Будем же, брат. христ., помнить это, и не будем отвращаться от любящей и общей всем нам Матери – Церкви. Она, не умолкая, зовет всех в Царство Божие, на духовную вечерю Господню; ее зов есть глас Божий. Не идти на этот зов, значит – повторить страшную ошибку званных Евангельской притчи и, как они, остаться вне царства Божия. – Аминь. Свящ. Г. Прозоров VIII. Брояковский С., свящ. Спасительное значение молитвы и милостыни за умерших. 181 (Для внебогослужебного собеседования).//Миссионерское Обозрение, 1897, Декабрь, кн. 2. С. 775–787 Признавая великую пользу для душ усопших в поминовении их, св. Церковь предлагает и средства для достижения этой цели. Средства эти: молитва частная, молитва общественная и милостыня: «Вот какое дерзновение мы имеем к Нему (Сыну Божию), что, когда просим чего по воле Его, Он слушаешь нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получим просимое от Него ( 1Ин.5:14–15 ), говорит возлюбленный ученик Христов, Иоанн Богослов. Вся, елика аще воспросим в молитве верующе, приимем ( Иак.5:16 ), свидетельствует другой апостол. На сем основании молитва всякого верующего об усопших и прошения наши ко Господу об облегчении их загробной участи могут быть услышаны Господом Богом. Вот почему у благочестивых христиан существует благочестивый обычай в молитвах утренних и вечерних творить молитву за усопших сродников, чтобы они, по неизреченному милосердие Божию, сподобились быть в лоне Авравма, Исаака, и Иакова, в вечном жилище прохлады, света, мира и повоя, в месте, отнюду же отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Нов. Скр. ч. 4, гл. 23, § 1). А что молитве этой внемлет Бог, об этом мы находим многочисленные свидетельства в житиях св. угодников Божиих. Так, у св. мученицы Перпетуи умер брать, по имени Динократ. Когда во время гонений на христиан св. Перпетуя заключена была в темницу, там вспомнила она о своем умершем брате и стала молиться о нем Богу. В следующую ночь ей было такое видение. Брат ее вышел из темного места в сильном жару.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. о том, что для Иудеев было прямым соблазном, а для ученых еллинов явным безумием. Что ж однако из всего этого вышло? То, что слово крестное возобладало над всем миром и его преобразовало: где же оказался мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие ( 1Кор. 1:20 ). Поистине так! И из мудрецов мирских оказалась лишь самая малая часть в числе спасаемых и верующих, так что св. апостол Павел имел полное право с грустию говорить своим ученикам: посмотрите, братия, кто вы призванные: немного из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. И незнатное мира и уничиженное и ничего незначущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее ( 1Кор. 1:26–28 . 1Кор. гл. 1). Сам Спаситель наш Иисус Христос славословил Отца своего небесного за то, что тайны принесенной с неба премудрости евангельской утаены были от премудрых и разумных, и открыты младенцам по сердцу и душе ( Лк. 10:21 ). Переходя теперь мыслию нашею от древних апостольских времен ко времени настоящему, и от народов иноплеменных к нашему собственному отечеству, нельзя с грустию не приметить, что и у нас есть великое число людей, то равнодушно, то насмешливо, а то и прямо враждебно относящихся к христианскому вероучению. Этим людям желалось бы научить нас всех чему-то новому, недавно ими открытому и, по их мнению, несравненно более разумному, чем все то, пред чем мы привыкли преклоняться и благоговеть, как пред высочайшей истиной. Как-нибудь урезонить этих мнимо-ученых и образованных людей и дать им почувствовать, что чем новее основные пункты их миросозерцания, тем они дальше от истины, и чем современнее их философия, тем она фальшивее, – сделать это почти нет никакой возможности. Гордо прикрываясь своею недосягаемою ученостию, и ссылаясь на выводы и открытия науки, они презрительно отвергают, как не заслуживающее вероятия, все несогласное с этими выводами, хотя они – эти выводы и открытия нередко бывают лишь предположительного и притом самого темного характера, и составляют еще предмет горячих споров между самыми учеными знаменитостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Екклесиаст «просит зла тем, кои не имеют страха Божия, и желает, чтобы не отлагалось надолго наказание им» [там же]. Это страшная молитва , которая иногда срывается с уст святых. Переводчики же вслед за семьюдесятью толковниками обычно переводят эти слова, как в синодальном переводе, просто как констатацию факта, что нечестивому не будет добра , и что недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом . Прп. Иоанн Кассиан Римлянин переводит мысль Екклесиаста о том, что раз нескоро совершается суд над нечестием и сердце бесстрашно порождает зло, в область внутренней жизни: «Итак, верно, что никто не может быть обольщён диаволом, если кто не захочет дать ему согласие своей воли. Екклесиаст это ясно выражает такими словами: поскольку не бывает пререкания от тех, которые скоро делают зло, то и наполнилось сердце сынов человеческих, чтобы делать зло ( Еккл. 8:11 ). Итак, отсюда очевидно, что всякий согрешает оттого, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас противоречием» Собеседование седьмое, гл. 8]. На земле несправедливость, и что же делать? Всего насмотрелся философ во дни странствия своего: Еккл. 8:14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это – суета. Коль скоро в жизни всё так наоборот – праведников постигает беда и скорбь, а то и наказание, которого заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает успех, благо и награды, чего заслуживали бы дела праведников , то, конечно же, всё это – суета на земле . Совершенная бессмыслица. Какой резон быть праведным и какая беда быть нечестивым? – Да никакой! И что же дальше? Как жить-то? – да очень просто! Махни рукой и скажи: И это – суета! Будь попроще, а я уже сделал так: Еккл. 8:15 И похвалил я веселие; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. Принцип среднего мещанского счастья – не стремись в облака, там правды нет; не твори зла, хоть и наказан не будешь свыше, но хорошего в этом нет ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

ж.      Изгнание из рая (ст. 22–24). И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло... (Ст. 22). Сии слова относятся к лицам Св. Троицы. Как о сотворении человека был совет Божий, так и о горькой судьбе его по падении идет собеседование Св. Троицы. Сим изображается важность случившегося события с нашим праотцем. Но что означают самые слова Божии – укоризненные и как бы посмеятельные (по Феодориту II Августину): «вот, Адам стал как один из Нас»? Сими словами человекообразно выражается сожаление Божие о неразумии падшего человека, возмечтавшего быть Богом. «Вот Адам, – как бы так говорил Господь, – вполне оказался виновным, ибо не только мыслию захотел быть Богом, но и самым делом покусился осуществить свою неразумную и преступную мечту». И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемскаго.... (Ст. 22. 23). По словам Блаж. Феодорита 165 , «приобщиться плода с дерева жизни возбранил Господь человеку не для того, чтобы отказать ему в бессмертной жизни, но чтобы остановить течение греха... Умерый бо, как сказано, свободися от греха " 166 . И каким мучением была бы для человека бессмертная жизнь, исполненная немощей, страданий и грехов!... И изгнал (Бог) Адама, и поставил прямо рая сладости (по слав. чт. ст. 24).... Для чего Господь поселил изгнанного Адама прямо рая Едемского? Блаженный Феодорит рассуждает, что сие для того, «чтобы, приводя на память беспечальную жизнь, Адам ненавидел грех, который привел к жизни многотрудной 167 . Вместе с сим близость рая уверили человека, что он не совсем отвержен 168 . ... и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся... Как объясняют видение Херувима с пламенным обращающимся мечем? «Принимая Херувима и пламенное оружие за одну вещь, некоторые полагают ( Лактанций ), что Бог оградил рай вещественным огнем; но лучшие толкователи допускают, что первое (Херувим) означает некоторую духовную силу или существо, а последнее (оружие пламенное) показывает образ явления его человеку» 169 . Гл. IV. 2–16. Жертвоприношение Каина и Авеля, Значение его в разных отношениях; братоубийство Каина и суд Божий над ним

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Когда И. Христос очистил прокаженного, то, – передает ев. Марк, – «посмотрев на него строго, тотчас отослал его». Что это был за взгляд, сие вполне понятно было лишь самому исцеленному, в душу которого смотрел теперь Сердцеведец Господь. Делают догадку, что Господь, совершивши сначала дело сострадания к больному, исцеливши его, потом, однако, карает его за то, что пришествием своим в дом он нарушил закон. Догадка эта получает некоторую для себя опору в том, что вслед за этим Господь повелевает бывшему больному исполнить все, предписанное законом для очистившихся от проказы ( Лев. 14 гл.). г) Впечатление или действие чудес И. Христа на народ. ( Лк.5:15–16 , Мр.1:45 .) К истории исцеления прокаженного ев. Лука добавляет, что несмотря не повеление И. Христа исцеляемым никому ничего не говорить о происшедшем с ними, тем более распространилась молва о Нем, и это имело следствием своим то, что «великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но он уходил в пустынные места и молился». А ев. Марк добавляет, что именно сейчас исцеленный прокаженный, несмотря на повеление Господа ничего никому не говорить о происшедшем с ним, стал провозглашать о сем, и следствием этого было то, «что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах в пустынных. И приходили к Нему отовсюду». Факт один и тот же, но евангелисты рассматривают его с различных сторон: ев. Лука рассматривает запрещение Господа исцеленным от Него разглашать о происшедшим с ними, как дело Его смирения, и удаление Его в пустынные места, как следствие желания Его уклониться от людского шума к молитвенному собеседованию с Богом Отцом; ев. Марк указывает, что для того и другого были еще и другие причины и побуждения: уже в это время деятельность И. Христа произвела такое сильное впечатление на жителей Галилеи, что открытое торжественное шествие Его в города уже невозможно было без того, чтобы при этом не было места опасению за нарушение общественного порядка во имя Его, как Царя Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Агиограф всегда уверен в том, что душа человека, о котором он рассказывает, находится в Царстве Небесном. Уверенность в том, что праведников ожидает за гробом вечная радость, и основанное на этой уверенности отсутствие страха физической смерти являются отличительными чертами житийной литературы. Свойственны они и «Житию св. Катберта», написанному Бедой. Ожидая смерти, «Бойзил, человек Божий ..., достиг последнего дня и, проведя его в великой радости, вошел в ликование вечного света» (гл. 8). Зная заранее о дне своей кончины, Катберт спокойно ожидает «времени своего ухода» (гл. 28), говоря об этом «среди прочего» (гл. 28). В обоих житиях, рассказывающих о св. Катберте, отражаются общехристианские представления о том, куда попадает душа праведника после смерти и как она попадает в предназначенное для нее место. Читатель жития может узнать это из видений, явленных Катберту. Описание видений трудно отнести к той или иной традиции. У анонима Катберт видит некую душу, возносимую на небо «как если бы в огненном шаре» (анон. житие, кн. 1, гл. 4). Беда об этом же видении пишет, что Катберт во время ночной молитвы «увидел столб света, который шел с неба, разрывая тьму долгой ночи. В этом световом столбе хоры небесного воинства сошли на землю и, взяв с собой душу, сияющую необыкновенным блеском, без промедления возвратились в свое небесное отечество» (гл. 5). В 34 главе жития, написанного Бедой, говорится о том, что Катберт «видел душу некого святого мужа, которую ангелы несли на руках к радостям Царства Небесного» (гл. 34). Там же Беда пишет и о самом Катберте, и его верном ученике Хереберте: «...души их покинули их тела в одно и то же мгновение и в блаженном видении немедленно соединились, и вместе были отнесены в Царство Небесное служащими им ангелами» (гл. 28). Подобные описания можно встретить и в египетских патериках 332 , и в «Собеседованиях» 333 св. Григория Великого , и в «Жизни галльских отцов» Григория Турского 334 , что еще раз свидетельствует о единстве представлений о месте праведников в загробном мире как в кельтской, так и в римской традициях, так как эти представления носят общехристианский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

20 Мнение, что ангелы добрые и злые демоны не бестелесны и имеют тело, только самое тонкое, как бы воздухообразное, из школы платоников распространилось и между православными христианами первых веков христианства. Впрочем, думают, что христианские мыслители под телом духов понимали не вещество, хотя бы оно тончайшее было, а субстанцию как бы сложенную, состоящую из разных сил, изменяемую, ограничиваемую временем и пространством, или в сравнении с простотою, чистотою, неизменяемостью Божественного существа природа ангелов кажется гораздо грубее, как бы отелесенной. 21 Авва под Словом Божиим здесь понимает Ипостасное Слово Божие, Сына Божия Слово живо так называется по живительной действенности, сила его проникает до сокровенных оснований души и тела, видит не только сокровенные дела, но и сокровенные мысли, причины и намерения их. 22 Некоторые под этими врагами понимают людей, которым св. писатели просят наказания не по ненависти или зложелательству, а по ревности к правде, по желанию образумить их, удержать от делания зла благочестивым людям, чтобы временным наказанием исправить их и избавить от вечной погибели, как говорит апостол «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор 11:31, 32). Или, по крайней мере, это — не проклятия, а угрозы и предсказания наказаний нечестивым. 23 О нем говорится в Кн. 10, гл. 24 и 25. О Моисее там же и в Соб. 1 и 2. 24 Калам иначе назывался Порфирионом См Соб. 3, гл 5; Соб. 24, гл. 4. 25 О нем говорится у Кассиана в Кн. 4, гл. 30. 26 Об Архебие говорится в Кн. 5, гл. 37, Соб. 11, гл. 2. 27 См. Духовный луг, гл. 180. 28 Лактаций говорит, что Бог развратным, порочным позволяет жить роскошно, развратно, потому что не считает их достойными исправления. А добрых, которых любит, чаще наказывает, постоянными трудностями упражняет для приучения к добродетели и не допускает им портиться от тленных скоропреходящих благ. Потому никому не должно казаться удивительным, если Бог часто наказывает нас за наши грехи, даже когда мы подвергаемся искушениям, скорбям, тогда особенно должны благодарить милостивого Отца за то, что Он не позволяет нашей порче дальше продолжаться, застаревать, но исправляет ее бичами. Из того мы и познаем, что Бог заботится о нас, когда несчастиями, скорбями исцеляет наши грехи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3248...

Первые почитают первопричину всякого правого дела человека принадлежащей свободной воле; тогда как мы (кафолики) непреложно веруем, что истоки благих помыслов происходят от Бога. Ты нашел некое, не поддающееся описанию третье решение, неприемлемое для обеих сторон, посредством которого ты не найдешь согласия с противниками, не сохранишь взаимопонимание с нами» (гл. 2.5; 3.1).    Именно это «не поддающееся описанию третье решение» и есть православное учение о благодати и свободной воле, позднее ставшее известным под именем синергии — соработания Божественной благодати и человеческой свободы, действующих независимо или автономно друг от друга. Преп. Кассиан, верный полноте этой истины, выражает то одну ее сторону (человеческую свободу), то другую (Божественную благодать), а для сверхлогического ума Проспера это — «неподдающееся описанию противоречие». Св. Кассиан учит: «Что это, сказанное нам, как не во всех сих (следуют цитаты из Писания) провозглашение и благодати Божией, и свободного произволения нашего, потому что человек, хотя может иногда сам собою желать добродетели, но чтобы исполнить желания сии, всегда нуждается в помощи Божией?» («Собеседования», XIII, 9). «Многия спрашивают, когда в нас действует благодать Божия? Тогда ли, когда в нас обнаруживается доброе расположение, или доброе расположение тогда в нас обнаруживается, когда посетит нас благодать Божия? Многия, решая сей вопрос, преступили границы, от чего и впали в противоречия и погрешности» («Собеседования», XIII, II). «Итак, хотя благодать Божия и произвол человеческий по-видимому друг другу противны, но оба согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры» (Собеседования, XIII, II).    Какой глубокий и ясный ответ на вопрос, на который западные богословы (не только блаженный Августин) никогда не были способны верно ответить! Для христианского опыта и, в особенности, опыта монашеского, от которого говорит преп. Кассиан, вовсе нет «противоречия» в соработании свободы и благодати; это только человеческая логика находит «противоречия», когда пытается понять этот вопрос слишком абстрактно и в отрыве от жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3878...

«Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!» ( Пс.102:22 ). Этими словами убеж­дает душу не уклоняться от восхваления Творца под предлогом слабости сравнительно с небесными силами, потому что не им только, но всем вообще творениям Божиим заповедано благословлять Господа, каждому по своей силе. Для этого пригодно всякое место, не только небесное. (Не место) дает цену благословению, а добрые дела. И вся­кое неодушевленное и бессловесное существо, хотя бы оно казалось вредным, по неизреченной мудрости полезно в общей (гармонии создания) и участвует в славословии Бога, так как каждое благо­словляет Бога по достоинству места, какое занимает (в мире). Де­лай это, говорит пророк, и ты, душа, в каком бы месте ты ни оказалась – на земле ли, или в лучшем мире. И там вместе с ликами ангелов благословляй Его за небесные и совершенные блага. К иудеям это не относится. Они, принуждаемые пленив­шими их воспеть от песней Сионских, говорили, опираясь на за­кон: " как запоем песнь Господню на земле чужой?» ( Пс.136:4 ) А нас божественный апостол научает на всяком месте воздевать с молитвой преподобные руки ( 1Тим.2:8 ). Это Владыка Христос сказал самарянке: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:21, 23–24 ). «Благослови, душа моя, Господа» – конец созвучен с началом. Призвав к участию в прославлении Бога умные существа, пророк научает и нас, как только можем, воздавать честь Творцу, и соразмерно со своими силами приносить Ему благодарственную песнь, потому что Ему слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906./Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с./Собеседование о псалмах. 599-977 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Где, в самом деле, предаются своим грязным делам жены, удаляющиеся от закон­ных мужей, как не у гробов мучеников, под предлогом молитвы устраивая здесь свидания с нарушителями брака и оскорбляя тем самых мучеников? А часто они даже и клянутся именем мучеников в верности своим беззаконным делам. О, как много зла причинила Ева и как много добра она погубила! Все женщины преданные цело­мудрию, достойны названая мужественных. И между женщинами бывает большая разница, как и между мужчинами, и между ангелами. Те женщины, которые соблюдают целомудрие, следуют примеру Девы, любят Сусанну, целуют Сарру, обнимают Ревекку. А нарушающие целомудрие заблуждаются как Ева , клевещут как египтянка, стригут как Далила, убивают рабов Божих как Иезавель. Это не частное мнение, это засвидетельствовано вселенной. Пусть же некоторые из безбожных, услышавши только что сказанное, не пытаются развра­щать наш слух, уловляя нас в разногласия. У нас нет общих с ними мыслей. Апостольское слово, указывая на Еву, дает нам повод говорить то, что мы сказали. Поэтому, ежегодно мы возобновляем в памяти те же самые слова, приводя в свидетели божественного Павла, ска­завшего: «обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ), – чтобы не соблазнил и вас змий, как соблазнил Еву, жену Адама, на грехопадение. В другом месте тот же апостол говорит: «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:14–15 ), а не с невоздержанием. «Спасется через чадородие», – говорит, – конечно (если рождает) не так, как Ева родила Каина, но как Дева родила Христа, Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом; ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906./Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с./Собеседование о псалмах. 599-977 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010