– Киев: Тип. Горбунова, 1905. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1905. 469 . Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы, произнесенное 8 сент. 1906 г. в Киево-Софийском соборе. – Киев, 1907.– 7 с. 470 . Слово в день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября «Любовь – источник истинного Боговедения и основа христианского просвещения»: Произнесено 26 сент. 1908 г. в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев, 1908. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1908. 471 . Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице и в день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 26 сент. 1904 г. -Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1904. 472 . Слово в пяток третьей недели Великого поста (10 марта 1900 года) на пассии «О крестоношении». – Киев, 1900. – 10 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1900. 473 . Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании Страстей Христовых: Произнесено в Великой церкви Киево-Братского монастыря 24 февр. 1912 г. на пассии. – Киев, 1912. – 10 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 19U. 474 . Слово в пяток четвертой седмицы Великого поста «Страсти Христовы и наши страдания и скорби». – Киев, 1910. – 7 с. Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. 475  Слово на заупокойной литургии в 40-й день по смерти профессора Василия Федоровича Певницкого . – Киев, 1911. 5 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1912. Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937) Николай Никанорович Глубоковский родился 6 декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Вологодской губернии в семье священника. Начальное образование получил в церковноприходской школе и Никольском Духовном училище. По окончании Вологодской Духовной семинарии в 1884 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1889 году. Магистерская диссертация Николая Никаноровича «Блаженный Феодорит , епископ Киррский: его жизнь и литературная деятельность», по отзыву профессора И.Н. Корсунского , является «феноменальным, классическим произведением русской богословской литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к гл. V, л. 13). После ареста злоумышленника архимандрит Никон сам поехал хлопотать за него и добился его освобождения, впоследствии будучи уже епископом назначил своего обидчика псаломщиком. 08.03.1898 г. архимандрит Никон хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии; епископ Нарвский, викарий С.-Петербургской епархии (1899–1901); епископ Вятский и Слободской (1901–1904); епископ Владимирский и Суздальский (1904–1906); с 06,05.1906 г. – архиепископ; архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1906–1908). По его инициативе был восстановлен древний Мцхетский собор (XI в.), начат пересмотр и исправление священных и богослужебных книг на грузинском языке. Его борьба с грузинскими автокефалистами закончилась трагически: 28.05.1908 г. он был убит грузинскими националистами. По завещанию был погребен в Успенском соборе г. Владимира. Об архиепископе Никоне см.: Софийский Л.И. Высокопреосвященный Никон, архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1861–1908). СПб., 1909. 914 Сергий (Спасский Иоанн Александрович, 1830–1904), архиепископ, доктор богословия (1876). Окончил КДА (1853), назначен учителем словесности в Костромскую ДС. 5 июля 1857 г. пострижен в монашество, 6 июля рукоположен во иеродиакона, 13 июля – в иеромонаха; инспектор Вифанской ДС (1857). Возведен в сан архимандрит, инспектор и профессор Московской ДС (1861). Ректор Вифанской ДС (1863–1872). 30.05.1882 г. хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии; епископ Могилевский и Мстиславский (1885–1892). Архиепископ Владимирский и Суздальский (1892). 916 Имеется в виду судебное дело, состоявшееся в 1894 г. по сфабрикованному обвинению капитана французского Генерального штаба еврея Альфреда Дрейфуса (1859–1935) в шпионаже в пользу Германии. Военный суд приговорил его к пожизненной каторге. Борьба вокруг дела Дрейфуса привела к политическому кризису. Под давлением либералов Дрейфус в 1899 г. был помилован, а в 1906 г, реабилитирован (см.: Прайсман Л. Дело Дрейфуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

24 Мандрыка А. Н. (26 мая 1876-?), с 27 декабря 1905 г. - флигель-адъютант Его Императорского Величества, а с 1 сентября 1908 г. - командир роты Его Величества, с 6 декабря 1908 г. - капитан. 25 Епископ Гермоген (Долганёв Георгий Ефремович, 1852-1918). С 1898 г. - ректор Тифлисской Духовной семинарии, подписал приказ об исключении из этого учебного заведения Иосифа Джугашвили. С 8 марта 1917 г. - епископ Тобольский и Сибирский. 15 июня 1918 г. утоплен большевиками в реке Туре. Останки захоронены в Тобольском Софийско-Успенском соборе. Канонизирован в августе 2000 г. Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора РПЦ в сонме новомучеников и исповедников Российских. В 2005 г. были обретены его мощи. См.: Софийско-Успенский собор. Тобольск//Православные храмы. Путешествие по святым местам. 2013. Вып. 24. С. 31. 26 Цит. по: Новиков А. П. Балашовский Покровский монастырь//Балашовский край. Краеведческий альманах. Приложение к «Российскому историческому журналу». 2001. 1. Указ. соч. С. 8. 27 Там же. 28 Антоний (Вадковский) (1846-1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода, почетный член Петербургской академии наук, Казанской, Московской и Петербургской Духовных академий, почетный доктор богословия и права Оксфордского и Кембриджского университетов. Почетный член Императорского Православного Палестинского общества, Петербургского совета детских приютов, доктор богословия. Воспитанник Тамбовской Духовной семинарии (1866), выпускник Казанской Духовной академии (1870). 29 Размер иконы Божией Матери «Скоропослушница» 150 на 100 см (обмер произведен автором). 30 Так в тексте. 31 Так в тексте. 32 Цит. по: М. Б. Митрополит Антоний Санкт-Петербургский и Ладожский. СПб.: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, 1915. Приложение. Письма митрополита Антония. С. 21. 33 Цит. по: Новиков А. П. Указ. соч. С. 8. 34 См.: Новиков А. П. Указ. соч. С. 8-14. 35 См.: Миссионерские курсы в г. Балашове//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 2. С. 66-67; Кунцевич Л. З. Миссионерские курсы для монахинь Саратовской епархии//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 6. С. 211-212.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Никон (Софийский), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. 1906–1908 гг. Никон (Софийский), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. 1906–1908 гг. Груз. священноначалие и паства не желали больше принимать назначения рус. экзархов. 27 июня 1906 г. кн. св. Илия Чавчавадзе , находившийся в числе груз. делегации в С.-Петербурге, получил телеграмму от свящ. Василия Карбелашвили (впосл. еп. Алавердский исп. Стефан - см. в ст. Карбелашвили ), писавшего от лица груз. духовенства: «Грузинское духовенство глубоко уверено, что только свободная и независимая Церковь может залечить раны времен экзархов в Грузии, твердо стоим на своем решении, которое грузинское духовенство высказало в своих петициях. В связи с этим грузинское духовенство просит Вас передать недавно назначенному экзарху Никону, чтобы он не приезжал в Грузию экзархом. Вместе с этим просим Вас сообщить митрополиту Антону (митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).- Авт.) содержание нашей депеши» (НА Грузии. Ф. 13. Оп. 3. Д. 2130. Л. 30; Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1906. 11/12. С. 21 (на груз. яз.); По поводу годовщины. 1909. С. 2-9). В июле того же года в Тифлисе прошло собрание представителей груз. духовенства и священноначалия, на котором постановили: 1. Объявить протест в связи с назначением Н. экзархом Грузии и отменить встречу экзарха. 2. Отдельно указывалось, что протест направлен против Н. не как против русского по происхождению, а как против представителя «режима Синода... губительного для всех сфер церковной жизни экзархата». 3. Чтобы протест не был понят превратно (в том смысле, что груз. духовенство не уважает правосл. архиерея), было решено предложить причту тифлисского кафедрального собора Сиони принять вместе с членами Грузино-Имеретинской синодальной конторы экзарха у себя (Ахали ситква (Новое слово). Тифлис, 1906. 13/14. С. 4 (на груз. яз.)). 26 авг. 1906 г. Н. прибыл в Тифлис. Основная масса груз. духовенства бойкотировала встречу экзарха; на вокзале его ждали Алавердский еп.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Серафим ( Соболев Николай Борисович ; 1.12.1881, Рязанск. губ. – 26.2.1950, София, Болгария), архиепископ. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Рязанскую Духовную семинарию (1904) и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1908), на 3-м курсе пострижен в монашество (1907), иеродиакон (1907), иеромонах (1907), рукоположение совершил еп. Сергий (Тихомиров) , преподаватель Житомирского Духовного училища (1908), помощник смотрителя Калужского Духовного училища (1908), инспектор Костромской Духовной семинарии (1.12.1911), ректор Воронежской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита (22.12.1912), епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии (14.10.1920), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Антоний (Храповицкий) в Симферополе, эмигрировал в Болгарию через Константинополь и Сербию (1920), поселился в Болгарии (19.5.1921), настоятель Св.-Николаевского русского храма в Софии (19211950), настоятель Св.-Александро-Невского русского монастыря в Ямболе, епископ Богучарский, управляющий русскими приходами в Болгарии (1.4.1921), член Архиерейского Синода РЗЦ (19241940), возведен в сан архиепископа (1936), магистр богословия богословского факультета Софийского университета (1937), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), основатель и духовник женской Покровской русской обители в Княжево близ Софии, после вступления Советской Армии в Болгарию перешел в юрисдикцию МП (1945), участник Московского совещания глав православных церквей по случаю 500-летия автокефалии РПЦ (1948), на котором выступал с ярой критикой экуменического движения и церковно-политической линии Ватикана. Автор ряда книг и статей против софиологических воззрений о. С. Булгакова . Причислен к лику святых болгарскими старостильниками (26.2.2002). Соч.: Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935 Протоиерей С. Булгаков как толкователь Священного Писания. София, 1936

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

уезда Вятской губернии, сын сельского священника. 13 июня 1903 года закончил Вятскую духовную семинарию по 1 разряду. 5 октября посвящен в сан диакона, а 8 октября 1903 года посвящен в сан иерея епископом Вятским и Слободским Никоном (Софийским). С октября 1903 года по ноябрь 1904 года служил священником Троицкого собора города Котельнича Вятской губернии. 19 ноября 1904 года перемещен в Никольскую церковь города Котельнича Вятской губернии, где служил священником по июль 1908 года. Нес обязанности депутата на Епархиальном съезде духовенства и мирян в 1906 году. С 1903 по 1908 год преподавал Закон Божий в женской гимназии и 4-х классном училище города Котельнича Вятской губернии 1 . 11 сентября 1908 года принят в число воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии 2 . В июне 1912 года закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия 3 . 8 августа 1912 года определен на вакансию священника к церкви святой Марии Магдалины Общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя на Сергиевской улице, 52 4 . 21 июня 1913 года распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства с Высочайшего Его Императорского Величества соизволения назначен на вакансию священника к Феодоровскому Государеву собору с возложением исполнения пастырских обязанностей по Собственному Его Величества Конвою 5 , 6 . С 28 августа 1914 года по 1917 год безвозмездно исполнял пастырские обязанности в лазарете Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевцы, что при Феодоровском Государевом соборе 7 . С 1912 по 1917 год законоучительствовал в Первом женском 4-х классном городском училище Петербурга и мужской гимназии в Царском Селе 8 . Награжден: – набедренником к Пасхе 1905 года, – камилавкой к Пасхе 1913 года, – наперсным крестом от Святейшего Синода 13 июня 1914 года, – золотым крестом (из кабинета Его Императорского Величества) 12 апреля 1916 года 9 . Возведен в сан протоиерея в 1922 году митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). С 1922 года – настоятель Феодоровского собора в Царском Селе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Когда матушка Мария тихо почила о Господе, то ее похороны стали еще одним свидетельством народной любви – на отпевание великой подвижницы собралось очень много верующих со всего города. Похоронена старица схимонахиня Мария на Шуваловском кладбище. Многие петербуржцы поминают ее в своих молитвах и веруют, что ныне ученица отца Серафима Вырицкого предстательствует за нас на небесах... Последний духовник иеросхимонаха Серафима Вырицкого – протоиерей Алексий Кибардин (по материалам источников 23, 24, 56, 60, 110, 112, 116,117, 120, 131, 203–221, 255) Жизнь протоиерея Алексия Кибардина являет собой яркий пример исповедничества Православия перед лицом большевистских гонений. Путь отца Алексия, без сомнений, заслуживает дальнейшего, более подробного изучения и публикации отдельным изданием. Мы же приведем его краткое жизнеописание, которое удалось составить одновременно с созданием книги о жизни отца Серафима Вырицкого . Неоценимую помощь в архивном поиске оказали воспоминания родных батюшки Алексия, а также – видного российского ученого, профессора Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук Юрия Константиновича Герасимова и педагога Евгения Александровича Рудаковского. Сводный послужной список протоиерея Алексия Кибардина Родился 30 сентября 1882 года в селе Всехсвятское Слободского уезда, Вятской губернии, сын сельского священника. 13 июня 1903 года закончил Вятскую духовную семинарию по 1 разряду. 8 октября 1903 года посвящен в сан иерея епископом Вятским и Слободским Никоном (Софийским). С октября 1903 года по ноябрь 1904 года служил священником Троицкого собора города Котельнича Вятской губернии С 19 ноября 1904 года перемещен в Никольскую церковь города Котельнича Вятской губернии, где служил священником по июль 1908 года Нес обязанности депутата на Епархиальном съезде духовенства и мирян в 1906 году С 1903 по 1908 год учительствовал по Закону Божию в женской гимназии и 4 классном училище города Котельнича Вятской губернии. 11 сентября 1908 года принят в число воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Голубев Степан Тимофеевич (1848–1920) – выпускник (1874) и профессор КДА по кафедре истории и обличения русского раскола, доктор церковной истории (1899), член–корреспондент Императорской Академии наук (1908). Лукьяненко Александр Митрофанович (1880–1974) – выпускник историко-филологического факультета (1903) и экстраординарный профессор кафедры славянской филологии Киевского университета, доцент (1912) и экстраординарный профессор (1918) кафедры церковно–славянского и русского языков с палеографией КДА. В дальнейшем профессор Таврического (1920), Крымского (1922) университетов, Саратовского педагогического института (1934), Саратовского университета (1941), доктор наук по совокупности трудов (1937). В Саратов часть корпорации КДА была эвакуирована в 1915 г. по случаю опасного положения Киева в Первой мировой войне. 35 Орнатский Философ Николаевич (1860–1918), протоиерей – выпускник СПбДА (1885), настоятель петербургской церкви св. Андрея Критского (1892), Казанского собора (1913), председатель петербургского Общества распространения религиозно–нравственного просвещения. Расстрелян в ходе красного террора (1918), причислен к лику святых Русской Православной Церкви (2000). 36 Покровский Феодор Яковлевич (1849–1919), протоиерей – выпускник (1874) и экстраординарный профессор КДА по кафедре библейской истории, с 1908 г. сверхштатный; магистр богословия (1886); настоятель Притиско–Никольской часовни в память спасения жизни государя императора Александра II (1905), священник Киево–Владимирского собора (1910). 38 Гроссу Николай Степанович (1867 – после 1942), протоиерей – выпускник (1893) и доцент КДА по кафедре гомилетики и истории проповедничества, затем профессор по кафедре Греко–Восточной Церкви со времени отпадения Западной Церкви от Вселенской до настоящего времени (1910), магистр богословия (1908), настоятель церкви свт. Иоанна Златоуста при Киевском религиозно–просветительном обществе. После революции служил в Свято–Владимирском соборе, Георгиевской церкви, малом Софийском соборе, подвергался арестам и ссылкам. Есть предположение, что в 1943 г. уехал в Молдавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1472 г. в связи с открытием и 1-м перенесением мощей свт. Петра П. Л. вел. кн. Иоанном III Васильевичем и митр. Филиппом I было поручено написать Слово об этом событии и канон в его память. П. Л. составил Слово и 2 канона, о чем сообщают летописи, в частности Софийская II (ПСРЛ. Т. 6. С. 196; Яблонский. 1908. С. 138-139). В тексте Слова также называются его заказчики: «...повелен бывъ самодерьжцем всея Руси, паче ж и благословением архиереем, иже того самого блаженаго Петра высокий престолъ содрьжащаго» (РГБ. Ф. 98. 921; цит. по: Седова. 1993. С. 133). Слово, определяемое в нек-рых рукописях как «сказание» (РНБ. Q.I.1000 и др., по указанию Яблонского ( Яблонский. 1908. С. 141. Примеч. 2)), в отдельных списках имеет указание на авторство в надписании: «Списано кир священноиноком Пахомием Логофетом Святыя Горы» (нач.: ««Коль благ Бог Израилев правым сердцем»,- рече божественыи пророк…») (РГБ. Ф. 98. 921. Л. 578; цит. по: Седова. 1993. С. 127). По мнению Ключевского, разделяемому большинством исследователей, Слово было написано вскоре после 1 июля 1472 г., когда состоялось 1-е перенесение мощей святителя. О такой датировке памятника свидетельствуют указания в тексте, где о митр. Филиппе I говорится как о здравствующем и отсутствуют упоминания о его смерти († 1473) и о падении Успенского собора в 1474 г. Как правило, в рукописях Слово помещается под 24 авг., когда состоялось 2-е перенесение мощей святителя, однако, по указанию Р. А. Седовой, в списке кон. XV в. РИАМЗ. 5656. Л. 344 об.- 351 об. оно помещено под первоначальной датой - 1 июля. Яблонский не согласился с датировкой Ключевского, сославшись на список РНБ. Соф. 1307, где упоминается о гибели хана Ахмата в 1481 г., что, по его мнению, свидетельствует о составлении Слова не ранее этого времени ( Яблонский. 1908. С. 142-143). Возможно, указанный список является редакцией Слова, включающей более поздние известия (последующая переработка памятника отражена в списке РГБ. Ф. 256. 155. XVII в. Л. 79-105 об.; Седова. 1993. С. 129).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

г) Краткий отчет о занятиях заграницей доцента Имп. СПБ. Унив. Π. А. Сырку в летние месяцы 1893–94 гг. Сборник Отд. Русс. яз. и Слов. LXII. д) Сырку И. А. Славянские и русские рукописи Британского Музея в Лондоне, изд. под наблюдением и с предисловием А. И. Яцимирского . 1908. Сборник Отд. Рус. яз. и Слов. И. A. H., т. LXXXIV, 4. е) Сырку И. А. Заметки о славянских и русских рукописях в Bodleian Library в Оксфорде. С пред. и под редакц. А. И. Яцимирского . 1908. Известия И. A. H., Отд. Рус. яз. и Слов„ 1902. Кн. IV, с. 325–349; 1907, т. XII, кн. IV, с. 87–140. —41— ж) Jireek C. Altslavische Handschriften in England. Archiv für Slavische Philologie, III,, 1878, 131–133. з) Jagi V. Slavica im British Museum, Archiv, VII, 617–18. Бавария. Мюнхен. Строев С. Отчет о поездке. ЖМНПр. 1838, ч. 20, с. 394–95. Болгария. София. а) Сперанский М. Н. Заметки о рукописях Белградских и Софийской библиотек. М. 1898. Известия Фил. Инст. кн. Безбородко, XVI. б) Спространов Е. Опись на ракописите в библиотеката при Св. Синод на Болгарската Церква в София. София, 1900. в) Цонев Б. «Из Софийской Национальной Библиотеки». 1906; из Сборника брат. в честь В. И. Ламанского. г) Цонев Б. Опись на ракописите и старопечатнике книги на Народната Библиотека в София. София, 1910. Лавров И. А. Рецензия. Известия И. А. Н., Отд. Рус. Яз. и Слов. 1911, кн. 1. д) Вуловин Св. Опис словенских рукописа Coфujcke библиотеке. Споменик Српска Кральевска Akaдeмja, 36–37. Ильинский Г. А. Рецензия. Известия И. А. Н., Отд. Рус. Яз. И Слов. 1900, кн. III. Г. Скопья. Радченко К. Ф. Заметки о рукописях, хранящихся в болгарской митрополии г. Скопья. Известия И. A. Н. Отд. р. яз. Слов., 1907, III, с. 117 –157. Рыльский монастырь. а) Цонев Б. Рукописната сбирка в Рилския манастиръ, София. 1900. б) Спространов Е. Опись на рукописите в библиотеката при Рилския манастирь. София, 1902. Филиппополь. Радченко К. Ф. Заметки о некоторых рукописях —42— Филиппопольской Городской Библиотеки. Известия И. A. H., Отд. Рус. яз. и Слов., 1903, кн. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010