Но что бы ни было – верь: есть Отец, любящий мя. Он спасет, Он поможет, Он помилует – Он же любит мя. В каком бы шторме, в какой бы мгле кромешной ты не оказался, ободри, утешь себя: Господь – свет мой и спаситель мой: кого мне бояться? Господь – защититель жизни моея: кого мне страшиться? И даже если оступишься и упадешь – горюй, плачь, сокрушайся – но не до отчаянья! Но не дерзни помыслить даже: «Бог забыл про меня». Это – невозможно! Только бы ты про Него не забыл, а Он-то про тебя никогда не забудет! Если Он не дает тебе всегдашнего беспечалия и радости – так не оттого, что Ему этого жалко для тебя. А потому что полезнее для тебя иногда и поскорбеть, иногда и тяготу понести, и посокрушаться. Псалмопевец говорит: «Лета наша, яко паутина поучахуся: дние лет наших в нихже семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся» – «мы теряем лета наши, как звук, дней наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс.89:10 ). Странные какие слова, не правда ли: «лучшая пора жизни – труд и болезнь»? «Очкарику» кажется все наоборот: лучшее время жизни – когда мы отдыхаем и здоровы; а кто же стремится к труду и болезни?.. Да, для сонливого и ленивого тела нашего, понятное дело, приятнее лежать на боку, да поплевывать в потолок – чем трудиться. Но что полезнее для души нашей? Нет для нее, пожалуй, врага страшнее, чем праздность. И нет друга любезнее, чем труд. «В поте лица твоего снеси хлеб твой» Священник Иоанн Дмитриевский вспоминает слова Божии, сказанные еще нашему праотцу Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой». И вопрошает: «Зачем это, для чего? Люди говорят о тяжести труда, вся современная наука стремится к облегчению его путем применения машин. Людям кажется, что чем меньше будет человеческого труда, тем будет лучше. Но в этом глубокое заблуждение. С точки зрения внешних результатов, – да, – машина сокращает трату человеческой энергии и увеличивает продуктивность работы. Но труд имеет свою внутреннюю сторону и здесь именно весь его смысл. Люди плохо видят то, что труд есть станок, на котором ткется человеческая душа… Точность, аккуратность, сознательность, честность, верность, терпение – эти качества души вплетаются в душу во время труда. И этого нельзя достичь ничем, помимо труда… Из книг, из рассказов можно научиться только представлению о том, что такое честность, добросовестность, аккуратность, терпение, самые же эти качества можно приобрести только трудом. Вот почему труд есть закон жизни… Кто знает это, для того труд есть Божие благословение; кто не знает этого, не живет этим сознанием, для того труд – проклятие». с. 42–43] Но болезнь-то зачем?

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

Однажды Я клялся святынею Моею: Давиду ли солгу? Семя его во век пребудет и престол его, как солнце, предо Мною, И как полная луна во век. И свидетель (сему) на небе верен”. Ты же отринул, и уничижил, и низверг помазанника Твоего, Отверг завет с рабом Твоим, поверг на землю святыню его. Разорил все ограды его, сделал опасными укрепления его. Расхищали его все проходящие дорогою, стал он поношением у соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его, возвеселил всех врагов его. Ты отклонил помощь (Свою от) меча его и не защищал его на брани. Прекратил у него очищение, престол его поверг на землю. Сократил дни времени его, покрыл его стыдом. Доколе, Господи, будешь отвращаться до конца? – Будет пылать, как огонь, гнев Твой? Вспомни: какова моя природа? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? Где милости Твои древние, Господи, о которых клялся Давиду во истине Твоей? Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в груди моей, от многих народов, Коим поносили враги Твои, Господи, коим поносили перемену с помазанником Твоим! Благословен Господь во век. Да будет, да будет.     Слава: 89. Молитва Моисея, человека Божия.    Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. Не подвергай человека унижению, (ибо) Ты сказал: “возвратитесь, сыны человеческие!” Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. Ничтожны их года будут: как утренняя трава пропадает, по утру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, станет жесткой и засохнет. Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростию Твоею потрясены. Ты положил беззакония наши пред Тобою и век наш пред светом лица Твоего. Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. Лета наши как бы паутина считаются; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение, и мы (сим) будем научены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ос.8:5 . Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься? Сразил (zanah) «тебя телец твой, Самария!» Глагол zanah в этом выражении некоторые переводы и толкователи понимают в значении действительном: у LXX απτιψαι τν μσχον σου, слав. «сокруши тельца твоего», рус. синод. «оставил тебя телец твой», другие (Гитциг, Эвальд): «Он (Иегова) отверг тельца твоего». Но контекст речи более соответствует пониманию гл. zanah в ст. 5, в значении непереходящем – быть отвратительным: отвратителен «телец твой, Самария». Название Самарии, очевидно, в данном месте употреблено вместо названия всего царства, – так как о существовании золотого тельца в городе Самарии неизвестно. – «Доколе, не могут они очиститься» – очиститься от скверны служения тельцам. – Имеющиеся в конце 5 ст. в слав. тексте слова «иже во Израиле» перенесены из начала ст. 6-го, причем, по-видимому, вместо ki mijisrael (ибо он Израиль) LXX читали bisrael. Ос.8:6 . Ибо и он – дело Израиля: художник сделал его, и по­тому он не бог; в куски обратит­ся телец Самарийский! «В куски обратится (schevavim) телец самарийский». Евр. слово schevavim есть παξ λεγμ, и потому понимается различно. Большинство комментаторов (Розенм., Гезениус), как и русские переводчики, производят его от корня schavav в значении колоть, расщеплять, обращать в куски. При таком понимании получается, что, по мысли пророка, самаринского тельца постигнет такая же участь, какая постигла некогда тельца синайского ( Исх 32.20 ; Втор 9.21 ). LXX, по-видимому, производили Schevavim от гл. Schuv поворачивать, в форме piel – совращать, и потому перевели рассматриваемое выражение διτι πλανν νο μσχος σου, слав. «зане льстяй бяше телец твой». По объяснению блаж. Иеронима слово Schevavim значит паутина, и мысль пророка та, что как ветер уничтожает паутину, так уничтожен будет и телец самарийский. Русский пер. дает мысль, хорошо соответствующую контексту. Ос.8:7 . Так как они сеяли ветер, то и по­жнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие про­глотят ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Петр говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Л к. 5, 8). Петр исповедует себя грешником и произносит над собой осуждение быть недостойным лицезрения Христова. Он как бы заточает и изгоняет самого себя от лица Христова, как бы говорит: стыжусь грехов моих, боюсь же лица Твоего. О Правосудный, видящий сокровенное! Я не смею смотреть на Тебя, недостоин быть пред лицом Твоим, но достоин далеко от Тебя стоять, как осужденный и изгнанный. Но «куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» ( Пс. 138, 7 ). Ты Сам уйди на время от меня, как уходит солнце от этого видимого полушария и потом снова сияет. Уйди от меня. Свет мой, со страхом правосудия Твоего, которого я ужасаюсь, пока я не спрошу совесть мою, не исследую подробно грехи мои и не произнесу суда над самим собою. Тогда снова воссияй мне, Солнце мое, озаряя меня лучами благодати Твоей. Таково-то значение слов Петра, таков смысл, такова тайна. О добрый образ спасения грешников! О доброе наставление всем! Хочешь ли, грешник, не быть осужденным на Страшном Суде Божием? Осуди самого себя, предупреждая Суд Божий твоим самоосуждением. Не напрасно говорит апостол: «...если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» ( 1Кор. 11, 31 ). Если каждый из нас научится знать и судить свои грехи, то избавится от вечного осуждения. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 477–478 ). С кем Бог, тот делает все доброе и с ним происходит все доброе, а с кем нет Бога, тот делает все злое и с ним делается все злое. «Если Бог за нас, кто против нас?» ( Рим. 8, 31 ), если же нет Бога с нами, то все враги наши восстают на нас и одолевают нас. Если Бог с нами, то и паутина будет для нас твердой каменной стеною; если же нет Бога с нами, то и твердые каменные стены будут паутиной, не защитят нас. С кем Бог, тому и благо, а кто без Бога, тому горе. С кем же есть Бог и с кем нет Его, на это легко отвечать каждому: кто добродетелен, богоугоден, при том Бог пребывает, а кто злое творит и Бога прогневляет, при том нет Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Поцелуй всегда и у всех обыкновенно считался знаком дружбы и любви ( Быт. 29:11, 13; 33:4 ; Лук. 7:45 ; Деян. 20:27 ; Римл. 16:16 ). И вот этот-то знак дружбы и любви, как бы в посмеяние над столь высокими нравственными порывами, был принят злодеями за условный знак, которым Иуда предавал своего Господа. И действительно, Иуда тотчас, подошедши к Иисусу, сказал: „радуйся, Равви!“ и поцеловал Его. Кроткий ответ Спасителя на предательское лобзание привел в оцепенение всех пришедших с Иудой. Иисус же, зная все, что с Ним будет, зная, зачем пришли вооруженные толпы и чем окончится все дело, вышел из среды Своих учеников и спросил новых товарищей Иуды: „кого ищете?“ Ему отвечали: „Иисуса Назарея“.–„Это Я“, сказал им Иисус. Слово это было как бы громовым ударом для врагов Иисуса. Они отступили назад и пали на землю. „Сила ли слова великого Пророка, – говорит Филарет 688 , – праведного и святого Посланника Божия, как называл народ Иисуса, поразила нечистую совесть пришедших для злодеяния, или особое чудесное могущество Христа Господа действовало здесь, евангелист не говорит нам. Но очевидно то, что величие Иисуса Христа, открылось пред лицом врагов Его в блистательном свете ясно для всех и каждого, что замыслы врагов пред Его могуществом – паутина 689 . Когда пораженная толпа несколько пришла в себя, Христос снова предложил тот же вопрос: „кого ищете?“ И когда воины повторили прежний ответ, Он сказал: „Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их (т. е. учеников), пусть идут“ – да сбудется слово, реченное Им: „из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого“. Когда враги стали брать Иисуса и возложили на Него руки, ученики увидели к чему идет дело, и пришли в волнение: их возлюбленного Учителя, Которого жизнь и учение так высоки и святы, берут злодеи! Пред глазами учеников совершается такая несправедливость, какой еще не видал мир... Вот почему, взволнованные этой несправедливостью, ученики спрашивают Господа, – не следует ли употребить на защиту меч, против насилия воспользоваться силой? Всегда пылкий, энергичный и решительный Петр не дождался ответа Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Псалом 38 1. В конец. Идифуму 464 . Песнь Давида. Я сказал: Буду хранить пути мои, чтобы не грешить мне языком моим. Я положил устам моим охрану, доколе стоит грешник предо мною 465 . Я онемел, и смирился, и замолк, лишившись благ 466 , и болезнь моя возобновилась во мне. Согрелось сердце мое во мне, и в размышлении моем возгорелся огонь 467 . Рек я языком моим: Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих: какое оно? Да уразумею: что остается мне 468 . Вот Ты пядями измерил 469 дни мои, и состав 470 мой как бы ничто пред Тобою. Подлинно, все суета, всякий человек живущий. Да, подобно призраку 471 ходит человек, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его. И ныне, кто упование мое? Не Господь ли? И состав мой 472 от Тебя произошел. От всех беззаконий моих избавь меня: на позор безумному Ты отдал меня. Я онемел и не открывал уст своих, ибо Ты (так) сделал. Отстрани от меня удары Твои, ибо от крепкой руки Твоей я исчезаю. Обличениями за беззаконие Ты научал человека и сокрушил, как паутину, жизнь его 473 : так суетен всякий человек! Услышь молитву мою, Господи, и молению моему внемли, не будь безмолвен к слезам моим, ибо я странник у Тебя и пришлец 474 , как и все отцы мои. Дай мне облегчение, дабы я успокоился прежде, нежели отойду, и более не будет меня 475 . 468 Греч. τ στερ γ – что лишаюся аз, букв. чего не достает мне, т. е. до конца жизни скольких лет не достает. «Сколько времени остается мне для покаяния» (Афан. Вел.). 470 Греч. πστασις – слав. состав, т. е. организм, природа и жизнь человека в сравнении с вечною жизнью Бога – ничто (Феодорит, Афан. Вел.) (89, 5; 101, 27–28). 473 Греч. ξτηξaς ς ρχνην – букв. вытопил, как паутину, т. е. весь организм человека сделал слабым и легко гибнущим, как паутина (89:10). 474 Временно живущий на земле и ожидающий горнего отечества ( Евр. 11:13 ). Псс. 37 и 38, кажется, относятся к одному времени и взаимно тесно связаны мыслями и оборотами речи: немота, болезнь, грехи, враги, краткость жизни. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалом 89 1. Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. Не подвергай человека унижению 1227 (ибо) Ты сказал: «Возвратитесь, сыны человеческие!» 1228 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. Ничтожны их года будут: как утренняя роса пропадает, по утру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, ожестеет и засохнет. Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростию Твоею потрясены. Ты положил беззакония наши пред Тобою, и век наш – пред Тобою, и век наш – пред светом лица Твоего 1229 . Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. Лета наши как бы паутина считаются 1230 ; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение 1231 , и мы (сим) будем научены 1232 . Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою (сможет) постигнуть 1233 ярость Твою? Посему 1234 яви мне десницу Твою 1235 и укрепивших 1236 сердце мудростию 1237 . Обратись, Господи! Доколе 1238 ? И умилостивись над рабами Твоими. Да насытимся скоро милостию Твоею, Господи, и возрадуемся и возвеселимся 1239 , Во все дни наши будем веселиться, (в награду) за дни, в которые Ты смирял нас, за лета, в которые мы видели злое. И призри на рабов Твоих и на создания Твои, и наставь сынов их. И да будет свет Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. 1228 Признавая писателем псалма Моисея, толковники видят здесь терминологию Быт. 3:18–19 и находят указание на грехопадение первых людей и сопровождавшее его грозное определение Господне о страданиях и унижении человека во время земной жизни и возвращение его в землю при смерти (Феодорит и новые толковники – Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 4. S. 7). 1229 Т. e. Своим светом, учением, всеведением осветил всю нашу жизнь и ее тайны, а особенно – греховные (Григ. Нис.). 1230 Греч. σε ρχνη [алекс. и ряд лук. спп.; др. ς ρχνην] μελτων – слав. яко паучина поучахуся: «природа человеческая не имеет в себе ничего постоянного, подобно паутине легко расторгается» (Афан. Вел. и Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалом 89 Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. Яко тысяща лет пред очима Твоима, яко день вчерашний, иже мимоиде и стража нощная. Уничижения их лета будут; утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет, на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет. Яко исчезохом гневом Твоим и яростию Твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред Тобою; век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом. Лета наша яко паучина поучахуся; дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, восмьдесят лет, и множае их труд и болезнь; яко прииде кротость на ны, и накажемся. Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоей, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся. Во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи. [«Господи, Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века Ты существуешь. Не дай человеку подпасть под власть врага, и Ты сказал: „Обратитесь, сыны человеческие!“ Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи. Их годы как ничто будут, как трава, которая скоро погибает, утром цветёт и отцветает, вечером опадает и засыхает. Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и пред лицом Твоим. Прошли дни наши, и мы исчезли от гнева Твоего; дни наши как паутина. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большой крепости – восемьдесят лет; а то что свыше – труд и болезнь, ибо пришло на нас Твоё кроткое наказание. Кто знает силу гнева Твоего и может измерить ярость Твою от страха Твоего? Дай узнать нам правую руку Твою 77 и тех, у кого в сердце мудрость. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. Утром 78 насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши; за дни, в которые Ты поражал нас; за лета, в которые мы видели бедствие. Посмотри на рабов Твоих и на дела рук Твоих и наставь сынов их; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас; и дела рук наших исправь в нас, и дело рук наших исправь».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рассмотрим подробнее ситуацию, описанную в двадцать пятой главе Книги Чисел. Когда Израиль базировался в Ситтиме, в последнем месте своей стоянки перед переходом через Иордан, «начал народ блудодействовать с дочерями Моава». С дочерями народа, произошедшего в результате греховной связи Лота и его старшей дочери. Обратим внимание на следующий стих: «И приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их» (Чис. 25:2).Тут ключевые слова: ел и поклонялся . И, как следствие, после участия в таких процедурах, «прилепился Израиль к Ваал-Фегору» - одному из значимых в иерархии темных сил демону: «Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, - но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили», - говорил о тех событиях пророк Осия (Ос. 9:10). Падение Израиля сопровождалось сладострастными оргиями, которые входили в обряды поклонения некоторым, так называемым богам халдейской религии, распространенной в Месопотамии, Финикии и Ханаане. Что за религия была у халдеев? Рамки работы не позволяют более подробно рассмотреть этот вопрос, но мы можем упомянуть о том, что рассматриваемые религиозные представления, которые стал перенимать Израиль, основывались на так называемой демонологии - самой мрачной и зловещей области человеческих верований. Как пишут исследователи религии, демонология - это древнейшая оккультная наука. То есть перед нами целая система верований и поклонений падшим ангелам - демонам, со всеми вытекающими последствиями. Чего хочет враг рода человеческого и его приспешники? Гибели творений Создателя. Для этого нужно, чтобы люди все дальше отходили от истинного Бога. При манипуляции сознанием человека, реализуя такой замысел, создается мощная и многоуровневая паутина лжи, ориентированная на все слои общества, от так называемой элиты, до «рядовых граждан». Чародейство, астрология, магия, составление гороскопов, «битвы экстрасенсов», телепередачи и интернет-ресурсы с якобы сенсационными материалами о таинственных цивилизациях, пришельцах, паранормальных явлениях, с научными и философскими и суицидальными элементами - это реальность нашего времени.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/13/...

Часто тело истощалось в мучениях, а крепость веры не ослабевала; плоть изнурялась, а дух не поддавался испытанию; существо изнемогало, а терпение пребывало. Если таким образом одна девица тебя побеждала, то как ты надеешься победить веру этого столь великого и столь верного множества? Разве ты не слышишь гласа Господа, говорящего: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)? Что же там, где связано узами любви такое множество верных? Не на собственные силы я полагаюсь, меня поддерживает Писание Господа моего; я опираюсь на Его руку, она послужит мне надежной опорой и сделает меня безопасным и спокойным. Хотя бы вселенная поколебалась, я держусь обетования Господня. Я читаю Его руку. [В Писании Господь подает мне руку, как тогда Петру]; вот моя несокрушимая защита. Вы хотите, чтобы я напомнил вам это обещание Господне? «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Со мной Христос, — кого мне бояться? Хотя бы волны неистовствовали, и все море устремилось против меня, или ярость правителей, все это для меня паутина, даже ничтожнее паутины. И если бы не ваша помощь, я сегодня же не усомнился бы идти, куда угодно. Я всегда повторяю: Господи, «да будет воля Твоя» (Мф. 6:10); не то, что хочет тот или другой, но что Ты хочешь. Твоя воля для меня крепче всякой башни, скала непоколебимая, опора надежная. Если ты хочешь удержать меня здесь, я благодарю; если не хочешь, одинаково благодарю. Пусть никто не смущает вас, братья, только молитесь: ведь дьявол только и делает все это для того, чтобы рассеять ваше усердие и прервать ваши подвиги в молитве и бдениях. Но пусть же не удается расхитить ему ваше усердие к церкви: пусть он найдет вас бодрыми и еще более возбудит вашу ревность. Завтра я выйду с вами на молитву: и где я, там будете и вы; где вы, там буду и я. Мы одно тело и ни голова от тела, ни тело от головы не может быть отделено; хотя бы разделяло нас друг от друга пространство, мы соединены любовью. Самая смерть не разлучит нас с вами: пусть умрет мое тело, душа моя жива и помнит о вас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010