Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Националист Н.Жулинский возглавил попечительский совет по восстановлению Софии Киевской 30.06.2006 30 июня в Киеве начал работать попечительский совет по восстановлению Софии Киевской . Его задачей станет поиск инвесторов и меценатов, готовых выделить средства на ремонт известнейшего архитектурно-исторического ансамбля Киевской Руси. Совет возглавил Николай Жулинский – известный националист, один из лидеров организации «Просвита», который не раз заявлял о том, что русский язык несет угрозу для украинского общества и государства в целом. Однако парадокс в том, что Фонд по восстановлению собора финансирует донецкий бизнесмен Ринат Ахметов, один из лидеров Партии Регионов. На вопрос, не тяжело ли было Жулинскому поступиться своими политическими принципами и пойти на работу в фонд, финансируемый его идейными оппонентами, Жулинский ответил весьма своеобразно. «Я никогда не был против русского языка, написал две книги на русском, жил в Санкт-Петербурге. Что касается парада регионов, я считаю, что это нарушение Конституции и с этим нужно бороться. Но когда я был в Донецке и встречался с Ахметовым, меня не волновало, на каком языке он говорит», – заявил Жулинский. Благотворительный фонд «Развитие Украины» уже выделил 15 миллионов гривен на реконструкцию Софии Киевской. Фонд намерен активно сотрудничать с попечительским советом. По словам генерального директора заповедника Нелли Куковальской, София нуждается в срочном ремонте. «По программе, рассчитанной на три года, нам необходимо 105 миллионов гривен, государство обещало выделить в этом году 47 миллионов, но они еще не поступили. А я не могу заставлять реставраторов и архитекторов работать целый год бесплатно, чтобы в конце года выдавать им огромные деньги. Это ведет к грубому нарушению технологии реставрационных работ», – заявила Куковальская. В первую очередь в Софии необходимо поменять инженерные коммуникации, которые не ремонтировались более 60 лет, убрать газопровод, проложенный еще в сороковых годах, а также начать восстановление дома митрополитов, построенного еще в 1722-30 гг., восстановить купол центрального собора. Также отмечается, что строительство рядом с храмом фитнесс-центра и паркинга привело к началу смещения почв в районе Софийской площади, сдвиг составил уже 2,5 метра. И если ситуацию не изменить, то последствия могут стать катастрофическими. Решением всех этих проблем отчасти и должен заняться созданный попечительский совет во главе с Николаем Жулинским. Новый Регион – Киев/Седмица.Ru Редакция текста от: 30.06.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/771.html

Камнем преткновения для Толочко стало новое прочтение А.А. Гиппиусом граффито из Св. Софии Киевской 46 : (Въ) л стая С(о)[ф](и)я Е(фрем)омъ ми(т)р(опо) литьмъ – – – – -[но](я)бря въ д Из этого прочтения следует, что 4 ноября 1052 г. Св. София была освящена митрополитом Ефремом. Толочко пытается дезавуировать это прочтение, поскольку оно противоречит его концепции о Киевском митрополите Ефреме как никогда не существовавшем персонаже, ибо эпизод с судом над ним митрополита Ефрема по доносу холопа Дудики был якобы изобретен северо-западными летописцами «в нач. XV в. ... в русле общего стремления к изобретению новгородской государственной и церковной истории» 47 . В качестве аргумента для столь сильного утверждения, кроме ссылки на Т.Л. Вилкул 48 , Толочко приводит лишь сомнение в возможности того, чтобы новгородец середины XI в. мог «убежать в немцы», игнорируя при этом работу А. В. Назаренко, который показал, что этот Дудика сам был нижненемецкого происхождения 49 . В результате Толочко ничего не остается, кроме как усомниться в чтении Гиппиуса (не предлагая взамен никакого альтернативного прочтения) 50 , несмотря на то, что оно вполне подтверждает разыскания самого Толочко в той их части, где он говорит о прекращении правления Илариона в 1052 г. Толочко справедливо отмечает, что мысль об освящении храма Св. Софии в 1052 г. вступала бы в противоречие с тем фактом, что Св. София должна была быть освящена еще до поставления Илариона 51 . Действительно, недавно подтвердилась традиционная дата освящения Св. Софии – 1037 г.: в лестничной башне Св. Софии Киевской, т.е. в самом дальнем углу собора, поверх фрески – а значит, уже после окончания отделки храма, – оказалось процарапано греческое граффито, четко датированное 6547 г. от сотворения мира, т.е. временем между 1 сентября 1038 г. – 31 августа 1039 г. по Р.Х. 52 Однако из факта освящения Св. Софии не позднее 1038 г., вопреки Толочко, отнюдь не следует ошибочность прочтения Гиппиусом граффито Дело в том, что надпись свидетельствует не о первом освящении, а о переосвящении Св. Софии Киевской в 1052 г. Причины для переосвящения крылись, конечно, не в повреждении недавно (за 15 лет до нанесения надписи) построенного здания, а в церковно-канонической ситуации того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Передавать Софию Киевскую Украинской Православной Церкви пока не планируется 16 февраля, 2011. Редакция " Правмира " Национальный заповедник «София Киевская» не планируется передать в управление Украинской православной церкви, заявил первый заместитель главы Государственной службы по вопросам национального культурного наследия Виктор Вечерский, Национальный заповедник «София Киевская» не планируется передать в управление Украинской православной церкви, заявил первый заместитель главы Государственной службы по вопросам национального культурного наследия Виктор Вечерский, сообщает Интерфакс-Религия . В.Вечерский подчеркнул, что передача Софии Киевской из управления министерства региональной политики, строительства и ЖКХ в сферу управления министерства культуры обусловлена необходимостью упорядочения системы управления. По его словам, на сегодня ответственность за охрану культурного наследия несет министерство культуры. После передачи Софии Киевской в управление министерства культуры будут произведены инвентаризация фондов заповедника и аудит финансово-экономической деятельности за последние пять лет. Никаких сокращений штатного расписания научных сотрудников заповедника «София Киевская» не предвидится. Чиновник заявил, что София Киевская остается в государственной собственности, а богослужения будут проводиться в этом храме и в дальнейшем, но в исключительных случаях, как это предусмотрено законодательством. Однако В. Вечерский затруднился ответить на вопрос, кто станет принимать решения о том, какие именно конфессии будут принимать участие в таких богослужениях. Как сообщалось, ряд экспертов выразили опасения, что передача национального заповедника «София Киевская» в управление министерства культуры станет первым шагом к тому, чтобы этот заповедник был передан Украинской православной церкви. Между тем пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов считает, что шумиха с передачей Софии Киевской на баланс Минкультуры связана «с нежеланием музейщиков допускать посторонних на «кухню» своего хозяйствования». Он видит коммерческую подоплеку в том, что верующим на Украине не возвращают церковные помещения, указывая на то, что «за последние двадцать лет было множество скандалов, связанных с передачей музеями в аренду различным коммерческим и прочим структурам церковных помещений», в том числе в Святой Софии.

http://pravmir.ru/peredavat-sofiyu-kievs...

Соответствующую петицию они разместили на сайте президента Украины 5 марта. ПРАВМИР. Верующие Украинской Православной Церкви разместили на сайте президента Украины петицию с призывом не передавать трапезную заповедника «София Киевская» раскольникам из «Киевского патриархата». «Попытки министерства культуры Украины заставить Национальный заповедник «София Киевская» заключить договор о безвозмездном пользовании УПЦ Киевского патриархата памятником архитектуры национального значения – Трапезной (Теплой или Малой Софией) – является прямой угрозой существования целостного комплекса уникального заповедника и приведет к потере им статуса объекта под охраной ЮНЕСКО», – цитирует обращение верующих РИА «Новости». Авторы петиции также подчеркнули, что музейное сообщество возмущено данным решением Минкультуры, которое нарушает обязательства Украины, принятые ею после ратификации Конвенции об охране всемирного наследия. Заявители считают передачу Малой Софии политизированным решением, принятым втайне от экспертного и профессионального сообщества. «Требуем отменить данное согласование и на будущее – не допустить передачи памятника архитектуры национального значения – Трапезной (Малой Софии) национального заповедника «София Киевская» – в пользование Украинской православной церкви Киевского патриархата», – говорится в документе. Для того, чтобы петицию рассмотрел глава украинского государства, она должна набрать 25 тысяч голосов за 92 дня. Как сообщалось ранее, опекунский совет заповедника «София Киевская» бьет тревогу по поводу передачи Малой Софии – трапезной храмового комплекса – в пользование самопровозглашенного «Киевского патриархата». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 января, 2016 11 февраля, 2016 26 февраля, 2016 7 июня, 2022 29 мая, 2022

http://pravmir.ru/veruyushhie-upts-prizy...

Опекунский совет Софии Киевской против передачи трапезной филаретовцам 26 февраля, 2016. Новостная служба По мнению главы опекунского совета, судьба Малой Софии должна решаться на международном уровне 26 февраля. ПРАВМИР. Опекунский совет заповедника «София Киевская» бьет тревогу по поводу передачи Малой Софии — трапезной храмового комплекса – в пользование самопровозглашенного «Киевского патриархата». «Министерство очень настоятельно лоббировало подписание договора», — заявил председатель опекунского совета Федор Зернецкий в эфире украинского телеканала «Интер». Он обратил внимание на то, что вопрос решился в три дня, без проведения технических экспертиз и соблюдения процедур. По мнению главы опекунского совета, судьба Малой Софии должна решаться на международном уровне. «Дискуссию надо выносить на обсуждения, я бы даже сказал, не в рамках Украины, а в рамках Европы», — цитирует Зернецкого «Интерфакс». Теплая, или Малая, София — трапезная, расположенная напротив южного фасада главного собора. Трапезная построена в 1722-1730 годах и является одним из главных сооружений Софийского монастырского ансамбля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 августа, 2010 22 декабря, 2015 28 января, 2016 4 сентября, 2021 25 июня, 2019 11 апреля, 2019 9 апреля, 2019 5 апреля, 2019 1 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/363186-2/

Сегодня вместе с ними мы пошли в Софию. Это наглое торгашество чалмоносного турка за вход в Софию возбуждало в нас самое неприятное чувство, а некоторые из болгарок при рассказе нашего проводника о местах святыни и остатков ее на стенах от негодования положительно дрожали. Боязнь турецких ятаганов 221 и зверства башибузуков 222 еще не изгладились из их памяти, хотя в то время они еще были маленькими. При виде турок, молящихся внизу, одна из болгарок с ужасом сказала мне: «А что, если они вздумают броситься на нас и перебьют нас? Ах, как я их боюсь и ненавижу!» Из расспросов ее я узнал, что ее родные все перебиты башибузуками. При входе в Софию поражаешься колоссальностью всего 223 . Такого величественного храма не было и не будет. В настоящее время ее ободранные стены с целью уничтожения святых изображений... производят жалкое и тягостное настроение. Во время нашего посещения внизу шла проповедь какого-то муллы 224 ; при этом мы замечали прелестные картины, свидетельствующие о флегматичности и бесчувственности турок: весьма малая часть слушала муллу, размахивающего руками и о чем-то с пылом говорящего, а большая часть преспокойно, по три или четыре вместе, разлегшись, вели беседы – должно быть, очень приятные, потому что многие из них чистосердечно смеялись, а некоторые – видно, утомленные безобразиями прошедшей ночи, – преспокойно храпели. В Софии в особенности поражает то обстоятельство, что она, при своей колоссальности, в высшей степени светла; между тем в настоящее время никак не могут ухитриться сделать так. Исаакиевский собор гораздо меньше Софии, а между тем он недостаточно освещен, так что требуется электрическое освещение. При выходе из мечети нам встретились турки, насильно предлагающие купить по несколько камушков мозаики. Это было вполне достойным финалом к довершению тягостного чувства, вынесенного нами из посещения Софии. По выходе из Софии мы присели пред дверьми ее, и каждый из нас высказал волновавшие его чувства. Общая мысль всех одинакова: настоящее состояние Святой Софии в сравнении со славным прошедшим возбуждает самые тягостные чувства. Назад мы пошли другой дорогою – по настоящему древнему Стамбулу; такого безобразия, кажется, нигде не придется видеть: идеальная нечистота, грязь, флегматичные и ленивые, как турки, собаки – все это производит самое неприятное впечатление. Путешествие с барышнями по Константинополю очень щекотливое: нахальство чувственных турок превышает далеко чувства приличия, в особенности принимая во внимание молодость и красоту черноглазых болгарок. Одна из них, с которой я больше всего сошелся, положительно красавица. Весьма жаль, что всего одни сутки пришлось проводить вместе время. В субботу, в пять часов утра, они уезжают в Филиппополь 225 , а мы завтра на французском пароходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Кто был сочинителем, этого сказания – по всему его ходу не видно; и, так, как полное сказание Антония мне было неизвестно не только вполне по содержанию, но даже и в отрывках, то я не мог и предполагать, что это сказание написано Антонием. Я искал только по разным рукописям чего-либо надобного сказанию, и ничего не находил, пока не вышло издание Саввантова. Тогда только стало для меня ясным, что это сказание о Софийском Царьградском храме и паломник Антоний, изданный П. И. Саввантовым, одно и тоже с той только разницей, что в списке П. И. Саввантова заключается полное описание Царьграда, а в копенгагенском сборнике помещено описание одной только Софийской церкви – и то даже не все в полном виде. Находя в этом, втором списке разницу в некоторых самых существенных чертах я счел своей обязанностью вникнуть в их относительную ценность, и для этого обратиться к тем источникам, которые должны быть употреблены для объяснения сказания, всмотреться на сколько можно более в средневековые памятники западные и восточные. Случайно пришлось мне обратить внимание между прочим и на такие памятники, которых комментаторы сказаний о Царьграде не касались частью от того, что в то время, когда они занимались древностями Византии, эти памятники были еще не изданы, а частью от того, что, хотя некоторые из тех памятников и были известны, но как-то не попадались под руки тем, кому были бы нужны. Неизвестность и относительная важность копенгагенского списка древнего русского сказания о Царьградской Софии и вместе с тем возможность объяснить кое-что в этом сказании посредством, нетронутых для этой цели источников, дают мне смелость обратить внимание достопочтенных сочленов на упомянутый памятник древней русской письменности. Прежде нежели представлю вам некоторые места копенгагенского списка сказанья о Царьградской Софии и некоторые из более замечательных и менее известных сказаний о Софии Царьградской, позволю себе сказать несколько слов о самом храме св. Софии Царьградской, тем более, что в одном из предыдущих заседаний было заявлено мнение, будто бы наша, киевская София была построена по образцу Софии Царьградской.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Идеи, символы, понятия, связывающие мозаику Софии Киевской с многовековой традицией образного воплощения божественного действия, в христианской интерпретации принявшей образ Софии, были полно и обстоятельно исследованы С. С. Аверинцевым . Повторяться нет ни возможности, ни смысла, необходимо только процитировать одну мысль, важную для понимания подобных образов: «Есть основания полагать, что неясность границ образа Софии, открытость этого образа вверх, в направлении Бога-Слова, и вниз, в направлении просветленной твари, существенным образом связана с глубинной природой самого понятия Премудрости. Ибо в мире Софии часть равна целому, чью целокупность она вбирает в себя, в мире Софии низшее подобно высшему, чей образ оно приемлет». 211 Вот такой гармонией высшего и низшего, умозрительного и изобразимого обладают наиболее значительные изображения Богородицы, воплощающие образ Премудрости в допалеологовскую эпоху. Художественные принципы, которые определяли обозначение столь универсального понятия, как София, образами Христа и Богоматери, восходят к ранневизантийским временам. У Дионисия Ареопагита в сочинении о небесной иерархии уже ясно высказывается мысль о том, что невидимое и неизобразимое может быть представлено с помощью знаков и символов: «Ибо ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных чинов, как при посредстве свойственного ему вещественного руководства: т.е. признавая видимые украшения отпечатками невидимого благолепия; чувственные благоухания – знамениями духовного раздаяния даров; вещественные светильники – образом невещественного озарения... принятие Божественной Евхаристии – общением с Иисусом; кратко, все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам переданы в символах». 212 Однако само понятие символа трактуется здесь очень обобщенно: красота мира, его устройство – отпечаток мира невидимого, поэтому для выражения божественного смысла можно использовать любые уподобления, почти равнозначны для такой системы понятий и музы-персонификации, и образ Богородицы. Такую свободу и цельность символического мышления мы и видим в ранних образах Богоматери, связанных с софийной тематикой. Но символические мотивы используются и в позднейшей живописи; это качество отличает, например, уже упомянутые выше образы « χρα του χωρτου» в палеологовском искусстве. § 3. Появление новой системы символических уподоблений понятия «София» в палеологовском искусстве

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

«Всего, что может повредить заповеднику, коллектив не допустит», — сказали в пресс-службе музея 22 сентября. ПРАВМИР. Руководство национального заповедника «София Киевская» неоднозначно восприняло новость о том, что организаторы «Евровидения-2017» хотят провести церемонию открытия конкурса на территории Софийского собора. Как сообщил Gazema.ua pykoboдumeль пресс-службы заповедника Алексей Курпас: «В Софии Киевской может происходить событие, соответствующее памятнико-охранным требованиям и требованиям заповедника. Есть ограничения по свету, звуку. Ведь достопримечательности тысячу лет. О проведении Евровидения на нашей территории — мы даже программы не видели». По его словам, на территории национального заповедника может состояться лишь одна из процедур открытия: «У нас могло бы пройти торжественное вручение или представление. Но без концерта. Всего, что может повредить Софии Киевской, коллектив заповедника не допустит». При этом Алексей Курпас уточнил, что концерты в заповеднике иногда проводят. «Две недели назад проходил большой концерт с карильойоном. Это колокола. Шикарный концерт со светом. Но он был в рамках допустимых норм», — добавил он. О том, что церемония открытия международного конкурса «Евровидение» может пройти на территории Софийского собора в Киеве, стало известно накануне. Как  сообщает телеканал «Первый национальный», такое решение было принято на встрече представителей Европейского вещательного союза, Национальной телекомпании Украины, Киевской городской государственной администрации и представителей Стокгольма, где «Евровидение» проходило в 2016 году. «Проведение RedCarpet (красной дорожки) в Киеве весной 2017 года запланировано на Софийской площади. Оттуда красная дорожка будет вести к месту проведения церемонии открытия — территории комплекса Софии Киевской», — говорится в сообщении. Зампредседателя Киевской городской администрации Алексей Резников в этой связи отметил: «София Киевская сейчас не действует как храм — это музей. Поэтому мы не нарушим никаких религиозных чувств верующих». Он также добавил, что для поклонников конкурса на Софийской площади установят экраны, на которых будет транслироваться церемония.

http://pravmir.ru/v-sofii-kievskoy-proko...

В киевской Софии апостольская миссия предстает в виде деяния осуществленного князем – сотворения нового народа, становящегося «святым и своим Богу» (Эфес. 2:19), а сам князь уподобляется ветхозаветным патриархам и царям, заключающим завет с Богом 513 . Акт приобщения к телу Церкви, возглавляемой Христом–священником изображается здесь как событие вселенского масштаба. В Софии Новгородской апостольское служение приравнивается не к публичной проповеди , а к таинству, творимому в алтаре. Открывающаяся при сравнении живописного декора двух соборов – Софии Киевской и Софии Новгородской – тенденция, которая сказывается в подчеркивании первенствующей роли святительского чина в плане божественного домостроительства и в явном ослаблении аналогичной роли христианских государей, еще столь актуальной для Киева середины XI в., отражает закономерности общие для духовной атмосферы последней четверти XI – начала XII вв., на что и было уже указано К. Уолтером 514 . B XII в. эта тенденция становится главенствующей. Например, в росписи грузинского храма в Тимотесубани сцена «Отослания апостолов» представлена в виде своеобразного чина, расположенного в алтаре над фигурами святителей и заменившего собой изображение Евхаристии 515 . В каком-то смысле происходит возвращение к традиции помещения в алтаре композиции «Вручения закона» – Traditio Legis, широко распространенной в доиконоборческое время, особенно в Риме, и призванной подчеркнуть незыблемость авторитета и прав Церкви 516 . Интересно отметить, что использование сцены «Отослания апостолов – Вручения закона» для подчеркивания превосходства власти римского понтифика над императорской, как показал К. Уолтер, имело место в живописной декорации Триклиния папы Льва III (795–816) в Латеране 517 . На мозаике, расположенной в апсиде, был изображен стоящий на холме Спаситель, благословляющий правой рукой, а в левой держащий раскрытый кодекс, его окружали апостолы. К. Уолтер ставит появление этого изображения в связь с обоснованием папой своего права ховных вопросах путем указания на апостольское происхождение римской кафедры: «Его первенство благословлено Петром апостолом, получено от слова Господа, которое сохранялось и продолжает поддерживаться» 518 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010