Отделение молящихся женщин от мужчин характерно для раннехристианских церквей. Этому отделению соответствовал и чин диаконисс – женщин, которые должны были наблюдать за молящимися женщинами, помогать при их крещении, исполнять определенные функции во время богослужения. На православном Востоке женщины во время молитвы, как правило, находились на хорах. Исследователь православного Востока еп. Порфирий (Успенский) отмечал, что «закрытость (женщины) в храме Божием (строго соблюдаемая на Востоке, где женщины молятся в верхней, закрытой части храма) есть превосходный женственно-христианский способ одухотворения общества верующих и молящихся. Так оно приучается служить Богу в бесстрастии духа и видеть в женщине будущего ангела Божия» 103 . В Киевской Руси, где храмы строились с участием греческих мастеров, женщины, как считают исследователи, также находились в церкви на балконах 104 . Правда, неизвестно, могли ли подниматься туда только женщины определенного социального положения. Как считает Н. Н. Никитенко, в храме Киевской Софии женщины из княжеского семейства находились на северных хорах, а аристократки – внизу, в западной части 105 . Как уже отмечалось в литературе, женщины в Средневековье находились в левой (северной) части храма (с внешней по отношению к алтарю точки зрения) 106 . Эта традиция сохранилась и у старообрядцев, где женщины находятся с левой стороны, которая, как отмечает Б. А. Успенский , называется «женской» 107 . За этим разделением стоит как понимание оппозиции «правого» и «левого» («правое» более сакральное, более достойное), так и приоритет мужчин перед женщинами 108 . Однако помещение женщин вверху храма задавало другую оппозицию «верхнее – нижнее», где, несомненно, приоритет принадлежал «верхнему». Эти две оппозиции находятся в противоречии, которое может разрешаться через установление связи (как это и сделал в приведенной цитате еп. Порфирий) между женщиной и ангелом. Евангельские тексты, а также иконописные образы только закрепляли эту связь (Благовещение, Явление ангела женам-мироносицам).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Еще жестче и откровеннее оценки трудов более молодых историков. Не раз Богословский выражал недовольство книгой киевского историка А. М. Гневушева о новгородском населении в XV в., по писцовым книгам – «громадный том с таблицами, и таблиц больше, чем текста». Судя по его же записи 28 октября 1916 г., даже «резко несдержанно отозвался о таком способе писания». И, именно, в этой связи наблюдения историографа о новейших трудах (видимо, не только учеников киевского профессора М. В. Довнар-Запольского, но и некоторых своих младших коллег по Московскому университету): «Во всех этих огромных томах по русской истории редко встретишь не только мысль, но и хоть бы мысленку: все материалы и материалы, мелочь, гробокопательство. Досадно! Маленькая книжка С. М. Соловьева , статья К. С. Аксакова были куда более значительны, чем теперешние фолианты, в которых печатаются груды сырья, по большей части, ни на что не нужного». Возможно, в этих словах прорвалась досада Богословского и на самого себя, поскольку он, написав монографического масштаба дипломное сочинение о писцовых книгах, так и не обработал эти материалы, хотя бы в статью постановочного плана. Богословский позволял себе формулировать и очень резкие отзывы, даже о написанном авторами, получившими признание в академических кругах – так, об избранном в 1912 г. членом-корреспондентом Академии наук профессоре Новороссийского университета (в Одессе) И. А. Линниченко, написал 20 декабря 1915 г.: «Прочел пошлейшую брошюру, присланную мне Линниченко о Перетятковиче. Нет Гоголя, чтобы изобразить эту провинциальную профессорскую тину». К Линниченко у него было устойчиво негативное отношение, сложившееся еще в студенческие годы, когда ему не понравилась его манера чтения лекций (лекциями по истории Польши «именно, учил тому, как не надо читать лекции», писал Богословский 20 октября 1915 г. вспоминая то время). Чаще всего, находим краткие, даже кратчайшие оценочные формулировки: о книге Б. Д. Грекова «Новгородский дом св. Софии. Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины» – «превосходная книга» (запись 24 мая 1916 г.); о книге И. В. Попова «Личность и учение блаженного Августина » – «книга, которую читаю с наслаждением» (запись 18 мая 1917 г.); об оттиске статьи А. Н. Савина «Два манора», «превосходно, точно, ясно и красиво написанной» (запись 19 апреля 1916 г.). 20 августа 1916 г. написал о чтении «очень интересной книги» Н. А. Скворцова «Археология и топография Москвы». Этот, изданный в 1913 г., курс лекций Богословский взял с собой на время летнего отпуска, вероятно, в связи с написанием биографии Петра I. Число подобных примеров можно и умножить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Галерея Галерея (гр. περν, κατηχομενον, слав. хоры) — балкон или лоджия, которая устраивалась над западной, а иногда и над северной и южной частью храма. Галереи строили в главных церквях Византипйской Империи начиная с IV и до XIII в. Галереи могли иметь отдельный самостоятельный вход с улицы. Основные функции галерей — помещения для женщин, а также катехуменов. На галереях в церквях находились императоры и князья, поэтому к ним был обеспечен свободный проход от верхних уровней смежных дворцов (Св. София Константинопольская, св. София Киевская). На галереях начиная с X-XI в. устраивали придельные церкви, это т.н. «капеллы», личные храмы князей и императора. Иногда размеры галерей были столь внушительны, что здесь могли проходить даже вселенские соборы, как было, например, в Софии Константинопольской. После VII в. галереи становятся более редкими, но вновь встречаются в XIII-XV вв., наиболее часто в провинциальных городах. В послеиконоборческое время на галереях также могли размещаться церковные хоры. Вопрос, для каких категорий молящихся в храме предназначались галереи, до сих пор продолжает оставаться открытым. На галереях могли находится люди как высокого (князья), так и низкого (женщины) социального статуса. Возможно, специальные галереи для женщин с отдельными входами устраивали в тех регионах, где было не принято молиться вместе мужчинам и женщинам (например в Салониках или в Киеве). Литература: Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 2 v.  NY - Oxford, 1991. Р. 818. Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.239-248. Спрингис Е. Э. Галерея//Православная Энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 310-312. Якобсон А. Л. Закономерности  в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XVbb.). Л. 1987. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/140979.htm...

Точка невозврата Точка невозврата — это не невозможность вернуться. Это невозможность вернуться без посторонней помощи. Именно такую точку невозврата прошло наше общество. 24 августа, 2012 Точка невозврата — это не невозможность вернуться. Это невозможность вернуться без посторонней помощи. Именно такую точку невозврата прошло наше общество. Точка невозврата — это не невозможность вернуться. Это невозможность вернуться без посторонней помощи. Именно такую точку невозврата прошло наше общество, благодаря стараниям развратниц из «бешенства матки» . Им долго сходили с рук многочисленные гадости, которые они позволяли себе в публичных местах. И вот, наконец, женщинам дали возможность одуматься, прийти в себя. А обществу предоставлен шанс отдохнуть от экстремизма нахальных студенток. Но отдыхать общество не захотело. Кощунства Протоиерей Андрей Ефанов Общественное мнение в данном событии подобно суду присяжных. И это мнение однозначно: преступление имело место, но преступницы заслуживают снисхождения. Остальные вопросы юридического характера. Приговор суда достаточно мягкий, по данной статье можно было и на 7 лет попасть в колонию. Так в чем же недовольство? Видимо, мы так опьянены воздухом свободы, что боимся потерять эту свободу. Забывая, что логическим продолжением происходящего может быть только анархия. Что уже и начинает происходить. В Киеве спилен крест, на колокольне Софии Киевской раздеваются догола. Храмы разрисовывают неприличными надписями. Если это безумие не остановить силовыми методами, наступит страшное время. Какие еще устои общества могут быть разрушены? Да любые! От попрания правил дорожного движения до неприкосновенности жизни. Вчера кощунницы выразили свое «право» на танцы в храме, а завтра они же придут убивать меня за то, что я не согласен с их взглядами. И если я, как христианин, не должен противиться злу, направленному лично против меня, то именно как христианин я должен встать на защиту своих близких, своей семьи. И лучше начать это делать сейчас, не дожидаясь, когда банда ювенальщиков ворвется ко мне в дом, отбирая детей, когда моя дочь будет слезно умолять купить ей футболку с кощунственной надписью, потому что все ее подруги уже приобрели и носят эту мерзость. Кощунства надо предотвратить, причем теперь уже силовым путем. Активисты и дружинники

http://pravmir.ru/tochka-nevozvrata-2/

В ЮНЕСКО обеспокоены новой застройкой вокруг Киево-Печерской лавры и Софийского собора г. Киева 3 июня 2009 г. 12:50 Эксперты ЮНЕСКО обеспокоены многочисленными новостройками и строительством, которое продолжается в пределах охранной зоны объектов всемирного значения в Киеве  Софийского собора, Киево-Печерской лавры и прилегающих монастырских сооружений. О таких результатах визита представителей организации в Киев в марте этого года сообщила на пресс-конференции советник секретариата Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Роксолана Иванченко. В частности, обеспокоенность экспертов вызвало появление фитнес-центра «Софийский» и отеля на Софийской площади с видом на заповедник, ресторана «Да Винчи» по ул. Владимирской, гостиницы по ул. Михайловской, новостроек по Рыльскому переулку, а также на улицах Стрелецкая, Гончара, Сретенская и Рейтарская. Кроме того, вызывает тревогу строительство по улице Десятинной в непосредственной близости от Андреевской церкви, которую планируется включить в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также в списке значатся высотка на склонах Днепра (ул. Грушевского), застройка Почтовой площади, здание и территория вокруг обувной фабрики «Киев» по Лаврскому переулку, запланированное строительство небоскреба на Крещатике. По мнению экспертов, вышеперечисленные объекты не только построены с нарушением законодательства по охране памятников, но и угнетают архитектурный ансамбль исторической части города своими стеклянными фасадами. В связи с этим представители ЮНЕСКО считают необходимым расширить буферную зону Софии Киевской до Крещатика, Бессарабской площади и рынка, поскольку это единая планировочная система, а территорию Киево-Печерской лавры до земляных валов комплекса «Мистецький арсенал». При этом эксперты выразили неудовлетворение работой Государственной службы по вопросам национального культурного наследия, которая выдает разрешения на строительство в буферных зонах без информирования об этом ЮНЕСКО. Официальный отчет экспертов по результатам визита в Украину будет представлен на рассмотрение 33-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится 22-30 июня 2009 года в Севилье (Испания). «Украина православная» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/667115.htm...

4) Если б дело дошло до союза Москвы с Польшею, то не только души христианские из неволи освободились бы и святые места опять процвели, но и весь народ греческий мог бы освободиться. 5) Москва обманула поляков, она причиною, что Каменец погиб, Подолия и Украйна пропали. 6) Польские короли, и покойный Михаил, и нынешний Ян, об одном хлопотали, чтобы Украйна не досталась туркам, а принадлежала бы козакам; и всем известно, что после Журавского мира Хмельниченко был посажен гетманом в Немирове. Но бояре московские всю Украйну по Днепр уступили туркам, испугавшись, что Чигирина не успели удержать и защитить, из-под которого визирь хотел бежать, но Ромодановский, несмотря на свою победу, наступить на него не хотел. Этою уступкою Украйны туркам Запорожье заперто и преждевременно должно погибнуть, а потом и имя козацкое пропадет. 7) Опасаться надобно, чтоб войска русские не ударили на Киев и татары не разорили Заднепровья, как скоро узнают о московской смуте. 8) Дума московская не только не хотела воевать против бусурман, но даже не позволила королю на деньги нанять козаков, опасаясь, чтоб войско козацкое и народ малороссийский не возвратились к государю предков своих и не возлюбили той вольности, в какой живет Польша. 9) Войску, во всем христианстве славному, надобно вспомнить славу дедов и прадедов, быть в одной мысли с Запорожьем и выбиться из неволи человека негодного и невоинственного. А королевское величество имеет столько разума, благословения Божия и храбрости, что может защитить и народ, который он от младенчества любит и почитает. 10) Духовенству внушать, что в церквах, находящихся под державою королевскою, нет никакой перемены, священникам воздается честь, дань и подводы отставлены, из подданства панов своих духовенство освобождено. 11) Внушать, не лучше ли в Киеве иметь своего главу, как имеет Москва; прежде киевские митрополиты ставили московских, которые теперь патриархами называются: многими столетиями св. София киевская старше Соборной церкви московской. 12) Не лучше ли видеть власть духовную и мирскую в Киеве, чем искать ее раболепным образом в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

У нас — в этом и заключается парадокс — ощущение это, порыв этот был присущ самим носителям культуры, ее творцам. И это вносило и вносит особую поляризацию внутрь самой культуры, делает ее хрупкой и часто спорной, даже словно бы призрачной. Истоки этого максимализма надо искать в принятии древней Русью византийского христианства. О смысле и значении этого основоположного факта русской истории написаны сотни книг, так или иначе он всегда стоял в центре русских споров и исканий, и всё-таки особое значение его для судеб русской культуры заставляет вновь и вновь обращаться к нему. Остановимся только на одной стороне этого явления, которая поможет нам объяснить постоянное в русском культурном самосознании напряжение, постоянную его отнесенность к некоему поистине взрывчатому максимализму. Многие русские историки отмечают факт сравнительно легкого принятия Русью христианства в его византийском облике. Но гораздо реже обращалось внимание на то, что в процессе этого принятия было принято далеко не всё, что составляет понятие христианского византинизма. И коренная разница сводилась здесь к тому, что христианская Византия была наследницей богатейшей и глубочайшей греческой культуры. Такого культурного наследия Киевская Русь не имела. Для византийца христианство было увенчанием длинной, сложной и бесконечно богатой истории, «оцерковлением» целого мира красоты, мысли и культуры. Такой культурной памяти и такого чувства «увенчания» и завершения древняя Русь иметь не могла. Но в таком случае естественно, что Византия, с одной стороны, и Русь, с другой, по-разному воспринимали присущий христианству «максимализм». Что христианство максималистично, об этом не приходится спорить. Всё Евангелие построено на максималистическом призыве: «Ищите прежде всего Царствия Божьего», на предложении бросить всё, от всего отречься, всем пожертвовать — во имя прихода в конце времени Царства Божия. И нельзя сказать, что христианская Византия как-либо «минимализировала» этот призыв, смягчила его категоричность. Но в разработанной Византией сложной системе христианской догмы ее максимализм был представлен в некоей «иерархии ценностей», в которой нашли себе место и тем самым так или иначе были оправданы и ценности «мира сего» — и в первую очередь ценности культуры. Весь мир был как бы покрыт величественным куполом Святой Софии, Божьей Премудрости, изливающей свой свет и свое благословение на всю жизнь и на всю культуру человека.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Интеллектуальная дисциплина и метод, приобретенные в школе, творческое участие в великих духовных достижениях западной культуры, новое чувство истории – все это постепенно освободили православных богословов от простой зависимости от Запада и помогло им в их попытках восстановить собственно православную богословскую перспективу. Новый интерес к истории Церкви и Отцам Церкви (фактически полный перевод их писаний был выполнен в богословских академиях), к литургии и духовности, вел, в своем развитии, к догматическому возрождению. К концу девятнадцатого столетия, русское академическое богословие стояло на своих собственных ногах, как в качественном отношении (Гарнак изучил русский язык, чтобы прочитать монографию о Феодорите Киррском), так и в смысле внутренней независимости. В то же самое время, и при воздействии того же самого творческого столкновения с Западом, имело место замечательное возрождение религиозных интересов вне узкой структуры профессионального богословия, бросая ему вызов новым пониманием и новым подходом к его собственным проблемам. Действительно, крайне существенно, что человек подобный А.С. Хомякову – духовному отцу и главному вдохновителю русской « религиозной философий» – « смог… оказать огромное влияние на пути русского богословия » ( Г. Флоровский ). И, наконец, имперский период в истории русской церкви явил замечательное возрождение монашества, которое, начиная с киевского периода, всегда фокусировало и вдохновляло большинство живых и духовных сил России. Революция 1917 означала трагический – но, благодарение Богу, не полный – перерыв этого процесса. В то время как в России начались долгие и насильственные преследования, сделавшие всю богословскую работу фактически невозможной 4 , значительное число тех, кто играл ведущую роль в дореволюционном «Ренессансе», оказались в изгнании и таким образом получили два или три десятилетия свободы для творческой работы. Центр богословской работы переместился тогда из России в русскую диаспору. Некоторые богословы обеих традиций – «академической» и «свободной» – были приглашены преподавать на православных богословских факультетах Белграда, Софии, Бухареста, и Варшавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Суслов Георгий во время презентации  сумел провести самую интересную, запоминающуюся  экскурсию по городу.  Пальмовую ветвь первенства по праву получила Сваткова Ульяна за замечательный рассказ о «Софии Киевской».  Все присутствующие, и взрослые, и дети были очарованы, заворожены  игрой на гуслях регента из команды «Златоград» Диковиновой Анастасии, ученицы Свято - Петровской школы. Чистый, звонкий, не похожий на другие музыкальные инструменты звук древнерусского музыкального инструмента перенес собравшихся людей на несколько мгновений в ту далекую эпоху.  И вот настал долгожданный для меня день игры. Ведь мы - организаторы вложили в подготовку все силы и всю душу! Приехали гости. Все ребята переоделись в костюмы,  и школьные коридоры стали напоминать  улицы древнерусского города. По которым деловито пробегали то добрые молодцы в вышитых рубахах, то плавно ступали девицы-красавицы в длинных платьях, украшенных колокольчиками или в сарафанах с кокошниками.  Много интересных этапов предстояло преодолеть участникам во время игры. Знакомились («сдруживались») строили макеты городов, писали письма пером на церковнославянском языке, придумывали легенды, играли в игры, представляли результаты работы команды на презентации строгому жюри. А потом с нетерпеньем ждали, когда назовут команду - победительницу и лучших игроков в номинациях.   В завершении игры всех собрал за одним столом - обед с вкуснейшими домашними  пирогами, которые привезли с собой на игру участники из каждой школы. Радостно было видеть, что за часы, проведенные вместе, наши старшеклассники (из всех  трех православных школ!) подружились между собой! Многие обменялись телефонами.  Я уверена,  что  после участия в проекте «Мой  Древнерусский город: Входи, эпоха!» те далекие времена ( наше славное прошлое), стало для  ребят  понятнее, ближе, роднее.  Многовековой туман времени немного рассеялся, позволив детям заглянуть туда, где когда-то жили их  пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки.  ------------------------------- 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/880...

Все богослужения велись в сопровождении хора, который имел право петь только в Исаакиевском соборе. Хор насчитывал 50 человек: 20 взрослых и 30 малолетних, в том числе 12 басов, 12 теноров, 12 альтов и 14 дискантов. Набирали певчих преимущественно на Украине — в Киевской, Полтавской, Черниговской губерниях, в основном из лиц духовного сословия. Каталог песнопений постоянно проверялся и утверждался Святейшим Синодом. Управлял хором директор придворной певческой капеллы Львов. Большой популярностью в народе пользовался служивший в 1863–1905 годах в Исаакиевском соборе протодиакон В. Н. Малинин, обладавший феноменальным басом. Во время служб в Исаакиевском соборе употреблялись предметы, выполненные из золота и серебра фабрикантами Никольсом и Плинке, а также в мастерских П. И. Сазикова и Ф. А. Верховцева. Для изготовления богослужебных предметов была использована первая добыча серебра Алагирских рудников, пожертвованная императором Николаем I. Поэт О.Э.Мандельштам посвятил Исаакивскому собору трогательное стихотворение: Люблю под сводами седыя тишины  Молебнов, панихид блужданье  И трогательный чин - ему же все должны -  У Исаака отпеванье.  Люблю священника неторопливый шаг,  Широкий вынос плащаницы  И в ветхом неводе Геннисаретский мрак  Великопостныя седмицы.  Ветхозаветный дым на теплых алтарях  И иерея возглас сирый,  Смиренник царственный - снег чистый на плечах  И одичалые порфиры.  Соборы вечные Софии и Петра, Амбары воздуха и света,  Зернохранилища вселенского добра  И риги Новаго Завета.  Не к вам влечется дух в годины тяжких бед,  Сюда влачится по ступеням  Широкопасмурным несчастья волчий след, Ему ж вовеки не изменим.  Зане свободен раб, преодолевший страх, И сохранилось свыше меры  В прохладных житницах, в глубоких закромах  Зерно глубокой, полной веры.  Весна 1921, Спустя несколько лет после Октябрьской революции, оказавшись на грани финансового краха, советское правительство вынуждено было любой ценой найти средство для пополнения государственной казны. К тому же в 1921 году страну постигло стихийное бедствие — засуха и сопровождающий ее страшный голод, охвативший 34 российские губернии.

http://radonezh.ru/analytics/isaakievsky...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010