(ПСТГУ, ЦНЦ ПЭ) В статье впервые публикуется самый ранний известный текст славянского перевода византийских чинов рукоположений. Этот текст важен как для исследователя самих чинов, так и для историка Русской Церкви. Как показывает сравнение с греческими оригиналами, представленная в переводе редакция чинов близка к византийской редакции XIII–XIV в. Чины рукоположений в церковные и священные степени составляют важную часть церковного предания. Различным аспектам исследования византийских чинов рукоположений посвящены отдельные главы в классических трудах Петра Аркудия 1 , Якова Гоара 2 и Иоанна Хаберта 3 , а также работы И. Морина 4 , А.А. Дмитриевского 5 , А. И. Неселовского 6 , П. Трембеласа 7 , М. Арранца 8 , А.М. Пентковского 9 и других. Этими исследователями были выявлены основные этапы формирования византийских чинов поставлений и бытования их в рукописях, богословские и текстологические аспекты их изучения. Славянские переводы чинов хиротоний исследовались в меньшей степени. Среди уже упомянутых исследований эта тема поднимается только у А.А. Дмитриевского и А.И. Неселовского 10 ; помимо указанных работ из значимых публикаций эта тема затронута лишь в посвященных древнерусскому богослужению книге Н.М. Одинцова 11 и трудах А.А. Дмитриевского 12 . В частности, в работах Неселовского и Одинцова неоднократно упоминается самый ранний из дошедших до нас списков славянского перевода чинов поставления – РНБ 13 . Соф. XIV в., однако текст этого древнейшего сохранившегося перевода вплоть до настоящего времени издан не был. Мы решили восполнить этот пробел и предлагаем указанный текст вниманию читателя. Требник РНБ. Соф. представляет собой пергаменную рукопись (22 Ч 15, 5 см; 105 листов), писанную красивым уставом одной руки. Правописание древнерусское; почерк близок к почерку Служебника Соф. XIV в., а также к Минеям, писанным «паробком Симеоном» для архиепископа Новгородского св. Алексия в 709е гг. XIV в. Рукопись происходит из Антониева монастыря, куда, возможно, была помещена изначально – в пользу монастырской принадлежности рукописи говорит набор монашеских последований (чины постригов в малую и великую схимы и отпевания монахов), занимающих большую часть ее объема.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Глава 1 1–2. Посольство пророка Ионы в Ниневию, 3. его попытка уклониться от этого посольства и 4–16. Наказание Божие за это. Ион.1:1 .  И было слово Го­с­по­дне к Ионе, сыну Амафиину: «И было» (vajehij) – так начинаются многие книги В. Зав. ( Нав 1.1 ; Руфь 1.1 ; Суд. 1.1 ; 1Цар 1.1 и др.) и на основании такого начала неправильно делают предположение, будто книга пророка Ионы представляет собою не цельное произведение, а отрывок. «Слово Господне» – обычное обозначение в Библии божественного откровения, сообщаемого именно пророкам ( Ис. 2:1, 51:16 ; Иер. 1:1, 2:1, 7:1, 13:3 ; Ос 1.1 ; Соф. 1.1 ; Мих 1.1 ; Агг 1.3 ; Зах. 1:9 , 7и др.). Что касается формы этого откровения, то на нее в данном случае нет никаких указаний. По аналогии с другими местами Библии, в которых употребляется это выражение, можно представлять это слово простым внутренним влечением, которое человек сознает не как свое собственное, а как приходящее к нему извне, от высшей силы, именно от Бога. Если, таким образом, бывшее пророку Ионе откровение не сопровождалось никакими чрезвычайными знамениями, а происходило всецело внутри его, то станет удобопонятным, каким образом пророк решился ослушаться «слова Господня». «К Ионе, сыну Амитая» (слав. Амафии). Имя пророка – «Иона» (от глагола janah в страдат. значении – быть угнетаемым) по объяснению блаженного Иеронима означает существо угнетенное, стенящее, а затем стонущего голубя. Сыном Амитая он, несомненно, называется по отцу, а не в нарицательном смысле – «сын истины» (amitai с евр. знач. истина), как это объясняется раввинами (Д. Кимхи, И. Абарбаналем), чтобы подтвердить иудейское предание, отождествляющее Иону с сыном Сарептской вдовы, воскрешенным пророком Илией ( 3Цар 17.17–23 ). Ион.1:2 .  встань, иди в Ниневию, город великий, и про­поведуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. «Встань, иди в Ниневию…». Посольство еврейского пророка с проповедью в языческую Ниневию многим кажется событием беспримерным в истории еврейского профетизма, противоречащим самому назначению пророческого служения, учрежденного для охранения истинной религиозной жизни в одном еврейском народе, а потому даже невероятным. Нельзя отрицать, конечно, что ближайшая задача ветхозаветных пророков состояла в том, чтобы «быть стражами дома Израилева» ( Иез 3.17 ), но в соответствии с тем, что еврейский народ имел мировое назначение, и пророческое служение должно было осуществлять не национальные только, а и универсальные задачи. И мы можем указать не мало примеров того, что слово пророческое было обращено прямо к языческим народам и призывало их к исправлению и участию в спасении. ( Ис. 13:1–24:1 ; Иер. 46:1–51:1 ; Иез. 25:1–32:1 ). Если так, то в посольстве Ионы в Ниневию нет ничего странного, когда другие пророки пророчествовали об Египте, Едоме, Моаве, Сирии, Вавилоне и даже о той же самой Ниневии ( Наум. 1:1–3:1 ; Соф.2:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Содержание I. Паримия в Великую субботу (Гл. III, 8–15) II. Паримия в субботу Ваий на вечерне (Софон. III, 14–19)     Софония, по его словам (I, 1), проходил пророческое служение во дни Иосии, благочестивого царя Иудейского, царствовавшего 31 год, с 642 по 611 год до Р. Христова. Пророческие речи Софонии относятся к первой половине царствования Иосии, когда Иудея еще не была очищена от идолопоклонства (I, 4–5; 2Nap. XXXIV, 3, 8, 33 ), и Ниневия, которой пророк угрожает разрушением, произошедшим на 18 году Иосии, еще не была разрушена (III, 13). – В книге Софонии, состоящей из трех глав, содержатся, кроме обличений современного нечестия и пороков, предсказания о разрушении Иудейского царства (I) и угрозы соседним, враждебным Иудее, языческим народам и Ассириянам. Мессия, по пророчеству Софонии, принесет спасение Израильтянами и язычникам (III). Из книги Софонии извлечены две паримии: одна читается в Великую субботу, другая в неделю Ваий. I. Паримия в Великую субботу (Соф. III:8–15) В сей паримии предрекается суд над народами, затем возрождение Израиля и распространение повсюду истинного Богопочтения. Соф.3:8 Тако глаголет Господь: потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой, весь гнев ярости Моея, зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля. В предшествующих стихах Господь обличает сынов Израиля в неверности Ему и в крайнем развращении и примером наказанных Им Египтян и Хананеев предостерегает их от постигшей сии народы участи. К сожалению, эти примеры не вразумляли обличаемых. Правда, думали они, Господь покарал Египтян и Хананеев, зато прочие народы, не менее их нечестивые, благоденствуют. Надлежало отнять у виновных повод оправдывать свое нечестие примерами безнаказанности нечестивых языческих народов. И вот Господь уверяет Израиля, что не оставит эти народы без наказания. Потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, говорит Господь Израилю, т.е. не соблазняйся тем, что Я не спешу наказывать нечестивые языческие народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

III. Спасские Архимандриты До переведения монастыря сего на новое место, были Архимандритами: 1. Иоанн I, 1346 года хиротонисанный в Епископа Ростовского. 2. Иоанн II, прозванием Ненейца, в 1374 году оставив Архимандрию, отошёл на безмолвие. 3. Михаил, прозванием Митяй, с 1375 по 1377 год; он избран был в Митрополита Всероссийского; но поехав в Константинополь для посвящения, на пути скончался и погребён в Галате. 4. Симеон в 1382 году убит в. Кремле татарами. 5. Сергий I Азаков упоминается в 1389 году. Никон. летоп. ч. 4, стр. 158. 6. Игнатий, спутник М. Пимену в Царьград; он с Сергием Азаковым вёл путевые записки Митрополита. Татищева И. Р. IV, 424, Никон. лет. IV, 166. 7. Феодосий значится Архимандритом Спасским 1404 г. Никон. летоп. ч. II, 312. 8. Илларион 1406 г. посвящённый в Епископа Коломенского. Соф. времен. I, 430 и Летоп. Львова, II, 238; но, по Никон. лет. IV, 318, Архимандрит Симоновский. 9. Савва, Игумен, упоминается в 1410 году. Древн. Рос. Вивлиоф. изд. 2. ч. 1, стр. 147. Собрание Госуд. грамот, I. 10. Трифон встречается 1462 г. в Собрании Госуд. грам. I. стр. 421. Он хиротонисан был в Архиепископа Ростовского. 11. Вассиан I, прозванием Рыло, в 1466 г. произведён из Игуменов Троицы Сергиева монастыря; а в 1468 г. хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 12. Герман упоминается 1474 г. в Марте. Продолжение Древн. Рос. Вивлиоф. XIII 3. стр. 221. 13. Елисей в 1483 г. Никон, летоп. ч. 6, стр. 117. По переведению монастыря из Кремля на новое место: 14. Афанасий I, прозванием Щедрый; при нем в 1497 г. освящена первоначальная соборная церковь в монастыре, 1505, Декабря 21. Древн. Российск. Вивлиоф. ч. 5, стр. 93 и 100. 15. Савва Святогорец, Грек, в 1525 г. с Максимом Греком соборно осуждён и сослан в Вознищский Волоколамский монастырь на заточение. Летоп. служащий продолжением Нестора. Москва, 1784 г. 381 и Акты археогр. Экспед. 1. 16. Феодосий в 1542 хиротонисан в Епископа Коломенского. Ник. летоп. ч. 7, стр. 37. 17. Нифонт I Кормилицын, упоминается в грамотах 1544 г; а 1554 г. хиротонисан в Епископа Сарского и Подонского. Никон. летоп. ч. 7·стр. 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Через все свои перемены и метаморфозы вся тварь спешит к своему концу. Проживая все [свои] дни и все [свои] ночи, все люди, а с ними и вслед за ними и все [прочие] создания спешат к последнему дню, в который совершится тайна мира сего и человеческой истории. Все дни, словно белые потоки, и все ночи, словно потоки черные, с великим напором пробиваются через бездны и ухабы бытия, устремляя все создания и всю тварь к последнему дню, в который надлежит этим потокам, слившись воедино, остановить свое течение. Всё жившее и живущее в клетке времени должно вступить в сей последний день, высадиться на его берег. Нет такого существа или твари, которых поток времени, несущийся по руслу пространства, не снесет в этот последний день и не выбросит на его побережье. Этим днем время завершит свое бытие, посему в Божественном Откровении он и именуется – последним днем ( Ин.6:39, 40, 44, 11:24, 12:48 ), великим днем ( Деян.2:20 ; Иуд.6 ). А поскольку это Богом назначенный день, в который Он будет судить вселенную (Деян, 17:31), то он также называется – днем суда (μερα κρσεως) ( Мф.10:15, 11:22, 24, 12:36 ; 2Пет.2:9, 3:7 ; 1Ин.4:17 ), днем гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим.2:5 ). Но так как весь суд передан Сыну ( Ин.5:22 ), а Сын в последний день имеет явиться во славе как Судия, то день этот нарицается еще – днем Сына Человеческого ( Лк.17:22, 24, 26 ), днем Господним ( 2Пет.3:10 ; 1Фес.5:2 ; ср. Иез.13,5 ; Ис.2:12 ; Иоиль. 2:31 ; Соф.1:14 ; Мал.4:1 ), днем Христовым ( 2Фес.2:2 ; Флп.1:10, 2:16 ), днем Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.1:14 ; 1Кор.1:8, 5:5 ), днем суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7, 2:9 ). В этот многозначительный день Господь изречет Свой последний, заключительный суд обо всей истории мира и человека, обо всех людях вкупе и о каждом человеке в отдельности. И как по окончании сотворения мира Господь произвел смотр всех созданных существ и тварей и обо всем изрек Свое суждение, что всё хорошо весьма ( Быт.1:31 ), – так и в последний день совершит Он смотр всех существ и тварей при завершении их пути через историю и изречет Свой суд обо всем и всех. Тогда Он окончательно отлучит добро от зла и проведет между ними непреодолимую границу; тогда изречет Он Свой непогрешимый приговор всем людским ценностям; тогда на абсолютно точных Богочеловеческих весах Своей правды и любви взвесит Он все человеческие дела, все человеческие мысли, все человеческие намерения, все человеческие слова; тогда совершится тайна Божия – το μυστριον του Θεου ( Откр.10:7 ) о человеке, о [прочей] твари, о мире, о вселенной; тогда все добрые и всё доброе унаследуют вечное блаженство, вечный рай, а все злые и всё злое – вечную муку, вечный ад. Время и признаки Второго Христова Пришествия

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Толкование Надписание книги пр. Иоиля (1. 1.) Книга пр. Иоиля начинается надписанием: „Слово Господне, еже бысть ко сыну Вауилеву“ (с евр.: „слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Петуэля“). Отрицать происхождение этой надписи от самого пророка нет никаких оснований; напротив, ее простота и краткость ясно указывают на ее достоверность и подлинность. Слово Господне: Иоиль смотрит на свое пророчество как на Божественное ему откровение; так должен был смотреть и народ, к которому было обращено это пророчество. Оно не было поэтическим творением самого Иоиля, но было вдохновлено в него Духом Божиим, было „словом Иеговы“; пророк являлся только провозвестником воли Божественной и истолкователем ее. Слово, евр. здесь употреблено в смысле „слово Божественного Откровения“, бывшего пр. Иоилю. Так, употребляется и в других местах Библии , как в соединении со словом ( 1Пар.28:8 ; Иер.1:4, 11, 2:1, 13:8 ; Иез.3:16, 6:1, 7:1, 11:14 ; Ос.1:1 ; Ион.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:9, 10 ; Мал.1:1 ), так и без такого соединения ( Иов.4:12 ; Ам.1:1 и др.). Еже бысть ко . Имя „Иоиль“ понимают различно. Одни думают, что оно означает „крепость Господня“ 38 , т. е. сложено из и , сила. Но это едва ли верно, потому что, хотя и означает „сила“, но в именах собственных, обыкновенно, имеет значение „Бог“, напр., , „богоборец“ ( Быт.32:29 ); , „услышанный Богом“ ( 1Цар.1:20 ); „кто, как Бог“ ( Дан.10:13 ) и пр. Иные дают слову значение: αϑαρετος σχς „добровольная сила“ 39 ; но и это несправедливо, потому что непонятно, как в слове может соответствовать греческому αϑαρερος. Неудачно также объясняют как Κυρου γαπητς (см. Вюнше. S. 68), так как греческое γαπητς ничему не может соответствовать в еврейском . Бл. Иероним (р. 77) говорит: „Иоиль у нас означает „incipiens“ или „est Deus“; т. е. слово он или считает происходящим от imperf. jussiv., формы гиф. глагола – , , что и будет означать „да начнет“ 40 ; или принимает это слово за сложенное из и , „Иегова-Бог“. Из этих двух объяснений Иеронима должно отдать предпочтение последнему, потому что вероятнее, что часто встречающееся в Библии и, следовательно, любимое древними евреями имя было сложено из двух имен Божиих, нежели имело неясное значение – „начинающий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Пророк Софония, сын Хуция, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, как полагают, – Езекии, царя иудейского 1 , проходил служение своё в дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского ( Соф. 1:1 ), царствовавшего от 641–610 г. пред Рожд. Христ. С таковым определением времени деятельности пророков согласуется как помещение его книги в ряду малых пророков – между Аввакумом с одной стороны и Аггеем с другой; так равно и содержание его пророчеств. По 2, 13–15 ст., где пророк возвещает погибель царству Ассирийскому и столице этого царства Ниневии, как это царство, так и столица его представляются существующими ещё во всей своей могучей крепости. Погибель же их совершилась не ранее, как в последние годы Иосии, а может быть даже и по смерти его. Затем, находящееся в книге пророка изображение нравственного развращения, господствовавшего в его время в Иерусалиме, во многом сходится с изображением этого состояния у пророка Иеремии, который выступил на поприще своей деятельности в 13-й год царствования Иосии. Согласно с Иеремиею, Софония рядом с почитанием Иеговы ( Соф. 1:5 ср. Иер. 6:20 ) говорит об идолослужении ( Соф. 1:4, 5 ср. Иер. 7:17, 18 ); о ложных клятвах Иегове и клятвах идолами ( Соф. 1:5 ср. Иер. 5:2; 7:9, 5:7; 12:16 ); о преступном владении законом ( Соф. 3:4 ср. Иер. 8:8 ); о глубоком нравственном развращении, которое проникло во все сословия, – в царский род, князей, пророков и священников (1, 4, 8, 9; 3, 3; ср. Иер. 2:8, 26 ). Согласно с Иеремиею, он обозначает народ Израилев, как народ бесстыдный (2, 1; 3, 5 ср. Иер. 3:3; 6, 15; 8, 12 ) и Иерусалим, как город возмутительный ( Соф. 3:1, 5 ср. Иер. 4:17; 5:23 ), как город обагрённый кровью и очернённый мерзостью идолослужения ( Соф. 3:1 ср. Иер. 2:22, 23, 34 ), как город, насильствующий вдов и сирот, как город, дома которого полны добра, добытого путём неправды ( Соф. 3:1 и Соф. 1:9 ср. Иер. 5:27; 6:6 ). Такое сходство между пророками свидетельствует о том, что Софония пророчествовал при тех же обстоятельствах и при том же состоянии народа, при каких обстоятельствах и при каком состоянии народа начал свою пророческую деятельность и Иеремия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Глава 3 Соф.3:1 . О светлый и избавленный граде, голубице. С Евр.: «горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю»! Не о Ниневии, как думали некоторые, а об Иерусалиме говорит здесь святый Софония, что видно из следующих стихов. Пророк показывает причины, почему должен подвергнуться разрушению Иерусалим – город светлый 56 , т. е. известный своими злодеяниями, открыто беззаконствующий, позорный, город избавленный 57 от многих бедствий, или (с Евр) оскверненный грехами и пороками, глупый, как голубь 58 , не имеющий разума (под. Ос. 7:11 ). Но бл. Феодорит видит такой смысл: «подлинно слез и сетования достоин город (Иерусалим), который в счастьи был знаменит и славен, неоднократно спасаем Богом всяческих, и изобиловал духовными дарованиями. Ибо предполагаю, что пророк в наименовании голубицею дает разуметь или это самое, или благолепие и красоту города; потому что и голубь животное красивое». Соф.3:2 . Не услыша гласа, ни прият наказания, на Господа не упова, и к Богу своему не приближися. С Евр: «не слушает голоса, не приемлет наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается». Теперь Св. пророк показывает, за что Иудеи должны понесть наказание от Господа, за что и Иерусалим будет разрушен. Иудеи будут наказаны, говорит пророк, за свои беззакония и прежде всего за то, что они были упорны во грехах, не внимали гласу Божию, который они слышали в законе и от пророков; по любви к порочной жизни не хотели исправления (наказания), предлагаемаго от Господа Св. пророками, были так нечестивы, что и в Бога не верили, не уповали на Него, и нисколько не старались жизнию своею приблизиться к Нему, не молились Господу, не чтили Его, не угождали Ему. Под. Иер. 7:24–28, 9:12 ; Ис. 19:13 . Соф.3:3 . Князи его в нем, яко львы рыкающе, судии его яко волцы Аравийстии, не оставляху на утро. С Евр: «князья его посреди его – львы рыкающие; судьи его – вечерние волки, до утра не оставляющие ни одной кости». Всего более прогневляли Господа власти и начальники Иудейские, гов. Св пророк. Это были точно как львы. Как львы своим рыканием и лютостию наводят ужас на всех животных, так и властители наводили страх на народ своими жестокостями и неправосудием (под. Иезек. 22:21); это были волцы аравийстии 59 , т. е. вечерние, к вечеру сильно проголодавшиеся, которые с необыкновенною быстротою бросаются на свою добычу и с лютостию пожирают ее дочиста, так что к утру даже и костей не оставляют, все пожирают. Таковы, говорит пророк, властители у Иудеев, с жадностию и жестокостию терзавшие беззащитных, которых они как бы пожирали (Подоб. Аввак. 1:8 ; Иерем. 5:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 2 1–3. Увещание пророка к народу Иудейскому вообще и к лучшим представителям его в особенности – обратиться к Господу прежде наступления дня гнева Его и суда. Суд Божий прострется не на Иудею только, но и на весь мир: 4–7. на филистимлян, 8–11. на моавитиян и аммонитян, 12. на эфиоплян, наконец, 13–15. на ассириян, столица которых Ниневия совершенно запустеет. Соф.2:1 .  Исследуйте себя вниматель­но, исследуйте, народ необуздан­ный, Соф.2:2 .  доколе не при­шло определе­ние – день про­летит как мякина – доколе не при­шел на вас пламен­ный гнев Го­с­по­день, доколе не наступил для вас день ярости Го­с­по­дней. «Превосходно изобразив суровость войны и великость имеющего наступить бедствия, Он опять благовременно обращает речь к возбуждению в них покаяния, когда уже удобно было победить их, так как они, надо думать, приведены были в страх. Когда зачерствела душа и управляется сильною склонностью к постыдному и позорному, тогда мы нелегко приходим даже и к желанию принести покаяние, но нередко побуждает нас к этому против нашего желания страх. Итак призывает их к общению с Собою» (св. Кирилл Ал., с 34). Тогда как гибель иноземных народов, пророчество о которых содержится здесь же ниже со Соф.2:4 , будет бесповоротною, окончательною, Иудейский народ в лучшей, по крайней мере, части своей еще может быть спасен. Путь к спасению лежит в перемене душевного настроения народа, в покаянии и исправлении, начало чего должна образовать собранность всех духовных сил народа, самоуглубление каждого и всех. К этому и призывает пророк в ст. 1 своих современников, указывая, как на мотив для сего, в ст. 2 на неизбежность в противном случае наступления дня суда Божия во всем его ужасе. Ввиду известного уже из Соф 1.12 глубокого равнодушия современного пророку общества к высшим запросам духа и к делу религии, а также полной его беспечности и неудержимой погони за мимолетными благами и удовольствиями жизни, пророк называет свой народ гаггой ло-никсаф, LXX: τ θνος τ παδευτον, Vulg.: gens non amabilis (народ не достойный любви), слав.: «язык ненаказанный» и обращается к нему с призывом гиткошешу вакошшу, LXX: συvαχθτε κα συvδεθτε и Vulg.: convenite, congregamini, слав.: «соберитеся и свяжитеся», т. е. побуждает всех современных ему Иудеев к сосредоточению всех мыслей и чувствований на одном предмете – на решении отметать гибель посредством покаяния: «одумайтесь и смиритесь народ беспомощный!» Иначе гибель, и при том гибель совершенная – подобно исчезающей мякине (евр. кемоц. ср. Ис 24.5 ), и страшная, как пламень гнева Иеговы (евр. харонаф-Иегова).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

монах Кирилл (Попов) Скачать epub pdf Страсть «Бог гордым противится»: о гордости по текстам Священного Писания     Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию . Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1. В Священном Писании страсть гордости (греч. περηφανα) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления – гордыни. Высокомерие: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (βριν) 1 и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых ( Притч. 8:13 ). Злой от высокомерия (βρεως) 2 делает зло, а знающие себя самих – мудры. ( Притч. 13:10 ). Что принесло нам пользу высокомерие (περηφανα) 3 , и что богатство среди гордости доставило нам? ( Прем. 5:8 ). Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (βριν) 4 Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его ( Ам. 6:8 ). Надменность: И Я накажу всю вселенную за зло (ντελομαι τ οκουμν λ κακ – букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (βριν) беззаконных и смирю надменность (βριν) 5 гордых (περηφνων). ( Ис. 13:11 ). Это им за надменность (βρεως) 6 их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя ( Соф. 2:10 ). Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (βριν) 7 славных и унизить все славное на земле ( Ис. 23:9 ). Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φραγμα) 8 сильных, и будут осквернены святыни их ( Иез. 7:24 ). Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности (λαζονεαις) 9 , тщеславитесь (καυχσθε) 10 : всякое такое тщеславие (καχησις) 11 есть зло ( Иак. 4:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010