Летопись и Житие Дмитрия Донского согласно утверждают, что похороны погибших москвичей (24 тыс. человек) князь и княгиня впоследствии «снарядили» на собственные средства, считая себя виновными в том, чтобы не уберегли своих подданных. Между тем, испытания не кончились: победитель Тохтамыш потребовал к себе в Орду Дмитрия, тот приехал, как было приказано, с 13-летним сыном Василием. Его он вынужден был оставить по требованию хана в Орде в качестве заложника того, что Москва выплатит выкуп. Можно лишь представить себе, что пережила в тот год Евдокия. Спустя 6 лет юноше удалось бежать, но он едва застал отца в живых, а мать — в очередной (шестой) раз беременной. Прожив с мужем 22 года, Евдокия родила 6 детей, последнего — Константина — в возрасте 39 лет, в 1389 году. «Матери своей слушайтесь во всем…» В своем духовном завещании великий князь Дмитрий Иванович объявил преемником старшего сына Василия. Но и ему, и другим сыновьям он наказал во всем слушать Евдокию и действовать единодушно: «Вы, дети мои, живите заодно, матери своей слушайтесь во всем, из воли ее не выступайте ни в чем; а который сын мой не станет слушаться матери, на том не будет моего благословения». Страдания Евдокии по умершему 39-летнему мужу описаны летописцем в типичном для литературы того времени жанре плача («За веселие пришли слезы, за утехи скорбь несносная! Почто я не умерла прежде тебя? Кому уподоблю, как назову себя? Вдовою ли? Женою ли? Цвет мой прекрасный, зачем так рано увял ты? Немного было радостей в жизни моей с тобою, вместо веселия плач и слезы были моею долею; вместо утехи и радости — скорбь и сетование!» Казалось бы, ничего уже не связывало ее с суетным миром. По обычаю того времени княгине следовало принять постриг, но завещание супруга освобождало ее от обязательной женской доли того времени. Умирающий муж призывал ее стать как бы живой совестью при своих сыновьях. Ей предстояло разделить с сыном Василием все тяготы государева служения и, отвергнув монашескую долю, поднять младших детей. Старшего (Василия) она через полтора года выгодно «оженила» на дочери литовского князя Софии Витовтовне (1391 г.).

http://pravoslavie.ru/3331.html

О раннем возникновении Челмогорского мон-ря может свидетельствовать грамота, данная мон-рю в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами. Со ссылкой на строителя Челмогорского мон-ря Филофея (2-я пол. XVII в.) здесь приводятся следующие сведения: «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва. 56. Л. 18-19 об., список грамоты кон. XVIII в.). Если отнестись к этому сообщению с доверием, то нужно признать, что по крайней мере в 1-й пол. XV в. Челмогорский мон-рь уже существовал. Так, в Типографской и Софийской II летописях под 1447 г. сообщается о пребывании Софии Витовтовны в Каргополе (она была здесь в плену у Дмитрия Георгиевича Шемяки (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 121; Т. 25. С. 269)), но Челмогорский мон-рь при этом не упоминается. В 1480 г., во время Стояния на Угре, вел. кнг. София (Зоя) Палеолог уехала «с детьми» на Север; летописи сообщают о разорении земли сопровождавшими Софию холопами (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 310). Т. о., грамота 1684 г. не содержит грубых ошибок, но и не дает надежной уверенности в раннем основании мон-ря. В 30-х гг. XIX в. грамоты о пребывании вел. княгинь пытался разыскать в Челмогорском мон-ре Я. И. Бердников, но документов не нашел. С определенностью можно утверждать, что в 1544 г. мон-рь существовал - этим годом датируется жалованная грамота царя Иоанна IV Васильевича (она также упом. в грамоте 1684 г., см.: РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой Челмогорский монастырь был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). Почитание

http://pravenc.ru/text/1840277.html

Особое значение для карьеры М. сыграли политические события сер. XV в. В окт.- 1-й пол. нояб. 1446 г. он благословил вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного на борьбу с сославшим его в Вологду кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой. Житие М., пересказывая летописную ст. «O выпущении Василия Темного Шемякой», сообщает о паломничестве Василия II не только в Кириллов, но и в Ферапонтов мон-рь, а также о том, что именно М. (а не игумен Кириллова Белозерского монастыря Трифон) благословил великого князя на борьбу с Шемякой. Вновь заняв московский престол, Василий II в дек. 1447 г. поставил М. игуменом Троице-Сергиева монастыря и избрал его своим духовным отцом (известны жалованная грамота Василия II троицкому игумену М. на с. Нефедьевское от 4 дек. 1447 г., послание русского духовенства кн. Дмитрию Шемяке от 29 дек. 6956 (1447) г., подписанное троицким игуменом М. (АИ. Т. 1. 40), и жалованная грамота вел. кнг. Софии Витовтовны на имя ферапонтовского игумена М. от 4 авг. 6956 (1448) г. (АСЭИ. Т. 2. 323), из чего исследователи делают вывод, что нек-рое время М. совмещал игуменство в 2 обителях ( Голубцов И. А. Хронологическая справка//АСЭИ. Т. 1. С. 765)). М. вел активную хозяйственную деятельность. Большая часть актового материала представляет собой вкладные грамоты разных собственников (АСЭИ. Т. 1. 194, 196, 204, 206, 208, 209). В купчей грамоте М. перечислены приобретенные у Г. Ф. Муромцева вотчинные села с деревнями и пустошами в вол. Воре Московского у. (Там же. 205). Серпуховский кн. Василий Ярославич, брат жены Василия II Марии Ярославны, дал М. грамоту, по к-рой жители монастырских сел в его вотчине, в Дмитровском у., освобождались от торговых пошлин. Василий II дал жалованные грамоты на села, пустоши, солевые варницы в различных уездах: Угличском, Переяславском, Новоторжском, Владимирском, Суздальском, Ростовском, а также у Соли Переяславской и Соли Галицкой (Там же. 192, 195, 197, 199, 200, 221, 225, 243, 245). Великий князь пожаловал также игумену М. право на беспошлинный провоз соли из монастырских варниц в Нерехте по территории всего княжества (Там же.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

Федосьинское (вклад упом. в правой грамоте 1497/98 г.- АСЭИ. Т. 2. 414. С. 445; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 54). В 1472 г. удельный дмитровский кн. Юрий Васильевич в духовной грамоте дал «Богоявлению на Голутвино» коломенские сёла Рожек и Маливку, «с луги и с лесы, и с перевесии, и с ловищи, со всем с тем, как было при моеи бабе великой княгине (вел. кнг. Софии Витовтовне.- Э. П. Р.). А что серебра в тех селцех на людех, ино того серебра половина Богоявлению, а другаа половина тем хрестианом, на коих то серебро» (ДДГ. 68. С. 223). Под тем же годом в Ермолинской летописи упоминается монастырский двор в Москве на посаде, сгоревший 20 июля (ПСРЛ. Т. 23. С. 160). Позднее здесь существовала Голутвинская или Голутвина слобода (в Замоскворечье, в районе ул. Якиманки, ныне 1-й, 2, 3, 4-й Голутвинские переулки). В 1504 г. по духовной грамоте вел. кн. Иоанн III Васильевич завещал младшему сыну Андрею Ивановичу «на Москве за рекою слободку Колычевскую да монастырь Рожество Пречистые на Голутвине» (ДДГ. 89. С. 358). В 1687-1692 г. на месте мон-ря была возведена ц. во имя свт. Николая Чудотворца «в Голутвине». В 1577/78 г. К. С.-Г. м. принадлежали 49 селений, по вотчинным владениям это был крупнейший мон-рь Коломенского у. ( Кузнецов. 1993. С. 54). К нач. XVII в. он являлся первым по значению и богатству коломенским мон-рем. После московского Земского собора 1613 г., избравшего на царство Михаила Феодоровича Романова, от жителей Коломны («Коломны города в посадцьких и в уездьных людей место») в мае того же года утвержденную грамоту подписал игум. Авраамий (СГГД. 1813. Ч. 1. 203. С. 641). В 1697 г. за критику царя Петра I Алексеевича в К. С.-Г. м. был сослан настоятель московского Андреевского мон-ря Авраамий, «поновивший» в Голутвине на свои средства Богоявленский собор. В 1707 г. в К. С.-Г. м. по указу царя Петра I была учреждена архимандрития. Настоятелями в XVIII в. были архимандриты Иоасаф (1708-1724), Виктор (1724-1728), к-рый в 1727 г.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Фотий. Переговоры его с Г. Д. были безрезультатны, и митрополит уехал, не благословив ни князя, ни горожан, после чего в Галиче начались болезни. Г. Д., посчитавший это наказанием за неуважение к святителю, обещал не добиваться вел. княжения силой, а отдать свой спор с племянником на суд в Орде («не искати княжения великаго собою, но царем»). Позднее вел. кнг. Софии Витовтовне и митр. Фотию, управлявшим Московским княжеством при малолетнем Василии II с поддержкой Витовта, чьим ставленником был хан Золотой Орды Улу-Мухаммад, удалось добиться заключения 11 марта 1428 г. договора, по к-рому Г. Д. признал себя «братом молодшим» вел. князя и обязался «блюсти» под ним и своими братьями их земли. По договору Г. Д. получил 2 привилегии: 4-летнюю отсрочку уплаты ордынского выхода со Звенигорода и возможность посылать в походы по приказам вел. князя вместо себя сыновей. Однако Г. Д. не оставлял планов вернуть вел. княжение. В записи на Уставе, переписанном в 1428 г. в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре , к-рый был основан прп. Саввой Сторожевским по воле звенигородского князя, Г. Д. назван «великим князем», Василий II - «царствующим» ( Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси. М., 1980. Кат. 83; Гальченко М. Г. Записи писцов в датированных древнерус. рукописях XIII-XV вв.//Paleoslavica. Camb. (Mass.), 2003. Vol. 11. Р. 70. 165). Ситуация стала более благоприятной для Г. Д. после смерти (27 окт. 1430) Витовта, к-рому наследовал вел. кн. Свидригайло , немного позднее называвший в переписке с Орденом Г. Д. «своим побратимом». 2 июля следующего года скончался митр. Фотий, роль к-рого в укреплении позиций Василия II была чрезвычайно велика. Г. Д., имевший покровителей среди ордынской знати (в частности, Тегиню, к-рый осуществлял военное управление Золотой Ордой), решил отстаивать свои интересы в Орде. 15 авг. 1431 г. Василий II отправился в Орду за ярлыком на вел. княжение, 8 сент. туда с той же целью двинулся Г. Д., предварительно отослав Василию II расторгнутый договор 1428 г.

http://pravenc.ru/text/164461.html

В 1407 г. в мон-ре, где великая княгиня намеревалась принять монашеский постриг, началось строительство каменного храма в честь Вознесения Господня; по сведениям летописей, это произошло весной, т. к. вскоре после закладки собора, 7 июля, основательница скончалась (ПСРЛ. Т. 23. С. 141). Согласно «Въмале сказанию...», когда вел. кнг. Евдокия шла из Успенского собора в М. В. м. на пострижение, исцелился слепец, к-рого она коснулась рукавом, всего таких исцелений было 30. Вел. княгиню похоронили в Вознесенском храме, который после ее смерти долгое время оставался недостроенным. Затем собор стал местом погребения представительниц великокняжеских особ, а впосл.- членов царской семьи. Сообщения летописей прямо указывают на участие вел. княгинь в деле строительства мон-ря: «княгини… заложи», «начат ту совершати», «церковь… обновлено… повелением великие княгини» (ПСРЛ. Т. 27. С. 265; Т. 23. С. 124, 141, 158; Т. 30. С. 143). Вероятно, сложилась устойчивая традиция покровительства обители Московских вел. княгинь, строительство велось за счет средств из их личной казны. Но междоусобная война 2-й четв. XV в. помешала закончить работы. Строительство М. В. м. было завершено в 1467 г. вел. кнг. Марией Ярославной, вдовой вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. Руководил работами В. Д. Ермолин. Мон-рь сильно пострадал от пожаров, как и большинство храмов в Кремле, на Великом посаде (впосл. Китай-город) и в окрестностях. В 1482 г. в «сгре икона Одигитрие на Москве во церкви каменей святаго Взнесения чюдная святая Богородица Гречьского писма» (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 314; Т. 20. Ч. 1. С. 348). Сильный урон мон-рю был нанесен пожаром в летние месяцы 1547 г. (Там же. Т. 29. С. 152; Т. 34. С. 29). Во 2-й пол. XV в. обитель получала пожалования от великих и удельных князей. Согласно жалованной грамоте вел. кн. Василия II Васильевича 1453-1462 гг. и более ранней духовной грамоте его матери, вел. кнг. Софии Витовтовны, мон-рю принадлежало с. Дореньское в Московском у. (ДДГ. С. 177). По духовной грамоте дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича в М. В. м. «по своей бабе великои княгине Софии и по собе» поступило с. Петровское Юрьевского у. в 1472-1475 (?) гг. (ДДГ. С. 223).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Возможно, о существовании монастыря в 1-й пол. XV в. свидетельствует грамота, выданная обители в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и содержащая информацию (со ссылкой на строителя Филофея (2-я пол. XVII в.)) о пребывании здесь в заточении вел. княгинь Софии Витовтовны и Софии Палеолог, спасшихся от татар. «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18-19 об. (список грамоты кон. XVIII в.)). Однако эти сведения др. источниками не подтверждаются; они могли появиться на основе местной легенды. Наиболее ранняя жалованная грамота К. Ч. м. была выдана вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1544 г. (упом. в грамоте 1684 г.; см.: РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой К. Ч. м. был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). В 60-х гг. XVI в. в К. Ч. м. был сослан кн. Д. И. Курлятев. В нач. XVII в. (в 1613 или 1614 - см.: Докучаев-Басков. 1889. 7/8. С. 230) К. Ч. м. был разорен польско-литов. интервентами, о чем повествуется в Житии преподобного: «...мнози гради, и веси, и манастыри, и святыя церькви, паче же реку и той предиреченный Чельменский манастырь, в немже воинским толпам много стоящим, и пуста его сотвориша, и потом многажды пожаром бысть сожжен» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 134). В 30-х гг. XVII в. в К. Ч. м. была построена 3-я, надвратная ц. во имя вмц. Екатерины. Во 2-й пол. XVII в. большую заботу о К. Ч. м. проявили строитель иеродиак. Филофей и его родной брат иером. Сергий - постриженики Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря , ученики патриарха Никона , сделавшие в обитель богатые вклады - церковную утварь, книги и иконы. Указом царя Петра I от 20 апр. 1721 г. по просьбе архим. Иосифа К. Ч. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, в июле 1727 г. получил независимый статус, но указом Новгородской духовной консистории от 28 марта 1748 г. вновь приписан к каргопольской обители.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Дмитриев Михаил Владимирович (МГУ им. М. В. Ломоносова). Универсализм в памятниках русской исторической мысли XV - начала XVI вв.: имперский? церковно-христианский? иной? Акопян Ованес Львович (Гарвардский университет). От «трех Римов» Софьи Палеолог к «трем Римам» Максима Г река, или Еще раз о рецепции гуманизма на Руси Белякова Елена Владимировна (ИРИ РАН). Византийское наследие и проблема дегуманизации православия в «Третьем Риме» Филюшкин Александр Ильич (СПбГУ). Что Русь XV-XVI вв. усвоила из античных исторических образцов и политических идей? 12:15-14:15 Москва в водовороте идей и метафор (продолжение) Модераторы: Марк Аркадьевич Юсим, Павел Владимирович Лукин Носов Артем Владимирович (МГУ им. М. В. Ломоносова, Архив РАН). Служба свт. Григорию Паламе и его сочинения на Руси в XV-XVI вв. Ульянов Олег Германович (ВШК, Москва). Византийские интеллектуалы и их влияние на рецепцию Translatio Imperii при дворе государя Ивана III Щеглов Андрей Джолинардович (ИВИ РАН). Концепция «Уппсала - третий Иерусалим» и рассуждения о величии и исторической миссии Швеции в «Хронике Готского королевства» (XV в.) 15:15-16:45 Женщины, власть и политические союзы Модераторы: Татьяна Викторовна Кущ, Сусанна Карленовна Цатурова Близнюк Светлана Владимировна (МГУ им. М.В. Ломоносова). Королева Кипра Елена Палеолог и ее контакты с венецианским гуманистом Леонардо Джустиниани Лукин Павел Владимирович (ИРИ РАН). Женские образы и присоединение Новгорода к Москве Назаров Владислав Дмитриевич (ИВИ РАН). Две Марии и одна Софья: о политической роли великих княгинь в России во второй трети XV века 17:00-18:30 Женщины, власть и политические союзы (продолжение) Модераторы: Татьяна Викторовна Кущ, Сусанна Карленовна Цатурова Полехов Сергей Владимирович (РАНХиГС, Москва). Два московско-литовских династических брака: Софья Витовтовна и Елена Ивановна Цатурова Сусанна Карленовна (ИВИ РАН). Анна Бургундская герцогиня Бедфорд и союз корон Франции и Англии Белоруссова Татьяна Евгеньевна (Уральский федеральный университет). Матримониальные связи византийских деспотов Мореи в первой половине XV в. в контексте греколатинских взаимоотношений на Пелопоннесе

http://ruskline.ru/anonsy/2022/10/12/v_m...

При церкви в 1705 г. находились во дворе поп Кондратий Мелентьев, двор дьякона Леонтия Матвеева, двор дьячка Якова Иванова и двор пономаря Трофима Семенова; в 1715 г. – село с деревянною в нем церковью принадлежало светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, у церкви поп Леон Матвеев, дьякон Борис Иванов, дьячок Яков Иванов. В ноябре 1722 г. по указу Синодального Казенного Приказа и по памяти Саввина Сторожевского монастыря архимандрита Сильвестра села Спасского Рузской десятины церкви Преображения Спасова диакон Борис Иванов перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым сказал по священству: «в том селе Спасском вышеписанная церковь построена и освящена в 1669 г. при святейшем патриархе Иоасафе, а по челобитью той церкви всех приходских людей платится дани по окладу по 28 алтын на год, казенных пошлин по 5 алтын 4 деньги; а на пропитание той церкви попу, диакону с причетниками дано земли по 4 десятины в поле, сенные покосы в пустоши Мишаковой, да у той церкви написано по переписным книгам 1678 г. приходских 78 дворов, священника у той церкви нет и служба бывает временная и отправляет оную службу и мирские требы села Рюховского поп Борис Назарьев». В 1723 г. село принадлежало князю А.Д. Меншикову. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Спасс – одно из наиболее древних мест Волоколамского края. В древности село называлось Спасским и относилось к Льняникову Стану Рузского уезда. Во второй половине XV века оно принадлежало удельному князю Борису Васильевичу Волоцкому, брату Великого князя Московского Ивана III. Борис Васильевич получил его от своей бабки, Великой княгини Софии Витовтовны. В 1477 году Борис Васильевич Волоцкий завещал село Спасское своей жене княгине Ульяне. В 1497 году, после смерти Бориса Васильевича, Рузский удел получил младший сын Волоцкого князя Иван Борисович. Новый владелец села, Иван Борисович Рузский был крестным и духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого. Вскоре после смерти матери, в ноябре 1503 года, двадцатилетний Иван тяжело заболел и, невзирая на недовольство бояр, велел перевезти себя в Иосифо-Волоцкий монастырь. Перед смертью юный князь составил духовную грамоту, согласно которой Рузский удел как вымороченный поступал во владение Ивана III. Село же Спасское с деревнями Иван Борисович завещал Иосифо-Волоцкому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=04371

Соломония Юрьевна Сабурова при крещении получила имя в честь героини израильского народа, - матери семи мучеников Маккавейских, подвиг которых побудил иудеев к восстанию против Антиоха Епифана, осквернившего храм Соломона. Соломония была дочерью Юрия Константиновича Сабурова и правнучкой Федора Сабура. Ее близкие родные служили в Великом Новгороде, который незадолго до этого присоединил к Москве Иван Третий. Отец был писцом Новгородской земли (составителем древнейших новгородских писцовых книг), а брат Иван Юрьевич - новгородским дворецким. В 1505 году отец отдал Соломонию замуж за наследника русского престола - Василия Ивановича, будущего Василия Третьего. В том же году великий князь Иван Третий скончался и Василий Иванович стал правителем русской земли, а Соломония - великой княгиней. Сохранилось предание о том, что Иван Третий, задумав женить сына Василия, пошел испросить совета у могилы своей прабабки - жены Дмитрия Донского, - преподобной Ефросинии Московской, мужа которой спас Федор Сабур. Во время молитвы на глазах у великого князя свеча склонилась в виде буквы «С» и великий князь понял ответ на свою молитву так: «нужна своя, русская, Сабурова»... Подобный выбор не был случаен, и оказался возможен потому, что Рюриковичи очень благосклонно относились к Сабуровым. Когда внук Дмитрия Донского Иван Третий, после смерти своих родителей - Василия Второго Темного и Софьи Витовтовны, дал Троице-Сергиеву монастырю несколько сел - на помин их души, то днем сугубого поминовения родителей было определено 14 ноября. Это день святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия - покровителей боярина Захарии Чета, всех его потомков и Ипатьевского монастыря: «Корм по великих князех. Поминати великую княгиню Софии великаго князя Василия...» . Этот день мог быть выбран в память о том, как Дмитрий Донской во время татарского набега вместе с семьей скрывался в родовой обители Сабуровых - Ипатьевском монастыре. Неудивительно поэтому, что в жены своему сыну Иван Третий выбрал правнучку Федора Сабура.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010