В мемуарах В. пишет, что уже в 20-30-х гг. XX в. неоднократно встречался с правосл. иерархами и богословами: архиеп. Германом (К-польский Патриархат), еп. Новосадским Иринеем (Сербская Православная Церковь), проф. протопресв. Стефаном Цанковым (Болгарская Православная Церковь), проф. Г. С. Аливизатосом (Элладская Православная Церковь) и др. Борьба В. против нацизма во время второй мировой войны укрепила его симпатии к России. Он приложил немало усилий, чтобы рассеять предубеждения в отношении РПЦ, бытовавшие в то время на Западе. В июне 1945 г., во время офиц. визита делегации РПЦ в Великобританию, В. встречался и беседовал с митр. Крутицким Николаем (Ярушевичем) . В этот период шла интенсивная подготовка к проведению в Амстердаме I Ассамблеи ВСЦ и В. хотел, чтобы РПЦ приняла в ней участие. С этой целью он предложил Патриарху Алексию I направить делегацию для ознакомления с деятельностью «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки». Это предложение было принято, однако усиливавшаяся «холодная война» помешала его осуществлению. Совещание Предстоятелей и представителей автокефальных правосл. Церквей в Москве, проходившее в июле 1948 г. совместно с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ, обсудило среди др. и вопрос об отношении Поместных Православных Церквей к экуменическому движению и вынесло решение воздержаться от участия в амстердамской Ассамблее ВСЦ, мотивируя это тем, что «экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами» (Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. Т. 2. С. 435-436). В то же время деятельность самого В. на Совещании была охарактеризована весьма положительно. По инициативе В., ЦК ВСЦ, собравшийся в Давосе в апр. 1955 г., обратился к РПЦ с предложением об экуменической встрече. Предложение было принято, и 7-9 авг. 1958 г. в Утрехте состоялась встреча делегаций ВСЦ и РПЦ, возглавлявшихся В. и митр. Николаем. Во время совместных заседаний были обсуждены 4 темы: «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», «Христианское единство в защите мира», «Русская Православная Церковь и социально-политические проблемы нашего времени», «Общая озабоченность Церквей религиозной свободой». В. выступил с докладом «Всемирный Совет Церквей и мир во всем мире». Была выработана общая позиция, к-рая заключалась в том, что Церкви должны совместно добиваться мира (Memoirs. P. 266). Результаты встречи предопределили принятие последующего решения о вступлении РПЦ в ВСЦ. В дек. 1959 г. В. впервые посетил Москву в составе офиц. делегации ВСЦ, к-рая прибыла в СССР по приглашению РПЦ с целью дальнейшего сближения позиций в рамках экуменического диалога, а также для содействия вступлению РПЦ в ВСЦ.

http://pravenc.ru/text/158808.html

— Первоначальное предложение Константинополя заключалось в том, чтобы в делегации входило вообще всего по 12 человек. Тогда Русская Церковь предложила в качестве альтернативы, чтобы Собор прошел с участием всех православных архиереев. Всего в мире их около 700. Мы сказали, что для реализации этого предложения готовы взять на себя заботу об организации Собора и провести его с участием всех епископов, например, в Москве или Санкт-Петербурге, где это вполне возможно. К сожалению, эта идея не нашла поддержки. Тогда и появилась цифра: 24 члена в каждой делегации — тоже благодаря позиции Русской Православной Церкви, которая настояла на расширении состава участников. Но и это значит, что, скажем, Польская Церковь будет представлена полным составом своих архиереев, а Русская — примерно 1/15 частью. В этой связи один греческий архиерей даже высказал мнение, что при таких условиях Собор на Крите трудно именовать Великим и вообще правильнее его называть расширенным заседанием глав Поместных Церквей. Такая точка зрения не лишена оснований. — Вы сказали, что Собор не будет рассматривать догматических проблем. А с чем связано избрание шести тем для утвержденных проектов документов? — Здесь надо еще раз вспомнить историю подготовки Собора. В 1961 году на первом Всеправославном совещании, проходившем на острове Родос в Греции, были предложены целых сто тем для обсуждения. Подчеркну, что тогда все они были проработаны нашей Церковью, по каждой были подготовлены качественные документы. Однако в 1971 году представители ряда Поместных Церквей стали выступать за сокращение предполагаемой повестки Собора. А Всеправославное предсоборное совещание 1976 года сократило перечень тем… до десяти. Сегодня осталось всего шесть документов, которые ожидается принять консенсусом, то есть без возражений со стороны какой-либо из Поместных Церквей. На одном из последних этапов был изъят из повестки дня практически готовый документ об автокефалии, так как не была достигнута договоренность о порядке его подписания Предстоятелями Поместных Церквей.

http://old.sinfo-mp.ru/22042016-2.html

Однако за прошедшие столетия мир сильно изменился. Условно говоря, «новые» Патриархаты в настоящее время составляют количественное большинство в Церкви. При всем уважении к Патриархатам старейшим, при всем почтении к традиционной солидарности грекоязычных Церквей, справедливо ли, если эти Патриархаты и архиепископии получат, по сути дела, мандат на принятие всех решений, и меньшинство (а общая численность верующих этих Церквей едва ли превышает двадцать миллионов человек) будет повелевать православным большинством в разрешении судьбоносных вопросов? Справедливо ли, если, например, Кипрская Церковь, в которой не более полумиллиона верующих, будет иметь такой же голос, как Русская Церковь, насчитывающая десятки миллионов православных христиан? Впрочем, после того, как перед осенним совещанием грекоязычных Церквей 2011 года было публично озвучено намерение отодвинуть Русскую Православную Церковь с пятого места в диптихах на девятое, удивляться нечему. Вызывает вопросы и следующее обстоятельство: мандат на голосования при таком порядке вручается главе Поместной Церкви, а не всем ее епископам. Не становится ли он в таком случае «епископом епископов», пусть и для своей Поместной Церкви? К сожалению, подобные печальные тенденции наблюдаются в современном православном мире, когда мнение главы Поместной Церкви довлеет над мнением даже значительного числа ее епископов. За примерами ходить далеко не надо: во время визита Папы Римского Бенедикта архиепископ Кипрский Хризостом в буквальном смысле выкрутил руки своим епископам, заставив их принимать Папу против их воли. Соответственно, заранее обеспечив себе преимущество, грекоязычные Патриархаты и Поместные греческие Церкви будут диктовать свою волю всему православному миру, а, учитывая особенность их политического положения (значительную зависимость от Евросоюза и международных структур), вполне оправданно сомнение в том, что их решения будут направлены на благо вселенского православия. И в связи с этим возникает вопрос: а не следует ли нам пойти иными путями, чем достаточно условное в нынешнем положении представительство от каждой Поместной Церкви? Таковыми может быть либо представительство, связанное с реальным, а не формальным большинством, либо принятие решений по принципу консенсуса.

http://bogoslov.ru/article/2450207

Естественно, что при отсутствии такой площадки между Поместными Церквами возникают различия в понимании тех или иных вещей, которые и приводят в итоге к конфликтам. Они и дальше будут приводить. Мы зачастую вообще не знаем о том, что происходит в соседней Поместной Церкви, не говоря уже о том, чтобы понимать происходящее. Учитывая это, следует удивляться не тому, что конфликты, подобные «Бессарабскому», есть, а тому, что их так мало – от их умножения удерживает Церковь Сам Дух Святой. Мне могут напомнить, что в ХХ веке проходило несколько межправославных совещаний высокого уровня. Это, безусловно, так, однако ни одно из них не имело цели стать той площадкой, которая «в реальном времени» позволяла бы авторитетным представителям Православных Церквей обсуждать, решать и предупреждать острые вопросы межправославной жизни. Что же было? Было несколько всеправославных «предсоборных совещаний», начатых родосскими конференциями 1960-х годов, на которых намечались вопросы, которые должно решать на гипотетическом «грядущем Вселенском соборе». Это были весьма предствительные встречи, впрочем, не чисто православные – в них участововали также представители католиков, протестантов и монофизитов. Эти встречи созывались Константинопольским патриархом, на них обсуждались в основном теоретические и, как показало время, малополезные для реальной церковной жизни вопросы повестки гипотетического собора, а кроме того – вопросы отношения православных к «внешним». Кроме того, было два всеправославных архиерейских собора, вызванных необходимостью разрешения кризиса в той или иной Поместной Церкви, неразрешимого силами самой Поместной Церкви. Это, во-первых, мощнейший раскол, потрясший Болгарскую Православную Церковь в 1990-х годах, а во-вторых, сравнительно недавняя смута в Иерусалимской Православной Церкви, вызванная смещением бывшего патриарха Иринея. В обоих случаях вмешательство всего православного мира оказало благотворное действие, но это были исключительные собрания, не подразумевавшие какого-то регулярного формата. Инициатива созыва также принадлежала Константинопольскому патриарху.

http://radonezh.ru/analytics/chto-stoit-...

Продолжением реформы церковно-административного управления стало образование митрополий. В ситуации, когда границы выделенных епархий зачастую не совпадают с границами субъектов РФ, митрополия призвана создать необходимые условия для оптимального взаимодействия епархий и вывести взаимодействие епархий на новый уровень. При этом само понятие «митрополия» не является новым явлением, а трехступенчатая структура управления, воссоздаваемая сегодня в Русской Православной Церкви, доказала свою эффективность в ходе церковной истории. Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей 21 ноября впервые в истории Православной Церкви состоялось совещание Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей Центральной и Восточной Европы. Встреча в таком уникальном формате прошла в Москве в связи с празднованием 65-летия Святейшего Патриарха Кирилла. В Патриарших палатах Кремля собрались Предстоятели и представители семи Поместных Церквей: Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской, Польской, Чешских земель и Словакии. Примечательно, что, помимо географической общности, эти Церкви объединяет и общий исторический опыт - каждая из них испытала гнет и преследования со стороны богоборческих политических режимов и сегодня решает новые задачи свидетельства о Христе в стремительно меняющемся мире. Участники совещания обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, включая механизмы принятия решений на предстоящем Всеправославном Соборе. По оценке Святейшего Патриарха Кирилла, участники совещания были «единомысленны, как и полагается Церкви; Церковь ведет Святой Дух, и единомыслие есть проявление Его действия». Пояс Пресвятой Богородицы Более месяца великая христианская святыня - пояс Пресвятой Богородицы - находилась в России. С 20 октября по 27 ноября ковчегу с поясом Божией Матери поклонились около трех миллионов человек, и если бы путешествие святыни с Афона не было ограничено жесткими временными рамками, это число могло бы составить и десятки миллионов. Справедливо было отмечено, что ни одно мероприятие в России за всю историю – ни политическое, ни спортивное – не собирало столько людей, сколько принесение этой святыни.

http://e-vestnik.ru/analytics/pod_blagod...

В этих условиях Синод Русской Православной Церкви, признав, что, поскольку решения на Соборе должны приниматься консенсусом всех Поместных Церквей и неучастие в нем даже одной из них «составляет непреодолимое препятствие» для его проведения, предложил Патриарху Константинопольскому Варфоломею немедленно созвать общеправославное совещание не позднее 10 июня для разрешения возникших противоречий. Это выглядело как поиск компромисса, желание спасти соборное дело: на всеправославное совещание могли приехать и болгарские, и арабские (антиохийские) архиереи. Прошло еще два дня, и в понедельник стало известно о решении Синода Вселенского Патриархата это предложение, как и возражения других Православных Церквей, проигнорировать. Позиции братских Церквей были восприняты на Фанаре «с удивлением и недоумением», говорится в сообщении генерального секретариата Вселенского Патриархата, а пересмотр запланированного соборного процесса «выходит за пределы всех институциональных рамок». Поправки должны вноситься предстоятелями уже в процессе самого Собора, говорится в решении. «Как Церковь, несущая основную ответственность за поддержание единства Православия, Вселенский Патриархат призывает всех оказаться на высоте обстоятельств и в установленные ранее сроки принять участие в работе Святого и Великого Собора, согласно всеправославным решениям, подписанным как Предстоятелями на их Собраниях, так и уполномоченными представителями Церквей на протяжении долгого процесса предсоборной подготовки,» заявил Константинопольский Синод. Таким образом, Константинопольский Патриархат, апеллируя к букве принятых ранее решений, с высоты своего первенства решил Собор «продавить». Это у него вряд ли получится. Болгарская Церковь уже весьма решительно заявила, что в запланированные сроки на Собор не поедет, и даже подтвердила, что отменила резервацию предоставленного делегации правительственного самолета. Антиохийская Церковь , ощущающая себя в условиях террора исламистов церковью-мученицей и обоснованно рассчитывавшая на особую солидарность своих братьев-христиан, вероятнее всего, также воспримет решение Фанара как оплеуху и откажется от участия в Соборе. В этой ситуации Московский Патриархат, предпринявший попытку найти механизм для сглаживания возникших противоречий и получивший от ворот поворот, видимо, также будет вынужден отказаться от поездки на Крит.

http://pravmir.ru/pechalnyie-faktyi-pred...

Определением Священного Синода 4 апреля 1946 года был образован Отдел внешних церковных сношений. Протоиерей Григорий Разумовский был назначен членом Отдела и усердно трудился в Отделе до января 1952 года, когда начавшаяся болезнь воспрепятствовала ему продолжать эту работу. В послевоенные годы происходило оживление связей Русской Православной Церкви с православным миром. И о. Григорий принимает деятельное участие в организации встреч представителей Поместных Православных Церквей, их делового общения, стремится к наибольшей плодотворности межцерковных контактов. Деловые отношения он строит в духе дружеской приветливости и братской теплоты. Русская Православная Церковь в июле 1946 года вступила в официальную переписку с руководством «Всемирного Совета Церквей в процессе организации», как он тогда назывался, в целях всестороннего ознакомления с экуменическим движением и установления деловых контактов с его лидерами. В этом процессе «вхождения» нашей Церкви в экуменическое движение о. Григорий принял самое деятельное участие. И уже в августе того же года в докладе Святейшему Патриарху Алексию он отмечал, что «изучение нами экуменического движения продвинулось очень сильно вперед». Однако этот процесс совпал с началом периода «холодной войны». Как известно, политические тенденции того времени оказывали сильное влияние на тогдашнее направление экуменической деятельности. Достаточно вспомнить Дж. Ф. Даллеса, игравшего в экумене тех лет немаловажную роль. Естественно, что политическая направленность экумены не могла быть принятой Русской Православной Церковью и многими другими Церквами. Это и нашло свое выражение в решениях Московского Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в июле 1948 года. Протоиерей Григорий Разумовский был одним из самых деятельных участников подготовки и проведения этого Совещания. На нем он выступил с докладом об экуменизме. Негативное отношение к этому вопросу, нашедшее отражение в докладе, не было отрицанием экуменизма как такового. О. Григорий порицал тогдашнюю политическую линию ведущих экуменических деятелей и, в силу этого, дал сдерживающие характеристики самому движению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Как бы Вы могли охарактеризовать отношения между Православными Церквами перед июньской встречей Поместных Православных Церквей? Как развиваются отношения между Константинопольским и Московским Патриархатами на нынешнем этапе после разногласий последних лет? - Встречаясь регулярно с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, я обращаю внимание на то, что сегодня Православный мир все более ощущает необходимость активизации сотрудничества между Церквами. Важным шагом на пути к этой цели стала прошедшая в прошлом году встреча глав и представителей Православных Церквей в Константинополе. В ходе ее была сформулирована единая православная позиция по многим проблемам современности. Принято важное для всего Православия решение о возобновлении процесса подготовки Святого и Великого Собора, и сейчас мы готовимся к проведению IV Всеправославного Предсоборного совещания, посвященного актуальной для многих Церквей проблеме православной диаспоры. Все это во многом стало возможным благодаря сотрудничеству Константинопольского и Московского Патриархатов и их Предстоятелей. Отношения двух Церквей прекрасно характеризует тот факт, что после кончины Святейшего Патриарха Алексия Предстоятель Константинопольской Церкви лично прибыл в Москву, чтобы проститься с почившим собратом, а на интронизацию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Константинополя прибыла представительная делегация, передавшая поздравление Святейшего Патриарха Варфоломея. Важно, что обе наши Церкви настроены на братское сотрудничество, и я надеюсь, что это поможет нам преодолеть имеющиеся разногласия и укрепить всеправославное единство. Бытует мнение, что издавна и по многим причинам, русских и греков можно «разделять» скорее по церковным, нежели по политическим вопросам, в числе которых соперничество юрисдикций, упреки в национализме, в панславизме, в концепциях «третьего Рима» и т.д. Как Вы объясняете столь частое проявление разногласий между нашими Церквами? Происходит ли это на национальной почве или из присущего скорее человеку, чем Церкви желания доказать свое превосходство?

http://pravoslavie.ru/37582.html

«Я вижу в Вас любовь к Православию, к нашим братским Церквам, — свидетельствует архиепископ Нифон. — Как приятно пребывать в Москве, которая является ныне центром Православия. Москва объединяет нас всех, и сегодняшний праздник объединяет нас». Он пожелал Святейшему Патриарху  радости о Господе, многих сил для служения Русской Церкви. «Это страна, которую мы любим, это Церковь, которую мы обожаем», — завершил свою речь архиепископ Филиппопольский Нифон. В свою очередь митрополит Тырговиштский Нифон подчеркнул важность региональных совещаний Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Напомнив, что либеральный секуляризм представляет не меньшую опасность для развития общества, чем атеистический материализм, он заявил: «Мы осознали, как важно объединить усилия для того, чтобы противостоять этому влиянию как в Европе в целом, так и в наших странах. Мы восхищены Вашим умением анализировать эти явления и вырабатывать решения». Митрополит Нифон выразил надежду, что Святейший Патриарх Кирилл вновь соберет представителей Церквей по какому-либо торжественному поводу на подобную встречу. Глава делегации Болгарской Церкви митрополит Видинский Дометиан рассказал о том, какое большое впечатление произвело на него зрелище многих тысяч русских православных людей, собравшихся к Храму Христа Спасителя, чтобы поклониться Поясу Богоматери, привезенному в Россию с Афона. В этом проявляется дух православного верующего народа, отметил он. «Поэтому с древних времен — от Киевских гор — великая Русь, Святая Русь может многому научить нас, — уверен архипастырь. — Народ ее пережил много горя, но сколько мучеников и преподобных просияло на этой земле!» Он рассказал, как, получив на днях в дар от председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона книгу-альбом , выпущенную к 65-летию Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, был рад увидеть на страницах издания фотографии людей, которые внесли большой вклад в развитие межцерковных отношений. Особое место среди них принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, начавшему свое поприще под началом Высокопреосвященного митрополита Никодима (Ротова) .

http://patriarchia.ru/db/text/1750781.ht...

Непосредственное начало подготовки к В. С. было положено на Всеправославных совещаниях (см. Совещания представителей Поместных Православных Церквей ). В ходе I Родосского Всеправославного совещания (24-30 сент. 1961) был предложен обширный каталог тем, обобщенных в 8 разд.: 1. Вера и догмат; 2. Богослужение; 3. Управление и церковный строй; 4. Взаимоотношения между правосл. Церквами; 5. Взаимоотношения правосл. Церкви с остальным христ. миром; 6. Православие в мире; 7. Общебогословские темы; 8. Социальные проблемы. Все правосл. Церкви должны были высказать свою т. зр. на эти проблемы, затем их должны были обсуждать на Предсоборе. Для выполнения этого решения Свящ. Синод РПЦ учредил 10 мая 1963 г. Комиссию по разработке Родосского каталога в составе большой группы богословов из числа иерархов, клириков и мирян. Руководство работой комиссии было поручено Ярославскому и Ростовскому архиеп. Никодиму (Ротову) , к-рый возглавлял делегации РПЦ на всех Всеправославных совещаниях. В нач. августа 1968 г. эта комиссия завершила работу, подготовив для Свящ. Синода проект высказываний по темам каталога. IV Всеправославное совещание, проходившее 8-15 июня 1968 г. в Женеве, выработало процедуру подготовки Собора. Было принято решение проводить подготовку Собора не Предсобором, как предполагалось, а на Всеправославных предсоборных совещаниях и на предшествующих им Межправославных комиссиях по подготовке Св. и Великого Собора Восточной Православной Церкви. Совещание учредило Секретариат в Шамбези (Швейцария), выбрало из Родосского каталога 6 тем, к разработке к-рых приступили Поместные Православные Церкви. К-польская Патриархия должна была разрабатывать тему «Источники Божественного Откровения», Болгарская Церковь - «Более полное участие мирян в богослужебной и прочих областях жизни Церкви», Сербская Церковь - «Приведение церковной дисциплины о посте к требованиям современности», Русская и Элладская Церкви - «Препятствия к браку, изучение современной практики Поместных Церквей и их церковного судопроизводства и выработка, по возможности, единообразия вышеуказанной практики для всей Православной Церкви; календарная проблема в свете решений I Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к восстановлению единообразного действия Церквей в этом вопросе», Румынская Церковь - «Икономия в Православной Церкви».

http://pravenc.ru/text/155530.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010