Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 9. Причастник за Божественной литургией Когда подготовка к причастию завершена, мы можем приступить к таинству Святого Причащения. Это таинство совершается за литургией, главной службой суточного богослужебного круга. Чтобы правильно воспринимать всё происходящее за литургией, нам прежде всего надо узнать о великом значении этого богослужения. В чем оно заключается? О значении литургии праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Польза литургии неизмерима не только для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповеданий, ибо Жертва Бескровная и молитвы приносятся Господу о всей вселенной: из-за совершения литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир, даря ему изобилие плодов земных, успехи гражданственные, успехи в науках, искусствах, в земледелии, в домашнем хозяйстве, милуя не только человеков, но и скотов, служащих человеку. О, литургия чудная, литургия всемирная, литургия Божественная и боготворящая! В совершении литургии я сподобляюсь бесчисленных милостей от Господа, и не я один, а все люди православные, весь мир — по милости и беспредельной силе Бескровной Жертвы, приносимой на святом престоле. Это рычаг всего мира, которым можно подвигнуть все народы, племена и языки к Богу, ибо Агнец объемлет весь мир» 25 . Священномученик митрополит Серафим (Чичагов ; † 1937) во время тяжелейших испытаний для России наставлял свою паству, что литургия и причастие Святых Тайн являются сильнейшими и вернейшими средствами против духовного зла и натиска неверия на любимую Родину. «Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному Причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь , что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном, на разных престолах) литургии. Будет она — будет и Церковь, и Россия» 26 . Слова священномученика Серафима оказались пророческими. Несмотря на жестокие гонения, Русская Церковь никогда не прекращала совершения литургии. И теперь мы можем воочию убедиться в ее Божественной силе. Гонители исчезли как дым, а Православная Церковь и русский народ по милости Божией продолжают существовать среди этого мятущегося мира.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Торжества начались с Божественной литургии, которая совершалась на площади перед Успенским храмом города Климова Брянской области По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Здесь, на этом месте, недалеко от границ братских Белоруссии и Украины, мы совершили Божественную литургию и вознесли горячую молитву о единстве трех братских славянских народов … « 29 июня. ПРАВМИР: В Брянской области стартовал международныый  фестиваль славянских народов «Славянское единство – 2014». 28 июня председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Брянск, чтобы принять участие в открытии международного  фестиваля славянских народов «Славянское единство – 2014». Об этом сообщает Официальный сайт Московского патриархата . Торжества начались с Божественной литургии, которая совершалась на площади перед Успенским храмом города Климова Брянской области. Литургию совершил митрополит Волоколамский Иларион в сослужении митрополитов Курского и Рыльского Германа, Белгородского и Старооскольского Иоанна, Брянского и Севского Александра, епископов Гомельского и Жлобинского Стефана, Туровского и Мозырского Леонида, Волгодонского и Сальского Корнилия, Россошанского и Острогожского Андрея, Губкинского и Грайворонского Софрония, Клинцовского и Трубчевского Сергия, Конотопского и Глуховского Романа, архимандрита Симона (Морозова), избранного и нареченного во епископа Шахтинского и Миллеровского, а также клириков Клинцовской и других епархий приграничья России, Украины, Беларуси. На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, генеральный секретарь Союзного государства России и Белоруссии С.А. Рапота, губернатор Брянской области Н.В. Денин, федеральный инспектор по Брянской области М.М. Соломатин, председатель Брянской областной думы В.И. Гайдуков, представители районных администраций, миряне с приграничных территорий Брянской и Гомельской областей.

http://pravmir.ru/v-bryanskoy-oblasti-ot...

Божественная литургия — самое важное богослужение Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 4 декабря, 2005 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 Содержание статьи Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”. Божественная литургия Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Десногорске 5 июня 2010 г. 14:21 5 июня 2010 года в ходе Первосвятительского визита в Смоленскую и Вяземскую епархию  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил город Десногорск, где совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Досточтимый владыка Феофилакт! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня искренняя радость быть сегодня вместе с вами. Действительно, 25 лет отданы Смоленскому краю, Смоленской земле. Никто не может сказать, что это был эпизод, какой бывает иногда для того, чтобы приукрасить биографию: человека посылают «на передовую», поработать в селе год-два, а потом, украсив биографию, он идет дальше в гору… 25 лет жизни, которые я провел в Смоленске, действительно украсили — не биографию, а саму мою жизнь. Это большая часть моей сознательной архиерейской жизни, и она связана с этим небогатым, но благодатным и героическим краем с удивительной историей — историей, которая впитала в себя, может быть, все, что только может впитать человеческое горе. Поэтому благодарю Бога за эти 25 лет жизни, которые меня многому научили, многое помогли понять, а самое главное — помогли понять, что архипастырь должен быть вместе со своим народом, близок своему народу, слышать его голос, знать его чувства и в своей пастырской деятельности отталкиваться именно от духовных нужд своего народа. Не знаю, насколько мне это удавалось во время пребывания в Смоленске. Но я благодарю всех вас и в вашем лице — всю Смоленскую область за те 25 лет жизни, и, конечно, радуюсь тому, что за то время выросло целое поколение людей, поколение духовенства, поколение мирян. Когда в далеком 1990 году, еще в советское время, мы открыли с огромным трудом приход в городе Десногорске, то самыми смелыми, кто не побоялся прийти в храм, были наши бабушки. У некоторых и создавалось такое впечатление, что храм открыт для людей пожилых, для пенсионеров. Я уже тогда точно знал, что это не так, потому что достаточно дать нашему народу возможность свободно определиться — и храмы наши наполнятся властями и воинством, интеллигенцией и учеными, простыми тружениками и теми же самыми неумирающими бабушками, которые воспитывают своих детей и внуков.

http://patriarchia.ru/db/text/1175389.ht...

Заключение Храм и богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается всё домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия… правда и святость Его, вечная сила Его. Тут чудная во всем гармония, изумительная логическая связь в целом и частях: это истинная божественная премудрость, доступная простым, любящим сердцам» 1357 . Эти слова святого праведного Иоанна Кронштадтского выражают суть православного богослужения как школы молитвы, богословия и богомыслия. Все элементы богослужения, включая убранство храма, возгласы священника и пение хора, подчинены единой цели – настроить верующего на молитвенный лад, способствовать тому, чтобы его ум и сердце соединились с Господом. Если православное богослужение в целом можно назвать школой богословия и богомыслия, то Божественная Литургия является таковой по преимуществу. Она научает тайнам Царства Небесного, потому что сама является иконой этого Царства, наиболее полным отображением небесной реальности в земных условиях, явлением трансцендентного через имманентное. В Царствии Божием отпадут символы, останутся только реальности. Там мы не будем причащаться Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, но будем «истее» причащаться Самого Христа – Источника жизни и бессмертия. Но, хотя изменится вид, образ, форма нашего приобщения к Богу, не изменится его сущность: это всегда будет личная встреча человека с Богом, причем человека не изолированного от других, но находящегося в общении с другими. В этом смысле справедливо говорится о том, что Литургия, совершаемая на земле, – лишь часть той непрестанной Литургии, которая совершается человеками и ангелами в Царстве Небесном. Служение Литургии – творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст Литургии всегда один и тот же, но каждая Литургия дает возможность пережить его по-новому, а следовательно, и заново пережить встречу с живым Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Известно, что священник служит литургию, исповедует, произносит проповедь. В чем священный смысл каждого из этих служений? Известно, что священник служит литургию, исповедует, произносит проповедь. В чем священный смысл каждого из этих служений? Священник — посредник между Богом и людьми Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia — хиротония) .   Сам принцип устроения новозаветной Церкви — иерархический: как Христос — глава Церкви, так и священник — глава христианской общины. Священник для паствы — это образ Христа. Христос — пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец — значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.   Священник — символ Христа Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия : «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

http://pravmir.ru/zachem-nuzhny-svyashhe...

Литургическое содержание годового круга богослужений определяет богослужебный устав всей Восточной, и в том числе Русской Церкви. «В то время как собственное содержание самой Божественной литургии, в отличие от литургии нашей Церкви, почти неизменно,— пишет в своем кратком, но содержательном очерке годового круга богослужений Восточной Церкви П. Килиан Кирххоф,— все богатство восточной духовности, пронизывающей ритмы богослужений, изливается почти исключительно в богослужениях, примыкающих к Божественной литургии. Вся полнота церковных богослужений заключена в четырех взаимно дополняющих и пронизывающих друг друга богослужебных кругах, двух годовых, одном недельном и одном дневном» . Столь содержательный и многообразный характер богослужений православной Церкви накладывал особый отпечаток на жизнь монастыря, где должны были и в действительности могли совершаться все уставные богослужения. Благодаря этому не получалось монотонности, которая может особенно удручать послушника и неопытного инока,— и в то же время обилие Божественных песнопений, пронизанных догматическим учением Церкви и составляющих содержание православного богослужения , открывало всякому монаху и всякому богомольцу, постоянно приходившему на службу в монастырь, возможность для духовного просвещения . Два годовых круга — круг подвижных праздников, связанных с Пасхой, и круг неподвижных праздников, посвященных Спасителю, Божией Матери и памяти святых, составляют основу; дополняются они недельным и дневным кругами, пронизанными литургическим содержанием годовых кругов, ибо каждый день недели посвящен определенному событию из Священной истории или памяти святых, а в течение дня читаются строго определенные часы . Праздники годового круга — это дни, которые бывают только раз в году, а богослужения дневного и недельного круга — это постоянно повторяющиеся песнопения, имеющие огромное значение для монастырского обихода , для всего строя монастырской жизни в течение суток, которые они, начиная с 6 часов вечера, разделяют на 7 частей . Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по-русски — устав) православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий .

http://sedmitza.ru/lib/text/436579/

Подготовка к совершению Литургии Воплощённый, Распятый и Воскресший Христос постоянно влечёт к Себе всех, кто ищет вечной правды и единения с Ним. И начало этому единению полагается ещё в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновляется и, наконец, в Таинстве св. Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни – Богом. В суточном круге богослужений важнейшей частью, центральным его пунктом является Божественная литургия, на которой совершается величайшее Таинство: по молитве священника, Духом Святым, хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы. О величии этого Таинства св. Иоанн Златоуст говорит: «Тогда и ангелы предстоят священнику, и весь чин небесных Сил с восклицанием стекается, и всё место окрест алтаря наполняется ангельскими лицами, в честь Лежащего» 1 . Таинство это, по словам того же святителя, землю небом соделывает. Также св. Амвросий Медиоланский пишет: «...Если бы отверсты были (очам нашим) небеса: то бы (и) там ничего не можно найти святее того, что обретается в наших алтарях» 2 . Исходя из важности и святости Таинства Евхаристии, каждый священнослужитель, прежде чем приступить к совершению его, должен тщательно подготовить свою душу и, прежде всего, очистить её от смертных грехов 3 посредством сердечного сокрушения и устной исповеди пред отцом духовным. Это является единственным средством к умилостивлению Бога и к водворению в душе мира и спокойствия. Считается великим грехом и препятствием к священнодействию служит и то, если пастырь или диакон кого-либо осудил, оскорбил, обидел или имеет к кому-либо нерасположение. В таком случае нельзя приступать к служению Литургии, как об этом говорит Сам Христос Спаситель: «Если... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди... примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). Но если человек, оскорблённый священником, окажется где-то далеко и нет возможности испросить у него прощения перед совершением Литургии, то следует, по крайней мере, восскорбеть об этом в своём сердце и дать обещание перед Богом при первой встрече с этим человеком примириться 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

поиск:   разделы   рассылка Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти Первосвятителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского кремля 18 октября 2017 года, в день памяти Первосвятителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В день памяти святителей московских мы совершили по обыкновению Божественную литургию в сердце Святой Руси – в Успенском соборе Московского кремля. Именно этот храм был для большинства святителей престольным, кафедральным храмом, и потому с особым чувством мы сегодня возносили святителям свои молитвы. Радуюсь тому, что сегодня мне сослужили 37 недавно рукоположенных архиереев, которые призваны быть святителями земли нашей в XXI веке. Наше поколение уйдет, а эти молодые архиереи продолжат то, что мы сегодня совершаем. Потому на них возложена огромная ответственность за то, чтобы право править слово Господней истины (2 Тим. 2:15), хранить веру православную, единство Церкви нашей, не подвергаясь никаким соблазнам, искушениям и подстрекательствам к расколам и разделениям. От того, насколько духовно будет силен наш народ, питаемый благодатью Божией через Церковь нашу, зависит будущее страны нашей, всей Руси,а может быть и будущее рода человеческого. Потому что Отечество наше, как и историческая Русь, это огромное пространство, не только географическое, но и духовное, и мы несем особую ответственность и за народ наш, и за народы Святой Руси, и за будущее рода человеческого. Для того чтобы понять, как нужно совершать свое служение, достаточно вспомнить труды святителей Московских. Святитель Петр, несомненно, по вдохновению свыше перенес кафедру всея Руси вначале из Киева во Владимир, а потом из Владимира в Москву. Он оставался первосвятителем всей Руси и всегда стоял на страже единства нашей Церкви на просторах Руси.

http://religare.ru/2_113897.html

Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВАХ КЛАДБИЩЕНСКИХ Церковный Устав неоднократно упоминает о «гробнице», об «усыпальнице», куда в некоторых случаях переносится то или иное последование, которое в данный день по известным причинам не может быть совершено на «соборе», в храме. У нас почти нет таких гробниц, какие были в древности, на востоке, и какие имеет в виду Типикон. Те усыпальницы были местом погребения, но не были храмом, в них не было святого престола, в них не совершалась божественная литургия. Поэтому в отношении строя богослужения, иногда совершавшегося в них, они приближались к келии, к дому, куда ведь тоже переносятся иногда из храма некоторые службы. У нас на кладбищах святые храмы, освященные по особому чину, имеющие святые престолы, на которых совершается Божественная литургия, самым своим названием показывающая, что она есть служба по преимуществу общественная. А там, где храм, где Литургия, – там должны быть и все остальные общественные службы, как находящиеся в неразрывной связи с ней и в качестве ее необходимого предварения, причем они должны совершаться точно по руководству Церковного Устава. Поэтому не все то, что возможно в усыпальнице, допустимо в храме, хотя бы и кладбищенском 751 . Так, например 2-го февраля, если случится в субботу мясопустную, в усыпальнице, на могилах может быть совершена заупокойная служба, разумеется, без всяких праздничных добавлений. В храме, даже кладбищенском, должна быть служба праздника Сретения точно по Уставу, обязательному для всех православных храмов, значит, без внесения в нее каких-либо и самых малейших заупокойных добавлений. Но так как наши кладбищенские храмы имеют все же особое, специальное назначение, то и строй службы в них может иметь некоторые особенности. Только эти особенности не должны быть в противоречии с основными положениями Церковного Устава. Ради специального характера кладбищенских храмов может быть допущено лишь некоторое применение Церковного Устава, но не игнорирование, не искажение его:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010