский говорит по поводу воскресения: «А воспринятое нами от кожи бессловесных — плотское смешение, зачатие, рождение, нечистота, сосцы, пища, извержение, постепенное прихождение в совершенный возраст, зрелость возраста, старость, болезнь, смерть», все это не подлежит воскресению (Творения, ч. IV, 315—316). 756 Дева София (нем.). 757 Зеркало мудрости (нем.). 758 В «чине исследования венчания» последнее рассматривается как церковное и человеческое торжество, причем совершенно отсутствуют какие бы то ни было черты брезгливости к полу и браку как таковому. Напротив, вспоминается брак в Кане О браке в Кане Галилейской см.: Ин. 2:1—11.], освященный присутствием самого Господа, вспоминаются ветхозаветные патриархи, которые считаются состоящими в родословной Господа Иисуса, испрашивается обручающимся единомудрие и целомудрие (явный знак того, что между целомудрием и браком не существует противоречия): «честный брак их покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благослови», «сочетай… зане от тебя сочетаваются мужу жена, сопрязи их в единомудрии; венчай я в плоть едину, даруй им плод чрева, благочадие, восприятие». А обведение брачущихся в венцах вокруг аналоя, как известно, сопровождается теми же самыми песнопениями, как и посвящение во иереи, — и уже это одно показывает, как высоко оценивается брак Церковью. 759

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

«Я послан был по делу в святой град [Иерусалим], – рассказывает один инок преп. Иоанну Пророку, – и [оттуда] сходил помолиться на Иордан, не испросив на то дозволения у аввы, – хорошо ли я сделал или нет?» Подвижник отвечает: «Не должно без повеления ходить куда бы то ни было; то, что мы делаем по своим помыслам, хотя и кажется нам хорошим, неугодно Богу, а в том, чтобы сохранить повеление пославшего тебя аввы твоего, заключаются и молитва , и угождение Богу» 235 . Исполнять свою волю для послушника – первое зло, исполнять волю старца – все добро. Но бывали казусы, когда воля старца по какомунибудь делу совпадала с намерением или помыслом самого послушника. Для добросовестного инока возникал нелегкий вопрос: не будет ли грехом своеволия вместе с исполнением старческой воли исполнить и свой помысл? «Если я имею волю в какомлибо деле, – спрашивает инок преп. Иоанна, – но предварительно не вопросил о нем авву, а он сам по себе повелел мне сделать его, не вменяется ли мне это в своеволие?» Ответ: слово 1. PG. Т. 88. Col. 636; рус, пёр.: С: 22. 151 При составлении этого отдела мы пользовались кн.: Ной К. Enthusiasmus unci Bussegewalt beim griechischen M6nchthum. Leipzig, 1898. S. 141–148; рецензией на эту книгу Н. С. Суворова (Византийский временник. 1899. 3. С. 14–16 отд. отт.) и статьей И. В. Попова «Религиозный идеал св. Афанасия» (Богословский вестник. 19031904. С. 68–94, отд. отт.). 153 Annales du тшёе Guimet. Т. XVII. Р. 591–592. Vita Pachomii. Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. (кратко). Ср.: Арх. Палладий. Указ. соч. С. 82–85. 160 Annales du Guimet. Т. XXV. P. 347, 354, 367–368. Memoires publies… Т. IV. Paris, 1895. P. 658. Подвижник Шнуди (Ibid. P. 682, 719, 785) называется пророком, также преп. Матфей (Р. 708), преп. Авраам (Р. 743, 747, 750), преп. Моисей (христоносец. Р. 682). 163 Не излагаем этот отдел подробно, так как пришлось бы в значительной степени повторяться. В цитированной книге Голля (S. 181–185) читатель найдет обстоятельную речь об этом с обильными выдержками из первоисточников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

726 Печатается по изданию: Зеньковский В. В., прот. История русской философии: В 2-х т. 2-е изд. Париж, 1989. Т. IL С. 413430. 727 Иоанн Скот Эриугена (Эригена, ок. 810ок. 877) – крупнейший представитель средневековой теологической мысли. Осн. соч.: О разделении природы (1867; впервые опубликовано в Оксфорде, 1681). См. о нем: Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в трудах Иоанна Скота Эриугены. СПб., 1898. 728 В это время Флоренский напечатал брошюру «Голос крови» (это была его проповедь) в связи с кровавым подавлением революционного движения в Москве в 1905 г. 729 Издана в Москве в 1914 г. За границей в 30-х годах появилось 2-е изд. книги (фототипическим способом). Первоначально книга называлась «О духовной Истине» (М., 1912), но впоследствии, по-видимому, после защиты диссертации, в книгу были внесены последние пять глав, отсутствующие в первом издании. 731 См. сборник «Вопросы религии». Также в книге «Столп и утверждение Истины», с. 619 (примеч. 26); с. 791 (примеч. 835). 734 «Столп...», с. 612 (примеч. 4). Надо, однако, отметить, что Флоренский на целых двух страницах приводит эти «формальные» определения Соловьева, посвященные идее всеединства. 743 Здесь Флоренский очень приближается к Dacque – в его очень интересной книге «Urwelt. Sage und Menschheit» (1927). 747 Здесь Флоренский просто следует замечательной интерпретации учения О. Конта у Вл. Соловьева. Grand Etre Конта... – Мифологема «Великого Существа» О. Конта (17981857) и ее трансформация в «сверхчеловека» ницшевского или иного толка, специально интересовала русскую мысль. См., в частности, статьи Вл. С. Соловьева «Идея человечества у Августа Конта» (1898) и «Идея сверхчеловека» (1899); а также книгу В. И. Яковенко «О. Конт, его жизнь и философская деятельность» (СПб., 1894). Рассуждая о сущности четырехмерного образа рода (племени, народа, государства, расы, человечества), Флоренский говорил: «Все эти сущности, простираясь четырехмерно, имеют каждая свою форму, свой целостный облик, и в явлении он воспринимается как гений или как ангел-хранитель племени, народа, государства, расы и всего человечества. Огюст Конт называл совокупное человечество как единый организм Великим Существом – Grand Etre и символизировал его образом Мадонны. В иконописи это Великое Существо, эта вечная, неувядаемая чистота, цельность и непорочность Первообраза Божьего Мира, полно выражающееся в Сердце Мира – Богоматери, оно представляется в виде окрыленной огнезрачной царственной женской фигуры» (Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. С. 217). Историю термина см. в работах: Гангнус А. А. На руинах позитивной эстетики. Из истории одного термина. Новый мир. 1988. 9; Лебедев А. А. Последняя религия. Вопр. философии. 1988. 1. С. 3555.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

746 Под хулою на Духа Святого разумеется не какой-либо отдельный и единичный грех, хотя бы и тяжкий, а упорное противление очевидной истине Божией, подобное тому, какое проявляли фарисеи, объявляя чудеса Иисуса Христа совершаемыми не силою Духа Божия, а силою веельзевула, – совершенное неверие и нераскаянность, упорное отвержение благодати, соединенное с отвращением от всего, что свято и богоугодно ( Евр. 10:26. 29 ); иначе, – грех против Духа Святого, или, что тο же, грех к смерти есть ожесточение во зле, злоба нераскаянная, окончательно потерявшая всякую приемлемость благодати. «Грех к смерти, объясняют отцы всел. собора (прав. 5), есть, когда некие, согрешая в неисправлении пребывают. Горше же сего то, когда жестоковыйно восстают на благочестие и истину, предпочитая мамону послушанию пред Богом и не держась Его уставов и правил». 747 Митр. Филарета. Слова изд. 1848 г. II ч 23 стр. Сн. Городкоеа. Догм. Бог. по соч. м. Филарета, 278 стр. 748 Вот образцы молитв, находящихся в древнейших чинах литургий. По чину литургии ап. Иакова (греческой) священник молит: «помяни, Господи, Боже духов и всякой плоти, православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их там, в стране живых, в царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама и Исаака и Иакова, святых отцев наших, откуда удалились болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего и сияет непрестанно». Собр. древа, лит. в рус. пер. 1 в. 182–183 стр. Сн. Кирил. иерус Тайн. поуч. V, 9. По чинопоследованию литургии еванг. Марка возносилась такая молитва: «души прежде почивших в вере Христовой отцев и братий упокой, Господи Боже наш, помянув от века праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, всякий дух скончавшихся в вере Христовой». Собр. древн. лит. в рус. пер. III в. 34 стр. В римской литургии, по сакраментарию папы Гелисия I, священник молится: «еще помяни, Господи, имена и тех, которые со знамением веры предварили вас и спят сном мира. Молим Тебя, Господи, даруй им и всем покоющимся во Христе, место прохлады, света и мира чрез Христа Господа нашего» Собран. древн. лит. V, 62 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

24 марта 1885 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 3-й степени, а 14 мая 1896 г.- орденом св. кн. Владимира 2-й степени «за отлично-усердное служение». 4 июля 1906 г. Калужский и Боровский еп. Вениамин (Муратовский) в кафедральном соборе отслужил по М. панихиду. 5 июля того же года состоялось погребение М. в соборе белёвского Преображенского мон-ря, к-рое возглавил Лаврентий (Некрасов) , еп. Тульский и Белёвский. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 10. Д. 2352. Л. 34, 37-37 об.; Д. 3005. Л. 1-16; Воспоминания Н. В. Троицкого//ГА Воронежской обл. Ф. 3138. Оп. 2. Д. 23. Соч.: Беседы о Божественной литургии. СПб., 18812; Слова, беседы и поучения...: 1856-1879. СПб., 1881; Беседы и поучения на дни великопостные, 1864-1879 гг. М., 1882; То же: Великопостные поучения: 1864-1879 гг. Калуга, 1898. Белёв, 19044; Беседа в день памяти святителя Христова и чудотворца Тихона Задонского, говоренная в Задонском мон-ре в 100-летний юбилей от кончины святителя//Воронежские ЕВ. 1883. 18. С. 747-752; О священных изображениях Правосл. Церкви. Воронеж, 1884; Беседа, говоренная в Воронежской семинарской церкви, при открытии братства во имя Воронежских святителей и чудотворцев Митрофана и Тихона. Воронеж, 1885; Слово, говоренное при погребении почившего в Бозе Высокопреосв. Серафима, архиеп. Воронежского и Задонского//Воронежские ЕВ. 1886. 10. С. 346-350; Слово в день празднования 300-летнего существования г. Воронежа//Там же. 11. С. 410-423; Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни и разные случаи. Оренбург, 1893. Вып. 3; Священная лира в уединении: Сб. стихотворений. К., 1902. Вып. 1; Тула, 1903. Вып. 2; Белёв, 1902/1903. Вып. 3; 1905. Вып. 4; 1905/1906. Вып. 5. Лит.: Сообщение [о назначении еп. Макария (Троицкого) епископом Оренбургским и Уральским]//Воронежские ЕВ. 1886. 11. С. 405; Прощание преосв. Макария со своей паствой//Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1901. 14. С. 353-360; Введенский В., свящ. Памяти старца-епископа//Там же. 1906. 16. С. 594-598; Кончина преосв. Макария, бывш. еп. Калужского и Боровского//Там же. 14. С. 495, 526; Памяти преосв. Макария, бывш. еп. Калужского и Боровского//ПрибЦВед. 1906. 41. С. 2736-2738; Акиньшин А. Предок высшего сословия//Воронежский курьер: Газ. 1995. 25 февр.; он же. Еп. Макарий (Троицкий), викарий Воронежской епархии//Воронежский епарх. вестн. 1999. 2. С. 33-35; он же. Еп. Макарий (Троицкий), 1882-1886//Воронежские архипастыри. 2003. С. 437-441; Герасим (Дьячков), иером. Белёвский Спасо-Преображенский мон-рь Тульской обл.: История в лицах. М., 2008. С. 133-139; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2; Шицкова М. А. Новые арх. мат-лы об истории книгораспространения в Оренбургской губ.//Вестн. Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2010. 4(24). С. 27-29; Сергий (Петров), митр. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж, 2011.

http://pravenc.ru/text/2561404.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010