Приход Крестовоздвиженской церкви Приход Крестовоздвиженской церкви раскинут по улицам: Неглинной, Моховой, Знаменке и Воздвиженке, и по переулкам: Ваганьковскому, Шереметевскому и Бол. Кисловскому. В настоящем своем составе приход, за небольшими изменениями, существует с 1814 года, когда бывшие до того три самостоятельных прихода – Николаевский, на Моховой, Николаевский и Благовещенский, на Старом Ваганькове, были объединены, по закрытии Крестовоздвиженского монастыря, при монастырской соборной церкви, обращенной в приходскую. В глубокую старину возвышенное место, на котором находится Крестовоздвиженская церковь , покрытое лесом и отделенное отовсюду перелогами полей, называлось Островом, в противоположность к окружавшим его оврагам и низким местам, слывшим под именем Черторья. Восточная часть Острова, понижаясь, переходила около собственно «города», т. е. огороженного стеною Кремля, в овраг, по дну которого протекала небольшая речка Неглинная, и сообщалась с городом через деревянный мост. Пологий, болотистый берег Неглинной, протекавшей вдоль городской стены, покрытый мохом, дал название теперешней Моховой улице 272 . По берегам речки и далее, на склоне Острова, ютились избушки, амбары и другие строения и были разбиты огороды на всем пространстве между теперешними Троицкими и Боровицкими воротами. Между строениями кое-где были заросли кустарника, ивы и вербы 273 . У Боровицких ворот, называвшихся прежде Предтеченскими (по церкви Иоанна Предтечи, бывшей недалеко от ворот, в Кремле) от речки Неглинной к дворцовому месту поднималась очень крутая гора, а через речку был перекинут мост 274 . На месте существующего Ваганьковского переулка было великокняжеское подклетное село, принадлежавшее матери в. кн. Василия Темного, Софии Витовтовне, с загородным ее двором, где после пожара и землетрясения 1445 года пребывал некоторое время и сам великий князь 275 . От Софии двор перешел к внуку ее, князю Юрию Васильевичу Меньшому 276 , а этот последний в 1472 г. завещал его старшему брату своему, в. к. Иоанну III «опрочь того места, что есть тогож места Ваганькова, дал Великому Николе в доме на Песноше» 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

V. Достопамятные события Обозрение истории сего древнего в Москве и первенствующего монастыря, его священных памятников, преимуществ и Настоятелей заключим указанием достопамятных в нем событий, которыми ознаменовано пяти вековое его существование. Его Настоятели нередко являются на политическом поприще деятелями, на Иераршеском Престоле Архипастырями. Некоторые из них были Духовниками Великих Князей, а Митяй не только Духовником, но даже Печатником Димитрия Донского; Сергий Азаков и Игнатий замечательны как своим двукратным путешествием в Царьград, так равно и описанием его 63 . Трифон в 1452 г. благословив брачный союз В. К. Uoahha III с дочерью Тверского Книжною Мариею, утвердил согласие между Московским и Тверским Великими Князьями 64 . (50) Из Юридических актов Археографической Экспедиции видно, что в Новоспасский монастырь посылаемы были под начал иноземцы, принимавшие православную веру и крещение 65 . (51) В 1505 году Казанский Царевич Куйдакул крещён и венчан с сестрою Вел. Князя Новоспасского Архимандрита Афанасия 66 . Когда Царь Иоанн IV, после кончины Всероссийского Митрополита Антония, в 1581 г. грамотою утвердил новый обряд постановления Святителей, тогда же назначено Новоспасскому Архимандриту с Чудовским быть благовестителями при посвящении, уготовлять для сего место в соборе и писать орла над ним. Некоторые из Спасских Настоятелей сидели у духовных грамот Великих Князей, т.е. были свидетелями, как например, Савва у Владимира храброго, Трифон у В. К. Софии Витовтовны и у Василия Темного; они же утверждали рукоприкладством своим и проклятые (клятвенные) грамоты Князей Воротынских и Мстиславских, данные ими Царю Иоанну Васильевичу в усердной и верной службе. Архимандрит Новоспасский Антоний в 1566 г. подписал с прочими приговорную грамоту о походе войною на Польшу 67 . Настоятели сего монастыря присутствовали на Московских соборах и подписывали акты оных; Иов, впоследствии первый Московский Патриарх, заручил в 1580 году приговорную грамоту всего Духовенства в том, «чтобы не отбирать имеющихся у них при Архиерейских домах и монастырях вотчин и никому оных не выкупать; а впредь с 15 Января никому в монастыри своих вотчин не отдавать». Как на соборы призывались Настоятели знатнейших монастырей, то и на соборе 1572 г. Новоспасский Архимандрит имел второе место, а в рукоприкладстве подписался первым; потом на собор 1581 г. имел третье место. По Уложению Царя Алексия М. за бесчестье судом и сыском ему платилось 70 рубл. а Келарю Новосп. 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Великого Князя Василия II Тёмного Сегодня мы также вспоминаем лейб-медика Н.А.Вельяминова, Героев Советского Союза Н.В.Аксютина и Е.М.Рудневу, селекционера А.А.Сапегина, патологоанатома А.И.Абрикосова и педагога Н.А.Успенского 09.04.2024 7 Время на чтение 10 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память мц. Матроны Солунской (III-IV). Мчч. Мануила и Феодосия (304). Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395). Великий Князь Василий II Васильевич Темный родился 15 марта 1415 г. и был сыном Великого Князя Василия I Дмитриевича и Великой Княжны литовской Софии Витовтовны. Рано потеряв отца, Василий II сделался московским князем, когда ему едва исполнилось 10 лет. Воспользовавшись этой ситуацией, его дядья решили бороться с законным наследником за Великокняжеский престол. В результате, как пишет летописец, «была между боярами брань великая и слово недоброе». Войска Василия были наголову разбиты отрядами его дяди Юрия, который вскоре захватил Великокняжеский престол, а племянника своего Великого Князя Василия отправил княжить в Коломну. Но будучи изгнанным из Москвы, Василий вскоре собрал вокруг себя всю московскую знать не желавшую находиться под Галицким князем Юрием и последний был вынужден уступить ему - Василий II снова вернулся в Москву. Однако сыновья князя Юрия - Василий Косой и Дмитрий Шемяка - не смирились и начали войну с Великим Князем Василием. Успех переходил из рук в руки, Василия II не раз изгоняли из Москвы и даже ослепили (за что он и получил прозвище Темный). Война эта осложнялась еще и вмешательством казанских татар. В июле 1445 г. татары разбили около Суздаля русские войска, и раненый Василий II Васильевич был взят в плен. Но, в конце концов, он победил и передал Престол своему сыну Ивану, объединившему Русь и свергшему монголо-татарское иго. Твердости сего Великого Князя мы обязаны решительным отвержением унии с Римом. Последний московский митрополит из греков Исидор в 1439 г. подписал Флорентийскую унию, после чего получил от Папы сан кардинала. В 1441 г. он торжественно въехал в Москву, провозгласил акт унии и стал поминать за Божественной Литургией Папу Римского, после чего Василий Васильевич объявил его еретиком и арестовал. Исидор, правда, из-под ареста бежал в Рим, но с того времени Москва стала выбирать себе митрополитов на собрании русских епископов. Кроме того, Великий Князь Василий II в 1450-е гг. значительно ограничил политическую самостоятельность Новгорода, Пскова, Рязани, чем способствовал укреплению единого Русского государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ предыдущая статья Содержание НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Марчуковская), находилась в с. Фаустове Бронницкого у. Московской губ., на левом берегу р. Москвы. Основана в 1654 г. по указу царя Алексея Михайловича . Первоначально располагалась в с. Марчуки (Марчуги) дворцовой Гвоздинской волости Московского у. на берегу р. Москвы. Впервые с. Марчуки (в то время Марчюково) упоминается в духовной грамоте 1451 г. кнг. Софии Витовтовны , вдовы вел. кн. Василия I Димитриевича (ДДГ. 57. С. 175-178). После ее кончины село стало собственностью кн. Юрия (Георгия) Васильевича Меньшого. Князь, будучи бездетным, перед смертью († 1472) завещал свои владения Архангельскому собору Московского Кремля. Позже село перешло в разряд дворцовых и во 2-й пол. XVI в. было пожаловано кн. Михаилу Федоровичу, отцу кн. Дмитрия Михайловича Пожарского . В писцовой книге Коломенского у., датированной 20-ми гг. XVII в., упоминается деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Марчуки ( Грушевский. 1916. С. 30). Считалось, что Н. М. п. была создана в память об избавлении жителей столицы и царской семьи от «морового поветрия» по инициативе протопопа Благовещенского собора Московского Кремля Стефана Вонифатьева ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 397-398). Духовник царя Алексея Михайловича прот. Стефан в 1655 г. принял монашеский постриг с именем в честь прп. Савватия Соловецкого (Письма рус. государей и др. особ царского семейства. М., 1848. Т. 1. С. 305. 388). Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Царь Алексей Михайлович грамотой от 25 нояб.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († 11.04.1442, Железноборовский Иоанно-предтеченский мон-рь), прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Железноборовский, основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря. Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55) и в пересказах историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. 3800. В XIX - нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. И. получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи ( Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич . Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124).

http://pravenc.ru/text/200169.html

Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМИР) († 28.05.1489), свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Московский и всея Руси. Г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря незадолго до 1445 г., когда пожар уничтожил монастырский архив (о гибели монастырских актов известно из грамоты мон-рю вел. кн. Василия II Васильевича 1448 г.- АСЭИ. Т. 2. С. 346. 350). В 1445 г. Г. уже являлся архимандритом Симонова мон-ря, поскольку монастырские старцы ок. 1463 г. говорили на суде, что грамоты «погорели... при архимандрите Геронтье» (Там же. С. 368. 374), но к времени пожара в мон-ре еще не было грамот на имя Г. Симонов мон-рь находился под великокняжеским патронатом, назначение Г. зависело от правителя. Г. был среди церковных деятелей, активно поддерживавших вел. кн. Василия II во время борьбы с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский стол в 1446-1447 гг. Возвратив в февр. 1447 г. вел. княжение, Василий II уже 28 марта дал Симонову мон-рю жалованную тарханную и несудимую грамоту с широким объемом привилегий (полный судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка - АСЭИ. Т. 2. 349, ср.: 345, 351; АЮБДР. Т. 1. 31/IX; АФЗХ. Л., 1983. 153. С. 189-190). 29 дек. 1447 г. Г. был участником Собора в Москве, направившего Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору. Г. вместе с митрополитом и др. иерархами сопровождал московское войско в походе на Шемяку, напавшего на Кострому в 1449 г. После взятия 27 янв. 1450 г. великокняжескими войсками столицы владений Шемяки - Галича симоновские соляные варницы у Соли Галицкой были на 5 лет освобождены от дани. В 1451 г. Г. вместе с духовником Василия II спасским архим. Трифоном и духовником вел. княгини чудовским архим. Феодосием (буд. митрополит) был «послухом» при составлении духовной грамоты вел. кнг. Софии Витовтовны (ДДГ. 57. С. 178). Все эти факты позволяют говорить о Г. как о человеке, близком к великокняжеской семье.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Петровское. Церковь Илии Пророка (каменная). Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ильинская церковь в селе Петровское, бывшей вотчине Беклемишевых, построена в 1812 г. тщанием майорши А.И.Даудовой. Возведение храма совпало с наполеоновским нашествием, поэтому, вероятно, престолы храма освящены в память заступников земли Российской: святого пророка Божия Илии (главный), святого благоверного князя Александра Невского и в честь Казанской иконы Божией Матери. Здание сложено из кирпича с белокаменной отделкой в стиле классицизма. Церковь была закрыта в 1930-е гг. Последний настоятель - священник Геннадий Лебедев - расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово. Храм возвращен верующим в 1998 г. и в настоящее время находится в стадии восстановления. Приделы храма: Казанской иконы Божией Матери, Благоверного князя Александра Невского. http://www.vosvera.ru Церковь Ильинская, служившая усадебным храмом, выстроена в 1812 году в формах зрелого классицизма. Кирпичное оштукатуренное здание с деталями из белого камня состоит из четверика храма, увенчанного купольной ротондой, трапезной и колокольни в два яруса. Четверик обработан портиками, трапезная и алтарь - креповками и филёнками. Удачно найденные соотношения масс, деталей убранства и тонкое моделирование форм позволяют считать храм значительным призведением классицизма. От усадьбы сохранились остатки парка с террасными прудами. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Первое упоминание о сельце Петровское содержится под 1472 годом в духовной грамоте князя Юрия Васильевича, князя Дмитровского, где сказано: " ... А к великому Вознесению даю по своей бабе великой княгине Софии и по себе свое село Петровское со всем тем, как было при моей бабе великой княгине, и с хлебом, что в земли, опричь стоячего хлеба, и з животиною; а что серебра в том селе на людех, и по того серебра половину великому Вознесению, а другая половина тем христианом, на коих серебро... " Исходя из этого, можно сделать вывод, что село Петровское существовало уже в середине XV века и было приобретено бабушкой князя Юрия - княгиней Софьей Витовтовной, которая скончалась в 1453 году. До этого, вероятно, его владельцем был боярин Пётр Константинович Добрынский, по имени которого село и получило своё название. В старину через Петровское проходила одна из больших дорог, соединявшая Москву и Коломну. К северо-западу от села в урочище Станки находилась ямская станция, на которой ямщики меняли лошадей. В середине XVI века село Петровское Песоченского стана находилось в вотчине за Фёдором Григорьевичем Беклемишевым. Позднее, к 1577-1578 гг., владелицей имения стала его дочь Анна, которая вышла замуж за рязанского дворянина Михаила Назарьевича Глебова.

http://sobory.ru/article/?object=00419

В то время как эти два жестокие врага князя выдумывали способ отомстить за себя, новая ссора в Москве предоставила им еще двух усердных помощников. Два сына Юрия Дмитриевича, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, остались в Москве пировать на свадьбе молодого государя и своего двоюродного брата. Косой был в это время сговорен на внучке боярина Ивана Дмитриевича. Дедушка невесты в день сговора подарил жениху золотой пояс с цепями, осыпанный драгоценными каменьями. Зная богатство Ивана Дмитриевича, Косой не спрашивал, откуда достался ему этот прекрасный пояс, а только любовался его чудесной отделкой, блеском изумрудов и рубинов, красотой искусно сделанных цепочек. С нетерпением ждал он случая обновить дорогой подарок на каком-нибудь празднике, и скоро такой случай представился. 8 февраля 1433 года назначена была свадьба великого князя. Весело отправился во дворец Василий Юрьевич в своем золотом поясе и уже заранее восхищался тем, как он удивит всех гостей своим богатым нарядом. Он, конечно, удивил, но зато и сам был удивлен. Когда молодые уже приехали из церкви и все гости сидели с ними за пышным столом, один из бояр Ростовских начал всматриваться в драгоценный пояс Косого и как будто припоминать что-то знакомое. Наконец, оборотясь к матери великого князя, княгине Софии, боярин тихо сказал ей: «Государыня! Видишь ты пояс на князе Василии Юрьевиче; он не простой, он из кладовых великокняжеских. Этот пояс подарен князем Дмитрием Константиновичем Суздальским его зятю, нашему незабвенному государю Дмитрию Донскому. В день его свадьбы он затерялся: говорили, будто бы один из самых близких к великому князю бояр подменил его, но до сих пор было неизвестно, кто именно. Я удивляюсь, как мог этот драгоценный для всех нас пояс попасть к молодому Василию Юрьевичу!» Пылкая, гордая София, у которой была причина не любить семейство Юрия Дмитриевича, обрадовалась и дорогой находке, и случаю доставить неприятность сыну своего врага. Поспешно подошла она к Василию Юрьевичу, надменно спросила, где он взял свой богатый пояс, и, не дождавшись ответа, собственными руками сорвала его! Удивление и гнев молодого князя были неописуемы! Не имея понятия о том, что пояс достался боярину Ивану Дмитриевичу потому, что был подменен одним из его предков, Василий Юрьевич видел в нем только подарок деда своей невесты и не хотел его лишиться. Его брат, Дмитрий Шемяка, держал его сторону, но спорить было нельзя: пояс был уже в руках Софии Витовтовны, которая приказывала молчать сыновьям Юрия!

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Бесспорно, что именно в Похвальском приделе собралось тогда высшее греческое и русское духовенство для избрания первого патриарха. Теперь процедура немного изменилась. Выбрав трех кандидатов – Иова, митрополита Московского, Александра, архиепископа Новгородского, и Варлаама, архиепископа Ростовского, список принесли государю. Царь пожелал Иова, после чего тот был объявлен «нареченным» патриархом. И 26 января 1589 года в Успенском соборе Константинопольский патриарх Иеремия посвятил в сан патриарха Иова, для чего был составлен особый чин службы. После поставления царь вручил патриарху Иову посох святителя митрополита Петра. В Похвальском же приделе состоялось наречение патриархов Ермогена и Филарета. И во время поставления все патриархи переоблачались в Похвальском приделе, наподобие того, как цари переоблачались в Дмитровском приделе во время венчания на престол. На южной стене Успенского собора находится икона «Похвала Богородицы с акафистом» конца XIV века, исполненная сербским мастером – это самая ранняя на Руси сохранившаяся икона с иллюстрациями к акафисту.   Наследство Потешного дворца Московский Кремль. Вид с севера на Потешный дворец и восстановленную в 1-й пол. 2000-х гг. церковь Похвалы Богородицы. Фото - Иванов Ю. В. Многие москвичи ныне удивляются: откуда взялась красивая, пряничная церковь, возвышающаяся над кремлевской стеной со стороны Моховой улицы? Это восстановили из небытия храм в честь Похвалы Богородицы, разобранный еще до нашествия Наполеона. В 1390 году в свите великой княгини Софии Витовтовны, привезшей из Литвы на Русь два чудотворных образа Богоматери – Смоленский и «Благодатное Небо», приехал в Москву литовский дворянин Вячеслав Сигизмундович Корсак. Он стал родоначальником сразу двух известных дворянских династий: от его старших внуков произошли Корсаковы и Римские-Корсаковы, от младших – Милославские. Милославские были сначала довольно захудалой фамилией и особыми почестями не жаловались. Лишь в Смутное время выделился один стольник при патриархе Филарете. А затем Даниил Иванович Милославский дослужился до воеводы в Сибири и Курске. Его сын Илья был в 1642 году направлен с посольством в Турцию. Кочевать бы ему по морям да на чужбине, но молодому царю Алексею Михайловичу приглянулась его дочь Мария. И государь женился на ней в январе 1648 года – в день праздника Поклонения веригам святителя Петра, а заодно выдал ее младшую сестру за своего фаворита боярина Б.И. Морозова. Через неделю после свадьбы царь пожаловал тестю боярский чин, высокую должность и подарил двор в Кремле рядом со своими теремами.

http://pravoslavie.ru/765.html

Летопись и Житие Дмитрия Донского согласно утверждают, что похороны погибших москвичей (24 тыс. человек) князь и княгиня впоследствии «снарядили» на собственные средства, считая себя виновными в том, чтобы не уберегли своих подданных. Между тем, испытания не кончились: победитель Тохтамыш потребовал к себе в Орду Дмитрия, тот приехал, как было приказано, с 13-летним сыном Василием. Его он вынужден был оставить по требованию хана в Орде в качестве заложника того, что Москва выплатит выкуп. Можно лишь представить себе, что пережила в тот год Евдокия. Спустя 6 лет юноше удалось бежать, но он едва застал отца в живых, а мать — в очередной (шестой) раз беременной. Прожив с мужем 22 года, Евдокия родила 6 детей, последнего — Константина — в возрасте 39 лет, в 1389 году. «Матери своей слушайтесь во всем…» В своем духовном завещании великий князь Дмитрий Иванович объявил преемником старшего сына Василия. Но и ему, и другим сыновьям он наказал во всем слушать Евдокию и действовать единодушно: «Вы, дети мои, живите заодно, матери своей слушайтесь во всем, из воли ее не выступайте ни в чем; а который сын мой не станет слушаться матери, на том не будет моего благословения». Страдания Евдокии по умершему 39-летнему мужу описаны летописцем в типичном для литературы того времени жанре плача («За веселие пришли слезы, за утехи скорбь несносная! Почто я не умерла прежде тебя? Кому уподоблю, как назову себя? Вдовою ли? Женою ли? Цвет мой прекрасный, зачем так рано увял ты? Немного было радостей в жизни моей с тобою, вместо веселия плач и слезы были моею долею; вместо утехи и радости — скорбь и сетование!» Казалось бы, ничего уже не связывало ее с суетным миром. По обычаю того времени княгине следовало принять постриг, но завещание супруга освобождало ее от обязательной женской доли того времени. Умирающий муж призывал ее стать как бы живой совестью при своих сыновьях. Ей предстояло разделить с сыном Василием все тяготы государева служения и, отвергнув монашескую долю, поднять младших детей. Старшего (Василия) она через полтора года выгодно «оженила» на дочери литовского князя Софии Витовтовне (1391 г.).

http://pravoslavie.ru/3331.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010