1250 Н. Рерих, похоже, был слишком пленен мифом Блаватской. Для последней вся история христианства сводится к истории инквизиции. По ее просвещенному мнению, например, православие было «насильно введено Иринеем, Тертуллианом и другими» (Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, сс. 151-152). Св. Ириней Лионский был казнен в 202 г. Насильно навязать свою веру другим он даже если бы и хотел – не мог. Перед Блаватской же он провинился тем, что активно выступал в защиту апостольского христианства против гностиков. Еще более поразительно заявление Блаватской о том, что «Афанасий – убийца Ария» (там же, с. 363). Еретик Арий скончался в Константинополе в 336 г. В это время св. Афанасий (который действительно был его главным оппонентом) был в очередной ссылке (в Трире, Галлия с 335 по 337 г.). При императорском дворе в это время сильно было влияние сторонников Ария (почему Афанасий и был сослан). Более того, смерть Ария приходится на день его торжества. Арию удалось добиться благосклонности императора Константина, и он уже шел в церковь на службу – однако по дороге в храм у него начинаются боли в животе, он удаляется в общественный туалет и там умирает (см. Св. Афанасий Великий. Послание к Серапиону. 4; Феодорит Кирский. Церковная история. 1, 14). Наконец, в этой связи стоит вспомнить о о мифе, который хоть и не был создан теософами, но активно ими утилизовался – «Галилей долгие годы томился в тюрьме за учение, что Солнце находится в центре Солнечной системы» (Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, с. 624). В реальности же Галилей вообще не сидел в тюрьме и не подвергался пыткам; жестокий суд инквизиторов вынес Галилею такое наказание: два месяца прожить в загородном доме архиепископа Флоренции, с которым ученый был в дружественных отношениях, при этом ежедневно читая 7 покаянных псалмов (См. Шрейдер Ю. А. Галилео Галилей и Римо-Католическая Церковь.//Вестник истории естествознания и техники. 1993, а также статью «Галилей» в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (т. XII. СПб., 1899, с. 447)). О том, как церковный суд на деле защитил Галилея от доноса, поступившего на ученого, см. в моей книге «Традиция. Догмат. Обряд», сс. 351-352.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Закрыть Патриарх Кирилл: «Фильм «Поп» дает очень трогательную картину служения Церкви» Предстоятель Русской Православной Церкви высоко оценил кинокартину, посвященную Псковской миссии 06.11.2009 270 Время на чтение 4 минуты Вчера, 5 ноября, в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя Государственной Думы Бориса Грызлова и мэра Москвы Юрия Лужкова состоялись 21-е совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентация очередных алфавитных XX и XXI томов, сообщает Патриархия.ru. Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом. Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» представил отчет по итогам 9-ти месячной работы Центра в 2009 г. Его Святейшество рассказал участникам заседания о планах работы на 2010 год, после чего передал слово заместителю министра культуры России Е.Э.Чуковской. На заседании также выступили первый заместитель министра связи и массовых коммуникаций А.А.Жаров и министр образования А.А.Фурсенко. Участники заседания утвердили плановую смету ЦНЦ «Православная энциклопедия» на 2010 год. Святейший Патриарх Кирилл поделился своими впечатлениями о просмотренном им два дня назад фильме «Поп», который был создан кинотелекомпанией «Православная энциклопедия», и рассказал о планах дальнейшей работы над новыми проектами кинотелекомпании, в частности, внес предложения по доработке сценария фильма о святителе Алексии, митрополите Киевском, Московском и всея Руси. «В 2009 году был реализован первый опыт коллектива кинокомпании «Православная энциклопедия» в области полнометражного художественного кино - речь идет о фильме «Поп». Два дня тому назад я имел возможность посмотреть этот фильм, поговорить с актером, который исполнял главную роль - Сергеем Васильевичем Маковецким. Должен вам сказать, что фильм на меня произвел очень положительное впечатление», - признался Патриарх Кирилл.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/11/7/pat...

Научная деятельность традиционно развивается в духовных академиях, а в последнее время и в православных университетах и Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Центрами научно-богословской деятельности являются церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , Синодальная библейско-богословская комиссия и ряд иных синодальных структур нашей Церкви. Не так давно в Русской Православной Церкви учрежден Общецерковный диссертационный совет по богословию и церковной истории. Совет создан и действует по нормативам Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации. И хотя теология пока не включена в перечень научных специальностей ВАКа, Общецерковный диссертационный совет как формально, так и содержательно исполняет все ВАКовские требования как по составу его членов, по процедуре защит, так и с точки зрения требований, предъявляемых к защищаемым работам. Хочу особо сказать о присутствии теологии в светских вузах и о диалоге Церкви и науки. В последние годы во многих университетах и вузах нашей страны открылись кафедры или отделения теологии. Это очень важное явление. Классическая идея университета подразумевает, что он является оплотом национальной культуры. Именно в Университете идет работа по ее сохранению, развитию и передаче из поколения в поколение. В нем формируется культурная и интеллектуальная элита страны. Университет призван отражать многообразие культуры, которая соединяет в себе различные аспекты общественной жизни — науку, философию, политику, искусство, право и — в том числе — религию. Изъятие хотя бы одного из важных компонентов социокультурного целого обедняет культуру и может привести к деградации нации. В этом смысле появление в российских университетах теологии является закономерным процессом восстановления целостного культурного поля нации. Теология в университете становится важным культуроформирующим фактором. Следует отметить, что даже в советском университете теологическое знание продолжало присутствовать, несмотря на гонения на Церковь и религию со стороны государственной власти. Теология присутствовала в отдельных разделах философии, филологии, истории и других по преимуществу гуманитарных наук. Многие советские ученые преподавали студентам теологическое знание на своих лекциях под видом философии и истории религии, занятий древними языками и проч. Среди ярких примеров таких лекторов можно вспомнить Сергея Сергеевича Аверинцева. Так во времена притеснения религии усилиями отдельных подвижников в университетах сохранялось целостное восприятие культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/1456320.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОЛЬШАЯ КАЗИНКА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Основано в начале XVIII века как поселение вольных хлебопашцев у реки Казинка (первоначальное название - Казинка, Фасановка ). Свое название село получило от названия речки Казинка (по Далю слово «казистый», значит «красивый»). Первыми поселенцами, по всей вероятности, были переселенцы из Украины. Входило в состав Павловского уезда и Россошанского уезда (1924-1928). Принадлежала помещикам Сухановым, затем Сухановым-Подколзиным. В 1766 году в Большой Казинке произошло крестьянское восстание. В 1842 году в селе построена каменная Вознесенская церковь . Во 2-й половине XIX века в Большой Казинке жил мемуарист и библиофил Борис Гаврилович Суханов-Подколзин. На территории села находилось его поместье. Он имел звание генерала, был адъютантом у царей Александра III, Николая II. В 1900 году в Большой Казинке имелись 5 общественных зданий, земская школа, церковноприходская школа, 72 ветряных мельницы, 5 кузниц, 2 крупорушки, маслобойный завод, 2 постоялых двора, трактир. Установление советской власти в Павловском уезде и селе Большая Казинка началось в январе - феврале 1918 года. Первый Совет был создан весной того года. В бывшем хозяйстве помещика Суханова-Подколзина 1 мая 1920 года была образована сельскохозяйственная коммуна имени Карла Маркса. В конце 1929 года был организован колхоз «Гигант». С 1930 года он был назван именем Калинина. Колхоз был передовым в районе. Во время войны с села на фронт было призвано 632 человека, вернулись - 340 человек, многие с ранениями. Много трудностей преодолели колхозники в военный период, но каждый знал, что надо дать больше фронту продуктов с/х и чтобы победить врага трудились не покладая рук. Национальный состав представлен семнадцатью национальностями. Язык общения в быту – русский и украинский (суржик). В поселении имеется особо охраняемая территория – памятники природы регионального значения: участок реки Дон от села Нижний Карабут до Большой Казинки, площадью 180 га, и парк в бывшем имении пана Б.Г.Суханова-Подколзина, площадью 10 га.

http://drevo-info.ru/articles/13675458.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОДИНЦОВСКИЙ ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Проектное фото Екатерининского храма г. Одинцово, с офиц. сайта храма Проектируемый храм в честь святой великомученицы Екатерины Александрийской в г. Одинцове ( Московская епархия ) Исторически сложилось, что в той части города Одинцово , которая располагается между Минским шоссе и железной дорогой Белорусского направления, не было храма. 23 июня 2000 года Совет депутатов Одинцовского района Московской области вынес решение по строительству Екатерининского храма, в 2011 году после долгих поисков и рассмотрения различных вариантов был определён конкретный земельный участок, по которому 10 апреля 2012 года состоялись общественные слушания, результаты которых были опубликованы и в прессе и в Интернете. Далее в законном порядке были проведены требуемые экспертизы, согласования, в 2013 году официально участок был передан приходу. Строительство храма в черте города – очень сложный процесс не только со стороны собственно возведения здания, но и со стороны сбора необходимых разрешений, переноса коммуникаций, подключения к всевозможным инженерным сетям. Создан проект храма, собираются документы и согласования для получения разрешения на строительство, ведется сбор пожертвований на строительство. Архитектура Проектируемое здание (архитектор Игорь Юрьевич Коровин) двухпрестольного храма святой великомученицы Екатерины Александрийской на углу улиц Верхне-Пролетарской и Комсомольской состоит из двух разновеликих объёмов: собственно храма с южным приделом-баптистерием и пониженной трапезной части со звонницей (колокольней) на западном фасаде. Архитектурное решение храма выдержано в древних формах храмового псковско-новгородского зодчества XV-XVI столетий. Основной объём храма - бесстолпный, то есть не имеет опорных столбов и перекрывается подпружными арками, на которых покоится световой барабан.

http://drevo-info.ru/articles/13676325.h...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Прошедший год показал, что существует огромный пласт отечественной истории, который представляет собой неисчерпаемый материал для творческого осмысления. Я имею в виду историю Русской Православной Церкви. Отчасти интерес к этой теме проявился в том, что силами православной кинотелекомпании «Православная энциклопедия» в сотрудничестве с различными федеральными телеканалами был создан целый ряд документальных фильмов, получивших высокую оценку — как зрительской аудитории, так и профессионалов. Кроме того, как стало известно, в минувшем году на историческом факультете МГУ открылась кафедра церковной истории. Это все весьма показательные факты. Однако мы далеки от прекраснодушия. Несмотря на множество положительных примеров, по-прежнему у Церкви вызывает озабоченность характер деятельности многих светских СМИ — прежде всего из-за того, что в них пропагандируются (именно пропагандируются, другое слово здесь подобрать трудно) культ потребительства, поверхностное и бездумное отношение к жизни, безнравственность и вседозволенность. Это особенно беспокоит Церковь потому, что огромное количество низкого качества изданий и программ ориентировано, прежде всего, на молодежную аудиторию. А сегодняшние молодые люди завтра будут призваны встать у руководства государственными, политическими и общественными организациями, им предстоит определять пути развития нашего общества. К сожалению, многие СМИ ставят во главу угла не общественную пользу и даже не достоверность информации, а извлечение прибылей и дешевую популярность своих изданий. При этом утверждается новое понимание постулата о свободе слова — как неприкасаемость даже самых нечистоплотных дельцов от журналистики, как капитуляция перед их откровенно провокационными нападками, оскорбляющими религиозные чувства верующих. Такое положение дел свидетельствует о том, что нравственные ориентиры, моральный долг еще не стали обязательным и неотъемлемым атрибутом отечественной журналистики. Церковь не имеет ни возможности, ни желания создавать что-либо похожее на цензурирующий орган. Однако мы призываем и будем призывать всех, кому небезразлично будущее нашей страны, к совместным действиям по созданию механизмов воздействия на те СМИ, которые своей деятельностью наносят вред нравственному здоровью наших сограждан.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

в Писании повествуется: – о различном виде происхождении Адама и Евы: Адам образован из земли и от дыхания Божиего – Быт. 2:7 , а Ева – из ребра Адама – Быт. 2:22  или, по его выражению, – взята от мужа – Быт. 2:23 ; – о последовательном во времени происхождении Адама и Евы ( Быт. 2:7–22 . См. также 1Кор. 11:8, 12 ; 1Тим. 2:13, 14 ); слова апостола Павла о том, что «жена от мужа» ( 1Кор. 11:8, 12 ) ясно говорят, что Ева произошла от Адама мужчины, а не от Адама андрогина. Об этом же говорят и рассмотренные с ними в едином контексте стихи 1Тим. 2:13, 14 6 . Таким образом, идея андрогина не находит библейского основания и подтверждения ни в Синодальном, ни в церковно-славянском переводах Библии . Необходимо отметить, что в Библии повествуется о трех различных типах (видах) происхождения человека: Адам был создан (точнее преобразован) Богом из праха земного и в результате воздействия вдуновения Божьего ( Быт. 2: 7 ); Ева была преобразована Богом из ребра Адама ( Быт. 2:21–24 ); Каин был рожден Евой от Адама ( Быт. 4:1 ), то есть произошел, впрочем, как и все последующие люди, от родителей. Прп. Иоанн Дамаскин по данному вопросу пишет: «Адам, который – не рожден, ибо он – создание Божие, и Сиф, который – рожден, ибо он сын Адама, и Ева , которая вышла из ребра Адамова, ибо эта не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они суть люди, но по образу происхождения (96:91). 1.2. О значении семьи и брака §1. В «Православной энциклопедии» о семье и браке говорится следующее: « Брак, общественный, и в частности правовой институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы брака: моногамный (брак одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) и полиандрический (брак одной жены с несколькими мужьями, случаи такого брака редки). Христианская традиция признает браком только моногамный союз. В “Дигестах” (XXIII 2. 1) содержится определение брака, принадлежащее римскому юристу Модестину (III в.): “Брак – это союз мужчины и женщины, соучастие в божеском и человеческом праве”. Данное определение вошло в канонические сборники православной Церкви и таким образом было адаптировано и санкционировано Церковью , приобрело церковный авторитет. Это определение включено в “Номоканон XIV титулов”, в “Алфавитную синтагму” Матфея Властаря , в “Прохирон” Василия I Македонянина, перевод которого составил 49-ю гл. слав. “Кормчей книги”. В “Кормчей” определение брака дано в следующей редакции: “Брак есть мужеви и жене сочетание, событие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение” [(П. Д: “Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве” (Кормчая, гл. 48)].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Так, использование возможностей интернета позволило Церкви в ее взаимоотношениях со светскими СМИ достичь оперативности, дикутемой потребностями времени. Первым шагом на этом пути в общецерковном масштабе стало создание в 1997 году Официального сайта Московского Патриархата — одного из первых интернет-сайтов в христианском мире, на страницах которого размещаются сообщения для органов информации о важнейших событиях церковной жизни и публикуются церковные документы. Особой вехой во взаимоотношениях Церкви и медиасообщества явился Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, на котором был принят ряд основополагающих документов, в частности, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, излагающие общецерковный взгляд на многие проблемы жизни современного общества. Именно этот документ в значительной степени определил повестку дня диалога Церкви и СМИ, сформировал круг тем этого диалога. Следует отметить, что именно с лета-осени 2000 года интерес к позиции Церкви по общественно значимым вопросам значительно повысился, существенно выросло количество и качество публикаций о церковной жизни в светских СМИ, все более регулярным стало появление соответствующих сюжетов на телевидении. В дополнение к этому был создан стремительно растущий массив собственно церковных СМИ: газет, журналов, радиостанций, телеканалов, информационных агентств, издательств, интернет-ресурсов. О масштабах этого явления можно судить по все возрастающему резонансу, которым сопровождается, например, проведение фестивалей православных СМИ «Радонеж» и «Вера и слово». Понимая важность активного взаимодействия в интересах Церкви со светскими СМИ, многие епархии и Синодальные учреждения, а также Духовные школы, зарубежные учреждения Московского Патриархата, монастыри и даже крупные приходы создали собственные пресс-службы или имеют в своем штате сотрудников, выполняющих функции пресс-секретарей. Отдел внешних церковных связей, осуществляя через свою Службу коммуникации контакты главным образом со светскими СМИ России и других стран, осуществляет взаимодействие с Издательским Советом Русской Православной Церкви, пресс-службой Московской Патриархии, Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», другими центральными и региональными церковными структурами, вовлеченными в информационную деятельность. Ныне присутствие православной тематики на страницах центральной и местной прессы, в радио- и телеэфире, в Интернете стало для потребителей информации явлением привычным, ожидаемым и насущным. Кроме того, важной приметой времени стало появление в светских СМИ специалистов, по преимуществу занимающихся церковной тематикой, и даже возникновение соответствующих светских печатных и электронных изданий.

http://patriarchia.ru/db/text/427253.htm...

Африка буквально взорвалась. Папа испугался такой реакции и заколебался в своем решении, а тем временем Августин, используя свой авторитет при имперском дворе в Равенне, добился публикации 30 апреля 418 г. имперского эдикта об изгнании из Рима пелагиан, как представлявших угрозу общественному спокойствию. Под таким давлением папа сдался и опубликовал официальное осуждение Пелагия и Целестия. Таким образом, пелагианизм был осужден на Западе. Целестий с друзьями направился с апелляциями к Александрийскому, а затем к Константинопольскому патриарху - а им в то время (428 г.) был Несторий, который скомпрометировал себя, приняв и выслушав их. В конце концов пелагианство было осуждено и на Востоке (III Вселенский Собор). 5. Но и крайние утверждения блж. Августина вызвали реакцию на Западе и не были всеми приняты. Они легли в основу спора между учеником блж. Августина Проспером Аквитанским и св. Иоанном Кассианом Марсельским. Св Иоанн Кассиан, ученик св. Иоанна Златоуста, посланный в Рим для защиты своего учителя, поселился в 410 г. в Марселе и основал там монастырь св. Виктора. Оспаривая взгляды блж. Августина на благодать и предопределение, он и насельники монастыря на острове Лерин, возглавляемые монахом Викентием, выступили с защитой православного учения, ссылаясь на восточную традицию. В отношении первородного греха они учили, что человек создан по образу и подобию Божию и что его природа предрасположена к добру, но что грех затемнил ее. Это противоречило учению блж. Августина, говорившего, что благодать дана вне человеческой природы и отнята при грехопадении. По свидетельству его противников, Пелагий утверждал, что человек духовно здоров и поэтому не нуждается ни в благодати, ни в таинствах. Блж. Августин, со своей стороны, учил, что человек мертв вследствие греха и может спастись только благодатью, а его воля не играет в спасении какой-либо роли. По православному учению св. Иоанна Кассиана и леринских монахов, благодать необходима не только как призыв, но как постоянная помощь, а человек сам должен участвовать в своей борьбе с грехом.

http://sedmitza.ru/lib/text/434733/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010