Фланкированный высокими башнями с ярко выдержанной ярусностью, он доминирует в ансамбле площади. Особое изящество ему придаёт уступчатый фронтон, роднящий его с фасадами, характерными для виленского барокко. Фронтон выполнен безусловно гениальным архитектором. Также украшением собора являются тяжёлые входные двери, оформленные искусной резьбой. Они остались ещё с того времени, когда православный собор был костёлом. Ярусные башни главного фасада, убранные колонками, пилястрами, нишами, широкими профилированными карнизами, увенчаны ныне небольшими псевдовизантийскими главками с восьмиконечными крестами. С тыла собор производит совсем иное впечатление. Что-то архаичное, замковое видится в нём. И могучая, " осязаемая глазом " толщина стен подавляет всякое воспоминание об ажурном, невесомом фасаде. Сразу видно, что здание строилось в эпоху, когда в этом европейском углу было ещё не до рокайльных сантиметров. Разительный контраст лицевым башням составляют тыльные, с их монотонным оформлением, лишь подчёркивающую суровую, " неразбавленную " четырёхгранность. Легко представить себе, какое впечатление мог произвести на простого обывателя интерьер Успенского костёла в его " кармелитские " времена. Дивные росписи, о которых очевидцы вспоминают как об " акварельных " (надо думать, что это было нечто в духе Тьеполо), сияние золочёных элементов, высокие, как бы парящие в небесах своды, - всё это непременно оказывало своё влияние на душу простолюдина. " Если это здание, - пишет автор заметки в " Литовских епархиальных ведомостях, - рассматривать в соединении с бывшим богатством и самым изысканным украшением его внутри, то нисколько не удивительно, что обаяние его на религиозное чувство и мысль народа было громадно и по последствиям для православия этой местности крайне соблазнительно " . На православную переориентацию костёла ушло 27 000 рублей серебром казённых денег. Увы, многое было выполнено без оглядки на художественную ценность убранства, однако и в теперешнем своём виде интерьер Богородице-Рождественского собора способен действовать " обаятельно " .

http://sobory.ru/article/?object=07250

В четверток вечера на стиховне Крестобогородичен: Не рыдай Мене, Мати,/зрящи на Древе повешена Твоего Сына и Бога,/на водах Повесившаго всю землю неодержимо/и всю тварь Создавшаго;/ибо воскресну и прославлюся,/и адова царствия сокрушу крепостию,/и погублю того силу,/и связанныя избавлю от злодейства его, яко Благоутробен,/и Отцу Моему приведу, яко Человеколюбец. В пяток утра на стиховне Крестобогородичен: На Кресте Тя яко узре пригвождена, Господи,/Агница и Мати Твоя дивляшеся,/и что видение сие взываше, Сыне вожделенне?/Сия Ти неверный собор воздаде беззаконный,/иже многих Твоих чудес насладивыйся?/Но слава неизглаголанному сошествию Твоему, Владыко. В пяток вечера Богородичен: Свеще неугасимая, престоле праведный,/Пречистая Владычице,/моли спастися душам нашим. В субботу утра Богородичен: Едина Чистая и Пречистая Дево,/Яже Бога безсеменно рождшая,/моли спастися душам нашим. Глас 5 В неделю вечера Богородичен: Страшно, и преславно, и велие таинство,/Невместимый во чреве вместися/и Мати по Рождестве паки пребысть Дева:/Бога бо роди, из Нея воплощенна./Тому возопиим, Тому песнь рцем,/со Ангелы воспевающе:/Свят еси, Христе Боже,/Иже нас ради вочеловечивыйся, слава Тебе. В понедельник утра Богородичен: Обрадованная, ходатайствуй Твоими молитвами/и испроси душам нашим множество щедрот/и очищение многих прегрешений, молимся. В понедельник вечера Богородичен: Утоли болезни/многовоздыхающия души моея,/утолившая всяку слезу от лица земли:/Ты бо человеков болезни отгониши/и грешных скорби разрушаеши./Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,/Пресвятая Мати Дево. Во вторник утра Богородичен: Обрадованная, ходатайствуй Твоими молитвами/и испроси душам нашим множество щедрот/и очищение многих прегрешений, молимся. Во вторник вечера на Господи воззвах: Крестобогородичен: Избавление нас ради и цену великую,/Пречистую Кровь Твою изволил еси дати,/Безгрешне Христе мой,/всем хотя спасение получити./Темже Тя зрящи пригвождена Мати Твоя,/рыдающи, власы терзаше Своя, глаголющи:/Чадо, Агнче Всенепорочный,/мир хотя избавити Честною Твоею Кровию,/от очию Моею како зашел еси, Спасе,/Незаходимое Солнце,/Иже всем подаяй просвещение,/и мир, и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне, Богородичен: Вся, паче смысла: НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святаго, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-м стихословии седален, глас 1: Божественное желание возлюбив/и жилище быв Святому Духу,/пречестными чудесы сияя, благочестиве Артемие,/со Ангелы веселяся и с мученики пребывая,/молися Христу Богу, мир мирови испроси/ и душам нашим велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: Упование христианом, Пресвятая Дево,/Егоже родила еси, Бога, паче ума и слова,/непрестанно моли с Вышними силами и с преподобным Артемием/дати оставление грехом нашим. По 2-м стихословии седален, глас 3: Память твою всесветлую возвеличим днесь/ и песньми Божественными ликование составим, всечестне Артемие:/ты бо Небесныя дары приемлеши,/имиже подаеши недуг исцеления приходящим к тебе с верою,/ и молишися к Богу, да подаст мирови велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: Чистоте Твоей, Богорадованная,/Архангел Гавриил предстоя дивляшеся и вопияше:/о Невесто Неискусобрачная, Отроковице Неблазненная,/како Ти изреку прежде век сокровенную тайну?/Ты бо еси Небесным и земным соединение./Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. По Хвалите Имя Господне: величание: Величаем тя,/страстотерпче Христов, Артемие,/ и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Псалом избранный: Бог нам прибежище и сила: По полиелеи седален, глас 8: Явился еси чуден и предобр угодник Небеснаго Царя,/просвещая на земли живущия чудесы твоими, Богомудре Артемие;/сего ради приходящии к тебе облобызают честно мощи твоя/ и верою почерпают исцеление от неисчерпаемаго источника./Темже, преславне Артемие,/моли Христа Бога спасти души наша. Слава, и ныне, Богородичен: Яко Деву и едину в женах, Тя без семене рождшую Бога плотию,/вси ублажаем, роди человечестии:/Огнь бо вселися в Тя Божества,/ и яко Младенца питаеши Зиждителя и Господа./Темже, ангельский и человеческий род, достойно славим пресвятое рождество Твое/и согласно вопием Ти:/моли Христа Бога грехов оставление даровати/покланяющимся верою пресвятому рождеству Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Алтарная часть - квадратная в плане, над кубовидным нижним объемом, перекрытым сомкнутым сводом, возвышается высокий восьмерик с декоративной главой барочной формы с невысокой главкой. Древняя кладка четверика продолжается в стенах восьмерика на высоту до 3 м. В толще стены сделаны небольшого диаметра винтообразные каналы, благодаря которым, находясь в верхнем помещении над сводом, можно слышать, что происходит в нижнем. Снаружи стены четверика декорированы четырьмя рядами ширинок-кессонов, расположенных в шахматном, порядке, широким поясом трехступенчатых ниш в виде равнобедренных треугольников с узким " городчатым " пояском над ними и завершены аттиком с тремя декоративными закомарами с восточной стороны. Окна, расположенные в нижней части четверика, прорезаны позднее, при этом частично разрушены ширинки-кессоны. Центральный объем церкви - квадратный в плане, восьмерик на четверике. Четверик - кубообразный, восьмерик одной ширины с четвериком, перекрыт срезанным сомкнутым сводом, завершен барочной главой со световым фонарем, увенчанным главкой грушевидной формы. Переход от четверика к восьмерику осуществлен системой конических арочек сводов. На западном и южном фасадах четверика - перспективные порталы, на каждом фасаде - пилястры и три окна. Над окнами проходит горизонтальный пояс, который вместе с расположенным выше карнизом придает этой части стен вид аттика. Углы восьмерика декорированы пучками полуколонн, в каждой грани - окно, обрамленное наличником. В подклети центрального объема, перекрытого системой сомкнутых с распалубками сводов, опирающихся на стены и квадратный столб, размещалась трапезная с входом с западной стороны. Придел - самый низкий из трех объемов, прямоугольный в плане, трехкамерный, вытянутый с запада на восток, с восьмериком над средней камерой, перекрытым сомкнутым сводом, завершенным барочной главой с декоративной главкой. Переход от четверика к восьмерику повторяет подобную конструкцию в центральном объеме, но с металлическими стяжками. Восточная и западная камеры перекрыты сомкнутым сводом.

http://sobory.ru/article/?object=32661

Во вторник вечера на стиховне Крестобогородичен: На Кресте Тя воздвижена, Христе мой,/яко виде Агница, Рождшая Тя, и Непорочная, и Мати Твоя,/рыдаше с плачем и вопияше:/не покажи Мя безчадну,/Юже сохранил еси Чисту и по рождестве. В среду утра на стиховне Крестобогородичен: Зрящи Тя висяща на Древе Всенепорочная, Христе мой Преблагий,/рыдающи вопияше матерски:/Сыне Мой Вселюбезнейший,/како собор беззаконный на Древе Тя осуди? В среду вечера Богородичен: Вельми согрешающа мя, Отроковице,/исхити великою Твоею молитвою пламене нужднаго/и исправи, Чистая, Твоими мольбами,/ко спасенным стезям наставляющи мя/матерними Твоими молитвами. В четверток утра Богородичен: Без семене зачала еси/от Духа Святаго,/и, славословяще, воспеваем Тя:/радуйся, Пресвятая Дево. В четверток вечера на Господи воззвах: Крестобогородичен: Мир помилован бысть, Слове, распятием Твоим,/тварь просветися, языцы спасение обретоша, Владыко,/вопияше Пречистая:/Аз же ныне растерзаюся,/зрящи Твою вольную страсть. В четверток вечера на стиховне Крестобогородичен: Зрящи Тя Всенепорочная воздвижена на Древо,/Христе мой Преблагий,/плачущи вопияше матерски:/Сыне Мой Вселюбезный!/Како сонм беззаконный на Кресте Тя воздвиже? В пяток утра на стиховне Крестобогородичен: Зрящи из Тебе Рожденнаго, Всенепорочная,/повешена на Древе,/восклицаше вопиющи:/Сладкое Мое Чадо,/где Твоя зайде доброта светоносная,/добро Сотворившаго роду человеческому? В пяток вечера Богородичен: В женах Святая Богородице,/Мати Безневестная,/моли, Егоже родила еси, Царя и Бога:/да спасет нас яко Человеколюбец. В субботу утра Богородичен: Без семене зачала еси/от Духа Святаго,/и, славословяще, воспеваем Тя:/радуйся, Пресвятая Дево. Глас 4 В неделю вечера Богородичен: Радуйся, Света облаче;/радуйся, свещниче светлый;/радуйся, ручко, в нейже манна;/радуйся, жезле Ааронов;/радуйся, купино неопалимая;/радуйся, чертоже; радуйся, престоле;/радуйся, горо святая;/радуйся, прибежище;/радуйся, Божественная трапезо;/радуйся, двере тайная;/радуйся, всем радосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Неделя пред Рождеством Христóвым; святых отéц Прокимен, глас 4, песнь отцéв: Благословéн еси, Гóсподи Бóже отéц нáших,/и хвáльно и прослáвлено Имя Твоé во вéки. Стих: Яко прáведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Ко евреем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Вéрою обитáл Авраáм на землé обетовáнной, как на чужóй, и жил в шатрáх с Исаáком и Иáковом, сонаслéдниками тогó же обетовáния; ибо он ожидáл гóрода, имéющего основáние, котóрого худóжник и строитель Бог. Вéрою Авраáм, бýдучи искушáем, принёс в жéртву Исаáка и, имéя обетовáние, принёс единорóдного, о котóром было скáзано: в Исаáке наречётся тебе сéмя. Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить, почемý и получил егó в предзнаменовáние. Вéрою в бýдущее Исаáк благословил Иáкова и Исáва. Вéрою Иаков, умирáя, благословил кáждого сына Иóсифова и поклонился на верх жезлá своегó. Вéрою Иосиф, при кончине, напоминáл об исхóде сынóв Изрáилевых и завещáл о костях своих. Вéрою Моисéй по рождéнии три мéсяца скрывáем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрáсно, и не устрашились цáрского повелéния. И что ещё скажу? Недостáнет мне врéмени, чтóбы повествовáть о Гедеóне, о Варáке, о Самсóне и Иеффáе, о Давиде, Самуиле и других прорóках, котóрые вéрою побеждáли цáрства, творили прáвду, получáли обетовáния, заграждáли устá львов, угашáли силу огня, избегáли острия меча, укреплялись от нéмощи, были крепки на войнé, прогоняли полки чужих; жёны получáли умéрших своих воскрéсшими; иные же замучены были, не приняв освобождéния, дáбы получить лýчшее воскресéние; другие испытáли поругáния и побóи, а тáкже узы и темницу, были побивáемы камнями, перепиливаемы, подвергáемы пытке, умирáли от мечá, скитáлись в милотях и кóзьих кóжах, терпя недостáтки, скóрби, озлоблéния; те, котóрых весь мир нé был достóин, скитáлись по пустыням и горáм, по пещéрам и ущéльям земли. И все сии, свидéтельствованные в вéре, не получили обéщанного, потомý что Бог предусмотрéл о нас нéчто лýчшее, дáбы они не без нас достигли совершéнства. ( Евр. 11:9–10, 17–23; 32–40 )

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

При строительстве собора XIII в. были широко использованы строительные материалы разобранного более древнего здания. Новый материал — тесаный камень — употреблялся главным образом для облицовки стен, а внутри стен в большом количестве имеются плинфы. Местами в нижних частях стен встречены даже целые блоки кирпичной кладки Мономахова собора. Уровень пола собора XIII в. на 2.15 м выше пола собора Мономаха. Основной строительный материал собора XIII в. — слегка кремовый по цвету туф. Поверхность стен, по-видимому, промазывали с фасада известковым раствором. Более плотный известняк предназначался для цоколя, лопаток, полуколонок, апсид, порталов, аркатурно-колончатого пояса, т. е. частей здания, требующих точной и чистой обработки. Очевидно, значительное количество резных деталей имелось в несохранившейся верхней части здания; некоторые фрагменты этой резьбы были найдены использованными в XVI в. при ремонте цоколя собора. Полы храма были выстланы поливными керамическими плитками. В соборе уцелели фрагменты фресковой росписи, законченной в 1233 г. В западном портале собора и в портале южного притвора сохранились «писанные золотом» врата, сделанные в XIII в. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 1, с. 27-32; т. 2, с. 19-42; Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. — М., 1975; Дубинин А.Ф. Из истории изучения Суздальского собора. — СА, 1972, 2, с. 139-148; Власов И.И. Живопись 1233 г. в диаконнике Рождественского собора Суздаля и ее реконструкция. — СА, 1976, 1, с. 220; Варганов А. Д. 1) Еще раз о Суздальском соборе. — СА, 1977, 2, с. 249-255; 2) История одного здания. — В кн.: О крае родном. — Ярославль, 1978, с. 19-29; 3) Отчет о работах в Суздале. — Арх. ЛОИА, ф. 35, on. 1, 1940, 20; Афанасьев К.Н. Построеппе архитектурной формы…, с. 182-184; Овчинников А.Н. Суздальские Златые врата. — М., 1978. Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. - Ленинград: Наука, 1982. – 136 с. – (Археология СССР. Свод археологических источников. – Вып. Е1-47

http://sobory.ru/article/?object=00195

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами сюжет из книги Бытия. Учение о сотворении жены из ребра Адама – вопрос  таинственный, находящийся выше человеческого разумения. Не случайно здесь действовали не силы природы, не ангелы, даже не Адам (который пребывал в крепком сне – см.: Быт.2:21 ), но Сам Бог.   Бог создает Еву из ребра, потому что это самая близкая часть к сердцу мужчины. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт. 2: 23 ). Описание   На представленной мозаике показано сотворение женщины. Мы видим здесь Адама, пребывающего во сне, который навел на него Господь, Ева изображена с длинными волосами, ниспадающими на ее плечи и спину, руки она протягивает к Господу. Бог-Отец со свитком Завета в руке создает благословляет первых людей, восседая на небесной сфере. Это указание на то, что Он является Вседержителем, Творцом неба и земли. В Раю мы видим два древа – древо Жизни, древо познания Добра и Зла, оба древа с плодами – смоквами.  Дерево как таковое — это знак жизни. Такой древний и традиционный символ, как древо жизни, указывает на бессмертие, а древо познания добра и зла знаменует моральный выбор. Ева, протягивает руки к Господу, как бы приветствуя Его, отвечая на Его благословение. Мастер изображает ее движение как эмоциональный порыв, показывая, тем самым, ее отличие от мужчины – Адама, для которого свойственна рассудочность. Тем самым изначально Адама и Ева дополняют друг друга. Символичен в данной мозаике и образ горы в Раю, которая символизирует предназначение человека быть образом и подобием Бога, возрастая в богопознании. Гора – символ Духа, духовного восхождения. Мастер изображает ее условно, как бы в разрезе. Адам одновременно как бы лежит и парит на фоне этой горы – это мы видим по его положению: он лежит как бы в воздухе, над холмом, в этот момент из его ребра рождается Ева – мы видим, что ее фигура изображена без ног, она также, как и Адам как бы парит в воздухе. История Мозаики на сюжеты из книги Бытия расположены в два яруса по стенам главного нефа. Выполнены между 1183 годом (год завершения строительства собора) и 1189 годом (год смерти Вильгельма II Доброго). Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/sotvorenie-evy-iz-r...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет иллюстрирует библейское повествование, являясь продолжением истории двух братьев — Каина  и Авеля: «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» ( Быт.4:8-9 ). За этим кратким повествованием стоит начало длинного пути человечества от рабства греху к свету Евангельского спасения. Убийство Каином своего родного брата Авеля стало первым в истории человечества тяжким преступлением, иллюстрирующим поврежденность грехом человеческой природы, произошедшей вследствие грехопадения Прародителей. Описание Данная мозаика является продолжением сцены жертвоприношения Каина и Авеля, о чем свидетельствует надпись на золотом фоне латинскими буквами: Каин убивает Авеля. Сцена убийства Каином Праведного Авеля происходит на фоне горного пейзажа: перед нами изображены две горы, покрытые снегом, которые образуют четкий ритм. Действие разворачивается слева направо: мы видим восходящего на гору Каина: замахнувшись дубиной, он готов обрушить удар на голову своего брата, который падает, пытаясь правой рукой оградить себя от сокрушительного удара. На его голове мы видим глубокую кровоточащую рану, кровь капает на плечо и грудь. Светлый лик Авеля исполнен страдания, он одновременно пытается защититься от удара и предотвратить преступление своего брата. В нем нет ни зависти, ни злобы, а только боль и горькое сожаление от вероломного преступления своего единокровного брата. Напротив, Каин исполнен злобной решимости довести дело до конца, его рука с огромной дубиной занесена над братом, на лице убийцы нет ни тени раскаяния. Мы видим тот же беспокойный ритм в движениях фигур, развевающийся плащ Каина, стоящего в трех-четвертном развороте к зрителю и напротив, робкие попытки противостоять обидчику в движении рук и развороте корпуса тела у Праведного Авеля. Как и в предыдущей сцене, действие построено на контрасте, мастер передает в фигурах двух братьев глубокий психологизм, развивая дальше тему страдания и жертвы. Над главой многострадального Авеля, на горе мы видим вечнозеленое дерево как символ жизни, символ духовного воскресения. Авель прообразует собой Христа, восшедшего на Крест ради спасения всего человечества. Жертва Авеля, принесшего свой высший дар Богу – жизнь, дает параллель с жертвой Иисуса Христа. Ревность и зависть Каина, покусившееся на убийство намекает зрителю на действия иудеев, не принявших Спасителя, возревновавших к Нему ради собственного тщеславия и гордости. История

http://azbyka.ru/art/ubijstvo-avelya-kai...

Инженерно-археологическими изысканиями были выявлены два хорошо сохранившихся конструктивных элемента подземной части собора, выполненных из белокаменных блоков: 1 - лента фундамента южной стены основного объема собора и 2 - ленты фундаментов южной и восточной стен южной галереи с фрагментарными остатками нижнего пояса кирпичной кладки стены. Эти два конструктивных элемента как нельзя лучше сохранили следы деформационных процессов всех трех выделенных периодов, причем, первый испытал полное воздействие нагрузки от всего объема здания собора в двух периодах, за исключением периода с момента разборки старого здания и до возведения нового собора, в течение примерно 740 лет. Фундаменты же южной стены южной галереи испытывали полную конструктивную нагрузку только в первый период существования собора. Вот некоторые данные, свидетельствующие о развитии оползневого процесса. Так, если принять отметку верхнего обреза юго-западного угла здания за начальную точку отсчета оползневой осадки ленты фундамента, то его юго-восточный угол опустился за весь период на 0,56 м. Выделяя конструктивную линию верхнего обреза ленточного фундамента южной стены южной галереи по маячным блокам верхней версты фундамента, была выявлена аналогичная закономерность его осадки. Общая величина оползневой осадки ленты фундамента галереи составляет 0,22 м, то есть менее чем в два с половиной раза по сравнению с лентой фундамента основного объема. При этом следует подчеркнуть, что лента фундамента южной стены южной галереи по сравнению с лентой фундамента южной стены основного объема имела меньшую нагрузку и действие ее ограничивается первым периодом деформационных процессов, действующих на 70 с лишним лет меньше. Значительная разница в величине оползневой осадки двух лент фундаментов объясняется еще двумя обстоятельствами. Как известно из механики грунтов, при снятии нагрузки с сжимаемой толщи основания только небольшая часть деформации осадки восстанавливается. При новом приложении этой же нагрузки деформации осадки развиваются заново, а суммарная деформация от двух приложений одной и той же нагрузки значительно превышает первоначальную осадку. Вторым существенным обстоятельством, объясняющим существующую разницу в осадках рассматриваемых фундаментов, является относительный подъем фундамента южной стены южной галереи от действия криогенных процессов в сезонно промерзающих грунтах. Инженерно-археологические исследования кроме рассмотренных свидетельств развития оползневого процесса в грунтовом массиве возвышенности территории монастыря выявили соответствующие конструктивные особенности. Так, восточная стена абсиды собора имела мощные кирпичные контрфорсы, свидетельствующие о попытках и ранее удержать от развивающегося крена стены.

http://sobory.ru/article/?object=02747

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010