Знаю, что если бы запорожцы соблюдали великим государям истинную верность, то ничего не говорили бы о делах, до них не касающихся. По наущению кошевого своего Гришки, надутого ляцким духом, они беспрестанно отправляют посольства в Польшу. Кошевой атаман со своими единомышленниками называет великих государей вотчимами, а короля польского отцом. Если запорожцы про регимент мой по неприятельскому польскому наговору зло говорят, то годны ли они веры? Да и киевские жители, именно мещане, лгать на меня не имели причины, потому что они не несут никаких тяжестей, кроме обычных в Малороссии. Разве то им стало нелюбо, что я обличил их и выговаривал им насчет ратушных немалых прибылей, из которых они, отдавая в казну монаршескую только три тысячи золотых, себе с лишком по десяти тысяч в год собирают; а в правах их старых постановлено, что они, кроме отдаваемого киевским воеводам, должны содержать воинских людей на оборону замка и города, кроме того, иметь пушки, пороховые и свинцовые запасы, чего теперь у них совершенно нет; лукавые мужики между собою доходы делят, а о том не радеют, что необходимо на будущее время для их безопасности. Мещане киевские желали бы того, чтоб в Киеве ни одного козака не было, а я, гетман, хочу, чтоб их было и много, потому что надобны. Киевские мещане и на царских воевод негодуют и на ратных людей жалуются, а делают это, как я выразумел, больше ложно, потому что хотят, чтоб их мужицкая прихоть исполнялась и никому не были бы обязаны почестию и повинностию. Что касается аренды, то она обновилась таким образом: мы при царе Феодоре Алексеевиче пресветлому престолу монаршескому доносили, что войска охотничьи, конные и пешие полки при городовых полках надобны, а платить им нечем, и великий государь хотя изволил уделить своей казны, однако впредь велел здесь промыслить денег. По тому монаршескому повелению старшина и полковники и всякого чина люди во время съезда своего в Батурине сидели и много думали, как бы промыслить денег и удовольствовать войско, и все чины постановили быть аренде, ибо от вина ни козаки, ни посполитые люди никакой прибыли не имели, одни шинкари чрезмерно богатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

К этим враждебным выходкам против Оберегателя присоединялось подкапывание под его клиента, нового гетмана малороссийского. Какие-то гультяи, по выражению Мазепы, распустили в Киеве слух, что гетман сносится с поляками, покупает в Польше имения. Киевский воевода Бутурлин отправил разгласителей в Москву, откуда их отослали к Мазепе в Батурин. По этому случаю гетман писал к Голицыну: «Прошу покорно благодетеля и заступника моего милостивого: как рукою своею возвел меня на уряд гетманский и милостиво, отечески обещал быть моим заступником и от напастей оборонителем, зная мою простую душу и простое сердце: так изволь по тому своему благодетельскому слову и вперед заступать и оборонять меня от таких опасных случаев. Никто не доведет, чтоб я в польской стороне хотел покупать маетности, этого мне никогда и на ум не приходило». Мазепа просит Голицына, чтоб позволено ему было пытать разгласителей этих слухов. Гетман догадывался, что киевский митрополит Гедеон не очень к нему расположен по своим приятельским отношениям к Самойловичу, знал, что сын митрополичий, молодой князь Четвертинский, жених дочери Самойловича, живет в Москве, и потому старался удалить его из столицы, заподозрив перед правительством. «Не без сожаления слышу, – писал Мазепа, – что князь Четвертинский, живя в Москве, говорит многие непристойные слова, бесчестит весь царского величества высокий сенат, никого себе не только высшего, но и равного не ставит и пакостными всякими словами укоряет. говорит и то, что он бывшего Самойловича снова на уряд его восстановит и всем его и своим неприятелям отмстит, и сюда, в Малороссию, к бывшей своей невесте пишет. А митрополит – человек мнительный и, как вижу, на меня досадует, думая, что сын его по моему старанию отослан в Москву на всякое бесчестье; по митрополичьей досаде и киевский воевода Ив. Вас. Бутурлин ко мне неприязнен, ни о чем ко мне не пишет, на две мои грамоты не отвечал ни слова. Четвертинскому в Москве, для избежания всяких ссор, нельзя быть». Мазепа просил, чтоб «для всякой осторожности и для страху своевольным» государи позволили ему окружить себя наемными сердюками и драгунами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И Митрополит на Государском жалованье челом бьет. А потом Преосвященный Митрополит говорит Великим Государем речь, буде у него есть. Речь говорил, а после речи поднес Митрополит Великим Государств святые 2 Образа Софии Премудрости Божии в окладе. А после того Великие Государи укажут Игуменов с братиею спросить о спасении; и Думной Дьяк говорит: Великие Государи, их Царское Величество, жалуют, спрашивают вас Игуменов с братиею о спасении,– и они били челом. А после того Думной Дьяк явит Митрополиту Великих Государей жалованье, а говорит: Преосвященный Варлаам Митрополит! Великие Государи, их Царское Величество, жалуют тебя своим Государским жалованьем: Кубок золочен с кровлею, Бархат, Обьяр, Атлас, Камка, Сорок соболей. А потом Думной Дьяк скажет Митрополиту с причтом их Государское жалованье, стол; а молвит: Преосвященный Варлаам Митрополит и Духовныя Особы ! Великие Государи, их Царское Величество, жалуют вас своим Государским жалованьем, столом. Того дня стола не было, а был прежде. Августа в 21 день, как он на Киевскую Митрополию постановлен, для того что быть было ему того ж дня у Великих Государей, и Великие Государи быть у себя ему того числа не указали, а стол был изготовлен. От Великих Государей шел Митрополит прежним местом; сел у Благовещенской паперти в вышеписанную карету, а с ним Духовных Особ 3 человека Игуменов, которые с ним в приезде. Отпуск Митрополита Варлаама Ясинского 199 (1691) Сентября в 19 день было по сему в передней Каменной Палате: 199 (1691) г. Сентября в 19 день Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, указали быть у себя Великих Государей на Дворе на отпуске Преосвященному Варлааму Митрополиту Киевскому и Духовным Особам. А как Митрополит с Духовными Особами войдут к Великим Государем в Палату, и Думной Дьяк явит их Великим Государем челом ударить, а говорит: Пресветлейшие и Державнейшие Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы и многих Государств и Земель Восточных и Западных и Северных, Отчичи и Дедичи, и Наследники, и Государи и Обладатели! Вашего Царского Величества Богомолец Преосвященный Варлаам Митрополит Киевский и Галицкий к Малыя России и Духовныя Особы вам Великим Государем, Вашему Царскому Величеству, челом ударили и на Вашем Великих Государей жалованье челом бьют. И Великие Государи изволят у Митрополита принять благословение; а после того изволят Великие Государи спросить Митрополита о спасении, и Думной Дьяк говорит: Преосвященный Варлаам Митрополит Киевский и Галицкий и Малыя России! Великие Государи, их Царское Величество, жалуют тебя, спрашивают о твоем спасении. И Митрополит на Государством жалованье челом бьет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Митрополит киевский хотя и всей России пастырь и ексарх константинопольский, однако не всегда священников этой стороны имел в своей пастве, но всякий находился в послушании у своего особого пастыря: черниговские – черниговского архиепископа, переяславские – переяславского епископа знали: митрополит же киевский, от древних веков в Киеве на своем сидя месте у св. Софии, только одною тою стороною Днепра довольствовался и теперь, на той стороне Днепра пребывая, довольствоваться тамошним духовным чином может. О Киеве и прежде многочастно и многообразно писал я к вашему царскому величеству, и теперь повторяю, ибо слух здесь прошел, что он на комиссии уступлен ляхам и последнего числа ноября нынешнего года будет отдан, о чем все православные киевские обители плачут, и весь православный малороссийский народ в смятении. Ей премилосердый, православный царю! пожалей крови своей и искони вечного отечества, потому что сущая-то вашего царского величества кровь – оные правоверные великие князья и цари киевские: не отпускай же своего присвоения и венца царского, того святого великого града Киева, от своей государской руки правоверной в иноверную, в вечное поношение и жалость всему православному христианскому народу. Смею припомнить и о государском слове (понеже слово делом закоснело) насчет напечатания трудов моих. «Трубами» названных: смиренно бью челом, чтобы ваше царское пресветлое величество слово свое делом совершить изволил, потому что книги уже исправлены, св. Иоасафом-патриархом благословены». Протопоп Семен подал и лист патриаршеский с проклятием на Многогрешного: «Мефодий, божиею милостию архиепископ Нового Рима, великий патриарх. Честный отец Роман, протопоп бряславский, известил нас, что во время войны и смятения меж людьми Демко Игнатенко овладел домом оного иерея и пограбил имение его: четыреста осмачек хлеба, шесть котлов великих, четыре коня, полтораста свиней, две сабли оправных позолоченых, пятьсот золотых денег, а самого его изгнал. Если Демка Игнатенко отдаст протопопу все, что взял, в целости, без отговорок, по доброй воле, то будет благословен; а если не захочет отдать, то да будет отлучен от бога, проклят и не прощен, мертвый да не рассыплется никогда до уреченного суда; камни, дрова, железо да истлеют и рассыплются, и земля рассядется, он же никогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Несмотря на то, что православные народы на Балканах в деле создания высших богословских учебных заведений избрали иной, нежели Россия, путь, все же в XIX – начале ХХ веков система духовного образования Русской Церкви оказывала существенное влияние на Поместные Православные Церкви Европы. С 1840-х годов на учебу в духовные академии Российской империи регулярно принимают выходцев из других Церквей. Прежде всего, это были сербы, болгары, черногорцы, греки, румыны и сирийцы. Особенно высоким процент иностранцев в духовных школах России был в 1880-90-е годы. Например, в 1887 году в Киевской духовной академии обучалось 25 иностранных студентов (11 сербов, 7 болгар, 6 румын и 1 японец), а в 1897 году здесь было 43 иностранца (10 греков, 11 болгар, 13 сербов, 5 румын, 2 черногорца и 2 сирийца). Если учесть, что в эти годы общее количество студентов КДА колебалось от 180 до 190 человек, то станет очевидно, что иностранцы могли составлять почти четверть от общего числа студентов академии . Впоследствии иностранцы, окончившие духовные академии, возвращались на родину и могли занимать достаточно высокие посты в своих Церквах. Поэтому неудивительно, что когда, например, в начале ХХ века в Сербии обсуждалась перспектива создания высшей богословской школы, то ряд церковных деятелей выступали за создание духовной академии по образцу Русской Церкви. Однако в ходе напряженной общественной дискуссии все же победила другая точка зрения, и в Белграде был открыт богословский факультет . После революции 1917 года система богословского образования на территории бывшей Российской империи была полностью уничтожена. Часть профессоров духовных академий оказалась в эмиграции, и здесь они сыграли важную роль в становлении богословских учебных заведений в братских славянских странах. Так, на богословских факультетах в Белграде и Софии трудились профессора Санкт-Петербургской духовной академии Н. Н. Глубоковский и протоиерей А. П. Рождественский, профессора Киевской духовной академии протоиерей Федор Титов и М. Э. Поснов, другие представители богословской школы дореволюционной России.

http://bogoslov.ru/article/1852214

Следует отметить, что Патриарх Владимир (Романюк) в ближайшее время собирался осуществить комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности возглавляемой Филаретом Киевской Епархии. Он просил руководство ГУ МВДУ в гор. Киеве оказать помощь в проведении проверки. Особенно Владимира (Романюка) интересовала судьба присвоенной Филаретом кассы Киевского Экзархата, в которой, по состоянию на 1990 год, находилось около трёх миллиардов рублей. По мнению Владимира (Романюка), эти деньги были переведены в свободно конвертируемую валюту и вложены на депозитные счета в банки за пределами Украины. Свою просьбу Владимир (Романюк) мотивировал тем, что сам он без поддержки государства осуществить это не сможет из-за противодействия со стороны Филарета и его окружения. Однако УПЦ-КП остро нуждается в денежных средствах для восстановления разрушенных и постройки новых храмов, оказания помощи обездоленным детям и старикам. Начальник II отдела УБОП в Киеве майор милиции И. Т. Загребельный. 25 июля 1995 г. » Заметим, что одни и те же люди, были и организаторами травли Романюка, гнали его, как врага, из Украины, и организаторами его патриотических похорон. Власть дала разрешение на погребение на Байковом (главном кладбище Украины), однако провокаторы повернули многотысячную похоронную процессию в противоположную сторону, к Софии, гробом прорывали милицейские кордоны и захоронили Романюка на обочине площади у входа в колокольню, за что были жестоко побиты и разогнаны. Это было покруче, нежели акция «онижедети» в октябрьскую ночь 2013 года. Смерть на скамейке Обстоятельства смерти  Владимира Романюка в Акте судмедэкспертизы 3479 от 15 июля 1995 года Киевского областного бюро СМЭ, подписанном судмедэкспертом В.Т. Юрченко, отсутствуют, о чем есть соответствующая запись. Мертвого, окровавленного человека подбирают на улице, везут в морг, а нет ни протоколов, ни свидетелей? Возможно ли такое? Возможно, поскольку никто никакую милицию на место преступления не вызывал, и она никого в морг не отвозила.

http://radonezh.ru/monitoring/skelety-v-...

—214— Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1899 г. Мая 3. В Совет Московской Духовной Академии к сведению и исполнению» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 29 апреля 1899 года за 2334: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 19 минувшего марта 7706, о назначении Секретарю Владимирской духовной консистории, бывшему Секретарем Таврической Консистории, Гроздову вознаграждения за труды по защите интересов духовного ведомства в Симферопольском Окружном Суде и Одесской Судебной Палате по иску, предъявленному наследниками потомственного почетного гражданина Василия Феолого к Московской, Киевской и Казанской духовным академиям, на сумму 37 500 рублей. Приказали: В виду того, что защита интересов духовного ведомства в Симферопольском Окружном Суде и Одесской Судебной Палате по иску, предъявленному наследниками потомственного почетного гражданина Василия Феолого к Московской, Киевской и Казанской духовным академиям, на сумму 37 500 руб., поручена была Секретарю Консистории Гроздову Святейшим Синодом, и что по ведению сего дела, имевшего благоприятный для духовного ведомства исход, Гроздов, по его заявлению, понес значительные труды и немалые расходы на многократные поездки в Севастополь, Феодосию, Керчь, Петербург и Одессу, на каковые расходы ему не было ничего отпущено, Святейший Синод, по выслушании заключения Хозяйственного Управления, определяет: назначить Гроздову, в вознаграждение за его труды и на покрытие понесенных им расходов, тысячу рублей, с отнесением сего расхода на проценты с завещанного Феолого в пользу помянутых академий капитала, в равной доле на каждую из них; о чем для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Принять к сведению и сообщить Правлению Академии для надлежащего исполнения. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1899 г. Мая 9. В Совет Московской Духовной Академии к сведению и руководству» – указ на имя Его Высоко-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. д. доцента Павел Тихомиров по кафедре истории фило– —41— софии прочитал студентам II курса: историю древней философии, средневековой и новой до Канта включительно. И. д. доцента Сергей Смирнов по предмету истории русской церкви читал студентам III курса киевский период истории. 1) Религиозные движения среди народов русской равнины в VII–X вв. 2) Появление и утверждение христианства на Руси. Распространение его в Киевский период. 3) Церковное управление. 4) Просвещение. 5) Монашество. 6) Вера и нравы русских христиан XI–XII вв. И. д. доцента Евгением Воронцовым студентам I курса по еврейскому языку прочитана была этимология еврейского языка, причём особенное внимание было обращаемо на выяснение производства слов от корней и установление точного смысла коренных слов в еврейском языке. – Прочитаны, разобраны и переведены 1 глава книги Плача Иеремии, 1 глава книги Даниила и 38 глава книги Иова. Студентам II курса по библейской археологии было прочитано о древностях языческих культов, упоминаемых в Библии, и о древностях ветхозаветного иудейского культа. И. д. доцента Дмитрий Коновалов по кафедре греческого языка и его словесности изложил для студентов I курса историю греческого языка и письма, в связи с систематическим курсом греческой диалектологии и палеографии. Изложение сопровождалось практическими упражнениями в разборе диалектическим текстов, причём главное внимание было обращено на ионический текст недавно открытых мимиамбов Герода, и в чтении снимков с греческих рукописей по изданию Ваттенбаха и Фельзена. – Предметом его занятий со студентами II курса служила история греческой поэзии. Параллельный практический курс состоял в комментарии „Поэтики“ Аристотеля. – Студенты III курса слушали лекции по истории греческой прозы и упражнялись в художественном переводе „Картин“ Филострата. По английскому языку лектором оного – и. д. доцента Ильёй —42— Громогласовым изложены были в течение первого полугодия грамматические правила (по руководству Мак-Клиланда) и делались переводы из хрестоматии, приложенной к учебнику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ЮНЕСКО собирается в 2009 году внести Андреевскую и Кирилловскую церкви в Киеве в Список всемирного наследия 1 августа 2008 г. 14:16 Национальный заповедник «София Киевская» рассчитывает, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) внесет в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО от Украины Андреевскую и Кирилловскую церкви в Киеве летом 2009 года. Об этом «Укра©нським Новинам» сказала заместитель директора заповедника Ирина Марголина. «Если все будет нормально, тогда, я думаю, позитивное решение будет принято летом 2009», — сказала И. Марголина. Она сообщила, что в июле состоялась сессия ЮНЕСКО, на котором Украина представила свои предложения по номинации церквей. Однако специалисты ЮНЕСКО рекомендовали номинировать их не путем расширения зон объекта, а путем дополнения существующего номера. «Номер " Софии Киевской " и Киево-Печерской лавры (в списке ЮНЕСКО) — 527 и уже есть номер у Кирилловской и Андреевской церквей — 527bis, нам уже дали определенный аванс, что их будут рассматривать», — добавила И. Марголина. Таким образом, Украина должна переделать номинационное досье соответственно рекомендациям и представить его повторно на рассмотрение ЮНЕСКО до февраля 2009 года. Кроме того, И. Марголина сообщила, что специалисты ЮНЕСКО рекомендовали Украине номинировать Судакскую (Генуэзскую) крепость в список вместе с другими памятниками этого периода, расположенными на территории Италии, Греции, Турции. В связи с этим заповедник обратился к администрациям заповедников в этих странах с предложением о сотрудничестве. Как сообщало агентство, в 2007 году Украина предложила ЮНЕСКО внести в Список всемирного культурного наследия Андреевскую и Кирилловскую церкви в Киеве и Судакскую крепость в Крыму. Всего в списке ЮНЕСКО от Украины находятся 4 объекта. В состав заповедника «София Киевская» входят около 50 памятников архитектуры, в числе которых Кирилловская и Андреевская церкви. RISU /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/443646.htm...

Я испугался и прибежал сюда, желая здесь кончить жизнь в благочестии. При мне еще держались благочестивые люди многие, а теперь без меня, конечно, король всех приневолит в римскую веру, он притом стал упорно, чтоб благочестивую веру в Короне и Литве совершенно искоренить. В архиереи я посвящен Дионисием Балабаном, митрополитом киевским». Повидавшись с епископом, Украинцев имел разговор с гетманом об избрании митрополита в Киев. «Я всегда этого желал и хлопотал, – сказал Самойлович, – чтоб в Малой России на киевском престоле был пастырь; теперь дух св. влиял в сердца великих государей и сестры их, что прислали они тебя с указом об этом деле. Я стану около этого дела радеть и промышлять, с духовными и мирскими людьми советовать, а думаю, что иным малороссийским духовным будет это нелюбо. Прошу у великих государей милости, чтоб изволили послать к святейшему цареградскому патриарху – да подаст благословение свое и уступит малороссийское духовенство под благословение московских патриархов. Да чтоб пожаловали великие государи меня и весь малороссийский народ, велели нам и вперед выбирать у себя в митрополиты вольными голосами по нашим правам. Знаю я подлинно, что это дело не любо будет архиепископу черниговскому (Лазарю Барановичу). Ему и то не любо, что епископ луцкий приехал сюда, в Малороссию, говорит: «Разве его митрополитом киевским сделать, а то другого ему места нет». А епископ – человек добрый и смирный, никакой власти не желает». – «Если у архиепископа черниговского ненависть к епископу луцкому, – сказал Украинцев, – то ты бы, гетман, скоро его, епископа луцкого, в Москву не отпускал; пусть прежде духовные и мирские люди выберут митрополита в Киев». Отпуская Украинцева, гетман сделал новое предложение: «Указали бы великие государи в Киев, Переяславль и Чернигов перевести на вечное житье русских людей (великороссиян) с женами и детьми, тысяч пять или шесть, и этим малороссийский народ обнадежился бы, что государи никому Малороссии не уступят, а поляки бы пришли в отчаяние».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010