Зло обретает постепенно власть над человеком, опутывает его, как паутина, часто неощутимо для него самого через мелкие повседневные направления воли. Затем, укоренившись, став свойством его души, начнет развиваться и усиливаться. В вечности, после смерти человека, оно достигнет катастрофических размеров и начнет мучить своего обладателя. «То незначительное отклонение от маршрута, которое было на околоземном небольшом первом этапе полета ракеты, умножается на миллионы километров в открытом космосе. Не случайно говорится, что на первом шаге путь в рай или путь в ад отличаются на сантиметр» . Поэтому борьба с грехами и пороками для верующего человека должна начинаться на уровне мыслей. «Самая тяжелая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей. Люди мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. К примеру, едет человек куда-нибудь на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: «Видимо, Благой Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает, может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию!» И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесется к произошедшему недуховно и начнет обвинять и хулить: «Да что еще за невезуха! Мне надо было приехать раньше, а я опоздал! Все наперекосяк! И все этот Бог…» . Итак, рассмотрим Десять заповедей в их христианском понимании в приложении к обыденной жизни как отдельного человека, так и всего государства. Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене. Этими словами Бог указывает человеку на Самого Себя. «Бог есть Любовь» ( 1Ин.4:16 ). Она повелевает ему познавать Господа Бога. Но «подобное привлекается подобным», следовательно, если Бог – есть Любовь, то приближается к Нему тот, кто в своей судьбе, насколько возможно, осуществит данное качество к окружающим. В чем проявляется любовь к людям подробно раскрывает апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ( 1Кор.13:4-7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

(Извлеч. из кн.: «Очерки христ. жизни», прот. В. П. Нечаева , ныне епископа костромского Виссариона). 7. За все благодари Господа Св. Павлин, епископ ноланский, говорил: «если Бог есть наш помощник в борьбе со врагом, то и паутинные сети охранят нас лучше, чем каменные стены; напротив, если Бог оставил меня и нет Его со мною, тогда тончайшая паутинная ткань сделается сильнейшею для меня преградою к достижению моей цели, чем самые крепкие стены», и в доказательство справедливости своих слов приводит такой рассказ: «Один ноланский священник, по имени Феликс, укорял язычников за их мерзкое идолопоклонство; язычники за это злобно преследовали его и хотели убить его; но он, убегая от преследования, скрылся от глаз их в тесном промежутке, между двух каменных старых построек или стен; в одной из последних находилась расселина, чрез которую гонимый священник пролез, и таким образом язычники потеряли его из виду, хотя и прилежно рассматривали ту расселину, затканную паутиною, которую паук немедленно исправил, и из этого заключили они, что чрез расселину никто не пролезал, иначе паутина была бы разорвана, а потому и прекратили преследование». Итак, верно сказано: праведные взывают (молитвенно призывают Бога на помощь), и Господь слышит и от всех бедствий избавляет их. Как же после этого не славословить Господа Бога и не благодарить Его?! Недаром поэтому каждое богослужение начинается славословием: Благословен Бог наш... Благословенно царство Отца, и Сына, и Святого Духа, – так начинается каждая церковная служба. И каждое почти моление оканчивается прославлением имени Божия: яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила, и слава... Яко Твое есть царство, и сила, и слава... Необходимость благодарности Богу засвидетельствована как в ветхом, так и в новом завете. Вот что мы читаем в ветхом завете: «Тако глаголет Господь Бог: слушайте небеса, и внимай земля; Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат [Вот для них это было непонятно. Ведь они считали себя народом избранным, так, что для них и Мессия-то только, что от них , что весь будет завоеван ими. Дальше: они и уверуют, они и услышат]. Когда он сказал это, иудеи ушли, много споря между собою» ( Деян. 28:16–29 ). Вот этот спор до безконечности будет. И, если бы дело зависело от аргументов – спор бы прекратился. Но нет таких аргументов. Наш ум антиномичен, и с точки зрения этой антиномии, можно с одинаковой силой убедительности доказывать . А антиномичным он стал, по-видимому, в самый момент грехопадения. Вот эта паутина в нём и завелась. И он, знаете, . Вы можете так – со своей точки зрения, я – так; и вот посади нас  и до Второго Пришествия мы будем объясняться. Споря друг с другом. Не спорить нужно. Говорят, что в спорах рождается истина. Научная – может быть; а вот религиозная истина в спорах не рождается. Здесь всё зависит от действия благодати Духа Святаго: Никто не может прийти к Отцу, как только через Меня (см. Ин. 14:6 ). Вот – эти споры идут, а вы не участвуйте в этих спорах. Не нужно спорить с неверующими людьми, не нужно спорить, тем более, с сектантами. Нам только нужно свидетельствовать. Свидетельствовать спокойно, свидетельствовать, зная хорошо Священное Писание и не заботясь, а что произойдёт от этого свидетельства – уверуют ли они, не уверуют – это не наше уже с вами дело. Мы берёмся за неподъёмную задачу – обратить человека может только Благодать Божия. Но вас Господь может использовать как средство, чтобы он сделал в эту сторону первый шаг. Вот заставить его задуматься, заставить его поразмыслить – это вы можете. А так, чтобы он переродился и в одно мгновение стал иным человеком – это может только сделать Дух Божий. Вот. И смотрите: и, когда он сказал это, иудеи ушли, много споря между собой. Вот этот спор продолжается и доселе. Доселе. К сожалению, среди православных-то людей нет теперь единого понимания. Да вряд ли когда оно и было. Вряд ли когда оно и было. Ведь мы не победили даже старообрядчество. Только власти вот своими законами – прещениями – заставили их бежать; а так – резали носы, уши, клеймили, ссылали; а ведь этого нельзя было делать. Разве это споры? Разве это аргументы? Человеку отрезать нос и уши и ссылать его... Или, напротив, давать привилегии, чтобы он исповедовал Православную веру. Так же Господь не заповедовал нести Истину! Вот мы и получили – то, что сейчас получили. В той же Сибири все эти народы – эвенки там, тунгусы, все эти . У всех у них возрождаются их древние культы – это шаманство и демонизм. Нельзя так было миссионерством заниматься.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, что такое наша жизнь? Непрерывный страх смерти, делающий нас „чрез всю жизнь подверженными рабству». Поэтому все усилия потомков Адама направлены на одно – к победе над смертью, все их надежды сосредоточиваются в одной надежде бессмертия! На первый взгляд бессмертие представляется человеку как продолжение жизни за гробом – в шеоле, аиде. Но ведь от нашей земной жизни за гробом остается только бледная тень, бескровный призрак, безжизненное подобие; наши чувства радость, надежда, наши привязанности, наши труды – все, что составляем теперь нашу жизнь, живое в ней, – все это не может переступить за границу смерти, потому что все это неразрывно связано с здешними условиями жизни, в них только находит для себя пищу, в них только получает свою реальность. В аиде «безжизненно веют» «мертвые тени» лишенные чувства и безумные. Греческий герой, «богоравный» Ахиллес, владычествуя в царстве мертвых теней, завидует участи «живого» поденщика, добывающая свой насущный хлеб службой у бедного пахаря. Равным образом и еврейский шеол есть область сна и мрака, земля забвения страна молчания, где нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Вместе с тем это есть царство отринутых от руки Божьей, о которых Бог уже не вспоминает, где уже не возвещается милость Его и не познаются чудеса Его. «Не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя» ( Uc. XXXVIII, 18,19 ). Где нет чудес, где нет блаженства, где нет жизни, там нет и бога. Чтобы жить, человеку необходимо или спастись от смерти, или воскреснуть по смерти. Дохристианский языческий мир преимущественно сосредоточил свою мысль на бессмертии, а иудейский на воскресении из мертвых. По пантеистическому представлению индийской религии мировая жизнь есть игра Майи, призрачная паутина, обманчивое сновидение, тяжелый кошмар, царство непрерывной смерти. Все живые существа этого мира, хотя действительно страдают тяжелым сновидением, однако не существуют реально: истинно живет только один Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях и поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез, обливаясь слезами, не в силах был говорить. Лишь в сердце своем так размышлял: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставник неопытности моей! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце мое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, не сподобился целовать прекрасные твои седины. О, блаженный, помяни меня в месте успокоения твоего! Сердце мое горит, душа мой разум смущает и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль? Брату, которого я почитал как отца? Но тот, чувствую я, о мирской суете печется и убийство мое замышляет. Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И в послании апостола сказано: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец». И еще: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому, что я скажу, что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: «Будь мне отцом — ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?» И, помышляя так в уме своем, пошел к брату своему и говорил в сердце своем: «Увижу ли я хотя бы братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина?» И решил в сердце своем: «Да будет воля твоя, Господи!» Про себя же думал: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своем из мира этого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ним исчезло, и ни от чего нет подспорья — ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Так и Соломон, все испытав, все видев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: “Суета сует — все суета!” Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви».

http://pravoslavie.ru/63280.html

Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог творяй чудеса [ Пс. 76,14–15 ]. Десница Твоя, Господи, прославилась во мне силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя [ Исх. 15,6–7 ]. Почти всю ночь с 13 на 14 февраля я не спал от беспорядочного венчания чиновника Яковлева: сердечная тоска и какое-то судорожное трепетание во всем теле происходили всю ночь. Боже мой! Как страшно смущаться и запинаться, теряться при совершении св. обрядов и Таинств веры! Дай в сердце твоем устояться, утвердиться любви Божией, а то она у тебя только кратковременная посетительница. И ты часто притом выгоняешь ее. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1Кор. 3,16 ]. Внимай себе, человек: в тебе живет Дух Святой. Но ты выгоняешь Его, Духа Животворящего, Утешителя, сладость твоего сердца, всякий раз, когда согрешаешь. Какая дерзость! Какая неблагодарность! Какое безумие! Что если бы Он не был бесконечно благ и долготерпелив? Тогда Он оставил бы тебя после долгого терпения и не пришел бы к тебе, не вселился бы в тебя, несмотря ни на какие молитвы твои, хотя бы ты [выронил] реку слез. Но бойся, неблагодарный, и теперь злоупотреблять Его долготерпением. Когда Он увидит, что ты не исправляешься, несмотря на частые вразумления, то Он, наконец, может оставить тебя, как Иуду. Каждый раз, когда ты теряешь веру, когда поддаешься обольщению греха, ты изгоняешь Его, Животворящего, и впускаешь вместо Его диавола. О, ослепление человеческое! О, Душе благий! Святые Божии одним воздеянием рук испрашивали у Бога великие милости для множества людей. А твое воздеяние рук так ли сильно, и если не так сильно или вовсе не сильно, то отчего? – От неверия. Помыслы, наводимые сатаною, в существе своем ничто: они – паутина, пустое мечтание. Только с верою воззови ко Господу – и все исчезнет. Тебе ли возмущаться от прилогов лукавого? Ты знаешь по опыту, как истинен, верен и всемогущ Господь! Я и верующий и неверующий, добрый и злой, смиренный и гордый, простой и лукавый, Божий и диавольский. Душа моя как бы растягивается двумя противоположными силами. Странен я! Чужой я!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Молитва питает духовную жизнь, дает ей силы. Молитвенное состояние есть бодрствование духа, трезвенность, собранность ума, внутрь – пребывание. Похотливая забота о мирских делах-то же, что сновидение. Паутина мирских помышлений опутывает наш ум, и он живет, принимая грезы за действительность, внешний призрак за истину. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Eфec. V, 14 ). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна» ( Mф. XXVI, 41 ). Этим определяется характер христианской, духовной молитвы. «Истинное основание молитвы», по словам Макария Великого , «таково – быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно все усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищей лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслью к Богу, и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику на реке, или какой – нибудь чаще терний и дерев; посему намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою; посему потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою. Внимательные к помыслам весь подвиг в молитвах совершают внутренне. Таковые своим разумением и рассудительностью могут преуспевать, отражать восстающие помыслы и ходить в воле Господней». Молитва есть только «умное делание» и не может заменить христианской жизни. «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Mф. VII, 21 ). Но это умное делание совершенно необходимо, чтобы сохранить, возрастить и воспитать тот начаток духовной жизни, который положен покаянием и верою в Евангелие. Без молитвы заглохнет этот начаток, погаснет народившийся Дух...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

не дай им величаться надо мной!» 18 Не избежать мне ударов и боль моя всегда со мной. 19 Я сознаюсь в беззаконии моём, сокрушаюсь о грехе моём; 20 А враги мои живы и сильнее меня, много ненавидящих меня без причины; 21 Воздают мне злом за добро, мстят за то, что я хочу добра. 22 Не оставь меня, Господи, Боже мой; не удаляйся от меня; 23 Поспеши помочь мне, Господи спасения моего! Псалом 38 (39) 1 Начальнику хора Йедутуну. Псалом Давида. 2 Решил я: буду следить за собой, чтобы не грешить мне языком моим; Буду заграждать уста мои, пока нечестивый стоит предо мной. 3 Я был нем и безгласен, молчал даже о добром, но скорбь моя только усилилась. 4 Сердце моё загорелось во мне, в мыслях моих разгорелся огонь. Я стал говорить языком моим: 5 «Открой мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, чтобы знать, сколько жить мне осталось. 6 Вот, Ты сделал дни мои краткими, как пяди, время жизни моей – как ничто пред Тобой; Да и все исчезают, как пар, каждый живой человек». ()  7 Поистине, человек ходит, как тень: напрасно суетится, Копит богатства и не знает, для кого соберёт их. 8 И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя – на Тебя. 9 Избавь меня от всех беззаконий моих, не отдавай на поругание безумцу. 10 Я стал нем, не открываю уст моих, ибо это сделал Ты. 11 Прекрати поражать меня ударами Твоими, ибо от силы руки Твоей я изнемог. 12 Когда Ты обличаешь человека, наказываешь его за беззаконие, То разрывается, как паутина, жизнь его. Поистине, напрасно суетится человек! () 13 Услышь молитву мою, Господи, внемли мольбе моей, не молчи, видя слёзы мои! Ибо странник я у Тебя и скиталец, как и все отцы мои. 14 Отступи от меня, чтобы мне отдохнуть до того как уйду я и не станет меня. Псалом 39 (40) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Твёрдо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал мольбу мою; 3 Вывел меня из гиблой расщелины и из болотной тины, Поставил на скале ноги мои и направил стопы мои; 4 Вложил в уста мои новую песнь, хвалу Богу нашему. Многие увидят это, и убоятся,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Нет, это был не тот свет, а нечто совсем-совсем отличное от такого света. И он не был над разумом моим так, как масло над водой, не так, как небо над землей: был высшим, ибо создал меня, а я стоял ниже, ибо был создан Им. Кто узнал Истину 404 , узнал и этот Свет, а кто узнал Его, узнал вечность. Любовь знает Его. О, Вечная Истина, Истинная Любовь, Любимая Вечность! 405 Ты Бог мой, к Тебе воздыхаю днем и ночью. И как только я узнал Тебя, Ты взял меня к Себе: да увижу, что есть Тот, Кого я пытался увидеть, и что я еще не тот, чтобы видеть 406 . Ты ослепил слабые глаза мои, ударяя в меня лучами Твоими, и я задрожал от любви и страха. Я увидел, что далек от Тебя в этой стране, где всё от Тебя отпало 407 , и будто с высот услышал я голос Твой: «Я пища для взрослых: расти и ты вкусишь Меня. И не ты изменишь Меня в себе, как телесную пищу, но ты изменишься во Мне». И я понял, что «Ты наставляешь человека за несправедливости его и заставляешь душу его исчезать как паутина» 408 , и сказал: «неужели же истина есть ничто, ибо не разлита она ни в конечном, ни в бесконечном пространстве?». И Ты возгласил издали: «Я есмь, Я Сущий» 409 . Я услышал, как слышат сердцем, и не с чего было больше мне сомневаться: я скорее усомнился бы в том, что живу, чем в том, что есть Истина, постигаемая умом через мир сотворенный 410 . XI 17 . Я рассмотрел всё стоящее ниже Тебя и увидел, что о нем нельзя сказать ни того, что оно существует, ни того, что его нет: оно существует, потому что всё от Тебя, и его нет, потому что это не то, что Ты. Истинно существует только то, что пребывает неизменным. «Мне же благо прилепиться к Богу» 411 , ибо если не пребуду в Нем, не смогу и в себе. Он же, «пребывая в Себе, всё обновляет; Ты Господь мой, и блага мои Тебе не нужны» 412 . XII 18 . Мне стало ясно, что только доброе может стать хуже 413 . Если бы это было абсолютное добро, или вовсе бы не было добром, то оно не могло бы стать хуже. Абсолютное добро не может стать хуже, а в том, в чем вовсе нет добра, нечему стать хуже.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Никакой израильский царь или священник не перенес страшного издевательства и страдания, описанного в двадцать первом псалме. Также, никакой еврей не представлял бы свое избавление от смерти как случай, побуждающий обращение мира к Богу. Выходит, что двадцать первый псалом и пятьдесят третья глава книги Исайи получают самое ясное объяснение воскресением Христа. В пятнадцатом псалме, в стихах 9–10, Давид говорит о воскресении: «Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Это довольно странное заявление, потому что в дни Давида никто не был уверен в реальности жизни после смерти. Однако, Давид как-то спокойно объявляет, что смерть не будет проявлять силу над Ним, что Он не останется в аде, что Его тело не разложится. Как утверждал апостол Петр в день Пятидесятницы ( Деян.2:25–32 ) и как апостол Павел заявил в Антиохии ( Деян.13:35–37 ), довольно ясно, что Давид не говорит о самом себе, потому что умер и был погребен и тело его все еще лежит в гробу. Наоборот, Давид указывает на Мессию, Иисуса Христа, восставшего из гроба. При сочетании «темной» и «светлой» сторон вопроса Мессии создалась спутанная паутина, которую еврейские комментаторы не смогли разобрать. Как это может быть, что Мессия является и Царем, и Священником, и Пророком, и Пастырем, и страдающим Рабом, и заместительной Жертвой за человеческие грехи? Быть может, Бог как раз избрал такой путь для того, чтобы никто другой не мог исполнить все данные требования, кроме Того, Кто держал ключ. Рамм говорит: «То, что все пряди Ветхого Завета безнадежно перевязаны одна с другой, но также так прекрасно развязываются жизнью Христа, тем более и доказывает, что за пределами буквы Писания действует безошибочное руководство Духа Святого». 116 Мы уверены в одном, Агнос, – что когда человек приходит к христианству и начинает читать Новый Завет, то он просто поражается его окончательностью и универсальностью. В отношении Евангелия Иисуса Христа мы более уже не имеем дела с какими-то предварительными установлениями и предсказаниями. Мы не ожидаем никаких будущих религиозных происшествий. Мы не услышим никаких пророчеств о Том, Кто грядет, о великом Отрасле или о новом завете. Он уже пришел и Его религия покрывает мир, как вода покрывает все моря. Он является настоящей славой Израиля, Светом, просвещающим язычников. После Его первого пришествия остается только Его второе пришествие! Г. Полнота времени

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010