Спасское. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:не позже 1781. Адрес: Вологодская область, Сокольский район, деревня Спасское Координаты: 59.568189, 41.482853 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Стрелицкая Спасо-Преображенская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь, 1768 г. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, Успения Пресвятой Богородицы, Сошествия Святого Духа на апостолов. Вновь устроенный в тёплом храме главный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 3 ноября 1877 г. В 1788 г. в приходе числилось 1909 человек, в 1868 г. - 2081. Стрелицкая Богородицерождественская церковь, 1781 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, преп. Феодосия Тотемского, вмч. Георгия Победоносца. I. Местоположение церкви В юго-восточной части Тотемского уезда Вологодской губернии в одной версте от Устюжского тракта и в 117 верстах по этому тракту от г. Вологды на правом высоком берегу реки Стрелицы живописно раскинулось небольшое село Спасское. Над селом, точно осеняя его, возвышаются два приходских каменных храма: главный во имя Преображения Господня, другой во имя Рождества Богородицы и в связи в ним каменная колокольня. С последней открывается чудный вид на окружающую местность особенно при ясном восходе солнца. Местность имеет склон с севера на юг, взволнована холмами, на которых там и сям разбросаны деревни и тянутся поля прихожан. Извиваясь меж холмами и обрывами и описывая дугу близь холмов, течет по приходу река Стрелица. По обоим берегам ее зеленеют сенокосные луга прихожан и членов местного причта. С двух сторон - южной и северной - синеют леса, идущие широкими полосами по горизонту, а там в лесу за рекой Сухоной, далеко-далеко, за несколько десятков верст виднеются белые точки. Это приходские церкви: Чаловская, Совдюжская и другие. С западной стороны, как будто на воздухе, высятся вдали Мольская Троицкая и Святогорская церкви, занимая едва ли не самые высокие места в южной части Тотемского уезда. С версту от Стрелицких храмов на большой дороге, между деревнями Пенкиным и Биряковым, выделяются два большие деревянные здания. Это двухклассное министерское училище и Биряковское волостное правление.

http://sobory.ru/article/?object=41441

Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении// Соколов И.И. Сочинения. СПб., 2003. Соколов И.И. Печалование патриархов перед василевсами в Византии X–XV вв.// Соколов И.И. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии. Печалование патриархов перед василевсами в Византии X–XV вв. Патриарший суд над убийцами в Византии X–XV вв. О поводах к разводу в Византии IX–XV вв. СПб., 2005. Соколов И.И. Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии// Соколов И.И. Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика Византийского императора Исаака II Ангела. СПб., 2004. Соколов И.И. Церковная политика Византийского императора Исаака II Ангела// Соколов И.И. Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика Византийского императора Исаака II Ангела. СПб., 2004. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204). СПб., 2003. Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. В 2 выпусках. М., 1874. Соколов П. Церковно-имущественное право в Греко-римской Империи. Опыт историко-юридического исследования. Новгород, 1896. Сокольский В. Пособие при изучении внешней истории римского права. Ярославль, 1877. Солодовников В. Ранние соборы. Меровингская Галлия VI–VIII вв. М., 2004. Спасский А.А. Вопрос о подлинности правил Сардикийского собора (343 г.)//Спасский А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее. Исследования по истории древней Церкви. Спасский А.А. Германцы, их быт и союзы//Спасский А.А. Лекции по истории западноевропейского Средневековья. СПб., 2006. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1877 году в " Тверских епархиальных ведомостях " была опубликована статья, посвященная церкви Макария, игумена Калязинского, в здании Тверской мужской гимназии: Церковь эта недавняя, как недавно устроено и самое здание гимназии. Закладка здания была в 1817 году августа 16 дня. В этот день Преосвященнейший Григорий, после Божественной литургии с крестным ходом из кафедрального собора, при многочисленном собрании народа служил на месте основания молебен с водоосвящением. Там, где предположено было быть престолу гимназической церкви во имя преподобного Макария, игумена Калязинского чудотворца, Преосвященный водрузил крест и заложил кирпичами металлический ящик с монетами того времени, покрытый такой же доской с выбитой на ней памятной надписью. По совершении закладки корпуса и в нем храма, Владыка, в ознаменование Божия благословения заложенному дому, благословил все благородное Дворянство Тверской губернии, которое на собственное свое иждивение строило это здание, образом преподобного Макария, игумена Калязинского; потом по благословении вручил этот образ губернскому предводителю дворянства И.Н. Кожину, потомку преподобного Макария чудотворца, которого отец оставил им и фамилию Кожиных. Этот образ предводителем дворянства был препровожден (при отвошении от 28 авг. 1847 г. за 791) к директору училищ Тверской губернии Коншину с тем, чтобы он храним был в благородном пансионе, бывшем при гимназии, до перенесения в св. храм, который устроится в воздвигаемом здании. И образ действительно хранился в пансионе до дня освящения храма. Образ этот в серебряном окладе в 6½ вершков длины и в 5 ширины. На задней стороне его написано рукой секретаря предводителя дворянства, что Преосв. Григорий этим образом благословил Тверское дворянство по совершении закладки здания для губернской гимназии; за сим подпись: Тверской губернский предводитель Иван Кожин. Сама церковь освящена в 1859 году сентября 15-го дня желтиковским Архимандритом Платоном, в сослужении законоучителя гимназии, священника Христорождественской церкви Николая Сокольского и некоторых других священников. Ныне совершается в этой церкви Богослужение только для гимназистов в учебное время соборными священниками.

http://sobory.ru/article/?object=32304

Амвросий (Андрей Иванович Подобедов, 1742—1818), епископ Севский, викарий Московской епархии в 1778—1785 гг., затем возглавлял Казанскую епархию до 1799 года, когда был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру, на которой оставался до марта 1818 г. (с 1801 г. — в сане митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Выборгского); первоприсутствующий член Святейшего Синода; скончался митрополитом Новгородским и Олонецким. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 351, 353—356. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Репринт. изд. М., 1997. С. 4. Исидор (Иаков Сергеевич Никольский, 1799—1892) был епископом Дмитровским, викарием Московской епархии (1834—1837); последующие семь лет возглавлял Полоцкую, а затем Могилевскую епархии; в 1844—1857 гг. — экзарх Грузии; с 1858 по 1860 — митрополит Киевский и Галицкий; с 1860 г. до своей кончины — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 123. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 53—54. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 126—128. См. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 126—128. Софония (Стефан Васильевич Сокольский, 1799—1877) впоследствии был епископом Новомиргородским, викарием Херсонской епархии с 1863 по 1871 год, когда возглавил новообразованную Туркестанскую епархию, скончался архиепископом Туркестанским и Ташкентским. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 132.

http://bogoslov.ru/article/5065084

Томская, учр. в 1834 г. Кафедра в Томске Епископы Томские и Енисейские: Агапит Вознесенский 1834–1841. Афанасий Соколов 1841–1853. Парфений Попов 1854–1860. Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864. Виталий Вертоградов 1865–1866. Алексий Новоселов 1867–1868. Платон Троепольский 1868–1876. Петр Екатериновский 1876–1883. Владимир Петров 1883–1886. Исаакий Положенский 1886–1891. Макарий Невский 1891–1908. С 1895 г. – „Томский и Барнаульский“ 55 . Архп. с 1906. Томские и Алтайские: Макарий Невский 1908. Архп. Бийское викаринтство, учр. в 1879 г. Епископы (в Бийске): Владимир Петров 1880–1883. Макарий Невский 1884–1S91. Владимир Синьковский 1891–1893. Мефодий Герасимов 1894–1S98. Сергий Петров 1899–1901. Макарий Павлов 1901–1905. Иннокентий Соколов 1905. Барнаульское викариат., учр. в 1908 г. Епископы (в Томске): Мелетий Забаровский 1908. Тульская, учр. в 1799 г. Кафедра в Туле Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803. Амвросий Протасов 1804–1816. Симеон Крылов-Платонов 1816–1818. Авраамий Шумилин 1818–1821. Дамаскин Россов 1821–1850. Димитрий Муретов 1851–1857. Алексий Ржаницын 1857–1860. Никандр Покровский 1860–1893. Арх. с 1873. Ириней Орда 1893–1896. Питирим Окнов 1896–1904. Лаврентий Некрасов 1904–1908. Парфений Левицкий 1908. Архп. с 1911. Каширское викариат. учр., в 1893 г. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893. (Было вакантно с 18 дек. 1893 г. 56 ) Георгий Ярошевский 1906–1908. Евдоким Мещерский 1909. Туркестанская, учр. в 1871 г. 57 Кафедра в г. Верном Епископы Туркестанские и Ташкентские: Софония Сокольский 1871–1873. Архп. с 1877. Александр Кульчицкий 1871–1873. Неофит Неводчиков 1883–1892. Григорий Полетаев 1892–1895. Никон Богоявленский 1895. Анастасий Опоцкий 1897. Аркадий Карпинский 1897–1902. Паисий Виноградов 1902–1906. Димитрий кн. Абашидзе 1906. Уфимская, учр. в 1859 г. 58 Кафедра в Уфе Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860. Филарет Малышевский 1860–1869. Петр Екатериновский 1869–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Укажем вкратце на некоторые памятники его деятельности. Таким памятником несомненно является построение в Яссах величественного кафедрального собора, именуемого «Митрополией». Этот собор заложен был еще в 1833 году знаменитым Молдавским митрополитом Вениамином Костаки и должен был служить национальным памятником. Но кладка выведена была только до куполов и в таком виде предположенный собор оставался до 1881 года. Неоконченный вид начатой грандиозной постройки производил тяжелое впечатление, от атмосферических влияний стены стали разрушаться, угрожая падением. Не раз происходили и торги относительно срытия их. Преосв. митр. Иосиф, по вступлении своем на кафедру, решил осуществить идею своего знаменитого предшественника о создании храма-памятника национального величия молдавского народа. Начавшаяся вскоре русско-турецкая война 1877 года, в которой принимали участие и румыны, несколько затормозила это дело; но по окончании её, митрополит исходатайствовал у короля разрешение на достройку храма, а также – и необходимые средства. С 1881-го по 1887 г. строился этот храм; тогда же освящен Митрополитом в присутствии короля и королевы. Своим внутренним благолепием и оригинальностью архитектуры, собор этот занимает одно из первых мест среди храмов православного мира. – Митрополиту Иосифу принадлежит также мысль и осуществление её о переводе семинарии в Яссы. Основанная митр. Вениамином в 1803 году, семинария находилась в монастыре Сокольском, вблизи Ясс. Будучи единственным рассадником духовного просвещения, она особенно при жизни своего основателя († 1844 г.) находилась в цветущем состоянии. А затем, после отобрания монастырских имуществ в казну, стала падать как с внутренней, так и внешней сторон. Здания, не будучи ремонтируемы, стали разрушаться, угрожая падением, так что нужно было или закрыть семинарию, или же построить совершенно новую. М. Иосиф решил перевести ее в Яссы, чтобы иметь возможность непосредственно наблюдать за ходом учебно-воспитательного дела в семинарии. Для этой цели он приобрел в Яссах бывший дворец Михаила Стурдзы, находящийся вблизи Митрополии, приспособив его к потребностям школьного заведения, и семинария теперь, по своему внешнему и внутреннему благоустройству, является вполне достойным памятником основателя её митрополита Вениамина и преобразователя – митрополита Иосифа. Уже этими двумя памятниками митр. Иосиф стяжал себе почетную память в потомстве, связав свое имя с именем великого Молдавского святителя Вениамина Костаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАХСТАНСКИЙ МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ Вознесенский собор в Алматы. 1903–1907 гг. Архит. А. Зенков Вознесенский собор в Алматы. 1903–1907 гг. Архит. А. Зенков (Митрополичий округ РПЦ в Республике Казахстан), каноническое подразделение РПЦ в Республике Казахстан ; образован 7 мая 2003 г. решением Свящ. Синода «в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно значимой деятельности епархий РПЦ в Республике Казахстан». Глава - митр. Астанайский и Казахстанский Александр (Могилёв ; с 5 марта 2010). Центр - Астана. Кафедральные соборы: Успенский в Астане и Вознесенский в Алматы (Алма-Ата). К. м. о. объединяет 9 епархий РПЦ на территории Казахстана, в к-рых насчитывается 282 прихода и 9 мон-рей, 310 храмов и 391 священнослужитель (2012): Астанайская и Алматинская (67 приходов, 4 мон-ря, 156 священнослужителей), Карагандинская и Шахтинская (25 приходов, мон-рь, 33 священнослужителя), Кокшетауская и Акмолинская (24 прихода, 25 священнослужителей), Костанайская и Рудненская (31 приход, 25 священнослужителей), Павлодарская и Экибастузская (22 прихода, мон-рь, 28 священнослужителей), Петропавловская и Булаевская (45 приходов, 27 священнослужителей), Уральская и Гурьевская (17 приходов, мон-рь, 28 священнослужителей), Усть-Каменогорская и Семипалатинская (23 прихода, 2 мон-ря, 33 священнослужителя), Чимкентская и Таразская (28 приходов, 36 священнослужителей). История В К. м. о. на время его учреждения входили 3 епархии: Астанайская и Алматинская, Уральская и Гурьевская, Чимкентская и Акмолинская (ныне Чимкентская и Таразская). Первым главой округа был митр. Астанайский и Алматинский Мефодий (Немцов) . По его инициативе в 2003 г. была создана окружная комиссия по канонизации святых, преобразованная из аналогичной епархиальной комиссии, существовавшей в Алматы с 1991 г. В 2004 г. в Астане началось строительство духовно-адм. комплекса митрополии, в 2006 г. состоялась закладка Успенского кафедрального собора в Астане, строительство которого закончилось в 2009 г. (великое освящение совершил в янв. 2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ). В 2004-2007 гг. в Алматы был восстановлен собор св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, построенный на месте возведенного в 1858 г. семиреченскими казаками кафедрального собора Туркестанской епархии. В 2004 г. митр. Мефодий благословил перезахоронить на территории Серафима Саровского, прп. (Иверско-Серафимовского), жен. мон-ря , близ Софийского собора, останки Туркестанских архиереев: архиеп. Софонию (Сокольского ; † 1877) и еп. Никона (Богоявленского ; † 1897). В 2008 г. митр. Мефодий освятил часовенную сень на могиле митр. Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова ; † 1975).

http://pravenc.ru/text/1319866.html

24 Порфирий Сокольский в 1835 постриж., 1836 X кл. Моск. Ак., 184S – рост. Тобольск. С, Костромск. С, 1858 ноября 21. Вик. Еп. Димитровский; 1859 марта 21. Еп. уфимский; 1860. Сент. 13. Е. Томский; 1864 ноября 13. увол. на покой с пенс, по 600 р.; 1865 июня 3 †. 25 Знаменским архимандритом в то время был отец Игнатий (в миру Николай Рождественский), двоюродный внук митрополита Филарета, с 1866 викарий Московский, епископ Можайский, 1877, епископ Дмитровский, 1878, Костромской (1882). 26 Анна Федоровна, дочь известного поэта Федора Ивановича, впоследствии вышедшая замуж за И.С. Аксакова. 27 Оптинский подвижник, в схиме Лев, под руководством которого отец Иларий жил в Александро-Свирском монастыре и после в Козельской Оптиной пустыни. 28 Письмо преосвященного к отцу Пимену (76) от 25 августа 1873 года начиналось так: «Мир тебе, столпе монашества,» но когда после кончины преосвященного письма его списывались для напечатания, отец Пимен слова столп монашества заменил выражением любителю монашества и при этом сказал: «Ну это уже чересчур высоко, это преосвященный мог написать ко мне по своему расположению, а при печатании я этого слова не допущу. Экой Пимен самохвал, скажут, не хочу соблазнять близких, довольно с меня быть и любителем монашества. " " 29 Мы уже замечали выше, что отец Пимен, как сторонник устава общежительного, бесспорно прекрасного, пристрастно смотрел на монастыри общежительные и с предубеждением и не без некоторой желчи отзывается о монастырях штатных, относя неурядицы в них, чаще проявляющиеся, чем в общежитиях, к самому уставу, а не к тому что штатные монастыри преимущественно в городах, среди молвы и суеты житейской, которая и есть самое главное зло для людей, удаляющихся от мира. 30 Ежели мы станем строго судить нарушение нестяжательности с точки зрения древнего общежительного монашества, то не можем не сознаться, что и общежительные современные иноки имеют стяжание, собственность, и ежели она заключается не в деньгах (которые также бывают у монаха общежительного, когда ему их дают или он вырабатывает и их хранит), то в вещах, одеждах, книгах; следует также нарушение, только в ином виде, тогда как древние общежительные иноки не допускали никакой собственности, никакого стяжания – все общее, своего нет ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

История Православия в Америке. Миссионерское служение святителя Тихона Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Это определило изменение не только географических границ православной епархии в Северной Америке, но уже через два года после назначения его на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Северо-Американской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия епископа Аляски (1903-1909) и Рафаила епископа Бруклинского (1903-1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции и приходы на Восточном побережье Америки. Святитель Тихон стал первым в Америке православным архиепископом. Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на Североамериканском континенте». Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского; 1870-1877), Нестора (Засс; 1878-1882), Владимира (Сокольского; 1887-1891), Николая (Зиорова; 1891-1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, патриарх Алексий отмечал: «Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, Святая Православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».

http://pravoslavie.ru/40539.html

Проект нового каменного храма в с. Кузнецово был утвержден в 1869 г. и летом этого же года состоялась закладка храма. Об этом событии сообщает священник храма с. Кузнецово: «Сегодняшнего числа, т.е. 29 июня, храмовый праздник настоящей нашей церкви, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, у нас с. Кузнецово совершена закладка нового храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а в зимнем – во имя Богоявления Господня. Принимая заложение оного храма, как особенную благодать и милость Божию к нам, да молитв ради святых первоверховных апостолов Петра и Павла распространяется свет веры Христовой в нашем приходе, мы и представители прихожан, члены попечители, испрашиваем у вашего высокопреосвященства архипастырское благословение на благоустроенное ведение и окончание построения оного храма. При заложении храма находились: местный наш отец благочинный, села Шапкилей священник Андрей Ильин Сокольский – соседних сёл: Ильинской пустыни священник Константин Григорьевич Шатьминский, Кожваж священник Павел Александрович Александров и Дмитрий Порфирьевич Черкасов». Строительный лес на постройку храма (для лесов, опалубки под кладку итд.) шел из Ардинской крестьянской лесной дачи. Источник: Артур Тумаков «Из истории православных приходов Козьмодемьянского уезда». К 1875 г. было завершено строительство придельного храма и стоял вопрос об освящении и 9 марта состоялось освящение придельного храма в с. Кузнецово во имя Богоявления Господня в сослужении следующих священников: с. Большой Юнги Василия Воздвиженского, с. Чермышево Андрея Леонова, местного Мирила Крестникова, с. Пернянгаши Иакова Чудовичева, с. Шапкилей Василия Богоявленского, с. Троицкий Посад Василия Дмитриева, с. Кожважи Павла Александрова и с. Чемеево Дмитрия Черкасова. Диаконы были следующие: с. Малого Сундыря Платон Воскресенский, с. ПернянгашиМефодий Лавинский, с. Шапкилей Иоанн Кедров, и с. Карачкино Феодор Кондаратский. Псаломщиков было 8. К 1877 г. строительство нового каменного храма приближалось к завершению и стоял вопрос о сломе старого деревянного храма т.к.

http://sobory.ru/article/?object=05484

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010