Вопрос о литургической деятельности святых Василия Великого и Иоанна Златоуста в части составления ими евхаристических молитв до конца XIX столетия решался просто, а именно что Иоанн Златоуст сократил молитвы Василия Великого , а последний сократил молитвы Климентовой литургии из VIII книги «Постановлений апостольских» 159 . Основанием к этому служило «Слово о предании Божественной литургии», которое приписывалось Проклу, патриарху Константинопольскому (434–447) 160 . Согласно «Слову», первыми, кто оставил «письменное изложение таинственной литургии», были «блаженный Климент, ученик и преемник верховного из апостолов, (как) предали ему святые апостолы, и Божественный Иаков, получивший по жребию Церковь Иерусалимскую, и первый ее епископ» 161 . О причинах, побудивших Василия Великого сократить литургию, в «Слове» говорится: «А после того Великий Василий, замечая леность и небрежность людей, тяготившихся поэтому продолжительностью, сам не считая ее содержащей чтонибудь излишнее и длинной, но, желая пресечь небрежность молящихся и слушающих от большой продолжительности употребляющегося на нее времени, предал произносить ее более кратким образом» 162 . Автор «Слова» ставит литургическую деятельность Василия Великого и Иоанна Златоуста в непосредственную связь. «Впоследствии люди, утратившие крепость и теплоту веры и предавшиеся делам и заботам мирским, тяготясь, как я выше сказал, продолжительностью литургии, едва приходили к Божественному слушанию слов Господних. Посему божественный Василий и преподает ее сокращение, употребляя как бы врачебное средство. А спустя немного времени златословесный отец наш Иоанн, как пастырь, ревностно заботящийся о спасении овец и обращающий внимание на леность человеческой природы, захотел исторгнуть с корнем всякий сатанинский предлог, почему и исключил многое и учредил, чтобы она совершалась сокращеннее, дабы люди, особенно любящие некоторую свободу и праздность, быв прельщаемы кознями врага, мало-помалу не отстали от этого апостольского и Божественного предания» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Глава восемнадцатая О Божественной литургии и Божественном Причащении 1 Что за величие – Божественная литургия! Когда Бог призирает на Своего смиренного служителя, как он чувствует великолепие литургии! Какую пользу получают поминаемые! 686 Сколь Бог почитает человека, что на каждой литургии снисходит вместе с ангельскими чинами и питает его Своими Всесвятыми Телом и Кровью! «Вся бо воздал еси нам» 687 . Какая существует вещь телесная или духовная, тленная или нетленная, которой бы Он лишил нас? Никакой. Если ежедневно Он дает нам Свое Святое Тело и Кровь, то что может быть выше этого? Конечно же, ничто. Каким Таинствам Бог сподобил служить перстного человека! О бесценная небесная любовь! Одна капля Божественной любви превосходит всякую любовь земную, телесную, мирскую. 2 В Малом Скиту Святой Анны жил один иеромонах Савва, тот самый, что был известен под именем «папа 688 Савва " 689 . Он был духовником отца Иоакима Специериса 690 . Он был духовником и русской императрицы Екатерины 691 . Он литургисал каждый день и был богоносцем, прозорливым, учителем умной молитвы. Однажды кто-то спросил его, что подвигает его к поминовению на проскомидии столь многих имен. Он ответил: «Когда я был помоложе, пригласили мы епископа на освящение храма, что над монастырем Святого Дионисия 692 (там папа Савва раньше безмолвствовал со своим старцем отцом Иларионом 693 , который тоже был известным духовником). После освящения епископ говорит моему старцу: “Можно дать отцу Савве несколько имен, чтобы он поминал их каждый день: ведь он служит каждый день?”. Старец отвечает ему: “Дай столько имен, сколько хочешь”. И он дал мне шестьдесят девять имен. Когда я совершил тридцать девять литургий и должен был служить сороковую, со мной произошел такой случай. Я облокотился на аналой и ждал, когда придет старец и я прочту входные молитвы литургии. Незаметно я заснул и вижу себя во сне облаченным в святое облачение и стоящим перед святым престолом. На святом престоле был святой литургийный дискос и потир, полный Крови Христовой. Затем я вижу, как приходит отец Стефан, берет проскомидийную записку и лжицу, подходит к святому престолу и кладет на него записку рядом с дискосом. Потом он погружает лжицу в Святую Кровь Христову и стирает одно имя. Потом он погружает ее снова и стирает другое имя и так далее, пока не проделал это со всеми именами, и записка стала чистой.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Раздел третий. Литургии месопотамские Литургия Святых Апостолов Фаддея и Мария Предисловие Литургии месопотамского типа находятся у живущих в азиатской Турции и Персии неправославных обществ, известных под именем несториан, или халдеев. Неправославие их, состоящее в неправильном учении о соединении в Иисусе Христе двух природ, Божеской и человеческой, началось в V в., но, несмотря на отступление этих христиан от Вселенской Церкви в столь раннее время, некоторые из существующих у них литургий не имеют ни малейшего следа ереси, потому что относятся к глубочайшей древности, предшествующей введению у них несторианства, и доныне с уважением сохраняются, служа памятником прежнего Православия здешних жителей. Другие хотя и не отличаются совершенной чистотой учения, так как произошли уже в недрах несторианства, но вместе с тем носят на себе в некоторых частях своих следы подражания современным православным литургиям и, следовательно, могут служить памятником, объясняющим происхождение этих последних и важность их на всём христианском Востоке. К первым из них принадлежит так называемая литургия святых Апостолов, которая совершается у несториан повседневно в течение большей части года, с Великой Субботы св. Четыредесятницы до конца церковного года, начинающегося с препразднества Рождества Христова 1025 . Ко вторым – литургия Нестория, совершаемая в известные дни не более пяти раз в году, именно в день Богояв­ления, в пяток первой недели по Богоявлении в честь св. Иоанна Крестителя, в пяток пятой недели по Богоявлении в день Православия или, что то же, в праздник трех греческих учителей – Диодора, Феодора и Нестория, в среду шестой недели по Богоявлении во время так называемого Ниневитского поста и в день ветхозаветной Пасхи, или Великий Четверток 1026 . В остальное время церковного года, то есть от его начала до Великого Четвертка св. Четыредесятницы, ежедневно за исключением дней литургии Нестория служится третья несторианская литургия Феодора, истолкователя божественных писаний (Мопсуестийского), близкая по содержанию своему к первой из упомянутых литургий и не представляющая почти ничего достопримечательного, по древнейшим ее спискам 1027 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Клирики Белгородской епархии в течение нескольких лет совершают миссионерские богослужения. На такой службе священник несколько раз выходит к народу во время службы, поясняя, что происходит в храме в данный момент. Комментарии к Божественной Литургии Святителя Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоуста   От редакции: Клирики Белгородской епархии в течение нескольких лет совершают миссионерские богослужения. На такой службе священник несколько раз выходит к народу во время службы, поясняя, что происходит в храме в данный момент. Мы публиковали текст комментария к Литургии Преждеосвященных Даров. Надеемся, что комментарий к Божественной Литургии будет полезен и мирянам, которые смогут глубже понять службу, и священникам в деле проведения миссионерских служб.     Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!   Возлюбленные о Господе братья и сестры, все мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы совершить нашу общую молитву, потому что слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело», т.е. дело не только одних священнослужителей, но всех верных собирающихся в храме за богослужением. А это значит, что каждое действие, каждое молитвословие имеет отношение к каждому из нас. Все молитвы, которые читаются священнослужителями в алтаре, имеют характер общей, совместной молитвы всей общины, и предстоятель богослужения (архиерей, либо священник) совершает их от лица всех. И смысл нашего с вами присутствия за богослужением не в том только, чтобы помолиться о своих собственных радостях и печалях, а в том, чтобы по молитве всей общины свершилось великое таинство Евхаристии, т.е. благодарения, когда предложенные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и всякий приступающий к таинству святого Причащения соединяется с Самим Христом. Но главная проблема заключается в том, что наше богослужение во многом непонятно. Для того, чтобы эту проблему отчасти разрешить сегодня Божественная Литургия   по ходу ее совершения будет сопровождаться комментариями, разъясняющие смысл совершаемых священнодействий и молитвословий.

http://pravmir.ru/obyasnenie-bozhestvenn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Заамвомвонная молитва [εχ πισθμβωνος, в рукописях также встречаются наименования εχ πισθμβωνος или τς πολσεως], молитва, читаемая священником в конце Божественной литургии , перед Пс 33. З. м. является напутственным обращением к Господу о покидающем храм после совершения службы народе (в этом ее сходство с главопреклонной молитвой после «Отче наш», в древности служившей отпустом для непричащающихся верных - см.: Taft. Precommunion. P. 193). Для чтения З. м. священник выходит из алтаря, спускается к народу и лицом к востоку (в совр. греческой практике священник становится не напротив царских врат, а немного в стороне, перед иконой Спасителя) произносит слова молитвы. Чтение З. м. предваряется возгласом диакона «Господу помолимся» и ответом хора «Господи, помилуй» . Название молитвы связано с тем, что в древней практике К-поля предстоятель для ее чтения всходил на амвон - возвышение в центре храма (или же обходил амвон вокруг, что менее вероятно - см.: Jacob. 1981; Taft. Toward the Origins. 2006. P. 13-30). В отличие от древней традиции при совр. архиерейском богослужении или при сослужении неск. священников, З. м. читает не епископ и не старший священник, а, как правило, самый младший из священников по хиротонии. Вероятно, это связано как с изменением статуса З. м. в чине литургии, так и с тем, что традиция предписывает поручать чтение З. м. новорукоположенному священнику, что некогда понималось как предоставление ему особых преимуществ. Происхождение З. м. не вполне ясно. Одним из ее прообразов может быть последняя молитва литургии из VIII кн. «Апостольских постановлений», составленных ок. 380 г.; Р. Тафт полагает, что в к-польский евхаристический чин она вошла в VIII в. (или немногим ранее) под влиянием древнего иерусалимского богослужения , где существовали сходные молитвы отпуста в конце литургии и др. служб, но свое наименование «заамвонной» получила уже в К-поле (см.: Taft. Toward the Origins. 2006. P. 307-330).

http://pravenc.ru/text/заамвонная ...

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СВЯТОМУ ВОЗНОШЕНИЮ 1 . Приготовление к священнодействию Бескровной жертвы, или к Святому возношению, начинается тем, что священник, по окончании молитв за оглашенных, разворачивает на престоле антиминс, на котором должно быть совершено преложение Святых Даров. Антиминсом называется шелковый плат с зашитой в него частицей святых мощей. На антиминсе обычно изображается положение в гроб Господа Иисуса Христа. Антиминсом, т.е. в переводе с греческого языка – вместопрестолием, этот плат называется потому, что имеет значение самого престола, так что в случае нужды на нем одном может быть совершена литургия 48 . На антиминсе находится личная подпись правящего архиерея. При освящении антиминса совершается подобное тому, что совершается при освящении престола. Изображение на антиминсе положения Господа Иисуса Христа во гроб указывает, что этот плат, равно как и сам престол, во время совершения на них Бескровной жертвы, означает гроб Господень, находящийся в Иерусалиме, так что великое священнодействие совершается как бы на самом месте погребения Христова. А частица мощей, зашитая в антиминсе, равно как и ковчег с мощами под престолом, вводит нас в духовное общение с древними христианами, у которых приношение Бескровной жертвы было совершаемо на гробницах мучеников 49 . 2 . После раскрытия антиминса, священник читает две молитвы верных и обе тайно 50 , с возглашением только заключительных славословий, а дьякон во время этого чтения произносит две кратких ектении. В первой тайной молитве священник молится за участвующих в священнослужении, разумея себя и сослужащего ему дьякона, а в соборном служении – всех предстоящих пред престолом. Он благодарит Господа, сподобившаго нас предстать пред святым жертвенником (т.е. не столько перед престолом, перед которым он стоял с самого начала литургии, сколько перед антиминсом, который перед этим был распростерт на нем для принесения на нем, как на жертвеннике, Бескровной жертвы) и просит Бога: «Сотвори нас достойными приносить Тебе моления, прошения и Бескровные жертвы (разумеется Евхаристия под двумя видами хлеба и вина) за всех людей Твоих; исполни нас силою Духа Твоего Святого, дабы без осуждения и преткновения, в чистом свидетельстве нашей совести мы могли всегда и везде призывать Тебя». Эту молитву священник заканчивает возгласом: яко подобает Тебе всякая слава ... Во второй тайной молитве священник кратко повторяет содержание первой и умоляет Господа за всех верных, даровать им преуспеяние в добродетельном житии, в вере и духовном разумении и сподобить их неосужденного причащения Святых Тайн. В заключение этой молитвы священник возглашает: яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ... Таково содержание двух тайных молитв по чину литургии Иоанна Златоуста . Но по чину литургии Василия Великого священник в обеих молитвах молится только за священнослужащих 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

прот. Николай Балашов Глава 6. Совершение божественной литургии Этому центральному по своему значению христианскому богослужению, как и следовало ожидать, уделялось особое место в конкретных предложениях, направленных на усиление духовного воздействия церковной службы. Такие предложения высказывались как в предсоборный период, так и на Поместном Соборе. Обзор их мы представим по порядку совершения чина литургии. Литургия оглашенных Антифоны и малый вход Активный член Братства ревнителей церковного обновления священник Петр Кремлевский выражал не совсем ясное пожелание: «Упорядочить в смысле приведения к единству первую часть литургии – антифоны " 950 . Крайний предел такого «упорядочения» намечал смелый герой Софии Благодушной: Так называемые «антифоны» и «малый вход» с двумя малыми ектениями следовало бы опустить безусловно 951 . О сокращении количества малых ектений, которое предлагали многие авторы, уже говорилось выше (с. 290–292). Интересная рекомендация принята в 1905 году Рижским епархиальным собором: вторую малую ектению предложено было заменить чтением вслух особенно содержательной молитвы третьего антифона («Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы...») 952 . На заседании богослужебного отдела Поместного Собора о. Василий Прилуцкий указывал на следующие широко распространенные нарушения богослужебного устава: Почти полное игнорирование антифонов «по вся дни». Сокращение праздничных антифонов до 2-х стихов. Сокращение блаженн и полное игнорирование стихов к (ним) или тропарей от канонов. Беспорядочное исполнение тропарей и кондаков по входе 953 . Б.А. Тураев также указывал на необходимость исполнения устава о пении вседневных антифонов в те дни, когда не положено пение «изобразительных» 954 . В соответствии с этими указаниями был составлен и общий доклад отдела: В первой части литургии без всякого сокращения надлежит исполнять антифоны Господских праздников, антифоны изобразительные (при невозможности пропеть оба псалма полностью следует читать их), вседневные (в положенные дни) и блаженны со стихами к ним; по входе полностью и в уставном порядке петь тропари и кондаки. (...) Возглашение: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны должно быть опущено 955 . Чтение Апостола и Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерейский Собор: Епископ Артемий формально вошел в раскол с Сербской Церковью Бывший глава Рашко-Призренской епархии обвинен в антиканоническом поступке 19.11.2010 511 Сегодня, 19 ноября, по сообщению Рашко-Призренской епархии и ряда сербских СМИ, находящийся на покое епископ Артемий (Радосавльевич) самовольно совершил Божественную литургию в монастыре Дубоки Поток на севере Косово, несмотря на то, что находится под запретом в священнослужении, сообщает Православие.ru . Накануне, 18 ноября, владыка Артемий вместе со своими последователями прибыл без ведома Священного Архиерейского Собора, заседающего в эти дни в Белграде, в означенный монастырь. На следующий день, утром 19 ноября, владыка Артемий и сопровождавшие его священнослужители, большинство из которых находится под запретом в священнослужении или извергнуты из сана, заявили о намерении совершить в монастырском храме Божественную литургию. Игумен монастыря отец Ромило отказался подчиниться требованию владыки Артемия и отдать ему ключи от храма. В итоге владыка Артемий вместе с сопровождавшими его клириками самовольно совершил Божественную литургию в параклисе братского корпуса монастыря. Вскоре после случившегося на официальном сайте Рашко-Призренской епархии появилось информационное сообщение, в котором, в частности, говорилось: «Священство и монашество Рашко-Призренской епархии, верное церковному порядку и епархиальным властям и не желающее участвовать в раздирании ризы святого Саввы и церковного единства, решительно настроено не позволить узурпаторам проникновение ни в один храм Рашко-Призренской епархии. Священство и верующие во многих местах уже предупреждены о том, чтобы быть готовыми защитить святыни от попыток насильственного проникновения». Извещенный о случившемся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви издал днем 19 ноября специальное сообщение по поводу произошедшего: «Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, избравший вчера на опустевшую кафедру Рашко-Призренских епископов владыку Липлянского Феодосия , с большим сожалением и беспокойством воспринял сообщение о попытке насильственной узурпации церковной власти в этой многострадальной епархии Сербской Православной Церкви со стороны находящегося на покое епископа Артемия, который своим поступком формально вошел в раскол со Священным Архиерейским Собором, то есть с Сербской Православной Церковью.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/19/ar...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в венском Свято-Николаевском соборе 11 февраля 2018 года, в Неделю о Страшном Суде, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святителя Николая в столице Австрии. Архипастырю сослужил архиепископ Венский и Будапештский Антоний, председатель Управления по зарубежным учреждениям Московского Патриархата. В числе сослуживших также были настоятель собора протоиерей Владимир Тыщук, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Венской и Австрийской епархии протодиакон Виктор Шиловский, духовенство епархии. По завершении богослужения архиепископ Антоний от лица сослужившего духовенства и прихожан, которые во множестве собрались под сводами храма, поблагодарил митрополита Илариона за радость совместной молитвы, отметив: «Я сегодня за богослужением думал о том, что много раз Господь благословлял мне принимать участие в возглавляемых Вами богослужениях. Я сослужил Вам как иеродиакон, как иеромонах, как архимандрит, как епископ. Большая часть тех богослужений совершались в очень любимом Вами храме святой великомученицы Екатерины в Риме, когда, будучи в этом городе по церковным делам, исполняя поручения Святейшего Патриарха и Священного Синода, Вы практически ежегодно совершали богослужения на римской земле и я как настоятель храма имел возможность Вас приветствовать от лица клира и прихожан. Но сегодня я стою на этом амвоне перед Вами и испытываю особенный трепет, потому что впервые имею возможность обратиться к Вам как Ваш преемник на Венской кафедре, что для меня большая честь и в то же время большая ответственность. Я попытался себе представить чувства, которые Вы, наверное, испытали, войдя под своды этого храма, где шесть лет совершали архипастырское служение. Наверняка в Вашем сердце сегодня воскресли многие и многие воспоминания о годах, которые Вы провели на венской земле. Знаем, что это была особенное, радостное и благодатное для Вас время.

http://mospat.ru/ru/news/47707/

священник Никифор Востоков Краткое объяснение на Божественную Литургию в вопросах и ответах, составленное священником Никифором Востоковым Источник Скачать epub pdf Беседа первая (вступительная). О Божественной Литургии или Обедне вообще Православные христиане! Многие из вас почти неупустительно ходят к Службе Божией, – и Господь наградил вас за это; но много ли из вас найдётся таких, которые бы хорошо понимали слова и действия священника или диакона, например, во время Обедни? Кажется не многие. А потому я намерен, при помощи Божьей, объяснить вам Божественную Литургию или, как вы называете её, Обедню, дабы вы могли стоять и молиться в церкви Божьей с большим благоговением и с большей пользой. Понимать хорошее всегда полезно, а тем более понимать Службу Божью. Поясняя Обедню, мы будем извлекать из неё для себя и назидание. Но прежде, чем мы примемся за объяснение, я нужным считаю сказать вам о Божественной Литургии или Обедне вообще. И Вечерня и Утреня, так же как и Обедня называются Службой Божьей; но Обедня отличается от этих Служб Божьих тем, что во время её совершается Великое Таинство Святого Причастия, то есть, хлеб и вино пресуществляются Духом Божьим в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. Божественную Литургию или Обедню установил Сам Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечери. Иисус Христос, перед страданиями Своими, взошёл в пространную и убранную горницу, воздал хвалу Богу , взявши хлеб, преломил его, и подавая его ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё . – Потом, подавая им чашу с вином, сказал: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Причастив Апостолов, Иисус Христос повелел им тоже самое делать в Его воспоминание: сие творите в Моё воспоминание , сказал Он им. Эту первую Литургию, которая называется Тайною Вечерию, Иисус Христос с Апостолами окончил проповедью пением и молитвой ( Ин.13 ; Мф.26:3 ). Как совершил Господь наш первую Литургию, и как Он повелел совершать её Апостолам, так она и совершается в нашей Православной Церкви неизменно до сего времени. Вникните попристальнее. Иисус Христос совершил Литургию в пространной и убранной горнице. Стало быть, для совершения Божественной Литургии, нужен пространный и украшенный дом: этот дом мы называем церковью, которую украшаем

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010