Но противоречия и разногласия нет: потому что об иной жертве говорил Моисей, и об иной после него пророчествовал Малахия. Из чего это видно? И из того, что уже сказано, и из других весьма многих признаков. И во–первых — из места: ибо Малахия предсказал, что богослужение будет совершаться не в одном городе, как у иудеев, но « от востока до запада »; потом из самой жертвы: ибо назвал ее « чистой »; этим показал он, о какой жертве он говорит; наконец — из лиц приносящих ее; ибо не сказал: в Израиле, но « между народами ». И дабы ты не подумал, что это богослужение будет учреждено в одном, или двух, или трех городах, он не просто сказал: « на всяком месте », но « от востока до запада », показывая, что всю землю, какую только освещает солнце, обнимет и проповедь (Христова). А жертву называет « чистой » потому, что прежняя была нечиста, не по своей природе, но от расположения приносящих. Потому и сказал: « курение отвратительно для Меня » (Ис. 1:13). Впрочем, если сравнить и самую жертву (ветхозаветную с новозаветной), то найдем между ними великое и неизмеримое расстояние, так что, при таком сравнении, одну только эту жертву (новозаветную) по преимуществу и должно назвать чистой. И что сказал Павел о законе и благодати, что « то прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы » (2 Кор. 3:10); то же и мы можем смело сказать здесь, — что эта жертва в сравнении с той (древней) одна только может быть названа чистой: ибо приносится не с дымом и испарениями, не с кровью и выкупом, но с благодатью Духа. Послушай, как и другой пророк предсказывает о том же и говорит, что служение Богу не будет заключено в одном месте, но все люди, наконец, познают Его. Вот что говорит Софония: « страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места » (Соф. 2:11); между тем Моисей не позволил этого, но повелел служить (Богу) в одном месте. Итак, когда слышишь, как пророки предсказывают и предвозвещают, что люди уже не будут принуждены собираться отовсюду в один город и в одно место, но каждый будет служить Богу, сидя дома; то к какому другому времени можешь отнести это, как не к настоящему? Послушай, как и евангелие и апостол согласны с этим пророком (Софонией).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Обратим внимание на то, что это единственный случай во всех Евангелиях, когда Иисус передвигается не пешком. Однако тем самым Иисус нарушает не только собственный обычай: Он также нарушает благочестивый обычай всех паломников, которые, даже если подъезжали к Иерусалиму верхом, спешивались перед входом в город. Впрочем, вполне возможно, что Он доехал на осле только до ворот города, а дальше пошел пешком. Как и Матфей, Иоанн приводит ветхозаветное пророчество неточно, комбинируя его из разных элементов. Одним из них является сильно сокращенная цитата из Зах.9:9 ; другим, возможно, отрывок из Книги пророка Софонии: Ликуй, дщерь Сиона!.. Господь, царь Израилев, посреди тебя... В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся» ( Соф.3:14–16 ). 23 Слово «осанна» (Евр. hôšî‘-nn) буквально означает «спаси же». По словам блаженного Иеронима , " осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 24 . Блаженный Августин пишет: « Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто». 25 Действительно, ко временам Иисуса этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула. 26 Восклицания толпы приведены евангелистами в нескольких вариантах: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф.21:9 ); Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! ( Мк.11:9–10 ); Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! ( Лк.19:38 ); Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ). Разнообразие в передаче возгласов может быть объяснено тем, что люди из толпы произносили приветствия в разных формах. Во всех четырех вариантах присутствует формула «благословен Грядущий во имя Господне», в трех – формула «в вышних», в трех – слово «осанна», в двух «Царь» и в одном «царство».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он повелел, и они повиновались. Из огня пещи. И нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал? Не только, говорит, не воспротивится, но даже не скажет ни слова. Он властвует над всеми; Он сам — все. В то время возвратился ко мне разум мой . В то время , — в какое? В определенное Богом. Почему они возвратили его на царство? Они низвергли его — столь сильного, как же они опять возвели его, сделавшегося слабым? К славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось . Видишь ли, как Бог может и утвердить и разрушить царство? В этом следовало бы убедиться и из прежних опытов, но так как он не убедился, то Бог разрушил его царство, и опять восстановил. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо (ст. 34). Нельзя сказать, что Он имеет силу, но несправедливую; нет, и правда его велика. И Который силен смирить ходящих гордо . Не сказал: смиряет, чтобы показать тебе долготерпение Его, и чтобы ты знал, что не по слабости Он поступает так, но чрез одного вразумляет и других. Видишь ли силу Его? Видишь ли правду? Видишь ли человеколюбие? Видишь ли, как произносят это уста варвара? Кто говорил так мудро? Воспитанные пророками не говорили ничего подобного; напротив, они говорили: не делает Господь ни добра, ни зла (Соф. 1:12); и еще: не своею ли силою мы приобрели себе могущество? (Амос. 6:13). И еще: всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит (Малах. 2:17); и еще: тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его (Мал. 3:14). Видишь ли в Палестине сатанинское учение? Видишь ли в земле варварской пророческую мудрость? Это — прообразы благодати, которую имели получить язычники, прообразы того, что последние имели предварить первых. Далее повествуется, как Валтасар, опьянев во время пиршества, повелевает принести сосуды (храма), как бы хвалясь победою отца, или — вернее — безумствуя от опьянения; а может быть и потому, что иудеи были зрителями происходившего, чтобы искоренить в них благоговение, какое они имели к Богу.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Соф.2:8,9 . Слышах поношения Моавля, и укоризны сынов Аммоних, о нихже поношаху людем моим, и величахуся на пределы моя (ст. 9). Сего ради живу Аз, глаголет Господь сил Бог Израилев! зане Моав яко Содома будет, и сынове Аммони яко Гоморра, и Дамаск оставлен яко стог гуменный, и разорен во век: и прочии людей моих рисхитят, и оставшии языка моего наследят их. С Евр: «слышал Я поношения Моава, и ругательства сынов Аммоновых, как они издавались над народом Моим, и величались на пределах его (ст. 9). Потому, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею на веки; остаток народа Моего возьмет их в добычу; и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие». Конечно, с тою же целию, с какою сказал выше пророк о возвращении Иудеев из плена, с этою же целию говорит здесь о наказании Моавитян и Аммонитян, которые всегда были злейшими врагами 41 Иудев, хотя и были им родственны – Моавитяне по происхождению от Моава, сына Лотова, племяника Авраама ( Быт. 19:37 ), а Аммонитяне – но происхождению от Аммона, сына Лотова. Здесь пророк возвещает наказание этим народам за то, что они смеялись и ругались над Иудееями и вторгались в их пределы. Моавитяне и Аммонитяне несколько раз вторгались в Иудейскую землю, даже порабощали Иудеев (См. Суд. 3:14–29 ; 2Цар. 8:2 ; 4Цар. 3:5–27 ; Суд. 10:8, 11:33 ; 2Цар. 10:14 ; 2Пар. 26:8, 27:5, 20:1 ). Но здесь, вероятно, разумеются злые насмешки сих народов в то время, когда они, соединившись с Халдеями, с ними опустошали Иудею ( 4Цар. 24:2 ) и раззоряли Иерусалим, разрушали храм Господень и издевались над Иудеями, как думает и бл. Иероним. А потому сии народы и были обречены Господом на истребление, о чем говорили и другие пророки Божии ( Ис.15:1–9 ; Иерем. 27:7, 48:1–47, 49:2–5; Иезек. 25:5–11; Ам. 2:1–3, 2:13–15 ). Замечательно, что Господь Бог наказал Моавитян и Аммонитян чрез тех же Халдеев, их союзников, с коими они опустошали Иудею. «Вот он (Навуходоносор), как орел полетит, распрострет крылья свои над Моавом (говорить Господь чрез Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец: Тогда заспешили вожди Эдома и князья Моавитян, объял их трепет, изнемогли все жители Ханаана. Воспоём Господу. Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец: Да нападёт на них страх и трепет; от величия мышцы Твоей да станут они, как камень. Воспоём Господу. Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец: Доколе не пройдёт народ Твой, Господи, доколе не пройдёт народ Твой сей, который Ты приобрёл. Воспоём Господу. Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец: Введи и насади их на горе наследия Твоего, в готовое жилище Твоё, которое устроил Ты, Господи, святыню, Господи, которую приготовили руки Твои. Воспоём Господу. Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец: Господь царствует вечно: и навек, и дальше. Когда вошел конь фараона с колесницами и всадниками в море, и навёл на них Господь воду морскую. Воспоём Господу. Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец: Сыны же Израилевы прошли по суше посреди моря. Воспоём Господу. Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Воспоём Господу. Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Воспоём Господу. Хор: Ибо славно Он прославился. Чтец поёт: Ибо славно Он прославился. Исх 13:20–15:19 Диакон: Премудрость. Чтец: Пророчества Софонии чтение. Диакон: Будем внимать. Чтец: Так говорит Господь: Подожди Меня до дня восстания Моего во свидетельство, ибо суд Мой – на сборища племен, чтобы привлечь царей, чтобы излить на них гнев Мой, весь гнев ярости Моей, потому что огнем ревности Моей истреблена будет вся земля; ибо тогда обращу у народов язык к роду его, чтобы все призывали имя Господне, служили Ему под ярмом единым. От пределов рек Эфиопии Я приму умоляющих Меня, сыны рассеянных Моих принесут жертвы Мне. В тот день ты не будешь в стыде от всех обычаев твоих, какими проявил нечестие против Меня; ибо тогда Я удалю от тебя презрительную дерзость твою, и уже не будешь больше величаться на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ кроткий и смиренный, и будут благоговеть пред именем Господним остатки Израиля. И не сделают они неправды, и не скажут суетного, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и упокоятся, и не будет устрашающего их. Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Веселись и наслаждайся от всего сердца своего, дочь Иерусалима! Устранил Господь преступления твои, искупил тебя из руки врагов твоих! Господь, Царь Израилев – посреди тебя: больше ты не увидишь зла. Соф 3:8–15

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Хотя выражение “Царство Божие” и не встречается в Ветхом Завете, тем не менее, его идея постоянно чувствуется в писаниях пророков. О Боге часто говорится как о Царе Израиля: “Господь будет царствовать во веки и в вечность.” ( Исх.15:18 ) Смотри также: Чис.23:21 ; Втор.33:5 ; Ис.43:15 ; и всей земли ( 4 Цар.19:15 ; Ис.6:5 ; Иер.46:18 ; Пс.28:10; 96:1; 98:1-4 ). Несмотря на то, что Бог всегда правит миром как Царь, в других местах говорится о дне, когда Он станет Им и начнет править Своим народом. Смотри, например, у Исайи: “И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава” ( Ис.24:23 ). Смотри так же: Ис.33:22; 52:7 ; Соф.3:15 ; Зах.14:9-11 . Исходя из этого можно сделать вывод, что, хотя Бог — Царь, полнота правления Его еще должна прийти. Таким образом, представление о Царстве Божьем в Ветхом Завете диалектично. В будущем должно наступить Царство добра и справедливости, которое пророки связывали с пришествием Царя-Мессии. Сравн., напр.: “И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века”. ( Мих.4:7 ) Пророк Иеремия предрекает воцарение отрасли Давидовой (23:5) “Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду Иногда в Ветхом Завете употребляется выражение “Царство Яхве”, но оно означает вполне определенное историческое понятие — Иудейское царство (см., напр.: 1Пар.28:5 ; 2Пар.13:8 ) Выражение “Царство Небесное” (малькут шамаим) впервые встречается в раввинистической литературе спустя полвека после земной жизни Господа Иисуса, а именно у раввина Иоханана бен Заккая около 80 г. н.э. В этом термине нет указания на грядущее Божие правление миром будь то на небе или в будущей жизни. Эта идея передавалась термином будущий век (Сравн. Мф.12:32 “если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ou;te evn nu/n aivw/ni ou;te evn me,llonti [ни в сем веке, ни в будущем] ”).

http://azbyka.ru/apokalipsis/cvyashchenn...

Через всю Священную историю проходит образ разделения. Шестоднев являет нам картину последовательных разделений, через которые оформляется мироздание: разделение неба и земли, света и тьмы, дня и ночи, воды, которая под твердью, и воды, которая над твердью (Быт 1:7), моря и суши, выхождение из земли жизни и, наконец, вычленение человека из мира живого. Делится пространство, делится и время (суббота). Миру предстоит некоторый трудный рост, который не может быть свершен сразу и совместно. Из народов земли выделяется Израиль, но и самому Израилю предстоит пройти через внутреннее разделение. Здесь все — движение, и если массивность препятствует росту — тяжеловесный балласт отодвигают в сторону. «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф 3:11-12). Так было с войском Гедеона – «народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»» (Суд 7:2). И когда осталась горстка — Бог даровал этой горстке А вот еще образ малого остатка: две маслины уцелеют на верхушке дерева (Ис 17:6). Если дерево срублено на девять десятых — все же оно не исчезнет (Ис 6:13). В самом Израиле должен быть выделен остаток: «Ибо хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис 10:22). И сыну Исайи Бог дает символическое имя — Шеар-ясув «остаток спасется». Сам же остаток определяется в страданиях. Как человек переносит свою скорбь — вот критерий «нищеты духа». «Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню» (Пс 118:67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:71). Августин вполне ясно уточняет, кого можно назвать нищим: «Кто такие нищие духом? — Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают Остаток — это люди, научившиеся узнавать исток своих бед в покаянном всматривании в себя . Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: человеческий род живет

http://zavet.ru/a/rss_1318510881.html

Это нужно сказать относительно пленения Иудеев. Впрочем, если, – как выше, – мы будем относить день Господень к концу мира, или в смерти каждого человека, то значение будет очевидно то, что голос дня Господня горек, исполнен неизбежных бедствий и гнева, и что крепкий будет терзаться тогда; потому что даже и святые, хотя спасутся, но как бы чрез огонь. День тот есть день терзания и тесноты, опустошения и бедствия, в который восклицают: «Горе нам, ибо мы сделались несчастными». День мрака: «Ибо делающий злое ненавидит свет и не идет к свету» ( Ин.3:20 ); а кто будет ненавидеть свет, в след того по необходимости идет тьма. День тот будет днем тумана и вихря, ибо придет на него буря Господня и раздастся трубный звук, на который указывает Апостол в словах: «В последней трубе» ( 1Кор.15:52 ); действительно, это будет день трубных звуков и военных криков против городов укрепленных, которые построили они себе вместе с Каином во грехах многих, и против высоких угловых башен, то есть, развращенных деяний, уклоняющихся (или: отступающих) от прямого пути Господня. Посему и обличаются Спасителем лицемеры ( υποκρται) фарисеи, которые совершают поклонения [или: молятся] на углах площадей ( Мф.6:5 ). Ибо путь прямой и ведущий в рай узок, и тесен путь, ведущий к жизни. Путь же, ведущий к смерти, крив, имеет углы, извилист, широк и пространен ( Мф.7:13 ). И вместе с тем в строгих словах Господа усматривай милосердие, именно в том, что этот день есть день горечи и гнева, терзания, трубного звука и военных криков для того, чтобы были разрушены города, дурно укрепленные и углы погибельные. Соф.1:17–18 . И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли. И Я буду утеснять людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и прольется кровь их, как прах и тела их, как помет: но и серебро их и золото [Вульг. прибавляет: их] не сможет освободить их в день гнева Господа, и в огне ревности Его будет пожрана вся земля: потому что с поспешностью совершит Он истребление всех, населяющих землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Хотя и в первые годы царствования Иосии закон Господень и богослужение были восстановлены, но и закон исполнялся и богослужение совершалось лицемерно, и втайне продолжалось служение идолам ( Соф.1:4,5 ). Поэтому, задачей Софонии было возбудить своим словом народ к покаянию. Но хотя пророку помогал и сам царь своими преобразованиями, оба они однако не в состоянии были препобедить народного развращения. Народ созревал для суда, открывшегося после смерти Иосии, и халдеи, исполнители этого суда, уже заявляли о своем существовании. Этот суд над развращенной Иудеей и возвещает Софония. Этот же суд имел в виду и пр. Аввакум, но он в своих пророчествах указывал конечный результат его, пророк же Софония раскрывает причины его – развращение народа. Впрочем пророчества его служили и утешением для благочестивых, так как и он (в 2 и 3 гл.) указывает на лучший поворот в судьбе народа, на будушее после наказания спасение народа. Обозрение содержания пророчества Софонии для последовательного чтения День гнева. Все без исключения Господь истребит из своей земли ( Соф.1:2,3 ), но особенно остающуюся еще (не смотря на преобразования Иосии) мерзость служения Ваалу и звездам, – истребит и идолопоклонников, которые лицемерно служат Господу и идолам, или совершенно не помышляют о Господе ( Соф.1:4–6 ). Пусть спасается, кто хочет, ибо в близкий день суда Господь устроить жертву (суд очищения) посредством халдеев ( Соф.1:7 ). Тогда погибнут все вельможи царства, обогатившиеся грабительством ( Соф.1:8,9 ), богатые купцы ( Соф.1:10,11 ), безбожные грешники, в горделивом спокойствии недумающие ни о каком суде ( Соф.1:12,13 ). Близко день, когда Господь откроет свой гнев, от которого все затрепещут, так как Он все предает погибели ( Соф.1:14–18 ). Увещание к покаянию в виду грядущего суда. Пророк увещевает всех, особенно смиренных (т.е. благочестивых) искать Господа в виду приближающегося гневного суда Божия ( Соф.2:1–3 ); и выставляет им на вид, что гнев Божий, когда коснется народа Божия, обратится на соседние враждебные народы и притом так, что суд над ними послужит в благо народу Божию, потому что он наследует их жилшца ( Соф.2:4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Пророк Софония, сын Хуция, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, как полагают, – Езекии, царя иудейского 1 , проходил служение своё в дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского ( Соф. 1:1 ), царствовавшего от 641–610 г. пред Рожд. Христ. С таковым определением времени деятельности пророков согласуется как помещение его книги в ряду малых пророков – между Аввакумом с одной стороны и Аггеем с другой; так равно и содержание его пророчеств. По 2, 13–15 ст., где пророк возвещает погибель царству Ассирийскому и столице этого царства Ниневии, как это царство, так и столица его представляются существующими ещё во всей своей могучей крепости. Погибель же их совершилась не ранее, как в последние годы Иосии, а может быть даже и по смерти его. Затем, находящееся в книге пророка изображение нравственного развращения, господствовавшего в его время в Иерусалиме, во многом сходится с изображением этого состояния у пророка Иеремии, который выступил на поприще своей деятельности в 13-й год царствования Иосии. Согласно с Иеремиею, Софония рядом с почитанием Иеговы ( Соф. 1:5 ср. Иер. 6:20 ) говорит об идолослужении ( Соф. 1:4, 5 ср. Иер. 7:17, 18 ); о ложных клятвах Иегове и клятвах идолами ( Соф. 1:5 ср. Иер. 5:2; 7:9, 5:7; 12:16 ); о преступном владении законом ( Соф. 3:4 ср. Иер. 8:8 ); о глубоком нравственном развращении, которое проникло во все сословия, – в царский род, князей, пророков и священников (1, 4, 8, 9; 3, 3; ср. Иер. 2:8, 26 ). Согласно с Иеремиею, он обозначает народ Израилев, как народ бесстыдный (2, 1; 3, 5 ср. Иер. 3:3; 6, 15; 8, 12 ) и Иерусалим, как город возмутительный ( Соф. 3:1, 5 ср. Иер. 4:17; 5:23 ), как город обагрённый кровью и очернённый мерзостью идолослужения ( Соф. 3:1 ср. Иер. 2:22, 23, 34 ), как город, насильствующий вдов и сирот, как город, дома которого полны добра, добытого путём неправды ( Соф. 3:1 и Соф. 1:9 ср. Иер. 5:27; 6:6 ). Такое сходство между пророками свидетельствует о том, что Софония пророчествовал при тех же обстоятельствах и при том же состоянии народа, при каких обстоятельствах и при каком состоянии народа начал свою пророческую деятельность и Иеремия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010