Тов. Орлов докладывает, что переход быв. дух[овных] учебн[ых] заведений в ведение Комис[сариата] народного просвещения задерживается ввиду отсутствия кредитов на указ[анные] учебные заведения. Кредитов же на вновь открываемые школы по § 7 и 8 недостаточно. Тов. Орлов сообщает, что духовн[ые] учебн[ые] заведения содержались на синодальн[ые] субсидии и на местные епархиальные средства. Тов. Гройним предлагает испросить в Государственном казначействе в виде аванса суммы, отпускавшиеся на быв. духовные учебные заведения, указав, что эти суммы принадлежат Комиссариату народного просвещения, и затребовать остающиеся деньги по составлении обоснованной сметы. Тов. Познер предлагает поручить секции духовных учебных заведений в недельный срок представить в отдел единой школы: 1) проект Декрета о закрытии духовных учебных заведений и 2) смету для затребования аванса на открываемые школы. [Постановили] IV. Предложить секции духовных учебных заведений в недельный срок представить в отдел единой школы проект Декрета о закрытии духовных учебных заведений и смету для затребования в Государственном казначействе аванса на открываемые школы. Н. Покровский ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 41 (ч. I). Л. 90 об. – 91. Копия. VII.37. Проект постановления Народного комиссариата по просвещению РСФСР о специальных духовных учебных заведениях 31 июля 1918 г. 1357 Проект постановления о специальных духовных учебных заведениях I. Государственная комиссия по просвещению подтверждает право рел[игиозной] 1358 церкви подготовлять священно- и церковнослужителей в специальных учебных заведениях, руководствуясь всеми относящимися сюда декретами, в частности § 9 Декрета от 23 января 1918 г. (Собр. узак. [и] расп[оряжений], 18, ст. 263). II. Принимая во внимание: а) что церковь , не пользуясь правом юридического лица, не может иметь какую-либо собственность; б) что здания духовных учебных заведений, их оборудование библиотеками и инвентарем и т. д. созданы, как общее правило, не только на специальные средства церкви, но и на общегосударственные средства (правосл[авные] духовные учебные заведения);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свящ[енник] Н. Карташев оглашает текст адреса архиепископу Агафодору. Оба предложения кн[язя] Г. Трубецкого единогласно принимаются Собором, а равно и текст адреса. Епископ Гермоген как докладчик отдела о духовно-учебных заведениях осведомляет Собор о работах отдела. Рассмотрению отдела подвергались, главным образом, вопросы о материальном положении духовно-учебных заведений, причем выяснилось, что мужские духовно-учебные заведения, по сравнении с женскими, находятся в более благоприятном материальном положении. Так, в Донской области они содержатся всецело на средства казны, в Ставрополе, Екатеринодаре и Владикавказе частью на местные, частью на казенные средства, удовлетворяющие все их нужды. Женские же епархиальные училища, за исключением Донского, которое получает субсидию из войсковых сумм на штатные классы, содержатся на местные средства, поступающие крайне неаккуратно и не в достаточном количестве. На основании этого отдел пришел к заключению о необходимости ходатайства пред Добровольческой армией о приеме всех духовно-учебных заведений – как мужских, так и женских – целиком на средства казны. Из вопросов педагогического характера возбуждались следующие: 1) о введении в круг семинарских наук церковного красноречия и 2) о введении в круг учебных предметов отчизноведения. По первому вопросу отдел, принципиально соглашаясь с предложением, ввиду отсутствия материальных средств, постановил улучшить пока преподавание гомилетики, а по второму вопросу признал необходимым введение отчизноведения в круг учебных предметов не только духовно-учебных заведений, но и светских. По докладу председателя Ставропольского епархиального училищного совета отдел имел суждение по вопросу о церковно-приходских школах, причем выяснилось, что на Дону и Кубани все церковно-приходские школы переданы в Министерство народного просвещения, а в Ставропольской губ[ернии] часть школ передана министерству, 150 же школ состоит в ведении Училищного совета. Положение учащих в этих последних школах было крайне бедственное, т. к. с прекращением кредитов от казны они полгода оставались без жалованья, обреченные буквально на нищету, и лишь благодаря ходатайству протопресвитера Г. Шавельского кредиты на этот предмет восстановлены на время. Поэтому необходимо принять меры к полному и надежному обеспечению сих школ. Принимая же во внимание важное значение церковно-приходских школ в деле воспитания русского народа в духе веры и любви к Родине, отдел находит необходимым возвращение в ведение Церкви всех церковно-приходских школ. Ввиду того что здания духовно-учебных заведений во всех епархиях реквизированы военным ведомством, отдел считает необходимым возбудить ходатайство пред высшим командованием Добровольческой армии об освобождении от реквизиции в каждом городе хотя бы по одному зданию, дабы в нем иметь возможность заниматься в несколько смен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тяготы военного времени отразились и на качестве питания воспитанников. Во время войны в Олонецкой семинарии, по данным ректора протоиерея Николая Чукова (впоследствии митрополит Григорий Ленинградский), подавались: «На обед в неделю – суп с мясом два раза, осетровые щи один раз, уха из сухой рыбы три раза и уха из свежей рыбы один раз. Это на первое блюдо. На второе: форшмак два раза, жареный картофель два раза, картофельные котлеты один раз и гречневая каша два раза. На ужин в неделю мы давали: горох три раза, суп с мясом один раз, винегрет и уху из сухой рыбы два раза, грибной суп и гречневую кашу по одному разу. … Из сравнения стоимости продовольствия в одну из праздничных недель (масленицу) 1913 года с обыкновенной неделей 1917 года (511 рублей 24 копейки – первое и 1189 рублей 23 копейки вторая) видно, что в 1917 году содержание стоило в два с лишком раза дороже при уменьшившемся количестве и ухудшившемся качестве питания. … Правлению с трудом приходилось сводить концы с концами в финансовом отношении, а своекоштным воспитанникам пришлось даже уехать к родителям из-за дороговизны содержания и там заниматься учебными предметами в течение этого (1917) года» (31.С.30-31). На заседании 18-го августа 1915-го года Святейший Синод утвердил правила, которыми надлежало руководствоваться при устройстве на новых местах эвакуированных духовных учебных заведений. Согласно этим правилам, предписывалось начальствам этих учебных заведений «немедленно входить в сношения с начальствами духовно-учебных заведений тех городов, куда они эвакуированы, по вопросу о том, возможно ли в зданиях сих заведений устроить учебные занятия для воспитанников эвакуированных духовно-учебных заведений» (28.С.248). В случае невозможности организовать занятия, учащихся эвакуированных учебных заведений разрешалось принимать в духовные школы по новому месту жительства, даже сверх комплекта, причем разрешалось организовывать вторые смены и параллельные отделения. Преподаватели эвакуированных учебных заведений направлялись Учебным Комитетом для «временного исполнения обязанностей на вакантные в других духовно-учебных заведениях должности» (28.С.250-251).

http://bogoslov.ru/article/4309741

К концу 2016 года комиссией был подготовлен проект документа «Монашеские общины при духовных учебных заведениях, миссиях и церковных учреждениях». Согласно разделу 6.6 Положения о монастырях и монашестве, принятого Архиерейским Собором 2017 года: «постриги в духовных учебных заведениях совершаются на основании особого положения» (раздел 6.6 Положения). В связи с этим Священный Синод в своем заседании от 28 декабря 2017 года поручил комиссии Межсоборного Присутствия по организации жизни монастырей и монашества «разработать документ, регламентирующий практику монашеских постригов в духовных школах». В связи с этим комиссией было принято решение разработать документ, объединяющий данную тему и тему организации монашеских общин при духовных учебных заведениях. Проект такого документа был подготовлен комиссией, после чего разослан в епархии для обсуждения летом 2018 года. Затем с учетом полученных отзывов тема рассматривалась в рамках мероприятий, организуемых Синодальным отделом по монастырям и монашеству (в июле 2019 года на круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», в ноябре 2019 года — в рамках Межрегионального совещания монашествующих из епархий ПФО). По итогам обсуждения и с учетом задержек, обусловленных эпидемической обстановкой, документ был существенно доработан к осени 2021 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Положение о монашеских постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях и направить его в епархии к исполнению. 2. Поручить Учебному комитету Русской Православной Церкви и Синодальному отделу по монастырям и монашеству наблюдать за исполнением Положения в ходе плановых и внеплановых инспекций епархиальных духовных учебных заведений и обителей. 3. Управлению делами Московской Патриархии по завершении следующего 2022/2023 учебного года представить Предстоятелю Русской Православной Церкви информацию о применении Положения в духовных учебных заведениях на территории России.

http://patriarchia.ru/db/text/5910999.ht...

В сей Грамоте училище Киевобратское именовано только просто училищем или школами, а уже в Грамоте Царя Петра Алексеевича 1701 г. Сентября 26 названо Академиею и дано ей право самой и Киевскому Митрополиту судить студентов, а не Гражданскому Начальству 235 . С того времени Гетман Мазепа своим иждивением построил монастырскую каменную большую церковь и каменные школы, над коими в 1755 г. по плану Архитектора Шейдена Преосвященным Архиепископом Киевским Рафаилом Заборовским на сборные от вкладчиков деньги надстроен вторым этаж с колоннадою и к нему пристроена каменная Конгрегационная Благовещенская церковь . А в 1763 г. Преосвященный Митрополит Арсений Могилянский построил особую на берегу Днепра (где ныне Семинария) бурсу и помогал содержанию ее своим иждивением. В 1742 г. положено на сию Академию жалованье по 200 рублей из Малороссийского Войскового Казначейства, а в 1766 году по 500 рублей. Но поскольку всего сего было мало, то продолжались еще вышепомянутые способы содержания почти до 1786 г., в коем на Академию Высочайше повелено отпускать по 8400 рублей на год и с тех пор прекратились все испрашивания подаяний. Училищное в сей Академии Начальство от основания оной до 1700 г. состояло только из Ректора и учителей, а с 1700 г. установлены и училищные Префекты, коих должность сверх обучения Философии была и экономическая в содержании казенных учеников. Классов Академических ординарных было 6, Богословский, Философский, Реторический, Пиитический, высший, средний и низший Грамматические и аналогии, просто называвшаяся фара, упраздненная уже в 1771 г. Преосвященным Гавриилом Кременецким. Экстраодинарными при них считались классы языков, из коих Латинский был основным и общим во всех классах. Греческий заведен был с самого начала сего училища, как свидетельствует Сильвестр Коссов в Апологии оного. Но Иерусалимский Патриарх Паисий в Грамоте своей 1649 г. сему училищу данной, говорит, что здесь язык сей знали только отчасти. Польский язык был почти общенародным в Киеве: но при Митрополите Гаврииле Кременецком заведен и для оного класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Днесь Собор святых Псково-Печерских почтим: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу тропаря святых: Кто Тебе не ублажит: По кафизмах седальны воскресны от Октоиха, глас 3, с Богородичны их. Полиелей: Х валите имя Господне. На полиелее величание святым Псково-Печерским: Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Псково-Печерстии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего. Благословен еси, Господи: Ангельский собор удивися: Ипакои гласа от Октоиха. По ипакои – седальны, святых – 2. Седален, глас 1. Подобен: Г роб Твой, Спасе: Святых Псково-Печерских соборе достоблаженный, стено необоримая, Пресвятая Троицы полче Божественный, храните обитель свою, яко Дом Пречистыя, инокам всем верное пристанище, и молите за нас Христа Бога. Ин седален, глас тойже. Подобен: Н ебо звездами: Днесь обитель Печерская светло сияет, святых отец своих память творящи, и страна Псковская духовно торжествует, яко в ней явися собор чудный преподобных Твоих, Господи. Слава, святых (полиелейный седален), глас 1: Наста ныне, отцы Богоноснии, светозарный собора вашего праздник; проповедуют днесь обитель Псково-Печерская и вся Церковь Русская славу вашу, величающе вас Прославльшаго. И ныне, Богородичен, глас тойже: Радуйся днесь, Российская земле, яко удел Девы Пречистыя, славяще Ю, Воеводу Небесную и мира Заступницу, подающую обители Своей Псково-Печерстей от бед ограждение и велию милость. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие воскресны: Аще храм святых – прокимен и Евангелие святым: Воскресение Христово видевше: Псалом 50: Слава: Молитвами апостол: Аще храм – Молитвами святых Псково-Печерских: И ныне: Молитвами Богородицы: И стихира святых. Стихира святых, глас 7: Приимите ныне пение чад ваших благодарное, преподобнии отцы Псково-Печерстии, яко не оставили есте нас любовию отчею, и тою страстей наших коварства разоряете, да приимем от Господа дарования небесная, подражающе деяниям вашим Боголюбезным. Спаси, Боже, люди Твоя: Каноны: воскресен 3-го гласа со ирмосом на 4, ирмос единожды: И Богородицы на 2:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По малом входе тропари: воскресен 1-жды, храма Богородицы или святого 1-жды, слава – рядового святого 1-жды. Кондаки воскресни 1-жды, храма святого, слава – рядового святого, и ныне – храма Богородицы; а если храм святого, то на и ныне – Предстательство христиан (тропарь и кондак храму Господню в воскресные дни не поются). В храме Господнем кондак воскресен читается после и «ныне». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен сперва воскресны, потом – святого, если указаны в минее. Изъяснение воскресного Богослужения Молитвословия песнопения и священнодействия воскресного Богослужения направлены к прославленно Св. Троицы и особенно к утверждение веры в воскресение Христово и воспоминанию обстоятельств, сопровождавших его. Так на воскресной полунощнице св. Церковь побуждает нас славословить Пресв. Троицу и воскресшего тридневно Христа жизнодавца в каноне Пресв. Троице, троичных величаниях и молитве Пресвятой Троице: Всемогущая и животворящая. На утрени – пепие тропарей: Ангелский собор и каждение в это время храма напоминает жен мироносиц, которые с ароматами приходили ко гробу Спасителя и возвестили Апостолам о воскресении Христовом. В степенных антифонах выражается скорбная молитва к Богу души, страждущей от грехов и воздыхающей о небесном отечестве своем; в них, как бы по степеням, возвышается дух верующего к высоте божественной. В Евангелии, читаемом после сего, излагается благовестие о воскресши Христовом. Изнесение Евангелия из алтаря на средину храма для поклонения ему и лобызания изображает явление Господа Иисуса Христа по воскресении Своем ученикам и другим верным. В следующих затем песнопениях: в каноне воскресном из октоиха и стихирах прославляется воскресение Господа, Его крестная смерть и сошествие во ад, как победителя ада и смерти. На литургии воскресение Господа воспоминается в поемых на малом входе тропарях и кондаках воскресных и на блаженных. 64 См. о них выше в словаре. Если в воскресенье случится Владычний праздник, то поется степенна 4-го гласа: от юности моея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Когда в воскресный день приходится один из четырех Господских праздников — Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения — вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается («воскресно ничтоже поем»). Относительно великих праздников Предтечи и Апостолов в Уставе сказано: «Аще случится праздник сей в неделю, предваряет вся служба воскресна». Иными словами, служба распределяется подобно службе святому, имущему бдение, т.е. службе среднего праздника первого разряда (крест с полукружием), о чем речь будет дальше. Когда один из остальных великих праздников приходится на воскресный день, служба бывает насыщена праздничным элементом, но и воскресная служба в значительной мере сохраняется. В основном служба праздничная сочетается с воскресной службой следующим образом: На Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 4 и праздника 6; Слава, и ныне: праздника. Прокимен дня и чтения праздника 3. На литии стихиры праздника; на стиховне воскресны; Слава, и ныне: праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды. На Утрени на Бог Господь тропарь воскресный дважды; Слава, и ныне: праздника. Кафизмы обычные, седальны с богородичными воскресны. Затем полиелей и величание праздника. Ангельский собор: ипакои гласа и седальны все праздника, по единожды; Слава, и ныне: праздника, иже по полиелеи седален. Степенна гласа. Прокимен и евангелие праздника. Таже Воскресение Христово; Слава: припев праздника; И ныне: тойже, и стихира праздника. Канон воскресный с ирмосом на 4; и Богородицы 2; и праздника оба канона на 8. Катавасия праздника, или особо положенная. По 3й песни кондак и икос воскресны, и седален праздника дважды. На 6й песни кондак и икос праздника. На 9й песни припевов не поем, но Честнейшую. Светилен воскресен; Слава, и ныне: праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4; и праздника 4 с праздничными стихами; Слава: праздника; И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево. Славословие великое. По Трисвятом, тропарь воскресен. На Часах читается тропарь праздника на Слава, а кондак праздника на первом и шестом часах. На Литургии, по входе, тропарь воскресен и праздника; Слава: кондак воскресный; И ныне: праздника. Кроме того второй прокимен, второй апостол, второе евангелие и второй причастен праздника, а вместо «Достойно» поется припев и ирмос 9й песни.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Тропарь: Богородице Дево, глаголется трижды. И бывает благословение хлебов, и раздаяние. И чтение велие в Посланиих апостольских. Последование прилучившагося святаго в Неделю сию, и в блуднаго, поем в пяток на Повечерии, или егда екклисиарх разсудит: аще токмо не случится коего великаго святаго, или святаго храму: зане храм и не великаго святаго, больши воследуется великаго святаго, на свой ему храмный праздник, еже должно есть бдению бывати, и никакоже оставляти в память его, ниже прелагается на ин день. Но поем службу храму, якоже и Сретению Господню, во вся дни, в няже и Сретение Господне бывает. На утрени По шести псалмех, Бог Господь, на глас Осмогласника. И глаголем тропарь воскресен дважды, Богородичен единожды, и обычная стихословия. Седальны Осмогласника. По Непорочных тропари: Ангельский собор: ипакои. Степенны и прокимен гласа: Всякое дыхание: Евангелие воскресно ряду. Воскресение Христово: псалом 50. Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,/утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,/храм носяй телесный весь осквернен:/но яко щедр, очисти/благоутробною Твоею милостию. И ныне, Богородичен: На спасения стези настави мя, Богородице,/студными бо окалях душу грехми,/и в лености все житие мое иждих:/но Твоими молитвами/избави мя от всякия нечистоты. Таже, глас 6: Помилуй мя, Боже,/по велицей милости Твоей,/и по множеству щедрот Твоих,/очисти беззаконие мое. Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный,/трепещу страшнаго дне суднаго:/но надеяся на милость благоутробия Твоего,/яко Давид вопию Ти:/помилуй мя, Боже,/по велицей Твоей милости. Канон воскресен Осмогласника, со ирмосом на 4, и крестовоскресный на два, и Богородицы на два: и в Триоди на 6. Творение Георгия. егоже краестрочие в Богородичнах: Георгия, глас 6: Песнь 1. Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу победную песнь поим, вопияше. Притчами вводяй вся Христос,/к жития исправлению,/мытаря возвышает от смирения,/показав фарисея возвышением смиряема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Истры, которая обтекает его с сев. и зап. сторон. Основан в 1656 г. патриархом Никоном, который, часто проезжая в сооруженный им Иверский монастырь Новгородской губ., пленился красотою местности, что подало ему повод воздвигнуть здесь монастырь, который бы представил точное подобие Иерусалимского храма и в нем Гроба Господня. В приделе Иоанна Предтечи главного храма, под Голгофою, погребен патриарх Никон, скончавшийся в 1681 г. около Ярославля на возвратном пути из ссылки и погребенный здесь 28 августа того же года. Над гробницею стоит келейный образ Божией Матери, сопутствовавший всюду Никону; тут же висят его вериги, в коих весу 14 фунт. В монастыре находятся частицы св. мощей угодников Божиих и в числе их правая кисть руки с 4 перстами св. мученицы Татианы. В 150 саж. от монастыря лежит принадлежащий ему Никонов скит, основанный патр. Никоном еще до построения монастыря и представляющий каменный столп в 4 этажа с церквами Богоявления и Верховных апостолов. Архим. Леонид, “Ист. опис. ставроп. Воскр., Нов. Иерусал. именуем. м-ря, с портретом патр. Никона 1650 г.», помещено в “Чтен. И. Общ. ист.», 1874 г., кн. 3 и 4, 1875 г., кн. 1, 2 и 3; “Краткое ист. опис. ставроп. Воскресен., Новый Иерусалим именуемого м-ря», Москва, 1862 г., изд. 2-ое; Дмитревский, “Путеш. в Новый Иерусалим, или краткое ист., хронолог. и топограф. опис. Воскресен., Новый Иерусал. именуемого монаст.», Москва, 1808 г.; “Краткое истор. опис. ставропиг. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря», заимствованное из “Ист. Росс. Иерар.», из начертания жизни и деяний Св. патр. Никона и из некоторых рукописей, хранящихся в библиотеке монастыря», Моск., 1852 г.; А. Л. М., “Месяцеслов Воскр. Нов. Иерус. именуем. м-ря для посетителей и богомольц.», М., 1870 г.; А. Л., “Опис. собор. храма Воскр. Хр. по Иерусал. образцу в В. Н. Иерус. м-ре», М., 1870 г.; “Ист. Росс. Иер.», II, 306; Ратшин, 214; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 112; “Опис. монаст.», 1817 г., 28; “Свед. о существ. в Росс. лавр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010