Характерно, что в толкованиях к «Лествице» Составитель Палеи сосредоточился, главным образом, на раскрытии сокровенного смысла апокрифической символики. Таким образом, он отходит от обычной для него манеры обличительного истолкования и лишь в конце рассказа, отталкиваясь от иносказаний о будущем пришествии Иисуса Христа, он вновь вводит в христологическую тему антииудейские полемические мотивы. 716 Данный фрагмент, который является авторским дополнением в апокриф, формулирует идею тождества лествицы из сна Иакова Крестному древу и некоему космическому посоху. Таким уподоблением обнажается скрытый мифологический смысл образа лествицы. В дохристианских культурах мифопоэтический образ лествицы символизировал связь небесной и земной космических зон мироздания (см.: МНМ. Т. II. С. 50–51). Лествица здесь выступает как аналог Мирового Древа, с которым синкретически слит образ Крестного древа. Именно эту архетипическую символику подчёркивает образ космического посоха, который является ничем иным, как осью мироздания или стволом Мирового Древа. 717 Мысль, которая вновь повторяет тезис о спасении через само крещение, более характерна для вновь просвещённых народов. Вряд ли её столь настойчиво стал бы повторять византийский автор, но для духовного деятеля Болгарии или Руси это могло быть характерно. 718 Антииудейский выпад основан на архетипическом понимании нисхождения по космической лествице как знакового выражения зла, несчастья, деградации. И наоборот, восхождение знаменует благо, святость, счастливую судьбу (см.: МНМ. Т. II. С. 51). Поэтому в соответствии с ценностным восприятием понятной для древнерусского общества символики нисходящие ангелы отождествлены с отверженными иудеями, а восходящие – с принявшими крещение язычниками. 720 Персонаж неясен, и смысл запутан; по-видимому, переписчик нач. XV в. уже не понимал этой фразы; возможно, что это гебраизированная и впоследствии испорченная форма имени египетского фараона, при котором произошёл исход евреев из Египта. 721 Царство Эдомское, или Страна Эдомская, Эдом, Идумея ‘красная’ – страна, лежащая на юг от Мёртвого моря, получила своё название от Исава, или Эдома, по цвету чечевичной похлёбки, за которую он продал Иакову своё первородство. Над идумеянами неоднократно исполнялось пророчество, данное Исааком Иакову относительно потомков Исава (идумеян): Идумея была завоёвана царём Давидом ( 2 Цар. 8:14 ), царём Амасией ( 4 Цар. 14:7 ). Некогда плодородная, цветущая Идумея ныне представляет собой дикую бесплодную равнину, о чём пророчествовал пророк Исайя (см.: Ис. 34:11–15 ). Моав – страна, лежавшая на восток от Мёртвого моря; её жители назывались моавитянами, по имени Моава, сына Лота от его старшей дочери. Моавитяне были не раз наказаны за дурное обращение с израильтянами ( Втор. 23:3–6 ; Суд. 3:12–30; 2 Цар. 8:2); они предались идолопоклонству, в чём были обвиняемы пророками ( Ис. 16:7–12 ; Иер. 48:4–46 ); окончательное падение Моава предсказано пророком Софонией ( Соф. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

34:22. Вторая часть Иерусалима. Вторая часть Иерусалима также упоминается в Соф. 1 («у других ворот») в связи с разрушением «на холмах». Иногда этот район отождествляют с пригородами города Давидова, который вырос на западном холме Иерусалима. Раскопки в этом районе выявили крупное городское поселение того периода. Дополнительную информацию см. в коммент. к 32:5. 34:29–33. Реформа Иосии. См. коммент. к 4Цар. 23:1–20 . 35:7. Дар Иосии. Дар Иосии на празднование Пасхи сопоставим с даром Езекии. См. коммент. ко 2Пар. 30:23,24 . 35:10–14. Пасхальные ритуалы. Более подробную информацию о пасхальных ритуалах см. в коммент. к Исх. 12:1–11 . О праздновании Пасхи во времена Езекии см. в коммент. к 30:15–17. 35:18. Уникальное празднование Пасхи. Это было первое общенародное празднование Пасхи со времен, о которых говорится в Нав. 5:10,11 . С тех пор и до реформы Иосии Пасха в основном оставалась семейным праздником (хотя см. празднование Пасхи в эпоху Езекии в 30:15–17). Примером восстановления древнего праздника может служить вавилонский праздник Акиту. В течение двадцати лет (689–669 гг. до н. э.) этот ритуал возведения на престол (самый важный для вавилонских праздников) не справлялся. Он был восстановлен Асархаддоном, когда Вавилон снова стал играть важную роль в истории. 35:20. Наступление Нехао на Кархемиш. В вавилонских хрониках записано, что в 609 г. до н. э. египетский фараон Нехао начал помогать Ассирии, которая стремилась отобрать назад столицу провинции Харран в Сирии, захваченную мидянами и вавилонянами годом ранее. Войска Нехао должны были укрепить военный гарнизон в Кархемише. Египтяне вступили в союз с Ассирией, когда увидели, что чаша весов качнулась в сторону Вавилона. Можно предположить, что Нехао увидел больше возможностей для осуществления своих честолюбивых замыслов в Палестине и Сирии, если бы Ассирия смогла успешно защитить себя от Вавилонии и Мидии. Легко понять антиассирийскую позицию Иосии, поскольку Иудея была под игом Ассирии на протяжении более ста лет. Однако, даже при поддержке Египта, ассирийцам не удалось изгнать мидян и халдеев из Харрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

468 Иосия не хотел пропустить царя египетского Нехао через Палестину к Евфрату, опасаясь, чтобы он не завладел царством Иудейским, или чтобы заевфратские завоеватели не стали мстить ему за пропуск египетского царя 470 Набополассар, родом халдей, был в Вавилоне наместником царя ассирийского Сарданапала II (Ассур-Дилилани), потому что Вавилон тогда был под властью ассирийцев. В тридцатых годах VII века до Р. X. в Ассирию вторглись скифы, опустошили и обессилили ее. Царь мидийский Киаксар одолел скифов, спас от них Азию и через это стал могущественным государем. Набополассар, пользуясь этими обстоятельствами, вступил в союз с Киаксаром и объявил себя независимым царем Вавилонским. Набополассар и Киаксар, которые в кн. Товита называются Навуходоносором и Асуиром (14, 15), осадили столицу Ассирии Ниневию, взяли ее и разрушили. Сарданапал погиб в развалинах своей столицы и своего дворца. Через два века уже не знали, где находилась столица Ассирийского царства, жившего только войной. Союзники разделили между собой земли, над которыми господствовали ассирийские цари. Сама Ассирия и страны к востоку и к северу от нее достались Киаксару. Набополассару досталась Месопотамия, Элам, Сирия и Палестина. Погибель Ассирийского царства обрадовала все народы, которые терпли от него угнетения, в том числе и израильтян ( Наум. 3:1819 ; Соф. 2:15 ). Но радость их была непродолжительна. Вместо ассирийцев покорителями народов стали вавилоняне. В 607 году до Р. X. Набополассар, уже старик, воцарил вместе с собой сына своего Навуходоносора. Признавая себя обладателем всех земель на западе от Евфрата, бывших под властью ассирийцев, Набополассар послал Навуходоносора покорить Сирию и Палестину, которые прежде платили дань ассирийцам, но покорены были египетским фараоном Нехао 471 Иосиф Флавий говорит, что Навуходоносор лишил Иехонию царского престола и отвел в Вавилон из опасения, чтобы он, памятуя, что Навуходоносор был виновником смерти его отца, не отложился от него (Др. Иуд. Х; 7, 1 ) 472 Седекия был взят в плен на 11-м году своего царствования. В это же время разрушен храм и город Иерусалим ( 4Цар. 25:1–10 ). Перед последней осадой Иерусалима Навуходоносором Бог повелел пророку Иезекиилю символически предызобразить продолжительность и бедствия этой осады: начертить на большом кирпиче Иерусалим, устроить осаду против него и связанному лежать на левом боку 390 дней, по одному дню на каждый год беззакония израильтян ( Иез. 4 ). Так как беззакония израильтян начались со времени разделения их на два царства устроением золотых тельцов, то, значит, со времени разделения израильтян на два царства до последней осады Иерусалима Навуходоносором прошло 390 лет, а до разрушения Иерусалима через 18 месяцев прошло 391. года

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Пс.48:6 Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя. Вот и притча, которая для многих, если не для всех, может показаться неудобопонятною загадкою, о которой пророк говорит выше (ст. 5). День лют, по переводу с еврейского, значит: «день бедствия», а по толкованию св. отцов, это день всеобщего Суда Божия, когда Он будет судить всех людей, – это «великий день Господень, по слову пророка Софонии, «день гнева, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тьмы и мрака, день трубы и вопля» ( Соф.1:14–15 ). В притче своей пророк обращается к самому себе с вопросом: почему я боюсь страшного дня Судного? И сам же на этот вопрос дает ответ: день этот есть день бедствия для грешников, – тогда беззаконие пяты моея обыдет мя. Пята показывает действие, которое осталось позади нас; беззаконие пяты поэтому означает прежде сделанный грех. В ходьбе пята оставляет след на земле глубже, чем вся стопа ноги: отсюда беззаконие пяты означает грех тяжкий, который сделал сильное впечатление на совесть грешника и который труднее изгладить, нежели другие грехи. Пяту блюдет искуситель ( Быт.3:15 ), значит, беззаконие пяты есть грех, который произошел не от обыкновенной слабости человеческой, но от особенного искусительного нападения диавола. Такие беззакония иногда постигают нас ( Пс.39:13 ), т.е. как бы бегут за нами вслед и подвергают осуждению ( 1Тим.5:24 ), и только благодать Божия может удалить их от нас чрез покаяние. Но они иногда обходят нас, как неприятелей на войне, становятся напротив нас на пути спасения и не дают далее совершать его и избежать осуждения. «Предстанут предо мною, – говорит св. Афанасий, – лукавые дела мои, окружая и осаждая меня отовсюду и не давая мне избегнуть мучений» с. 163–164]. Тогда благодать тем же оружием, то есть покаянием, удаляет их от нас. Пс.48:7 Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися. Здесь речь, хотя и понятная, но как будто не досказанная, но она будет совершенно полная речь, если в конце ее поставить (по-русски) знак восклицания и выразить ее в форме обращения к богатым людям: о вы, которые надеетесь на силу свою и хвалитесь множеством богатства своего! Пророк потому обращается здесь к самонадеянным и хвалящимся своим богатством людям, что хочет научить их, что им в день лют никакое богатство не поможет, никакая сила не может избавить их от угрожающей им участи вечного наказания от Бога. Богатство, правда, имеет великую силу в настоящей жизни, как сказал премудрый: «Сребра послушают всяческая» ( Еккл.10:19 ), но тогда, в день Суда, оно никакой пользы не принесет человеку, злоупотребляющему им.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Как чувство страха Божия выражается в опасении отпадения грехом от Бога и в стремлении к Богу для своего благополучия, так и чувство стыда праведного выражается в смирении и покорности Богу, в стыде греха и в пребывании, через удаление от греха, в славе Божией. Устыдиться пред Богом — значит смириться, умилиться или сокрушить сердце и покориться Его истине и правде. В отличие от уничижения пред людьми как бесчестия и бесславия, только уничижение пред Богом ведет к славе человека. Это указывает Давид Мелхоле, когда она назвала уничижение Давида пред Богом бесчестием. Она говорит: «Как отличился сегодня царь Израильский, обнажившись [сегодня] пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек». Давид ответил: «Пред Господом еще более уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Стыд пред Богом означает смирение. Фараона Моисей обвиняет в том, что он не устыдился пред Богом, по-русски не смирился. ( Исх.10:3 ) 70 . Начальники Израиля постыдились пред Богом (слав.) тогда, когда смирились пред Богом ( 2Пар.12:6–7 ) 71 . Люди, устыдившиеся пред Богом, — те, которые смирились ( 2Пар. 30:11 ) 72 . И священники, и левиты, умилившиеся пред Богом (слав.), т. е. сокрушившие сердце свое в покаянии, названы устыдившимися ( 2Пар. 30:15 ) 73 . Стыд означает покорность. Необрезанное сердце стыдится пред Богом (слав.) тогда, когда покорится Богу (рус.) ( Лев.26:41 ) 74 . И покорность родителям детей Апостол называет стыдом детей пред родителями (Ев.12:9) (слав.). Это смирение, умиление или сокрушение сердца и покорность Богу необрезанного сердца есть стыд пред Богом, пред Его истиной и правдой и этим отличается от стыда греховного, от посрамления пред силой людей, от уничижения и подчинения физической силе. Бесчестием сильных и славных названо предание их в руки врагов ( Сир.11:6 ). В отличие от этого уничижения человека человеком и обесчещения человека, стыд, доставляющий человеку славу и благодать ( Сир.4:25 ) пред Богом и людьми, есть стыд пред истиной Бога и завета Его ( Сир.41:24 ), смирение и покорность правде Божией, познание Бога и правды Его и познание грехов своих, сокрушение и раскаяние в них. О фараоне слышим, что он не стыдился, не смирился пред Богом ( Исх. 10:3 ), но слышим, что он приводится наказанием к этому смирению и говорит: «Согрешил я ныне, Господь праведен, я же и люди нечестивы» ( Исх.9:27 ). Когда начальники еврейские посрамились и смирились пред Богом, то сказали: «Праведен Господь» (Пар.12:6). Варух и Даниил говорят сами и призывают других сказать: «У Господа нашего правда, а у нас стыд» ( Вар.1:15 и 2:6 75 ; Дан.9:7–8 76 ). «Господь праведен во всем, что заповедал нам» ( Вар. 2:9 ). «Господь праведен во всех делах своих» ( Дан.9:14 ) 77 . Господь праведен и не делает неправды, а беззаконник не знает стыда ( Соф.3:5 ) 78 , т. е. не смиряется и не покоряется пред этой правдой воли и дел Божиих.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

1391) и Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429). Греч. архиерейский чин литургии XIV-XVI вв. имеет следующие особенности: 1) архиерей облачается в храме, стоя в своей стасидии (стихи на облачение он читает сам); 2) энарксис совершается без участия архиерея, к-рый тем не менее находится в храме и прочитывает сам молитвы антифонов; 3) во время малого входа, когда архиерей шествует в алтарь, ему многократно возглашают: «Ες πολλ τη, δσποτα»; 4) сразу после малого входа архиерей совершает каждение; 5) перед Трисвятым епископ трижды осеняет дикирием Евангелие (или св. престол) с чтением парафраза Пс 79. 15-16; 6) Трисвятое поочередно поют певчие и священнослужители; 7) во время Трисвятого епископ трижды осеняет трикирием Евангелие с чтением тех же стихов, что и перед Трисвятым; 8) в конце Трисвятого архиерей восходит на горнее место и оттуда трижды благословляет народ трикирием; 9) перед кондаком , поющимся на Слава , возглашается похвала (многолетия царям, Патриарху и проч.); 10) перед чтением Евангелия архиерей снимает омофор (к-рый далее надевается только при совершении пресвитерской или диаконской хиротонии, а также перед возгласом «    »); 11) во время прошения сугубой ектении о царях епископ трижды благословляет народ трикирием; 12) архиерей не участвует в перенесении Даров из жертвенника в алтарь, умывает руки до великого входа, в диалоге accessus ad altare правильное распределение ролей; 13) после пения херувимской песни епископ трижды осеняет народ трикирием; 14) перед Символом веры архиерей с сослужащими трижды воздевают воздух , читая Трисвятое; 15) во время intercessio анафоры диакон произносит диптихи (эта особенность не является строго архиерейской: в древности диптихи могли произноситься и за иерейской службой - так, напр., в ркп. Ath. Dionys. 105, XIII в.). Памятники, описывающие совершение архиерейской литургии на Руси в X-XIV вв., неизвестны (древнейший рус. Чиновник РНБ. Соф. 1056, 2-я пол. XIV в., не содержит литургии), однако можно утверждать, что и пресвитеры, и епископы использовали единый литургический формуляр (комплекс богослужебных текстов).

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Во–вторых, Иоиль указывает на связь обращения с заветом. Он ссылается на верность Бога завету («благ и милосерд») как на причину призыва к покаянию и как на стимул для иудеев откликнуться на него. Пророк пользуется хорошо знакомым его слушателям языком (Он милосерд… и многомилостив ср.: Пс. 85:15; 102:8; 144:8 ). Это напоминает о милостивом возобновлении Богом завета с израильтянами в период исхода, после того как они нарушили его в пустыне ( Исх. 34:6 ). Таким образом, такое понимание веры связано с представлением, что Бог готов дать еще один шанс Своему грешному народу. Иногда Бог, исполняя Свою отцовскую роль, вынужден сурово наказывать Свой народ (ср.: Евр. 12:5–11 ), но Его конечной целью является возобновление с ним добрых отношений. Поэтому, утверждает Иоиль, несмотря на то что первым ответом Бога на грехи народа могло быть бедствие, Его глубинным стремлением было смилостивиться. Именно по этой причине пророк мог позволить себе резкий переход от изображения Яхве как врага Израиля к объявлению Его призыва к покаянию. Слово «сожалеет» (ср.: ст. 14 – «сжалится») часто употребляется в отношении человеческого раскаяния, но применительно к Богу оно не означает сожаления по поводу неправильного поступка. Ветхий Завет отрицает возможность милости Бога по отношению к тем, кто не воспринимает Его предупреждений всерьез (напр.: 1Цар. 15:29 ). В противном случае это может означать, что Бог проявит уступчивость ради достижения высшей цели (ср.: Иер. 18:5–11 ). Однако Иоиль уклоняется от прямого обещания милости Господа. Он не мог предоставить никаких гарантий. Бог не отвечает автоматически (Кто знает? – ст. 14). Только Бог решает, обнаружит Он Свою милостивую природу в каком–то конкретном случае или нет. Таким образом сохраняется Его личная свобода: в Своей непостижимости Всевышний не позволяет человеку манипулировать Собой. Молитва – это подчинение Его воле, а не настойчивое утверждение нашей. Не существует никакой магической формулы, только смиренная просьба и ожидание. Как и у других пророков, предупреждение Иоиля подчеркивает важность призыва Бога к покаянию ( Ам. 5:15 ; Соф. 2:3 ; ср.: Деян. 8:22 ; 2Тим. 2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Допуская, что Хелкией найдено было все Пятикнижие, мы не видим, однако, необходимости считать найденную книгу, опираясь на узком буквальном понимании ( 2Пар.34:14 ) («рукою Моисея»: бейяд-Моше, может обозначать и простое посредническое участие Моисея в даровании закона Божия, ср. Иер.37:2 ), автографом самого Моисея. Клерик правильно замечает: «Satis est exemplar quoddam Legis antiquum fuisse irique anthenticum». Найденный в храме экземпляр был, очевидно, официальным храмовым (может быть, отличавшимся от употребительных у частных евреев качеством, письмом, материалом), который по предписанию Моисея должен был храниться в ковчеге Завета и в каждый субботний год прочитываться, в праздник Кущей, народу ( Втор.31:10–12,24–26 ), но, очевидно, по небрежности священников и под влиянием тяжелых условий для религии Иеговы при нечестивых царях Манассии и Амоне утерянный или намеренно скрытый от Манассии, который, по иудейской традиции, повелел отбирать и сжигать все экземпляры Торы. «Впрочем, хотя царь, (Иосия), рожденный от отца нечистого, и не знал предсказаний, содержавшихся в Св. Книгах, однако посему нельзя думать, что списков с них не было в руках иных благочестивых Иудеев» (Филарет, с. 270–271 прим.). Богослужебная же практика совершалась священниками в это время, очевидно, по исписанному и по всегда верному закону преданию. Тем сильнее должно было быть впечатление от книги, поражавшей, быть может, самым архаическим видом. Впечатление чтения ее, в частности, на царя был потрясающим: подобно Езекии, ( 4Цар.19:1–2 ), в ужасе за судьбы своего народа Иосия разодрал одежды свои. Явное и постоянное нарушение народом предписанных в книге законов само собою наводило на мысль о близости тех кар и бедствий, которыми угрожал Бог народу за нарушение тех законов. Современные же политические обстоятельства и международные отношения внушали Иосии еще больший страх за будущность Иудеи. Страшная некогда Ассирия падала теперь под ударами вновь образовавшихся самостоятельных государств: Новохалдейского царства, имевшего решить судьбы Иудейского царства, Мидийского царства, Египта и особенно со стороны диких бродячих орд скифов, опустошительным ураганом пронесшихся (ок. 630 г.) от севера Месопотамии и Каспийского моря до самого Египта и на возвратном пути разграбившим страну Филистимскую ( Иер.5:15–17 ; Соф.2:4–5 . Herodotus I, 105; Dunker M. «Geschichte des Alterthums», Bd. I, 1863, 5, S. 750 и далее; Stade, Gesdt. I, 643 и далее; Еп. Платон, цит. соч. 266 и далее; «История Израильского народа», 1902, 104–105). Все эти симптомы новых политических катастроф в связи с покаянным чувством Иосии могли глубоко потрясти его благочестивое чувство, хотя слабость Ассирии могла и благоприятствовать свободному осуществлению религиозной реформы не только собственно в Иудее, но и в пределах бывшего Израильского царства (ср. 4Цар.23:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

25:13. Феман и Дедан. Описание этих городов см. в коммент. к Иер. 49и 49:8. 25:15–17 Пророчество о судьбе Филистии 25:15. Филистия в начале VI в. до н. э. Отсутствие филистимских городов в списке государств, представленных на совещании у Седекии в 597 г. до н. э. ( Иер. 27:3 ), позволяет полагать, что в это время Филистия находилась под строгим контролем вавилонян. Эта область была ослаблена нашествиями войск египетского фараона Псамметиха I в конце VII в. до н. э., по мере того как ассирийцы постепенно теряли свой контроль над ней (см.: Иер. 25:20 ; Соф. 2:4 ). Сыновья аскалонского царя, как свидетельствует включение их в вавилонский список на питание в 592 г. до н. э., находились в Вавилонии на положении пленников. Когда филистимские государства присоединились в 588 г. до н. э. к мятежу Иудеи против Вавилонии, Навуходоносор увел в плен их население и, очевидно, разместил пленников близ Ниппура. В персидскую эпоху в Филистии осталась незначительная часть коренного населения. 25:16. Критяне. Сопоставляя филистимлян и критян, Иезекииль использует прием поэтического параллелизма, хотя до сих пор не выяснено, действительно ли эти народы связаны между собой этническими корнями и историей. Критяне чаще всего ассоциируются с островом Крит, и, по-видимому, после переселения на южное побережье Палестины близ Газы многие из них стали наемниками (см.: 1Цар. 30:14 ; 2Цар. 8:18 ). 26:1–28:19 Плач и пророчество о Тире 26:3. Тир в начале VI в. до н. э. После поражения Египта в 605 г. до н. э. Тир стал главным врагом Вавилона в Западной Азии. Это был один из главных городов Финикии, и он возродился как крупный морской порт. Расположенный примерно в 600 ярдах от побережья островной город Тир и его гавань, казалось, были защищены от всех опасностей, кроме продолжительной осады. Гавань была достаточно глубокой, чтобы принять груженные товарами корабли. Тир снабжался продовольствием и другими необходимыми товарами за счет своего города-побратима Ушу, сосредоточив свою деятельность на морской торговле. Тирский флот установил колонии по всему Средиземноморью, включая Кипр и Карфаген, используя природные ресурсы этих областей, особенно металлы, и развозя грузы во всех направлениях в Восточном и Западном Средиземноморье. Повсюду здесь встречаются многочисленные находки финикийских изделий из металла и керамики, что указывает на масштаб и продолжительность международных торговых связей Тира. Главными предметами экспорта были древесина кедра, ткани и красители, а также изделия из стекла. По данным Иосифа Флавия, Тир и его царь Этбаал III вступал в многочисленные коалиции и заговоры, направленные против Вавилонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11. Увещевание. Господь и пророк уговаривают свой народ. Так говорит Господь израильтянам: обращайтесь ко Мне – тогда будете живы! Не обращайтесь в Бейт-Эль, Гилгал посещать не надо, не надо ходить в Беэр-Шеву! Гилгал будет угнан в плен, Бейт-Эль бедой обернется. Обращайтесь к Господу – тогда будете живы! ( Ам. 5:4 –6а). Взывайте к Господу, пока Он рядом, зовите Его, пока Он близко! Пусть злодей откажется от своего пути, грешный человек – от мыслей своих, пусть вернутся к Господу – и Он помилует их, к Богу нашему пусть вернутся – многомилостив Он ( Ис. 55:6–7 ). Ищите Господа, все покорные на земле, те, кто законы Его исполняет! Ищите праведность, ищите смирение – и, быть может, вы укроетесь в день гнева Господнего ( Соф. 2:3 ). Также: Ис. 8:6–8 . Иер. 25:3–7 . Ам. 5:14–15 . 12. Эсхатология. Многие главы пророческих книг написаны в этом жанре. Часто, но не всегда, маркерами жанра являются выражения hayyôm hah» – тот день и уôт yhwh – день Господень. Будущее описывается, как нечто грандиозное, небывалое – как по тотальности грядущих бедствий, так и по масштабу реставрации и изобилия, которое, чаще всего, за ними следует. Жанр эсхатологии пересекается с жанром пророчества о спасении, примеры использования которого мы привели выше. Приведем два примера – из Книги пророка Амоса, и из книги пророка Захарии: В тот день 105 Я восстановлю упавший шалаш Давида, заделаю бреши в стене, разрушенное воссоздам, отстрою, как в дни былые, наделю Свой народ землей, отобрав ее у остатков Эдома и прочих иноплеменников: они все Мне подвластны, – говорит Господь, Который совершит это. – Скоро придет то время, – говорит Господь, – когда выйдет пахарь – а жнец еще в поле, выйдет сеятель – а еще давят виноград. С гор заструится вино, все холмы обратятся в мякоть! Я верну процветанье былое Моему народу Израилю: опустевшие города отстроят они и заселят, виноград посадят – будут пить вино, сады разобьют – будут фрукты есть. Их самих на родной земле укореню, и никто их уже не вырвет из земли, что Я даровал им, – говорит Господь, твой Бог ( Ам. 9:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010