Вручая митрополиту Меркурию памятную панагию в благодарность за трудны на благо Церкви, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «На каждом месте, куда Вас направляло Священноначалие, Вы трудились беззаветно, отдавая свои таланты, свое время, свои силы достижению тех целей, которые перед Вами ставились. Я могу об этом говорить с полным правом, потому что в каком-то смысле вел Вас по жизни от Вашего пострижения в монашество и пресвитерства до того сана, в котором Вы пребываете сейчас. Зная о Ваших возможностях и способностях, когда Вы были под моим прямым архиерейским руководством, я направлял Вас в самые трудные места, где нужно было открывать, защищать, строить храмы, преодолевать очень большие проблемы, связанные иногда с отрицательным отношением внешнего мира к церковным инициативам. По милости Божией Вы везде справлялись с этими задачами и исполняли возложенные на Вас послушания. Пусть Царица Небесная хранит Вас сегодня на высоком посту главы Донской митрополии. Кроме того, Вы возглавляете очень важный церковный департамент — Вы занимаетесь религиозным воспитанием детей. И от этого будет во многом зависеть будущее нашей Церкви. Пусть Господь споспешествует Вам на путях Вашего архиерейского служения. Желаю Вам доброго здоровья и любви Вашей паствы. Аксиос!» Для новых храмов Ростовской епархии Святейший Владыка передал 30 напрестольных Евангелий.  Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды. Во внимание к трудам по восстановлению кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону были награждены: Всем участникам богослужения были вручены иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Ростовский собор ведет свою историю с 1766 года, когда в крепости святителя Димитрия Ростовского, будущем Ростове-на-Дону, на месте ветхой часовни построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году ее заменили новой, которая сгорела в 1791 году от удара молнии. В 1795 году на площади Старого базара была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, а купол — деревянный. В 1822 году Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг собора. 20 апреля того же года состоялось его освящение.

http://patriarchia.ru/db/text/5519657.ht...

Девять чинов разделены на три иерархии: высшую, среднюю и низшую, из коих каждая содержит по три чина. В высшей иерархии суть: шестикрыльные Серафимы, многоочитые Херувимы и Богоносные Престолы; в средней: Господствия, Силы, Власти; в низшей: Начала, Архангелы, Ангелы. Всех же небесных чинов воевода есть Архистратиг Михаил (Четь-Мин. 8-го ноября. См. послед. Мес. Минеи 8-го ноябр. стихиры на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, на «Хвалите»; также Воскреси. Чтение, 1844 года, стр. 284, и Воскреси. Чтение, 1852 года, стр. 313). В Часослове, изданном в Киево-Печерской лавре в 1742 году, находится такое величание на утрени: «Величаем тя, святый Архангеле Христов Михаиле, и вас, святые Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господствия, Престоли, Херувимы, Серафимы, прославляющих Господа» (Почти такое величание печатается и в Ирмологионе). В наименовании праздника: «Собор Святого Архистратига Михаила и прочих безплотных сил», слово «собор» относится к бесплотным силам. Силы небесные образуют собою Собор, собрание. Этот Собор призывает к прославлению Господа Бога и живущих на земле людей 829 . С наименованием собор, кроме праздника 8-го ноября, носят название и другие праздники, так: 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы, 7-го января – Собор Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, 26-го марта – Собор святого Архангела Гавриила. Во всех этих праздниках слово «собор» относится к лику, к Собору бесплотных Сил. Они чествуются с воспоминанием праздничных событий Рождества Христова, Крещения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы. После дня Рождества Христова, 25 декабря, празднуется в следующий день Собор Богородицы (26 декабря). Прославляется Матерь Божия, родившая Христа Спасителя, а с нею и Ангелы, прославлявшие Бога Господа Иисуса при Рождестве ( Лк.2:13 . Мин. Мес. 26 дек. стихиры и канон). После дня Крещения Господня, 6 января, празднуется 7-го января Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя. В этот день, подобно дню Крещения возносится прославление Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане, а с тем вместе славится Креститель Иоанн, житие которого было равноангельское (Мин.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Сараево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (серб. Саборна Црква Пресвете Богородице) — кафедральный собор Дабро-Боснийской митрополии Сербской Православной Церкви, самая большая православная церковь в Сараево и одна из самых больших на Балканах. Содержание История [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы является главным православным храмом Сараево. Разрешение на строительство собора было получено от турецких властей в 1859 году. В 1859-1862 годах была куплена земля и материалы для постройки. Большую часть денег на постройку собрали сербские купцы из Сараева во главе с Манойло Йефтемовичем. В качестве символического жеста 556 дукатов было пожертвовано султаном Абдул-Азизом. Также 500 дукатов выделено сербским правительством, 150 - князем Михаилом Обреновичем. Строительство началось в июле 1863 года под руководством архитектора Андрея Дамьянова. Строительство церкви закончено в 1868 году, а колокольни - в 1872 году. Освящение собора было назначено на май 1871 года. Строящаяся колокольня храма начала возвышаться над многими минаретами городами, что вызвало недовольство мусульман. Сорок человек под предводительством сараевского имама Селиха Вилайетовича попытались не допустить этого. Турецкие власти решили арестовать Селиха и его последователей. 6 человек было арестовано, а остальным удалось скрыться. Освящение церкви было отложено на год. Российские дипломаты направили султану ноту протеста в связи с инцидентом. Летом 1872 года османские власти ввели в город войска, для охраны правопорядка. В качестве демонстрации силы было развернуто артиллерийское орудие. 20 июля (1 августа) 1872, в присутствии высокопоставленных лиц и дипломатов нескольких стран, митрополит Паисий совершил освящение собора. В 1873 году по разрешению русского царя Александра II и благословению Святейшего Правительствующего Синода архимандрит Сава Косанович прибыл в Россию для сбора пожертвований на завершение строительства храма и погашение долгов. По этому случаю он посетил Сербское подворье в Москве . За время своего пребывания в России он собрал 1870 дукатов. Помимо денежных средств, новой соборной церкви в Сараево из России были подарены иконы для иконостаса, церковные книги, утварь и одежда. Иконы были подарены Сергиевским монастырем архимандритом Игнатием. Он также участвовал в сборе пожертвований, которые вместе с пятью священническими одеждами и двумя плащаницами передал в дар для Ново-Сараевской церкви. За свою деятельность он был награжден Орденом Князя Даниила I.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Лондон. Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Царственных страстотерпцев. The Russian Orthodox Cathedral of the Nativity of the Most Holy Mother of God and the Holy Royal Martyrs Собор. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Царственных страстотерпцев Год постройки:Между 1997 и 2005. Ссылки:   Адрес: Соединённое Королевство, г. Лондон, боро Хаунслоу, р-н Чизвик, ул. Гарвардская, д. 57 57 Harvard Road, Chiswick, Hounslow, London W4 4ED, United Kingdom Координаты: 51.489626, -0.276118 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Успения Пресвятой Богородицы и святых Царственных мучеников - кафедральный собор Великобританской и Ирландской епархии РПЦЗ, построен в 1997-1999 г.г. расположен в лондонском районе Чизик, боро Хаунслоу. Английское название - Cathedral of the Dormition of the Most Holy Mother of God and Holy Royal Martyrs. Первый православный русский приход в Англии был основан в Лондоне Петром I в 1698 г. при русском посольстве. С 1813 г. храм находился на Уэлбек-стрит, 32, в пристройке, расположенной на месте конюшен, возведённой непосредственно за просторным домом. Русская община была небольшой, и домовая часовня удовлетворяла их потребности. Во время Первой мировой войны расширились различные российские ведомства, отвечающие за поставку военного оборудования российской армии, и русская община начала расти. К концу войны и началу революции начал поступать поток беженцев. Поражение Белой армии увеличило этот поток. Домовая церковь уже не могла принять такое число верующих, и с окончанием срока аренды церковной земли нужно было найти новое место. Одновременно Посольская церковь была закрыта вследствие антирелигиозной политики коммунистического правительства. Англиканская Церковь при содействии РХСД дала возможность приходу временно использовать большую церковь. Затем, в 1923 г., англиканская церковь предоставила другую - церковь Апостола Филиппа в центре Лондона. Этот храм, как и все предыдущие русские церкви в Лондоне, был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=49823

Босния и Герцеговина (храмы) Материал из Азбука паломники Кафедральный собор Преображения Господня (Требинье) [ править править код ] Соборная церковь была построена в период с 1888 по 1908 год как главная православная церковь города. Интересно, что когда церковь только была построена, окружающий пейзаж выглядел совсем иначе. Парка, в котором она сейчас прячется, ещё не было, на старых фотографиях церковь стоит обособленно посреди широкого пустого пространства. В строительстве использовали местный светлый камень. Ее архитектурный стиль можно определить как некую сметь неоготических и неовизантийских мотивов. Полы собора украшены искусными мозаичными орнаментами, что не совсем характерно для православного храма. Рядом с храмом находятся Культурный центр в Требинье и городской парк. Адрес: Trg palih boraca 1, Trebinje 82000, Босна и Херцеговина (Городской парк, Требинье, Босния и Герцеговина) Подробнее... Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Сараево) [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы является главным православным храмом Сараево. Разрешение на строительство собора было получено от турецких властей в 1859 году. В 1859-1862 годах была куплена земля и материалы для постройки. Большую часть денег на постройку собрали сербские купцы из Сараева во главе с Манойло Йефтемовичем. В качестве символического жеста 556 дукатов было пожертвовано султаном Абдул-Азизом. Также 500 дукатов выделено сербским правительством, 150 – князем Михаилом Обреновичем. Строительство началось в июле 1863 года под руководством архитектора Андрея Дамьянова. Строительство церкви закончено в 1868 году, а колокольни – в 1872 году. В 2006 году собор был включен в список национальных памятников Боснии и Герцеговины. Адрес: Zelenih beretki 1, Sarajevo 71000, Босния и Герцеговина Проезд: Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы находится в центре города Сараево. Телефон: +387 33 269 261 Подробнее... Кафедральный собор Святого архангела Гавриила (Пале) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, весьма дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остаётся неизвестным. (Явленная чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в XVI веке, относится к новгородской школе иконописи. Размеры её 75,5х62 см. Размер житийной иконы, в которую была вставлена явленная икона, 164,5х131,2 см) Явленная икона Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановой пустыни издревле почиталась на Руси и прославилась своими чудотворениями. Наряду с двумя другими известными явленными иконами Рождества Пресвятой Богородицы, Сямской и Исааковской, она чтится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы всею Русскою Православной Церковью. В советское время храмы Лукиановой пустыни не ремонтировались и постепенно разрушались. Как в те далёкие времена польского нашествия, стояли они поруганные и разграбленные, без молитвы и пения, на земле, освященной трикратным явлением иконы Пресвятой Богородицы. Первый в епархии  (Впервые опубликовано://Свет истины. 2001. С. 16-18.) Первым монастырём, открывшимся во Владимирской Епархии в 1991 году, стал Лукианов Свято-Богородице-Рождественский, в пятнадцати километрах от Александровского Успенского женского монастыря. Вспоминает Владыка Евлогий… О Лукиановой обители в епархии мало тогда кто помышлял – занимались приходами. Многие даже не знали о её существовании, пока не напомнили нам о ней работники культуры Александровского района, специально приехавшие во Владимир, прямо в архиерейский дом, чтобы побудить епархиальное начальство на спасительное для него дело, не имея возможности её содержать. Монастырь древностью почти в четыре века к зиме 1991 года пришел в полный упадок. На него было печально и страшно смотреть.

http://sobory.ru/article/?object=00571

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ КОРЕННАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Раскрашенная гравюра. XIX в. Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Раскрашенная гравюра. XIX в. (Курской и Рыльской епархии Курской митрополии) находится в мест. Свобода Золотухинского р-на Курской обл., в 30 км севернее г. Курска, на правом берегу р. Тускарь. Основана в 1597 г. по указу царя Феодора Иоанновича на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери . Главный источником сведений по истории основания К. п.- «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Знамения, иже нарицается Курския» (XVII в.). При составлении «Сказания...» использовались документы, хранившиеся в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре , и устные предания. Вероятно, в XIII в. неким охотником из Рыльска в 27 верстах от Курска, на берегу р. Тускари, «при корени древа», была найдена икона. Когда ее подняли, из земли забил источник воды. На этом месте охотник вместе с товарищами срубил часовню и поместил в нее икону. Мн. окрестные жители исцелялись по молитвам на источнике. 1597-1918 гг. В 1597 г. царь Феодор Иоаннович повелел на месте обретения иконы устроить мужской мон-рь; 1-м настоятелем стал рыльский свящ. Георгий, принявший постриг с именем Евфимий. В 1598 г. царь Борис Феодорович Годунов решил перевести «царское иждивение» из К. п. в Курск «ввиду опасной близости крымских татар», напавших на Белгород. По той же причине икону перенесли в городской Воскресенский собор и поместили в придел в честь Рождества Пресв. Богородицы, устроенный стараниями настоятеля К. п. игум. Евфимия. Царь Борис прислал в К. п. «денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола, пелены и церковные украшения». Но «для безопасности» дары оставили в Курске. Доходы от своих служб у Коренной иконы в Воскресенском храме игум. Евфимий направлял на содержание К. п. Соборяне жаловались на это царю, но он поддержал игум. Евфимия, разрешив братии К. п. пользоваться всеми пожертвованиями от служб в приделе Рождества Богородицы. В 1600 г. грамотой царя к К. п. были приписаны в Обмяцком стану деревни Тазово и Жерновец, слободы Служня и Долгая ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 32). Обитель также владела т. н. Святым Городищем на р. Рати.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

Старое Бобренево. Бобренев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор; Богородице-Рождественский собор; Рождество-Богородицкий собор Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы (1757-1790 гг.) - это летний кирпичный храм, построенный на месте ещё более древнего храма. Собор одноглавый, типа восьмерик на четверике, бесстолпный, с трапезной и с восьмигранной, увенчанной шатром колокольней, сооружён в скупых формах раннего барокко. Из книги В.Г.Глушков " Храмы Подмосковья " . - Москва, " Вече " , 2008 В 1969–1970 г. г. при исследовании современного Богородицерождественского собора М.Х. Алешковским и Б.Л. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам Св. благоверный Димитрий Донской. Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к началу XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен. Облик белокаменного собора реконструируется достаточно ясно. Это был высокий трехапсидный храм, сложенный из гладкотесанных блоков, одноглавый, украшенный изящной резьбой. Фасады имели трехчастное возвышенное строение, кровля, вероятно, венчалась кокошниками, на которых покоился барабан со шлемовидной главой и крестом. Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно - ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой. Монастырь мог иметь (и, вероятно, имел) значение стратегического сторожевого пункта, чтобы подавать в Кремль сигнал о приближении врага огнем или набатным звоном. В этом случае коломенцы успевали развести наплавной Бобреневский «живой» мост и подготовиться к обороне. При описании убранства собора упоминается праздничная икона Рождества Богородицы украшенная «Микифором Юрьевым сыном Петровым, а свеча пред нею великого князя». Никифор Юрьев — первый благотворитель монастыря, известный нам по документам.

http://sobory.ru/article/?object=11132

Величественный, стройный простор центрального нефа обнимается взглядом при обозрении внутренности собора с балкона, опоясывающего его по всему периметру на уровне верхних окон. Напротив, вблизи многие иконы, детали убранства трогают своей смиренной домашностью. Среди приобретений XIX-XX веков мы не отыщем выдающихся произведений искусства. Добротно-ремесленной работы иконостас, таящийся перекликнуться своим абрисом с изящным рокайльным фронтоном, простые киоты... Но как всякий храм, не закрывавшийся (или закрытый на краткий срок и не успевший сделаться гаражом, складом, кинотеатром и т. п.), собор Рождества Богородицы имеет в себе нечто неотразимо притягательное, уютное, домашнее. Костёл Успения Девы Марии в Глубоком строился босыми кармелитами на средства фундатора Иосифа Корсака в 1639-1654 годах. В 1735 году костёл заново освятили после переустройства фасада. Очевидно, в это же время были выполнены росписи, не дошедшие до наших дней. В 1864 году монастырь кармелитов закрыли, в 1878 году переоборудованный костёл освятили как православную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1892-1895 годах над храмом возвели деревянный купол в русско-византийском стиле, сгоревший в 1944 году. В храме находится почитаемая глубокскими прихожанами икона Божией Матери - " Остробрамская " . Её первообраз находится в Вильнюсе, над городскими воротами (Острой брамой), и почитается как православными, так и католиками. В настоящее время глубокский храм Рождества Пресвятой Богородицы - кафедральный собор Полоцкой и Глубокской епархии. Этот собор - крупнейший белорусский храм, может вместить в себя до трёх тысяч человек. И приход собора соответствует его вместительности, являясь самым многочисленным в епархии. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Храм построен как католический костёл на средства Иосифа Львовича Корсака около 1643 года в стиле сарматское барокко монахами ордена кармелитов босых. В 1735 году архитектор Фонтана перестроил фасад здания, предав ему черты виленского барокко.

http://sobory.ru/article/?object=07250

В Чебоксарах сохранилась опись имущества собора Рождества Пресвятой Богородицы, датируемая 1853 годом. По ней можно представить, каким был интерьер собора. «Алтарь в церкви весь из липового ипса, жертвенник из того же материала. На горном месте образ Спасителя живописной работы. Алтарь был трехъярусный, с четырьмя колоннами и с таким же количеством пилястр по сторонам, покрашен голубой краской. Сверху царских врат – изображение сияния Духа Святого, в середине образ Благовещения, внизу по сторонам образы четырех евангелистов. По правую сторону царских врат – образ Христа с серебряным венцом, южная дверь с изображением Ветхозаветного Ангела, далее образ Рождества Пресвятой Богородицы с тремя серебряными и позолоченными венцами. С левой стороны царских врат находились: образ Божией Матери с младенцем, на северной двери Новозаветный Ангел, далее образ Святого Митрофана Воронежского – все изображения с серебряными и позолоченными венцами. Над царскими вратами образ Тайной Вечери, по правую сторону образ Преображения Господня, за ним Успения Пресвятой Богородицы и образ Рождества Христова, за ним образ Благословения Господня, далее образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В последнем ярусе иконостаса над царскими вратами были: образ Восстания из гроба Христа, наверху - Крест Христа-Спасителя, по правую сторону живописный образ Воскресения Господня, за ним образ Божией Матери Казанской, по левую сторону в киоте резной каменный образ святых мучеников Бориса и Глеба, далее изображение Святых жен-мироносиц, Скорбящей Матери, Святого Николая, Великомучеников Георгия и Дмитрия, за ними - в киоте простой столярной работы образ Усекновения главы Иоанна Предтечи (по преданию икона от царя Иоанна Васильевича). В киоте образ Сошествия в ад и Воскресения Господня, простой иконописной работы. В трапезной по правую сторону арки в киоте помещался иконописный образ Господа Вседержителя, в таком же киоте образ Иерусалимской Божией Матери; по левую сторону в киоте образ Божией Матери Иверской, а также образ Божией Матери Страстной, живописной работы. В центре храма висело трехъярусное посеребряное паникадило с 24 подсвечниками, в трапезной – двухъярусное паникадило с 14 подсвечниками. В алтаре за престолом находился трехсвечный посеребряный подсвечник».

http://sobory.ru/article/?object=04994

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010