И четвертый: «князья его посреди него – рыкающие львы» ( Соф.3:3 ). И еще: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс.13:2, 3 ). 5. Не этому ли вышли вы учить, – бесстыдству, безумию, блуду, прелюбодеянию, убийствам и всякого рода порокам? Но перестанете ли вы вынуждать нас объявлять ваши преступ­ления? Вы – «носимые от чрева... и наказуемые даже до старости» ( Ис.46:3 ); вы – слепцы, которые ввергаете друг друга в яму: «если слепой ведет слепого, говорит Господь, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ); вы ежедневно пользуетесь пророками и никогда не делаетесь лучшими; и вы ли хотите быть учителями других? Когда же вы перестанете пустословить и сознаетесь в своей порочности? Это всегда и губило вас – нежелание со­знать причину бедствий в грехах ваших. Вот почему, по­добно тому, как поступают судьи, приказывая следовать за приговоренными на казнь глашатаям, объявляющим причину наказания – воры ли они, ила грабители, так точно и Бог, желая везде возвестить о вас, повелел следовать за вами пророкам, которые объявляют причину вашего наказания. Они по всей вселенной находятся неразлучно с вами, и доныне еще говорят вам. Если войдешь в синагоги, то услышишь их, постоянно говорящих это самое. Давид, описывая разбойничье судилище Каиафы, говорит, что за это именно вы и погибли. Сказав: «расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их, он присовокупляет: тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» ( Пс.2:3, 5 ). Также Исаия, сказав: «как овца, веден был Он на заклание..., присовокупляет: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис.53:7, 9 ); и в другом месте, беседуя о винограднике, говорит: «ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль» ( Ис.5:7 ), – какой вопль? «Распни, распни» ( Лк.23:21 ), – и присово­купляет: потому «оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя» ( Ис.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Встань! Бог, как благоутробный и милосердный Отец, как блудного сына, ожидает тебя к Себе. Когда, возвратившись, воздохнешь, тогда спасешься, и уразумеешь, где был (Ис. 30:15). Встань! Христос Господь ради тебя пострадал и умер. Кровь Христова ради тебя пролита. Не серебром или золотом, никакой другой ценой, но драгоценнейшей Кровью Христовой найдено тебе спасение. Хочешь ли такое дорогое сокровище нерадением потерять и ввергнуть себя в вечную власть диавольскую, и в вечное мучение, от которого Христос Кровью Своей тебя избавил? Помни, что смерть и Кровь Христова грешнику некающемуся не поможет, как лекарство – больному, который сам о себе не заботится. Встань! Вот Господь грозит казнью нечестивым и беззаконным, да не постигнет и тебя казнь. Если они скроются в аде, то и оттуда рука Моя исторгнет их; и если взойдут на небо, то и оттуда свергну их. И если скроются на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; и если погрузятся от очей Моих в глубинах морских, и там повелю змею и угрызет их. И если пойдут в плен впереди врагов своих, и там повелю оружию и там убьет их. И утвержу очи Мои на них на беду им, а не во благо (Ам. 9:2–4). Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых (Пс. 7:13–14). Изольется кровь их, как прах, и плоть их – как помет. Ни серебро их, ни золото их не сможет спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его поедена будет вся эта земля (Соф. 1:17–18). Бедный человек! Покайся – и избежишь казни Божией. Угрозы Божии не суетны – сбудутся, если грешники не покаются. Встань! Вот жизнь твоя сокращается, и каждый день некая часть ее отнимается, а смерть наступает, и, как скорый вестник, к тебе придет. И уже ближе она к тебе сегодня, нежели вчера и третьего дня была. И в чем тебя застанет, в том и в тот век пошлет. Берегись же – да не застанет тебя в нераскаянии и в неисправности! Она неожиданно, как вор, приходит, и похищает людей тогда, когда не ждут, и там, где не ждут, и так, как не ждут. Берегись же, и ожидай ее каждый день и час. И, встав, трезвись и бодрствуй и будь таковым, каковым хочешь быть в час ее. Вспомни, где пожившие в грехах, в роскоши, в сластолюбии, в веселии мира, в чести, славе и богатстве? Умерли они. Отошло от них и попечение их, и находятся ныне на своих местах и ожидают всемирного Суда Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

(Nineveh and its remains). „И прострет Господь руку Свою на север и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня. И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки“ Соф. 2:13–14 . Ученый, впервые открывший под землею дворец Ассирийских царей, с их стенами обставленными равными изображениями на больших алебастровых плитах, был поражен картиной разрушения и запущения, нарисованной пророком, так она отвечала найденной им действительности. В то же время, т. е. „во дни Иосии, сына Амонова“.... „и во дни Иоакима и Седекии сына Иосиина“ 30 -„до переселения Иерусалима“-восстает великий пророк Иеремия, который в своих пророчествах объемлет и отражает весь политический и культурный мир своего времени, как предшественник его Исаия в своих пророчествах начертывал состояние Иуды и всех государств своего времени. Иеремия видит сначала в пророческих видениях гибель Иерусалима и царства и переживает затем сам это событие. С его голосом умолкает пророческое слово в земле обетования. Глас пророческий начинает раздаваться в Месопотамии на реке Ховаре, близь Тель Авива 31 , тогда, когда Иерусалим еще не разрушен, а именно в пятый год плена царя Иудейского Иехонии, отправленного в Вавилон. Этот пророческий голос не перестает пророчествовать о разрушении святого города, до самого того времени, когда совершается это событие в одиннадцатый год плена Иехонии, когда в Иерусалиме вассальным царем Вавилона считается Седекия, (Матфаний) дядя Иехонии. ( 4Цap. XXV ). Между тем в Месопотамии Иезекииль пророчествует еще о важном событии, о имеющем совершиться воссоединении разошедшихся и находящихся во вражде двух ветвей дома Иакова, т. е. о доме Иуды и доме Ефрема (десяти колен Израилевых), которые отныне будут составлять опять один народ. Мы видим, что это замечательное пророчество Иезекииля ( Иез. 37:15–22 ) исполняется совершенно во время плена, так как при Ездре и Неемии нет тени разделения между Иудой и Израилем, и Израилем называется весь народ, кланявшийся Господу Богу Завета, как остававшийся в Палестине, так и возвратившийся из плена в страну свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закон для того и был дан, чтобы его исполняли народ и священники. Законоучитель Моисей при своей жизни сам весьма строго следил за исполнением данного закона, иногда до мельчайших подробностей (см.: Лев. 10:16–18 ), и убеждал народ не забывать закона (см.: Втор. 29:2–30 ). То же самое мы видим и в деятельности позднейшего пророчества. Священство было само весьма нетвердо в законе. Священники спотыкались от крепких напитков, побеждены бывали вином, обезумевали от сикеры (см.: Ис. 28:1 ); они не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Бога, пастыри отпали от Него ( Иер. 2:8 ). Врачуют раны народа они легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют ( Иер. 6:14–15, 8:11–12 ). Забывался закон о левитской нечистоте, о субботе (см.: Иез. 22:26 ), о начатках и десятинах; священники обкрадывали Бога (см.: Мал. 3:8 ), оскверняли святыни и вообще попирали закон (см.: Соф. 3:4 ). Да и сам закон лукавая трость книжников, как и всегда, и везде, обращала в ложь (см.: Иер. 8:8 ). Народ забывал свою религию и обращался к чужим культам. В истории религиозной жизни народа выступило явление, в истории религии известное под названием синкретизма или теокразии, а в политической жизни стали иметь место союзы с языческими народами. Против такого-то отступления от Бога и данного Им закона постоянно боролись пророки, постоянно охраняли народ от забвения закона; они были стражами дома Израилева. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его ( Ос. 12:13 ). Пророки обличают каждое отступление от закона, общее и частное. Пророк обличает Венадара, который пощадил заклятого (см.: 3Цар. 20:35–43 ). Илия обличает царя Охозию, пославшего спросить Веельзевула, божество Аккаронское (см.: 4Цар. 1:2–4 ). Илия и предназначен был на обличения в свои времена ( Сир. 48:10 ), он был как огонь, и слово его горело, как светильник ( Сир. 48:1 ). Иеремия поставлен был укрепленным городом и железным столбом и медною стеною...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Так напр. находят у Софонии выдержки из Иоиля ( Иоил.1:15; 3:14 = Соф.1:7 ; Иоил.2:1–2 = Соф.1:14–15 ); из Исаии ( Ис.34:16; 13:3 = Соф.1:7 ; Ис.10:23; 28:22 = Соф.1:18 ; Ис.16:6 = Соф.2:8,10 ; Ис.47:8,10 = Соф.2:15 ; Ис.18:1,7 = Соф.3:10 ); Михея (4:6,7= Соф.3:19 ) и других книг. Эти «выдержки», или точнее некоторое сходство, могут наводить на мысль, что Софония, как и его современник Иеремия, знал и читал пророческие писания, а их прекрасный «классический» язык отразился на его книге и в этих случаях породил «чистоту» языка Софонии. Сам же пророк Софония жил в период унижений и страданий Израиля и подобно тому, как и «соловей не поет зимою», и ему, подобно Иеремии, было не до краснопения, а лишь бы выразить сильнее скорбь настоящего и будущего, а потому его собственный язык не мог отличаться красотою и чистотою, а халдеизмами эпохи Иеремии. В Новом Завете ясных цитат из этой книги толковники не указывают. Новые экзегетические монографии о книге Софонии: Strauss. Vatic. Sophoniae comment. illustravit. Berol. 1843. Reinke. Der Prophet Zephanja. 1868 г. В русской литературе существует библиологическая и экзегетическая монография: Тюрнин. Книга пр. Софонии. Сергиев Посад. 1897 г. 10. Книга пророка Аггея Пророк Аггей, по свидетельству его книги (1:1; 2:1) и 1 книги Ездры (5:1–2; 6:14–16), проходил свое служение во втором году царствования Дария Гистаспа (ок. 520 г. до P. X.) и поддерживал руки строителей второго храма. По иудейскому преданию, он был членом Великой Синагоги (Berach. 2, 4. Chagigah 3, 8. Meg. 1, 7). Подробных сведений о его жизни не сохранилось. Книга пророка Аггея по содержанию обычно делится на четыре небольших отдела хронологическими датами, указываемыми самим пророком. В первом отделе (1 гл.), произнесенном в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа), пророк убеждает Иудеев приняться за прерванное построение храма; во втором отделе (2:1–9), произнесенном в 21 день седьмого месяца вероятно того же года, пророк утешает строителей славою второго храма; в третьем отделе (2:10–19), произнесенном в 24 день девятого месяца, пророк утешает строителей Господними милостями в плодородии земли, и в четвертом отделе (2:20–23), произнесенном в тот же день, пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждою на исполнение Господних обетований дому Давида в лице Зоровавеля, современного его потомка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Так, например, находят у Софонии выдержки из Иоиля ( Иоил.1:15; 3 ­­ Соф.1:7 ; Иоил.2:1–2 ­­ Соф.1:14–15 ); из Исайи ( Ис.34:16; 13 ­­ Соф.1:7 ; Ис.10:23; 28 ­­ Соф.1:18 ; Ис.16 ­­ Соф.2:8, 10 ; Ис.47:8, 10 ­­ Соф.2:15 ; Ис.18:1, 7 ­­ Соф.3:10 ); Михея (4:6, 7 ­­ Соф.3:19 ) и других книг. Эти «выдержки», или точнее некоторое сходство, могут наводить на мысль, что Софония, как и его современник Иеремия, знал и читал пророческие писания, а их прекрасный «классический» язык отразился на его книге и в этих случаях породил «чистоту» языка Софонии. Сам же пророк Софония жил в период унижений и страданий Израиля и подобно тому, как и «соловей не поет зимою», и ему, подобно Иеремии, было не до крас-нопения, а лишь бы выразить сильнее скорбь настоящего и будущего, а потому его собственный язык не мог отличаться красотою и чистотою, а халдаизмами эпохи Иеремии. В Новом Завете ясных цитат из этой книги толковники не указывают. Новые экзегетические монографии о книге Софонии: Strauss. Vatic. Sophoniae comment. illustravit. Berol. 1843. Reinke. Der Prophet. Zephanja. 1868 г. В русской литературе существует библиологическая и экзегетическая монография: Тюрнин. Книга пророка Софонии. Сергиев Посад, 1897 г. Книга пророка Аггея Пророк Аггей, по свидетельству его книги ( Агг.1:1; 2:1 ) и 1 книги Ездры ( 1Езд.5:1–2; 6:14–16 ), проходил свое служение во втором году царствования Дария Гистаспа (ок. 520 г. до Р.Х.) и поддерживал руки строителей второго храма. По иудейскому преданию, он был членом Великой Синагоги (Berach. 2, 4; Chagigah. 3, 8; Meg. 1, 7). Подробных сведений о его жизни не сохранилось. Книга пророка Аггея по содержанию обычно делится на четыре небольших отдела хронологическими датами, указываемыми самим пророком. В первом отделе ( Агг. 1 гл.), произнесенном в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа), пророк убеждает иудеев приняться за прерванное построение храма; во втором отделе ( Агг.2:1–9 ), произнесенном в 21 день седьмого месяца вероятно того же года, пророк утешает строителей славою второго храма; в третьем отделе ( Агг.2:10–19 ), произнесенном в 24 день девятого месяца, пророк утешает строителей Господними милостями в плодородии земли, и в четвертом отделе ( Агг.2:20–23 ), произнесенном в тот же день, пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждою на исполнение Господних обетовании дому Давида в лице Зоровавеля, современного его потомка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Соф.2:12 . И вы мурини язвени оружием Моим будете. Означает же словом сим полчище демонов, сокрушенное приражением спасительного креста, и поражение Божиею карою людей, очерненных в душе и богоборных. Так, предвозвестив спасение язычников, Пророк обращает речь к последовательности исторических событий, и угрожает гибелью Ассириянам, потому что Ниневия не понесла еще наказания. Соф.2:13–14 . И прострет руку Свою на север, и погубит Ассирианина, и положит Ниневию во исчезновение безводно яко пустыню: Пожируют посреде ея стада, и вси зверие земнии, и хамелеоны, и ежеве во гнездах ея вогнездятся: и зверие возвыют в разселинах ея, и вранове во вратехь ея, зане кедр возношение ея. Признаками запустения служит все пред сим сказанное: и пастбища стад, и поселение разных зверей, и гнезда воронов. Но все это, говорит Пророк, потерпит Ниневия за высокомерие души; потому что высокомерие ее уподоблялось кедру. Потом, яснее изображая сие, Пророк присовокупляет: Соф.2:15 . Сей град презорливый, то есть, всякий город и всякое царство почитавший ничтожным и малым, живяй на уповании, думавший, что никогда не потерпит ничего скорбного, глаголяй в сердцы своем: аз есмь, и несть по мне еще: Потом, посмеиваясь над Ниневиею, говорит: како бысть во исчезновение, пажить зверем? и что бывает обыкновенно, Всяк мимоходяй сквозе его позвиждет, и воздвигнет руце свои. потому что у людей в обычае при постигших сверх чаяния несчастиях свистать и поднимать вверх руки. Так, предсказав о Ниневии, Пророк обращается снова к Иерусалиму. Глава 3 Соф.3:1 . О светлый и избавленный граде, голубице! Подлинно слез и сетования достоин город, который в счастии был знаменит и славен, неоднократно спасаем Богом всяческих, и изобиловал духовными дарованиями. Ибо предполагаю, что Пророк в именовании «голубицею» дает разуметь, или это самое, или благолепие и красоту города; потому что и голубь животное красивое. А вероятно Пророк выразил и то, что, как голубь охотнее селится в домах стоящих отдельно, так и вы Иерусалимляне, когда живете благочестиво, усердно посещаете посвященный Богу храм. Потом Пророк описывает прегрешения; и во первых непослушание:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Некоторые комментаторы отрицают аутентичность всего этого раздела (Пфайффер), другие ограничивают ее стихами 11-13 (Зеллин – Форер) или 11-18а (Джордж). Наибольшее возражение вызывают последние стихи книги, 18b-20, поскольку в них предполагается плен. Относительно обращения язычников (3:9-10) можно сказать следующее: если мы вместе с большинством комментаторов принимаем, что Софония – духовный ученик Исайи, не остается никакой причины отметать принадлежность ему этих стихов. Иначе придется отказать и Исайе в принадлежности ему поэмы о горе Господней (Ис 2:2-4).   3. Весть Софонии Проповедь Софонии рождается в очень конкретной ситуации. Эта проповедь не ставит больших богословских проблем, она стремится решить прежде всего повседневные проблемы, однако, это ничуть не лишает ее непреходящей ценности. Софония обличил вместе с великими пророками VIII века различные преступления против Бога и против ближнего. Он атаковал культовое идолопоклонство, беззакония, материализм, религиозное безразличие, насилие со стороны власти, а также обиды, нанесенные иноземцами народу Божию. Он со всей ясностью провозгласил, что такое положение дел нельзя терпеть, что такая ситуация непременно провоцирует наказание. Однако, Софония не испытывает удовольствия от наказания. Как верный ученик Исайи, в разрушении он видит шаг ко спасению. От срубленного дерева произойдет святое семя (Ис 6:13). Из нечистого и оскверненного города, города притеснителей произойдет остаток, который примет Господа (Соф 3:13). Посему, несмотря на ужасающие обличения, чтение Софонии не пугает. Оно скорее подвигает к действию, к изменению. Это и есть то, что подвигло Софонию к написанию книги: вдохновить реформу Иосии. Новый Завет не цитирует Софонию прямо. Однако в новозаветных книгах имеются имплицитные отсылки к Софонии. Мф 13:41, где говорится о соблазнах, напоминает Соф 1:3. Титул «царя Израиля», данный Иисусу Нафанаилом (Ин 1:49) – тот же, который Софония дал Богу в 3:15. Можно сравнить также Соф 3:8 с Откр 16:1 и Соф 3:13 с Откр 14:5. Возможно, незначительное влияние книги пророка Софонии на Новый Завет объясняется отсутствием в ней мессианских пророчеств.

http://bogoslov.ru/article/4616424

Согласно надписанию книги, в подлинности которого сомневаться нет никакого основания, прежние исследователи признавали ее произведением одного священного писателя, жившего лет за 25 до Вавилонского плена. Но с половины XIX столетия, когда так называемая высшая критика библейских писаний поставила вопрос о происхождении и составе каждого из них, стали раздаваться возражения против признания единства и цельности книги пророка Софонии. В настоящее время некоторые библейские критики (Штаде, Швалли, Будде) утверждают, что только первая глава бесспорно принадлежит прор. Софонии, имя которого стоит в надписании, во второй же и третьей главах критиками указываются и отдельные стихи и целые отделы, будто бы, послепленного происхождения. Сюда относятся критиками все те места, которые по тону и направлению не согласуются – по их мнению, с содержанием первой главы, именно имеют не грозно обличительный в отношении иудеев характер, а напротив имеют целью защитить народ иудейский от других народов, – таков отдел Соф.2:4–10 , содержащий в себе предвещание кары соседним с иудеями народам; или же в содержании своем заключают указание на обстоятельства времени Вавилонского плена или даже периода послепленного, каковы: Соф.3:9–10 (сн. Соф 2.11 ), выражающие идею обращения язычников к Иегове, и Соф.3:14–20 , заключающие торжественное пророчество о будущем обновлении и прославлении Сиона после времен уничижения. Но и допленные пророчества заключают в себе не одни обличения и угрозы неверному и преступному народу Иудейскому, но и утешительные пророчества о спасении и прославлении благочестивого остатка ( Ам 5.15 ; Иоиль 2.32 ; Ис 37.32 ; Мих 5.6 ). Равным образом, условия, благоприятствовавшие распространению истинного Боговедения между язычниками, существовали еще задолго до Вавилонского плена, и библейская история знает не только многих отдельных случаев обращения язычников к вере Иеговы: Раавы ( Нав 2.10–22 ), Руфи, Неемана Сирианина ( 4Цар 5.1 ) но и целых масс язычников, как гаваонитяне ( Hab IX ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В синодальной московской библиотеке есть 7 экземпляров греческих миней 229 , относимых по письму к ХИГ в. и расположенных по иерусалимскому уставу, в XII веке соединенному со студийским или вообще цареградским. Из содержания октябрьской минеи видно, что сия редакция устава в XII в. была принята, на Афоне; ибо в минее 446 15 окт. есть уже пр. Евфимий афонский. Судя по надписям и все прочие минеи перешли в Россию из афонских монастырей. В славянских землях иерусалимский устав и минеи, по нему расположенные, введены в XIV в. и притом ранее в южнославянских землях, чем в России; от того из XIV в. дошло более миней южно-славянских по уставу иерусалимскому, чем славянорусских. Так в библиотеке А. И. Хлудова находится 8 экземпляров миней XIV в. по иерусалимскому уставу 143, 146, 149, 150, 151, 155, 158, 159) и из них октябрьская с годом 1388 146), тогда как в России, в типографской синодальной библиотеке на 15 номеров миней XIV в. только один 1258 май) иерусалимской редакции, прочие все студийской; из пяти номеров миней XIV в. в софийской библиотеке два 200 апрель и 187 сентябрь) относятся к иерусалимской редакции. Мы уже говорили, что введение иерусалимского устава и следовательно и миней, по нему расположенных, вернее полагать в России в конце XIV в. Рукописные минеи иерусалимского устава XV, XVI и начала XVII веков в России отличаются удивительным однообразием сравнительно с разнообразием редакций студийских миней. Минеи иерусалимского устава имеют собственно говоря одну редакцию или, точнее, один состав служб от самого введения их в XIV в. до самого напечатания их в начале XVII в. После введения миней по иерусалимскому уставу у нас впоследствии прибавлены весьма немногие службы и не сделано почти никаких изменений в днях празднования святым; нами замечено только два случая перенесения служб святых в марте: во всех виденных нами мартовских рукописных минеях 4 марта служба муч. Конону, а 5 пр. Герасиму, в одной рукописной минее публичной импер. библиотеки 151) 4 марта пр. Герасиму, а 5 муч. Конону; так они поставлены и в печатной славянской минее вопреки большинству рукописных; в соф. минее 397 Ипатий гангрский 16 ноября вместо 31 марта. Прибавлены новые службы: 15 дек. св. Стефану сурожскому 230 в минеях начала XVI века, 14 окт. преп. Параскеве в минеях XVI в., взята из южно-славянских миней, в коих она находится с XIV века (хлуд. 144), 28 окт. св. великомуч. Параскеве 231 в минеях XVI в., хотя она находится в праздничной минее публ. импер. библиотеки XI-XII в., но в хинеях иерусалимского устава в XV в. ее нет; 2 окт. св. Андрею, Христа ради юродивому, в соф. минее XVI в. 259); служба ему, без сомнения, составлена в России, по отношению его к празднику Покрова Пресв. Богородицы, также в России в XII в. установленному. (См. Странник 1898 год о Покрове).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010