архиеп. Евдоким (Мещерский) Ноябрь 11. – О «вере. Вера есть уверенность в чем-нибудь невидимом, непостижимом. Как ни ясно это понятие веры, но простой – неученый все не поймет, что это такое вера – уверенность. Ему нужно указать на что-нибудь такое видимое, в чем бы он веру видел. Скажи и докажи – это такое требование, без удовлетворения которому никого ни в чем не уверишь. Скажи и докажи или покажи, укажи. 12. Иоанна Милостиваго. Он учил: Братия и чада моя не скоры бывайте ко осуждению: многажды бо грех согрешающаго видим, покаяния же его, отай творимаго не вемы. Божественная литургия, за умершия совершаемая, зело душам помогает. Бысть в Персиде пленник и проч. Жена, в тяжек грех впадши и сего не могущи исповедати Отцу Духовному студа ради, како молитвами Его получи прощение. 13. Иоанна Златоуста . Таковыя болезни приходят человеком грехов ради их, говорил Зл. больному, и маловерия ко Христу. Аще убо всею душею веруеши, яко мощен есть Христос исцелити тя, и отступиши от первых злых дел твоих, то узриши славу Божию. Вечер 9 час. С чего начать? – От кого мне узнать, чему я должен веровать, как я должен жить, что я должен делать, на что должен надеяться? Как нам должно и надобно жить в этой жизни? 14. А. Филиппа. – Нафанаил под смоковницею молился Богу. Иисус Христос , как Бог, видел это. Опять литургия, литургия, Божественная литургия. Как получить от Бога благословение? – Благослови Его, и Он благословит тебя. 15. Благословение Божие – помощь, вразумление, подкрепление от Бога. Если, начиная дело с благословения Божия, и не сделаешь и не кончишь своего дела, или не хорошо кончишь, то уже и это хорошее дело сделаешь, что Бога восхвалишь, благословишь. Хорошее дело славить Бога. За это Он рано ли поздно ли прославит тебя; в стыде не останешься, не в этом, так в другом деле тебе поможет, подкрепит, ободрит, вразумит. 16. Один грешник долго мучился, скорбел о том, что он грешен, – мучился, скорбел и никак не мог успокоить себя. Что ты мрачен, печален? спросил его некто, пришедший к нему. – Так что-то не весело, отвечал он сначала, а потом прибавил: грехов ради моих скорблю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» ; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» ; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 ; Лук 22, 19 ; 1Кор.11:24 ). Апостолы совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В первое время порядок и образ совершения Литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины Литургии, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время Св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а Св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия Св. апостола Иакова, первого епископа иерусалимского. Св. Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии). «Великим» называют его за великие подвиги его на пользу Церкви. Он оставил после себя много церковных писаний, много молитв и церковных правил. Скончался в 379 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Глава третья. Великий вход В современной литургии великий вход представляет сложное чинопоследование. В центре его лежит перенесение с жертвенника на престол приготовленных Евхаристических Даров – хлеба и вина. Но само перенесение даров сопровождается пением Херувимской песни, во время которого иерей читает тайно молитву «Никтоже достоин», диакон совершает каждение престола, всего алтаря, иконостаса, священника, певцов и всего народа. На архиерейской литургии этому предшествует омовение рук епископом. Затем священнослужители выходят из алтаря северной дверью на солею и, обратясь к народу ири молчании певцов, поминают священноначалие и всех православных христиан. Под пение они входят Святыми Вратами в алтарь. Иерей поставляет дискос и чашу на престол, кадит перед ними, затем испрашивает у сослужащих ему молитв о нем ввиду предстоящего совершения таинства освящения принесенных даров и читает «молитву предложения». Диакон в то же время произносит ектению «Исполним молитву нашу Господеви… О предложенных честных дарех Господу помолимся». Если в совершении литургии участвуют несколько иереев и диаконов, в таком случае весь комплекс молитв и обрядов завершается братским поцелуем иереев и также диаконов. Все эти компоненты великого входа образовались постепенно, по мере углубления богословского понимания смысла и значения святой Евхаристии, и обряд являлся прежде всего выражением содержания текста. Заметим, что в самих богослужебных книгах – архиерейском чиновнике и иерейском служебнике – литургия именуется Божественной («Божественная литургия» или «Божественная служба»), тогда как прочие церковные чинопоследования этого предиката не имеют. Основой чинопоследования великого входа было принесение к предстоятелю евхаристических хлеба и вина, растворенного с водой, о чем впервые мы узнаем из Первой апологии св. мученика Иустина Философа († около 165). Мученик описывает две литургии: довершаемую в связи с крещением неофита и воскресную. На первой после крещения неофита его приводили в общее собрание для совместной молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других всюду находящихся. По окончании молитв происходил обряд братского поцелуя. Затем к предстоятелю приносили хлеб и чашу воды и вина и он произносил над ними «именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и благодарение за то, что Он удостоил нас этого». Когда предстоятель кончал молитву, народ отвечал ему: «Аминь». После этого диаконы давали каждому из присутствующих причаститься хлеба, над которым была совершена молитва, и от чаши вина и воды. Диаконы же относили эти Святые Дары отсутствовавшим на Евхаристии для причащения на дому 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ В христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу. Понимание «Н. л.» не сводится к одному эпизоду Божественной литургии, но с т. зр. иконографии понимается как изображение процессии Великого входа (см. ст. Вход ), где в качестве диаконов представлены ангелы. В НЗ видение небесного богослужения у Престола славы было открыто евангелисту Иоанну (Откр 4. 6-8). Основными литературными источниками композиции являются составленные в V-VIII вв. песнопения, к-рые исполняются во время Великого входа - шествия с евхаристическими Дарами из жертвенника к престолу алтаря, когда священники уподобляются херувимам ( Херувимская песнь ) (о влиянии чина литургии на иконографию см.: Покровский. 2001. С. 373-375; Stefanescu. 1936. P. 71-77, 189-191; Lucchesi Palli E. Liturgie, Himmlische//LCI. Bd. 3. Sp. 103-104; Taft. 1975; Успенский. 1982; Walter. 1982. P. 200-221). «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. Изображение Божественной литургии тесно связано с др. литургическими темами: Евхаристией, Поклонением Жертве, Приготовлением Жертвы (Мелизмос Амнос), Службой св. отцов. Так, в композиции «Евхаристия» («Причащение апостолов») начиная с XI в. рядом с Христом, предстающим в качестве священника, изображены сослужащие Ему ангелы в диаконских одеждах (фреска ц. Св. Софии в Охриде, 40-е гг. XI в.; мозаика собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.). Впервые совершающие Великий вход ангелы в виде диаконов, с кадилами в руках и Св. Дарами, несомыми на головах, появляются на миниатюре с изображением Евхаристии в Иерусалимском свитке литургии свт. Иоанна Златоуста (Hieros. S. Crucis. 109, кон. XI - нач. XII в.); эта заставка предваряет текст молитв, читаемых священником на проскомидии ( Grabar.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

Монахиня Игнатия (Петровская). Божественная Литургия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 † Раздумчиво раскинулись вершины деревьев на кладбище в день воскресный. Они голы и потому берут душу особенно ощутимо. Откуда в них сегодня такая власть, такая устремленность вверх, такая способность остановить человека и вместе с тем — та­кое упование грядущей весны, такая тихая, струящаяся к небу радость? Вопрос может быть задан, но ответ не обязателен, — тогда особенно, когда сердце человека на фоне крайнего упадка всех сил телесных тоже изумлено радостью, тишиной. Пусть вопрос останется без ответа, коль скоро ты и так — непонятно, вдруг — взят на длани любви Божией. Слышишь, как под февральским солнцем засуетилось все живое, какой щебет затеяли воробьи, а трели синиц стали звонкими, чистыми, прозрачными? Ответ пришел позднее. Тогда, на кладбище это было воскресенье. Воскресенье блудного сына — подготовительной недели к Великому посту, день чудесной, овеянной тихим звоном Литургии, когда в храме уже одеты лиловые облачения. И сердце вопрошало тогда о божественной Евхаристии, о ее участии в жизни людей, в жизни всего мира. Вершины деревьев и ответили образом премирным; молчанием своим, своей радостью, обращением своей властью даже, обретенной ими — вместе с нами — в силе совершенного тайнодействия Литургии. Понять это мне помогли позднее дома цветы — тюльпаны. За ночь они сомкнули свои лепестки, как плотные створки, сжались в кучку, и каждый из них и все вместе. А к утру, только чуть-чуть забрезжил утренний свет — створки их фиалов начали открываться; в каждом из венчиков ощутилось также движение, и один стал передвигаться относительно другого, чтоб достать побольше света. Так природа растительного мира воспринимает малейший проблеск дня, так стремится она и к свету незримому, к Божественному космосу, и раскрывается навстречу ему, ищет, таинственно его ощущает. В самом деле, посмотрите на те же кроны деревьев в дни, когда Церковь не полагает святой Литургии. Они протянули вверх свои ветви, как руки, и умоляют о милости, умоляют о благодати, так как им, чутким созданиям Божиим, живущим одной жизнью со всем живым миром, также необходима благодать Литургии.

http://pravmir.ru/monahinya-ignatiya-pet...

Митрополит Иларион: Литургия – Дар Божий, который мы получили не по нашим заслугам 13 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) По своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии Вечером 12 марта 2014 года, в среду второй седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Иерарху сослужили клирики храма. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Великий пост – особое время в жизни каждого из нас и в жизни Церкви: меняется весь строй церковного богослужения; меняется цвет облачений – священнослужители облачаются в темные ризы; меняются напевы, которые звучат в храме, – вместо торжественных и праздничных песнопений мы слышим песнопения скорбные и покаянные. Все это делается для того, чтобы каждый из нас осознал, что судьба всего человечества – это наша судьба, в которой, как в капле воды, отражается и судьба Адама и Евы, и всех их потомков от самого начала до настоящего времени. Церковь напоминает нам об этом всем строем великопостных богослужений: начиная Великий пост с воспоминания Адамова изгнания из рая, она в течение всего поста ведет нас путем покаяния, который должен привести к Страстной седмице и Святой Пасхе. В эти великопостные дни Церковь добровольно отказывается от самого главного, чем обладает, – от Божественной и Святой Евхаристии, которую установил Сам Господь Иисус Христос для того, чтобы мы могли духовно и телесно через приобщение Святых Христовых Таин соединяться с Ним во все дни года, кроме некоторых дней Великого поста. Почему по будням Великого поста не совершается полная Литургия? Для нас является понятным и не вызывает сомнений, почему Церковь в дни Великого поста благословляет воздерживаться от тех или иных родов пищи: мяса, молока, алкоголя. Но для чего мы должны также воздерживаться и от Божественной литургии? Наверное, это происходит потому, что Церковь желает напомнить нам, что Литургия – Дар Божий, который мы получили не по своим заслугам и не по нашему достоинству, что по своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии, не заслуживаем причащения Святых Христовых Таин и потому наш жизненный путь должен был бы стать постоянным постом и ежедневным путем покаяния.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова и возглавил хиротонию архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского 31 августа 2014 г. 16:06 31 августа 2014 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Всецарица», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. На соборной площади Святейшего Владыку встречали митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , губернатор Тамбовской области О.И. Бетин, председатель Тамбовской областной Думы А.В. Никитин. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение памятника святителю Питириму Тамбовскому, установленного на соборной площади к 100-летию канонизации святого. Памятник создан скульптором А.И. Рукавишниковым. В верхнем Преображенском храме Святейший Патриарх совершил Литургию и возглавил хиротонию архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского ( Удмуртская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Ижевский и Удмуртский Николай ; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ; митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин ; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий ; епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген ; епископ Сарапульский и Можгинский Викторин ; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; старейший клирик Тамбовской митрополии протоиерей Борис Жабин; иеромонах Мисаил (Сарафанов) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Тамбовской митрополии. В храме присутствовали губернатор Тамбовской области О.И. Бетин, председатель Тамбовской областной Думы А.В. Никитин, глава г. Тамбова А.В. Кондратьев, глава администрации г. Тамбова А.Ф. Бобров.

http://patriarchia.ru/db/text/3720095.ht...

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата 7 апреля 2024 г. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля Фото Видео 31 марта 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Владимирского храма в Тушине и возглавил хиротонию архимандрита Филарета (Тихонова) во епископа Колпашевского и Стрежевского Фото Видео 27 марта 2024 г. Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора Фото Видео Последние новости 7 апреля 2024 г. 18:31 Духовенство Русской духовной миссии совершило панихиду в 130-ю годовщину кончины архимандрита Антонина (Капустина) 6 апреля, в 130-ю годовщину преставления видного деятеля Русской Православной Церкви XIX века архимандрита Антонина (Капустина) духовенство Русской духовной миссии совершило панихиду на его могиле в Спасо-Вознесенском Елеонском женском монастыре в Иерусалиме. 7 апреля 2024 г. 17:38 Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы, где находится рака с честным мощами святителя Тихона. Фото Видео 7 апреля 2024 г. 15:04 В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото Видео 7 апреля 2024 г. 13:54 55 лет назад состоялась диаконская хиротония Святейшего Патриарха Кирилла 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был рукоположен в диаконы.

http://patriarchia.ru/index.html

В 17-ю годовщину Интронизации Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 10 июня 2007 г. 19:41 10 июня, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, которая в этом году совпала с Днем Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей ; Калужский и Боровский Климент , Управляющий делами Московской Патриархии; Челябинский и Златоустовский Иов ; Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Украинская Православная Церковь); Оренбургский и Бузулукский Валентин ; Чебоксарский и Чувашский Варнава ; Екатеринодарский и Кубанский Исидор ; Астанайский и Алма-Атинский Мефодий ; Воронежский и Борисоглебский Сергий , а также собор иерархов Русской Православной Церкви и представители Поместных Православных Церквей. Святейший Патриарх Алексий также совершил молебен у ковчега с честной главой апостола и евангелиста Луки. Эта святыня, хранящаяся в русском Свято-Пантелеимонове монастыре на Афоне, была доставлена в Храм Христа Спасителя накануне вечером . После молебна митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир огласил Поздравительный адрес от членов Священного Синода Русской Православной Церкви по случаю 17-й годовщины Интронизации Святейшего Патриарха Алексия. На молитвенную память митрополит Владимир и члены Священного Синода преподнесли Его Святейшеству Казанскую икону Божией Матери. Поздравительный адрес Святейшему Патриарху Алексию от членов Священного Синода Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец наш! Милостью Божией сегодня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, перед мощами святого Апостола и Евангелиста Луки мы сподобились сослужить Вашему Святейшеству в этом величественном Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя. Любовью и благодарностью преисполняются наши сердца, ибо ныне вся Полнота Русской Православной Церкви «едиными усты и единым сердцем» возносит молитвы ко Господу Вседержителю о Вас — Великом Господине и Отце нашем, семнадцать лет назад Промыслом Божиим и избранием Поместного Собора возведенным на престол Первосвятителей Московских и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/255687.htm...

протоиерей Алексий Жиганов Тропарь 3-го часа в анафоре: краткий историко-богословский анализ 1. Введение Анафора (с греч. – возношение), центральный раздел полного евхаристического богослужения (Божественной Литургии), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Анафора именуется также евхаристическим каноном, или евхаристической молитвой. В течение исторического процесса с евхаристической молитвой произошло немало изменений. Единая по существу и замыслу, идущая от Единого Основателя, Вечного Архиерея Иисуса Христа и из той же «святой Сионской Горницы Тайной Вечери», анафора знает в своем прошлом немало дополнений и сокращений; она подвергалась всевозможным влияниям и изменениям. Первые христиане в разных областях Римской империи и вне ее знали до 200 разных анафор. Еще в древней Церкви сформировались три основных типа структурной организации текста анафор: Александрийско-римский (анафоры этого типа сохранились в Коптской и Эфиопской Церквах, а также в Римском каноне), Западно-сирийский (это анафоры литургии апостола Иакова, сохраняющейся в Сиро-Яковитской Церкви и мазарабской литургии в Испании) и Восточно-сирийский (это анафоры литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого , бытующих в обиходе Поместных Православных Церквей, и анафора литургии Афанасия Великого , используемой в Армянской Церкви). 1 В молитве анафоры для удобства литургической науки принято условно выделять, различать несколько ее частей. Существенными элементами текста почти каждой анафоры (последовательность которых может быть различна) являются: префацио (с лат. – введение, предначинание, предисловие) – благодарение Богу за искупление во Христе, завершающееся славословием «Свят, Свят, Свят…» – которое называется санктус (с лат. – свят); повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее тайноустановительные слова, т. е. слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере над хлебом и над чашей – институцио (с лат. – установление); анамнесис (с греч. – воспоминание) – свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его Второго пришествия; эпиклесис (с греч. – призывание) – призывание благодати Божией (в большинстве анафор моление о ниспослании Святого Духа) на дары; интерцессио (с лат. – ходатайство) – ходатайственные молитвы поминовения живых (в частности, священноначалия) и усопших, наряду с прославлением Богородицы и святых, напоминающее о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической Жертве. И краткое завершение евхаристической молитвы – доксологио (с греч. – славословие). 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010