Прежде молитвы требуется: во-первых, ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи. «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим...». «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 12, 15 ). Во-вторых, надо примириться с тем, кого обидели или словом, или делом. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ) ( 104, 1118–1119 ). Без смирения неполезна бывает молитва, ибо «Бог гордым противится» ( Иак. 4, 6 ; 1Пет. 5, 5 ). Напротив того, на смиренных милостиво призирает Бог: «Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их», – говорит Давид ( Пс. 101, 18 ). Так призрел Он на молитву смиренного мытаря, хотя тот и был обременен грехами, так отринул гордое самохвальство фарисейское. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк. 18, 14 ). Так сотник в Капернауме, который считал себя недостойным, чтобы Христос вошел в дом его, получил желаемое, да еще с похвалою: «И в Израиле не нашел Я такой веры», – говорит Христос ( Мф. 8, 10 ). Ибо где вера истинная, там есть и смирение, смирение неотлучно от веры. С такою верой и смирением и нам должно приступать к величеству Божию, когда хотим чего-либо просить и получить просимое, – помнить, кто мы и к Кому приступаем с прошением. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1124–1125 ). Глава добродетелей – молитва, их основание – пост ( 108, 132 ). Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха... Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения ( 108, 135 ). Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим... Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная богоугодной деятельностью ( 108, 145 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф. 4, 11–14 ). «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим. 6, 20–21 ) Благовременным нахожу указать вам, братия, одно предостережение. Мысль мою выражу словами апостола: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» ( Евр. 13, 9 ). «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» ( 2Кор. 6, 14 ), то есть к иным учениям, кроме хранимого нами, засвидетельствовавшего и свидетельствующего свою божественность, «если б даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что... благовествовали вам» святые апостолы... ( Гал. 1, 8 ). Да не покажется кому такой приговор слишком строгим. Он в порядке вещей. Учения человеческие по природе своей изменчивы. Это для них и необходимость и благо. Все вокруг нас течет, ничто не стоит – и явления, и судьбы общественные, и намерения людские. Странно было бы, если бы кто-нибудь упорно стоял в одних и тех же понятиях, когда вокруг уже нет ничего, к чему можно бы приложить их. Но не то в деле веры в этом самом глубоком отношении духа нашего к Верховному Существу. Здесь как Бог неизменен и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и символ веры . Так это и есть. Еще в раю начертан, тотчас по падении, потом облечен Моисеем:в подготовительную форму, а Спасителем завершен и действует ныне в совести, искренне обращенной к Богу. Так есть, и так будет до скончания века... Теперь нет иного способа приблизиться к Богу, иного образа богоугождения и спасения, как тот, который Господом заповедан, апостолами проповедан и храним святой Церковью . «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле Отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 1, 1–2 ). В Сыне Своем говорил к нам Бог в последний раз. Значит, других изменений в божественном устроении спасения не будет. Что Моисеев закон будет отменен как временный, а вместо него введен новый закон, это было предсказано и этого все ожидали. Сам Моисей говорил: «Пророка... как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18, 15 ). Но Спаситель после того, как открыл нам волю Божию, не предсказал никакого изменения, а сказал: «Я с вами... до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). Он с нами, когда мы мыслим о Нем, живем Его жизнью, освящаемся Его силой. Значит, как мы теперь веруем, так должно быть до конца мира. Ради этого Он учредил Церковь , которой «врата ада не одолеют» ( Мф. 16, 18 ), и узаконил, что кто прослушает Церковь , будет, как язычник и мытарь, то есть погибнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Еврейская мать питает дитя своим молоком ( Исх.2:9 ; 1Цар.1:22–24 ); она присматривает за первыми шагами его жизни и, наконец, дает ему вторичное существование, воспитывая в нем ту нравственную жизнь, которую сама почерпнула из чистейших источников веры и любви к вере и отечеству. Строгое воспитание еврея всегда умеряется нежным и мягким влиянием матери, которое украшает его, как женщину украшает венец на голове и ожерелье на шее. “Сын мой, говорит премудрый, храни заповедь отца твоего; и не отвергай наставлений матери твоей. Навяжи их навсегда на сердце свое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою” ( Притч.6:20–22 ). “Не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей” ( Притч.1:8,9 ). Еврейские матери образовали граждан, героев, великих мыслителей и тех великих пророков, речам которых мы дивимся доселе; умея быть настоящими матерями, они умели быть матерями мучеников и рождать своих детей в жизнь вечную. Мать Маккавеев умела поддержать отеческую веру во всех своих сыновьях и умереть вслед за ними мученической смертью. В силу этого двойного рождения детей матерью, то есть плотского рождения и нравственного воспитания, Господь требует от детей одинакового почтения к матери и к отцу. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продолжились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе! ( Втор.5:16 ). На почитании отца и матери, таким образом, Господь основывает долголетие человека, благосостояние его дома и страны. Сын может надеяться на спокойную и почетную старость только в таком случае, если он успокаивает и бережет старость своих родителей; только при сыновнем почтении сохраняются и продолжаются благородные предания семьи и народа; без почтения детей к родителям разлагаются семьи и таким образом уничтожается основа общественного порядка.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Поэтому Евхаристия, согласно ее Божественному установлению, есть высший, завершительный акт этого соединения, высшее выражение общения верующих с Господом и между собой. Поэтому Евхаристия не могла существовать изолированно, вне связи с остальными актами богослужения. Напротив, если установление Евхаристии составляет заключительный акт новозаветных учреждений и предписаний, который, как в фокусе, сосредоточивает все Домостроительство спасения, то совершение Евхаристии должно составлять и составляло с самого начала средоточие общественной жизни. Достойное совершение и принятие (Евхаристии) в качестве необходимого условия предполагало веру, выраженную в воспоминании и познании, просвещенную через учение и пламенную молитву. Потому-то первое общество Христово не могло собираться около Трапезы Господней, не назидаясь пророческим и апостольским словом, не испрашивая благодатного общения с Богом Спасителем и не изъявляя своей искренней благодарности за Его благодеяния. Равно как, с другой стороны, оно не могло совершать все это, не совершая в то же время Евхаристии как единственного средства личного усвоения спасительных заслуг Христовых, как Святейшей Жертвы, которая одна угодна Богу и которая должна быть венцом и украшением всего христианского богослужения. Епископ Христофор. Труды Киевской Духовной Академии ( 114, 150–152 ). ПРИЧАЩЕНИЕ «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54) Это Таинство называется Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова, через него соединяемся со Христом ( 113, 527 ). Хлеб и вино не есть образ Тела и Крови Христа (да не будет!), но самое Тело Господа обожествленное, так как Сам Господь сказал: «сие есть Тело Мое», не образ Тела, но «Тело»; и не образ Крови, но «Кровь». И прежде этого – иудеям, что «если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Матфей 3:11. По мнению Давуда, это пророчество Иоанна Крестителя не может относиться к Христу и должно относиться к Мухаммеду (Dawud, 157). Иоанн сказал: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» ( Мф. 3:11 ). Давуд доказывает, что «сам предлог «за» явным образом исключает для Иисуса возможность быть этим предречённым пророком», так как «Он был современником Иоанна и родился с ним в один год». Далее, «отнюдь не Иисус Христос мог подразумеваться здесь Иоанном, потому что в таком случае тот сам бы следовал за Иисусом и подчинялся Ему как ученик – Учителю и младший – старшему». Более того, «если бы Пророком из прорицания Иоанна действительно был Иисус [...] не было бы никакой необходимости и никакого смысла в том, чтобы Он крестился от меньшего пророка в реке, словно самый обычный кающийся иудей!» Действительно, Иоанн «не знал о пророческом даре Иисуса, пока не услышал – находясь в темнице – о Его чудесах». И наконец, поскольку Пророк, предречённый Иоанном, должен был принести ещё больше славы Иерусалиму с его храмом (ср. Агг. 2:8–9 ; Мал. 3:1 ), это не мог быть Христос; в противном случае имело бы место «признание абсолютного провала всего замысла» (Dawud, 158–60). В Своём общественном служении Иисус шёл именно «за» Иоанном Крестителем, как тот и сказал. Иисус сначала принял Крещение от Иоанна ( Мф. 3:16–17 ) и претерпел искушение ( Мф. 4:1–11 ). Во-вторых, Иоанн сам признал превосходство Иисуса, сказав, что не достоин нести даже обувь Его ( Мф. 3:11 ). Собственно, в тексте отмечено, что «Иоанн же удерживал Его [Иисуса] и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( Мф. 3:14 ). В-третьих, Иисус указал причину Своего крещения, а именно, оно было необходимо, чтобы «исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Ибо, как провозгласил Иисус, «не нарушить [закон или пророков] пришёл Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Он должен был выполнить соответствующие требования. Иначе Он не был бы так совершенно праведен, как Он был (ср. Рим. 8:1–4 ). В-четвёртых, Иоанн ясно осознавал. Кто есть Иисус, когда крестил Его, ведь он назвал Его: «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). И он вместе со всеми крестившимися видел, как «Дух Божий» ниспускается на Иисуса, и слышал «глас с небес», провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» ( Мф. 3:16–17 ). Хотя позднее у Иоанна действительно были некоторые вопросы, Иисус сразу дал на них ответ, указав на Свои чудеса ( Мф. 11:3–5 ) в подтверждение того, что Он – Мессия, предречённый Исаией ( Ис. 35:5–6; 40:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Служение Апостолов связано со всеми Церквами, всех их соединяет между собой в единстве веры и Духа. В лице своей местной, постоянной иерархии, состоящей из епископа (этимология - над-смотрящий) и пресвитеров, каждая Церковь получает полноту апостольских даров и учения. (Например, в Иерусалиме епископом стал Иаков, брат Господень.) Апостолы уйдут, местная иерархия останется, чтобы хранить их свидетельство, продолжать их дело, передавать их дары и в согласии со всеми другими общинами осуществлять единство Церкви как народа Божия, собранного повсюду для возвещения новой жизни. Положительный идеал жизни этой общины - идеал единства в любви. Церковь есть восстановление единства, разрушенного, разорванного грехом. В единстве этом крещенные, т.е. соединенные со Христом и живущие участием в Его жизни через преломление Хлеба, воссоединяются с Богом, а в Боге вновь обретают единство друг с другом. Оно проявляется в деятельной любви, которая требует общественной жизни. Самое распространенное слово в раннехристианской письменности - братья. Мы знаем о взаимной поддержке и заботе о всех, равно материальной и духовной. В иерусалимской общине вся собственность была общей. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого... Никто ничего из имения своего не называл своим... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.2:44-45; 4:32-35). Это не «первохристианский коммунизм», как любят утверждать, например, представители «теологии освобождения», а деятельное проявление любви. В других общинах этого не было. В конце концов этот опыт не удался - он привел к экономическому краху: община не могла прокормить себя. Косвенным свидетельством этого может послужить тот факт, что апостол Павел все время собирал деньги на иерусалимскую общину. Но максимализм первой христианской общины - этого «братства нищих», по выражению апостола Павла, - навсегда останется в памяти Церкви. И в каждую эпоху, в каждом поколении христиан будут находиться люди, которые вновь и вновь будут пытаться воплотить этот первоначальный идеал в жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/434655/

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Приложение. Ученые, писатели Св. Т. Буткевич – протоиерей Тимофей Иванович Буткевич (1854–1925), русский православный богослов, экзегет, церковно-общественный деятель. Юнгеров П. А. – Юнгеров Павел Александрович (1856–1921), русский православный библеист-ветхозаветник, переводчик книг Ветхого Завета на русский язык. Делич – Делич (Delitzsch) Франц Юлиус (1813–1890), немецкий протестантский богослов, библеист и востоковед.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Глагола Ему: кия? Иисус же рече: еже, не убиеши: не прелюбы сотвориши: не украдеши: не лжесвидетельствуеши: чти отца и матерь: и: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. Глагола Ему юноша: вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал? Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене. Слышав же юноша слово, отъиде скорбя: бе бо имея стяжания многа. Иисус же рече учеником Своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в царствие небесное: паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в царствие Божие внити. « И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; Почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. » Раба по духу никакие внешние права не сделают свободным, как свободного духовно ничто не поработит. Сбросив внешне одни оковы, люди, духовно не устроенные, наденут тысячи других оков и станут еще больше рабами – рабством пред так называемым общественным мнением, пред принятым, рабством тщеславия и так далее. Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ) , – сказал Спаситель, – и это святая непреложная истина. Только работа над своим духом, только воспитание своего характера, – своего ума, сердца и воли, – создают прочное незыблемое основание счастья.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Сознательный отказ от женитьбы и рождения детей всегда считался в Израиле тяжким грехом, нарушением заповеди «плодитесь и, размножайтесь» ( Быт.1:28 ), рассматривалось как неблагодарность Ему за полученный дар жизни. Иеремия, неся народу Божьему пророчество Господне о грядущем истреблении людей этой земли, делает это, выходя за пределы Закона. Несомненно, для самого пророка исполнить это повеление было очень трудно. Но еще более трудными для понимания и исполнения стали для него другие слова Господа: «не входи в дом сетующих и, не ходи плакать и, ж, алеть с ними; ибо Я отнял, от этого народа, говорит Господь, мир Мой, и, милость и, сожаление» ( Иер.16:5 ). Оплакивать умерших, соболезновать тем, у кого какое-то горе, всегда считалось в Израиле высшей степенью добродетели. Совершая благодеяние живым, рассуждали учителя Закона, мы надеемся на воздаяние: те, кому мы сделали что-то хорошее, и нам когда-нибудь сделают нечто доброе. Когда же благодеяние оказывают усопшим, оно становится абсолютно бескорыстным. Участие в похоронах ближнего было единственной позволительной причиной опустить свои утренние или дневные молитвы. Исполнение повеления Господа неизбежно испортило репутацию Иеремии как ревностного исполнителя Закона. Вот иные слова Господа, которые также должны были привести пророка в конфликт с блюстителями общественной нравственности: «Не ходи, также и, в дом пиршества, чтобы, сидеть с ними, есть и, пить; ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я прекращу на месте сем в глазах ваших и, во дни ваши голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты» ( Иер.16:8–9 ). Даже Сам Сын Божий начал свое общественное служение, согласно свидетельству Его ученика, Евангелиста Иоанна, с посещения брачного пира. Но Иеремии в такой радости было отказано. Пророку Иезекиилю также довелось пройти тяжелое испытание, когда Господь повелел ему: «Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы» ( Иез.4:9 ). Это уже прямое нарушение Закона, запрещающего смешивать разные сорта злаков. Но далее следует гораздо более тяжелое испытание: «И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом капе. И сказан Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хнеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их» ( Иез.4:12–13 ).

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Как Ты Меня послал в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я приношу Себя в жертву, чтобы и они были святыми служителями истины. Не об них же только молю, но и о тех, которые уверуют в Меня по их наставлению: да все будут едино как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино: да уверует мир, что Ты меня послал. И ту славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, да будут едино, как и Мы едино. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершенно единомысленными и единодушными, и да познает мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил. Отче! хощу, чтобы те, которых Ты вверил Мне, были со Мною там, где Я пребуду, пусть они созерцают славу Мою, которую Ты Мне дал, потому что Ты возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! пусть мир не познал Тебя, но Я знаю Тебя и они (Мои ученики) узнали, что Ты Меня послал. И Я открыл им познание о Тебе, и (более) открою, дабы и они изведали силу любви, которою Ты возлюбил Меня, и постигли Мою любовь к ним». Карта общественного служения Иисуса Христа Имея в виду показать места общественного служения Спасителя, мы представим параллельный перечень мест, событий и бесед евангельских и для ясности разделим перечень на несколько отделов. а) Выход на проповедь Назарет. Жизнь до крещения. Вефавора и пустыня Иорданская. Крещение Иоанново. Крещение Иисуса Христа. Искушение в пустыне. Свидетельство Предтечи об Иисусе Христе пред посланными и пред учениками. Первые последователи Иисуса Христа. Кана. Чудо на браке. Вера учеников. Капернаум. Жизнь в Капернауме с Матерью и братьями. б) Путешествие в Иерусалим на 1-ю Пасху Иерусалим и окрестности Иордана. Изгнание торгующих. Чудеса и верование многих. Никодим. Крещение народа чрез учеников. Дошедший до фарисеев слух об умножении учеников Христовых. Отшествие в Галилею. в) Обратный путь в Галилею Сихарь. Беседа с самарянкой и пребывание в Сихаре два дня. г) Общественная деятельность в Галилее (во 2-й раз) Кана. Прибытие мимо Назарета в Кану. Капернаум и берег озера. Исцеление сына царедворца. Чудесный лов рыбы и призвание рыбарей к апостольству. Исцеление бесноватого в синагоге, тещи Симоновой и других. Молитва в уединении. Просьба Симона и прочих апостолов не уходить от народа. Ответы трем последователям. Отправление на озеро и укрощение бури.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010