Площадки крылец были вымощены природным камнем. Высокие порталы входов были оформлены полукруглыми профилированными архивольтами и колоннами с капителями. Боковые фасады главного объема Рождественского собора были расчленены на пять прясел спаренными высокими на пьедесталах полукруглыми колоннами с развитыми капителями композитного ордера. Три центральных прясла южного и северного фасадов (среднее из них более широкое) завершались треугольными щипцами. Эти же архитектурные элементы были использованы в завершении стен восточной и западной части здания. Поверхности стен щипцов были украшены живописными изображениями христианских святых, помещенными в круглые клейма. Высоко расположенные крупные оконные проемы с полуциркульными перемычками имели колончатые наличники с завершениями в виде разорванного треугольного фронтончика. На центральных осях северного и южного фасадов над входами в здание находились крупного размера оконные проемы венецианского типа. Окно такой же формы располагалось в колокольне над западным входом в здание. Внутреннее пространство главного объема собора было разделено четырьмя парами крестообразных столбов на три продольных нефа. Основной продольный неф и трансепт былизначительно шире боковых нефов. Подпружные арки, перекинутые между столбами, несли кирпичные крестовые своды (в основном нефе и трансепте) и световые кольца барабанов периферийных глав храмового пятиглавия. Конструктивный переход от подпружных арок столбов к стенам барабана центральной главы храма осуществлялся при помощи парусов.При устройстве стен основания барабана центральной храмовой главы был использован редкий прием, усиливавший эффект вертикального развития подкупольного пространства: стены барабана над парусами имели наклон внутрь здания. Барабан перекрывался сомкнутым восьмигранным сводом,в связи с чем, шатер центральной главы имел декоративное значение. Помещения нижнего этажа собора, судя по аналогичным церковным постройкам К.А.Тона, могли иметь плоские перекрытия по балкам.

http://sobory.ru/article/?object=33431

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами представлен известный ветхозаветный сюжет: история Лота. Лот был единственным кровным родственником Авраама, отправившимся с ним в Ханаанскую землю. Когда их хозяйства стали настолько большими, что пастухи начали спорить, где чей скот, они разошлись в разные стороны света. Лот с женой и дочерьми ушел на восток и поселился недалеко от Содома – города, который погряз во грехе. Описание В мозаичной декорации на западной стене нефа кафедрального собора  с историей Лота связаны две сцены. В первой представлены ангелы в доме Лота и он сам, выходящий из дома к жителям Содома, требующим выдать его гостей на поругание. В следующей мозаике показана гибель Содома: изображены символы бедствия — сполохи огня, разрушенные здания и множество черепов. Лот с дочерьми убегает прочь, а его жена в виде белой фигуры застыла соляным столпом. На данном мозаичном изображении жена Лота представлена уже окаменевшей, похожей на неподвижную мраморную статую  в одежде, напоминающей античные одеяния, закутанной в плащ . Лицо ее бледно и выглядит окаменевшим- эта женщина уже переступила черту, отделяющую жизнь от смерти. Художник не только передает эмоции персонажа, но и стремится вызвать соответствующие эмоции зрителя, навести его на размышления о драматизме духовного выбора между прошлым и будущим, когда в определенных обстоятельствах спасение собственной души становится не просто абстрактным моральным долгом доброго христианина, а насущной необходимостью.   История Мозаики Монреальского собора  занимают площадь 6500 м2. Они были выполнены в византийском стиле между концом 12 и серединой 13 веков как местными, так и венецианскими мастерами. Мозаичные композиции изображающие сюжеты как из Ветхого, так и из Нового Завета, расположены ярусами и разделены горизонтальными и вертикальными полосами. Сюжет с историей Лота находится в нефе, есть мнение, что иконография заимствована из Менология Василия II ( Х в.). Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/zhena-lota/

Центральный административный округ (ЦАО). Замоскворечье. Георгия Победоносца (Рождества Пресвятой Богородицы) в Ендове, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке), церковь Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). Капотня. Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Николая Чудотворца в Голутвине, церковь Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). Капотня. Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне (деревянная), церковь Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Космы и Дамиана Ассийских в Кадашах, церковь Южный административный округ (ЮАО). Даниловский. Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Богородице-Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Центральный административный округ (ЦАО). Басманный. Николая Чудотворца в Столпах, церковь (с приделом Рождества Пресвятой Богородицы) Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, церковь г. Санкт-Петербург Санкт-Петербург. Адмиралтейский район. Рождества Пресвятой Богородицы при бывшей 2-й мужской гимназии, домовая церковь Санкт-Петербург. Василеостровский район. Рождества Пресвятой Богородицы при бывшем Училищном доме в память Императрицы Екатерины II, домовая церковь Санкт-Петербург. Василеостровский район. Рождества Пресвятой Богородицы при НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта, домовая церковь Санкт-Петербург. Красногвардейский район. Рождества Пресвятой Богородицы, часовня Санкт-Петербург. Невский район. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Санкт-Петербург. Центральный район. Казанской иконы Божией Матери, кафедральный собор (с приделом Рождества Пресвятой Богородицы) Санкт-Петербург, Петродворцовый район. Стрельна. Рождества Пресвятой Богородицы в Шуваловке, церковь Санкт-Петербург. Центральный район. Рождества Пресвятой Богородицы при Богадельне Цесаревича Николая Александровича, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=49

Прилуки. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СОБОР, 1806 г. Сооружение в формах классицизма, из кирпича, оштукатуренное, побеленное, однокупольное симметричное по композиции. Крещатость в плане создается за счет ризалитов, выступающих по осям фасадов кубического объема сооружения. Ризалиты завершаются треугольными фронтонами. Западный ризалит акцентирован четы-рехколонным портиком. Все здание поднято на высокий цоколь. Объемно-пространственное решение интерьера отражает идеи классицизма: подпружные арки, несущие подбарабанное кольцо, опираются на четыре пилона. Одновременно пилоны несут архитравное перекрытие, которое поддерживают восемь колонн (по две с каждой стороны). Стенопись интерьера ампирного характера. Живопись выполнена в технике масла. Памятник — один из интересных примеров зрелого классицизма на Украине. Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 290, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен на месте старинных прилукских церквей (древнейшего в городе восьмиглавого деревянного собора Рождества Пресвятой Богородицы и церкви Святой Варвары), которые погибли во время большого городского пожара 1781 года. Деньги на строительство нового каменного соборного храма начали собирать сразу же после катастрофы, однако завершить сбор средств удалось только после того, как город получил финансирование из царской казны. Во время торжественной закладки церкви в 1806 году, в фундамент была заложена памятная доска с соответствующей надписью. Строительство храма вел черниговский мастер церковных дел Ф.Т. Заболоцкий. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в 1817 году. Храм трехпрестольный: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Варвары Великомученицы и Святого Александра Невского. Здание мурованное, кубическое в плане, церковь венчает полусферический купол на круглом барабане. Фасады декорированы фронтонами и четырехколонными портиками. В интерьере сохранились остатки масляной росписи начала XIX в. Рядом с собором находилась двухъярусная колокольня в стиле позднего классицизма. К сожалению, до наших дней это архитектурное сооружение не сохранилось. Здание было разобрано на кирпич в 30-х годах прошлого столетия. В Соборе Рождества Пресвятой Богородицы располагается отдел Черниговского областного государственного архива. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=29045

Данков. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Пресвятой Богородицы, не сохранившийся до наших дней. Собор был построен в 1628 году (данные писцовых книг г.Данкова 136 г. (1628 г.), 137 г. (1629 г.) и переписной книги Данкова 1668 г., «Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской Епархии...» священника И. Добролюбова, книги В.И. Ермакова «История города Данкова»). Первоначально он был деревянным. В 1672 году его перестроили. В 1764 году завершено возведение каменного здания собора. По некоторым данным, храм был разрушен в 1960 году. Вот что об этом говорит председатель правления районного общества краеведения С.Н. Дегтерев: «Церковь эта стояла между сегодняшней больницей и музеем. В связи со строительством поликлиники, собор было решено сломать». Про старый собор упоминается здесь Главной улицей Данкова являлась улица Московская, ибо именно по ней пролегала дорога на Москву. Здесь когда-то находился огромный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Впервые собор упоминается в писцовых книгах за 1628 г., где сказано, что в городе уже существовала деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1672 г. здание церкви укрепили и перестроили, но оно оставалось по-прежнему деревянным. И только когда старый храм окончательно пришел в негодность, церковь сломали и начали строить новый, каменный собор. В 1764 г. строительство было завершено, и вскоре состоялось освящение собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В церкви были устроены четыре престола. Центральный был посвящен Рождеству Богородицы, второй в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, третий во имя Апостолов Петра и Павла. Четвертый престол в честь Авраамия Затворника сооружен в 1750 г. помещиком майором Авраамием Ивановичем Спешневым, жившим в девяти верстах от Данкова в своем имении. В августе 1791 г. во время пожара собору был нанесен значительный урон. Пришлось начать реставрационные работы, которые затянулись до середины 19 в. Полностью храм был восстановлен лишь в 1855 г. Огромную помощь в этом оказали данковский купец Григорий Фаддеевич Лебедев и протоиерей Федор Семенович Семенов.

http://sobory.ru/article/?object=43937

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии: Опыт исследования древнерусского зодчества по губерниям академика архитектуры М.Т.Преображенского. Санкт-Петербург, Академия художеств, 1891 год. Лобготт Пипзам ?? Карта и ближайшие объекты Первая деревянная постройка церкви Рождества Богородицы была построена в 1444 году. В 1467 году на ее месте была возведена белокаменная церковь, расписанная Дионисием и Митрофаном. На ее месте по велению царя Федора Иоановича был построен в 1584-1586 годах, а в 1589 освящен новый собор с приделом великомученницы Ирины у северной стены. В 1837 году к западной стене собора была пристроена трапезная. Собор пятикупольный, четырехстолпный. Шлемовидное оформление куполов придало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, а затем был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь — придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей — царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что сделано также не случайно — собор строился под покровительством царя. Царь Федор Иоанович дважды приезжал сюда на богомолье в 1592-м и 1595 годах. Собор Рождества Богородицы – центральное сооружение монастыря, начало его истории положено во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на месте современного собора была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но уже через пару десятков лет, в 1460-х гг., вместо нее строится богатый белокаменный собор. Из жития преп. Пафнутия известно, что новый храм был расписан иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.

http://sobory.ru/article/?object=02058

Собор Пресвятой Богородицы — тихое семейное торжество В этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца 8 января, 2016 В этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца На следующий день после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы. Об этом празднике рассказывает протоиерей Игорь Прекуп. Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова , собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень , первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида , из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле. Собор Пресвятой Богородицы  Мы не располагаем точными сведениями о возникновении праздника Собор Пресвятой Богородицы. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина. Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно. Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

http://pravmir.ru/sobor-presvyatoy-bogor...

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 вересня 2006 р. 16:59 Преосвященный владыка, всечестные отцы, досточтимая матушка игумения, дорогие братья и сестры! Я поздравляю вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицыпрестольным праздником этой обители, посвященной Рождеству Преблагословенной Девы Марии. Благодарю Вас, матушка игумения, за слова Вашего приветствия, за список Донской иконы Божией Матери, с которой сражались за нашу землю русские воины. Эта обитель имеет живую связь с Куликовым полем, с битвой, которая произошла в том историческом месте и которая положила начало Государству Российскому, объединению Святой Руси вокруг Москвы, ставшей Первопрестольным градом нашего Российского государства. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы полагает начало всем церковным праздникам, связанным с искупительным подвигом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Рождение Пресвятой Богородицы является плодом усердных молитв святых праведных Иоакима и Анны, снятием того поношения, которое испытывали они, не имея возможности чадородия. Радость, которая пришла к супругам, не ограничилась узким кругом одной этой семьи и рамками семейного праздника. Радость эта явлена всему миру, потому что родилась Та, Которая вместила пришедшего в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому и почитается праздник Рождества Пресвятой Богородицы как начало искупительного подвига, совершенного Господом и Спасителем «нас ради человек и нашего ради спасения». Сегодня мы пребываем в храме, в обители, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы. Многие из вас сегодня причастились Святых Христовых Тайн, и я поздравляю всех причастников. Матушку игумению и насельниц обители поздравляю особо — с престольным праздником обители. А всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником, с Рождеством Пресвятой Богородицы! Благодарю владыку Амвросия , всех священнослужителей, которые разделяли с нами Божественную литургию в этом древнем храме, стены коего помнят многие поколения наших соотечественников, молившихся здесь, начиная от вдов героев Куликовской битвы. Эта намоленность храма всегда ощущается здесь, несмотря на то, что собор был разрушен, осквернен и на время молитва в нем была прекращена. Но сегодня сила возобновленной молитвы, которая возносится трудами и заботами матушки игумении, насельниц обители, трудами православных верующих, вновь чувствуется здесь, в этом древнем московском храме, в обители рождества Пресвятой Богородицы. С Праздником всех вас! Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203647...

В 1924 г. монастырь был закрыт, в нем разместили колонию для преступников. В 1930 г. собор разрушили. На его месте построили школу. Ныне Зачатьевский женский монастырь возобновлен в нескольких уцелевших монастырских зданиях. Школу снесли, и на ее месте вновь возводится собор Рождества Пресвятой Богородицы. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в современном виде - это 5-ый собор за всю историю монастыря. Первым был деревянный храм, построенный при святителе Алексии. В 1514 году иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Этот монастырский храм сгорел во время большого московского пожара в 1547 году. Третий собор был построен в конце XVI века царем Федором Иоанновичем, собор просуществовал до конца XVIII - начала XIX века. К тому времени он пришел в обветшалое состояние, был разобран. На его месте, воздвигли в готическом стиле по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова четвёртый собор. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1934 г. собор и колокольня были взорваны. В 2006-2010 гг. выстроен новый, 5-ый собор Рождества Пресвятой Богородицы, освящён 25 ноября 2010 года. С 1807 по 1934 год в центре обители возвышался массивный собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Зачатия праведной Анны. Смотрелся он довольно экзотически; необычность храму сообщало исполнение в духе псевдоготики, в которой с той или иной степенью смелости экспериментировали отечественные зодчие на рубеже XVIII-XIX веков. Обычно псевдоготика свойственна романтическому направлению в архитектуре; в Рождество-Богородицком же соборе она придала сооружению монументальность. Мощный подкупольный восьмерик с четырьмя " ужатыми " гранями - почти куб - обрамляли четыре башенки, перекликавшиеся с колокольней. В 1925 году в Зачатьевском монастыре отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, а через два года обитель закрыли, на некоторое время превратив в тюрьму. Приговор памятникам архитектуры вынесли в 1934 году. Собор с колокольней уничтожили, с Духовской больничной церкви сняли " верх " , к счастью надвратный Спасский храм устоял. На освободившемся месте выстроили школьные здания. В новейшее время монастырь, получивший статус ставропигиальной обители, начал восстанавливаться. Заново возвели купол Духовской церкви, но когда очередь дошла до собора, выяснилось, что возрождать его в прежнем виде не будут. Не понравилось, очевидно, " нерусское " готическое исполнение, которое сочли неподходящим для ставропигиального монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=15057

Пояс Пресвятой Богородицы доставлен в Александро-Невский кафедральный собор 4 ноября, 2011. Редакция " Правмира " 4 ноября прибывший в Нижний Новгород Пояс Пресвятой Богородицы доставлен в Александро-Невский кафедральный собор. 4 ноября. ПРАВМИР. 4 ноября прибывший в Нижний Новгород Пояс Пресвятой Богородицы доставлен в Александро-Невский кафедральный собор. Святыню сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, председатель попечительского совета Фонда апостола Андрея Первозванного Владимир Якунин, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова), духовенство Нижегородской епархии. В российских городах, где пребывает Пояс Пресвятой Богородицы, проводятся мероприятия в рамках программы «Святость материнства», реализуемой Фондом апостола Андрея Первозванного и Центром национальной славы. Программа направлена на защиту традиционных семейных ценностей, преодоление демографического кризиса и депопуляции страны. В частности, в некоторых городах будет предусмотрено принесение святыни в Центры защиты материнства и детства, которые оказывают материальную, психологическую, юридическую помощь беременным женщинам, содействуя отказу от совершения аборта. Благодаря деятельности таких центров уже сохранены тысячи жизней. Татьяна Фалина, Нижегородская епархия Когда и в каких храмах будет Пояс Пресвятой Богородицы? Нижний Новгород, Дивеево — 4–6 ноября Александро-Невский собор, доступ круглосуточно Дивеево — 6 ноября – 7 ноября Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь Саранск — 7–10 ноября Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова Самара — 10–12 ноября Покровский кафедральный собор Волгоград 12-13 ноября Ростов-на-Дону — 13–16 ноября Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ставрополь 16-17 ноября Калининград — 16–19 ноября Место точно не объявлено, скорее всего — собор Христа Спасителя на площади Победы

http://pravmir.ru/poyas-presvyatoj-bogor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010