Н.К.: Совершенно верно. 4 апреля 2005 г. был закрыт читальный зал РГИА. Это произошло вопреки всем заверениям, которые дал нынешний министр культуры Соколов нашему Патриарху. Он обещал, что доступ представителей Церкви в архив святейшего Синода не будет прерван. Вот уже 8 месяцев к нам не только не допускаются читатели, но и письменные запросы от церквей, монастырей, прихожан, не выполняются. Причем это не праздный интерес. Речь идет и о реставрации зданий, и о восстановлении приходов, и о прославлении святых угодников, и самые разнообразные моменты церковной жизни, в информации о которых сейчас остро нуждаются многие приходы, храмы, монастыри. Это важно ещё и потому, что провинциальные архивы, в которых хранились фонды духовных консисторий, находятся в гораздо более тяжелом положении, чем наш архив. Там сохранность документов на порядок ниже. Иногда эти консисторские архивы просто гибли. Поэтому сегодня, чтобы разыскать сведения о православных храмах и получить другую необходимую информацию обращаются именно к нам. Недоступность информации по всем перечисленным вопросам может принести невосполнимый урон. А самое главное, неизвестно когда исследователи доберутся до этих документов. Никто не может сегодня дать никакой гарантии. Понятно, что год, 18 месяцев это совершенно фантастические сроки. Даже если нас перебросят в новое здание за этот период, то разгребать завал, который образуется в результате этой операции, мы будем многие годы. В.Ш.: Как Вы считаете, существует ли возможность мирного решения этого конфликта? Есть ли возможность как-то иначе использовать уже построенное хранилище? Н.К.: Сегодня нам говорят, что поезд ушел, здание построено. Всё же, на мой взгляд, остается ещё возможность здравого решения, которое бы заключалось в том, чтобы новое здание (оно стоит 3.2. млрд. рублей) на самом деле не пропадало. В России достаточно много архивов, которым нужна площадь для расширения. Мы единственный в городе архив, который никогда не будет испытывать необходимости в новых помещениях, потому что он не пополняется с момента революции. У нас только дореволюционные фонды. А все прочие архивы пополняются. Им рано или поздно будут необходимы помещения для расширения. В первую очередь это относится к архиву, который находится на Варфоломеевской улице. Это центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ему, ещё в 1988 году, было обещано помещение на Октябрьской набережной. Сегодня он забит до отказа. Это так же относится к архиву научно-технической документации, который размещается в здании Афонского подворья, в помещении храма. Сегодня его требуют вернуть. Для них тоже ищут помещение. Кроме того, новое здание совершенно необходимо для областного архива. Он находится в Выборге, и недоступен для большинства исследователей. Вот для них всех очень бы даже пригодилось семиэтажное здание нового хранилища.

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/11/...

О том, что представляют собой чистопольские архивы при нашем осмотре их в предлагаемом отчете уместно сделать только несколько общих замечаний о состоянии их. Почти все чистопольские архивы или уцелевшие части их оставляют желать много лучшего. Некоторые из них находятся в плачевном состоянии. […] До архивов упраздненных учреждений почти никому нет дела. Одни из них оставлены без присмотра, брошены на произвол судьбы, за другими присматривают случайные лица. […] Помимо перевозки с места на место утрата многих дел из названных архивов произошла вследствие беспорядочной выемки из них чистой бумаги. По словам секретаря уземотдела Скородумова, будто бы никаких декретов о том, чтобы не пользоваться чистой бумагой из архивов, в Чистополе не было известно. В архиве б[ывшей] землеустроительной комиссии была попытка использовать чистую сторону даже земельных планов. Этих планов сохранилось сравнительно немного, они утратились вместе с делами при разных эвакуациях и перевозках. При разборке архивных дел б[ывших] чистопольских судебных установлений для вырезки чистой бумаги нам попадались такие планы, они оставлены при делах. При осмотре нами архивов в г. Чистополе встречались люди из власти, которые безнадежно махали руками, когда узнавали о цели и задачах нашей командировки. На их лицах можно было прочитать: «Есть же такие люди, которые занимаются пустыми делами и попусту тратят силу, время и средства». Осмотрев чистопольские архивы, я сосредоточил свое внимание на вырезке чистой бумаги и окончательно выяснил, что вырезка чистой бумаги для 2-го Казанского полкового округа до настойчиво требуемой им определенной нормы затягивается и не требует моего присутствия. В течение недели работающие по вырезке бумаги приобрели опыт, среди них нашелся умелый руководитель-канцелярист при канцелярии округа Крылов. Поэтому я решил не терять более времени на проживание в Чистополе только из-за вырезки бумаги и счел возможным оставить Чистополь и отправиться в Чистопольский и Лаишевский уезды для выполнения третьей задачи командировки – осмотра архивов волостных исполкомов – б[ывших] волостных правлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А еще после смерти Марии Павловны удалось сохранить один крестик. Уже при смерти Мария Павловна позвонила племяннице, та приехала и сразу кое-что забрала из того, что не надо было забирать, – она взяла золотой крест, который носил отец Чехова. Но я спрятала крестик Антона Павловича, который Павел Егорович заказал, когда Чехов собрался на Сахалин. Там даже на обратной стороне крестика написано: 1890 год. Я спрятала от родственников, чтобы и его не забрали, и теперь он хранится в музее. – Алла Васильевна, все это интересно. Но для многих тот факт, что Чехов помогал строить храмы и что у него были иконы и крестик, – это не аргумент. Сторонники версии, что Чехов был человеком сомневающимся, ищущим, приводят десятки его цитат на эту тему. Со ссылками на чеховские архивы, письма, дневники. – По теме религиозности Чехова я написала десятки докладов, выступала с ними в том числе на конференциях в Германии. Всем всё доказала. Чехов в вере не сомневался. А про те же архивы… Их Мария Павловна сдавала в Институт мировой литературы, чтоб с ними можно было работать. Я ездила туда на свои гроши в свой отпуск. Я одна из первых все чеховские архивы, все его переписки перечитала. Работала с подлинниками. И знаю их прекрасно. Многое из того, что сейчас цитируют, я впервые и опубликовала. Вам скажу одну цитату, которую Антон Павлович подчеркнул. У него была книжечка Толстого «В чем моя вера», и вот в ней Антон Павлович подчеркнул одну интересную фразу. Запомните ее. Там было так написано: «Люди, получив счастье, требуют еще чего-то». Ну правильно же? Человек же ненасытный. Вот это у Толстого Чехов и подчеркнул. Чехов таким не был. Чехов как раз очень помогал всем: строил школы за свой счет, очень много делал. Любил людей. Вы, наверное, знаете Зою Космодемьянскую, у нее была любимая чеховская цитата: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Хорошая фраза. Я же себе в любимые взяла другую, я вычитала ее в записных книжках Антона Павловича: «Какое наслаждение – уважать людей».

http://pravoslavie.ru/138923.html

К 75-летию со Дня снятия блокады Ленинграда 25 января. ПРАВМИР. Минобороны РФ рассекретило новые архивные документы, связанные с освобождением блокадного Ленинграда. Архивы были опубликованы к 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда. Подборка уникальных документов из фондов Центрального архива военного ведомства выложена на специальном сайте. Рассекреченные архивы раскрывают подробности освобождения блокадного города. Большинство документов посвящены «Дороге жизни» – «единственной военно-стратегической магистрали и уникальной топливной артерии, проходившей по дну Ладоги и связывавшей осажденный город с тыловыми районами страны». В открытый доступ выложены постановления об организации и бесперебойной работе военно-стратегической магистрали на Ладоге, схемы, планы, связанные с транспортировкой ресурсов и эвакуацией населения, отчеты о боевых операциях подводных лодок, обеспечивавших функционирование дороги. На специальной странице проекта также впервые опубликованы не известные ранее факты об участии подводных лодок в боевых операциях на Ладожском озере. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны продолжалась 872 дней с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. За это время от голода, холода, бомбежек и артобстрелов погибли, по разным данным, от 600 тыс до 1,5 млн жителей города. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 июня, 2023 9 мая, 2023 27 января, 2011 9 мая, 2012 29 января, 2014 27 января, 2024 24 января, 2024 15 января, 2024 21 сентября, 2023 22 июня, 2023 9 мая, 2023 27 января, 2011 9 мая, 2012 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/minoboronyi-rassekreti...

4:2. Солнце правды. «Солнце правды» символизирует здесь справедливость. По всему древнему Ближнему Востоку боги солнца связывались со справедливостью. Изображение деяний Яхве с использованием метафоры солнца – обычное явление в Ветхом Завете. В астральных религиях древнего Ближнего Востока солнце изображалось в виде крылатого диска. Это особенно характерно для персидской эпохи. 4:4. Хорив. Это другое название горы Синай – места, где Бог явил Себя Моисею и дал ему Десять заповедей. Ее местоположение точно неизвестно, и исследователи обсуждают, по меньшей мере, четыре варианта: Джебел-Муса, Рас-эс-Сафсафех, Джебел-Сербал и гора вблизи аль-Хроб. Более подробно эта тема обсуждается в Исх. 19:1,2 . ПРИЛОЖЕНИЕ Таблицы и карты Таблица 1. Основные клинописные материалы, связанные с Ветхим Заветом Наименование материалов Количество табличек Язык Автор открытия Место находки Дата находки, гг. Содержание Время создания до н. э. Связь с Библией Тексты из Эблы Эблаитский Телль–Мардих Царские архивы с текстами различного характера XXIV в. Историческая информация о Сирии в конце 3–го тыс. до н. э. Эпос об Атрахасисе Аккадский Различные части находили многие Различные места Рассказ о сотворении мира, росте народонаселения и потопе XVII в. Параллели библейскому повествованию в Книге Бытие Тексты из Мари Аккадский (старовавилонский) Телль–Харири Царские архивы Зимри–Лима, содержащие тексты различного характера XVIII в. Ценная историческая информация и крупнейшее собрание пророческих текстов «Энума элиш» Аккадский (новоассирийский) Лэйярд Ниневия (библиотека Ашшурбанипала) 1848–1876 Рассказ об избрании Мардука главой пантеона Параллели библейскому рассказу о творении в Книге Бытие Эпос о Гильгамеше Аккадский (новоассирийский) Рассам Ниневия (библиотека Ашшурбанипала) Приключения Гильгамеша и Эн–киду в поисках бессмертия Параллели библейскому рассказу о потопе в Книге Бытие Тексты из Богазкёя Хеттский Уинклер Богазкёй Архивы хеттских царей периода Нового царства Хеттская история и примеры международных договоров

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

РГИА, ф. 6900, оп. 1, д. 446 (О служителях религиозных культов сотрудниках Петроградского отделения Главархива. Январь-июль 1921 г.), л. 16–16 об. Заверенная машинописная копия. Заверительная подпись секретаря Главархива – автограф. На типографском бланке Главархива РСФСР с приложением круглой печати. Дата и делопроизводственный номер впечатаны на пишущей машинке. Штамп входящей корреспонденции Общей регистратуры Петроградского отделения Главархива (заполненный от руки) 662 от 8 апреля 1921 г.   3 20 апреля 1921 г. – Служебная записка Управляющего 2-м отделением 4-й секции ЕГАФ К. Я. Здравомыслова заместителю заведующего Петроградским отделением Главархива РСФСР по вопросу о возможности сохранения во вверенном ему архивном подразделении должностей за «служителями православного религиозного культа»   РСФСР. Народный комиссариат по просвещению. Петроградское отделение Главархива. 2 Отделение 4-й секции ЕГАФ. Апреля 20 дня 1921 г. 319. Заместителю заведующего Петроградским отделением Главархива. 2 Отделение IV секции ЕГАФ хранит архивы Высшего Церковного Управления, Епархиального управления, Управления военными и придворными церквами, архивы духовно-учебных заведений, церквей и монастырей и проч. Вполне естественно, что желательными и незаменимыми работниками в Отделении с такими строго церковными архивными материалами могут быть только лица, знакомые с прошлым церкви по своему образованию и прежней деятельности. Таковыми лицами являются между прочим служители православного религиозного культа, как получившие высшее богословское образование, имеющие солидный служебный и научный стаж, знакомые с производимые ими работой, исключительно ей одной отдавшиеся и потому работающие с большою пользою. К народному образованию эти лица никакого отношения в настоящее время не имеют, работают исключительно по истории русской церкви, и каждый из них имеет в своем ведении архивы церквей ближайших к их месту жительства. Если бы отделение лишилось таких квалифицированных работников, то не нашлось бы для замены их подходящих лиц, так как нет других подготовленных лиц и условия работы в Отделении (незначительные оклады содержания и отсутствие пайка) едва ли в состоянии привлечь на службу в Отделение лиц посторонних. В числе служащих в отделении имеются следующие служители православного религиозного культа:

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

1, д. 621, л. 18, 73; д. 625; оп. 21, д. 71, л. 12–12 об.; ф. Архив РГИА, оп. 1, д. 622, л. 5; оп. 3, д. 29, л. 1–6, 9, 11–11 об., 16, 19; Князев Г. А. Дни великих испытаний. Дневники 1941–1945 гг. СПб., 2009. С. 700–701, 1124). Название «Главархив» было официально введено для применения в переписке особым циркуляром от 21 марта 1919 г. (ГА РФ, ф. Р–5325, оп. 9, д. 6, л. 15; Старостин Е. В., Хорхордина Т. И.Архивы и революция. С. 121). РГИА, ф. 6900, оп. 1, д. 366, л. 42. В качестве примера: учрежденческий бланк (выполненный машинописью) от 12 августа 1918 г.: Петроградское областное управление архивным делом, IV секция, 1-е отделение (РГИА, ф. Архив РГИА, оп. 3, д. 29, л. 3). Известия ВЦИК. 1922. 37, 16 февраля; Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства (далее – СУ). 1922. 13. Ст. 122. 20 ноября 1922 г. Президиум ВЦИК своим декретом утвердил «Временное положение о губернских (областных) архивных бюро» ( СУ. 1922. 78. Ст. 973). Все материалы ЕГАФ, находившиеся в пределах губернии, за изъятием, установленным в статье 4 декрета ВЦИК от 20 декабря 1922 г.,образовывали губернский архивный фонд, который подразделялся на секции, применительно к существующему делению ЕГАФ, а также на отделения секций и отделы отделений по роду архивных материалов. Непосредственное заведование губернским архивным фондом и всеми архивными учреждениями губерний возлагалось на губернские (областные) архивные бюро, которые состояли при секретариатах президиумов губернских (областных) исполнительных комитетов, подчиняясь директивам Центрального архива по вопросам архивного дела.В Петрограде губернское архивное бюро было образовано 1 февраля 1922 г., после 9 декабря 1922 г. оно вошло в структуру губисполкома. Еще 7 января 1921 г. коллегия Главархива высказалась за «реорганизацию Главархива на следующих основаниях… Главархив является отделом ВЦИК, находящимся лишь в связи с академическим центром Наркомпроса. ЕГАФ распадается на пять секций… Секции объединяют архивные фонды в центре и на местах» («Спасены архивные дела, фактически спасены от гибели»…//Отечественные архивы. 2010. 5. С. 102–103). Российский государственный исторический архив: Путеводитель … С. 12–13. Хорхордина Т. И., Волкова Т. С. Российские архивы: история и современность. С. 61.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Историко–церковные материалы можно найти в государственных архивах европейских стран, архивах внешней политики 1198 и даже (особенно в Восточной Европе) спецслужб; особую важность эти хранилища информации представляют для нового и новейшего исторических периодов. Обширными коллекциями рукописей, старопечатных книг, предметов материальной культуры историко–церковного значения обладают ведущие мировые музеи и библиотеки. Пристального внимания заслуживают собрания материалов рабочих органов (комиссии, отделы и проч.), создаваемых управляющими структурами Поместных Церквей, а также архивы самих этих управляющих структур (архивы Ватиканских конгрегаций 1199 , Папской курии 1200 и судебных учреждений 1201 Католической церкви, Вселенских и Поместных соборов, синодов и др.). Особый интерес представляет изучение бытования текстов (и отзвуков событий) в цитатах, аллюзиях, в их косвенном цитировании. Текст в таких случаях оказывается рассеянным по множеству производных объектов, которые часто хуже оригинала, но никогда не повторяют ни его, ни друг друга. Изучая последовательности интерпретаций, историк имеет возможность выявить последовательность отражения господствующих представлений той или иной эпохи, когда текст служил предметом, например, проповеди или комментария. Такому исследованию могут быть подвергнуты тексты Писания, святоотеческие труды, повести о чудесах, легенды, exempla (поучительные примеры, «анекдоты»). Эту методику, основанную на трудах французского литературоведа Жерара Женнета (р. 1930) 1202 , предлагает Г. Бедуэль. Необычайно ценны рукописные заметки читателей на полях книг. В средневековых рукописях, первопечатных изданиях 15 в. и других книгах можно обнаружить живую непосредственную реакцию читателя. Рассмотрим лишь некоторые примеры хранилищ архивной информации по истории Церкви, фондами которых может воспользоваться современный историк. § 1. Собрания Ватиканской апостолической библиотеки 1203 , иные крупные библиотеки и архивы Начало собранию Ватиканской библиотеки (архивные документы, литургические книги в виде свитков) было положено в 4 в., когда был собран архив, упоминавшийся еще при папе Дамасе. С 649 г. местом хранения этого архива становится римский Латеранский дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амантосом. Из венецианских архивов много почерпнули Сатас, Велудис, Ламброс, Феотокис (см.: Μνημεα τς λληνικς στορας, δο τμοι κρητικν γγρφων κδοθλεντων π τς καδημας θηνν 1932–1937), Спанакис и Мертзиос. Прямое отношение к Греции имеют венецианские архивы Archivio di Stato и Archivio Notarile (см.: Θεοτκης Σ. Εσαγωγ ες τν ρευναν τν μνημεων τς στορας το λληνισμο κα δ τς Κρτης ν τ κρατικ ρχε το Βενετικο Κρτους. Κρκυρα, 1926; Μρτζιος К. Τ ν Βενετ πειρωτικν ρχεον. ν Βενετ, 1936; Θανθοπολου Κυρικου Α. Ο Κοσμς Αιτωλς και οι Βενετο (1777–1779): Τα τελευταα χρνια της δρσης του και το πρβλημα των διδαχν. Θεσσαλονκη, 1984); ценные рукописи имеются в архиве Греческой общины и некоторых библиотеках (например, при соборе Св. Марка). Венецианские рукописи, связанные с греческим Востоком, можно найти и в других библиотеках Италии (в Неаполе, Ватикане, Генуе, Пизе, Ливорно – см.: Βολδης Θ. Χιακ κα πρς τν Χον σχετικ γγραφα Λιβρνου/Χιακ Χρονικ. 1919. Т. 4), а также в частных собраниях. Большой интерес представляют архивы министерств иностранных дел ряда государств, принимавших участие в судьбах Церкви на Востоке. В последнее время в них активно работают ученые целого ряда стран (Salonique et Cavalla (1686–1792): Svoronos N. Inventaire des correspondances des consuls de France an Levant conservees aux Archives Nationales... Paris, 1951). Рукописи из архива Ватиана, связанные со Святой Горой, Синаем, национально–освободительным движением на Балканах, опубликовал немецкий ученный Хофманн. Можно упомянуть также архивы Венгрии ( Fuves O. Κατλογος τν λληνικν ντπων τς βιβλιοθκης στ Σαντ–ντρ τς Ογγαρας/ ρανιστς. 1965. 15–16. Σ. 97–105). В некоторых странах публикуются каталоги греческих и связанных с Грецией книг ( Richard М. Repertoire des bibliotheques et des catalogues des manuscripts grecs. Paris, 1958: Supplement 1. Paris, 1964; A descriptive checklist of selected manuscripts in the monasteries of Mount Athos microfilmed for the Library of Congress and the International Greek New Testament Project, 1952–1953, together with listings of photoreproductions of other manuscripts in monasteries of Mt.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Троицкий 27 октября 2009г. 22:38 Любопытный подход некоторых комментаторов: все строить на неких документах их архивов. Будто не знают, что в иные архивы не попадешь, да и много не скопируешь - разоришься. А кроме того, скоько там еще закрытого, уничтоженного и фальсифицированного. Тоже историческая правда. А свидетельства людей мемуары, воспоминания, да и газеты наконец. Надо понимать историю, а не делать ее продолжением архива. Если архивы отвечают, что диерктивы Ленина - нет. Это вовсе не означет, чо ее не т и тем более не было. И тем более не означает, что гонений от товарища Ленина на попов не было. Мы уже знаем объективность марксисткой исторической науки. И нен надо подменять историю ссылкой на архивы, куда вссе равно большинство допущено не будет. У истины, наверное, не только архивные критерии( хотя и они имеют большой вес, конечно) Хрущевские гонения пержили многие священнослужители и верующие. Константин, СПб 28 октября 2009г. 03:52 Константин Николаю и Александру. Да разве в идеологической нетерпимости признаются? Всегда найдут способ вцепиться в что-то другое. Как это у Солженицына? " Ему легко мотают дело по другому поводу. Но в конце следователь напоминает ему: " И никогда не бросайте апплодировать первым " . Мраморнов, кстати, вообще практически никаких ссылок в своей последней статье не делал. А если Мещеринов - не историк, зачем он занимается темами, требующего глубинного исторического анализа? Да, кстати, господа, а где можно почитать Ваши статьи? Вы-то какой уровень работы явили миру? В общем, о. Владимир мог бы подписаться под следующими словами Козьмы Пражского: " Я знаю, что найдутся завистники, которые будут надрываться от издевательского смеха, увидев плоды моего труда. Ведь ученость этих люден состоит лишь в том, чтобы разрушать что - либо у других, сами же они ничего хорошего создать не могут. Пророк говорит о таких: «Они мудры, чтобы делать плохое, хорошего же делать не умеют» 13. Такие люди смотрят лишь косо; в своем сердце, как в алмазе, они запечатлевают лишь то, что было сказано мной некстати или то, в чем ошиблась моя угасающая память. Что же удивительного? «Ведь и добрый Гомер иногда засыпает» 14. Их завистливого порицания я не страшусь, их снисходительной лестью не тешусь: кто желает, — пусть читает, а кто не желает, — пусть бросит " .

http://bogoslov.ru/article/487477

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010