После освобождения Сев. Трансильвании от нем. и венг. войск осенью 1944 г. и ее возвращения в состав Румынии в марте 1945 г. Н. продолжал возглавлять Вадскую, Фелякскую и Клужскую архиепископию (до 1973 епископия). Большое внимание уделял созданию новых церковных учебных заведений. 28 марта - 5 апр. 1948 г. в составе делегации РумПЦ посетил Москву и участвовал в конференции, посвященной экуменическому движению и проводимой РПЦ в преддверии Московского совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей. Н. поддерживал идею упразднения на территории Румынии новым коммунистическим режимом Греко-католической Церкви. На встрече с представителями униат. клира он сказал, что «речь идет для них не об отказе от своей веры, а о возвращении к своим исконным началам, которые в свое время пришлось оставить под давлением чужаков». В качестве аргумента Н. сослался на исторические обстоятельства рубежа XVII и XVIII вв., когда под давлением дома Габсбургов и вопреки воле правосл. румын. населения произошло разделение Православной Церкви в Трансильвании. Также он осудил попытки части греко-католич. клира перенести свои службы в католич. костелы (храмы, принадлежавшие униатам, и их имущество переходили в ведение Православной Церкви). Однако на протяжении определенного времени Н. воздерживался от проведения богослужений в бывших греко-католических храмах, заявляя, что делать это неэтично. В условиях, когда часть бывшей униатской паствы не допускала православных священников к службе в храмах, ранее принадлежавших греко-католикам, Н. предпочитал идти на компромисс с паствой, дав установку своему клиру действовать в соответствии с конкретными условиями (цит. по: Василе. 2014. С. 256-257). В обстановке саботажа и ареста части униат. клира возглавляемая Н. епархия столкнулась с проблемой нехватки священнослужителей. Н. пытался решить ее, настаивая на сохранении в условиях коммунистического режима обучения и рукоположения прежнего числа кандидатов на церковные должности. При реорганизации Румынской академии в 1948 г. власти лишили Н. статуса члена академии.

http://pravenc.ru/text/2565986.html

Резкую отповедь лицемерным проискам раскольников дали митрополит Казанский Кирилл и епископ Яранский Нектарий (Трезвинский). Митрополит Петр, не пренебрегая контактами с обновленцами, занял, однако, твердую позицию: речь должна идти не о соединении, а лишь о присоединении к Православной Церкви отпавших от нее, в случае их покаяния. 28 июля 1925 года Местоблюститель Патриаршего Престола обратился к пастве с посланием: «Истинная Церковь едина, и едина пребывающая в ней благодать Святаго Духа. Не может быть двух Церквей и двух благодатей. Не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести истинное раскаяние в своих заблуждениях». В обращении к благочинным, причтам и приходским советам Московской епархии он писал, что «обновленцы протягивали православным руку примирения только затем, чтобы стащить их в бездну». Между тем все лето 1925 года обновленцы готовили новое сборище, которое наименовали III Поместным Собором. Лжесобор открылся 1 октября. В нем участвовало 106 лиц, именовавших себя архиереями, более 100 «клириков» и столько же мирян. На лжесобор прибыл и представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Василий (Аимопуло). «Собор» избрал Синод из 35 «епископов», «пресвитеров», и мирян. Внутри Синода образован был президиум в составе Председателя лжемитрополита Вениамина и 4-х членов, среди которых ключевой фигурой стал всевластный А. Введенский, украсивший себя титулом «митрополита». Старчески обессиленный Вениамин служил вывеской обновленческому Синоду, будучи покорной марионеткой в руках истинного верховода раскола Введенского. Главным деянием лжесобора явилась искусно разыгранная провокация, задуманная задолго до открытия разбойничьего сборища. Незадолго до «Собора» обновленческим Синодом в Уругвай был направлен некий Соловейчик с титулом епископа Южной Америки. Через два месяца после выезда Соловейчик выступил с заявлением, которое можно было расценивать как свидетельство о раскаянии в грехе раскола. Прошел год, и Соловейчик прислал на имя лжесобора письмо, которое и было оглашено на нем: «Мое преступление перед Священным Синодом заключается в следующем: 12 мая 1924 года, за 4 дня до моего отъезда за границу, я имел двухчасовое совещание с Патриархом Тихоном и Петром Крутицким. Патриарх Тихон дал мне собственноручно написанное письмо следующего содержания: 1) что я принят и возведен в сан архиепископа, 2) что Святая Церковь не может благословить великого князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола - великий князь Кирилл».

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

Сергием (Страгородским ; патриарх Московский и всея Руси в 1943-1944), митр. Алексием (Симанским; с 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) и митр. Николаем (Ярушевичем) и принимал в ней участие 4 сент. 1943 г. Эта встреча положила начало новому этапу государственно-церковных отношений в СССР. Церкви были предоставлены определенные права и возможности для возрождения в стране религ. жизни, но под строгим контролем Советского гос-ва. Накануне встречи К. был вызван к Сталину для консультаций о положении РПЦ и др. Поместных Православных Церквей. В ходе беседы Сталин высказался за создание специального гос. органа для осуществления связи между правительством и Московским Патриархатом. Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 14 сент. 1943 г. был организован Совет по делам РПЦ при СНК СССР (с 1946 при Совете Министров СССР). Председателем Совета стал К., сохранивший также пост начальника 5-го отдела НКГБ (с 1946 отдел «О» по «оперативной работе среди духовенства» МГБ). Под рук. К. в короткий срок в условиях военного времени была создана принципиально новая гос. структура с аппаратом уполномоченных на местах. Как глава Совета по делам РПЦ, К. рассматривал вопросы об открытии храмов и молельных домов, учебной и издательской деятельности Русской Церкви, решал финансовые и юридические проблемы церковных орг-ций и духовенства; проводил рабочие совещания с уполномоченными Совета, часто выезжал в регионы для проверки их работы. Во время служебных командировок принимал решения по ходатайствам верующих; встречался с епархиальными архиереями, со священнослужителями и с представителями местных властей, разъяснял принципы новой церковной политики. Патриарх Алексий I и Г. Г. Карпов с деятелями культуры. Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Ар-хив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Патриарх Алексий I и Г. Г. Карпов с деятелями культуры. Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Ар-хив ЦНЦ «Православная энциклопедия») С 1945 г. под особым контролем К. находилась международная деятельность Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/1681145.html

Чем это закончилось – мы знаем. Кровавыми революционными потрясениями и лишением Православной Российской Церкви даже статуса юридического лица… Хотя Поместный собор 1917-1918 гг., восстановивший патриаршество, упраздненное Петром I, и выдвинул ряд требований, которые позволяли бы ей вновь занять «первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство»: - Православная Церковь в вопросах внутреннего церковного управления, богослужения и внешних контактов должна получить независимость от государственной власти; - государство обязано не только официально признать православный календарь и «двунадесятые праздники», но также осуществлять правотворческую деятельность, образовательный и воспитательный процесс (в учебных, пенитенциарных учреждениях и в вооруженных силах) в тесном сотрудничестве с ПРЦ; - глава государства, «министр исповеданий» и «министр народного просвещения» и их заместители («товарищи») должны были быть православными (Цыпин В., прот. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность//Исторический вестник, (9-10). 2000. Ч.1. С.59-60). Но большевики, придя к власти, жестко подавили Церковь, видя в ней основного идеологического конкурента, лишая ее не только ценностей, но и имущества. Тысячи священников подверглись репрессиям, в том числе и принявшие советскую власть «обновленцы», даже несмотря на Декларацию патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия 1927 года, основным лейтмотивом которой был тезис «Ваши радости – наши радости»… Правда, Великая Отечественная война заставила советское руководство пересмотреть свое отношение к Церкви: началось возрождение церковной жизни, на Соборе русских епископов митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и Всея Руси. В 1943 году Православная Российская Церковь стала Русской Православной Церковью. В 1948 г. в Москве состоялись Всеправославное совещание глав и представителей автокефальных Православных церквей, являющееся попыткой советского руководства восстановить систему мирового Православия, пришедшую в упадок после крушения Российской Империи и использовать ее, как и РПЦ, в собственных геополитических целях.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/14/pr...

26 июля 1943 г. В. был назначен в Новосибирскую и Барнаульскую епархию, куда входила в то время территория Зап. Сибири; ему временно было поручено управление также всеми сибир. епархиями, не имевшими архиереев. В. прибыл в Новосибирск 24 авг., кафедральным храмом поначалу являлась кладбищенская Успенская ц.; в 1944 г. по ходатайству архиерея Церкви был возвращен Вознесенский храм, после реставрации и расширения ставший кафедральным (освящен В. в 1947). В 1947 г. В. было поручено временное управление сначала Владивостокской (с 10 июля), затем также Красноярской (с 4 авг.) епархиями; с кон. 1950 по 1951 г. он управлял также Семипалатинской епархией. В сент. 1943 г. В. участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем митр. Сергия Патриархом, в июне 1948 г.- в Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей. 24 апр. 1949 г. возведен в сан митрополита. С первых же дней служения на Новосибирской кафедре В. заботился о возрождении церковной жизни в Сибири, где к тому времени оставались считанные храмы и давно уже не было ни духовных школ, ни мон-рей. Несмотря на трудности военных и послевоенных лет, В. совершал частые поездки по региону (в 1944-1948 - ок. 30 поездок), служил в храмах Иркутска, Омска, Тюмени, Ишима, Тобольска, неоднократно посещал Барнаул, Красноярск, Бийск, освящал храмы, рукополагал священников, организовывал сбор пожертвований для нужд Советской Армии. Был сторонником строго уставного богослужения, не допускал его сокращения, проповедовал за каждой службой, стремился привлечь в храмы молодежь, в воскресные вечера проводил внебогослужебные беседы в храме, часто устраивал крестные ходы. С именем В. связано восстановление широкого почитания Сибирских святых, в т. ч. свт. Иоанна, митр. Тобольского, св. мощи к-рого по ходатайству В. в 1947 г. были перенесены из музея в Покровский собор Тобольска, где находятся и сейчас. В. составил службу свт. Иоанну; одобренная Патриархом Алексием I , она была издана Новосибирским епархиальным управлением и разослана для употребления по храмам сибир. епархий.

http://pravenc.ru/text/154403.html

28 окт. 1947 г. по представлению Патриарха Алексия I назначен ректором МДАиС, зам. председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде. 10 дек. 1947 г. Е. принял в ведение МДАиС ряд зданий («Чертоги», митрополичий корпус, надвратный храм Иоанна Предтечи, неск. помещений в крепостной стене) от Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. По поручению Свящ. Синода организовал и возглавил ремонтную комиссию по подготовке переезда МДАиС из Москвы в ТСЛ. К нач. 1948/49 уч. г. были подготовлены корпуса под аудитории и общежитие. Е. продолжил исследования в области инославия, публиковал статьи по вопросам обличения религ. политики Ватикана в «Журнале Московской Патриархии» , а также по истории Казанской епархии. Читал в академии курс истории зап. исповеданий. Как магистру богословия ему было присвоено звание профессора. В мае 1948 г. возведен в сан архиепископа. В июле 1948 г. участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 8-18 июля Е. был докладчиком на Совещании представителей Поместных Православных Церквей в Москве . Патриархом Алексием I был направлен во Францию для обозрения приходов РПЦ. Е. просил освободить его от поездки по причине обострения хронических заболеваний, необходимости лечения и невладения в должной мере иностранными языками. Он писал о невозможности и бесперспективности деятельности по укреплению рус. приходов во Франции из-за отсутствия достаточного количества рус. прихожан и «осуществления перекочевки духовенства в Америку». Е. напомнил, что в определенных кругах эмиграции еще в 1918-1919 гг. имел репутацию сторонника советской власти. Он предложил организовать работу в духовных школах по подготовке кадров по истории зап. исповеданий для заграничных приходов. 26(29) июля 1948 г. Е. подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого был направлен на лечение с 1 авг. по 20 сент. 1948 г. в Кисловодск. В 1948 г. представил на соискание ученой степени д-ра богословия труд: «Критический разбор книги Соловьёва В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Православной Церкви: Опыт историко-канонического и догматического исследования». Сочинение получило положительную оценку рецензентов проф. В. С. Вертоградова , проф. Н. П. Доктусова , доц. Н. И. Муравьёва и отрицательный отзыв председателя Учебного комитета Ленинградского митр. Григория (Чукова) . В 1949 г. Е. удостоен степени д-ра богословия за совокупность ученых трудов (honoris causa). 15 авг. 1949 г. освобожден от обязанностей ректора и зам. председателя Учебного комитета.

http://pravenc.ru/text/190197.html

(rus) 27 februarie 2020 01:47 Dialog i unitate [Documente] Comunicat de pres privind rezultatele întîlnirii Întîistttorilor i reprezentanilor Bisericilor Ortodoxe (26 februarie 2020, Amman, Iordania). (rus) Foto Video Publicaii 27 octombrie 2021 16:07 Interviul mitropolitului de Volokolamsk Ilarion acordat ageniei RIA „Novosti” [Interviuri] În interviul acordat ageniei RIA „Novosti” preedintele Departamentului pentru relaiile externe bisericeti al Patriarhiei Moscovei, mitropolitul de Volokolamsk Ilarion, a abordat tema vizitei Patriarhului Constantinopolului Bartolomeu în SUA. (rus) 25 august 2021 10:22 Mitropolitul de Borispol i Brovarî Antonii: Contiina soborniceasc a Bisericii trebuie s dea apreciere aciunilor Patriarhului Bartolomeu [Interviuri] Portalul ageniei RIA „Novosti” a publicat interviul cu eful Direciei executive a Bisericii Ortodoxe din Ucraina, mitropolitul de Borispol i Brovarî Antonii. (rus) 11 august 2021 16:05 Episcopul de Barâevka Victor: Vizita Patriarhului Constantinopolului în Ucraina va pricinui suferine milionaleor de ortodoci ucraineni [Interviuri] Departamentul informaional i de luminare al Bisericii Ortodoxe din Ucraina a publicat traducerea din limba englez a interviului efului Reprezentanei BOUcr pe lâng organizaiile europene internaionale, episcopul de Barâevka Victor, acordat publicaiei news-politics.com. (rus) 8 iunie 2021 16:40 Egumena Serafima (evcik): „Nu trebuie de luptat contra poporului lui Dumnezeu” [Interviuri] Starea Mânstirii „Sfântul Arhanghel Mihail” din Odesa, egumena Serafima (evcik), a acordat un interviu publicaiei „Monastârskyi vestnik”. (rus) Documente i cercetri 25 ianuarie 2024 Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей 23 octombrie 2023 Учреждение автокефалии: канонический аспект 18 august 2023 Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины» 27 iulie 2023 Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства 19 iulie 2023 Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 iulie 2023 Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей 4 iulie 2023 Можно ли говорить об иерархии среди Предстоятелей Поместных Церквей? Термин εραρχα в византийской традиции Materiale video 27 septembrie 2021 Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a felicitat colaboratorii Departamentului pentru relaiile externe bisericeti cu aniversarea a 75 de ani de la instituirea DREB Alte materiale video Interviuri © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Toate drepturile protejate © Produs in Stack Group Despre proiect Informaie juridic Contacte

http://edinstvo.patriarchia.ru/md/

The declaration, recently adopted by the Congregation for Doctrine of the Roman Catholic Church, deals with the blessing of unmarried heterosexual unions and same-sex couples. 13 January 2024 year 18:04 Metropolitan Theodosius (Snihiriov): ‘The world community is standing up in defence of our Church’ [Interview] Interview with Metropolitan Theodosius (Snihiriov) by Deacon Serhiy Heruk. 2 October 2023 year 18:51 Archpriest Nikolai Balashov: The Moscow Patriarchate supports the aim of the Orthodox Church of Jerusalem to ensure a conciliar discussion of the problems that have arisen within the worldwide Orthodox family [Article] Advisor to the Patriarch of Moscow and All Rus " Archpriest Nikolai Balashov commented upon the recent initiatives by His Beatitude the Patriarch of the Holy City of Jerusalem and All Palestine Theophilos III, who expressed his willingness to ensure peace in Ukraine and a conciliar discussion of the problems which exist within worldwide Orthodoxy. 7 August 2023 year 20:00 His Holiness Patriarch Kirill issues statement following guilty verdict against Metropolitan Jonathan of Tulchyn and Bratslav [Patriarch] His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia issued a statement after the Ukrainian court had delivered a guilty verdict against Metropolitan Jonathan of Tulchyn and Bratslav. Documents and Studies 25 January 2024 year Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей 23 October 2023 year Учреждение автокефалии: канонический аспект 18 August 2023 year Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную церковь Украины» 27 July 2023 year Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства 19 July 2023 year Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 July 2023 year Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей 4 July 2023 year Можно ли говорить об иерархии среди Предстоятелей Поместных Церквей? Термин εραρχα в византийской традиции Video 16 September 2021 year His Holiness Patriarch Kirill opens conference on primacy and conciliarity in Orthodoxy Other video Interview © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 All rights reserved © Made by Stack Group About the project Legal information Contacts

http://edinstvo.patriarchia.ru/en/

А вот нестроений в православии как таковом нет, это нужно подчеркнуть. Православие – это единая, святая, соборная, апостольская Церковь. Есть разные, местного значения, задачи, которая каждая из Поместных Церквей решает по-своему. Есть задачи, в которых желательно было бы достичь единообразия: например, в области брака — какое взаимоотношение между гражданской регистрацией и церковной регистрацией, как вести контакты с представителями иных христианских сообществ, или нехристианских сообществ, как их именовать, в каком формате с ними общаться? Ну, нет этого единообразия, значит, нет. Позволю себе заметить, что есть церковные проблемы более актуальные, требующие надлежащего решения. Вопрос календаря, например. Почему с 1921 года Патриарх Мелетий Метаксасис проталкивал календарную реформу? Зачем он это сделал? В результате получается отсутствие полного единогласия, синхронизма в праздновании церковных праздников. Конечно, нам всем желательно было бы вернуть Православные Церкви к единому календарю. Но этого не происходит уже столько лет, и мы это терпим. То есть ничего глобального не происходит, и те люди, которые нагнетают нездоровые волнения вокруг Собора, православного совещания, как его ни назови, – либо малообразованные, либо поверхностно мыслящие, либо это враги православия, которым за это платят. Последние на этих мелких нестроениях пытаются построить свои крупные антицерковные проекты. Без императора Вселенские Соборы инициировали императоры. Возможен ли такой Собор сегодня? У нас нет ни малейших оснований так ставить вопрос. Как говорится, если бы у бабушки были усы, она была бы дедушкой. Вот примерно та же самая логика. Вселенские Соборы – это Соборы, решающие кардинальные внутрицерковные проблемы. Нынешние собрания православных людей не имеют ни таких задач, ни мандатов и средств. Так что если изначально кто-то связывал с Собором какие-то глобальные ожидания – это неправильно. По настоянию Русской Православной Церкви чуть ли не за полгода до предполагаемой даты были опубликованы все проекты документов, озвучены все темы, по которым предстояло обсуждение и возможное принятие решений. Круг был ограничен именно этими предметами. А, скажем, упомянутый мною календарь, который и в самом деле принадлежит к достаточно актуальным вопросам, хотя его нельзя назвать неотложным, – не предполагали обсуждать, понимая, что здесь консенсус достигнут не будет. Не предполагалось обсуждать вопрос претензий Константинопольского Патриарха на некоторое «папство».

http://pravmir.ru/ieromonah-makariy-mark...

В последнее время в Поместных Православных Церквах очень усилилась критика в адрес грядущего Всеправославного Собора, отдельных его документов, а также процесса подготовки этого мероприятия. В нашей Церкви критика звучала из уст мирян, отдельных представителей духовенства, епископата. Мы внимательно реагировали на эту критику, старались отделять пшеницу от плевел, потому что были и конструктивная критика, и разного рода демагогия и спекуляции вокруг Всеправославного Собора. Мы разъясняли тематику готовящихся к Собору документов, а самое главное – документы по настоянию нашей Церкви были опубликованы, и все желающие имели возможность их обсудить, высказать свои замечания. По итогам этого обсуждения на предыдущем заседании Синода были приняты поправки к двум документам, которые готовились в предсоборном процессе. На том же заседании мы отреагировали на поступившую новость об отказе Болгарской Православной Церкви участвовать во Всеправославном Соборе. С самого начала предсоборного процесса в 1961 году мы настаивали на том, что все решения на Всеправославном Соборе должны приниматься консенсусом, то есть единогласно. Мы всегда говорили о том, что консенсус означает участие в Соборе всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. Если хотя бы одна Поместная Церковь отсутствует, то, с нашей точки зрения, консенсуса уже нет. И когда Болгарская Церковь объявила о своем неучастии в Соборе, мы собрали экстренное заседание Священного Синода, на котором приняли решение обратиться ко Вселенскому Патриарху с предложением провести с 10 июня предсоборное всеправославное совещание для того, чтобы решить все накопившиеся проблемы, дабы все Православные Церкви могли принять в этом Соборе участие. К сожалению, наше предложение не было принято – сказали, что уже не хватает времени для проведения всеправославного совещания. И вот в последние дни еще две Церкви официально отказались от участия в Соборе – это Антиохийская Церковь и Грузинская Церковь, а Сербская Православная Церковь выразила мнение о необходимости переноса сроков проведения Всеправославного Собора. В этой ситуации возникла необходимость снова созвать заседание Священного Синода Русской Православной Церкви для того, чтобы принять окончательное решение: ехать нам или не ехать на Всеправославный Собор.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010