«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) София-Логос. Словарь В каком то смысле «София-Логос. Словарь» самая показательная книга Аверинцева, представляет как бы квинтэссенцию его творчества. В своё время «Философская энциклопедия», значительная часть которой была написана Аверинцевым, стала событием в советской культурной жизни. Аверинцеву и его коллегам удалось протащить в советскую печать «Философскую энциклопедию», освобожденную от «научного атеизма», «марксизма-ленинизма» и т. п. Она реабилитировала главных представителей русской религиозной философии, и, главное, саму религию. в перваю часть предлагаемой книги — «Словарь», вошли все наиболее значительные статьи С. С. Аверинцева, написанные для энциклопедий и словарей («Фило­софская энциклопедия», 1964-70 гг., и «Новая философская энциклопедия», 2000-2001, «Мифы народов мира», «Большая советская энциклопедия», «Христианство» и др.). Энциклопедические статьи Аверинцева — это что-то совершенно особенное: великолепное сочетание фактологичности и научной строгости с живым, ярким изложением. Вторая часть книги — «София-Логос» открывается знаменитой статьёй «К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской», в свою очередь тоже ставшей событием в советской культуре (этот небольшой шедевр прослеживает движение символа Софии через века и культуры). Часть «София-Логос» содержит исследовательские статьи Аверинцева, подобранные и редактированные им самим:  статьи о Премудрости Божьей, святоотеческом наследии, русской мысли, судьбе христианства в современном мире, разным актуальным вопросам. Сергей Аверинцев София–Логос ПРЕДИСЛОВИЕ К ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Прежде всего иного спешу низким поклоном выразить мою благодарность издательству «Дух и Литера» и всем киевским друзьям, без которых ни первое, ни нынешнее издание не были бы возможны. А propos святого града Киева: как не поддаться искушению и не вспомнить самое начало тех моих трудов, плоды коих вошли в эту, не где–нибудь, а именно в Киеве напечатанную книжку? Тридцать пять лет без малого тому назад я первый раз в моей жизни оказался в Киеве, первый раз вошел под своды Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Автор петиции, которую пока подписали чуть более 300 человек, просит провести голосование по этому вопросу 9 ноября. ПРАВМИР. На Украине проводят сбор подписей против проведения церемонии открытия песенного конкурса «Евровидение-2017» на территории национального заповедника «София Киевская». Соответствующая петиция опубликована на сайте Киевского городского совета. Для рассмотрения Киевсоветом обращение должны поддержать 10 тысяч человек. Автор петиции, которую пока подписали чуть более 300 человек, просит провести голосование за выбор места с учетом мнения киевлян и верующих. По его словам, нет никаких данных о проведении исследований на предмет вероятности нанесения ущерба ансамблю Софийского собора. «Отсутствие гарантий сохранности комплекса вызывает обеспокоенность, особенно учитывая, что в последние годы подобным строениям уделяется недостаточно внимания. Это является причиной крайне неудовлетворительного состояния большого количества памятников архитектуры не только в Киеве, но и в Украине», — отмечается в документе. Также у автора вызывает недоумение, что подобное решение было принято без мнения киевлян. «Предполагаю, что решение провести открытие «Евровидения-2017» в Софии Киевской может вызвать негодование среди верующих, даже несмотря на то, что на сегодняшний день это место является заповедником», — говорится в документе. Ранее, напомним, члены Ветеранского объединения «Украинский Хельсинский Союз» попросили президента Петра Порошенко отменить развлекательные мероприятия на территории храма Софийского монастырского комплекса. «Такие планы инициаторов мы расцениваем не только как вопиющее проявление культурного невежества, но и как скрытое стремление подмены ценностей, едва замаскированный способ навязать украинскому народу вместо ориентиров высокой европейской культуры, выстроенной на христианских началах, обычаи и образцы массовой культуры», — говорится в их заявлении. Украина стала победительницей предыдущего конкурса «Евровидение 2016», прошедшего в Стокгольме, с песней Джамалы «1944». Финал конкурса состоится 13 мая 2017 года. Церемония открытия — событие, которое обычно проходит в воскресенье, за шесть дней до финального шоу.

http://pravmir.ru/na-ukraine-sobirayut-p...

Закрыть «Зеленский на стороне ПЦУ» Михаил Погребинский о том, почему украинские власти отказали УПЦ МП в возможности провести благодарственный молебен в Софийском соборе, а последователям Думенко – разрешили 16.12.2020 980 Украинс кий политолог, основатель и директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в интервью «Союзу православных журналистов» заявил, что президент Украины Владимир Зеленский перешёл на сторону т.н. ПЦУ. Отвечая на вопрос, почему власти позволили ПЦУ провести свой «молебен» в Софии Киевской, но двумя месяцами ранее отказали в этом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, эксперт отметил, что «ничего в этом удивительного нет». «У нас же президент начал хорошо – отстранился от вмешательства в религиозную жизнь, и был даже эпизод в Турции, когда он это явно дал понять. Но через год он изменил свою позицию и сейчас фактически ведет в этом вопросе политику, близкую к той, которую вёл Порошенко. Не так, может, нагло, но примерно такую же. Он на стороне украинских националистов, он на стороне неканонической для большинства православного мира " церкви " ПЦУ. И решения соответствующие принимают в правительстве – премьер и гуманитарная публика – жесткие враги канонической Православной Церкви, так что ничего удивительного в этом нет», – сказал Михаил Погребинский. Как сообщал СПЖ, после «благодарственного молебна» в Софии Киевской, который состоялся 15 декабря 2020 года по случаю двухлетия образования ПЦУ, Думенко заявил, что «от ПЦУ зависит будущее мирового Православия». Ранее Министерство культуры, под предлогом эпидемии коронавируса, отказало УПЦ МП в проведении богослужения на территории Национального заповедника «София Киевская». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/16/ze...

В нач. 1136 г. Н., приехавший в Киев с «лучьшими мужи» (представителями новгородской знати), вместе с митрополитом принял деятельное участие в успешном примирении противоборствующих князей Мономашичей и Ольговичей во главе соответственно с кн. Киевским Ярополком Владимировичем и кн. Черниговским Всеволодом Ольговичем (впосл., в 1139-1146, кн. Киевский) (НПЛ. С. 23-24, 208-209; см. также: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 298-300; Т. 1. Стб. 303-304). В том же 1136 г. новгородцы, призвав в Новгород псковичей и ладожан, выдвинули ряд обвинений против блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича; 28 мая он был посажен под стражу в епископский двор и отпущен только 15 июля; 19 июля прибыл призванный новгородцами на княжение из Черниговской земли кн. Святослав (Николай) Ольгович (НПЛ. С. 24, 209). Владычный летописец новгородцев не только не осуждает, но и, напротив, указывает перечень вин князя перед ними и не пытается оправдать Всеволода. Из этого с большой степенью вероятности следует, что Н. не возражал против антикняжеских действий вечников. В 1136/37 г. Уставная грамота, выданная Новгородской епископии кн. Святославом Ольговичем (вскоре после того, как он стал местным князем), определила новый порядок получения финансирования домом Св. Софии, к-рое осуществлялось путем сбора доходов с погостов в Заволочье (Подвинье). Вместо традиц. десятины Святославом Ольговичем была установлена точная сумма выплат епископу от даней, собранных княжеским служилым человеком (домажиричем) в Заонежье,- 100 гривен (в случае невозможности выплаты всей суммы княжеский домажирич должен был выделить 80 гривен, а князь - восполнить эту сумму 20 гривнами из своей «клети») (ДРКУ. С. 147-148). Можно предположить, что устав был составлен по просьбе Н., к-рый упоминается 1-м среди потенциально заинтересованных лиц («нужа же бяше пискупу, нужа же князю в томь, в десятои части Божии») (Там же. С. 148) и, т. о., больше нуждался в твердо установленных выплатах из княжеской казны («клети»), откуда прежние князья выделяли епископам десятину «от дании, и вир, и продажь, что входить в княжий двор всего» (Там же. С. 147). Кроме того, указание на Св. Софию (т. е. на Самого Христа) как гаранта исполнения устава («оже ли кто в которое время а то рюшить или отиметь, что я урядил князь Никола Святослав с владыкою Нифонтомь, князь ли, или ин кто сильных новогородець, а будеть Богу противен и Святеи Софии») (ДРКУ. С. 148) демонстрирует, что устав Святослава Ольговича составлен в епископской канцелярии и «должен, очевидно, считаться одним из завоеваний епископа в перевороте 1136 г.» ( Лихачёв. 1986. С. 159. Ср.: Никитский. С. 25-27; см. также: Щапов. 1972. С. 150-164; Стефанович П. С. Княжеские доходы и церковная десятина по грамотам XII в.//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 155-156).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

[Следует отметить, что издание чиновников он продолжает: вскоре выйдут в свет «Чиновники Московского Успенского собора», готовятся к изданию «Патриаршие вы- —78— ходы». С окончанием этого последнего издания получится полная библиотека древнерусских чиновников – большое приобретение для русской церковно-исторической науки]. IV. Заглавие самого исследования проф. Голубцова такое – «Соборные чиновники и особенности службы по ним». Если бы на основании его кто-нибудь подумал, что имеет дело с простым историко-литургическим и археологическим комментарием к текстам изданных соборных чиновников, тот бы ошибся жестоко. Труд проф. Голубцова и шире, и глубже, и интереснее. Задуманное очень широко исследование рассчитано на две половины. В первой, теперь напечатанной, состоящей из предисловия, девяти глав и трех приложений, содержится следующее: сказав о названии чиновников и дав общее представление о них, автор подробно говорит о св. Софии Константинопольской, как идеале храмовых и церковно-богослужебных порядков для древнерусских соборов, важном значении, внешнем благолепии и богатом внутреннем убранстве их. Сказав затем о численности священнослужащих и вообще соборного клира, он переходит к рассмотрению важнейших особенностей наших старых кафедрально-епископских церквей и преимущественно входов и выходов на праздничных вечерне, утрени и литургии. В этих обрядах и священнодействиях, мало разъясненных и даже совсем не затронутых в нашей литургической науке, по мнению исследователя, рельефно отразилась практика Великой церкви и особенно глубоко сказалось влияние её устава (Предисл., IV–V). В небольших приложениях: о происхождении орлеца, о старом архиерейском месте в храме и о предносной архиерейской лампаде даются лишние доводы в пользу основной мысли исследования о влиянии практики и устава св. Софии Цареградской на древнерусскую соборную обрядность. Отсюда видно, что в своей книге наш автор исследует огромный отдел литургической науки – историю древнерусского соборного богослужения, начиная с его источника – практики и устава Великой Константинопольской церкви, продолжая состоянием этого богослужения в периоды киевский, монгольский и московский и только заканчивая той эпохой, к которой относятся соборные чиновники.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сильвестр стал известен в Москве летом 1651 года, когда прислал государю следующую грамоту: «Избран я на митрополию киевскую во время нужное, когда учинилась в нашей Литовской земле нынешняя междоусобная брань; крестьяне, приписанные к церкви св. Софии, пошли теперь в козаки, церкви доходов, послушания и строения от них нет, только надеемся помощи от Бога и от твоего царского величества. В церкви св. Софии нет книг: двенадцати миней месячных да прологов на весь год, да Феофилакта, да устава большого; а я от многих наездов властелинских, которые властели приезжают в Киев из Польши от панов и от козацких старшин, изнищен до конца, не могу ничего купить. Вели, государь, дать свое жалованье: 12 миней месячных да прологи сентябрьские и мартовские, да Феофилакта, да устав большой, и на меня умилосердись, на одежду теплую пожалуй, чем бы мне зимою согреться». Просьба осталась без исполнения, потому что митрополит не подписался на грамоте своею рукою. Во время последних сношений Хмельницкого с царем о подданстве Сильвестр не отозвался ни разу; в Москве показалось это очень странным: дело идет об избавлении православных от гонения нечестивых латин, Малая Россия соединяется с Великою во имя восточного православия, а митрополит молчит; помнили поведение Иова Борецкого и тем более изумлялись поведению Сильвестра Коссова. Но между положением Иова и Сильвестра была большая разница: Иов держал митрополию во время сильного разгара борьбы между православием и унией, когда новопоставленные архиереи православные подвергались тяжелым нареканиям и преследованиям; Иов в крайности искал спасения везде, обращался к козакам, обращался к Москве, причем все другие расчеты и соображения были забыты. Но Сильвестр правил церковью совершенно в иное время, когда благодаря Хмельницкому религиозные преследования затихли: правда, католические прелаты не пустили Сильвестра в сенат, зато в Киеве его никто не трогал, в Киеве никто не запирал церквей православных. Прекращение гонений давало простор другим интересам: Сильвестр был шляхтич и потому не мог не сочувствовать шляхетскому государству, а главное, при польском владычестве он был независим, ибо зависимость от отдаленного и слабого патриарха византийского была номинальная, тогда как при подданстве Малороссии московскому государю трудно было избежать зависимости от московского патриарха, которая была уже не то.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Около полудня стало известно, что «иерархи» УПЦ КП, прервав заупокойную «литургию» во Владимирском соборе, спешно собрались на заседание «епископского собора». Он, вопреки достигнутой договоренности, принял решение о захоронении Володимира на территории киевского Софийского собора. Правительство было письменно уведомлено об этом в 14 часов 15 минут. В ответ на это по поручению премьер-министра Украины Марчука были предприняты попытки договориться с «Синодом» УПЦ КП об окончательном месте погребения и возможности переноса похорон на 19 июля Филарет так объяснял «внезапное» решение похоронить Романюка у Софийского собора: «Настрой духовенства и мирян был решительным нести к Софии, поскольку она связана также с тем, что именно там выбирали патриарха, проводили интронизацию». Далее Денисенко сообщал и вовсе фантастические подробности: «Представители общин УПЦ КП говорили, что в противном случае они будут вынуждены вместе с американской делегацией отправить тело покойного в Америку и похоронить его рядом с патриархом Мстиславом» В 14 часов удары колокола на Владимирском соборе возвестили о том, что раскольники завершили отпевание своего «патриарха». Похоронная процессия двинулась по Владимирской улице. Лишь задним числом правительство было уведомлено о том, что движение идет в сторону Софийского собора 186]. Позже Филарет и члены «Синода» УПЦ КП на пресс-конференции уверяли, что народ сам избрал место захоронения, и они не могли ничего изменить. Но для чего же было в последние минуты отпевания собирать «епископат» и принимать двусмысленное решение о погребении в храме св.Софии? Корреспондент газеты «Правда Украины» всеобщее недоумение по поводу поведения «иерархии» выразил так: «Пусть народ заблудшие овцы, не ведает, что творит. Но вы-то ведь знали, что власть от Бога. Если власть говорит, просит, умоляет, поверните направо, почему же повернули налево? Народ повел? Так кто же тогда овца, а кто пастырь?» Не последнюю роль в режиссуре провокации сыграл и экс-президент Украины Леонид Кравчук.

http://sedmitza.ru/lib/text/440085/

Можно определить прототипы значительной части композиций Троицкой ц., ряда изображений 60-х гг. XVIII в. в соборе Св. Софии Киевской. В надвратном храме, напр., по известным европ. образцам выполнены композиции «Крещение евнуха ап. Филиппом» на сев. стене трансепта, «Жертвоприношение Авраама» в апсиде жертвенника, цикл «Евангельские заповеди блаженства» на пилястре юж. стены и на юж. пилоне юго-зап. крещатого столпа и др. В алтарной части храма Св. Софии - также сюжеты цикла «Евангельские блаженства». Образцами для подобных росписей были иллюстрации Библий Пискатора, Вайгеля, Мериана, Данкертса и др. популярных европейских гравированных альбомов. Стенопись лаврских мастеров 1-й пол. XVIII в. по характеру и манере исполнения почти не отличается от станковой живописи, что заметно, напр., при сопоставлении настенных росписей Троицкой ц. с иконами из ее иконостаса. Эти особенности соответствуют общеевроп. тенденциям - с XVII в. в искусстве Зап. Европы ведущую роль играет станковая живопись. Лик преподобных. Роспись притвора Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Лик преподобных. Роспись притвора Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Киевская монументальная живопись XVIII в. по стилю родственна укр. портрету эпохи: реалистическая тенденция объединялась с использованием орнаментики. Типично введение в стенопись или размещение в храмах живописных, заключенных в рамы портретов исторических персонажей - гетманов, князей, царей, митрополитов, архимандритов, донаторов. В Успенском соборе монументальная «портретная галерея» (до 1718, поновлена и дописана в 20-х гг. XVIII в.), включавшая ростовые изображения архимандритов, князей, царей и гетманов, опоясывала 3 стены нефа (Там же. С. 180). С 20-х гг. XVIII в. до 1-й трети XIX в. на хорах собора формировался комплекс крупных ростовых портретов на холстах (после 1832 перенесены в ризницу, ныне в собр. НКПИКЗ, НХМУ; см.: Лonyxiha. 2005). Значительны достижения лаврских мастеров в изображении пейзажа. Так, в Троицкой ц. композиции с образами природы представлены не только в стенописи, но и на иконах из иконостаса, а также на дверях и стасидиях. Аналогичные приемы исполнения пейзажа наблюдаются и на др. иконах того времени: «Грехопадение» (НХМУ, происходит из с. Березна), «Встреча Марии и Елисаветы» и «Соглядатаи земли Ханаанской» (НМ(Л), НХМУ, обе из с. Сулимовка) и др.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Несмотря на непривычный вид, глаголические буквы имеют соответствия в кириллице, а вот с числовыми значениями иногда возникает путаница. Числа в глаголице возрастают строго по алфавиту, а в кириллице они разбросаны частью произвольно, в соответствии с алфавитом греческим. Первичность глаголицы по сравнению с кириллицей подтверждают рукописи-палимпсесты. Про Древний Египет, например, мы широко знаем, что папирусы иногда смывали: тростник недорог, но всё-таки сколько-то он да стоил, поэтому для повседневных нужд (например, для учебы) написанное могли смыть, и использовать свиток еще раз. То же делали иногда с более дорогим пергаменом, с той разницей, что с кожи написанное нужно было выскребать ножом. Именно такой «дважды исписанный лист» называется палимпсестом. Так вот, рукописей, где поверх глаголицы выполнена запись кириллицей, довольно много. Наоборот – ни одной. Любимая в Хорватии, где она дожила даже до XX века, в восточнославянских землях глаголица почти не имела распространения. Глаголические надписи можно найти на стенах Софии Киевской, чуть больше – в Софии Новгородской. Но и только. Кириллица или «климентица», и как «падают» буквы Современные научные представления гласят: собственно кириллицу изобрели ученики Кирилла и Мефодия на рубеже X и XI веков. Одним из возможных авторов этой азбуки считается святой Климент Охридский. Состав букв в первоначальном варианте кириллицы нам неизвестен, а вот в полном, который использовался до XIV века, их было много – аж сорок четыре. И буквы были разные, да и славянская речь звучала тогда по-другому. Святой Климент Охридский Часть букв – таких, как «пси», «кси», – перекочевали в кириллицу прямо из греческого алфавита. С учетом того, что и заимствованных слов в древних книгах было немало, такой переход воспринимался органично, и всё-таки со временем буквы эти заменили на сочетания из нескольких славянских. Так было проще. Еще были юсы. Большой читался как [он], малый – [ен]. Однако со временем носовые звуки из древнерусской речи пропали. Большой юс исчез совсем, малый – составил графическую основу для буквы «я».

http://pravmir.ru/creative/potomki-podpi...

Среди росписей Софии Киевской особой славой пользовались портреты членов семьи Ярослава Мудрого. Изначально украшавшие центральный неф, они погибли еще в древности, а уцелевшие остатки были испорчены неумелыми подновлениями и реставрациями. Кроме того, в XVII веке рухнула западная стена собора, поэтому о ее убранстве можно судить лишь по зарисовкам немецкого художника А. Вестерфельда, посетившего Киев в 1651 году. Княжеские портреты, видимо, располагались следующим образом: напротив алтаря был написан Христос на троне, рядом с ним – Владимир, княгиня Ольга, Ярослав с Ириной, на южной стене нефа – сыновья князя Ярослава, а на северной – его дочери. Живопись светской тематики на стенах храма составляет одну из любопытных особенностей Софийского собора. Из фресок лестничных башен можно составить мнение о нравах и обычаях древнерусского общества, узнать о самых популярных развлечениях народа и правителя государства. В сценах из княжеской жизни показаны Ярослав на скачках, скачущие лошади, публика и судьи, выходящая из дворца княжна, дружинники во время охоты на медведя и ловли диких коней. Огромный исторический интерес представляют росписи, где воспроизведены такие народные забавы, как кукольный театр под названием «вертеп», спектакли скоморохов и ряженых, борьба, танцы под сопровождение княжеского оркестра, который, судя по рисункам, состоял из дудочников, органиста и раздувавшего мехи слуги. Художественное богатство Софийского собора дополняла привезенная из Константинополя церковная утварь из драгоценных металлов, тяжелые, расшитые золотом шелковые ткани, резьба по мрамору и шиферу, а также мозаики пола. Первоначально центральную апсиду украшала полития – мозаичная композиция из смальты и кусочков разноцветного мрамора. В удаленных от центра частях храма находились огромные иконы с изображениями почитаемых местных и чужеземных святых. Над ними были развешаны небольшие иконы, так называемые праздники, воспроизводившие главные события из земной жизни Христа. В середине храма был очерчен омфалий – круг, окаймленный полосами мозаичного набора с геометрическим орнаментом. Пол центральной апсиды украшала мозаика, состоявшая из замысловатого сочетания больших ромбов, кайма которых образовывала круги. Пол северной ветви трансепта представлял собой изысканную композицию из 12 больших и 17 маленьких кругов. Настил помещений южного крыла отличался ковровым рисунком. Несмотря на различие композиций, узоры на полах объединял ковровый принцип построения, а также свежий колорит блестящих кусочков смальты: красных, синих, зеленых, желтых. Соединенное с разноцветным мрамором сияющее стекло создавало насыщенный красками орнамент. Ступени лестниц хор были оформлены мозаикой геометрического или «гофрированного» орнамента, аналогичного декору окон центральной апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=01028

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010