Доклад архимандрита Алексия (Поликарпова), настоятеля Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 8–9 октября 2014 года). Благословите, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, досточтимые отцы и братия, сказать несколько слов. Сейчас мы здесь много говорим о самом главном и важном для нас, монашествующих, – о молитве. Молитве, которая наполняет наши сердца и души, молитве, которая выражается в богослужении. В «Проекте Положении о монастырях и монашествующих» сказано: «Богослужение есть средоточие монашеской жизни. Оно питает душу, взращивает дух, дает силы для глубокого внутреннего делания и наполняет смыслом все повседневные монастырские занятия. Поэтому посещение монастырских богослужений является обязательным для всех насельников. Уклоняющиеся от участия в богослужениях окрадывают сами себя, отвергая важное средство монашеского преуспеяния». Мы об этом знаем, и что же? Есть усердные, есть примерные, есть и немощные. Значит, приносим покаяние и надеемся на исправление. Мы знаем, что Господь принимает сердце сокрушенное и смиренное. Не только Древние Патерики, но и наши современники, предупреждают, что может произойти, когда человек встает на молитву или приступает к Божественной литургии, не подготовившись должным образом, не примирившись с окружающими. Так, старец Паисий Святогорец рассказывает, что у одного Афонского старца были два ученика. Один из них был пресвитер, а другой диакон. Послушники эти не имели любви между собой, не имели согласия. Священник очень завидовал диакону, поскольку тот был и умнее, и способнее его во всем. Надо сказать, что и сам диакон содействовал этой зависти своим эгоизмом. Как-то раз они пошли совершать Литургию в одну из церковок. Здесь их нелюбовь и немирие проявились тем, что внешне священник приготовился к служению Божественной литургии – прочитал все что положено; однако, к несчастью, он не сделал самого главного – не подготовился к Литургии внутренне. То есть ему надо было смиренно поисповедоваться, чтобы изгнать из своего сердца зависть и ревность. Но он не сделал этого. Иеромонах вошел в алтарь, где приносится Страшная Жертва, и как только он начал Проскомидию, внезапно раздался страшный гром, и он увидел, как Святой Дискос поднялся с Жертвенника и исчез. Следствием этого было то, что они не смогли служить Литургию. Старец Паисий полагал, что если бы Благий Бог не помешал им таким образом и священник, находясь в неподобающем духовном состоянии, приступил бы к служению Божественной литургии, то с ним бы случилась страшная беда. Необходимы и любовь к Богу, и любовь к ближнему. Не любя ближнего, мы не сможем иметь благодати Духа Святого.

http://pravoslavie.ru/74653.html

Скачать epub pdf Содержание Проскомидия Литургия оглашенных Литургия верных Литургия верных – Евхаристия Молитвы пред Святыми Дарами Явление Святых Даров     Предлагаем вниманию наших читателей цикл проповедей священноисповедника Сергия Правдолюбова , жизнеописание и духовное завещание которого были напечатаны в нашем Журнале в феврале 2003 года. Этот номер сразу же стал библиографической редкостью, что засвидетельствовало живой интерес, который вызывает у православной аудитории слово священнослужителя-подвижника, в трудные годы гонений на Церковь положившего всю свою жизнь на служение Господу и народу Божию. По свидетельству родных, священноисповедник Сергий стремился повторять толкование Литургии для своих прихожан почти каждый год, и через несколько лет практически все они начинали понимать смысл совершаемой службы. Такова была старинная церковная традиция, которую в наше время очень важно было бы возродить. Если все пастыри будут терпеливо разъяснять народу содержание Божественной службы, то рассуждения о непонятности богослужения и необходимости его перевода на русский язык утратят свою актуальность. Десять проповедей отца Сергия объединены нами в последовательный рассказ, который с небольшими сокращениями будет опубликован во 2-м и 3-м номерах нашего Журнала. Мы сохранили авторское изложение текста Божественной литургии, в котором имеет место некоторое смешение русского и церковнославянского языков в цитатах. Надеемся, что эта публикация также вызовет интерес и принесет большую духовную пользу нашим читателям. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. Вместо Херувимской песни на Литургии Преждеосвященных Даров Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Представьте себе, братия христиане, что вы сделались свидетелями земной жизни Христа Спасителя: присутствуете при Его рождении в Вифлеемской пещере, видите Его крещающимся, являющимся народу, слушаете Его дивную проповедь , в особенности проповедь Нагорную; сопутствуете Ему в Его благовестнических подвигах, следуя за Ним по градам и весям палестинским; присутствуете при Его торжественном входе в Иерусалим, потом на Тайной Вечери; затем идете за ним в гущу Гефсиманского сада, где Он скорбел и молился; далее вы с Ним на суде Анны и Каиафы, Пилата и Ирода. Наконец, вы на Голгофе, видите, как распинают Его, слышите глумления и издевательства над Ним, зрите Его смерть и ужас бездушной природы, положение во гроб; видите, как отвалился камень от дверей гроба и явился Прославленный Воскресший Христос; затем вы являетесь свидетелями Его явлений ученикам и народу и сподобляетесь получить благословение от Него, возносящегося на Небо. Какие бы вы переживали настроения, если бы видели все это своими глазами? Как бы замирало и билось ваше сердце, как бы было полно оно высшего религиозного восторга от такой действительной встречи и общения с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Словарь богослужебных терминов Аллилуарий, или аллилуиарий , – стих или, точнее, стихи из псалмов, которые читаются на литургии по прочтении Апостола перед чтением Евангелия. Перед чтением Евангелия чтец произносит: «Аллилуиа», ему вторит хор, затем чтец произносит аллилуиарий, а хор снова поет: «Аллилуиа». По содержанию аллилуиарий связан с евангельским текстом, который читается вслед за ним. Амвон (греч. «восхождение») – выступающая полукругом часть солеи (греч. «возвышение»; возвышенное место вдоль всего иконостаса) напротив царских врат. Амвон знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь (гору, корабль), так как на амвоне читается Евангелие, а также камень, отваленный ангелом от гроба Господня. Антидор (греч. «вместо Дара») – часть служебной просфоры (хлеба, употребляемого для совершения таинства Евхаристии), из которой на Божественной литургии, а именно на первой ее части – проскомидии, – священнослужитель вынимает Святой Агнец – часть просфоры с печатью ИсХс Ника – Иисус Христос Победитель, предназначаемый к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса Христа. Оставшиеся части просфоры в конце литургии при пенни 33-го псалма («Благословлю Господа на всякое время, выну (всегда. – Ред.) хвала Его во устех моих…») раздаются верующим, не приобщавшимся Святых Таин, как бы в некоторую замену Святых Даров, отсюда и название – антидор. При большом стечении молящихся в качестве антидора раздаются части второй служебной просфоры – Богородичной. Антиминс – четырехугольный плат с изображением положения во гроб Господа Иисуса Христа и с частицей святых мощей. Слово «антиминс» переводится как «вместопрестолие», то есть такой священный предмет, который, заменяя собою престол, и сам является престолом, потому что на антиминсе, по слову святителя Симеона, «…совершается все, что на Божественной трапезе» и «священнодействуется живой Хлеб небесный». В молитве на освящение престола антиминсы названы также жертвенниками, на которых должна совершаться бескровная жертва. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно. Святые мощи, влагаемые в антиминс, служат напоминанием о том, что первые христиане совершали Божественную литургию на гробах мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Киево-Печерской лавре 28 июля 2009 г. 16:08 После Божественной литургии в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Блаженство, возлюбленные досточтимые Владыки, пастыри, братья и сестры! С великой радостью совершил я Божественную литургию в нашем первом на Руси монастыре — Киево-Печерской лавре, рядом со святыми многоцелебными мощами Киево-Печерских преподобных угодников. Радуется мое сердце и тому, что эта Литургия была совершена в день памяти святого благоверного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Когда в 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, размышляя о сем событии, постановил, чтобы память святого равноапостольного и великого князя Владимира была литургически присоединена к чину и порядку богослужений, совершаемых в связи с великими праздниками, то тем самым через архиереев Божиих вся полнота Русской Православной Церкви выразила свою любовь к Крестителю Руси и признание его великих равноапостольных трудов. Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня вместе с Вами, Ваше Блаженство, в День Вашего Ангела, вместе с досточтимыми братьями архиереями торжественно отметить этот праздник в стенах Киево-Печерской Лавры. Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце Литургии, во время которой произошла моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти — посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту Крещения Руси. Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля.

http://patriarchia.ru/db/text/703832.htm...

Крещенские купальни будут действовать в митрополии января 2020 В канун праздника  Богоявления  и в день праздника, 18 и 19 января, при участии приходов Санкт-Петербургской митрополии будут организованы крещенские купальни. Самая большая городская иордань будет расположена в акватории Невы у Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Чин великого освящения воды совершит  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  19 января в 12:30. Василеостровский район Храм Успения Пресвятой Богородицы Оптинского подворья (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 09:00 - часы, вечерня в соединении с Божественной литургией, великое освящение воды; 12:00 - начало раздачи воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 07:00 - Божественная литургия; 10:00 - Божественная литургия, великое освящение воды. Погружения в иордань: 18 января с 11:00 до 00:00; 19 января с 00:00 до 05:00 и с 10:00 до 20:00. Колпинский район Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 09:30 - Царские часы; 10:00 - Великая вечерня и Божественная литургия, великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани, крестный ход к иордани. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход к иордани. Погружения в иордань: 18 января с 19:00 до 22:00; 19 января с 12:20 до 20:00. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 10:00 - Божественная литургия; 17:00 - Всенощное бдение, великое освящения воды, крестный ход и освещение иордани. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань: 18 января с 19:00 до 01:00; 19 января с 12:00 до 23:30. Кронштадтский район Николаевский морской собор (Кронштадт, Якорная пл., 1) 18 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 13:00 - освящение иордани; 18:00 - великое повечерие, утреня, первый час; 23:30 - Божественная литургия. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

Вопросы и замечания, относящиеся к божественной литургии и ее чину в нашей православной церкви Источник 1) Что такое божественная литургия? На этот вопрос наши духовные писатели отвечают различно. Одни определяют литургию богослужением, в котором совершается таинство причащения 1 , или – священнодействием божественной и тайной вечер 2 , или – священнодействием евхаристии 3 ; другие богослужением, соединенным с приношением тела и крови Господней 4 , или – частью общественного богослужения, при котором священнодействуется бескровная жертва 5 ; иные – богослужением, в котором совершается таинство евхаристии или приношением бескровной жертвы Богу со благодарением, и причащение тела и крови Христовой 6 . Чтобы обстоятельно определить божественную литургию, для этого, по нашему мнению, не должно выпускать из виду, что св. евхаристия, по учению православной церкви 7 , есть таинство причащения и бескровная жертва Богу за живых и умерших. Как таинство, св. евхаристия, есть такое священнодействие в котором, под видом хлеба и вина, христиане причащаются истинного тела и истинной крови Христовой в оставление грехов и в жизнь вечную. Как жертва, св. евхаристия есть такое священнодействие, в котором, под видом хлеба и вина, приносится в жертву Богу Отцу за живых и умерших тело и кровь Сына Божия. Следовательно, божественная литургия есть общественное богослужение, на котором совершается таинство причащения и приносится бескровная жертва Богу за живых и умерших. При таком определении литургии понятно, почему она совершается в православной церкви и тогда, когда нет причастников: для присутствующих, но не причащающихся, она имеет значение умилостивительной и очистительной жертвы; понятно также, почему на литургии поминаются живые и усопшие: опять она есть жертва за живых и усопших; понятно, наконец, и то, почему протестанты совершают евхаристии только тогда, когда есть причастники, и почему, при совершении её, не поминают живых и усопших: они не признают её за жертву, а только за таинство причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС и Первоиерарх РПЦЗ совершили Литургию в Синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке 12 июля 2021 года, в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершили Божественную литургию в кафедральном Знаменском соборе Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. Иерархам сослужили епископ Манхэттенский Николай, клирики Знаменского собора и духовенство приходов Московского Патриархата в США. Обратившись по окончании богослужения к председателю ОВЦС со словами приветствия, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви сказал: «Ваше Высокопреосвященство, братски приветствуя Вас с днем памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, сердечно благодарствую за совместную молитву, которую мы вознесли в нынешний праздничный день, за любовь, внимание, слова назидания. Я не нахожу достаточных слов, чтобы выразить, с каким особенным чувством мы совершили сегодня Божественную литургию». «Вспоминая архипастырские подвиги одного из моих предшественников митрополита Анастасия (Грибановского), автора популярных бесед с собственным сердцем, который был хиротонисан во епископа в этот день 115 лет тому назад в Успенском соборе Московского Кремля, мы молились сегодня о том, чтобы Пастыреначальник Христос продолжил, умножил Свои милости над тем духовным единением между Русской Зарубежной и Отечественной Церквами, которого мы добивались братской любовью и большим трудом», – отметил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Он подчеркнул: «Верим, что это единение между нами будет служить источником благодатного утешения и укрепления для всех чад Поместной Русской Православной Церкви в нынешний сложный для православного мира период».

http://mospat.ru/ru/news/87724/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАТАКСИС [греч. διταξις; лат. ordo], в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии). Наибольшую известность среди Д. в узком смысле слова получили Д. патриарха К-польского Филофея Коккина. Термин В древнегреч. языке словом διταξις могли обозначать: порядок (напр., солдат в строю; порядок, т. е. устройство, мира); распоряжения и приказы; завещания (см.: A Greek-English Lexicon/Comp. by H. G. Liddel, R. Scott; rev. and augm. by H. S. Jones. Oxf., 199610. P. 414). Этим же словом именовались некоторые имп. декреты, в т. ч. новеллы Юстиниана (Ibidem). В средневизант. эпоху слово «Д.» служило синонимом понятию «ктиторский Типикон», т. е. документ, где в первую очередь регламентировались особенности уклада повседневной жизни в основываемом ктитором мон-ре и экономические вопросы его функционирования. Среди этих Д. можно назвать Д. Михаила Атталиата ( Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate//REB. 1981. Vol. 39. P. 17-129) и Мануила, еп. Тивериопольского ( Petit L. Le monastère de Notre Dame de Pitié en Macedonine//ИРАИК. 1900. Т. 6. С. 1-153), к-рые гл. обр. посвящены устройству и внутренней жизни мон-ря, но не затрагивают литургических вопросов. Известен Д., составленный К-польским патриархом Мефодием I (843-847), о принятии отступников в Церковь (см.: Arranz. Eucologio. P. 283-284). Д. Божественной литургии получили распространение в Византии достаточно поздно; их появление было вызвано, вероятно, отсутствием в ранних Евхологиях рубрик, регламентирующих обрядовую сторону совершения литургии. В X-XI вв. на периферии Византии эти уставные рубрики начали активно развиваться в текстах Евхология, а уже в XII в. то же происходит и в К-поле ( Rentel. 2004. P. 46). Подтверждением этому служит перевод литургии свт. Иоанна Златоуста, выполненный после 1173 г. Львом Тосканом, в к-ром евхологические тексты перемежаются с неизвестным к-польским Д. X в. ( Strittmatter. 1961; Jacob. 1966).

http://pravenc.ru/text/диатаксисы.html

священник Александр Сухарев Диатаксис Скачать epub pdf 1. Предмет и цель исследования Для каждого, кто серьезно интересуется православным богослужением, неизбежно встает вопрос о времени и причинах происхождения той или иной литургической традиции, существующей в Церкви. Чинопоследования литургии и служб суточного круга, строй церковного пения, предписания устава, зафиксированные в современных богослужебных книгах, не появились сразу и из ничего, но являются результатом кропотливой работы многих поколений христиан. Оставаясь неизменным в своей главной, догматической, части, с течением времени православное богослужение претерпевало значительные изменения, каждый раз принимая те формы, которые помогали Церкви наилучшим образом свидетельствовать о Христе в конкретном месте в конкретный исторический период. Одним из самых важных является изучение чинопоследования Божественной литургии. Внимательно читая текст служебника, мы неизбежно задаемся вопросами о том, когда порядок, (по-гречески Τξις), литургии принял современный вид, кто и с какой целью осуществлял работу по регламентации малейших подробностей его совершения. Отчасти отвечая на этот вопрос, можно сказать, что в своей уставной, предписывающей, части, огромное влияние на богослужение восточной Церкви оказал Диатаксис Божественной литургии ( ιταξις τς Θε ας λειτουρϒ ας) Константинопольского патриарха Филофея Коккина (†1379) – специальный текст, регламентирующий обрядовую сторону её совершения. Цель нашего небольшого исследования – рассказать о причинах появления и распространения Диатаксиса на православном Востоке, познакомиться с его содержанием, а также проследить пути проникновения Диатаксиса в славянские страны, где он был почти полностью усвоен и введен в церковный обиход вместе с Иерусалимским Уставом. 2. Личность патриарха Филофея и его участие в жизни русской Церкви Будущий патриарх родился в 1300 году в Фессалониках. Приняв монашество на горе Синай, позже он перешел в Великую Лавру на Афоне, где стал игуменом, а затем был избран епископом Гераклейским во Фракии [Тафт 1988: 179]. В те годы, когда Филофей был монахом и настоятелем Большой Лавры, он поддерживал своего друга и учителя Григория Паламу в его богословских спорах о природе Фаворского света (1341–1347 гг.). В 1353 году Филофей был избран патриархом, однако через некоторое время был вынужден оставить патриарший престол и удалиться на Афон. Вторично заняв патриаршую кафедру в 1364 году, Филофей опубликовал несколько трактатов в защиту паламистского учения и стал инициатором канонизации Григория Паламы в лике святых [Мейендорф]. В сложной обстановке противостояния с османами, когда император Иоанн V пытался найти союзников среди католических монархов и даже принял латинскую веру, Константинопольский патриарх твердо держался православного единства. В 1376 г. с приходом к власти императора Андроника IV Филофей был низложен и через три года умер в изгнании.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

а) Хлеб и вино, освящаемые при Божественной литургии, претворяются: хлеб – в тело, а вино – в кровь Христову. Это чудо совершается силою небесной благодати. Тот же I. Христос, Который претворил некогда на браке в Кане галилейской воду в вино, Тот же Христос, всемогуществом Своим, и ныне таинственно претворяет на алтарях хлеб – в святое тело Свое, а вино – в пречистую кровь Свою. Тот Самый Младенец – Бог, Который лежал в яслях вифлеемских, Тот же Божественный Младенец и ныне возлежит на священных жертвенниках, под видом хлеба и вина. Некоторые святые. а именно: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и другие видели эту великую тайну в настоящем ее виде. Видели, под покровом хлеба и вина, Предвечного Младенца, Господа I. Христа. Но не только святые, – и грешные, по Божию промыслу, видели эту тайну, без прикровения. Кто читал отеческие церковные книги, тот может привесть на память многие примеры, подтверждающие истину нами сказаннаго. Один жидовин, как пишется в житии Василия Великого , вошедши в храм при божественной литургии, совершаемой Василием Великим , увидел, что сей святитель держал в руках отроча, раздроблял его и потом раздавал народу приобщающемуся. Подошел к принятию святых таин и жидовин, взял часть от святых таин, по тогдашнему обычаю, в руку, принес в дом, и увидел, что принесенное им было истинное тело. Это жидовина поразило, и он соделался ревностным христианином. Еще, некоторый магометанин, житель Аравии, бывши в церкви христианской, увидел, что священник во время литургии заколол младенца, кровь его источил в чашу, и тело раздробил на блюде. Потом христиане предстоявшие тело младенца ели, а кровь пили. Неверный сарацин смотрел на сие, как на дело жестокое, и после литургии сильно поносил священника. Но когда священник со смирением и уважением к видевшему объяснил тайну, то магометанин, пораженный сею вещию, сделался последователем Евангелия и мучеником за Христа. Есть и другие примеры, подобные сим: но мы, для сокращения времени, оставляем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010