Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОВ Геров Найден (23.02.1823, Копривштица - 9.10.1900, Пловдив), деятель болг. просвещения, дипломат. Начальное образование получил в уч-ще отца, даскала хаджи Геро Добревича. В 1834-1836 гг. обучался в Пловдиве в греч. уч-ще, в 1836-1839 гг.- в Копривштице у архим. Неофита Рильского. С помощью Христо Стойковича в 1842 г., как и мн. болг. юноши того времени, окончил гимназию в Одессе, а в 1845 г. там же - камеральное отд-ние Ришельевского лицея. Получив подданство России, в 1846 г. вернулся в Копривштицу, открыл одно из первых в Болгарии 2-годичных уч-щ. В 1850 г. в Пловдиве открыл епархиальное уч-ще, в к-ром стал преподавать. В 1851 г. предложил назвать это уч-ще во имя святых Кирилла и Мефодия и день их памяти отмечать как училищный праздник. С 1857 г. этот день стал отмечаться как болг. национальный праздник в Пловдиве, Шумене, болг. общине К-поля и др. городах, а впосл. и во всей Болгарии. Во время Крымской войны (1853-1856) проживал в С.-Петербурге. Затем вернулся в Пловдив и вновь стал преподавателем. Добился снятия с Пловдивской кафедры греч. митр. Хрисанфа, к-рый ранее запретил использовать церковнослав. язык в богослужениях. С 1857 по 1877 г. вице-консул России в Пловдиве. Занимался многосторонней политической и культурной деятельностью. Роль Г. в борьбе за болг. церковную автокефалию или в т. н. греко-болг. церковной распре пока остается неисследованной, но, без сомнения, она весьма значительна. Заботился о восстановлении болг. мон-рей (см.: Узунова Е. Дейността на Н. Геров по възстановяването на манастирски средища в западнобългарските земи//Н. Геров в историята на бълг. наука и култура: Мат-ли от нац. конф. София, 2002). Благодаря действиям Г. и приглашению им в Россию главы болг. униатской общины архиеп. Иосифа Сокольского в 1861 г. Болгарская уния была прекращена. Г. в многочисленных письмах рус. деятелям разъяснял позицию болгар по церковному вопросу, старался убедить в том, что болгары не против единства правосл. Церкви, а против служения греко-фанариотского духовенства среди болг. паствы. Добивался выделения стипендий в российских вузах для болг. юношества. Во время Апрельского восстания 1876 г. участвовал в международной кампании по поддержке болг. народа. В период русско-тур. войны был командирован к штабу кн. Владимира Черкасского и 16 июля 1877 г. назначен губернатором Свиштова.

http://pravenc.ru/text/164841.html

Херсонская Учреждена 9 мая 1837 года Херсонская и Таврическая Кафедра в Одессе Гавриил (Розанов) архиепископ, бывший архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический с 9.05.1837 по 1.03.1848 архиеп. Тверской и Кашинский Иннокентий (Борисов) архиепископ, бывший архиеп. Харьковский и Ахтырский с 24.02.1848 † 26.05.1857 Димитрий (Муретов) епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 11.06.1857 по 16.11.1859 переименован еп. Херсонский и Одесский Херсонская и Одесская С 16 ноября 1859 года Димитрий (Муретов) епископ, бывший еп. Херсонский и Таврический с 16.11.1859 архиепископ с 3.04.1860 по 2.10.1874 архиеп. Ярославский и Ростовский Леонтий (Лебединский) архиепископ, бывший архиеп. Подольский и Брацлавский со 2.10.1874 по 16.11.1875 архиеп. Холмский и Варшавский; †1.08.1893 Иоанникий (Горский) архиепископ, бывший архиеп. Холмский и Варшавский с 16.11.1875 † 1.03.1877 Платон (Городецкий) архиепископ, бывший архиеп. Донской и Новочеркасский с 25.04.1877 по 4.02.1882 митр. Киевский и Галицкий Димитрий (Муретов) архиепископ, бывший архиеп. Волынский и Житомирский (повторно) с 20.02.1882 †14.11.1883 Никанор (Бровкович) епископ, бывший еп. Уфимский и Мензелинский с 12.12.1883 архиепископ с 20.03.1886 † 27.12.1890 Сергий (Ляпидевский) архиепископ, бывший архиеп. Кишиневский и Хотинский с 12.01.1891 по 9.08.1893 митр. Московский и Коломенский † 11.02.1898 Викарии Херсонской епархии Одесские епископы С 4 апреля 1853 года Поликарп (Радкевич) епископ, рукоположен с 5.07.1853 по 12.07.1858 (с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме) еп. Орловский и Севский Антоний (Смолин) епископ, рукоположен с 21.09.1858 по 16.11.1859 переименован еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии Новомиргородские (Миргородские) епископы С 16 ноября 1859 года Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Одесский, викарий Херсонской епархии с 16.11.1859 по 9.11.1862 еп. Пензенский и Саранский Софония (Сокольский) епископ, рукоположен с 13.03.1863 по 12.11.1871 еп. Туркестанский и Ташкентский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1877 году в " Тверских епархиальных ведомостях " была опубликована статья, посвященная церкви Макария, игумена Калязинского, в здании Тверской мужской гимназии: Церковь эта недавняя, как недавно устроено и самое здание гимназии. Закладка здания была в 1817 году августа 16 дня. В этот день Преосвященнейший Григорий, после Божественной литургии с крестным ходом из кафедрального собора, при многочисленном собрании народа служил на месте основания молебен с водоосвящением. Там, где предположено было быть престолу гимназической церкви во имя преподобного Макария, игумена Калязинского чудотворца, Преосвященный водрузил крест и заложил кирпичами металлический ящик с монетами того времени, покрытый такой же доской с выбитой на ней памятной надписью. По совершении закладки корпуса и в нем храма, Владыка, в ознаменование Божия благословения заложенному дому, благословил все благородное Дворянство Тверской губернии, которое на собственное свое иждивение строило это здание, образом преподобного Макария, игумена Калязинского; потом по благословении вручил этот образ губернскому предводителю дворянства И.Н. Кожину, потомку преподобного Макария чудотворца, которого отец оставил им и фамилию Кожиных. Этот образ предводителем дворянства был препровожден (при отвошении от 28 авг. 1847 г. за 791) к директору училищ Тверской губернии Коншину с тем, чтобы он храним был в благородном пансионе, бывшем при гимназии, до перенесения в св. храм, который устроится в воздвигаемом здании. И образ действительно хранился в пансионе до дня освящения храма. Образ этот в серебряном окладе в 6½ вершков длины и в 5 ширины. На задней стороне его написано рукой секретаря предводителя дворянства, что Преосв. Григорий этим образом благословил Тверское дворянство по совершении закладки здания для губернской гимназии; за сим подпись: Тверской губернский предводитель Иван Кожин. Сама церковь освящена в 1859 году сентября 15-го дня желтиковским Архимандритом Платоном, в сослужении законоучителя гимназии, священника Христорождественской церкви Николая Сокольского и некоторых других священников. Ныне совершается в этой церкви Богослужение только для гимназистов в учебное время соборными священниками.

http://sobory.ru/article/?object=32304

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ [рум. Ghenadie] (Енэчану; 6.02.1835, Яссы, Молдавское княжество - 14.06.1898, Неаполь, Италия), еп. Рымникский и Новосеверинский, церковный историк. Род. в семье диакона. В крещении Георгий. Оставшись сиротой, обучался в школе при мон-ре Трех святителей в Яссах, затем в ДС Сокола (1849-1854). Пострижен в монашество в 1856 г. в мон-ре Сокола. Продолжил обучение в богословской школе на о-ве Халки (1856-1859), учился в КДА (1861-1865). Преподавал в Сокольской ДС (1855-1856, 1860-1861, 1866), в Центральной ДС в Бухаресте (1867-1896), будучи также преподавателем и директором ДС «Нифон» в Бухаресте (1873-1877). Г. был также членом редакционного совета ж. «Biserica Ortodox Român» (1874-1886), директором церковной типографии (1882-1886). В 1876 г. был рукоположен во иерея и возведен в чин протосинкелла, в 1881 г.- в сан архимандрита. Был преподавателем на Богословском фак-те в Бухаресте (1881-1883), деканом фак-та и преподавателем Всемирной церковной истории на этом же фак-те (1884-1886). В 1885 г. был хиротонисан во еп. Крайовского, в нояб. 1886 г. выбран еп. Рымникским и Новосеверинским, в дек. того же года состоялась его интронизация. Напряженные труды Г. сказались на его здоровье, и в дек. 1897 г. он отправился на лечение в Италию, где и скончался. Останки Г. были перевезены в Румынию и захоронены в резиденции Рымникской епископии. Г. занимался исследованиями по истории правосл. Церкви в Румынии. «Христианство в Дакии и крещение румын» (1878) - наиболее полное его сочинение о распространении христианства среди румын вплоть до основания Дунайских княжеств. Г. написал первую монографию о свт. Петре (Могиле) (Petru Movil. Bucur., 1882). Во время работы в бухарестской ДС создал неск. учебников: двухтомные «Основы философии» (Principii de filosofie. Bucur., 1868-1869) и «История философии» (Istoria filosofiei dup A. Suegler. Bucur., 1869-1873) и др., подготовил сочинение по патристике (Patristica sau studiul istoric asupra Prinilor bisericeti. Bucur., 1878). Г. исследовал старопечатные румын. Евангелия, опубликовал рукописи XVII в. Заметки о епархиальных приходах, к-рые Г. посещал как епископ, составили историческое описание Рымникской епархии. Мн. труды Г. сохранились в рукописи в б-ке АН Румынии.

http://pravenc.ru/text/162088.html

В Алматинской епархии произошли два знаменательных события Алматы, 21 мая 2004 г. 19 мая, в день отдания праздника Пасхи в жизни Алматинской епархии произошли два тесно связанных между собой знаменательных события. На территории Иверско-Серафимовского женского монастыря митрополитом Астанайским и Алматинским Мефодием было совершено перезахоронение останков святителей Туркестанской кафедры: архиепископа Софонии (Сокольского) и епископа Никона (Богоявленского), после чего митрополит Мефодий освятил фундамент и заложил первый камень восстанавливаемого в настоящее время в городе Алматы Софийского храма, сообщает пресс-служба Алматинской епархии. Архиепископ Софония(Сокольский) г.Верный (1872-1877) Один из перезахороненных ныне преосвященных – архиепископ Туркестанский и Ташкентский Софония – является первосвятителем епархии, на кафедру которой он был назначен на закате дней своей земной жизни, в 1871 году. На его долю промыслом Божиим выпало положить основание зарождающейся Туркестанской Церкви. Понеся на этом поприще многотрудное святительское бремя, он мирно отошел ко Господу в 1877 году в г. Верном. Другой архиерей – епископ Туркестанский и Ташкентский Никон, продолжая труды архиепископа Софонии по укреплению Православия в крае, Епископ Никон(Богоявленский) г.Верный 1895-1897 почил в 1897 году. Оба архипастыря были погребены в склепах, сооруженных у алтаря первого выстроенного в г. Верном в 1861 году храме, освященном в честь небесных покровительниц Семиречья святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Храм этот, со времени основания в 1871 году Туркестанской епархии и в последующие годы являлся Кафедральным собором, в котором совершали богослужения Туркестанские архипастыри. Поэтому мощи двух почивших святителей на протяжении многих десятилетий покоились у его алтаря. Сам же храм был неоднократно разрушен, и также неоднократно восстановлен. Так, в 1887 году Софийский собор был стерт с лица земли огромной силы землетрясением, потрясшим г. Верный, но к 1895 году был вновь отстроен и 16 сентября этого года его северный придел в честь святителя Николая был освящен епископом Никоном. В годы гонений храм снова претерпел сперва осквернение и поругание, когда в 1937 году был переоборудован под кинотеатр, а затем, в 1989 году, разрушение. В этот промежуток времени останки погребенных при нем архиереев были попираемы безбожниками, и склепы их вскрыты и разграблены.

http://pravoslavie.ru/9858.html

В рамках празднования 145-летия учреждения Туркестанской епархии в Алма-Ате совершена лития по всем приснопамятным архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на Казахстанской земле 29 сентября 2017 г. 21:50 29 сентября 2017 года по окончании Божественной литургии в Матронинском храме Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по приснопамятным иерархам, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на земле Казахстана с момента основания Туркестанской епархии. Вместе с главой Казахстанского митрополичьего округа за литией молились: митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; клирики приходов города Алма-Аты и священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, паломники монастыря и прихожане. На заупокойном богослужении особо были помянуты: первый казахстанский архипастырь архиепископ Софоний (Сокольский; +1877), епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н. ст. (+1908 ст. ст.)), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937), епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), подвижник благочестия и исповедник веры митрополит Иосиф (Чернов; +1975), епископ Серафим (Гачковский; +1982).

http://patriarchia.ru/db/text/5020341.ht...

История Православия в Америке. Миссионерское служение святителя Тихона (версия для печати)/Православие.Ru История Православия в Америке. Миссионерское служение святителя Тихона Православие.Ru , 16 января 2004 г. Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Это определило изменение не только географических границ православной епархии в Северной Америке, но уже через два года после назначения его на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Северо-Американской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия епископа Аляски (1903-1909) и Рафаила епископа Бруклинского (1903-1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции и приходы на Восточном побережье Америки. Святитель Тихон стал первым в Америке православным архиепископом. Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на Североамериканском континенте». Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского; 1870-1877), Нестора (Засс; 1878-1882), Владимира (Сокольского; 1887-1891), Николая (Зиорова; 1891-1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, патриарх Алексий отмечал: «Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, Святая Православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

История Православия в Америке. Миссионерское служение святителя Тихона Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Это определило изменение не только географических границ православной епархии в Северной Америке, но уже через два года после назначения его на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Северо-Американской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия епископа Аляски (1903-1909) и Рафаила епископа Бруклинского (1903-1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции и приходы на Восточном побережье Америки. Святитель Тихон стал первым в Америке православным архиепископом. Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на Североамериканском континенте». Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского; 1870-1877), Нестора (Засс; 1878-1882), Владимира (Сокольского; 1887-1891), Николая (Зиорова; 1891-1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, патриарх Алексий отмечал: «Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, Святая Православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».

http://pravoslavie.ru/40539.html

Спасское. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:не позже 1781. Адрес: Вологодская область, Сокольский район, деревня Спасское Координаты: 59.568189, 41.482853 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Стрелицкая Спасо-Преображенская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь, 1768 г. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, Успения Пресвятой Богородицы, Сошествия Святого Духа на апостолов. Вновь устроенный в тёплом храме главный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 3 ноября 1877 г. В 1788 г. в приходе числилось 1909 человек, в 1868 г. - 2081. Стрелицкая Богородицерождественская церковь, 1781 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, преп. Феодосия Тотемского, вмч. Георгия Победоносца. I. Местоположение церкви В юго-восточной части Тотемского уезда Вологодской губернии в одной версте от Устюжского тракта и в 117 верстах по этому тракту от г. Вологды на правом высоком берегу реки Стрелицы живописно раскинулось небольшое село Спасское. Над селом, точно осеняя его, возвышаются два приходских каменных храма: главный во имя Преображения Господня, другой во имя Рождества Богородицы и в связи в ним каменная колокольня. С последней открывается чудный вид на окружающую местность особенно при ясном восходе солнца. Местность имеет склон с севера на юг, взволнована холмами, на которых там и сям разбросаны деревни и тянутся поля прихожан. Извиваясь меж холмами и обрывами и описывая дугу близь холмов, течет по приходу река Стрелица. По обоим берегам ее зеленеют сенокосные луга прихожан и членов местного причта. С двух сторон - южной и северной - синеют леса, идущие широкими полосами по горизонту, а там в лесу за рекой Сухоной, далеко-далеко, за несколько десятков верст виднеются белые точки. Это приходские церкви: Чаловская, Совдюжская и другие. С западной стороны, как будто на воздухе, высятся вдали Мольская Троицкая и Святогорская церкви, занимая едва ли не самые высокие места в южной части Тотемского уезда. С версту от Стрелицких храмов на большой дороге, между деревнями Пенкиным и Биряковым, выделяются два большие деревянные здания. Это двухклассное министерское училище и Биряковское волостное правление.

http://sobory.ru/article/?object=41441

архиепископ Софония (Сокольский) (26.11.1799–26.11.1877) Слова и речи Сравнительное богословие архиепископ Софония (Сокольский) Архиепископ Туркестанский и Ташкентский. Духовный писатель, миссионер, проповедник, переводчик богослужебных текстов. Биография В миру Стефан Васильевич Сокольский, родился в селе Эсько Тверской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Бежецком духовном училище. В 1817 г. поступил в Тверскую семинарию. В 1823 г. по окончании курса семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1827 году закончил курс академии со степенью магистра. 6 сентября 1827 г. пострижен в монашество, 8 сентября рукоположен во иеродиакона, 11 сентября - во иеромонаха, а 16 сентября определен профессором Тверской семинарии. С 11 февраля 1828 г. - инспектор той же семинарии. 16 февраля 1829 г. переведен инспектором Вологодской семинарии и профессором философии. В том же году 30 марта назначен управляющим Вологодского Спасо-Каменного монастыря, а с 7 декабря исполнял должность ректора Вологодской семинарии и цензора проповедей. 29 ноября 1831 г. переведен инспектором и профессором в Архангельскую семинарию. 19 июля 1832 г. назначен ректором Архангельского духовного училища; в том же году определен присутствующим Архангельской консистории и строителем Пертоминского монастыря. 10 мая 1835 г. переведен ректором в Орловскую семинарию. 28 июня 1835 г. возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Мценского Петропавловского монастыря, а с 28 августа - присутствующим в Орловской консистории. 5 мая 1839 г. перемещен ректором в Подольскую семинарию; 2 июля назначен настоятелем Каменецкого Свято-Троицкого монастыря, а 5 июля присутствующим в Подольской консистории и цензором проповедей. В сентябре 1840 г. утвержден вице-директором Тюремного комитета. 11 декабря 1843 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. 10 апреля 1844 г. назначен ректором Ярославской семинарии, 20 августа определен настоятелем Ростовского Богоявленского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010