Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня, Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным; Да надежды мои на человеческое развеются, как паутина. Воистину, Бог дал огромную власть безгрешному человеку над делами рук Своих: Адам имел власть над всякой земной тварью, пока не нарушил заповедь Божию и не послушался диавола, Божьего врага. Природа перестала быть послушна ему, потому что и он перестал быть послушен Богу. Однако человек в своем падшем естестве хранит в душе надежду на помощь Божию: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим.8:19–22 ). Любовь к Богу и ближнему Любовь делает меня Богом, а Тебя, Господи, человеком. Смотри, там, где один, – там нет любви. Где двое собираются – там лишь призрак любви. Где соединились трое – там любовь. Имя Тебе – Любовь , ибо имя Тебе – Троица Единосущная. Был бы Ты один, не был бы ни любовью, ни ненавистью. Был бы двоичен, ненависть и любовь в Тебе сменяли бы друг друга. Но троичен Ты, и нет в Тебе ни тени перемен. Любовь не знает ни пространства, ни времени. Она вне времени и пространства. День для нее как век и век как день. Когда я соединен с Тобой любовью, нет ни земли, ни неба – есть только Бог , нет разделения на «я» и «ты» – есть только Бог. Три ипостаси в Любви – девство, познание и святость. Если нет в любви девства, нет в ней умиления, есть эгоизм и страсть. Если нет в ней мудрости, она – безумие. Без святости любовь – не сила, без святости любовь – слабость. Когда страсть, безумие и слабость объединяются, наступает ад, который дьявол называет любовью. Если душа моя сохранит чистоту девства, разум – мудрость прозорливую, а дух – свет животворящий, тогда и я стану любовью, которая с Твоей любовью – одно. Через любовь себя вижу, как Тебя, и Ты видишь меня, как Себя. Через любовь на Тебя смотрю и себя не вижу, и Ты через любовь смотришь на меня и Себя не видишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В доказательство справедливости своих слов он приводит такой факт: один ноланский священник по имени Феликс укорял язычников за их мерзкое идолопоклонство; язычники за это преследовали его и хотели убить; он, убегая от преследования, скрылся в тесном промежутке между двух каменных старых построек; в одной из последних находилась расселина, через которую пролез гонимый священник. Таким образом преследователи потеряли его из виду, хотя и прилежно осматривали ту расселину, затканную паутиной, которую паук немедленно поправил. И заключили они, что через расселину никто не пролезал, иначе паутина была бы разорвана, а потому и прекратили преследование 87 .  Истинно сказано: Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их (Пс зз, 18). Это же самое исповедует святой царь Давид пред всем миром: Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя (Пс зз, 5). Того ради и мы вместе с апостолом Павлом, которого спас Бог в Асии от смертных скорбей, возблагодарим Бога: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! ( 2Кор 1,3–4 ; ср.: 1, 8–10).  Никакое скорбное приключение не одолеет праведника, как никто не может коснуться зрачка Христова, кроме того, кому бы то позволил Сам Христос. Точно таким образом без воли Божией не исторгнется у праведника и волос с головы его (см.: Лк 21,18 ). Зная же, что всякое с ним приключение случается по воле Божией, праведник встречает оное молитвенными словами: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе – в том убеждении, что все, происшедшее относительно его, послужит ему во благо. Пророк Исаия, перечисляя многоразличные бедствия, угрожающие Иерусалиму и всему народу иудейскому за крайне безнравственное его поведение: за умножившиеся преступления и грехи против заповедей Божиих? – изрекает при этом для всех, имеющих добрую совесть, защиту и Божие к ним благоволение в таких словах: Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды от дел своих (добрых) ( Ис. 3, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Восточная православная традиция предлагает другой путь – обуздание чувств, воображения и даже отказ от своего мнения. Ибо мнение, по словам Оптинских старцев, и есть главная прелесть, «лжеименный разум». «Вы – соль земли...» ( Мф. 5:13 ). Протестантские религиозные лидеры толкуют эти слова на свой лад, как принцип «всеобщего священства», т.е. «долой священников, ибо мы сами священники». Но их толкование искажает смысл слов Христовых, ибо Он называет учителей церковных солью земли, дабы показать, что если пророки посылались к какому-то одному народу для проповедования слова Божия, то апостолы – соль для всей земли. Иерархия же церковная установлена Господом Иисусом Христом, ибо «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова...» ( Еф. 4:11–13 ). В Церкви никто не принимает сам иерархического служения, только те, кто призван и законно поставлен через таинство Рукоположения: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). «Вот баптисты-перекрещенцы какой ужасный грех совершают против Духа Святого: перекрещивая взрослых, они смывают первое крещение и уничтожают благодать печати Духа Святого», – говорил старец Оптиной пустыни преп. Варсонофий. Этим святые отцы желали подчеркнуть: то, что имеет дерзость именоваться крещением после православного, данного в детстве, не есть крещение от Бога. Есть в мире сем принцип: разделяй и властвуй. Вот сатана и пытается разделить Церковь Божию, сея плевелы еретических «умозаключений» и «откровений». Господь не вырывает их до времени, до окончательного суда Своего. «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» ( Лк. 22:31 ). Вначале сатана сумел отобрать у Лютера крестное знамение, потом молитвы за умерших, затем через утонченную логику (о, диавол – великий софист!) и лжеименный разум, забрал у баптистов алтарь, литургию, облачения, кресты, фимиам. Таким образом, тайну святой Евхаристии враг рода человеческого свел на «нет». «Ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Ложь – родная стихия диавола. И если через костры, пытки и колизеи древних христиан времен апостольских он не сумел лишить благодати, то через ложь он это легко проделал и не в столь отдаленные времена с большой частью христиан. Паутина сатаны не сложна, но легка и удобна. Действительно, зачем дорогостоящие архитектурные сооружения, купола, колокола, облачения, каждение фимиама перед алтарем? Обременительно и громоздко. Ничего не надо. Достаточно карманного формата Библии для удобства в миссионерской работе. Не более. О богослужебной стороне этой жизни ниже и подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Всегда, но особенно теперь благовременно сказать: “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!” ( Еккл.1:2 ). Где теперь пышная обстановка консульства? Где блестящие светильники? Где рукоплескания и ликования, пиршества и праздники? Где венки и завесы? Где городской шум и хвалебные клики на конских бегах и льстивые речи зрителей? Все это прошло: вдруг подул ветер и сорвал листья, обнажил дерево и потряс его до основания с такою силою, что, казалось, вырвет его с корнем и разрушит самые волокна его. Где теперь притворные друзья? Где пиры и обеды? Где толпа тунеядцев и ежедневные возлияния вина, и изысканность поварского искусства, и поклонники могущества, льстившие словом и делом? Все это было, как ночь и сновидение и с наступлением дня исчезло; это были весенние цветы, и с удалением весны все увяло; была тень – и прошла; был дым – и рассеялся; были пузыри – и лопнули; была паутина – и расторглась. Посему мы и воспеваем это духовное изречение, постоянно повторяя: “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета! ”. Это изречение навсегда должно быть написано и на стенах, и на одеждах, и на площади, и на доме, и на дорогах, и на дверях, и в преддвериях, а в особенности на совести каждого, и должно быть повторяемо постоянно. Так как коварство в делах, притворство и лицемерие принимаются многими за истину, то каждому должно всякий день и за обедом, и за ужином, и в собраниях повторять ближнему и слышать от ближнего это изречение: “ Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета! ”. Не говорил ли я тебе постоянно, что богатство есть беглый раб? А ты нас не слушал. Не говорил ли я, что оно – неблагодарный слуга? А ты не хотел верить. Вот опыт на деле показать, что оно не только беглый и неблагодарный раб, но и человекоубийца; ведь оно теперь заставило тебя трепетать и страшиться. Не говорил ли я тебе, – хотя ты постоянно запрещал мне говорить правду, – что я люблю тебя более, чем льстецы, что я, обличая, забочусь о тебе более, чем те, которые угождают? Не прибавлять ли к этим словам, что: “ Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего ” ( Притчи 27:6 )? Если бы ты переносил мои уязвления, то их лобзания не причинили бы тебе этой смерти, потому, что мои уязвления производят здоровье, а их лобзания нанесли неизлечимую болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

говорил: " Если Бог есть нам помощник в борьбе с врагом, то и паутинные сети охранят нас лучше, чем каменные стены. Напротив, если Бог оставил меня, и нет Его со мной, тогда тончайшая паутинная ткань сделается сильнейшей для меня препоной к достижению моей цели, чем самые крепкие стены. " И в доказательство справедливости своих слов приводит такой факт: " Один Ноланский священник, по имени Феликс, укорял язычников за их мерзкое идолопоклонство. Язычники за это злобно преследовали его и хотели убить его. Он, убегая от преследования, скрылся от глаз их в тесном промежутке между двух каменных старых построек или стен; в одной из последних находилась расселина, через которую гонимый священник пролез, и таким образом они потеряли его из виду, хотя и прилежно осматривали преследователи ту расселину, затканную паутиной, которую паук немедленно исправил, и по наличию паутины заключили они, что через расселину никто не пролезал, иначе паутина была бы разорвана, а потому и прекратили преследование. " Истинно сказано: " Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их " (Пс. 33:18). Это же самое исповедует святой Царь Давид перед всем миром, говоря: " Я взыскал Господа, и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня " (Пс. 33:5). Того ради и мы, вместе с апостолом Павлом, которого спас Бог в Асии от смертных скорбей, возблагодарим Бога, говоря: " Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих " (2 Коринф. 1:3-4. ср. ст. 1:8-10). Никакое скорбное приключение не одолеет праведника, ибо подобно как никто не может коснуться зрачка Христова, кроме того, кому бы то позволил сам Христос, точно таким образом, без воли Божьей не исторгнется у праведника и волос с головы его (Лук. 21:18). Зная же, что всякое с ним приключение встречается по воле Божьей, праведник встречает его молитвенными словами: " Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли, " в том убеждении, что все, происшедшее с ним, послужит ему во благо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

голос распятого, восстали из гробов. Мертвых пробудило землетря­сение, а вы погружены в неверие. " Доколе вы (будете) упорны? " Камни распа­даются как паутина, а вы не поражены страхом? " Доколе вы (будете) упорны? " И почему - " упорны " ? Потому, во-первых, что не тронулись чудесами, а во-вторых, потому, что по своему безумию тяжко гнева­лись на Бога. Об этом свидетельствует Писание: " тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих " (Притч.27:3). " Тяжел камень " , но он поддается силе множества рук и как перо поднимается в воздухе. " Весок и песок " , но он перевозится по морю в лодке. " Гнев глупца " - еврейского народа - " тяжелее их обоих " , потому что не только не смягчается вразумлениями, но даже при виде чудес превращается в ярость. " Зачем любите суету " , предпочитая Варавву Христу, убийцу - Жизнодавцу? " Зачем любите суету " , предпочитая царство Кесарево царству небесному? Зачем вы оставили источник живой, вода которого сделала самарянку не имеющей жажды (во веки) (Ин. 4:9), и выкопали " водоемы разбитые " (Иер.2:13)? " Зачем любите суету " ? Вы последовали ученику-предателю и замыслили зло против учителя. " Зачем любите суету " , и сверх того - " ищете лжи " , отвергаясь истины? Когда они искали лжи? Когда выставляли против Господа наемных лжесвидетелей, когда оплачивали клеветников. Об этом свидетельствует евангелист Марк: " первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти " (Мк.14:55). " И ищете лжи " . " И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю " (Лк.23:2). Но как возбранял Он, учивший: " отдавайте кесарево кесарю " (Мф.22:21)? " И ищете лжи " . " Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди " (Мф.23:5). " И ищете лжи " . " Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе " (Ин.18:30). Что же худого Он сделал? Что исцелял болезни, изгонял бесов, воскрешал мертвых, что пятью хлебами напитал столько же тысяч народа? Еще пища в горле, а ложь на языке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня; и тогда я буду говорить, и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе» ( Иов. 9:29–35 ) . «Следующая, 10-я глава:> «Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моея. Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? [от него сокрыто, то что он стал заложником спора между Богом и диаволом: Господь ему этого не открывает; Он показывает, до какой степени всё-таки праведный человек держится, но и у него нет сил. Вот когда мы молитву подменяем рассуждениями, мы становимся безсильными. Поэтому давайте меньше рассуждать от своего ума и разума, не будем своими рассуждениями подменять молитву. Нужно напротив – когда, кажется, действительно несправедливость, – усилить молитву. И только тогда мы избежим бунта и противоречия. Иначе мы утонем в наших рассуждениях. Они запутают нас, как паутина. И будем обвинять Бога. Произойдёт то, что с прародителями в Раю. Будем обвинять Бога: “Жена, которую Ты мне дал, она виновна в том, что я пал”. – “Что ты сделала?” – “Змей обольстил меня”. Ну а своя-то вина есть или нет? Нету. Нету. Ты виновен. Вот поэтому давайте не рассуждать, ибо рассуждение ни к чему хорошему не приводит. Когда с нами происходит нечто необъяснимое, давайте молиться. Усиленно молиться. Вот так делали все благочестивые люди и избегали хулы на Бога. Иначе мы своей логикой непременно впадем в эту яму. А потом попробуйте из неё выбраться. Дальше он говорит (4-й стих):] Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей? [И затем он хочет разжалобить Бога, представляя Ему, как Он его создал:] Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, – и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? Но и то скрывал Ты в сердце Своем, – я знаю, что это было у Тебя, – что если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моея. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое: оно увеличивается [и опять] зачем Ты вывел меня из чрева?» ( Иов. 10:1–16, 18 ) – и так дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если бы сын твой находился в царских чертогах, ты не стала бы его требовать оттуда, чтобы посмотреть на него, слыша, что он находится там в чести; а теперь, видя, что он отошел для получения гораздо лучших благ, не можешь равнодушно перенести кратковременной разлуки, и притом имея вместо его мужа. Но у тебя нет мужа? Но ты имеешь утешение в Отце сирых и Судии вдовиц. Послушай, как и Павел уважает такое вдовство, говоря: истинная вдовица и уединена уповает на Бога (1 Тим. V, 5). Подлинно, чем более таковая вдовица показывает терпения, тем более прославляется. Итак, не плачь о том, за что ты можешь получить венец, за что ты можешь требовать награды; ты отдала залог, но возвратила то, что тебе было вверено. Не заботься более, отдав стяжание свое в сокровищницу, из которой не могут его похитить. Если познаешь, какова жизнь настоящая и какова будущая, и что блага жизни настоящей - паутина и тень, а блага будущей непреходящи и бесконечны, то уже не потребуешь других убеждений. Теперь сын твой освободился от всякой перемены; а пребывая здесь, он, может быть, был бы добр, а может быть - и нет. Не видишь ли, сколько людей отрекаются от детей своих? Сколь многие принуждены бывают держать у себя в доме таких детей, которые хуже самых отверженных? Итак, представляя все это в уме своем, будем любомудрствовать; поступая таким образом, мы и умершему благоугодим, и от людей заслужим многие похвалы, и от Бога получим великие награды за терпение, и достигнем вечных благ, которых все мы да сподобимся благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.       1. Для чего Христос заставляет идти слепых за собою и просить о помиловании? Для того, чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Так как дом находился по близости, то Он ведет их туда в намерении исцелить наедине. Это видно из того, что Христос не велел никому сказывать об исцелении. Не мало также обличает это и иудеев, когда слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху; между тем как иудеи, видя чудеса и уверяясь в действительности их собственными глазами, поступают совершенно иначе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [ Рим. 8, 9 ]. Страсть приобретать идет совершенно против слов: всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет (сердцем), не может быть Моим учеником [ Лк. 14, 33 ]. Любящий приобретать плетет новые сети для души своей, чтобы больше опутать и лишить ее свободы, связывает ее новыми связями, чтобы крепче привязать ее к земле. В чем жизнь христианина? Чтобы не иметь ничего и иметь Христа в сердце, или чтобы, имея земные блага, не привязываться к ним нимало и всем сердцем прилепляться ко Христу. Весь мир – паутина в сравнении с душой человека-христианина: ничто в нем не постоянно и не надежно, ни на что опереться в нем надежно нельзя – всё рвется; ни к чему не надо привязываться сердцем, кроме единого Бога, раскинувшего эту паутину, содержащего и оживляющего ее. К чему ни привяжешься, кроме Бога, всё то язвит и стесняет сердце, причиняя ему великое мучение. Бог только упокояет сердце, к Нему одному полная привязанность живительна. Господь приходит в животворящих Тайнах к душе нашей, как кокош 90 к оставленному птенцу, оживляя, питая и радуя ее. Как премудро устроил Господь, установив Таинство Причащения! Потому ты не получаешь от Бога просимого, что мерзости идолопоклонства не оставляешь – служения чреву. Бога истинного просишь, а богу-чреву работаешь. Не может человек служить двум господам [ Мф. 6, 24 ; Лк. 16, 13 ]. Перестань служить идолу – чреву, и тогда надейся получить просимое от Бога. Истинного Бога просишь, а ложному божку служишь: у него и проси, если может он дать. Или ты работаешь бесу лихоимства, и потому истинный Бог, тобою пренебреженный и оставленный, не исполняет твоих молитв. Или же ты работаешь идолу гордости и тщеславия, и этот идол владеет твоим сердцем, как те идолы, – и вот Господь не склоняется к мольбам идолопоклонствующего сердца. Ты оставил источника живых вод – Господа, а ископал себе кладенцы сокрушеныя [рус.: водоемы разбитые] [ Иер. 2, 13 ] – ну и пей из этих кладенцов воду мертвую, темную, как темна вода во облацех воздушных [ Пс. 17, 12 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Если по Писанию теперь… так как «по духу» вижу опасно, – то по Писанию опять же скажу, – разно говорится… Митрич действительно «путался» и был не искренен в рассуждении о воплощении Спасителя. Цепкая паутина сектантского сказания о воплощении Христа была как раз на руку Митричу и держала его слишком еще крепко. Силантий . – Ты как-то сразу другим стал, Митрич!.. Видно по хлыстовскому толкованию о Христе вольготнее? Баловаться всласть можно, а? Митрич, видя, что он пойман на самой затаенной мысли, сильно смутился и побледнел. – «Ну, показывай, где ты нашел противоречие в Писании о рождении Спасителя? – продолжал Силантий. Митрич смущенно и неестественно торопливо заговорил. – «Вот у Матфея говорится, что «по обручении Матери Иисуса Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» ( Мф. 1:18 ), – но дальше, в стихах 19 и 20-м Иосиф прямо называется мужем Марии, а Она его женою… Так что …не будет ли верным то, что Духом Святым Он освящен только был от чрева матернего, как говорит пророк: – «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» ( Иер. 1:5 ). Не выйдет ли, говорю, так, т.е. не потому ли говорится в Евангелии «от Духа Святого», что Иисус только освящен Духом Святым от чрева матернего, а родился от мужа, – или нет? Может я и не так говорю, не знаю, объясни будь добр, Григорьич!.. Но только в другом месте прямо говорится: – «Я в утробе матерней образовался в плоть в девятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном… И ни один царь не имел иного рождения: один для всех входить и одинаковый исход» ( Прем. 7:2,5–6 )! Писание – «круглое», как видеть должен ты и сам, о чем я тебе и раньше говорил. Силантий . – Вижу, вижу… Даже тебя всего насквозь вижу. И очень жалею! То, о чем только что говорил тебе, кажется пролетело и не в одном ухе не зацепилось? Опять с плеча, опять по своему, «по духу», начал валить все в одно место… «Начинаете «по духу», да оканчиваете плотью» ( Гал. 3:3 )… Мудрецы вы, мудрецы!..

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010