— Кто будет принимать участие в Соборе и как будут выбираться делегаты? — Вопрос о представительстве православных церквей обсуждался на прошедшей 5-9 марта в Стамбуле встрече предстоятелей. Было принято решение, что каждая поместная церковь будет представлена ее предстоятелем и не более чем 24 архиереями. Те Церкви, где нет такого числа епископов, будут представлены полным составом своих архиереев во главе с предстоятелем. Вопрос о порядке делегирования представителей поместных церквей будет решаться каждой из них самостоятельно. — Предыдущий Собор проходил до раскола на православную и католическую церковь. Будет ли обсуждаться вопрос об объединении православных и католиков, о роли Римского Папы в христианском мире? — Попытки объединения Церкви после раскола предпринимались на Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1445 годов. Однако они оказались весьма неудачными и только спровоцировали углубление раскола. В повестке дня Всеправославного собора нет вопроса об объединении православных и католиков, тем более что со временем весьма значительная часть западнохристианского мира откололась от католичества, образовав разнообразные течения протестантизма. Проблема христианского единства косвенно затрагивается только в вопросе о диалогах православных с инославием. При этом необходимо отметить, что такие наблюдавшиеся в последнее время в некоторых протестантских сообществах явления, как благословение однополых сожительств, не только делают невозможным диалог православных с этими сообществами, но и ставят для нас вопрос об их принадлежности к христианству. Что же касается роли папы в христианстве, многовековая православная традиция единогласно отвергает превосходство римского епископа над главами других Церквей и его юрисдикцию над всей вселенной. В любом случае этот вопрос не включен в повестку дня Всеправославного собора. — Какова роль Русской православной церкви в подготовке Собора? — С самого начала подготовки к Собору, начиная с Родосского совещания 1961 года, Русская православная церковь активно включилась в подготовительный процесс. Наша Церковь — единственная, которая подготовила материалы по всем 100 темам первоначальной повестки дня. В дальнейшем представители Московского патриархата не пропустили ни одного заседания межправославной подготовительной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, активно участвуя в обсуждении всех вопросов, вынося на них конкретные, хорошо проработанные предложения и отстаивая позиции, укорененные в православном предании и многовековом религиозном опыте Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Кто будет принимать участие в Соборе и как будут выбираться делегаты? — Вопрос о представительстве Православных Церквей обсуждался на прошедшей 5-9 марта в Стамбуле встрече Предстоятелей. Было принято решение, что каждая Поместная Церковь будет представлена ее Предстоятелем и не более чем 24 архиереями. Те Церкви, где нет такого числа епископов, будут представлены полным составом своих архиереев во главе с Предстоятелем. Вопрос о порядке делегирования представителей Поместных Церквей будет решаться каждой из них самостоятельно. — Предыдущий Собор проходил до раскола на Православную и Католическую Церковь. Будет ли обсуждаться вопрос об объединении православных и католиков, о роли Римского Папы в христианском мире? — Попытки объединения Церкви после раскола предпринимались на Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1445 годов. Однако они оказались весьма неудачными и только спровоцировали углубление раскола. В повестке дня Всеправославного Собора нет вопроса об объединении православных и католиков, тем более что со временем весьма значительная часть западнохристианского мира откололась от католичества, образовав разнообразные течения протестантизма. Проблема христианского единства косвенно затрагивается только в вопросе о диалогах православных с инославием. При этом необходимо отметить, что такие наблюдавшиеся в последнее время в некоторых протестантских сообществах явления, как благословение однополых сожительств, не только делают невозможным диалог православных с этими сообществами, но и ставят для нас вопрос об их принадлежности к христианству. Что же касается роли Папы в христианстве, многовековая православная традиция единогласно отвергает превосходство римского епископа над главами других Церквей и его юрисдикцию над всей вселенной. В любом случае этот вопрос не включен в повестку дня Всеправославного Собора. — Какова роль Русской Православной Церкви в подготовке Собора? — С самого начала подготовки к Собору, начиная с Родосского совещания 1961 года, Русская Православная Церковь активно включилась в подготовительный процесс. Наша Церковь — единственная, которая подготовила материалы по всем 100 темам первоначальной повестки дня. В дальнейшем представители Московского Патриархата не пропустили ни одного заседания межправославной подготовительной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, активно участвуя в обсуждении всех вопросов, вынося на них конкретные, хорошо проработанные предложения и отстаивая позиции, укорененные в православном предании и многовековом религиозном опыте Церкви.

http://pravoslavie.ru/69294.html

Мы сожалеем о вынужденном, по прискорбным обстоятельствам военным и политическим, отсутствии среди нас боголюбезнейших наших Собратий – Глав Церквей Константинопольской, Александрийской и Иерусалимской. Но мы уверены и в их духовном единении с нами в эти дни. И мы желаем скорее видеть их свободными от этих тягостных уз и уверить их в своем сердечном сочувствии им и в нашей любви к ним о Господе. Итак, всечестные отцы и братие! «Днесь благодать Святого Духа нас собра»! – и да не отступит она от нас во все эти дни нашего боголюбезного общения! Мы проникнуты сознанием, что собрались мы здесь для утверждения и благовествования мира, любви и согласия между собой, и всей душой желаем, чтобы эти добрые чувства наши разделяли все, кто являются сопричастниками нашей веры православной и ее благодатных даров. И потому так радостны сердца наши, что от них исходят лишь благие для Православия и для всего христианского мира помышления! Эта радость общения усугубляется в нас чувством уверенности, что, при помощи Божией, мы единодушно разрешим во благо Церкви поставленные самой жизнью Церкви вопросы. Какие же это вопросы, до сего времени не так остро требовавшие разрешения, а теперь вставшие пред лицом Православной Церкви во всей своей значительности и остроте? Первое . Все мы, каждый в пределах своей поместной Церкви, чувствуем проявление особой активности со стороны Ватикана. Путем политических интриг и исключительно мирскими средствами римское папство старается повсюду разложить православное единство. Вместо мирной и кроткой, в духе Христовом, церковной проповеди , папство развивает чрез свои многочисленные разветвления пропаганду, прибегая при этом к созданию преднамеренно ложного или соблазнительного осведомления о положении Православных Церквей. Помимо такой недуховной и нецерковной деятельности имеет место насильственное отторжение от Православия православного населения. Особенно много случаев такого насилия было в многострадальной Сербской Церкви во время немецкой оккупации. Непонятным должно казаться это духовное ослепление папства, если оно может считать Христовым приобретением паству, привлеченную таким недостойным христианства путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имеются документальные подтверждения, что после Великой Отечественной войны, когда в Москве в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина проходила подготовка к историческому Всеправославному Совещанию Православных Церквей 1948 года ( http://www.blagogon.ru/digest/60/ ), Сталин предлагал руководству Русской Православной Церкви (скорее всего устно) пересмотр диптиха Православных Церквей с целью предоставления в нем Русской Церкви как самой многочисленной первого места, что полностью соответствовало бы идее советской Империи как продолжательницы в историософском смысле Российской Империи и идеологии Третьего Рима. Однако все греческие патриархаты высказали тогда свое несогласие с эти проектом. Приведем некоторые документы о подготовке в аппарате советского правительства такого исторического решения. В докладной записке полковника Г.Г. Карпова (именно он возглавлял Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР) И.В. Сталину об итогах поездки делегации Московской Патриархии по странам Ближнего Востока от 27 июля 1945 г. отмечалось: «По инициативе восточных патриархов в беседах с патриархом Алексием был затронут вопрос о Вселенском Соборе, не созывавшемся с VIII века. Из обмена мнениями по этому вопросу между патриархами – Собор должен будет избрать Вселенского патриарха и решить вопрос о перенесении центра православия в Москву, причем, по примеру прежних Вселенских Соборов, которые собирались, хотя по инициативе представителей церквей, но не церквами, а государствами, и этот Собор должен быть созван таким же порядком». 29 мая 1946 года Совет Министров СССР принял постановление 1132-460/СС: «Разрешить проведение в Москве Вселенского предсоборного совещания с участием глав всех Автокефальных Православных Церквей для обсуждения вопроса о выработке общей линии по борьбе с Ватиканом. Об отношении к так называемому экуменическому движению. О созыве Вселенского Собора и некоторых других вопросах». В 1946 г. уже в отчете своего Совета Карпов формулирует:

http://ruskline.ru/opp/2023/11/13/o_sozy...

«1 июня 2016 года Болгарская Православная Церковь призвала отложить проведение Собора и заявила о своём неучастии в нём в случае его проведения в объявленные сроки. Через несколько дней с подобными заявлениями выступили Антиохийская и Грузинская Церкви, а также Сербская Православная Церковь, позднее изменившая своё решение и участвовавшая в Соборе. Причинами, побудившими эти Церкви к такому решению, было возникновение в ряде Поместных Церквей критических замечаний к проектам соборных документов, которые были опубликованы по завершении работы Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года, а также продолжающееся отсутствие общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, которое так и не удалось преодолеть в предсоборный период, не удаётся и доныне. Необходимо подчеркнуть, что Антиохийская Церковь с самого начала заявляла, что сможет участвовать во Всеправославном Соборе лишь в том случае, если будет своевременно разрешён её конфликт с Иерусалимской Церковью, вызванный спором вокруг церковной юрисдикции над Катаром. По этой причине представителями Антиохийской Церкви не были подписаны ни Решения Собрания Предстоятелей в Константинополе 2014 года, постановившего созвать Собор в 2016 году, ни Решения Собрания Предстоятелей в Шамбези в минувшем году, назначившего точную дату его проведения. Не был подписан также и разработанный в Шамбези Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви», - отмечает Предстоятель Русской Церкви. «В этих непростых условиях, - продолжает он, - дважды проводились внеочередные заседания Священного Синода нашей Церкви. На заседании 3 июня было принято решение направить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям всех Поместных Церквей предложение провести в ближайшее время экстренное Всеправославное предсоборное совещание, на котором можно было бы постараться прийти к согласию по принципиальным вопросам. На том же заседании Синод отметил, что неучастие в Соборе хотя бы одной из общепризнанных автокефальных Православных Церквей " составляет непреодолимое препятствие для проведения Святого и Великого Собора " . Синодом также были утверждены поправки нашей Церкви к вызвавшим более всего критических замечаний двум проектам соборных документов, " сформулированные на основе высказанных суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян " » .

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/re...

На встрече были намечены практические шаги по организации Всеправославного собора. С сентября этого года начнет свою деятельность специальная межправославная подготовительная комиссия. В ее состав войдут по одному иерарху и одному советнику от каждой их участвующих в процессе поместных православных церквей, и она должна будет пересмотреть ранее подготовленные для собора документы и завершить эту работу к Пасхе 2015 года. Дело в том, что многие из этих документов были подготовлены десятилетия назад, и они, конечно, нуждаются в адаптации к современным условиям существования Церкви и должны быть обогащены новыми данными. После того, как завершится работа специальной подготовительной комиссии, документы будут рассмотрены на более широком форуме, а именно на всеправославном предсоборном совещании и в случае успешного завершения его работы откроется прямой путь к проведению Всеправославного собора. Он планируется в Стамбуле - историческом Константинополе - в 2016 году. Завершившееся собрание предстоятелей прошло на высоком уровне, в нем приняли участие главы большинства поместных православных церквей. К сожалению, отсутствовала делегация православной церкви Чешских земель и Словакии, но это связано с тем, что в этой церкви недавно произошли выборы, с итогами которых не согласны некоторые представители Чешской церкви. Делегация Антиохийской православной церкви принимала участие во всех заседаниях собрания, но следуя указаниям своего Патриарха и Синода, не стала подписывать заключительные документы в связи с отсутствием прогресса в урегулировании спора, возникшего у нее с Иерусалимской церковью, учредившей свою епархию в Катаре, который, по мнению Антиохийской православной церкви, принадлежит к ее канонической территории. - Какую роль играла Русская православная церковь в этой встрече? Протоиерей Николай Балашов: Я считаю чрезвычайно важным личное участие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состоявшейся встрече. Патриарх Кирилл многократно выступал на прошедших заседаниях, и роль Русской православной церкви в этой очень важной встрече и в выработке ее итоговых формулировок была весьма высокой. Кроме того у Предстоятеля Русской православной церкви была возможность пообщаться с главами других православных церквей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

«Одна за другой греческие Церкви, в отсутствие соборного обсуждения этой проблемы, начали одобрять неканонические решения. Этому надо было положить предел. Совещание самим фактом своим положило конец, в противовес воли Варфоломея, хотя его приглашали. И всё это под председательством Иерусалимского патриарха — тоже представителя греческого мира. И поездка нашего Предстоятеля была одобрена Синодом». 2:40 Переломное совещание в Аммане предстоятелей и представителей Поместных Церквей. 4:48 «Ошибочная экклезиология Константинопольского патриархата» — что это такое? ПЦУ как побочный продукт папских притязаний. 8:20 Чем решение украинского церковного вопроса — создание параллельных церковных структур — важно для мирового Православия, касается всех Церквей? 10:07 В чем сходство ситуации в Черногории и Украине? Как Варфоломей помог черногорским «порошенкам». 12:08 История предательства: 400-летие возрождения православной иерархии в Украине — после отпадения в раскол, в унию с Римом. Что будет отмечать Церковь? 14:48 Празднование годовщины Победы во Второй мировой войне. Почему это важно? 16:58 Крым — это действительно территория украинской Церкви. Какие решения для крымских епархий приняли в Киево-Печерской Лавре? 19:50 Обращение и рекомендации по коронавирусной инфекции. 28:17 Если заболеет прихожанин УПЦ, может это используют для обвинения СМИ — что защитит? 31:42 Страхи перед вирусом — информационное оружие: как поступать верующему? 34:57 Томос, пандемия — опасности укрепляют Церковь? «От причастия можно заразиться»… «умрем, но храмы не закроем!» Осторожно! Хайп на проблеме. 39:05 Как поступать священникам в это время испытаний. 44:00 Великий пост. Напутственное слово. Ведущий: Ян Таксюр. Киев, 20 марта 2020 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России родители убили своё дитя и засунули в мясорубку В майские праздники по всей России внесли сильные изменения

http://ruskline.ru/video/2020/03/24/dve_...

Будет ли обсуждаться на встрече тема предстоящего Всеправославного Собора, мне сейчас ответить трудно. Но считаю, что вопросы межправославного характера должны обсуждаться всеми поместными Православными церквами, чтобы не создавалось впечатление, что какая-то группа Церквей пытается принять решение за все поместные Церкви в их отсутствие. — Затрагивался ли вопрос предстоящего Всеправославного Собора и его подготовки также на встречах с Антиохийским и Иерусалимским патриархами? — Этот вопрос также затрагивался. Важно было обсудить с предстоятелями Константинопольского патриархата и этих Церквей вопрос о возможной конфигурации Собора, о его тематике, о том, как будут представлены Церкви и каким будет метод принятия решений. Сегодня в межправославном сотрудничестве единственным методом принятия решений является консенсус, и именно на нем строится возможность соработничества между поместными Православными церквами. Именно этот метод помогает в духе братской любви решать возникающие вопросы и приходить к согласию по тем вопросам, по которым имеются разногласия. В последнее время стали раздаваться отдельные голоса в пользу того, чтобы отказаться от этого метода и чтобы решения на межправославном совещании принимались простым большинством. Но такое радикальное изменение в работе межправославных органов может привести к очень тяжелым последствиям: если хотя бы одна Церковь будет выступать против того или иного решения и путем голосования ее мнение будет проигнорировано, это неизбежно внесет разделение в семью Православных церквей. И если разделение не будет преодолено на подготовительном уровне, оно обязательно возникнет на уровне самого Всеправославного Собора. Поэтому совершенно невозможно сегодня предложить какой бы то ни было иной метод, кроме консенсуса. — Владыка, какими, по Вашему мнению, будут нормы представительства на предстоящем Всеправославном Соборе? Соберется ли на него несколько сотен или всего лишь несколько десятков архиереев? — Полагаю, что этот вопрос должен стать предметом обсуждения Всеправославной подготовительной комиссии. Если мы хотим созвать подлинный Всеправославный Собор, то считаю, что на него должны быть приглашены все епархиальные архиереи, чтобы каждая местная Церковь была представлена на Соборе своим епископом, как это было в эпоху Вселенских Соборов. Общее число епархиальных архиереев всех поместных Православных церквей, вместе взятых, составляет приблизительно пятьсот человек, и мне кажется, что было бы вполне реалистично собрать пятьсот человек на совещание. Однако если в настоящее время по каким-либо техническим причинам окажется невозможным собрать столь представительный форум, тогда, конечно, представительство от Церквей должно быть пропорционально их размерам.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-ne-...

По мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Р.Н. Лункина, «есть только одно формальное основание того, почему Собор на Крите не стал всеправославным, – нарушение принципа согласия всех Православных Церквей». «Контекст развития межправославных связей говорил, наверное, что такое должно было произойти, и Всеправославный Собор фактически становится межправославным совещанием, потому что позиции Церквей, которые не будут участвовать во встрече на Крите, не были услышаны, их проигнорировали», – отметил, в свою очередь М.И. Якушев. В своем выступлении на заседании круглого стола руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков коснулся темы организационной подготовки к Собору, которая велась с января 2016 года, после  Синаксиса Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези . «Русская Церковь проделала огромную работу на пути к Собору. Невозможно говорить, что она сознательно саботировала или нивелировала какие-то действия других Церквей. Русская Православная Церковь – одна из немногих, которые проделали огромную работу и в смысловой части, и уже когда началась техническая организационно-протокольная подготовка. Проделывая эту работу, мы действительно рассчитывали на то, что все Поместные Церкви соберутся с сегодняшнего дня на Крите и это будет общее дело, которым мы засвидетельствуем свое единство. «Но вместе тем мы видели (это было заметно на второй встрече Всеправославного оргкомитета, которая прошла месяц назад на Крите), что общий энтузиазм представителей Поместных Православных Церквей уменьшался с каждым часом их присутствия на этом общем координационном заседании, – сказал далее отец Александр. – Так случилось, потому что все предложения, начиная от организационных вопросов и заканчивая финансовыми, были сформулированы Константинопольским патриархатом и предложены Поместным Церквам как некая данность. Церкви были вынуждены принять некие заготовленные решения, лишь подправив их в косметическом плане». По его мнению, во многом общая атмосфера в ходе подготовки и привела к решениям о неучастии в Соборе, которые были приняты некоторыми Поместными Церквами, а также к критике со стороны Сербской Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Таким образом укрепляются человеческие отношения, создается атмосфера для лучшего взаимного понимания. Верю, что этим путем мы достигнем постепенного решения некоторых проблем, унаследованных нами из прошлого. Отчасти они связаны с различным пониманием отдельных аспектов канонической традиции. Впрочем, давно сказано апостолом: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). – Что препятствует созыву Всеправославного Собора? На Ваш взгляд, может ли он состояться в течение двух следующих лет и какие действия должны предпринять Православные Церкви для достижения этой цели? – Созыву Собора принципиально ничто не препятствует. В то же время очевидно, что нельзя проводить Собор такого значения без должной подготовки. Мы же не хотим, чтобы он остался в истории как исключительно протокольное мероприятие, только большего по сравнению с другими масштаба. Думаю, нам необязательно пытаться за один раз решить все накопившиеся вопросы. Если на то будет согласная воля всех Церквей-участниц, можно ограничиться и теми темами, которые уже достаточно проработаны общеправославными комиссиями и совещаниями. Немаловажно совместно определить и протокольные аспекты Собора. В этой связи хотел бы напомнить о принятых на прошедшем недавно Архиерейском Соборе нашей Церкви постановлениях, в которых отмечается важность предварительного согласования между Поместными Церквами вопросов принятия регламента и повестки дня Всеправославного Собора, принципов его формирования, протокола богослужений и заседаний, а также проектов основных соборных документов. Архиереи нашей Церкви считают необходимым, " чтобы президиум Всеправославного Собора составляли Предстоятели всех Поместных Православных Церквей и чтобы на Соборе епископат Поместных Церквей был представлен максимально полно " . Собор архиереев Московского Патриархата также считает условием созыва Всеправославного Собора сохранение принципа консенсуса в принятии решений как во время предсоборной подготовки, так и на самом Соборе. Наш Архиерейский Собор также одобрил итоги уже упоминавшегося мною совещания Глав и представителей семи Поместных Церквей, состоявшегося в ноябре 2011 года в Москве, и поддержал выраженное на данном совещании убеждение в том, что " все решения... необходимо принимать исключительно на основе единогласного волеизъявления всех Поместных Церквей, а не большинством голосов " .

http://religare.ru/2_101180.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010