Это всего лучше видно из Христианских апологий, написанных в то время: здесь защитники веры с уверенностью говорят о Евангельских чудесах, как о действиях доказанных, о которых никто с ними не спорит, и стараются только опровергнуть ту мысль язычников, будто, эти чудеса творились силой магии, и, будто, такие же, и даже высшие чудеса не раз были совершаемы богами и некоторыми героями мира языческого. После такого множества свидетелей о достоверности чудес Евангельских, – свидетелей и своих, и чужих, и близких, и враждебных Христианству, – сомневаться в подлинности этих чудес было бы уже, без сомнения, делом крайней исторической несправедливости и скептицизма. (Введение в Православное Богословие Архимандрита Макария, параграф 98 стр. 304–312). Следует обратить внимание на то, как отзываются о чудесах Христовых Цельс и Юлиан Отступник. Они оба, как будто, согласились не считать Христа Богом за то, что Он исцелял хромых и слепых. Исцелять слепых и хромых, по их мнению, не представляет дела великой важности. Но этот отзыв о чудесах Христовых слишком несправедлив. Если каждый из смертных своими собственными силами надломленной соломинке и стебельку цветочка не может дать жизни: то как же человек своими силами может возвратить зрение слепому и слепорожденному, или хождение хромому? Это совершенно невозможно. Иисус Христос творил чудеса где бы ни случилось, и без всяких приспособлений, а одним Своим словом. Поэтому, сии чудеса, сотворенные Христом одним Его словом и доказывают, что Он – есть Бог всемогущий и человек совершенный, кроме греха. Пророчества Христовы Пророчества Иисуса Христа, одни касаются Его Собственного Лица, другие – Его учеников, третьи – Его учения и Церкви, четвертые – судьбы Иерусалима и всех Иудеев, пятые, наконец, – последних событий мира. Касательно собственного лица, Спаситель предрек следующее: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» ( Мф. 20:18–19 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Презирая всё это Господь отвечал им: " Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас – диавол " . Это (объясняет евангелист Иоанн) говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин. 6, 70—71). Как подробно я выписал дивные слова Самого Господа об истинном хлебе, сшедшем с небес, принимаемом нами в Причащении Тела и Крови Христовых. И, конечно, не может быть никакого сомнения в истине слов Самого Господа, что Он есть Хлеб жизни. И поэтому нам необходимо с верою и страхом Божиим причащаться " во оставление грехов и жизнь вечную " . Таким необычным, постоянным причастником был угодник Божий о. Иоанн Кронштадтский, который звал к тому же и богомольцев и ныне зовёт читателей своих творений. И этим со всею своею верою подтверждал истину слов Христа Господа, что Он воистину есть Хлеб жизни. И следовательно, под " хлебом " в четвёртом прошении Молитвы Господней несомненно можно понимать Самого Господа в таинстве Тела и Крови Его. Но прямой смысл в этом прошении касается собственно хлеба земного. И вот почему. Как и мы все понимали доселе, Сам Господь под словом " хлеб насущный " на этот раз разумел обычный хлеб, питание. И называл " насущным " , потому что он нужен нам, чтобы существовать только. Да и то " днесь " , на нынешний лишь день. Обратим на это внимание. Люди почти всегда стремятся к увеличению своего имущества и прежде всего – питания. В притче о богаче и Лазаре на это указывал Сам Господь: богатый каждый день задавал пиры. Дети Иова каждый день собирались по очереди у одного из семи братьев на совместный пир, хотя сам Иов в них не участвовал. Апостолы и те спрашивали при жизни Господа: " Вот мы оставили все и пошла за тобой: что же нам за это будет? " Братья Зеведеевы с матерью Соломиею просили у Христа первых двух мест в Царстве. Они ещё разумели по земному, недаром за это упрекнул их Христос Господь: " Не знаете, чего вы просите! " Когда Господь сказал про богатых: трудно им входить в Царство Небесное, Пётр спросят: если так, то кто же может спастись? Зачем об этом спрашивает? Ведь сам он был бедняк, рыбак, рабочий! Ведь Господь не сказал: трудно бедному спасаться! А они и то малое, что имели – лодку и сети – " все оставили " . Зачем же они вопрошают: кто же может спастись? О чём-нибудь думал и Пётр, задавая такой вопрос. На все эти вопросы можно ответить так: все люди хотят лучшего, большего, и вот это хотение большего и нужно считать сребролюбием, стремлением к богатству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе? Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей, и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих. А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью ( Иов. 13:22–28 ). Тем самым, по Златоусту, Иов как бы говорит Богу: «Почему Ты не действуешь открыто? Почему Ты не говоришь: «Вот за это Я тебя наказываю»?» 692 Святитель Григорий Великий соотносит используемый Иовом образ сорванного листка – не сорванный ли листок Ты сокрушаешь ( Иов. 13: 25 ) – с судьбой человечества, оторвавшегося еще в Эдеме подобно непрочному листку от духовного древа питавшей его там райской Божественности. Этот листок оказался после преступления Адама подхвачен – в нынешнем состоянии богооставленности людского рода – круговоротом греховных мыслей, привязанностей и страстей. Двоеслов пишет: «Что такое человек, как не лист, в раю упавший с дерева? Разве не лист – человек, которого подхватывает ветер искушения и кружат порывы страстей?» 693 Именно поэтому и «грехи юности» Иова, о которых он далее говорит, могут пониматься скорее не как его личные прегрешения, но именно как то преступление, что было совершено первыми людьми в дни «юности» человеческого рода: как первородный грех, властвующий над всеми нами, в том числе и над Иовом. Последствия этого преступления так и не будут до конца преодолены в рамках земной истории, проявляя себя – даже после пришествия Христа – как общая для всех нас реальность наследования при рождении прародительского греха, телесных страданий и физической смертности. В этом смысле грехи «юности» будут «вменяться» людям во все времена – вне зависимости от их личной праведности – вплоть до наступления конца времен, когда наследование первородного греха, а также его печальных плодов (например, физического умирания), властвующих над нами как следствие преступления Адама, будет преодолено во всеобщем воскресении. Но пока, по замечанию святителя Григория, «тот приговор, что вынесен был в раю относительно смерти, остается неизменным от самого начала рода человеческого до скончания века» 694 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Итак, Иова, равно как и друзей, волнует совсем иной вопрос: существует ли справедливое Божественное воздаяние человеку именно в его земной жизни? Иов вопрошает Елифаза, Вилдада и Софара: Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. [Скажешь]: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? ( Иов. 21:17–21 ). В связи с данным отрывком святоотеческая традиция достаточно часто возвращается к важной нравственно-догматической теме: к не раз возникающему в Библии вопросу о возможной ответственности детей за грехи родителей. Действительно, слова Иова [Скажешь]: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал ( Иов. 21:19 ) допускают различное – даже противоречивое и противоположное – свое истолкование. Не совсем ясно: то ли Иов здесь прямо отрицает ответственность потомства беззаконных за преступления их предков пред Богом, то ли все же допускает такую ответственность, однако считает ее недостаточной мерой Господнего воздаяния согрешившим родителям, выражающегося лишь в страдании их детей, а не в их личном наказании. В библейском тексте (помимо этого фрагмента книги Иова) есть еще целый ряд изречений на данную тему, способных свидетельствовать как в пользу идеи Божественного воздаяния детям за грехи отцов, так и явственным образом отрицающих возможность такого воздаяния. К первой группе текстов прежде всего относятся два отрывка из книги Исход: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня ( Исх. 20:5 ); и: Господь, Господь, Бог... наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода ( Исх. 34:6–7 ). Именно здесь содержится достаточно ясный намек на то, что дети несут ответственность за преступления предков и потому неизбежно испытывают Божественные наказания – по причине грехов родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Таковы–то оказываются грешники, когда подвергнутся гневу Божию. « Так и Ты прогони их бурею Твоею и гневом Твоим приведи их в смятение » (ст. 16). Называя бурею внезапный и сильный гнев Божий на грешников, пророк желает, чтобы он прогнал их и привел в смятение. Как должно это совершиться, показано раньше, а именно: они должны быть развеяны по ничтожным частям, подобно тому как развеваются соломинки, и должны быть превращены в пыль и пепел, когда, на подобие огня, стихнет гнев на них Божий. Впрочем, пророк молится об этом, желая им пользы, а не вреда. Что он говорит далее? « Покрой лица их бесчестием, чтобы взыскали имя Твое, Господи!» (ст. 17). Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они естественно подвергнутся стыду и бесчестию за то, что полагались на пустые вещи и скоропреходящее считали пребывающим. После такой перемены они взыщут имя Божие, предпочитая общение с Ним всему прочему. Но так как в настоящей жизни это случается не со всеми грешниками, потому что одни, исправившись, остаются такими до конца, другие же, утратив благочестие, не обращаются к Богу, то о последних пророк сказал: « да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут » (ст. 18). Ясно, что он разумеет век будущий, где грешники не только терпят стыд, но и испытывают смущение и со срамом погибают, так как для них там нет уже времени для покаяния. Они не могут покрыть своего стыда покаянием; стыдятся же они не только Судии, но и тех, в присутствии кого они судятся, тех, кого они обижали, кому понапрасну строили козни; их стыдятся они по необходимости, видя, как они блаженствуют, а сами напротив страдают. Тогда–то они по необходимости узнают Бога, их к этому принудит страх и суд. Но взыскать Бога, чтобы притечь к Нему, они уже будут не в состоянии, как это ясно видно из дальнейших слов: « и да познают, что имя Тебе — Господь: Ты един Вышний над всею землею » (ст. 19). Познанием пророк называет здесь не добровольное признание, а согласие вынужденное необходимостью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

18 ст. От блеска взора Его сыпались искры огненные; 14 ст. Возгремел с небес Иегова, Всевышний подал голос свой; 15 ст. Пустил стрелы и рассеял их, Молнию и опалил их. 16 ст. Видны стали источники моря, Обнажились основания вселенной, От грозного крика Иеговы, От дыхания духа гнева Его 17 ст. Простер руку с высоты и поднял меня, И извлек меня из глубоких вод 123 . А вот поэтически гиперболическое с явными признаками аллегории изображение страшилища морского 124 в книге Иова (последняя речь Иеговы): Иов.40:27 Положи на него руку твою... помни, с кем сражение, – вперед не будешь! Иов.41:1 Так! изменит надежда кому бы то ни было; не упадешь ли от одного воззрения на него? 2 ст. Нет столь отважного, кто бы смел раздражать его; и кто тот, который бы устоял против Меня? 3 ст. Кто предварил Меня, чтоб я обязан был воздавать? под всем небом все Мое! 6 ст. Кто отворит двери лица его? ряды зубов его – ужас! 7 ст. Щиты крепкие – гордость; Скреплены печатью твердою. 10 ст. Чихания его производят блистание света; и глаза у него как ресницы зари. 11 ст. Из рта его пламенники идут, скачут искры огненные. 12 ст. Из ноздрей его выходит дым, как из котла, разгоряченного и кипящего. 13 ст. Дыхание его разжигает угли, и пламя выходит из пасти его. 14 ст. На шее его лежит свирепость, и рыщет пред лицом его тоскливый ужас. 17 ст. Когда он поднимается, устрашаются храбрые, теряются от ужасов. 18 ст. Ни меч, поднятый на него, не устоит, ни копье, ни стрела, ни латы. 21 ст. Соломиною считается булава, и свисту дротика он смеется. 23 ст. Волнует глубину, как котел; море превращает в кипящую масть. 24 ст. Оставляет за собою стезю сияющую; почтешь за седину пучину. 25 ст. Подобия ему нет на земле. 26 ст. На все высокое смотрит смело; он Царь над всеми сынами гордости!... Иов.42:1 И ответствовал Иов Иегове, и сказал: 2 ст. Знаю, что Ты Всемогущ, и не воспрещено Тебе, что ни помыслишь 125 . После всего этого, не должно ли утвердительно и без всяких ограничений соглашаться с тою только непреложною истиною, что в разбираемом нами 44-м псалме аллегория священного поэта заключена еще в самых тесных границах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

11 Иль величие Его не грозно для Вас и страх пред Ним не нападает на вас? 12 Ваши умствования — зола, и оплот ваш — глиняный оплот. 13 Замолчите, и я буду говорить, пусть, что будет, то будет со мной! 14 Плоть мою я взял в зубы мои и душу мою держу рукой моей! 15 Пусть убьет Он меня — я надеюсь на Него; только б защитить мне пред лицом Его пути мои! 16 И это было б спасением мне, ибо отступник не пойдет пред лице Его. 17 Слушайте, выслушайте слово мое, пусть речь моя дойдет до ваших ушей! 18 Вот, судебное дело начал я и знаю, что добьюсь правды моей. 19 Кто может оспорить меня? Тогда бы я затихнул и угас! 20 Только двух вещей не делай со мной, чтобы не прятаться мне от лица Твоего: 21 сними с меня руку Твою и ужас Твой пусть не мучит меня! 22 Тогда окликай, а я отзовусь; или я спрошу, а Ты отвечай! 23 Сколько у меня пороков и грехов? Вину мою и грех покажи мне! 24 Для чего скрываешь Ты лицо Твое и почитаешь меня Твоим врагом? 25  28 Это значит крушить опавший лист и гоняться за соломинкой сухой, что распадается, словно гниль, словно съеденная молью ткань, — 26 когда Ты пишешь горькое на меня и грехи юности вспоминаешь мне, 27 забиваешь в колодки ноги мои, подстерегаешь каждый мой шаг, выслеживаешь ног моих следы! 14  Человек, рожденный женой, скуден днями, но скорбью богат; 2 он выходит и никнет, как цветок, ускользает, как тень, и не устоит. 3 И на него Ты отверзаешь очи Твои? И меня требуешь к суду с Тобой? 4 Кто родится от нечистого чист? Ни один! 5 Если сосчитаны дни его и число его месяцев у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, — 6 отойди от него, чтобы он отдохнул, как наемник, порадовался своему дню! 7 Да, для дерева надежда есть, что оно, и срубленное, оживет и побеги станет пускать вновь; 8 пусть одряхлел в земле корень его, и обрубок ствола омертвел в пыли, — 9 чуть дохнет влагой, зеленеет оно, как саженец, выгоняет ветвь в рост. 10 А человек умирает — и его нет; отходит — и где его искать? 11 Если воды в озере пропадут, иссякнет и высохнет ручей; 12 так человек — ложится, и не встанет вновь, не проснется до скончания небес, не воспрянет от своего сна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Сколь мало можно видеть реинкарнационную «эзотерику» во всех преданиях и сплетнях толпы, видно и из вполне параллельного ряда мнений, бытовавших о Христе. Иисус спрашивал учеников Своих: «за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес» (Лк. 9,18-19). Во-первых, здесь мы видим явную веру в воскресение. Люди были готовы видеть в Иисусе воскресшего Иоанна, воскресшего древнего пророка или вернувшегося Илию. Но они никак не могли видеть в Нем реинкарнацию Иоанна: Предтеча родился лишь на шесть месяцев раньше Иисуса. Однако сходство проповеди (Иисус начинает свою проповедь с тех слов, что постоянно говорил Иоанн – «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»), одинаковый возраст, и, очевидно, родственная похожесть (они ведь родственники – см. Лк. 1,36) делали возможным узнавание Иоанна в Иисусе. Итак, были совершенно некармические основания для сближения Иоанна и Иисуса. Такие же некармические, но собственно внутрибиблейские основаняи были и для сближения Иисуса и Илии, Иисуса и кого-либо из древних пророков 1210 , а также Иоанна и Илии. У Елены Рерих тогда находится последняя соломинка. «В словах „я снова в муках рождения“ (Гал. 4,19) утверждается закон перевоплощения» 1211 . Приведу полный текст обращения Павла к ученикам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас». Да неужели же скорбь учителя – это реинкарнация? И это – «подлинно научное исследование Евангелия»? Йог Рамачарака (Аткинсон), приведя два новозаветных текста, из которых оккультисты пробуют сварить «эзотерическое христианство» (вопрос об Иоанне Предтечи и случай со слепорожденным), вполне разумно считает нужным быстро покинуть поле библейских исследований: «В Новом Завете есть еще много других статей, доказывающих, что ученикам и последователям Иисуса догмат Перевоплощения был хорошо известен, но мы предпочитаем перейти к обсуждению писаний первых христианских Отцов, чтобы показать, что они думали и учили относительно Перевоплощения и Кармы» 1212 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

р.б. Сергий 16 ноября 2012, 17:08 " Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто " (1 Kop.,XII,2). - Про отошедших от веры можно сказать лишь то, что они " смотрели и не увидели, слушали и не услышали " . " Бойтесь закваски фарисейской... " P.S. " Искушение честностью " как и помыслы ложного стыда на исповеди является закономерным итогом отхода от ВЕРЫ, который происходит из-за того, что люди ходят в церковь, а не в ХРАМ, приносят свою исповедь священнику, а не БОГУ и ищут душевного, а не духовного. р.б. Иулия 16 ноября 2012, 15:52 Их, ушедших, искренне жаль, и это ощущение похоже на то, как расстаешься с друзьями. Мне пока это знание о периоде " сухости " очень помогает в тяжелые моменты - как последняя соломинка. Прошу (даже не молю) Бога в такие отчаянные минуты - чтобы не дал мне отступиться от Него. Это (по-моему) очень созвучно супружеской жизни - вот сначала все чудесно и замечательно, потом постепенно жизнь налаживается, и вот, люди попривыкли вроде бы друг к другу, быт наладился. И через некоторое время наступает время охлаждения, привычки. И еще через некоторое время, честный человек думает - " я не чувствую в себе больше любви. это не честно жить с человеком, изображать любовь, которая ушла. " И вот так " по-рыцарски " и уходят друг от друга. Говорят, остаются друзьями. Самое удивительное - все знают, что такой период охлаждения в отношениях случается во всех семьях. Однако, это знание в наше время мало кого спасает. Пока писала, мне эта честность теперь видится чем-то похожим на трусость. А в бОльшем масштабе получается, что это от маловерия. Нет веры, что любовь не преходит. Нам надо почаще, видимо, себе напоминать, что не Бог от нас уходит, а мы от Него. Помоги нам всем Господь! п.с.У меня начальница из разочаровавшихся. А мама моя Божиим Промыслом возвращается. Надежда есть! Будем молиться и не унывать, как та вдова из Евангельской притчи. Геннадий 16 ноября 2012, 15:06

http://pravoslavie.ru/57477.html

Иов.13:13–14 .  Замолчите, чтобы мне говорить и успокоиться от гнева. Взяв зубами плоть мою, душу мою положу в руку мою ( Умолчите, да возглаголю, и почию от гнева. Вземля плоти моя зубами). «Как кусающие свое тело при несчастьях достигают через это облегчения, так и я, говоря это». Ты видишь, что это не слова считающего себя праведником, а некоторое облегчение скорби со стороны того, который посредством слова укрепляет тело и облегчает душу. Иов.13:17 .  Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими. ( Послушайте, послушайте глагол моих: возвещу бо вам слышащым). «Хочу, – говорит, – судиться; не уклоняюсь от судилища и знаю, что не буду осужден». Убеждая друзей слушать его слова, для большего склонения их к этому удваивает просьбу, так как он видел, что они с трудом выносят обличения, которые он открыто и прямо высказывает вслух их. Удваивая «выслушайте», он или указывает на отсутствие бодрости, или хочет возбудить внимание, чтобы лучше слушали, так как бывает иногда, что звуки голоса действуют на слух, а не слышат, потому что не прилагают внимания. Поэтому и Спаситель, возбуждая слушателей к надлежащему вниманию, говорил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( «имеяй уши слышати да слышит») ( Мф. 11:15 ). Иов.13:26 .  Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей. ( Яко написал еси на мя злая, обложил же ми юностныя грехи). «Может быть, опасаешься меня, не зная хрупкости моей природы, по которой я не отличаюсь от листа или травы, носимых ветром? Почему же, Владыка, произнес надо мной такой приговор?» Выражение «пишешь на меня горькое» ( «написал еси на мя злая»), то есть, несчастия, есть метафора, взятая от обычая царей объявлять приговор письменно. «Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?» ( «Или яко лист движим ветром убоишися; или яко сену носиму ветром противляешимися») ( Иов.13:25 ) «Преследуешь» ( «Противляешимися») вместо «налагаешь наказание как противляющемуся». То есть: «как господин мятежного раба, Ты с властью определил мне наказание», – это значит: «написал»; так сказал, соблюдая благоприличие, свойственное Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010