Глава 5 Еф.5:1 . Будьте подражателями Бога, очевидно в милосердии. Еф.5:5 . Ведь всякий человек блудник и нечист... и корыстолюбец, – который хвастливо говорит: я не чту идолов, – уже есть идолослужитель. И как идолослужитель, так и такой человек не имеет наследия в царстве Христовом; ибо одно только (доброе дело) не может спасти его без причастия прочих, соединенных с ним, добродетелей. Еф.5:6 . Никто вас да не обольщает... пустыми словами, утверждая, что не судятся и не наказуются похоть и корыстолюбие, ибо ради этого пришел гнев Божий на современников Ноя (потоп) и Лота (гибель Содома и Гоморры). Еф.5:7 . Итак, не бывайте соучастниками их дел, дабы не сделаться вам сообщниками и в наказаниях. И если в то время, когда Еф.5:8–9 . вы были... тьмою, вы совершали дела их, то «ныне» надлежит вам отрешиться от них, поскольку вы свет в Господе. Итак теперь, как чада света, плоды света творите, каковы суть правда и истина. Еф.5:11 . И не сообщайтесь с делами тьмы, то есть с теми людьми, кои совершают дела тьмы, поскольку не имеют они плодов благого обетования; но когда увидите вздымание дел их, то все более и более обличайте тех, кои ведут такую жизнь. Еф.5:12 . Ведь скрытно совершаемое ими, то есть грехи их, кои они совершают, таковы, что стыдно и говорить о них. Еф.5:13 . А все, что от света, бывает то есть от сынов света, обличается, – и таким образом становится явным, потому что был такой свет чрез сынов света, кои изобличили это. Именем света может быть называет добрые дела, а именем тьмы – дела дурные. И хотя дурные дела совершаются иногда днем, а дела добрые – ночью, однако Апостол сказал, что такого рода дела света совершаются во свете, а участники зла совершают всякое зло во тьме. Еф.5:14 . Посему сказано: «проснись, спящий, и воз стань из мертвых, – и осветит тебя Христос». Это означает: восстань от сна греха и воскресни от мертвых, то есть от смертных дел, – и Христос осветит тебя ради добрых и прекрасных дел (твоих). Еф.5:19 . Говоря себе самим, то есть каждый в душе своей сам с собою. Говорите

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«Смотри, как расширялось поприще праведника. Господь устроил так, чтобы он сделался наставником не только для живших в Палестине, но и для Египтян, и чтобы всем явил свет своей добродетели. Как некое светило, сокровенное и тлившееся в земле Халдейской, (Бог) воздвиг его оттуда, чтобы сидящих во тьме заблуждения наставить на путь истины» 263 . С тою же целью Господь попустил Фараону посягнуть на жену патриарха Сарру, – дабы наказание царя за это преступление возвестило народу Египетскому о всемогущем и премудром Промысле Бога Авраамова – Иеговы, «чтобы самое дело стало известнее и разгласилось повсюду, когда мщение (Божие) совершится не над простым лицом, но над самым царём» 264 . – С другой стороны, «Сарра отведена в дом царёв (и для того), чтобы обнаружилась любовь её к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сарры в лице её видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сарра не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом Фараонов подвергнут казням для избавления Сарры, так, при избавлении чад её, будет поражён весь Египет» 265 . Авраам предвидел ту опасность, которой подверглись в Египте он и жена его. Поэтому, вступая в эту страну, он предупреждал её, говоря: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы жива была душа моя чрез тебя 266 , а ты бы избежала опасности потерять меня навсегда.» «Авраам сказал сие как человек» 267 , как бы так говоря: «Что до тебя касается, то назовёшь ли себя сестрою, или женою, нельзя сомневаться в том, что тебя тотчас отнимут у меня из-за телесной красоты: а что до меня, то можно полагать, что я избегну опасности, если ты назовешь себя моею сестрою» 268 . А сверх того, давая такой совет, Авраам желал «сохранить Египтян и чистыми от крови, и, по возможности уменьшить вину оскорбления» 269 . – Но Бог не попустил Фараону совершить беззаконие. «Она (т.е. Сарра), хотя и была введена в дом Фараона, но пребыла женою праведника» 270 . «Тяжкие удары», какими Бог поразил дом Фараона 271 , охладили пыл страстей восточного деспота. Вместе с Фараоном понесли наказание и все слуги его. «Это делается не без цели, но чтобы этим сильнее поразить царя: нужен был очень тяжкий удар, чтобы поражённый им отстал от беззакония. Но справедливо ли, скажешь, за него наказывать и тех? Не за него одного терпели они наказание, но, вероятно, за то, что и сами содействовали и помогали преступному замыслу» 272 . – Узнавши, что Сарра не сестра, а жена Аврааму, Фараон отпустил её от себя, после чего патриарх вышел из Египта и двинулся по направлению к Палестине 273 . Отделение Лота от Авраама и поселение его в Содоме. Избавление Лота из плена. Агарь. Закон об обрезании

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ о седьмой заповеди. В рамках беседы «Зачем соблюдать заповеди».      – Отче, седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй». Она говорит о нарушении супружеской верности? – Да, обычно под прелюбодеянием мы понимаем человеческую измену. Эта заповедь в первую очередь предостерегает от предательства мужем жены, женой мужа. Ныне многие склонны себя оправдывать: «Ничего страшного, я разлюбил эту, полюбил другую. Что тут такого? Любовь – это чувство, сердцу не прикажешь». Но любая измена влечет за собой катастрофу в семейной жизни, когда самые теплые отношения сходят на нет. Да и сам человек душевно и телесно разрушается, поскольку, пожалуй, никакой другой грех так быстро не убивает, как это делает грех прелюбодеяния. – Что относится к прелюбодеянию? И какие последствия этого греха? – Прелюбодеяние включает в себя не только супружескую измену, но и все другие грехи плоти: блуд, распутство, извращения и так далее. Это касается не только поведения, но и мыслей, чувств, желаний. Об этом говорит Сам Господь: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 27, 28). Церковь очень строго наказывает за этот грех. Существуют канонические правила, согласно которым блудник на долгое время может отлучаться от таинства Причастия. Не случайно святые отцы Церкви установили такие строгие канонические правила. Дело в том, что этот грех, кроме всего, очень заразителен. Он быстро передается от человека к человеку и способен поражать целые общества. История знает гибель Содома и Гоморры, а также древних великих цивилизаций. Большей частью историки склоняются к мысли о том, что они погибли не столько по причине воздействия внешних военных факторов, сколько из-за того, что их жители были сильно развращены. Следовательно, в решающую минуту у них не оказалось достаточно сил для защиты себя и Отечества. Под действием блудного греха защитная реакция людей резко ослабляется, а главное – исчезает чувство настоящей жертвенной любви. В таком состоянии человек не способен душу полагать за друзей своих.

http://pravoslavie.ru/98437.html

Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 . Когда же Израиль с плачем и раскаянием обращался к Богу, то Господь посылал судей, и они силою Духа Святаго побеждали врагов, утверждали благочестие и Богопочитание и управляли в мире до конца жизни своей ( Суд.2:16 ). 12 . От смерти Иисуса Навина до первого царя Израильского – 450 лет – был период судей Израилевых – богоправление, и было тринадцать судей. 13 . Мир Свой Господь послал Гедеону, и Дух Господень объял его и дал ему чудо: роса была на шерсти, а на всей земле сухо, а в другую ночь сухо было на шерсти и роса на всей земле, и дал ему силу с отрядом в 300 человек прогнать всех врагов ( Суд.6:3440 ). 14 . И на Иеффае был Дух Господень, когда его Господь поставил судьей, и он любимую единственную дочь свою обручил по обету на всегдашнее девство и служение Господу при скинии ( Суд.11:2940 ). 15 . И явился Господь прежде неплодной Анне и мужу ее Маною и сказал: «Ты зачнешь сына, и будет он назорей». И это был Сампсон. И дал ему Бог великую телесную силу, и он наводил страх на врагов Израиля ( Суд.13:25 ). 16 . Народ же часто совершал зло в очах Божиих. Так, сыны Дановы поставили истукан и самочинных священников ( Суд.18:3031 ), а сыны Вениаминовы во граде Гивы совершили грех жителей Гоморры и Содома, и было великое поражение и распря, и погибло сто пятнадцать тысяч мужей из народа за грех тот, и чуть не погибло все колено Вениаминово, ибо осталось только шестьсот человек мужей, и объявили им мир и дали жен ( Суд.1921 ). 17 . И еще великое знамение даровал Господь через язычницу Руфь, ибо свет богопознания и спасение иудеям и язычникам открыл. Случилось, что Ноеминь с мужем и двумя сыновьями во время голода ушла в землю Моавитянскую. Сыновья женились на язычницах. Потом муж Ноемини и два ее сына умерли. Жена одного умершего ушла к родителям своим, а Руфь осталась с матерью мужа, возлюбила Бога Израилева и сказала Ноемини: Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом. Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты будешь жить, там и я буду жить. И где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; смерть одна разлучит меня с тобою ( Руф.1:1617 ). Ноеминь увела невестку свою Руфь в землю Израилеву, и там старейшины народа обручили Руфь в жены Воозу, чтобы оставить имя умершему родственнику. И сказал народ и старейшины: да соделает Господь жену, входящую в дом твой, яко Рахиль и яко Лию, которые обе устроили дом Израиляв ( Руф.4:11 ). И родился сын от язычницы. И взывали женщины к Ноемини, которая носила в объятиях своих внука и была ему нянькою: Благословен Господь, ибо Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле. И нарекли ему имя: Овид ( Руф.4:14, 17 ). Он отец Иессея, отца Давидова. И вошел Овид в родословие Иисуса Христа, Сына Божия, сына Авраамова, Исаака, Иакова, Иуды... сына Иакова, Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В ВЗ блудный грех рассматривался не столько как нарушение общественной морали, сколько как скверна, оскорбляющая святыню Божию - народ Израиля. Поэтому для иудея недопустим распространенный у язычников обычай «предоставления» дочерей: «Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнялась земля развратом» (Лев 19. 29), хотя формального наказания за это не предусматривалось. Нарушение человеком Божественного закона вызывает горькие последствия - изменение всего мироздания: истребление человека, скота, гадов и птиц «с лица земли» (Быт 6. 2-7, 13); гибель городов Содома и Гоморры (Быт 19. 1-25); истребление 24 тыс. чел. (Числ 25. 1-9) и др. (о Божией каре за Б. ср.: Isaac Syr. Sermo 62). В НЗ присутствуют гораздо более строгие понятия о браке (Мф 19. 8-9; 1 Кор 7. 10-11), целомудрии, об отношении к человеческому телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека - единению с Богом: «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор 6. 13). Ап. Павел называет тело храмом живущего в христианах Св. Духа (1 Кор 6. 19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа - Его Церковью (1 Кор 6. 15-17). Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и Б.) совершается прежде всего в сердце человека, т. е. в мысли и чувстве: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5. 28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (Мф 15. 19; Мк 7. 21), целомудрие же ап. Павел называет Божиим освящением христиан (1 Фес 4. 3-5). Поэтому Б. и всякая нечистота «не должны даже именоваться» у христиан, «как прилично святым» (Еф 5. 3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, к-рые «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10; ср.: Откр 22. 15), ибо Б. растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом ( Иоанн Кронштадтский . С. 24). Блудник «отторгается от тела Церкви, разрушается ежедневным гниением - греховными удовольствиями...» ( Greg. Nyss. Adv. fornic.), оскверняет в себе образ Божий: «                  » (4-й тропарь 2-й песни понедельника Великого канона прп. Андрея Критского).

http://pravenc.ru/text/149399.html

Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем ( Откр.14:18 ), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли ( Откр.7:1 ), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова , «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257 В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:13 ) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима ( 2Цар.24:15, 17 ; 1Пар.21:14, 16 ); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37, 36 ). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατ καιρν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ), а камень был весьма велик ( Мк.16:4 ); ангел освобождал апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7–10 ); ангел поразил смертною болезнью Ирода ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Особенно неоправданной и уродливой оказывается враждебность и гневливость, возникающая на почве религиозного несогласия с другим человеком, нарушающая принцип братолюбия. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3, 14, 15). Особенно последнее уточнение: «вразумляйте, как брата» — часто сталкивается с неприятием... Когда недавно пришедшие из мира в Церковь начинают нас учить, кого можно считать за брата, а кого нет. Святые отцы настаивали именно на братских чувствах по отношению к заблудившимся и оступившимся людям , сравнивая брезгливо относящихся к еретикам с самим диаволом. Как правило, такое чувство обнаруживается в среде неофитов или у людей со слишком сложным прошлым. Например, бывшие наркозависимые или идеологически травмированные до прихода в Церковь: бывшие комсомольцы, диссиденты и коммунисты. На преодоление последствий подобных травм могут уйти годы и годы... Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана (Быт. 14, 11–14). Рано или поздно с теми членами наших семей, которые перестали жить приходской жизнью, случается беда. И тогда мы должны поспешить к ним на помощь, оставив в стороне возможные с нашей стороны упреки и тяжелые для них выговоры и напоминания. «Вот то, о чем я говорил вчера, — наставляет Иоанн Златоуст, — ныне сбылось на деле: Лот нисколько не получил пользы от выбора лучших мест, но самим делом был научен не искать лучших мест. Не только ему не было от этого никакой пользы, но вдобавок он сделался еще и пленником и узнал на опыте, что гораздо лучше ему было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него и живя на свободе, испытать столько бедствий. Вот, он отделился от патриарха и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато — и вдруг сделался пленником, бездомным, лишенным своего крова, чтобы ты знал, какое зло раздор и какое благо — согласие, и что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение. И взяли, говорит Писание, Лота, племянника Абрамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. Во сколько раз лучше было для него жить вместе с патриархом и потерпеть все, лишь бы только не расторгнуть взаимного согласия, чем, отделившись от него и выбрав себе лучшие места, тотчас подвергнуться таким опасностям и подпасть под иго иноплеменников» .

http://pravoslavie.ru/101713.html

Каково же учение Священного Писания относительно праведников, покинувших земной мир, и силы их молитв? В апостольское время Церковь воспринималась, как единая Небесно-земная духовная семья . Апостол Павел писал новообращенным христианам: “Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на Небесах, и к Судье всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства” ( Евр. 12:22–23 ). Иными словами, вы, став христианами, влились в великую семью и вошли в тесное общение с небесным миром и праведниками, там находящимися. Прощальные слова апостола Петра малоазийским христианам – “Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память” ( 2Пет. 1:15 ) – ясно свидетельствуют о том, что он обещает продолжать заботиться о них из того духовного мира. На сознании живого общения Небесно-земной Церкви и на вере в силу молитвы основана древняя практика обращаться за помощью к святым мученикам и угодникам Божиим. Мы знаем, что не всех, но именно самых усердных и благочестивых людей Бог еще при их жизни называл Своими друзьями и прославлял их дарами Духа Святого и чудесами. Так, Христос сказал апостолам на Тайной вечери: “Вы друзья Мои! …Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь” ( Иоан. 15:14–15 ; Мф. 12:50 ). Священная история приводит множество примеров духовной близости, “дерзновения”, святых к Богу. Так, например, Авраам просил Бога помиловать жителей Содома и Гоморры, и Бог готов был исполнить его просьбу, если бы там нашлось хотя бы десять праведников. В другой раз Бог отвратил свое наказание от Авимелеха, царя Герарского, по молитвам Авраама ( Быт. 18 -я гл., Быт. 20 -я гл.). Библия повествует, что Бог беседовал с пророком Моисеем лицом к лицу, “как человек беседует с другом своим”. Когда Мариам, сестра Моисея, согрешила и была наказана проказой, Моисей вымолил ей прощение у Господа ( Исх. 33:11 , Числа 12 -я глава). Можно привести и другие примеры об особенной силе молитв угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

На примере Содома и Гоморры видно, что теплохладность является питательной средой, в которой рождается грех, тем первичным бульоном (как говорят биологи-эволюционисты), где зарождается жизнь греха. Именно поэтому Спаситель в Откровении, развивая тему теплохладности, упреждает больного ею от слепоты: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18, 19). О том, какой удел теплохладности, ярко повествует житие преподобного Макария Египетского устами мертвеца: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: " Кто ты такой? " Череп отвечал: " Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение " . Преподобный спросил: " Каковы эти мучения? " " Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением " . Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: " Есть ли мучения еще более жестокие? " Череп ответил: " Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки " . Из священнического опыта скажу, что труднее всего общаться с подобными людьми. Лучше общаться с очевидными грешниками. Часто человек, больной тяжким грехом, ищет исцеления, имеет нужду в Боге. Но теплохладный говорит тебе на похороне: «Батюшка, отслужи побыстрее, а то у нас столовая заказана». Или на крестинах торопит тебя. Ему не важно Таинство, ему важно вписаться в традицию, чтоб как у всех, а далее заниматься своими плотяными делами. И ты, священник, всматриваешься в эту страшную зияющую пустоту завуалированного безбожия и не можешь достучаться к человеческой душе, потому что Бог ей не нужен.

http://pravoslavie.ru/113785.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010