9. Участие в нынешних двусторонних богословских диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях, является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, долг которых – активно и постоянно участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это  решение  не  является   всеправославным,    диалог   продолжается.    Перед началом диалога или сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви. 10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной богословской комиссии определенного диалога на серьезных экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях, эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой, письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано необходимым. 11. Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

9. Участие в нынешних двусторонних богословских диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях, является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, долг которых – активно и постоянно участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это решение не является   всеправославным,   диалог   продолжается.   Перед началом диалога или сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви. 10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной богословской комиссии определенного диалога на серьезных экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях, эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой, письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано необходимым. 11. Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий.

http://pravoslavie.ru/90122.html

9. Участие в нынешних двусторонних богословских диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях, является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, которые призываются активно и постоянно участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это решение не является всеправославным, диалог продолжается. Перед началом диалога или сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви. Двусторонние и многосторонние богословские диалоги должны подлежать периодической переоценке на всеправославном уровне. 10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной богословской комиссии определенного диалога на серьезных экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях, эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой, письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано необходимым.

http://pravmir.ru/otnosheniya-pravoslavn...

– Почему необходим этот Собор, и почему сейчас? – Выработка соборных механизмов на всеправославном уровне является желательной для всех Поместных Церквей. Этим с самого начала было мотивировано совместное участие Поместных Церквей в подготовке Собора, которая началась в 1961 году в ходе Всеправославного Совещания на острове Родос. Сейчас эта многолетняя подготовительная работа подходит к концу, поэтому созыв Собора намечен на 2016 год, если не помешают непредвиденные обстоятельства. – Политика России на Украине вызвала серьезный протест на Западе. Какова позиция Православной Церкви? Политика Запада в этом вопросе ошибочна? – Русская Православная Церковь охватывает русских, украинцев, белорусов и представителей многих других национальностей. Духовное единство наших народов проходило проверку временем на протяжении столетий. Едва ли и нынешний политический кризис на Украине что-то в этом изменит. Позиция Русской Православной Церкви не может быть обусловлена той или иной политической линией: ведь чадами нашей Церкви являются приверженцы различных политических воззрений, граждане многих государств. Чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу: вера во Христа и любовь ко Христу объединяет, а не разъединяет людей. Мы никогда не делили нашу паству по национальному признаку. Трагедией для Украины стала кровь многих невинных людей, пролитая в Киеве в феврале этого года. И Божия, и человеческая справедливость требуют немедленного и всестороннего расследования случившейся катастрофы. Однако среди европейских политиков нет единства мнений по этому вопросу – как, впрочем, и по многим другим вопросам, касающимся дальнейшей судьбы Украины и украинского народа. В такой ситуации роль Церкви – не говорить громкие слова, а молиться и сострадать. – Некоторые утверждают, что Православная Церковь и Российское государство слишком тесно связаны друг с другом. Насколько это верно, и в какой мере эти отношения сказываются на жизни Церкви и ее целостности (и наоборот), особенно в таком вопросе, как суверенитет Украины?

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-uni...

– Почему необходим этот Собор, и почему сейчас? – Выработка соборных механизмов на всеправославном уровне является желательной для всех Поместных Церквей. Этим с самого начала было мотивировано совместное участие Поместных Церквей в подготовке Собора, которая началась в 1961 году в ходе Всеправославного Совещания на острове Родос. Сейчас эта многолетняя подготовительная работа подходит к концу, поэтому созыв Собора намечен на 2016 год, если не помешают непредвиденные обстоятельства. – Политика России на Украине вызвала серьезный протест на Западе. Какова позиция Православной Церкви? Политика Запада в этом вопросе ошибочна? – Русская Православная Церковь охватывает русских, украинцев, белорусов и представителей многих других национальностей. Духовное единство наших народов проходило проверку временем на протяжении столетий. Едва ли и нынешний политический кризис на Украине что-то в этом изменит. Позиция Русской Православной Церкви не может быть обусловлена той или иной политической линией: ведь чадами нашей Церкви являются приверженцы различных политических воззрений, граждане многих государств. Чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу: вера во Христа и любовь ко Христу объединяет, а не разъединяет людей. Мы никогда не делили нашу паству по национальному признаку. Трагедией для Украины стала кровь многих невинных людей, пролитая в Киеве в феврале этого года. И Божия, и человеческая справедливость требуют немедленного и всестороннего расследования случившейся катастрофы. Однако среди европейских политиков нет единства мнений по этому вопросу – как, впрочем, и по многим другим вопросам, касающимся дальнейшей судьбы Украины и украинского народа. В такой ситуации роль Церкви – не говорить громкие слова, а молиться и сострадать. – Некоторые утверждают, что Православная Церковь и Российское государство слишком тесно связаны друг с другом. Насколько это верно, и в какой мере эти отношения сказываются на жизни Церкви и ее целостности (и наоборот), особенно в таком вопросе, как суверенитет Украины?

http://religare.ru/2_104086.html

Во имя этого единства Святая гора Афон говорит всякий раз, когда Вера или евангельские заповеди подвергаются опасности. Она говорит и молчит с рассуждением. Стремясь к этому единству, Священный Кинот Святой горы Афон составил свое Письмо 6 Святейшему Патриарху Варфоломею от 12/25 мая 2016, прося внести необходимые изменения в предсоборные документы. Кинот говорил с благоразумием и смелостью о необходимости изменений предсоборных документов Святого и Великого Собора, дабы они выражали единый и соборный образ мыслей Церкви 7 . Предсоборные документы не отражали чёткого православного экклезиологического образа мыслей, особенно в вопросе межхристианских отношений. Это показала и предсоборная оценка документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» иерархами Поместных Церквей. Предсоборные документы приняли такой вид потому, что их составление осуществлялось руководящими лицами, которые организовывали и проводили одновременно как предсоборные совещания, так и проходившие параллельно им межхристианские диалоги. Известно формально всеправославное (начиная с 1961 г.) представительство на этих диалогах, но также известно то, что этот курс не был всеправославно одобрен. Также известны сочинения видных богословов, выражающие критическую позицию относительно конкретных положений и заключений этих диалогов, противодействие Поместных Церквей, Святой горы Афон, епископов, клириков и богословов, как и недовольство благочестивого народа неподобающими действиями в ходе межхристианских контактов. Тем, кто в курсе дела, также известно о недовольстве и прекращении участия в межхристианских диалогах выдающихся богословов, а также об изобличающих свидетельствах инославных религиозных деятелей, с официальным статусом и без такового, о том, как они воспринимают цели «экуменических» отношений. Наши чаяния от Собора Собор мог бы придать экклезиологически правильный вид межхристианским связям, положить конец проблемам, вызванным ошибками межхристианских диалогов. Ведь он был созван не как совещание православных делегаций, но как Собор Церкви. Было необходимо выразить единый образ мысли в Церкви, ответ Собора на важную богословскую проблему синкретического экуменизма.

http://pravoslavie.ru/105052.html

Помимо бедствий, от которых страдает все мирное население зоны конфликта, наши клирики претерпевали и злоключения иного рода. Они неоднократно подвергались противоправным задержаниям со стороны националистических группировок, побоям и допросам с применением насилия. Мне известно о поступавших угрозах, а в некоторых случаях – и о заочных смертных приговорах, по меньшей мере, десяти клирикам Украинской Православной Церкви. В тех регионах, где наиболее активны националистические группировки, происходили случаи вандализма, поджогов храмов, распространялись листовки и плакаты, разжигающие межконфессиональную и межнациональную рознь. Стремясь положить предел кровопролитию, Русская Православная Церковь неустанно призывала враждующие стороны к мирному диалогу. Однако чаемый мир не может быть устойчивым – я всегда это подчеркиваю – если не будут устранены основания для проявления несправедливости и дискриминации по языковому, национальному или религиозному принципам. Мы используем все возможности, чтобы донести до сведения мировой общественности реальную картину происходящего на Украине и привлечь внимание к бедственному положению ее народа. В августе 2014 года я направил письма Главам Поместных Православных Церквей по данному вопросу, в которых рассказал о случаях притеснения православного духовенства и верующих в зоне вооруженного конфликта и на остальной территории Украины. Означенные письма вызвали живой отклик у Предстоятелей Поместных Церквей, многие из них выразили нам свою поддержку и сочувствие. Мною были направлены и соответствующие письма в ряд международных организаций. Считаю необходимым посредством проповедей и публичных выступлений, а также в ходе работы с различными религиозными, политическими и общественными организациями доносить позицию Русской Православной Церкви в отношении событий на Украине до самого широкого круга людей. К сожалению, сложной политической обстановкой пытаются воспользоваться раскольнические организации – прежде всего, представители так называемого филаретовского раскола. Только за минувший год раскольники силовым путем незаконно захватили не менее 18 храмов в Ровенской, Винницкой, Тернопольской, Львовской и других областях. Следует отметить, что неудачных попыток захвата храмов было намного больше, что свидетельствует не только о настойчивости раскольников, но и о мужестве и твердости в вере православных верующих Украины.

http://religare.ru/2_105966.html

Разъясняя суть данной позиции, Патриарх Кирилл напомнил, что именно принципом консенсуса до сих пор успешно руководствовался предсоборный процесс, начатый Родосским совещанием 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата данный принцип был положен в основу принятия решений. Именно на этой основе были согласованы перечень вопросов повестки дня Всеправославного Собора, регламент работы Всеправославных предсоборных совещаний и проекты решений по восьми из десяти тем, вынесенных на Собор. «Принцип консенсуса зарекомендовал себя с лучшей стороны, и было бы контрпродуктивно и крайне опасно отказываться от него при подготовке Собора», − считает Предстоятель Русской Православной Церкви. Отметив, что консенсус положен и в основу работы епископских собраний в регионах диаспоры, Патриарх подчеркнул: «Это принцип, благодаря которому в нынешних исторических условиях сохраняется единство Церкви». «Выносить на Собор несогласованные вопросы означает превратить его в место разделений, поставить под угрозу церковное единство, затруднить рецепцию соборных постановлений в наших Поместных Церквах. Наша же задача – явить единство Церкви по вопросам, волнующим православный мир. Голос каждой Церкви, независимо от ее численности и времени возникновения, должен быть услышан. Всеправославный Собор должен стать местом, где Дух Святой являет Свое присутствие в церковном единомыслии, где невозможно тираническое подчинение меньшинства воле большинства», − продолжил Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Кирилл не согласился с мнением, будто принцип консенсуса замедляет процесс принятия решений и подготовки Собора: «Считаю, что причина промедления совсем не в этом − у нас, к сожалению, отсутствует эффективный механизм подготовки. Созданный много лет назад Секретариат по подготовке Собора, в котором предполагалось участие представителей Поместных Православных Церквей, не функционирует. Неоднократные предложения Русской Церкви направить своего представителя в Секретариат не получали должного отклика».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разъясняя суть данной позиции, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что именно принципом консенсуса до сих пор успешно руководствовался предсоборный процесс, начатый Родосским совещанием 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата данный принцип был положен в основу принятия решений. Именно на этой основе были согласованы перечень вопросов повестки дня Всеправославного Собора, регламент работы Всеправославных предсоборных совещаний и проекты решений по восьми из десяти тем, вынесенных на Собор. " Принцип консенсуса зарекомендовал себя с лучшей стороны, и было бы контрпродуктивно и крайне опасно отказываться от него при подготовке Собора " , – считает Предстоятель Русской Православной Церкви. Отметив, что консенсус положен и в основу работы епископских собраний в регионах диаспоры, Святейший Патриарх подчеркнул: " Это принцип, благодаря которому в нынешних исторических условиях сохраняется единство Церкви " . " Выносить на Собор несогласованные вопросы означает превратить его в место разделений, поставить под угрозу церковное единство, затруднить рецепцию соборных постановлений в наших Поместных Церквах. Наша же задача – явить единство Церкви по вопросам, волнующим православный мир. Голос каждой Церкви, независимо от ее численности и времени возникновения, должен быть услышан. Всеправославный Собор должен стать местом, где Дух Святой являет Свое присутствие в церковном единомыслии, где невозможно тираническое подчинение меньшинства воле большинства " , – продолжил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшество не согласился с мнением, будто принцип консенсуса замедляет процесс принятия решений и подготовки Собора: " Считаю, что причина промедления совсем не в этом – у нас, к сожалению, отсутствует эффективный механизм подготовки. Созданный много лет назад Секретариат по подготовке Собора, в котором предполагалось участие представителей Поместных Православных Церквей, не функционирует. Неоднократные предложения Русской Церкви направить своего представителя в Секретариат не получали должного отклика " .

http://religare.ru/2_103882.html

Управляющий Московской епархией напомнил, что тема единства Церкви была особо значима для Его Святейшества. Вопросу единства уделено значительное внимание и в докладе, который Святейший Патриарх готовил к епархиальному собранию 2008 года. Ныне мы воспринимаем его доклад как завещание, подчеркнул митрополит Ювеналий, и напомнил, что «единство в общецерковном масштабе проистекает из единства приходской жизни». Он также указал, что некоторые наставления духовенству критического характера, с которыми Патриарх намеревался обратиться в этом году, не будут озвучены ввиду того, что собрание проходит в дни траура. Однако, отметил владыка митрополит, в зачитанном им докладе сохранены основные положения, подготовленные еще при жизни Первосвятителя, в том числе и пастырские советы по совершенствованию литургической и общественной жизни на приходах. Владыка напомнил об основных событиях уходящего года — Архиерейском Соборе, в котором впервые приняли участие иерархи РПЦЗ; праздновании 1020-летия Крещения Руси, ставшего зримым подтверждением церковного единства; совещании Предстоятелей и представителей Поместных Церквей в Стамбуле. 2008 год, как и прежние годы, был насыщен визитами Святейшего Патриарха, отметил митрополит Ювеналий. Первосвятитель встречался с главами ряда государств, многими видными иерархами Поместных Православных Церквей, делегациями Римско-Католической Церкви, представителями протестантских деноминаций. В своем докладе владыка Ювеналий, вступивший после кончины Святейшего Патриарха Алексия в самостоятельное управление Московской епархией, привел основные цифры, характеризующие служение Предстоятеля и богослужебную жизнь Русской Православной Церкви в 2008 году. За прошедший год Святейшим Патриархом Алексием было совершено 97 богослужений, в том числе 16 — в соборах Московского Кремля, 39 — в кафедральных соборах Москвы, 22 — в обителях и 20 — в различных храмах. Были совершены три епископские хиротонии, совершено освящены 5 храмов. На сегодняшний день в Московском Патриархате насчитываются 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое.

http://patriarchia.ru/db/text/509495.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010