Иов.41:17 .  Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Иов.41:18 .  Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Иов.41:19 .  Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Иов.41:20 .  Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Иов.41:21 .  Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Сильное и страшное чудовище приводит в ужас даже самых смелых, – «силачей» (евр. «еилим»): «устрашенные, они не достигают цели» (вторая половина стиха). Попытка убить крокодила вызывает лишь страх. И это вполне понятно, так как защищенный своей чешуею, непроницаемою крепкою бронею (ст. 7–9), он неуязвим ни одним смертоносным оружием, начиная с меча. Иов.41:22 .  Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Правильное чтение данного стиха такое, «внизу у него острые черепицы; он лежит, как борона на грязи». Ничем нельзя пробить спину крокодила, не поддается ударам и живот. Чешуи на нем менее крепки, чем на спине, но все же достаточно тверды. Их отпечаток остается на земле, когда чудовище ползет или же отдыхает. Иов.41:23 .  Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; Иов.41:24 .  оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Еще больший след оставляет крокодил в воде. От его быстрых, стремительных движений (ср. ст. 11–12) она приходит в такое же волнение, какое бывает при кипении. «Море он превращает в сосуд с кипящими благовониями». Приведенные крокодилом в движение воды «моря», т. е. Нила ( Ис 19.5 ; Наум 3.8 ) напоминают «кипящие благовония», так как он оставляет после себя запах мускуса. Взволнованная животным вода покрывается пеною, напоминающею по своей белизне седину. Иов.41:25 .  Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; Иов.41:26 .  на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости. Страшный для людей, крокодил не имеет себе соперника среди самых свирепых животных («сыны гордости»; ср. Иов 28.8 ): они трепещут пред ним, как пред царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Положив крестное знамение на уста, блаженный Зосима начал говорить так: «Бог-Слово, воплотившись, великую даровал благодать уверовавшим и верующим в Него. Можно и в наше время уверовать и начать это отныне, если желаем. Ибо если произволение наше возжелает и благодать повоздействует, то всякому желающему можно ни во что вменить весь мир». Потом он взял, что попалось под руку, кажется, соломинку или щепочку, или другое что ничтожное, и прибавил: «Кто из-за этого станет браниться или спорить, злопамятствовать или убиваться скорбию, кроме разве того, кто поистине потерял ум? Человек ли Божий, преуспевающий и в предняя простирающийся в жизни по Богу, не будет всего мира иметь наравне с этою соломинкой, хотя бы действительно он обладал всем? Ибо, как я всегда говорю, не иметь вредно, а иметь с пристрастием. Кто не знает, что из всего, что имеем, ничего нет дороже для нас тела? Итак, если когда время потребует, мы имеем повеление пренебречь даже телом, не тем ли паче тем, что есть у нас кроме него? Впрочем, не следует просто и как ни попало разбрасывать свои вещи, как не следует и самого себя без разбора бросать на смерть; ибо так действовать свойственно только потерявшему ум; но надобно ожидать, когда потребует того время, чтобы тогда быть готовыми на такое дело». При сем припоминал он о брате, имевшем овощи, и говорил: «Не сеял ли он? не трудился ли? не возращал ли? не удобрял? Но не вырывал их без разбора и не бросал; а только имел их так, как бы не имел. Почему, когда пришел к нему один старец с намерением испытать его и начал истреблять их, он даже не показался ему, а спрятался; и когда уже оставался один корень, сказал ему: «Если желаешь, отче, оставь это и сделаем из того угощение». Из сего старец святой узнал, что он есть истинный раб Божий, а не раб овощей, и говорит ему: «Дух Божий почил в тебе, брате». Если б он имел овощи с пристрастием, то тотчас и обнаружил бы сие скорбию и смущением; но он показал, что имел их так, как бы не имел». И заключил авва Зосима: «Бесы замечают такие случаи: и если видят, что кто-нибудь бесстрастно относится к вещам, не тревожась потерею их, то уразумевают из сего, что он ходит по земле, но не имеет в себе мудрования земного». Собеседование второе

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Palesti...

16 .4–6 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. Эта казнь похожа на первую египетскую казнь, когда воды реки Нил превратились в кровь, рыба вымерла, река воссмердела и стала непригодна для питья ( Исх. 7:19–21 ). Напоминает эта казнь и случившееся при третьем трубном гласе ангела, когда третья часть вод в реках стала горькой, и многие люди от этого умерли (8,10–11). В несравненно больших размерах все это случится при казни третьей чаши. Когда испорчены будут все воды в морях, то тем более важны и необходимы станут реки. Но придя к рекам, люди и там увидят, что сделалась кровь . Как утопающий хватается за соломинку, так ухватятся люди за любые другие источники вод . Может, где в колодце, может, где в горном озерце, может, где ключ бьет... Но увы, везде – кровь, кровь, кровь. О, как тогда возопиют они! Но кому вопиять? Антихрист, их несравнимый царь, обоготворенный ими – бессилен остановить казнь Божью. Бог не поможет хулящим его. Может, призвать Ангела вод , того ангела, который поставлен над стихией воды, может, он умолит Бога об исцелении своей водной стихии? Но вот что пишет тайнозритель. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил. Нет, не нарушена ни праведность, ни святость Божия в этом суде над водами. Тот, Который еси в этих судах, такой же, как и был ранее, когда осыпал человечество милостью и щедротами. Нет перемены в правосудии Божием. И ангел вод не молит об исцелении своей стихии, но величит Бога за то, что так судил . Все это послано за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того . Проливавшие кровь, окружены теперь морями крови, вокруг текут реки крови, из источников бьет кровь. Таково возмездие за страшную жестокость над святыми и пророками . Кровь за кровь, они достойны того . Те, что проливали кровь, как воду, должны будут пить кровь вместо воды. «И они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь» ( Ис. 49:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В то время между верными иудеями особенно отличался своим благочестием старец Елеазар. Будучи ученым человеком, книжником, он был уважаем всеми за свою справедливость. Склонить Елеазара к идолопоклонству было очень важно для греков, ибо тогда многие иудеи последовали бы его примеру. Старца подвели к языческому жертвеннику и предложили ему съесть идоложертвенное свиное мясо. Елеазар отказался нарушить закон Моисеев. Тогда его стали уговаривать, чтобы он показал только вид, будто исполняет повеление царя. Но Елеазар и на это не согласился: «Недостойно, сказал он, в мои лета лицемерить. Молодые люди, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, могут последовать моему недоброму примеру и впасть в заблуждение». За стойкость в вере Елеазар был убит, но его образ – образ бесстрашного исповедника истинной веры – остался в сердцах многих евреев. Однажды к самому царю привели женщину Соломию с семью сыновьями. Царь принуждал их съесть свиного мяса, но они смело ответили царю: «Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы» ( 2Мак. 7:2 ). Когда никакие уговоры не Помогли, царь предал братьев вместе с их матерью жестоким мучениям и всех умертвил. Это семейство мучеников известно под именем мучеников Макавеев. Гонение евреев за истинную веру распространилось по всей Иудее. Но своими преследованиями Антиох Епифан не добился никаких положительных результатов. Гонения на верующих только порождали среди евреев ненависть к гонителям и желание избавиться от сирийского господства. Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против сирийских захватчиков под предводительством священника Маттафии. Освободительная война под предводительством Маккавеев В городе Модине жил ревностный священник Маттафия, у которого было пять взрослых сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. В 168 году в этот город прибыл сирийский чиновник с целью склонить его жителей к идолослужению. Когда все жители городка были собраны к языческому жертвеннику, чиновник обратился к священнику Маттафии с просьбой, чтобы он первый принес жертву греческому богу. Но ревностный священник наотрез отказался. Тогда среди жителей города нашелся один еврей, который, соблазнившись обещаниями чиновника, подошел к жертвеннику, чтобы принести жертву идолу. «Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник». Затем, обращаясь к жителям города, он воскликнул: «Всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною!» ( 1Мак. 2:24– 25:27 ). Взяв своих сыновей, он с небольшим отрядом иудеев ушел в горы. Вскоре к Маттафии в горы собралось большое количество иудеев, из которых священник организовал народную освободительную армию.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

«И сказано им (т.е. мученикам), чтобы они успокоились еще на малое время». Значит, конец близок, ибо Писание благовествует, что вслед за всемирной проповедью Евангелия придет конец ( Мф. 24:14 ). Малое время означает тут, вероятно последнее семилетие, в половине которого совершатся события, предреченные св. пророком Даниилом ( Дан.9, 27 ) и Откровением св. Иоанна. Ослепление рода человеческого бесовской прелестью достигнет тогда крайнего предела, как открывает Евангелие ( Мф. 24:24 ). Лживая пресса, воцарившаяся еще со снятия первой печати, дойдет в это последнее семилетие до геркулесовых столбов, благодаря тому, что начиная с конца XIX века вдохновляется евреями. «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот произошло великое землетрясение» ( Откр. 6:12 ). Это ни что иное, как последнее предостережение роду человеческому опомниться от кровожадных пиршеств анархии и истребления рода христианского, вследствие которой земное небо, или св. Церковь Христова «скрылась повсеместно, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» ( Откр. 6:14 ). Переносный смысл здесь тот, что предстоятели Церкви и обитатели святынь, а также владыки земли, оставшиеся верными Богу Небесному, обратились в поспешное бегство в малодоступные места, гонимые эдиктами погибельного властителя земли о повсеместном истреблении христиан, о прекращении Богослужения, превращения святынь Господних в мерзость запустения и упразднения престолов христолюбивых царей. Беседа 2. Великие знамения в солнце, луне и звездах. – Каратели. – Безмолвие на небе как бы на полчаса. – Молитва святых пред концом мира. – Семь трубных гласов, возвещающих конец. В ознаменование близости конца страданиям праведных произойдут предварительные великие знамения в солнце, луне и звездах; а именно: «солнце стало мрачно, – говорит Тайнозритель, – как власяница, а луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» ( Откр. 6:12–13 ). Об этом же знамении пророчествовал в Ветхом Завете св. пророк Иоиль: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный» ( Иоил. 2:30–31 ). Новозаветный Тайнозритель продолжает: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел день гнева Его, и кто может устоять?» ( Откр. 6:15–17 ). Землетрясение и необычайные знамения в солнце, луне и звездах произведут, как видно, потрясающее впечатление на людей века сего. Природа, возмущенная отступничеством падшего владыки своего от общего всех Владыки и Господа, содрогнется и наведет панический страх на любителей мира сего; страх, как при кораблекрушении, когда утопающий готов ухватиться даже за соломинку, но все напрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Видишь ли, какое дерзновение сообщает бедность? Богатый есть раб; он подвергается убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред; неимеющий же ничего не боится (лишения имущества) ни с публичного торга, ни по судебному приговору. Если бы бедность лишала дерзновения, то Христос не заповедал бы бедности ученикам своим, посылая их на дело, требовавшее великого дерзновения. Бед­ный есть человек весьма сильный, неоткуда ему получить обиду или потерпеть вред; а богатый открыт, для нападений со всех сторон, и с ним бывает то же, как если бы кто тащил за собою множество длинных веревок, – его легко может поймать всякий, а человека нагого поймать не легко. Так бывает и с богатым: рабы, золото, поля, множество дел, тысячи забот, обстоятельств, нужд – делают его удобоуловимым для всех. 3. Итак, пусть никто не считает бедность причиною бесчестия. Перед добродетелью всё богатство вселенной хуже грязи, меньше соломинки. Будем же стремиться к ней, если хотим войти в царство небесное. " Продай, – сказал (Господь), – имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф.19:21 ); и еще: «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Видишь ли, что даже надобно искать (бедности), если нет её? Такое она составляете, благо! Она – руководительница по пути, ведущему к небу, помазание для ратоборства, великое и дивное училище, безопасная пристань. Но, скажешь, я имею нужду во многом, и не хочу ни от кого принимать милостыни? В этом отношении богатый ниже тебя. Ты, быть может, просишь милостыни для пропитания; а он бесстыдно (просит) бесчисленного множества вещей по любостяжанию. Богатые нуждаются во многих. Что я говорю: во многих? Часто даже в таких людях, которые недостойны их самих; например: они часто нужда­ются в воинах и рабах. А бедный не нуждается и в самом царе; если же он в чём-нибудь и нуждается, то ему удивля­ются, что он сам поставил себя в такое положение, тогда как мог быть богатым. Итак, никто пусть не обвиняет бедность, как бы причину безчисленных зол, и не противоречит Христу, который назвал её совершенством добродетели, когда сказал: «если хочешь быть совершенным» ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3. Теперь про Иова. Я согласен с теми, кто считает Николая мало похожим на библейского праведника. «Левиафан» скорее античная трагедия, чем библейская. Но я не согласен с теми, кто считает его антиподом Иова, своего рода Антииовом. Не поспоришь: Иов был праведником, а Николай жил без Бога в душе. Об этом нам говорит образ разрушенного храма, куда подростки, да и сам Николай один раз, приходят вечером выпить. Разрушенный купол — вот символ души Николая. Вот потому-то Бог и не с ним. Что поделаешь… Однако, мне не близка мысль, что Бог пребывает только с праведниками, Евангелие очевидно говорит нам о другом. История Иова — о том, что праведник верен Богу не потому, что Тот щедро одаряет его за верность, как думал Сатана. А в Евангелии Бог верен человеку и любит его, даже если человек готов убить Его, или ему до Него нет дела. «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23,34). Наверное, имеет смысл напомнить, о чем же повествует библейская книга Иова. Ни в чем не повинному, непорочному человеку Бог послал для испытания его верности величайшие страдания. Иов чувствует, что невероятные испытания нельзя объяснить его грехами, что совершается что-то недоступное ему и невыносимое для него — именно по этой своей непостижимой незаслуженности. И восстает против тайны невинного страдания. «Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, — говорит он Богу. — Зачем Ты поставил меня противником Себе?» «Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?». «За что Ты со мною борешься?» (Иов 7:19-20). Но не только личные невинные страдания давят своей тайной Иова. Бог «губит и непорочного, и виновного (…), Земля отдана в руки нечестивых». «Почему беззаконные живут, достигают старости (…), дети их с ними (…), дома их безопасны от страха и нет жезла Божьего на них?». «Почему (…) бедных сталкивают с дороги, все униженные земли вынуждены скрываться (…), в городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того?» (Иов 9:22,24; 21:7-9; 24:4,12). «Земля отдана в руки нечестивых» — разве это не предельно лаконичный синопсис истории, рассказанной А. Звягинцевым?

http://pravmir.ru/kozlinaya-pesn-ot-andr...

Мк.6:16 . Ирод же, услышав сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Мк.6:17 . Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Мк.6:18 . Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Связа его (Иоанна) в темнице (заключил его в темницу). В темницу, это – в Махеронскую крепость, которая лежала на северо-восточном берегу Мертвого моря. Иродиады ради (за Иродиаду) жены Филиппа брата своею, яко оженися ею (потому что женился на ней). Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великого. Ирод же и Филипп были дети сего царя. Таким образом, Иродиада приходилась племянницей как Ироду Антипе, так и Филиппу. Она была замужем за Филиппом и имела от сего брака дочь Соломию, которая очень угодила Ироду своей пляской (ст. 22); Ирод же был женат на дочери арабского царя Арефы, но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял жену его Иродиаду. За это-то беззаконие и обличал Иоанн Ирода, говоря ему: не достоит (непозволительно) тебе имети жену Филиппа брата твоего (ст. 18). Поступок Ирода был совершенно беззаконен; если законом Моисеевым позволялось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и при том в случае бездетства ее самой ( Втор.25:5–6 ). Мк.6:19 . Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Иродиада была сама по себе злая женщина. Злобилась же на Иоанна особенно за то, что она могла бы лишиться царской власти, если бы его обличительная речь подействовала на Ирода, и он развелся бы с ней. Хотяше (желала) его убити, и не можаше (но не могла) и пр. Не могла – и собственной властью, не могла принудить и Ирода к убиению. Мк.6:20 . Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Ирод, быть может, и желал бы убить Иоанна, но, с одной стороны, как замечает еванг. Матфей, боялся народа: потому что его считали за пророка ( Мф.14:5 ), т. е. за особенного посланника Божия к себе; с другой стороны, боялся и потому, что сам знал его за мужа праведного и святого и многое делал, слушаясь его; и с удовольствием слушал его (ведый его мужа праведна и пр.). Многое делал и пр. Ирод делал много доброго, слушаясь Иоанна, пишет, объяснял сии слова, еп. Михаил, и с удовольствием слушал его проповедь; но тем не менее, однако же не исполнял требования Иоанна относительно Иродиады, и самого проповедника заключил и держал в темнице. Он, как видно, входил в сделку со своей совестью, как поступают обыкновенно люди бесхарактерные; надеялся некоторыми добрыми делами, предпринимаемыми по совету Иоанна, загладить свой главный грех , против которого особенно вооружался Иоанн, и не отставал от того греха, преследовал и самого проповедника (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Где только одна лилия, где одно тело сохраняется чистым, а дух отдается грехам, там не ищи пшеницы Христа, и не только стога, но даже и единого зерна Его благодати. Именно на это обращает внимание один из учителей: «Не говорит Писание: «Стог в лилии, но – среди лилий, ввиду двух лилий девства – одного, который внутри, в намерениях духа, а другого, который вне тела и означает нерастление». Лилия внешняя без лилии внутренней – ничто, ибо без произволения духа суетно нерастление тела. Так поучившись разуму от Мудрой Девы, мы берем с первой бразды или части Ее жития колос Ее и держим его в руке нашей незабвенной памяти до тех пор, пока не соберем другие колосья и не сделаем из них целого снопа. С первой бразды пресвятого Богородичного жития переступим на другую, которая находится под кровом Иосифовым, в доме Иосифа. Начинается она от храма Соломонова, а окончание ее в вифлеемском вертепе, у нивы Соломин, вифлеемской жительницы. Эта бразда, родившая достойный высокой добродетели Марииной колос, начинается по своему названию со второй буквы в преблагословенном Ее имени – А: «Агница Христова». Так величают Ее святой Герман и святой Георгий Никомидийский в своих словах, а в особенности святой Иоанн Дамаскин в сороковом слове на Рождество Ее, где он говорит так: «Ты Агница, из Которой Пастырь облекся во овцу, и раздираешь и умертвляешь ветхие одежды». И в акафисте читаем: «Радуйся, Агница, Агнца Божия рождшая». Но Пречистая Дева! Ты достойна наименования не бессловесных, но словесных и разумных тварей. Ты достойна того, чтобы Тебя все церковные учителя, собравшись вместе, величали единым Ангелом, который выше всех других Ангелов, Царицею всех Ангелов, как Херувимов честнейшую, Серафимов славнейшую. Поистине, достойна, но когда Ее Агницей величают, то этим лучше всего показывают Ее достоинство и объясняют Ее царственную корону, Ее превосходство над Ангелами. Как только произносятся устами эти слова: «Агница, Агнца рождшая», – тотчас же приходит на мысль крепость и сила, и слава, и царство Агнца, о чем и святой Богослов говорит: «Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр. 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С западной стороны она упирается в море (Средиземное), с восточной и полуденной в пустыни, а с северной в высокие, покрытые снегом на вершинах своих горы (Ливанские). На этих горах в старину росли леса огромных дерев кедров. Скажу несколько слов об этих великанах, потому что о них часто упоминается в св. писании и в церковных песнях. Образчики кедрового дерева попадаются во многих садах и парках. Кедры похожи на сосну с иглами вместо листьев, сходными с можжевеловыми; зеленеют круглый год. Плоды кедров, известные мелкие орешки, растут в шишках, похожих на сосновые. Дерева эти долго живут, растут ветвисто и высоко. Бревна их толсты, крепки и долго не гниют; кедровыми досками и теперь украшаются в св. земле святые церкви. Из-под надрезанной или треснувшей коры дерева вытекает белая, душистая смола. Кедры Ливанские славились своею громадностью, росли чрезвычайно раскидисто и красиво; они были украшением Ливанских гор. Вот что говорит о них Сам Господь во святом писании: «кедр на Ливане красовался ветвями и тенист как лес, высок ростом, его маковка среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна питала его.... От того рост его перевысил все дерева полевые, и сучьев на нем много, и ветви его простирались далее больших вод, когда он раскинулся. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые.... Кедры в саду Божием (в лесах св. земли) не заслоняли его; ели не равнялись сучьям его, и тополи не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею, все дерева Эдемские завидовали ему» (Иезек. 32 гл). Говорит ли Господь в своем св. писании о могущественных и славных людях или о гордых и самохвальных, ставит их похожими на кедры Ливанские; или говорит о Своей силе и всемогуществе, опять указывает на кедры ливанские, которые падают как соломинки по Его мановению; обещает ли кому славу и благополучие, ставит в пример этого их же. Они составляли дорогой строительный материал: древний еврейский славный царь Соломон украшал ими дворцы свои и храм Божий, построенный им в г. Иерусалиме. Теперь от старинных кедров осталась небольшая роща; тамошние жители берегут ее как святыню. Уцелевшие дерева эти имеют до 15 саженей вышины и до 6 в обхвате. Ветви их раскидываются саженей на 16; зеленеют они круглый год. Некоторым из этих дерев насчитывается до 3.000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010