Дмитриев. Серг. П., 1915; Дмитриев В., свящ. Перевод и анализ соч. св. Кирилла Александрийского Περ τς ρθς πιστεως τς ες τν κριον μν ησον Χριστν: Курс. соч./МДА. Серг. П., 1916. [Маш.]; Сулин С. Перевод трактата свт. Кирилла Александрийского «Против антропоморфитов (Κατ νθρωπομορφιτν): Дипл. раб./МДС. Серг. П., 2005. [Маш.]; Диалог о вочеловечении Единородного/Пер.: иером. Феодор (Юлаев)//БВ. 2006. 5/6. С. 65–150; Две гомилии на Сретение из «Толкования на Евангелие от Луки»/Пер.: иером. Феодор (Юлаев)//Там же. 2008. 7. С. 17–38; О правой вере к царицам/Пер.: свящ. В. Дмитриев//Там же. 2009. 8/9. С. 68–141; Два послания к Суккенсу, еп. Диокесарийскому/Пер.: иером. Феодор (Юлаев)//Там же. 2010. 10. С. 15–31; Послание к египетским монахам/Пер.: иером. Феодор (Юлаев)//Там же. 11/12. С. 69–100. Справочные изд. и библиогр.: BG. T. 9. P. 446-497; Lexicon Bibliographicum/Ed. S. F. G. Hoffmann. Lpz., 1832. T. 1. P. 529-546; CPG, N 5200-5438; CPGS, N 5200-5439; Творения свт. Кирилла Александрийского: Библиогр. указ. к «ТСОРП»//БВ. 2006. 5/6. С. 522-540, 542-544, 546, 553-556, 560-562, 564-567, 570-597; Бондач А. Библиографическая роспись «Деяний Вселенских соборов». Ч. 1: Соборы I-III//Там же. 2008. 7. С. 401-436; 2009. 8/9. С. 507-550. Лит.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 843-854; Petavius D. De incarnatione Verbi liber sextus: In quo ab haeretici nuperi calumniis, Cyrilli, et Ephesinae Synodi integritas fidei, et auctoritas defenditur etc.// Idem. Theologicorum dogmatum. P., 1650. T. 4/1. P. 498-600 (= Idem. Dogmata theologica. P., 1867. T. 6. P. 1-105); Allatius L. Vindiciae synodi Ephesinae et S. Cyrilli de processione ex Patre et Filio Spiritus Sancti. R., 1661; Tillemont. Mémoires. T. 14. P. 267-676, 747-795; Житие иже во святых отца нашего Кирилла архиеп. Александрийскаго// [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых [...]: Июнь-Авг. К., 17645. Л. 55 об.- 60 об.; Zoernickav A. Tractatus theologici orthodoxi de processione Spiritus Sancti a solo Patre.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

279 См. наше исследование: Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни Каз. 1882 г. 97–101 стр. 281 Может быть, по «геройству» Евреев в борьбе с языческими владетелями, геройству, которое и в этой книге видно, как в 1–2 Мак. книгах. Некоторые ученые и наименованию 1–2 Мак. книг придают также переносное значение, а не собственное от братьев Маккавеев. Andre. I. с. 63–64 рр. 285 Андре по сходству событий этой книги с событиями эпохи Фискна (107 г. до Р.Х.), Пилата, Ирода, Калигулы (40 г. по Р.Х.) относит появление ее к периоду времени с 100 г. до Р.Х. по 70 г. по Р.Х. 1. с. 124–128 рр. 286 Andre. 1.c. 130 p. 1–2 стихи предполагают какой-то заговор на Птоломея; составленный Феодотом, и завоевание Антиохом каких-то владений Птоломея Филопатора. В тексте все это не выяснено и т.о. начало книги стоит ex abrupto. 291 Kautzsch. I. c. В подстрочных примечаниях очень много отмечено подобных «забвений» автором того, что говорится им в других местах своей книги. Напр. 128, 129, 133. и др. стр. Андре видит «аллегоризацию» разных событий в Иудее и Египте, совершившихся в эпоху с 107 г. до Р. X. по 40 г. по P. X. 1. с. 124–128 рр. Стало быть, тоже, что о книге Иудифь говорилось... 292 Grimm. B. Weisheit. Leipz. 1860 г. 5–9 ss. Keil. Einl. 748 s. Kautzsch. 1. c. 476–477 ss. Andre. 1. c. 319 p. Даже католические с этим согласны. Напр. Вигуру. Руков. 2, V, 986 стр. Kaulen. Einl. 213 s. 294 Kautzsch 1. c. 479 s. Довольно трудная загадка: по месту происхождения книги и алекс. кодекса должно бы в лучшем виде ее сохранения ожидать в алекс. списке, а выходит не так... 296 Об отличии вероучения Премудрости Соломона от Филоновской системы много сказано в русской литературе у проф. Поспехова. Книга Премудрости Соломона. К. 1873 г. 375–468 стр. 298 Термины: σωφροσνη, φρνησις, δικαιοσνη – 8:7; суждение о политеизме (13 – 15 гл.) и мн. другое (ср. Поспехов. 290–309, 356–358 стр.) обнаруживают подобное знакомство. 299 Keil. Einl. 747 s. Grimm. B. Weish. 16–35 ss. Zöckler. 1. c. 358 s. Andre. 319–321 рр. Поспехов. Указ. соч. 439 стр. Последний автор склонен относить время происхождения книги к 221–204 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

729 Стр. 75 наст. соч. 730 Стр. 244 рус. перевода. 731 Стр. 255. 732 Стр. 26—27 рус. перевода проф. Попова. 733 Подобие 1, стр. 282. 734 Подобие 10, стр. 36. 735 Стр. 287, 290. 736 Гл. 67, стр. 98—99 рус. перевода. 737 Гл. 39 рус. перевода И. Щеглова//«Труды Киевской Духовной Академии», октябрь 1909 г., стр. 172—173, 175. 738 Гл. 31 и 33, стр. 32—35 рус. перевода. 739 «Книга о благотворении и милостыне», т. II, стр. 259 рус. перевода. 740 «Книга о благотворении и милостыне», т. II, стр. 267—268. 741 Лк. XVI:11. 742 «Книга о благотворении и милостыне», т. II, стр. 262—263, 274. 743 Мф. XXV:40. 744 «Книга о благотворениях и милостыне», т. II, стр. 268—269, 275. 745 Сродную мысль об очистительной силе милостыни мы встречаем и у Ори- гена. По взгляду последнего, первое прощение грехов человек получает через таинство крещения, второе — через мученичество и, наконец, третье — через милостыню, согласно словам Христа Спасителя: «давайте милостыню и вот все для вас будет чисто». Hom. in. Lev. II, 4. 746 «Книга о благотворениях и милостыне», т. II, стр. 258. 747 Там же, стр. 259—261. 748 Там же, стр. 277. 749 Т. II, стр. 135—136 рус. перевода. 750 Т. IV, стр. 159—160. 751 Из бесед на Евангелие от Матфея, т. IV, стр. 479—480. 752 Там же, стр. 480. 753 Беседа «О милости и суде», т. IV, стр. 394. 754 Беседа «О любостяжательности» т. IV, стр. 96. 755 Беседа «О милости и суде», т. IV, стр. 396. 756 «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах», ответ на 42 во­прос, т. V, стр. 187—188; сравни: «Правила, кратко изложенные в вопросах и от­ветах», ответ на 48 вопрос, т. V, стр. 237. 757 Беседа VII «К обогащающимся», т. IV, стр. 116. 758 Беседа, «говоренная во время голода и засухи», т. IV, стр. 134—135. 759 «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах», ответ на 9 вопрос, т. V, стр. 124; сравни: письмо «к Амфилохию от имени Ираклида», где передает­ся мнение одного епископа о необходимости «различать истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности». 760 Беседа XXI «О том, что не должно прилепляться к житейскому», т. IV, стр. 334—335.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Как дополнение к нашему изложению, приведем замечание архимандрита Иоанна в его толковании на данное правило: «В этих словах выражаются две особенные мысли: 1) что в церковном управлении не должно быть преобладания власти, так чтобы одна какая-либо местная власть превозносилась над всеми другими, равными ей по священной важности своих прав, властями, а тем менее след. над всеми поместными церквами, которых права, по определению отцев, должны быть самостоятельны в своих пределах и неприкосновенны; 2) что к духовному сану церковной власти и ее священным правам не должно быть примешано ничто мирское, чуждое ей по духу, по своим видам и действиям, как то: власть светская, почести мирские, употребление мирских средств для своих целей, и т.д. Так строго древние правила отцев ограничивали власть духовную, и так далеки были от всякой мысли о вселенском главенстве одной какой-либо кафедры над всею церковью!» 753 . 744 Ср. Τhomassin, Vetus et nova ecclesiae disciplina, tom. I, lib. I, cap. 18, 138. – В толковании этого правила Вальсамоном читаем следующее: “Пока Великая Антиохия не отделилась от римской империи, император посылал туда своего наместника, а этот посылал военачальника в Кипр, подчиненный Антиохии. В силу этого и тогдашний антиохийский епископ совершал рукоположение в кипрских церквах, ссылаясь на то, что и наместник Антиохии назначал туда военачальника”. Аф. Синт., II, 205. Ср. толкование этого правила Зонарою в Аф. Синт., II, 204. 747 στε μηδνα τν θεοφιλεσττων πισκπων παρχαν τραν, οκ οσαν νωθεν κα ξ ρχς π τν ατο, γον τν πρ ατο χερα καταλαμβνειν. Греч. текст 8 правила см. в Аф. Синт., II, 203. 748 σζεσθαι εκστη παρχα καθαρ κα αβαστα τ ατη προσντα δκαια ξ ρχς κα νωθεν, κατ τ πλαι κρτσαν θος. Греч. текст 8 правила см. там же, 204. Ср. Thomassin, упом. соч., I, 137–140. 749 στε καινοτμητα διαφυλαχθναι τ παρ τν ν φσψ τ πρτερον συνελθντων θεοφρων πατρων τψ θρνψ ( το τς Κπρου νσου προδρου) παρασχεθντα προνо μια.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

слово: П. Флоренский, — Начальник жизни, Серг. Пос., 1907 (=«Христианин», 1907, 4). Отчасти сюда же: А. Бухарев, — Исследование о достоинстве, целости и происхождении 3–й кн. Ездры, М., 1864. ( < < back) Для ориентировки в различн. пониманиях Евангельск. «Царства Божия» см.: [ 31 ], [Н. Г. Городенский], — Новозаветн. учение о Царстве Бож. в новейшей богосл. лит. Западн. («Чт. в Об. люб. дух. пр.», г. 31, 1894, 2, стр. 747–814). — Прот. П. Я. Светлов, — Идея Царства Божия в её значении для христ. миросозерцания, Свято–Тр. Серг. Лавра, 1906. — М. М. Тареев, — Основы хр–ва, Серг. Пос., 1908, Т. 2. — Schmoller, — Die Lehre von Reiche Gottes in den Schriften Neues Testaments. 1891. — Weiss, — Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes, 1892. — Issel, — Die Lehre von Reiche Gottes im Neuen Test., 1891. — J. Bovon, — Theologie du Nouveau Testament, Lausanne, 1893–1894. — Bern. Weiss, — Lehrbuch d. Bibl. Theol des Neuen Test., Berlin, 1868. — J. Holtzmann, — Lerbuch der neutest. Theol., Freiburg i/B u. Lpz., 1897. — G. B. Stevens, — The Theology of The New Test., Edinburgh, 1901. — J. M. King, — The Theologie of Christ’s Teaching, London, 1902. — По вопросу об Иудейской апокалиптике: Прот. Ал. Смирнов, — Мессианск. ожидания и верования Иудеев около времен И. X., Казань, 1889. — Кн. С. Н. Трубецкой, — учение о Логосе, Т. I, М., 1900 (=«Собр. соч.», Т. 4). — H. [H.] Глубоковс кий, — Благовестие св. Ап. Павла, кн. 1–я, СПб., 1905, тракт. 2–й. — Тареев, — id. — С. Н. Булгаков, — Апокалиптика и социализм, «Два града», Т. 2, [ 367 ] (=«Рус. М.». 1910, кн. 6–7). — F. Weber, — Jüdische Theologie auf Grund d. talmud und verwandter Schriften… her. von Fr. Delitzsch u. Schnedermann, 2–te Auff., Lpz., 1897. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Th. Zahn, — Der Hirt der Hermas, Gotha, 1868. Друг. иссл. этот памятн. относится к 140–му г. Ср. Funk, id., S. XXXII. — Попов [ 592 ], стр. 19–20. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > id., Вид. III, 3, 3, S. 125. — О понятиях «церкви мистич.» и «церк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Итак, напрасно и суетно трудится тот, кто ради мира сего погубит душу свою, то есть лишится спасения своей души: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк. 8, 36 ) ( 103, 746–747 ). Если прибылен кому-либо из нас этот мир, пусть скажет нам, знает ли, сколько времени будет получать от него выгоду: год, два, десять или сто лет? Воистину не знает, проживет ли, окруженный мирскими благами, один день от утра до вечера или от вечера до рассвета другого дня? Ибо каждому постоянно напоминает евангельская труба: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12, 20 ). А надолго ли дана человеку душа? Не только на эту временную жизнь, но и навеки. Хотя человек временно и умирает, но душа его бессмертна и живет после смерти человеческой, согласно Писанию: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими... но они пребывают в мире... надежда их полна бессмертия» ( Прем. 3, 1–4 ). При общем же ожидаемом нами Воскресении мертвых душа снова соединится с телом, и «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» ( 1Кор. 15, 54 ). О сколь долго! Ибо душа будет жить бесконечные веки. Итак, душа, как бессмертная и вечная, прибыльнее для нас, чем мир сей, сегодня существующий, а завтра погибающий. Таким образом, сравнив душу и мир, я скажу с дерзновением, что душа лучше мира, потому подобает любить ее и всячески заботиться о ее спасении. Безумен и пребезумен каждый, кто ради этого мира, не имеющего красоты, малоценного и неприбыльного, отвергает и губит свою прекрасную душу; драгоценную более всех не только земных, но и небесных сокровищ, прибыльную более всего мира! Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 747 ). Подумай о словах Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16, 26 ). Сравни время с вечностью и приобретенный мир с твоей погибшей душой. Нет никакой пользы там, где нет спасения души. Что тебе во всем мире, когда душа погибает? Спасение твоей души тебе должно быть дороже всех сокровищ мира сего, дороже неба и земли и всей славы мира, собранной воедино. Ибо душа без всего этого уйдет в иной век, и ничего не возьмет с собой, как и в мир ничего не внесла, а относит отсюда только или спасение, или погибель. Святитель Тихон Задонский ( 104, 630 ). Душа оживотворяет тело и управляет его стремлениями

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

1 Книжный магазин. 739 2 М.Фуко " Слова и вещи " (фр.). 740 3 Самое высокое здание в Монреале. 741 4 Морена " Потерянная парадигма " (фр.). 742 5 Ин.7:37. 743 1 неподвижное время (фр.). 744 2 предубеждение (фр.). 745 3 последнее, но тем не менее важное (англ.). 746 4 " Свидетельство о динамике спасения " (англ.). 747 5 свидетельствует (англ.). 748 1 фонарями (исп.). 749 1 человеческое тепло (фр.). 750 2 Ср. Мф.11:25: " …утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам " . 751 1 ориентировочно, в порядке рабочей гипотезы; неуверенно (англ.). 752 2 " социальной проповедью " и " служением миру " (фр.). 753 1 " Ни твоя победа, ни твое поражение/не были мучительным рождением/полукровного народа, который является/сегодняшней Мексикой " . 754 2 Альбер Утен " Американизм " (фр.). 755 3 директора (англ.). 756 4 " Он видел далеко " (англ.). 757 1 " работа благодати (фр.). 758 2 Пс.1:1: " Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых " . 759 1 Старость – это поражение (или крах?) (фр.). 760 2 Огромная грусть от всего этого (фр.). 761 3 в Тмутаракани (англ.). 762 1 " окаменении сердца " (англ.). 763 1 протестантской богословской семинарии в Нью-Йорке. 764 2 У.Стрингфеллоу и А.Таун " Смерть и жизнь епископа Пайка " (англ.). 765 3 Колумбийском университете в Нью-Йорке 766 4 епископальном соборе св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке (англ.). 767 5 " самореализации " (англ.). 768 1 Еф.5:15. 769 2 1Ин.1:5. 770 3 франкоязычной (фр.). 771 4 То есть с верностью структурам, именно эмпирическим формам Православия (У.Ш.). 772 1 " В этот раз он был более активен и напорист… " (англ.). 773 2 1Ин.2:16. 774 3 наоборот (лат.). 775 1 " Отче, когда Вы можете принять…? " (англ.). 776 2 Так оно есть на самом деле (англ.). 777 3 Лк.21:19. 778 4 Пс.34:9. 779 1 См. Гал.5:1. 780 2 Быт.3:5. 781 3 Ин.8:44. 782 1 покаяния (греч.). 783 1 Ин.8:11. 784 2 Эрика Севарайда ( " Не такая уж дикая мечта " ) (англ.). 785 1 Ср.: Мф.13:15% " Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их " . 786

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

42 гора Хоривская, Хорив – Божья гора, другое наименование Синая, горы, на которой был дан Моисею закон. 47 По православному церковному календарю 2 февраля по старому стилю является днем праздника Сретения Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа. 48 Речь идет о старце Симеоне, которому Св. Духом было предсказано, что он не умоет, пока не увидит Мессию. 54 Исаак – второй ветхозаветный патриарх, сын патриарха Авраама и его жены Сарры. Чтобы проверить послушание Авраама, бог потребовал от него принести Исаака в жертву всесожжения. 55 Иона – пятый из малых пророков. Он жил в Северном царстве Израиль до и во время царствования царя Иеровоама II (787–747 гг. до н. э.). 57 Сарепта – финикийский город к северу от Тира. Пророк Илия из Фесвы во время преследования его царицей Иезавелью нашел убежище у одной вдовы в Сарепте, смертельно больного сына которой он спас. 58 Навуходоносор II – самый известный царь Вавилонско-Халдейской династии, сын и преемник Набопаласара. 61 плащаница – полотнище с изображением тела Иисуса Христа после снятия его с креста. В великий пяток (пятницу перед Пасхой) плащаница торжественно выносится из алтаря на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полуночи, после чего возвращается в алтарь. 65 Силом (Шило) – место а Ефремских горах севернее Вефиля на дороге, ведущей из Вефиля в Сихем. После завоевания Ханаана израильтяне сделали Силом главным святилищем, установили здесь ковчег завета и проводили здесь свои годовые праздники. Отрок Самуил под наблюдением первосвященника Илии отправлял тут службу у Силоамского алтаря. Бог возвестил Самуилу, что он предаст гибели дом Илии из-за грехов его сыновей Финесса и Офни. После поражения израильтян в битве против филистимлян при Авен-Егере, когда ковчег завета попал в руки врагов, филистимляне разрушили и святилище в Силоме. 68 Фома – один из двенадцати апостолов. Когда воскресший Христос впервые предстал перед своими учениками Фома отсутствовал и не захотел верить их рассказам: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Когда Христос явился во второй раз, он сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (см.: Евангелие от Иоанна. Гл. 20. Ст. 25–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

4 . Умилосердись, Господи, услышь желание мое. Мне не надо ничего земного: ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней, ни изукрашенных одежд, ни почестей, ни высоких званий, ни плотских наслаждений, и даже того, что нужно телу в этом нашем житейском странствии – всё это «приложится нам, ищущим Царства Божия и правды его» 745 . Взгляни, Господи, откуда у меня это желание. «Рассказывали мне беззаконные о наслаждениях своих; они не таковы, как от закона Твоего, Господи» 746 . Вот откуда желание мое. Взгляни, Отец, посмотри и одобри: да обрету милость у Тебя перед лицом милосердия Твоего, да откроется на мой стук сокровенное в словах Твоих. Молю Тебя во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына твоего, сидящего одесную Тебя, Сына Человеческого, Которого Ты поставил посредником между Тобой и нами, через Которого Ты искал нас, не искавших Тебя, чтобы мы искали Тебя; во имя Слова Твоего, через которое Ты создал всё, в том числе и меня; во имя Единственного Твоего, через Которого Ты усыновил верующих, в том числе и меня; умоляю Тебя во имя Его, сидящего одесную Тебя, нашего Ходатая, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» 747 , которых ищу я в книгах Твоих. Моисей писал о нем; он сам это говорит; истина это говорит 748 . III 5 . Дай мне услышать и понять, каким образом Ты сотворил в начале небо и землю. Написал это Моисей, написал и ушел, перешел отсюда – от Тебя к Тебе 749 , и нет его сейчас передо мною. Если бы он был тут, я ухватился бы за него и просил и заклинал Тобою раскрыть мне эти слова, я ловил бы своим телесным слухом звуки, лившиеся из уст его. Если бы он говорил по-еврейски, его голос напрасно стучался бы в уши мои, и разума моего ничто бы не коснулось. Если же по-латыни, я понял бы, что он говорит. Но откуда бы я узнал, правду ли он говорит? А если бы и это узнал, то разве от него бы узнал? Внутри, конечно, внутри меня, в обители размышлений моих истина, не нуждающаяся ни в еврейском, ни в греческом, ни в латинском, ни в варварском языке 750 , сказала бы мне беззвучно, не языком и не устами: «он истину говорит», и я тотчас же, в полной уверенности сказал бы человеку Твоему: «Ты истину говоришь». А так как я не могу его спросить, то прошу Тебя, Истина (он говорил истину, ею исполненный), прошу Тебя, Боже мой, «не подстерегай грехов моих» 751 . Ты, давший рабу Твоему сказать эти слова, дай и мне их понять. IV

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5 . Божественное же писание блаженную жизнь полагает в познании Божества (cp. у Амвр. I, 26, 124 и I, 27, 126) и в радости доброделания (fractu bonae operationis). То и другое положение подтверждается свидетельством евангелия. О знании Господь Iucyc сказал так: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго Истиннаго Бога, и (Того), Кого послал Ты 747 , Iucyca Христа» (Ioah. XVII, 3). Относительно же добрых дел он дал такой ответ: «Всякий, кто оставит дом 748 , или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Mф. XIX, 29). 6 . Но чтобы не думали, что это сказано только недавно и что философы писали об этом раньше, чем оно было проповедано в евангелии, (некоторые философы, напр., Аристотель и Теофраст, также Зенон и Iepohuм жили раньше, чем (раздалась проповедь) евангелия, но за то они моложе (posteriores) пророков, — пусть знают, что то и другое было ясно высказано святым Давидом еще в то время, когда не существовало (non audiretur) и самаго названия «философъ». Ибо написано: «Блажен человек, котораго вразумишь Ты, Господи, и закону Твоему наставишь его» (Пс. XCIII, 12). Имеем также в другом местë «Блажен муж, который боится Господа, в заповедях Его он восхощет вельми» (Пс. CXI, 1) 749 . (Это) мы знаем о познании, наградой котораго, по словам (пророка), служит вечность; (к этому св. Давид) добавляет, что в доме этого боящагося Господа, наставленнаго в законе и любящаго заповеди Божии: «Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает в век века» (ст. 3) 750 . В том же псалме он упомянул и о (добрых) делах, (именно), что праведному приуготовлена награда вечной жизни. Он говорит: «Добрый человек милует и взаймы дает; он сумеет говорить в суде; оттого он во век не поколеблется; в вечной памяти будет праведникъ» (ст. 5 и 6) 751 . И ниже: «Он расточил, дал нищим, правда его пребывает во веки» (ст. 9). 7 . Итак, вечную жизнь имеет вера, ибо она является прочным основанием (фундаментом); (ее) имеют и добрыя дела, ибо праведник славен (probatur), как словами, так и делами.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010