[xii] Юртаева И.А. Об одном евангельском мотиве в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»//Поэтика русской литературы. М., 2006. С.396. [xiii] См.: Киносита Т. «Возвышенная печаль судьбы» «Рыцаря бедного» - князя Мышкина// Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» ( 2001) .С.390-404. [xv] Ср.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1978. С.267-274. См. также: Злочевская А.В. Образ антигероя в повестях и рассказах Ф.М. Достоев­ско­го//Филологические науки. 1983, С.22-29. [xvii] Исупов К.Г. Введение в метафизику Достоевского//Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2007. Т.18. С.57. [xviii] См.: Сливкин Е.«Танец смерти» Ганса Гольбейна в романе «Идиот»//Ф.М. До­стоевский и мировая культура. М., 2003. Альманах [xix] О толковании заглавия романа см.: Касаткина Т.А. «Идиот» и «чудак»: синонимия или антонимия?//Вопросы литературы. 2001. С.90-103; Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001. С.54; Попова И. Другая вера как социальное безумие частного человека («Крик осла» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»)//Семиотика безумия. М., 2005. С.98-108 и др. [xx] Ср., например: Соркина Д.Л. Об одном из источников образа Льва Николаевича Мышкина//Ученые записки Томского университета. Вопросы художественного метода и стиля. 1964. С.145-151; Кийко Е.И. Достоевский и Ренан//Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1980. Т.4. С.106–122; Соломина-Минихен Н.Н. ( Мать Ксения) .О роли книги Ренана «Жизнь Иисуса» в творческой истории «Идиота»// Роман Ф.М. Достоевского«Идиот» ( 2001) .С.100-110; Степанян К.А.Ор. cit. С.197-214. [xxiii] См.: Марченко Е.И. «Странная картина» Ганса Гольбейна Младшего в романе Ф. Достоевского «Идиот»//Стиль – образ – время: проблемы истории и теории искусства. М., 1991. С.93–118; Лепахин В.Икона в творчестве До­стоев­ского («Братья Карамазовы», «Кроткая», «Бесы», «Подросток», «Идиот»)//Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2000. Т.15. С.237-263; Сара Янг. Картина Гольбейна «Христос в могиле» в структуре романа «Идиот»//Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» ( 2001). С.; Сливкин Е.«Танец смерти» Ганса Гольбейна в романе «Идиот» .С.80-109; Соломина-Минихен Н.Н. (Мать Ксения)«Я с Человеком прощусь …» (К вопросу о влиянии Нового Завета на роман «Идиот») //Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2005. Т.17 . С.346-376; Касаткина Т.А. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот»//Новый мир. М., 2006. 2. С.154-168 и др.

http://bogoslov.ru/article/2837343

Достоевского уже волнует проблема преображения мира. Вот почему, обретя христоподобного героя, писатель пишет в черновике: «Мир красотой спасется» и «Смирение – величайшая сила». Достоевский приходит к идее «единичного добра» и «практического христианства»: «Князь только прикоснулся к их жизни, но то, что бы он мог сделать и предпринять, то все умерло с ним. Россия действовала на него постепенно. Прозрения его . Но где он только ни прикоснулся – везде он оставил неисследимую черту». На наш взгляд, роман «Идиот» строится во многом как житие-мартирий. В нем показано три круга испытания героя: один – в Швейцарии, второй – в первой и второй частях романа, третий круг – в третьей и четвертой частях романа. Роман строится по принципу композиционного повтора. Образ «раненого сердца» становится устойчивой доминантой при изображении внутреннего мира князя Мышкина. Этот герой своими поступками на протяжении всего повествования показывает верность заповеди Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Эти слова произносит Иисус Христос во время Тайной вечери. После покушения Рогожина и встречи с нигилистами князь Мышкин, предвидя мученический финал для себя, испытывает желание покинуть этот мир, но мужественно идет навстречу испытаниям: «Он предчувствовал, что если только останется здесь хоть еще на несколько дней, то непременно втянется в этот мир безвозвратно, и этот же мир и выпадет ему впредь на долю. Но он не рассуждал и десяти минут и тотчас же решил, что бежать “невозможно”…». Здесь угадывается евангельская аллюзия: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12: 27). В современной критике существует множество точек зрения на болезнь Мышкина . По мнению Н.Н. Соломиной-Минихен, свет, который видит Мышкин, это знак посещения Божия . На наш взгляд, это эсхатологическое состояние Мышкина связано с мученичеством героя. Оба приступа Мышкина – перед покушением Рогожина и на даче у Епанчиных – вводятся в контекст страстей Христовых.

http://pravoslavie.ru/1382.html

По окончании проповеди Иисус Христос велел Своим ученикам переправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера. Во время плавания Он заснул. Внезапно поднялась сильная буря, волны стали заливать лодку. Ученики в страхе будят Иисуса Христа и говорят: «Господи, спаси нас, мы погибаем». Иисус Христос встал, запретил ветрам и морю, сказавши: умолкни, перестань. Ветер утих и сделалась великая тишина. Ученики в страхе и удивлении говорили: «кто это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему». § 20. Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:18–26; Мк. 5:21–24, 35–43; Лк. 8:41–42, 49–56) У одного начальника синагоги, по имени Иаира, была смертельно больна единственная дочь, которой было двенадцать лет от роду. Иаир пошел к Иисусу Христу, пал к Его ногам и просил придти и исцелить больную дочь. Иисус Христос с учениками отправился в дом Иаира. Когда они шли, приходит посланный из дома и говорит ему: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Это известие поразило несчастного отца. Иисус Христос утешил его, сказавши: «Не бойся, только веруй, и дочь твоя будет спасена». Когда они вошли в горницу, где лежала умершая, Иисус Христос взял ее на руки и сказал: «Девица, встань». По всемогущему слову Господа умершая тотчас встала. Видевшие чудо изумились, и слух о чудесном воскрешении дочери Иаира распространился по всей стране. § 21. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (Мф.14:1–12; Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9) Ирод, царь Галилейский, женился на Иродиаде, жене Филиппа, брата своего. Иоанн Креститель обличал Ирода и говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Иродиада ненавидела Иоанна Крестителя и старалась погубить его. Удобный случай скоро представился. Однажды Ирод праздновал день своего рождения. Собралось много гостей. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и пляской так угодила Ироду, что он с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит, даже до половины царства. Соломия пошла к матери посоветоваться чего просить. Иродиада сказала ей: «Проси голову Иоанна Крестителя». Соломия возвратилась и сказала Ироду: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но ему было стыдно не исполнить обещания, данного перед гостями. Он приказал воину отсечь и принести голову Иоанна Крестителя. Воин принес на блюде голову и отдал ее девице, а девица отдала ее матери. Ученики Иоанна, узнав о его мученической смерти, пришли и взяли тело и погребли его; потом известили об этом Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Радуйтесь в тот день и ликуйте, ибо, се, награда ваша на небесах велика. Подобно сему поступали и с пророками отцы их. Однако же горе вам, богатые, ибо имеете уже утешение ваше. Горе вам, сытые, ибо взалчете. Горе вам, радующиеся ныне, ибо восскорбите и восплачете. Горе, когда благословлять будут вас люди. Подобно сему поступали и с лжепророками отцы их. Но говорю вам, что слышите: возлюбите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за клевещущих на вас. И кто ударит тебя в щеку, подставь и другую. И тому, кто отнимает у тебя одеяние, не отказывай и в тунике. Всякому же, просящему у тебя, дай. И у взявшего твое не требуй назад. И как вы желаете, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними. И если вы любите тех, кто любит вас, какая благодарность вам? Ибо и грешники любят любящих их. И если вы благотворите тем, кто благотворит вам, какая благодарность вам? Так же поступают и грешники. И если вы даете взаймы тем, от кого надеетесь получить назад, какая вам благодарность? Ибо и грешники грешникам ссужают, чтобы получить столько же. Однако же вы любите врагов ваших. Благотворите и давайте взаймы, не надеясь взамен ни на что. И будет награда ваша велика, и будете сынами Всевышнего, Коий добр и к неблагодарным, и к злым. Посему будьте милосердны, как милосерден и Отец ваш. Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены. Прощайте, и будете прощены. Давайте, и дастся вам. Мерой доброй, плотной и утрясенной, переполненной дано будет в сосуд ваш, ибо какой мерой отмерять будете, такой и вам отмерено будет». И сказал Он им притчу: «Разве может слепой вести слепого? Разве не упадут оба они в яму? Ученик не выше учителя, но всякий будет совершенен, если будет подобен учителю своему. Что же ты видишь соломинку в глазу брата твоего, бревно же, кое в глазу твоем, не замечаешь? Или как можешь сказать брату твоему: «Брат, дай, я выну соломинку из глаза твоего», сам не видя бревна в глазу своем? Лицемер, вынь сперва бревно из глаза твоего и тогда разглядишь, как извлечь соломинку из глаза брата твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Что же ты видишь соломинку в глазу брата твоего, а бревно в глазу твоем не видишь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну соломинку из глаза твоего», и, се, в глазу твоем бревно? Лицемер, вынь сперва бревно из глаза твоего и тогда увидишь, как вынуть соломинку из глаза брата твоего. Не давайте святыню псам и не бросайте жемчугов ваших пред свиньями, чтобы не случилось им растоптать их и, повернувшись, порвать вас. Просите – и дано будет вам; ищите – и найдете; стучите – и откроют вам. Ибо всякий, кто просит, получает; и, кто ищет, находит; и стучащему открывают. Или разве какой человек из вас, если сын его просит у него хлеба, предложит ему камень? Или, если попросит рыбу, разве предложит ему змею? Если же вы, хотя и злы, умеете благие дары дарить детям вашим, сколь более Отец ваш небесный даст благого просящим Его. Итак, во всем, как хотите, чтобы делали вам люди, так и вы делайте им. Сие же есть закон и пророки. Входите узкими вратами, ибо широки врата и просторен путь, ведущие к погибели, и многие входят ими. Узки же врата и тесен путь, ведущие к жизни, и немногие находят их. Остерегайтесь ложных пророков, кои приходят к вам в одеждах овчих, а внутри же суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Разве собирают с терновника виноград или смоквы – с репейника? Так всякое древо доброе приносит плоды добрые, злое же древо приносит плоды злые. Не может древо доброе приносить плоды злые или древо злое – приносить плоды добрые. Всякое древо, не приносящее добрых плодов, срубят и бросят в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не все, говорящие Мне: «Господи, Господи» войдут в царство небесное, но творящий волю Отца Моего, сущего на небесах, – он войдет в царство небесное. Многие скажут мне в день тот: «Господи, Господи, не во имя ли Твое мы пророчествовали и не именем ли Твоим изгоняли демонов и не во имя ли Твое многие подвиги совершили?» И тогда признаюсь им: «Я никогда не знал вас, оставьте Меня, творившие несправедливость». Посему всякий, кто услышал сии слова Мои и исполнил их, уподобится мужу мудрому, построившему дом свой на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но где же был в это время Иоанн Креститель? Почему он сам не сделался апостолом Христовым? После крещения Иисуса на Иордане, он еще продолжал некоторое время крестить и благовествовать Царство Божие, но уже знал, что дело его идет к концу. Когда ему говорили, что все идут ко Христу, то он смиренно отвечал: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3:30 ). Между тем, как свидетельствует историк Иосиф Флавий, политическая жизнь Иудеи осложнилась. Началась война между царем Иродом и соседним аравийским царем Аретой. Причиной войны было то, что Ирод развелся со своей женой аравитянкой, дочерью Ареты, и незаконно женился на жене брата своего Филиппа. Арета был раздражен и решил отомстить. Следовательно, война началась главным образом из-за Иродиады, которую обличал Иоанн Креститель. Иродиада злобилась на Иоанна и настаивала на его аресте. Тогда Ирод приказал схватить Иоанна и связав посадить в темницу. Эта темница находилась в крепости Махора , куда Ирод со всеми военачальниками и приближенными переселился на время военных действий. В угоду Иродиаде он готов был теперь же умертвить Иоанна, но боялся народа, почитавшего его за пророка ( Мф. 14:5 ). Иродиаде же очень не нравилось, что Иоанн оставался в живых. Она ненавидела Предтечу и ждала случая, чтобы погубить его. Наконец, этот случай представился. В день своего рождения Ирод давал пир вельможам, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. Когда пир был в полном разгаре, в палате Махорского дворца вдруг появилась юная девушка Соломия, дочь Иродиады от первого брака. Ее просили показать свое искусство в танце. Не смущаясь знатностью собрания, она начала танцевать и так понравилась Ироду и всем возлежавшим с ним, что царь сказал девице: «Проси у меня чего хочешь и дам тебе». И клялся ей: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства». Она вышла и спросила у матери своей: «Чего просить?» Надо было торопиться, царь мог одуматься, отрезветь, изменить решение и отделаться какой-нибудь шуткой. Иродиада сказала дочери: «Проси главы Иоанна Крестителя». И Соломия тотчас с поспешностью пошла к царю и просила, говоря: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О святой равноапостольной Марии Магдалине 2 сентября 2006 г. 11:37 Святая Мария Магдалина родилась в Палестине, в пределах Магдалы, недалеко от Капернаума. Получив от Христа Спасителя чудесное избавление от одержимости бесами, уверовала и последовала за Ним. В Евангелии от Матфея о ней сказано немного. Сначала она упоминается в числе женщин, которые «следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» (Мф. 27, 55-56). Она присутствует при распятии Христа, а затем мы видим ее и «другую Марию» сидящими «против гроба» Христа (Мф. 27, 61). Спустя три дня, после того, как прошел субботний запрет на деле и передвижения, она опять с «другой Марией» приходит к гробу. Им являет ангел в белой одежде и сообщает о воскресении Христа (Мф. 28, 1-8). В Евангелии от Марка мы впервые видим Марию Магдалину в числе женщин, которые присутствуют при кончине Христа Спасителя: «Были тут и женщины, которые смотрели издали; между них была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Мария Иосифова, и Соломия, которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили ему» (Мк. 15, 40-41). Еще раз она появляется в момент погребения Господа: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где его полагали» (Мк. 15, 47). В последней, 16-й, главе этого Евангелия говорится о том, что три женщины — Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия «купили ароматы» , чтобы умастить тело Христа. Женщины видят, что камень от двери гроба отвален, а внутри сидит юноша, облаченный в белую одежду. Юноша, как и ангел в Евангелии от Матфея, говорит им о воскресении Христа. На этом сходство этих Евангелий заканчивается. Далее в Евангелии от Марка говорится: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9). Эти «семь бесов» в дальнейшем будут ассоциироваться именно с ней. Известна средневековая мистерия XV в. «Мария Магдалина», где эти семь бесов во плоти преследуют ее. Меньше всего говорится о Магдалине в Евангелии от Луки, где она никогда не выделяется отдельно. Впервые о ней говорится как о «Марии, называемой Магдалиною, из которых вышли семь бесов» (Лк. 8, 2), и второй раз мы видим ее в числе женщин, которые пришли умастить тело Христа ароматами. Им предстали «два мужа в одеждах блистающих» и возвестили о воскресении Христа (Лк. 24, 4). В отличие от Евангелия от Марка, изгнание из Марии Магдалины семи бесов в Евангелии от Луки имело место до распятия Христа, когда он приходил с проповедями по городам и селениям.

http://patriarchia.ru/db/text/137932.htm...

Он говорил это о храме Тела Своего, то есть, что, когда Его убьют, умертвят Его Тело, Он в третий день воскреснет, и тогда Они увидят, какую власть Он имеет. Но спрашивавшие Его не поняли этого и думали, что Он говорит о храме Иерусалимском, который строился сорок шесть лет. Они дивились, как Он может построить такой храм в три дня, и отошли прочь. Во время этого пребывания Господа в Иерусалиме многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него. 11. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мф. 14:1–12; Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9) Когда Христос выступил на проповедь, Галилеей правил сын того царя Ирода, при котором Он родился, – Ирод Антиппа. Это был человек тоже жестокий и распутный. Он увел у брата своего Филиппа его жену Иродиаду, приходившуюся им обоим к тому же родной племянницей, и сам женился на ней. При Иродиаде была ее дочь от первого мужа, Соломия. Святой пророк и Предтеча Христов, Иоанн Креститель, о котором Спаситель сказал, что из рожденных женщинами нет ни одного пророка больше него, усовещевал Ирода и говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Иродиада, боясь, что Ирод послушает пророка и удалит ее от себя, уговорила своего незаконного мужа схватить Иоанна и заключить в тюрьму. Она желала бы его казни, но Ирод, хотя и был очень дурной человек, все-таки берег Иоанна, зная, что он праведник и святой. Он иногда даже призывал его из тюрьмы к себе, с удовольствием говорил с ним и во многом его слушался. А пророк все настаивал, чтобы Ирод отослал от себя Иродиаду, которая все больше ненавидела за это Иоанна и обдумывала, как бы добиться его смерти. Однажды Ирод Антиппа праздновал в своем роскошном дворце день своего рождения; он сделал пир для начальников войска и старейшин галилейских. Во время пира вошла дочь Иродиады Соломия и стала плясать. Ея пляска так понравилась гостям и самому Ироду, что он сказал ей: «Проси у меня, что хочешь, и дам тебе». При этом он клялся, что готов дать ей даже половину царства. Конечно, Ирод думал, что она попросит нарядов, драгоценных вещей или большую сумму денег. Соломия же побежала к матери посоветоваться, чего ей просить. Та отвечала: «Проси головы Иоанна Крестителя». Соломия поспешила к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Такой просьбы Ирод не ожидал; он смутился и опечалился, но тем не менее не захотел отказать Соломии, чтобы перед гостями не изменить данному ей обещанию исполнить всякую ее просьбу. И вот он послал в тюрьму оруженосца; тот отсек Иоанну голову, принес ее окровавленную на блюде и подал Соломии, а эта отнесла матери. Ученики Иоанна пришли, взяли его тело и погребли. Усекновение главы Иоанна Крестителя, Предтечи Христова, вспоминается православною церковью 29 августа (11 сентября по н. ст.). Этот день православные христиане проводят в посте. 12. Исцеление расслабленного в Овчей купели (Ин. 5:1–47)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

11 Иль величие Его не грозно для Вас и страх пред Ним не нападает на вас? 12 Ваши умствования — зола, и оплот ваш — глиняный оплот. 13 Замолчите, и я буду говорить, пусть, что будет, то будет со мной! 14 Плоть мою я взял в зубы мои и душу мою держу рукой моей! 15 Пусть убьет Он меня — я надеюсь на Него; только б защитить мне пред лицом Его пути мои! 16 И это было б спасением мне, ибо отступник не пойдет пред лице Его. 17 Слушайте, выслушайте слово мое, пусть речь моя дойдет до ваших ушей! 18 Вот, судебное дело начал я и знаю, что добьюсь правды моей. 19 Кто может оспорить меня? Тогда бы я затихнул и угас! 20 Только двух вещей не делай со мной, чтобы не прятаться мне от лица Твоего: 21 сними с меня руку Твою и ужас Твой пусть не мучит меня! 22 Тогда окликай, а я отзовусь; или я спрошу, а Ты отвечай! 23 Сколько у меня пороков и грехов? Вину мою и грех покажи мне! 24 Для чего скрываешь Ты лицо Твое и почитаешь меня Твоим врагом? 25  28 Это значит крушить опавший лист и гоняться за соломинкой сухой, что распадается, словно гниль, словно съеденная молью ткань, — 26 когда Ты пишешь горькое на меня и грехи юности вспоминаешь мне, 27 забиваешь в колодки ноги мои, подстерегаешь каждый мой шаг, выслеживаешь ног моих следы! 14  Человек, рожденный женой, скуден днями, но скорбью богат; 2 он выходит и никнет, как цветок, ускользает, как тень, и не устоит. 3 И на него Ты отверзаешь очи Твои? И меня требуешь к суду с Тобой? 4 Кто родится от нечистого чист? Ни один! 5 Если сосчитаны дни его и число его месяцев у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, — 6 отойди от него, чтобы он отдохнул, как наемник, порадовался своему дню! 7 Да, для дерева надежда есть, что оно, и срубленное, оживет и побеги станет пускать вновь; 8 пусть одряхлел в земле корень его, и обрубок ствола омертвел в пыли, — 9 чуть дохнет влагой, зеленеет оно, как саженец, выгоняет ветвь в рост. 10 А человек умирает — и его нет; отходит — и где его искать? 11 Если воды в озере пропадут, иссякнет и высохнет ручей; 12 так человек — ложится, и не встанет вновь, не проснется до скончания небес, не воспрянет от своего сна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

13-14). " Как кусающие свое тело при несчастьях достигают через это облегчения, так и я, говоря это " . Ты видишь, что это не слова считающего себя праведником, а некоторое облегчение скорби со стороны того, который посредством слова укрепляет тело и облегчает душу. " Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими " (Послушайте, послушайте глаголъ моихъ: возвещу бо вамъ слышащымъ) (ст. 17). " Хочу, - говорит, - судиться; не уклоняюсь от судилища и знаю, что не буду осужден " . Убеждая друзей слушать его слова, для большего склонения их к этому удваивает просьбу, так как он видел, что они с трудом выносят обличения, которые он открыто и прямо высказывает вслух их. Удваивая " выслушайте " , он или указывает на отсутствие бодрости, или хочет возбудить внимание, чтобы лучше слушали, так как бывает иногда, что звуки голоса действуют на слух, а не слышат, потому что не прилагают внимания. Поэтому и Спаситель, возбуждая слушателей к надлежащему вниманию, говорил: " Кто имеет уши слышать, да слышит! " (имеяй уши слышати да слышитъ) (Мф. 11:15). " Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей " (Яко написалъ еси на мя злая, обложилъ же ми юностныя грехи) (ст. 26). " Может быть, опасаешься меня, не зная хрупкости моей природы, по которой я не отличаюсь от листа или травы, носимых ветром? Почему же, Владыка, произнес надо мной такой приговор? " Выражение " пишешь на меня горькое " (написалъ еси на мя злая), то есть, несчастия, есть метафора, взятая от обычая царей объявлять приговор письменно. " Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? " (Или яко листъ движимъ ветромъ убоишися; или яко сену носиму ветромъ противляешимися) (ст. 25) " Преследуешь " (Противляешимися) вместо " налагаешь наказание как противляющемуся " . То есть: " как господин мятежного раба, Ты с властью определил мне наказание " , - это значит: " написал " ; так сказал, соблюдая благоприличие, свойственное Владыке. " Они же обветшают, как мех " (Иже обетшаютъ, якоже мехъ) (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010