На родине он был радушно встречен Вениамином Костаки, который вскоре рукоположил его в иеродиакона, затем в иеромонаха и возвел в сан архимандрита с назначением его ректором Сокольской семинарии. В должности ректора Филарет Скрибан состоял 20 лет, сначала в сане архимандрита, а с 1852 года в сане епископа Ставропольского. Вскоре же по вступлении его в должность ректора Сокольской семинарии, он приступил к ее коренному реформированию: преобразовал ее в 8-классную полную семинарию; значительно обогатил семинарскую библиотеку; основал типографию. По его предложению, профессора семинарии должны были проповедовать в разных храмах города в воскресные и праздничные дни. Кроме того, сам он настойчиво концентрировал внимание на обучении студентов произнесению проповедей. Будучи в течение двадцати лет ректором семинарии, епископ Филарет положил начало возрождению духовного просвещения в Румынии, создав тем самым значительный противовес многочисленным в то время «возродителям румынской народности», которые уже слишком далеко зашли в своей деятельности, подрывая православную основу образования. Лучших учеников семинарии он поощрял принимать монашеский постриг, причем часто давал им имена в честь великих русских архипастырей. За его образованность и прекрасные проповеди, его иногда называли «профессором профессоров». Роль епископов Филарета и Неофита Скрибанов в церковной жизни Румынии XIX века понятна лишь на фоне происходивших в то время серьезных преобразований, коснувшихся всех сторон государственной жизни. Дело в том, что 1821 год отмечен в румынской истории как год освобождения от гегемонии греков-фанариотов (от исторической части Стамбула – Фанара), находившихся на ключевых государственных постах в течении более чем ста лет. В 1822 г. с разрешения Константинополя были избраны местные господари: Иван Стурдза для Молдавии и Григорий Гика для Валахии. Одновременно с этим началось возрождение национальной культуры, образования, языка. На волне национального подъема и оживления интенсивно изгонялось все так или иначе напоминавшее о греках. А так как наиболее устойчивой ассоциацией с греческой культурой являлось Православие, то по отношению к нему все более нарастала враждебность, особенно в среде интеллигенции.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

— Об этой идее я, конечно, слышал, и знаю всё, но я никогда не говорил с князем об этой идее. Я знаю только, что эта идея родилась в уме старого князя Сокольского, который и теперь болен; но я никогда ничего не говорил и том не участвовал. Объявляя вам об этом единственно для объяснения, позволю вас спросить, во-первых: для чего вы-то со мной об этом заговорили? А во-вторых, неужели князь с вами о таких вещах говорит? — Не он со мной говорит; он не хочет со мной говорить, а я с ним говорю, а он не хочет слушать. Давеча кричал. — Еще бы! Я одобряю его. — Старичок, князь Сокольский, за Анной Андреевной много даст; она угодила. Тогда жених князь Сокольский мне все деньги отдаст. И неденежный долг тоже отдаст. Наверно отдаст! А теперь ему нечем отдать. — Я-то, я-то зачем вам нужен? — Для главного вопроса: вы знакомы; вы везде там знакомы. Вы можете всё узнать. — Ах, черт… что узнать? — Хочет ли князь, хочет ли Анна Андреевна, хочет ли старый князь. Узнать наверно. — И вы смеете мне предлагать быть вашим шпионом, и это — за деньги! — вскочил я в негодовании. — Не гордитесь, не гордитесь. Еще только немножко не гордитесь, минут пять всего. — Он опять посадил меня. Он видимо не боялся моих жестов и возгласов; но я решился дослушать. — Мне нужно скоро узнать, скоро узнать, потому… потому, может, скоро будет и поздно. Видели, как давеча он пилюлю съел, когда офицер про барона с Ахмаковой заговорил? Я решительно унижался, что слушал долее, но любопытство мое было непобедимо завлечено. — Слушайте, вы… негодный вы человек! — сказал я решительно. — Если я здесь сижу и слушаю и допускаю говорить о таких лицах… и даже сам отвечаю, то вовсе не потому, что допускаю вам это право. Я просто вижу какую-то подлость… И, во-первых, какие надежды может иметь князь на Катерину Николаевну? — Никаких, но он бесится. — Это неправда! — Бесится. Теперь, стало быть, Ахмакова — пас. Он тут плиэ проиграл. Теперь у него одна Анна Андреевна. Я вам две тысячи дам… без процентов и без векселя. Выговорив это, он решительно и важно откинулся на спинку стула и выпучил на меня глаза. Я тоже глядел во все глаза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Викарному епископу Михаилу, от 2 мая за 1219, с поручением ему осмотреть церкви Скидельского, Гродненского, Сокольского и Белостокского благочиний Заботясь об устройстве вверенной мне епархии, поручаю вашему преосвященству осмотреть нынешним летом церкви Скидельского, Гродненского, Сокольского и Белостокского благочиний, и вникнуть ближайшим образом в благоустройство во всех отношениях тех церквей, в поведение священно и церковнослужителей с их семействами, в знание ими и аккуратное совершение как богослужения, так и других обязанностей, равно в положение самих прихожан в религиозном и нравственном отношении, и, озаботившись по возможности исправлением на месте замеченных недостатков, обо всех своих замечаниях и действиях, а также требующихся по вашему усмотрению важнейших мерах по устройству церквей, духовенства с причтами и самих паств, мне донести. О надлежащем извещении о сём благочинных дано мною ныне же предложение консистории; ближайшие же сделать им предписания предоставляю вам самим. Литовской консистории, от 9 мая за 1312, о переведении к другому месту священника Нововольской церкви Базилевского, оговорённого в подстрекательстве крестьян к неповиновению На протоколе её, от 2 апреля, об оставлении на месте священника Нововольской церкви Базилевского, оговорённого по следствию в подстрекательстве крестьян к неповиновению законным властям, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Одна из главных обязанностей приходского священника есть внушать своей пастве страх Божий, повиновение закону и установленным властям. По сему Базилевский виновен уже и тем, что не умел или не хотел внушить и научить своих прихожан сим обязанностям, так что нужна была воинская сила для их усмирения. Но виновность эта ещё более должна обратить внимание епархиального начальства тем, что Базилевский самыми своими прихожанами обвиняется, если не в прямом наущении, то по крайней мере, в потворстве их строптивости; и хотя сие вполне не доказано, однако же, самое подозрение в столь важном предмете не может быть принято равнодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Каков основной тон жизни Версилова? – Версилов – человек незаурядный, но все свои силы он направляет на творчество своей жизни, как красивой игры. Ко времени, описанному в романе, он успел прожить три довольно значительных состояния. Он любит красоту и в себе, и вокруг себя, во всем «любит меру» и, может быть, сохраняет ее в своем поведении потому, что почти никогда не отдается своим чувствам и переживаниям сполна. Много раз упоминает об этом подросток, например, он рассказывает об одной из особенно «откровенных» и взволнованных бесед Версилова: «он говорил с грустью, и все-таки я не знал, искренно или нет. Была в нем всегда какая-то складка, которую он ни за что не хотел оставить». Передав рассказ Версилова о Макаре Ивановиче и своей жене, подросток замечает: у него «была подлейшая замашка из высшего тона: сказав (когда нельзя было иначе) несколько преумных и прекрасных вещей, вдруг кончить нарочно какою-нибудь глупостью»; «слышать его – кажется, говорит очень серьезно, а между тем про себя кривляется или смеется». «Я могу чувствовать преудобнейшим образом два противоположные чувства в одно и то же время», – говорит сам Версилов про себя. О том, как он рыдал на плече Макара Ивановича, он говорит: «я, конечно, ломался, но я ведь тогда еще не знал, что ломаюсь»; «я хоть и представлялся, но рыдал совершенно искренно». В детстве подросток видел Версилова только один раз короткое время, и сразу был покорен его красотою и игрою на домашнем спектакле в роли Чацкого, в которой Версилов особенно хорошо крикнул: «Карету мне, карету!» Выиграв в суде в споре с молодым князем Сокольским процесс о наследстве, Версилов получил от подростка частное письмо завещателя, из которого следовало, что воля его противоположна решению суда. Письмо это не имело юридической силы и могло быть уничтожено Версиловым так, что никто, кроме сына, о нем не знал бы. Однако Версилов тотчас отказался от наследства. По мнению Васина, он «даже при самом щекотливом взгляде на дело мог бы оставить себе часть выигранного наследства», «поступок был бы не менее прекрасным, но единственно из прихоти гордости случилось иначе»; Версилову понадобился «некоторый как бы пьедестал». Старый князь Сокольский, восхищаясь поступком Версилова, заметил: «вот этим-то он, мне кажется, и женщин побеждал, вот этими-то чертами». Молодой Сокольский говорил, что он «бабий пророк».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/dos...

(Л. 168). Из адмиралтейской Каллегии ис канторы в Преображенской приказ ни о чем не писано. Канцелярист Василей Мошнин. (Л. 169) В канцелярию Тайных розыскных дел из Адмиралтейской канторы под сим подписать немедленно. В 728-м году из бывшаго Преображенского приказу во оную кантору Сокольского уезду села Козьминки покровской поп Сава Дугин да Липских заводов управитель стольник Степан Коровин для следствия в ынтересах отосланы были ль и что по тому делу учинено. И оные поп Дугин и управитель Коровин ис той канторы чьим определением свобождены. Секретарь Василий Казаринов. Июля 10 го дня 1731-го году канцелярист Николай Хрущов. В Московской Адмиралтейской канторе по справке: В прошлом 728-м году из бывшаго Преображенского приказу в Адмиралтейскую кантору Сокольского уезду села Кузьминки покровской поп Сава Дугин да Липских заводов управитель столник Степан Коровин для следствия в ынтересах присланы были. И для того (Л. 169 об.) следствия на оныя заводы послан был капитан командор, что ныне контр-адмирал и государственной Адмиралтейской коллегии советник господин Дмитреев Мамонов. А что по следствию учинено, о том с поличного дела послана от него при доношении в государственную Адмиралтейскую коллегию точная копия. А поп Дугин по прошению ево оставлен в Липских заводах на поруках, которые обезались, ежели ево спросят, то им поставить. А стольнику Коровину велено явитца в Москве генералу-адмиралу и ковалеру графу господину Апраксину. Секретарь Михайло Копосов.   1731 г. мая 8. – «Доношение» С. И. Дугина в контору Липских заводов «по первому пункту»   (Л. 40) В Липскую завоцкую кантору доношение. Я, нижеименованный, по клятвенному обещанию к службе и верности к ея императорскому величеству послушной раб и богомолец сим доношением объявляю, что имею великия, и многие, и важные государственные дела, которые надлежит объявить только самой всепресветлейшии великой государыне императрице Анне Иоанновной, самодержице всероссийской к ползе. В чем желаю пред лицем ея императорского величества предстать и доносить о многих делах и некоторые тайные по первому Того ради соблаговолит Липская кантора по присяжной должности в немедленном времени послать меня и поставить пред лицем ея императорского величества жива. Также из дому моего взять к доказателству записку, памятную книжку.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

1) А. Я. Рождественского: «Краткое руководство к обличению социализма» (Владимир губ., 1910 г.). Автор, видимо, семинарский преподаватель, намерен был дать воспитанникам пособие при прохождении нового отдела программы по Нравственному Богословию. Задачу выполнил он хорошо, сообщивши (на основании пособий...) все, что семинаристу существенно необходимо знать. Главное содержание его хорошей книжки таково: современный социализм и его главные виды; христианский социализм, – научный социализм (марксизм); общие замечания об остальных направлениях в социализме; борьба церкви с социализмом. Особенное внимание обращено естественно на марксизм, рассматриваемый автором разносторонне и подробно... 2) Свящ. Василия Сокольского: «Изложение и разбор учения социализма» (Полтава, 1910 г.). Согласно заявлению самого автора, это – конспект для занятий по обличению социализма, составленный применительно к программе преподавания в духовных Семинариях. Задачи книжки, следовательно, те же, что и предыдущей. Главные предметы, в ней обсуждаемые, в свою очередь, те же в сущности. Предпочтение следует отдать книге г. Рождественского бесспорно, хотя и книжка о. Сокольского вообще отвечает назначению более или менее. 3) И. В. Покровского: «Социализм с древнейших времен и христианское вероучение» (Пермь, 1910 г.). По-видимому, и эта книга принадлежит семинарскому же преподавателю, которые в последнее время под влиянием новых требований программы Нравственного Богословия и – новых отчасти веяний жизни... занялись изучением социализма, что, разумеется, может служить только к их чести. Поставленный автором вопрос выясняется толково, интересно и достаточно. Совершенно верно авторское заключение: все социально-экономические условия жизни улучшатся сами собой, если все люди нравственно изменятся в христианском смысле и будут искать прежде всего царства Божия и правды Его; тогда все материальное благо приложит Господь. Книга – дельная. 4) Прот. Н. Колпикова: «Разбор учения социалистов о праве, собственности и всеобщем равенстве» (Киев, 1910 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Таким образом, кор вмещал в себе до 185 четвериков, что составляет более наших 23 четвертей. В настоящее время ни ваты, ни коры не существуют. Оба они в нашей притче названы мерой, потому что в некоторых греческих библиях (перевода 70) тот и другой выражены словом μετρητς, а в других, – словом μτρον (мера). Отселе матрун взошло и в Сирийскую библию. Замечательно, что оба эти слова со многими другими, каковы: тесма, сундук, алтын, киса и т. п. (все они происхождения Халдейского), через Монголов вошли и в наш язык, и, переродившись сообразно духу языка, первое – в кад или кадку, а второе – в корец (от греческого, κρος), доселе употребляются почти во всех полосах России, относительно тех же веществ, что и древних народов Азиатских, с той только разностью, что наша кадка, в настоящее время, служит не для меры, а для хранения веществ, жидких и полужидких, каковы: вода, масло, деготь, мед и смола, а корец во многих местах, и не в давнее время служил мерой, вмещающей полчетверти, ныне же принадлежит к числу не крупной, домашней посуды, и употребляется для хранения в небольшом количестве какого-либо зерна, более нужного для домашнего обихода. 65 Указанные приписки находятся не в самом тексте, но или на полях, против слов: (яко сынове и проч.) или внизу страницы, под каким-либо выносным знаком, и принадлежат переписчикам, которые при переписывании, держась одного известного кодекса, сличали его с другими, и встречающиеся между ними разности в чтении отмечали. Один из таковых, греческих кодексов (издан. 1653. Lagduni Betavor.) принадлежал состоявшему при французском дворе в качестве Бельгийского посланника Болдуину Валлею; в нем на странице 711, внизу стоит приписка: δι λγω μν. 66 Sensus verborum Christi, quibus ironia inest, ita constitui debet: Sane homines rebus terrenis unice intenti, et caet. Kuinoel Commentar. Volum 11. Lipsiae. 1824. pag. 593. 67 Те, кои в словах: сыны века сего мудрейши суть и проч. находят иронию, объясняют их так: люди, исключительно занятые предметами земными – люди, промышляющие о себе всеми способами и не пренебрегающие, особенно в приобретении богатства, ни сделками бесчестными, ни явными обманами, ни другими возможными средствами – эти люди в среде своих современников, умнее и благоразумнее, чем те из христиан, кои чужды и должны быть чуждыми всяких неправд и обманов, в деле стяжания благ земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Да и с целью притчи оно сообразнее. Не раз было говорено, что Спасатель, произнося притчу, имел в виду Иуду, увлекшегося сребролюбием. Допустив это, не трудно понять, что слова: ν λαχς и ν πολλ, должны иметь и имеют отношение к благам двух родов, из коих одни – крайне незначительны, а другие – весьма важны и драгоценны, и что само изречение, к коему оба слова принадлежат, не есть только школьная, передовая тема (посылка), но и предначинательное вразумление Иуды, что он, заботясь о кровах временных, опустил из виду – вечные, и что стяжанием сокровищ самомалейших и пустых заградил себе доступ к получению сокровища величайшего и ни с чем несравнимого. Ст. 11, 12. Аще убо в неправеднем имении верни не бысте, во истиннем кто вам веру имет. И аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст. Что словами: в мале, во мнозе (ст. 10) прикровенно указывалось на два рода благ, или на два, одно другому противоположных, богатства, неоспоримым тому доказательством служат приведенные стихи (11, 12). Названное выше малым (правильнее: наималейшим) здесь именуется неправедным и чужим, а то, что там названо многим (вместо: великим), здесь поименовано: истинным и вашим (относительно Апостолов); в дополнение же всего, употреблено (в ст. 11) и само слово: богатство или имение. В неправеднем имении (ν τ δκ μαμων). Судя потому, что в этом же стихе, имению неправедному противополагается: истинное (τ ληθινν), весьма справедливо заключают, что прилагательное: неправедный здесь употреблено в значении: неистинный, и следственно выражение: богатство неправедное, означает: богатство не истинное, – а это, тоже, что и богатство неверное, непостоянное, лживое и обманчивое, или же, богатство не подлинное, не настоящее, не то, которое предназначено кому-либо в удел, тем паче, не то, для приобретения коего непременно нужно столько жертв всякого рода, – столько забот, беспокойств, трудов и усилий. Понятно, что здесь разумеется богатство обыкновенное, или же земное и вещественное, к которому высказанные предикаты – те и другие – относятся во всей полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Они естественным образом дополняют «Заграничные письма» А. Д. Кастальского. Для того, чтобы легче было ориентироваться в тексте, напомним, что в этой поездке приняли участие: прокурор Московской Синодальной конторы Ф. П. Степанов, директор А. Д. Кастальский, регент Н. М. Данилин, воспитатели К. П. Успенский и Н. Н. Сокольский, врач И. П. Рождественский и ответственный распорядитель А. Н. Гладкий. Поскольку в письмах Сокольского и Кастальского речь идет об одних и тех же событиях, мы отсылаем читателей к комментариям предыдущего раздела, в которых, в частности, имеется информация о программах концертов Синодального хора, а также дополнения и разъяснения к отдельным событиям. Помимо этого источника назовем два других: официальный отчет, составленный А. Н. Гладким, под названием «Поездка Синодального хора заграницу в 1911 году» (М., 1911) и сборник «Памяти Н. М. Данилина» (М., 1987) с рецензиями на выступления Синодального хора. Письма Н. Н. Сокольского находятся у его внучки Елены Михайловны Сокольской в семейном архиве. 305 Алексей Евграфович Ставровский, родившийся в 1848 году в селе Ставрове Владимирской губернии, мальчиком с 1860 по 1864 год пел в Синодальном хоре. Затем он закончил Владимирскую семинарию и в течение нескольких десятилетий руководил во Владимире архиерейским хором и преподавал церковное пение в ряде учебных заведений города. В статье журнала «Хоровое и регентское дело», посвященной 40-летию регентской деятельности Ставровского, отмечается, что имя его «популярно среди любителей пения» и что он имеет «завидную репутацию художественного исполнителя духовно-музыкальных произведений, стоящего на высоте современных требований». Там же указывается, что архиерейский хор дает «ежегодные концерты, нередко с целой программой из новейшей духовно-музыкальной литературы» (Хоровое и регентское дело, 1910, 10, с. 257–258). Ставровский выпустил в свет также два сборника переложений, рекомендованные Св. Синодом как учебные пособия: «Песнопения всенощного бдения, положенные в альтовом ключе на три голоса» (в двух выпусках) и «Песнопения всенощных бдений на двунадесятые праздники для четырехголосного смешанного хора».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Рождество Пресвятой Богородицы Сокольская " Эту икону, празднование которой 23 февраля, часто путают с другими Сокольскими иконами: http://pravicon.com/icon-648 и http://pravicon.com/icon-4018. В действительности, в описании упомянуто, что на этой иконе изображено Рождество Пресвятой Богородицы. Описания иконы Описание Сокольской иконы из книги Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сокольская икона Божией Матери, явление которой последовало в 1172 году, ныне хранится в Сокольском Преображенском монастыре. Этот монастырь расположен на горе Духовой, при реке Ворскле, и находится в трех верстах от местечка Соколки Кобелякского уезда Полтавской губернии. Он был основан в 1714 году настоятелем полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В 1731 году Сокольский Преображенский монастырь был разорен крымскими татарами. При этом были нанесены значительные повреждения и хранившейся в монастыре иконе Божией Матери. Они заметны и до сих пор. На Сокольской иконе, неоднократно прославленной чудотворениями, изображено Рождество Пресвятой Богородицы. Есть еще другая икона Богоматери, также носящая название Сокольской. Она находится в городе Соколе, что на Буге, и написана в XVII веке с иконы Ченстоховской. Сведения об этой чудотворной Сокольской иконе Богоматери помещены под 6 марта. Наконец, третья Сокольская икона, прославленная в 1854 году чудесным истечением слез, наход[...] Рождество Пресвятой Богородицы Сокольская Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор - С. В. Булгаков Сокольская икона изображает Рождество Пресвятой Богородицы. Она явилась в 1172 году Находится в Сокольском Преображенском монастыре, на горе Духовой, при реке Ворскел, в 3-х верстах от местечка Сокольки Полтавской ныне местечко Соколка, на бер. реки Ворсклы, в 18 в. к югу от г. Кобеляк, Полтавской губ. основан в 1714 году. В 1737 году крымскими татарами он был разорен, и на древней иконе ими оставлены знаки их варварского нашествия. После того икона прославилась многими чудотворениями и стала называться Сокольскою. В Ельце, в соборе, есть Сокольская икона, почитаемая чудотворною. Празднуется 23 февраля/8 марта.

http://pravicon.com/icon-684

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010