Быт. 13:11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; Т. е. долину довольно широкую, в которой находится русло Иордана и в которой, вероятно, Мёртвого моря ещё не существовало, а Иордан разливался несколькими рукавами и достигал (как думает О. Герлах) посредством долины (Вади-эль-Акаба) залива Акаба Аравийского (Чермного) моря (О географии долины Иордана сравни вступление в главу XIX). и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Быт. 13:12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Быт. 13:13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. Содом, Гоморра, Адма, Цевоим и Лаша упомянуты в Быт. 10как древнейшие поселения хамитов. В древней истории старейшие поселения во всех странах замечательны необычайно быстрым упадком нравственности. Здесь преимущественно быстро развивалось идолопоклонство с самыми циническими и безнравственными обрядами. Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим ещё, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и проч.), и надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства. Быт. 13:14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; «После того, как Лот отделился», т. е. Лот не был участником в благословении и обетовании, данном Авраму; он избрал долю по сердцу своему и человеческим расчётам. К одному Авраму обращается Иегова. Вероятно, Аврам, подымая очи, стоял опять на горе близ Вефиля, где был жертвенник. Быт. 13:15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, Исполнение Божьего обетования относится к потомству Аврама по вере. Исполнение всех обетований во Христе, Который кровию своею соделал сию землю священною и приобрёл её для всех верующих, соделав её отчизною души христианина. Вот почему, независимо от неисчислимых остатков избранного и потом рассеянного по всему земному шару народа, Аврам по вере имеет ещё другое потомство, для которого Палестина есть земля спасения, поистине земля обетования для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Быт., гл.19. Об истреблении Содома и Гоморры небесным огнем. Поразительная картина! Два Ангела, бывшие с Господом в гостях у Авраама под дубом и отправившиеся в Содом и Гоморру после слов Господа: сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне [гл.18, ст.21], приходят туда вечером. Лот в это время сидел у содомских ворот. Увидевши Ангелов, он встал, чтобы встретить их, и, поклонившись им лицем на землю, говорит им: Господа, зайдите в дом раба вашего, отдохните и умойте ноги ваши, а поутру вы отправитесь в путь свой. Они сказали ему: нет, мы отдохнем на улице города. Лот принудил их зайти в дом свой, и они вошли; сделавши, что было нужно для странников, он испек им опресноки, и они поели. Перед тем временем как спать, жители Содома обступили дом Лота – от мала до велика, весь народ. Они вызывали Лота и говорили ему: где мужчины, вошедшие к тебе ночью? Выведи их к нам, чтоб нам быть с ними. Лот вышел к ним в преддверие, а двери затворил за собою и сказал им: нет, братия, пожалуйста, не делайте зла этим мужчинам. А вот у меня есть две дочери незамужние. Я выведу их к вам, и вы делайте с ними, что вам угодно, но этих мужей не обижайте; они с тем и вошли ко мне, чтоб им было тут безопасно. А они сказали ему: ступай отсюда. Ты пришел к нам жить, да уж еще и не производить ли суд? Вот мы тебе дадим: тебе от нас достанется больше, чем им. И они с силою напали на Лота и уже приближались к дверям, чтобы разбить их. Между тем Ангелы схватили Лота руками и втащили к себе в комнату и двери ее заперли, а содомлян, бывших у дверей дома, поразили слепотою – всех от мала до велика; и они расслабели, ища дверей. Ангелы сказали Лоту: есть ли у тебя здесь зятья, сыновья или дочери; если есть кто из них или из близких тебе в городе, выведи их из него, мы погубим его, так как вопль беззаконий содомских слишком усилился, и нас Господь послал истребить его. Лот вышел и сказал своим зятьям, взявшим его дочерей: встаньте и выйдите отсюда, так как Господь погубляет город.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Аврам, верный своему призванию, продолжал оставаться кочующим номадом и жил особняком в западной части Ханаанской земли. Лот же, наоборот, вошел в дружественные отношения с окружающим его населением и даже соблазнившись удобствам их жизни, решил переменить свой прежний кочевой образ жизни на спокойную и приятную жизнь горожанина. Быт.13:13 . Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. Вот краткая, но выразительная характеристика тех жителей, в общение с которыми вступил их новый сосед – Лот. «Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим еще, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и пр.). И надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства» (Властов). Бог повторяет Свои обетования Авраму Быт.13:14 . И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; Последняя прибавка в тексте особенно знаменательна: она показывает, что Лот, самовольно избравший себе долю по мирским расчетам, этим самым исключил себя из участия в жребии Аврама, со всеми его испытаниями и искушениями, но и со всеми его наградами и обетованиями. Быт.13:15 . ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, Как бы в награду за смирение, великодушие и бескорыстие, проявленное Аврамом в разделе с Лотом, Господь снова повторяет Свои обетования и утешает Своего верного раба обещанием, что вся эта земля, по которой он теперь скитается, не имея в ней наследства на стопу ноги ( Деян. 7:5 ), со временем будет принадлежать ему, или, точнее, его потомству. Это обетование, действительно, и исполнилось над плотским его потомством тогда, когда народ еврейский, под предводительством Иисуса Навина, силой оружия занял землю Ханаанскую, и над духовным Израилем, т. е. верующими во Христа, которые в Нем и через Него сделались наследниками и причастниками всех божественных обетований, ибо, по слову Писания, Аврам и по смерти своей продолжает говорить верою ( Евр. 11:13, 16 ; ср. Мф. 22:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, уже в самой терминологии, которая стала уже общепринятой и в Западной, и в Центральной, и в Восточной Европе, и в Америке содержится определенный вызов для христианской антропологии. Сегодня гомосексуальная ориентация рассматривается как определенная данность, которая не является девиацией, а должна быть признана столь же приемлемой и допустимой, как и ориентация гетеросексуальная. Исходя из этой установки, многие страны Европы, как и ряд штатов США, пошли по пути законодательного закрепления прав однополых союзов. Библейский контекст Столь радикальная перемена отношения к гомосексуальности привела к тому, что в западном христианстве (прежде всего, в протестантизме) началась напряженная дискуссия о проблеме гомосексуализма. Разброс высказанных мнений оказался чрезвычайно широким . При этом особое внимание было уделено тем местам Священного Писания, которые либо говорят о гомосексуализме, либо вообще посвящены проблеме пола. На самом деле в Библии не так уж много мест, прямо касающихся гомосексуализма. Сегодня принято считать, что во всем Ветхом и Новом Завете к таковым могут быть отнесены лишь шесть текстов. Однако следует сразу же отметить, что во всех этих текстах речь идет исключительно о гомосексуальном поведении. Все попытки найти в Библии представление о гомосексуальной ориентации следует признать безуспешными. Это понятие просто отсутствовало в ту эпоху, когда создавались библейские книги. Тем не менее, некоторые теологи пытаются интерпретировать библейские тексты в свете современных представлений о половой ориентации. Но большинство исследователей считают такой подход заведомым искажением библейского текста. Перечислим теперь те библейские места, где прямо говорится о гомосексуализме. 1. Быт. 19, 1-26 Рассказ о гибели Содома и Гоморры. Здесь повествуется о том, как Лот, живший в городе Содом, принял в своем доме двух таинственных странников. Узнав об этом, городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Однако три странника наслали на содомлян слепоту и вывели Лота из Содома. После этого пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. При этом таинственные странники сообщили Лоту, что Содом пострадал за свое беззаконие.

http://bogoslov.ru/article/2663206

Фото www.masterpic.ru Всемирный потоп. Айвазовский И.К. 1864г. После завета Бога с людьми Священное Писание повествует только о местных истреблениях грешников с лица земли или их наказаниях. Следующим мировым кризисом для человечества стало Вавилонское столпотворение. Господь смешал языки возгордившихся людей. Это сейчас мы не удивляемся, увидев человека говорящего на ином языке. Но тогда это был настоящий кризис! Люди, говорившие на одном языке, вдруг перестали понимать друг друга, и им пришлось разойтись, так и не закончив задуманного строительства башни, которая достигла бы небес. И в этом случае кризис явился следствием греха – гордыни людей. Другим примером кризиса, постигшего грешников, было истребление развратных городов Содома и Гоморры. Весьма интересен с позиции нашего исследования диалог Бога с Авраамом, просившим пощадить эти города ради праведников, живших там. Бог сказал Аврааму: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18, 20). Авраам же вопрошал: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?» (Быт. 18, 23). Авраам, видимо знал, каковы нравы этих городов и начал просить Бога не истреблять города ради 50 праведников, которые могли жить в нем. Потом он попытался снизить эту цифру, получился некий торг, который остановился на 10. Но и десяти праведников не было в тех городах, только один – племянник Авраама, праведный Лот. Он и его семья были выведены из Содома перед тем, как «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастения земли» (Быт. 19, 24-25). Как видим и из этого примера, Бог не губит праведного с грешниками. Но следствие греха – смерть. А что же такое грех? Грех – это противление Богу. Примером такого противления очень ярко служит другой пример из Ветхого Завета. Это противление фараона призыву Моисея отпустить богоизбранный народ из Египта. Страшные казни постигли Египет за противление Богу. Кризис! Да еще какой! Тут и саранча на полях, и жабы, и песии мухи, и кровавые воды Нила, и падеж скота, и, в конце концов, смерть первенцев египетских. Ужасающий кризис – гибель сельского хозяйства, скота и смерть детей! Богоизбранный же народ вышел из Египта невредим со всем своим хозяйством. Но и после этого фараон не был вразумлен кризисом. И тогда египтян посетил другой кризис – военный, Египет лишился лучших своих воинов, которые погибли в водах Чермного моря, преследуя беглецов.

http://pravmir.ru/mirovoj-krizis-bogoslo...

Будем измерять свое духовное настроение той мерой, какую указал Господь, когда сказал: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» ( Мф. 22, 37 )! Между тем мы, обольщая себя мыслью, что те или иные удовольствия мира сего дозволены или не запрещены в Евангелии Христовом, готовы предаваться им без меры и размышления, со страстью, которая совершенно погашает в сердце нашем любовь ко Христу. Конечно, не запрещено в Евангелии пользоваться благами мира, но в какой мере? Не заповедал ли Господь всем Своим последователям (не инокам только) оставлять и даже возненавидеть ради Него жену, детей, братьев, сестер, имения ( Лк. 14, 26 ), когда кто начинает любить их более, чем Христа, оставлять если не самым делом, то волею, путем подавления в сердце пристрастной любви, погашающей любовь ко Христу? Конечно, не запрещено людям ни наслаждаться благами мира, ни жениться, ни пользоваться вообще благами мира, но как пользоваться? Так, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие, и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие» ( 1Кор. 7, 29–30 ), то есть не предавались бы любви к миру с всепоглощающей страстью. Не поэтому ли Господь, не запрещавший жениться и пользоваться благами мира сего, чрезмерное пристрастие ко всему этому приравнивал к состоянию развращенного мира пред всемирным потопом или во время гибели Содома и Гоморры: «Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17, 26–30 ). Той же мерой, какую указал Господь, то есть мерой совершенной любви ко Христу, измерят пусть, наконец, свое настроение и те, которые страстно мечтают оставить свое духовное звание. Самое слово «звание» не должно ли напоминать питомцам духовной школы, что они, если не все, то, быть может, весьма многие, были званы Отцом небесным к духовному служению? Итак, пусть прежде тщательно испытывают себя: слышали ли они этот зов, не заглушили ли его в себе, не вверен ли был и им талант для подобного служения, не отреклись ли они от последнего потому лишь, что захотели идти не тесным путем подвига пастырского, а широким путем мира сего?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Будем измерять свое духовное настроение той мерой, какую ука­зал Господь, когда сказал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф. 22, 37)! Между тем мы, обольщая себя мыслью, что те или иные удовольствия мира сего дозволены или не запрещены в Евангелии Христовом, готовы преда­ваться им без меры и размышления, со страстью, которая совершен­но погашает в сердце нашем любовь ко Христу. Конечно, не запреще­но в Евангелии пользоваться благами мира, но в какой мере? Не за­поведал ли Господь всем Своим последователям (не инокам только) оставлять и даже возненавидеть ради Него жену, детей, братьев, сес­тер, имения (Лк. 14, 26), когда кто начинает любить их более, чем Христа, оставлять если не самым делом, то волею, путем подавления в сердце пристрастной любви, погашающей любовь ко Христу? Ко­нечно, не запрещено людям ни наслаждаться благами мира, ни же­ниться, ни пользоваться вообще благами мира, но как пользоваться? Так, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие, и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие» (1 Кор. 7, 29-30), то есть не предавались бы любви к миру с всепоглощающей страстью. Не поэтому ли Господь, не запрещавший жениться и пользовать­ся благами мира сего, чрезмерное пристрастие ко всему этому при­равнивал к состоянию развращенного мира пред всемирным потопом или во время гибели Содома и Гоморры: Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и сер­ный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явит­ся (Лк. 17, 26-30). Посему слышанная нами ныне притча да напомнит нам, братие, о всех путях нашей жизни, которыми мы ходили блудно! Не будем оправдывать себя и исключать из числа блудных сынов потому лишь, что не погрязли мы в порочных делах: ведь уже услаждение нечисты­ми помыслами и вожделениями в сердце есть прелюбодеяние духов­ное, так как из помыслов, как из семени, рождаются непременно и худые дела, когда не отгоняем от себя первых.

http://pravoslavie.ru/1588.html

Господь обещал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие (Быт 18, 26). Укрепившись этими словами, Авраам с еще большей настойчивостью продолжает заступничество, при этом называя себя смиренно прахом и пеплом . Понимая, как мало в Содоме праведников, он дерзает убавить число — до сорока. Так как стольких праведников там не было, просит пощадить город ради тридцати. Потом он снижает число до двадцати, а затем до десяти. Но и стольких праведников не оказалось в развращенном городе. Лот оказал гостеприимство двум Ангелам. Порочные жители Содома проявили всю меру своей омерзительной греховности. Они сами себе вынесли приговор. Когда взошла заря, Ангелы вывели из города Лота, жену его и двух дочерей. Они велели не оглядываясь поспешить на гору, чтобы не погибнуть. Лот боялся, что не успеет подняться на гору. Он попросил разрешения бежать в город Сигор. Вновь проявилось Божие милосердие и снисхождение, ибо Сигор также предназначался к уничтожению, но ради праведного Лота Бог сохранил его. Когда взошло солнце и Лот с семьей был уже в Сигоре, Господь пролил на Содом и Гоморру серный дождь и огонь. После уничтожения городов Содома и Гоморры Авраам перебрался к югу и поселился между Кадесом и Суром. Здесь исполнилось Божие обетование Аврааму. Сарра зачала и родила Аврааму сына. Патриарху было уже сто лет. Родившийся сын был назван Исааком, как ранее повелел Аврааму Господь. В восьмой день, как заповедал ему Бог, обрезал Авраам своего сына. Жертвоприношение Исаака      Когда Исаак достиг отроческого возраста, Бог послал Аврааму великое испытание веры. Бытописатель не указывает возраст сына патриарха, но из текста можно видеть, что он достаточно подрос и мог сам нести дрова для жертвенника. Бог повелел взять сына, пойти в землю Мориа и принести его в жертву. Когда связанный Исаак лежал на дровах, а Авраам взял в руки нож, Ангел Господень воззвал к Аврааму с неба и сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего . Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Видишь ли человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое намерение» (Беседы на книгу Бытия. XLVII). Это событие Священной истории прообразует великую крестную жертву Господа нашего Иисуса Христа. Единородный Сын Божий из послушания Богу Отцу принес Себя в жертву за грехи людей. Исаак, назначенный к смерти, обрел жизнь. Это символ воскресения Христова.

http://pravoslavie.ru/103629.html

Традиционно причиной гибели Содома считается крайняя развращенность его жителей, проявившаяся, в том числе, и в гомосексуализме. В результате, как известно, слово «содомия» на протяжении многих веков являлось главным обозначением гомосексуального поведения. Однако, во второй половине ХХ в. в протестантской среде традиционное толкование этого места было пересмотрено. Так в 1955 г. англиканский теолог Деррик Шервин Бэйли (Derrick Sherwin Bailey) в своей монографии «Гомосексуальность и западная христианская традиция» заявил, что в девятнадцатой главе Книги Бытия не сказано о том, что Содом был наказан именно за гомосексуализм. По мнению Бэйли, под беззаконием, за которое пострадал Содом, следует понимать не однополые сексуальные связи, а нарушение закона гостеприимства и сексуальное насилие. Кстати, публикации Бэйли послужили одной из предпосылок декриминализации в Англии гомосексуальных отношений. Следует отметить, что даже те современные библеисты, которые настаивают на традиционно жестком отношении к гомосексуализму, соглашаются, что указанный отрывок из Книги Бытия все же не содержит ясного осуждения гомосексуализма . Тем не менее, в Новом Завете в Послании Иуды мы встречаем параллельное место к девятнадцатой главе Бытия: Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию (α πελθουσαι ο πσω σαρκòς ε τρας), подвергшись казни огня вечного (Иуд. 1,7). Здесь причина казни Содома и Гоморры усматривается в блудодеянии и хождении за иной плотью, то есть все же в преступлениях сексуального характера. Однако, и это место не имеет в современной библеистике однозначной интерпретации. 2. Лев. 18, 22 : Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. 3. Лев. 20, 13 : Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. Оба текста находятся в Книге Левит в составе так называемого «Кодекса святости». Здесь мужские гомосексуальные связи квалифицированы как тяжкое преступление, за которое положена смертная казнь.

http://bogoslov.ru/article/2663206

«Пожелаете». Это желание будет вызвано в учениках, вероятно, скорбями последних времен. «Видеть хотя один из дней...» («хотя» – слово лишнее), т.е. увидеть (в смысле пережить, воспользоваться, ср. 1Пет.3:10 ) один из дней мессианского времени, чтобы отдохнуть от скорбей, но так как время пришествия Мессии еще не должно наступить, вы этого дня не увидите. «И скажут вам...» (см. Мф.24:23, 26 ). «Как молния» (см. Мф.24:27 ). Пришествие Мессии всем сразу будет видно, и не для чего будет узнавать от других об этом пришествии. Молния, о которой говорит Христос, необыкновенная – ее видно с одного края неба до другого (небесный свод по вавилонско-иудейскому представлению упирался своими двумя концами в землю). «В день Свой», т.е. в день Своего пришествия для суда над миром (это выражение напоминает выражение пророков «день Иеговы», – см. Иоил.1:15 ). Лк.17:25 .  Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. (См. Мф.16:21 ). Лк.17:26 .  И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: Лк.17:27 .  ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. (См. Мф.24:37–39 ). Лк.17:28 .  Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; Лк.17:29 .  но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; Лк.17:30 .  так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Это сравнение имеется только у одного евангелиста Луки. О погибели Содома и Гоморры см. комментарии к. Быт.19 . «Пролился» – правильнее: «пролил» ( βρεξε – ср. Мф.5:45 ). Подразумеваемое здесь подлежащее – Бог. «Явится» – точнее: «откроется ( ποκαλπτεται) во всем Своем величии». До тех же пор Он будет сокрыт на небе (ср. Кол.3:3 и сл.; 2Фес.1:7 ). Лк.17:31 .  В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. (См. Мф.24:17–18 ). Это наставление у евангелиста Луки имеет тот смысл, что нужно оставить все земное, для того чтобы быть готовым к встрече возвращающегося Мессии. Очевидно, евангелист Лука приводит это наставление ввиду изображенной выше (стихи 26–30) беззаботной жизни, какую будет вести человечество перед вторым пришествием Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010