Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен дне, и чтения храма, 3. На литии стихиры праздника, и храма. Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, храма: И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: единожды: и святых, единожды: и храма, единожды: и чтение храма. На утрени на Бог Господь: тропарь воскресен, единожды. и святых, единожды. Слава, храма: И ныне, праздника. И прочая до канона, якоже прежде явлено. Канон воскресен, со ирмосом на 4, и святых на 4, и храма на 6. Катавасиа праздника. По 3-й песни, кондак и икос святых, и седален храма: Слава, святых: И ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос храма. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, храма: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и храма, с припевы, 4: Слава, храма: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое: Ектении и отпуст: и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и совершенный отпуст. На литургии блаженны гласа на 4: и праздника песнь рядовая, на 4: и храма песнь 6-я на 4. и прочая служба богоотцев и храма. [Зри] Тогоже дне, Поем на вечерни отдание храму, якоже предписася в 1-й главе, Аще случится храм преподобныя Мелании, кроме недели декемвриа в 31 день. И поем храма ея подобне, якоже указася сего месяца в 26-й день. Глава 19. Аще ли храм преподобныя Мелании случится в неделю со отданием праздника И поем храма ея службу, якоже указася Введению Богородицы отдание в неделю, со святым Климентом, по той же главе яко писася в ряду в месяцеслове. Святых же богоотцев поем службу прежде сего дне, когда хощет настоятель. Глава 20. Аще случится ианнуариа в 1 день храм святаго Василиа Кесарийскаго: Или храм коего святаго, или святыя случится в неделю пред Богоявлением, или во отдание Богоявления: И поем в неделю, службу храма, пред Богоявлением, якоже Симеона Столпника храму в неделю: а на отдание Богоявления, поем службу храма, якоже бденнаго святаго в неделю, в немже предваряют вся праздника. Глава 21. Аще ли храм собора Иоанна Предтечи в неделю:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СВЯТЫХ ОТЦОВ СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА НА ЛИТУРГИИ НА ЛИТУРГИИ По входе тропарь воскресен и тропарь отцев, глас 8: После входа тропарь воскресный и тропарь св. отцов, глас 8 Препрославлен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый/и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/Многоблагоутробне, слава Тебе. Препрославлен Ты, Христе Боже наш,/как светила на земле отцов наших утвердивший,/и ими на путь истинной веры всех нас направивший,/Многомилостивый, слава Тебе! Таже кондак воскресен. Слава, кондак отцев, глас 6. Подобен: Рукописаннаго: Затем кондак воскресный, Слава: кондак св. отцов, глас 6 Иже из Отца возсияв, Сын неизреченно/из Жены родися, сугуб естеством,/Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/но, сие благочестно начертающе,/почитаем верно./И сего ради истинную веру Церковь держащи,/лобызает икону вочеловечения Христова. Сын, воссиявший от Отца неизреченно,/от жены родился в двух естествах./Зная это, не отрицаем начертания Его облика,/но благочестиво его изображая, почитаем преданно./И потому Церковь, держась веры истинной,/лобызает икону вочеловечения Христова. И ныне, Богородицы. И ныне: храма Богородицы, или “Предстательство христиан:” Прокимен прежде воскресен, таже песнь отцев, глас 4: Прокимен гласа и св. отцам, глас 4, песнь отцов Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Апостол рядовой и св. отцам. к Евреям, зачало 334 Братие, поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них. Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени. Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди своею кровию, вне врат пострадати изволил. Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще. Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

На Литургии: Блаженны гласа, на 4: и Богородицы, песнь 3-я, на 4: и апостола, песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и Покрова, и апостола. Кондак воскресен: Слава, кондак апостола: И ныне, Покрова. Прокимен, Апостол, аллилуиа, Евангелие, и причастен, прежде воскресен: и потом Богородицы. Преподобнаго же Саввы Вишерскаго служба оставляется и поется на повечерии. ЗРИ: Типикон не предусматривает отправления службы двум бденным или полиелейным святым, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы соединение таких служб. В старинных же русских монастырских обиходниках и в соборных чиновниках (местные уставы) встречается указание на соединение служб Пресвятой Богородице и полиелейному святому. Ниже приводится такое указание из Чиновника Новгородского Софийского собора XVI века, изданного проф. А. И. Голубцовым (служба Покрову Пресвятой Богородицы и преподобному Савве Вишерскому, который относился в Новгороде к полиелейным святым). Этим уставным указанием рекомендуется пользоваться и при соединении службы святителю Григорию Богослову и Божией Матери в честь Ее иконы «Утоли моя печали» (25 января); святителю Алексию, Московскому и всея России чудотворцу, и Божией Матери в честь Ее Иверской иконы (12 февраля) и в других подобных случаях На вечерне на Господи воззвах: стихиры на 8; Богородицы 4 и преподобнаго 4, Слава: святаго, И ныне: Богородицы. Вход, прокимен дня, чтения 2 Богородицы, а святаго едино. На литии стихиры Богородицы и святаго стиховные стихиры, Слава: святаго, И ныне: Богородицы. На стиховне стихиры Богородицы со стихи их, Слава: святаго, И ныне: Богородицы. На утрени на Бог Господь: тропарь Богородицы (дважды), Слава: святаго, И ныне: Богородицы. По 1-й кафизме седален Богородицы, Слава и ныне: тойже. По 2-й Кафизме седальны оба святаго, Слава и ныне: Богородицы. Величания два – Богородицы и святаго. По величании и ектении седален святаго и по степенне прокимен и Евангелие Богородицы. По 50-м псалме Слава: Молитвами преподобнаго: И ныне: Молитвами Богородицы: стихира Богородицы. Каноны Богородицы со ирмосом на 8 и святаго на 6. По 3-й песни кондак, Икос: и седален святаго. Слава и ныне: Богородицы. По 6-й песни кондак и икос: Богородицы. На хвалитех стихиры на 6; Богородицы 3 и святаго 3, Слава: святаго: И ныне, Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, храма: И ныне, Богородичен. На стиховне триоди самогласен дне, дважды: и мученичен: Слава, храма. И ныне, Богородичен воскресен по гласу. Ектениа, и три поклоны великия, и час 1-й, с кафисмою. На 1-м часе, тропарь и кондак храма, и в конец три поклоны великия, и отпуст. Поем же час 3, и 6, и 9, с кафисмами. На коемждо часе глаголем тропарь храма, и чтение храма. По Отче наш, кондак храма. И по коемждо часе, по Честнейшую, творим 3 поклоны великия. На часех, же в кампан не ударяем. По Ослаби, остави: кондак храма: Слава, и ныне, храма Богородицы, или Предстательство христиан. Господи помилуй, 40: и поклоны 3 великия, и молитва: Всесвятая Троице: и отпуст. И абие начинаем вечерню с кафисмою, без поклонов. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен дне дважды: и мученичен: и подобны 3: и храма 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен, по гласу, обычный. Вход со Евангелием: и чтение дне, и Да исправится молитва моя: Ектении малыя не глаголем: точию прокимен, апостол, аллилуиа, и Евангелие храма. Литургиа Преждесвященная. Причастен храма. Глава 36. Аще случится храм святаго в субботу 2-я, и 3-я, и 4-я недели постов В пяток вечера, кафисма обычная: На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен, дважды: и храма на 8. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й настоящаго гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма, и прочее Преждесвященныя. И входим в трапезу, и ядим без елеа, и пием квас от жита. При часе же 5-м нощи поем повечерие великое, и С нами Бог: с пением оба лика. По 1-м Трисвятом тропарь храма: Слава, и ныне, Богородичен воскресен, по гласу. По 2-м Трисвятом, кондак храма. По Слава в вышних, исхождение в притвор, и поем литию, и Слава, храма: И ныне Богородичен в тойже глас. На стиховне стихиры, и Слава храма: И ныне, Богородичен воскресен, в тойже глас. На благословении хлебов, тропарь храма, дважды: и Богородице Дево, единожды: и чтение храма. [Зри] Четверопеснец же субботный поем прежде на повечерии. На утрени, на Бог Господь, тропарь храма, дважды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таже чтец: Трисвятое, по Отче наш. Старший: молитву Иисусову. Мы же поем: Аминь, и тропари. Аще бдение: в неделю поем сей тропарь, глас 4: Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Трижды. В праздник же поем тропарь праздника, трижды. Аще же есть бденный святой, поем Богородице Дево радуйся дважды, и тропарь святого. Подобне творим и в попразднство, и в предпразднство. По тропарех же поем: Буди имя Господне благословенно отныне и до века, трижды. И глаголем псалом 33 , даже до Не лишатся всякого блага: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Таже Старший глаголет молитву Иисусову. Чтец же отвещает Аминь, и глаголет начало чтения. И бывает чтение великое в Деяниях Святых Апостол. По чтении же, воставшим всем братиям, глаголет Старший шестопсалмие, и поем прочее утрени. Аще же несть чтения, Старший, или чтец, абие глаголет Аминь, Слава в вышних Богу, и прочее шестопсалмия. Аще же несть бдения: по Ныне отпущаеши и Отче наш поем тропарь воскресен во глас недели. Слава, И ныне, богородичен воскресен. Аще прилучится бденный святый в неделю, поем Слава: тропарь святого, И ныне: богородичен воскресен во глас тропаря. Аще бдение святому, поем тропарь его, Слава, И ныне, богородичен по уставу. В праздник же поем токмо тропарь праздника. И по тропарех поем: Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. И поклон.

http://azbyka.ru/chinoposledovanie-voskr...

В храме святаго: тропарь воскресен, тропарь святых, кондак воскресен. Слава, кондак святых. И ныне: П редстательство христиан: Прокимен воскресный, глас 2: К репость моя и пение мое Господь,//и бысть мне во спасение. Стих: Н аказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. И святым, глас 4: С вятым, иже суть на земли Его,//удиви Господь вся хотения Своя в них. Апостол к Римляном, зачало 88. И святых, ко Евреом, зачало 330. Аллилуия, глас 2: У слышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Стих: Г осподи спаси царя, и услыши ны, воньже аще день призовем Тя. И святых, глас 4: Б оже, ушима нашима услышахом, и отцы наша возвестиша нам. Евангелие воскресное от Матфея, зачало 18, и святых Евангелие от Иоанна, зачало 51. Причастен воскресен: Х валите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. И святых: Р адуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Молитва О Всемилостивый и Великодаровитый Боже, утвердивый волею Твоею землю Российскую и в ней град святаго Петра! Призри с высоты святыя Твоея на предстоящия люди Твоя и приими благодарение наше о Твоих великих благодеяниих, яже сотворил еси в лета древняя со отцы нашими! Услыши нас, прославляющих Имя Твое Святое, яко благоволил еси прославити во святых избранныя Твоя, ихже земля Петербуржская произрасти. Вонми гласу моления верных чад Твоих, славословие величеству Твоему возсылающих и умиленно к Тебе взывающих. Посети нас милостию и щедротами Твоими, яко и на будущая времена пожити нам во всяком благочестии и чистоте. Утверди град сей и землю сию молитвами и предстательством славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святаго благовернаго и великаго князя Александра Невскаго, святых царственных страстотерпцев Николая и Александры со чады их, святыя блаженныя матере нашея Ксении Петербуржския, святаго праведнаго отца нашего Иоанна Кронштадтскаго чудотворца, святаго священномученика Вениамина, митрополита Петроградскаго, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Серафима Вырицкаго и всех угодников Твоих, в земли Петербуржстей просиявших, яко да, поживше в веце сем по заповедем Твоим, в вечный покой достигнем, идеже со всеми святыми прославим Пресвятое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, отцев. И ныне, Богородичен, часов. По трисвятом кондак отцев. На 3-м часе тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго. На прочих же часех тропари и кондаки отцев и святаго, пременяюще, глаголем. Воскресен же тропарь глаголем в начале непременно. На Литургии: Блаженны, гласа на 4 и отцев, песнь 3-я, на 4, и святаго, песнь 6-я на 4. По входе тропарь воскресен, и отцев, и предпразднства, и святаго. Таже кондак отцев.Слава, святаго. И ныне, предпразднства. Прокимен, Апостол, аллилуия и Евангелие отцев и святаго. Причастен: Хвалите Господа с Небес: Другий: Радуйтеся, праведнии: Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, до получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его Владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святого Феоктиста во епископа Новгородского. Главной заботой Владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. Он сам освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец I Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме. В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия. Через два года непрестанного молитвенного делания, стяжав у Господа много духовных даров и откровений, святитель Феоктист отошел в вечность. Кончина его наступила 23 декабря 1310 года. Чудесные исцеления, про исходившие у гробницы святителя, были основанием для причисления его к лику святых в 1664 году. 23 января 1786 года мощи святителя Феоктиста были перенесены в знаменитый Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря. В этот день совершается вторая память святителя. В первой половине XIX века, благодаря трудам настоятеля Юрьева монастыря архимандрита Фотия и щедрой благотворительности его духовной дочери графини А. А. Орловой-Чесменской, обитель пришла в цветущее состояние. Архимандрит Фотий соорудил придел во имя святителя Феоктиста. В 1847 году в этом приделе была устроена серебряная рака, в которой почивали под спудом мощи святителя Феоктиста. Святаго равноапостольнаго Наума, чудотворца Охридскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, святых, глас 2: Новый доме Евфрафов,/уделе избранный,/Русь Святая,/храни веру православную,/в нейже тебе утверждение. И ныне, Богородичен воскресен, глас тойже: О чудесе новаго всех древних чудес!/Кто бо позна матерь без мужа рождшую,/и на руку носящую, всю тварь Содержащаго?/Божие есть изволение Рождшееся./Егоже, яко Младенца, Пречистая,/Твоима рукама носившая,/и Матернее дерзновение к Нему имущая,/не престай молящи о чтущих Тя,/ущедрити и спасти души наша. Или Богородичен минеи, глас тойже: Вышнии лицы,/Богородице Дево,/поют с нижними,/славяще непрестанно/Рождество Твое Пречистое. Или ин Богородичен, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: О, преславнаго чудесе!/Небесе и земли Царица,/от святых сродников наших умоляемая,/до ныне землю Русскую покрывает/и лика Своего изображении милостивно обогащает./О Владычице Державная!/Не престани и на будущее время/во утверждение на Руси православия/милости и чудеса изливати до века. Аминь. На благословении хлебов Богородице Дево:  дважды. И Тропарь святых, глас 8: Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./Тех молитвами в мире глубоце/Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.  [Единожды.] НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресен, глас 1: Камени запечатану от иудей/и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/воскресл еси тридневный, Спасе,/даруяй мирови жизнь./Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/слава Воскресению Твоему, Христе,/слава Царствию Твоему,/слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.  [Дважды.] Слава, тропарь святых, глас 8: Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./Тех молитвами в мире глубоце/Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.  [Единожды.] И ныне, Богородичен воскресен, глас тойже: Иже нас ради рождейся от Девы/и распятие претерпев, Благий,/испровергий смертию смерть,/и воскресение явлей, яко Бог,/не презри, яже создал еси рукою Твоею;/яви человеколюбие Твое, Милостиве,/приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны,/и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Тропарям и кондакам посвящена еще особая глава Типикона – 52. Там более подробный устав: «На Литургии по входе глаголят: тропарь воскресен, и храма Богородицы, и храма святаго, и святаго рядоваго (т.е. Минеи), таже кондак воскресен и храма святаго, «Слава» – святаго рядоваго, «И ныне» – храма Богородицы, аще ли несть храма Богородицы, а храм Христов – «И ныне» – кондак воскресен. А еже несть храма Христова и Богородицы (то есть если храм святческий) – «И ныне» – кондак «Предстательство христиан». Это и есть та схема, которую я изложил. Противоречия в этих двух схемах нет, только вторая более полная и объемлет все случаи разного посвящения храма. Следующая переменная часть Литургии – прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен (киноник). Прокимен сначала воскресный, а потом святого (если есть). То есть либо один прокимен и все прочее, либо два. Интересно, что прокимнов и аллилуариев воскресных существует 8 – по числу гласов, а вот причастен воскресный – один, независимо от гласа: " Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних...». Так что если вас спросят, каков воскресный причастен 7 гласа, говорите: тот же, что и 9-го. Как видите, переменных частей в Литургии немного. Литургия стоит вне времени, она превосходит любые богослужебные круги, и ничего удивительного, что она как бы выпадает из общего течения календаря. Она, конечно, имеет связь с календарем, но ограниченную, по крайней мере несравнимую со всенощной, которая очень зависит от того, какой y нас глас, какой день и т.д. Небезынтересно было бы поднять такой вопрос: когда по уставу на Литургии возглашается заупокойная ектения, а когда нет? Определить это довольно просто: заупокойная ектения бывает только тогда, когда среди тропарей по входе на «Слава» поется «Со святыми упокой» (заупокойный кондак), в иных случаях нет. То есть заупокойной ектении нет в воскресные дни, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение), во все пред- и попразднства и во всю Пятидесятницу, т.к. она есть большое попразднство. Воскресное богослужение в других случаях

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с ректорством в академии, высокопреосвященный юбиляр исполнял обязанности главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях столицы, был членом духовной консистории, комитета по преобразованию духовно-учебных заведений, ревизовал Смоленскую и Полоцкую семинарии и пр. В 1861 году высокопреосвященный юбиляр был возведён в звание ординарного профессора и награждён орденом Св. Анны 2 ст., украшенным Императорской короной. Управление духовно-учебными заведениями, в период епископства юбиляра, проникнуто той же живой и деятельною попечительностью о возвышении учёной и учебно-воспитательной стороны и об улучшении внешнего экономического быта подведомых ему духовно-учебных заведений, в жизни которых высокопреосвященный Иоанникий принимал везде и всегда самое близкое и непосредственное участие. Насколько юбиляр высоко ценит богословскую науку и образование, тому служит доказательством то неуклонное принципиальное предпочтение, какое всегда и везде отдаётся Владыкой образованнейшим кандидатам при определении на священнические и другие места. В период управления юбиляром Московскою и Киевскою митрополиями состав столичного и городского духовенства в образовательном отношении поднят на небывалую ранее высоту. Справедливо оценивая научное образование, высокопреосвященный юбиляр постоянно обращает особое, внимание на воспитательную сторону духовно-учебных заведений, на развитие в питомцах духовной школы духа любви и преданности Церкви Божией и надлежащего сознания долга своего высокого назначения. Приснопамятна деятельность владыки-юбиляра, как одного из первых иерархов – поборников женского духовного образования. Те епархии, где святительствовал юбиляр, – опередили многие другие учреждением и благоустроением у себя женских епархиальных учебных заведений на целые десятки лет. Его инициатива в этом отношении не только шла впереди, но и давала пример и толчок и для других епархий. Все преобразования, коснувшиеся в последнее 25-летие академий и всех вообще наших духовно-учебных заведений самым тесным образом связаны с именем и трудами высокопреосвященного юбиляра. Всем известно, что и в настоящее время улучшение церковно-воспитательного строя духовно-учебных заведений составляет предмет главнейших забот юбиляра, как первоприсутствующего члена Св. Синода и председателя преобразовательной комиссии. Делом улучшения материального быта подведомых учебных заведений во всех епархиях, где святительствовал Владыка-юбиляр, он, во истину, создал себе вековечные памятники и рукотворные, и нерукотворные. В этой сфере деятельности юбиляру можно только удивляться и подражать его практической мудрости, но превзойти его здесь доселе никому пока ещё из управителей церковных не посчастливилось!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010