Речь идет о визите группы представителей обновленческого ВЦУ во главе с А.И. Введенским к митрополиту Петроградскому и Гдовскому Венимамину (Казанскому), который состоялся 26 мая 1922 г. Введенский потребовал от митрополита признать ВЦУ. В своем послании от 28 мая 1922 г. митрополит Вениамин отлучил прот. А. Введенского и священников В. Красницкого и Е. Белкова от Церкви. Речь идет о съезде группы «Живая церковь», проходившем в Москве с 3 по 17 августа 1922 г. На съезде присутствовало до 200 делегатов. Съезд принял решение о закрытии всех монастырей, поставил задачу добиваться суда над Патриархом Тихоном и лишения его сана, всех епископов-монахов, не поддержавших обновленчество, предписывалось удалять с кафедр. На последнем пленарном заседании 15 августа съезд принял резолюцию, согласно которой будущий собор должен был снять отлучение с Льва Толстого. Съезд был подготовлен и контролировался 6 отделением СО ГПУ. (См. отчеты Е.А. Тучкова о ходе работы съезда: Архивы Кремля. Кн. 1. С. 315-318). На съезде присутствовали епископы, рукоположенные обновленческими епископами старого поставления Антонином (Грановским) и Леонидом (Скобеевым), хотя новопоставленные не были женаты, но и не принимали обетов монашества, как того требует православная традиция от кандидатов в епископы. ЦА ФСБ Д. Р-43193. Т.2. Л.138-об. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.4. Л.345. Очевидно, имеется в виду прот. В.Д. Красницкий, лидер обновленчесой группы «Живая церковь». Красницкий указан отдельно от «новообновленцев» во главе с Введенским, в связи с тем, что после обновленческого собора 1923 г. группа «Живая церковь», стоявшая во главе обновленческого движения, потеряла свое значение. «Поместный Собор Российской Православной Церкви» проходил в Храме Христа Спасителя с 29 апреля по 9 мая 1923 г. По данным Е.А. Тучкова, на собор приехало около 500 делегатов, из них 67 архиереев. 22 архиерея, прибывших на собор, имели старое поставление. Главным решением собора, с точки зрения власти, было объявление Патриарха Тихона «лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение». Направлял работу съезда Е.А. Тучков, имевший на соборе, по его данным, «до 50% своего осведомления». (См. Архивы Кремля. Кн. 2. С. 399-400).

http://pravoslavie.ru/5824.html

Съезд был подготовлен и контролировался 6 отделением СО ГПУ. (См. отчёты Е. А. Тучкова о ходе работы съезда; опубл.: Архивы Кремля. Кн. 1. С. 315–318.) 1093 На съезде присутствовали епископы, рукоположенные обновленческими епископами старого поставления Антонином (Грановским) и Леонидом (Скобеевым), хотя новопоставленные не были женаты, но и не принимали обетов монашества, как того требует православная традиция от кандидатов в епископы. 1096 Очевидно, имеется в виду протоиерей В. Д. Красницкий, лидер обновленческой группы «Живая церковь ». Красницкий указан отдельно от «новообновленцев» во главе с Введенским в связи с тем, что после обновленческого собора 1923 г. группа «Живая церковь », стоявшая во главе обновленческого движения, потеряла своё значение. 1097 «Поместный Собор Российской Православной Церкви» проходил в Храме Христа Спасителя с 29 апреля по 9 мая 1923 г. По данным Е. А. Тучкова, на собор приехало около 500 делегатов, из них 67 архиереев. 22 архиерея, прибывших на собор, имели старое поставление. Главным решением собора, с точки зрения власти, было объявление Патриарха Тихона «лишённым сана и монашества и возвращённым в первобытное мирское положение». Направлял работу съезда Е.А. Тучков, имевший на соборе, по его данным, «до 50% своего осведомления». (См.: Архивы Кремля. Кн. 2. С. 399–400.) 1099 Обновленческие архиереи с именем Лев нам неизвестны. Возможно, речь идёт о В. Н. Львове. Львов Владимир Николаевич (1872–1934), 02.03.1917 – 24.07.1917 – обер-прокурор Священного Синода. В январе 1920 г. эмигрировал. В июле 1922 г. с разрешения Политбюро ЦК РКП(б) вернулся в Россию и примкнул к «Живой церкви». Управляющий делами обновленческого ВЦУ до мая 1923 г. Активный пропагандист обновленчества. В 1927 г. арестован и сослан в г. Томск на три года. 1100 Красотин П., протоиерей. Священствовал в Ярославской епархии. Летом 1922 г. примкнул к обновленческому движению. Возглавил группу СОДАЦ в Ярославской епархии. Выдвинут делегатом на собор 1923 г. В мае 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

196 Речь идет о католическом священнике П. П. Зелинском (1863–1931), настоятеле костела свв. апп. Петра и Павла в Москве. Арестован в марте 1923 г. по групповому делу католического духовенства. Был приговорен к трем годам ссылки, но в июне 1923 г. освобожден после ультиматума МИД Польши. В последующие годы неоднократно ссылался. С марта 1931 г. находился в ссылке в Коми АССР, где в октябре скончался в больнице от сыпного тифа (ГА РФ. Ф. 8406. Оп. 2. Д. 191; см.: Трагедия народа: Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1997. Т. 1. С. 184). 198 Следует заметить, что первоначальный, неисправленный вариант резолюции выглядел по-другому – «председателем на Соборе должен быть Красницкий». При всей привлекательности кандидатуры прямо сотрудничающего с ГПУ В. Д. Красницкого из тактических соображений приходилось учитывать резкое снижение авторитета последнего среди обновленцев. В итоге председателем собора был избран «митрополит Сибирский» П. Блинов, почетным председателем «митрополит Московский» – Антонин (Грановский). 199 Имеются в виду митрополит Сергий (Страгородский) и митрополит Михаил (Ермаков), экзарх Украины, с 1921 г. управлявший Киевской епархией (был арестован 5 февраля 1923 г, и через некоторое время перевезен в Москву, где около полугода находился в Бутырской тюрьме). 201 Очевидно, речь идет о Третьем Всемирном конгрессе баптистов, который прошел в г. Стокгольме (Швеция) 21–27 июля 1923 г. 202 19 апреля 1923 г. в 16 часов 30 минут Патриарх был ознакомлен с обвинительным заключением, взят под стражу и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ на Лубянке, где находился до освобождения 27 июня 1923 г. 204 Как было указано, I обновленческий Поместный собор прошел в Москве с 29 апреля по 9 мая 1923 г. В отчетном докладе начальника VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова заместителю председателя ОГПУ В. Р. Менжинскому о работе отделения в 1923 г. говорится: «Собор мог бы быть сорван, если бы не было нашего негласного вмешательства, так как группы были настроены между собой абсолютно непримиримо, в особенности группа КРАСНИЦКОГО, претендовавшая на руководство собором и церковью и отвергавшая всякую коалицию не только в будущем избранном на этом соборе ВЦУ, но на самом соборе предлагала изгнать с собора всех противников своей группы «живая церковь » и оставить собор из одних живоцерковников. Удалось... только тогда примириться, когда КРАСНИЦКИЙ почувствовал, что его сторонники по каким-то непонятным ему причинам начинают ему изменять и стоять за коалицию. Причины же эти заключались в том, что мы имели на соборе до 50% своего осведомления и могли повернуть собор в любую сторону» (Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . Кн. 2. С. 399–400).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 На съезде присутствовали епископы, рукоположенные обновленческими епископами старого поставления Антонином (Грановским) и Леонидом (Скобе­евым), хотя новопоставленные не были женаты, но и не принимали обетов монашества, как того требует православная традиция от кандидатов в епископы. 19 Очевидно, имеется в виду прот. В. Д. Красницкий, лидер обновленческой группы “Живая церковь”. Красницкий указан отдельно от “новообновленцев” во главе с Введенским в связи с тем, что после обновленческого собора 1923 г. группа “Живая церковь”, стоявшая во главе обновленческого движения, потеряла свое значение. 20 “Поместный Собор Российской Православной Церкви” проходил в Храме Христа Спасителя с 29 апреля по 9 мая 1923 г. По данным Е. А. Тучкова, на собор приехало около 500 делегатов, из них 67 архиереев. 22 архиерея, прибывших на собор, имели старое поставление. Главным решением собора, с точки зрения власти, было объявление Патриарха Тихона “лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение”. Направлял работу съезда Е. А. Тучков, имевший на соборе, по его данным, “до 50% своего осведомления”, см.: Архивы Кремля. Кн. 2. С. 399–400. 22 Обновленческие архиереи с именем Лев нам не известны. Возможно, речь идет о В. Н. Львове. Львов Владимир Николаевич (1872–1934). 02.03.1917–24.07.1917 — обер-прокурор Священного Синода. В январе 1920 г. эмигрировал. В июле 1922 г. с разрешения Политбюро ЦК РКП(б) вернулся в Россию и примкнул к “Живой церкви”. Управляющий делами обновленческого ВЦУ до мая 1923 г. Активный пропагандист обновленчества. В 1927 г. арестован и сослан в г. Томск на три года. 23 Красотин Павел, протоиерей. Священствовал в Ярославской епархии. Летом 1922 г. примкнул к обновленческому движению. Возглавил группу СОДАЦ в Ярославской епархии. Выдвинут делегатом на собор 1923 г. В мае 1923 г. вошел в состав обновленческого ВЦС, а в августе 1923 г. — в состав обновленческого синода. 24 Серафим (Мещеряков; 1860–1933), архиепископ. В 1898 г. хиротонисан во епископа. В 1922 г. — архиепископ Костромской и Галичский. 16 июня 1922 г. под давлением ГПУ вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Евдокимом (Мещерским) подписал “Меморандум трех” о признании ВЦУ. В 1922 г. обновленческий митрополит Могилевский. В 1924 г. митрополит Нижегородский. 11.09.1924 принес публичное покаяние за уклонение в раскол и был принят Патриархом Тихоном в сущем сане. В 1925 г. был арестован и направлен на Соловки, где находился архиепископ Иларион. С 15.07.1927 — архиепископ Тамбовский. С 1932 г. — митрополит Ставропольский и Кавказский. Расстрелян 07.05.1933.

http://pravmir.ru/publichnyie-disputyi-s...

Род князя Иоанна (Тугого Лука). Помяни Господи благоверных князей: кн. Иоанна во иноцех Иону, кн. Андрея (сын его), кн. Максима, кн. Василия, кн. Василия (немой), кн. Димитрия, кн. Иоанна (сын его), кн. Иоанна во иноцех Иосифа, кн. Андрея (сын его), кн. Иуя (Петр), кн. Никиту (сына его), кн. Даниила, кн. Иоанна, кн. Александра (везметен). Род Горбатых (и Борбошиных). Помяни Господи благоверных князей: кн. Василия, кн. Александра (Глазатой), кн. Иоанна, кн. Романа, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия (Бреила), кн. Димитрия, кн. Бориса, кн. Иоанна, кн. Феодора, кн. Симеона (Суздальской), кн. Иоанна, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия, кн. Михаила, кн. Владимира, кн. Феодора, кн. Ивана, кн. Андрея, кн. Ивана (Чеснок), кн. Михаила (Лопата), кн. Бориса, кн. Александра (Горбатой), князя Петра (сын его), кн. Владимира, кн. Ивана, кн. Димитрия, кн Василия, кн. Андрея, кн. Феодора (кузнец), князя Василия, кн. Даниила, кн. Ивана, кн. Михаила (Кислой), кн. Феодора (сын его), кн. Василия, кн. Григория во иноцех Порфирия (Борбошин). Род Нохтевых. Помяни Господи благоверных князей: кн. Георгия, кн. Андрея, кн. Василия, кн. Симеона, кн. Ивана (сын его), кн. Агафоника (сын его). Помяни Господи благоверных княгинь: кн. Анну. Помяни Господи Геннадия, Ферапонта. Покровские. Помяни Господи Игумений: Парасковию, Василиссу. Помяни Господи благоверных инокинь: инокиню Марию, Александру, Марфу, кн. Анастасию, Евфимию, кн. Фетинью, кн. Февронию, кн. Александру, кн. Ксению, кн. Евфимию, кн. Елену, кн. Анастасию, кн. Ирину, кн. Елену, инокиню Василиссу, ин. Марию, ин. Стефаниду, ин. Анну, ин. Феодосию, ин. Анастасию, княгиню Фетинью, кн. Анастасию, кн. Агрипину, кн. Меланию, княжны Ивановы, кн. Михайловы. Помяни Господи: княгиню Евдокию, кн. Аксению во инокинях Селифонтию, кн. Марию во инок. Александру (дочери Ивана Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию, кн. Анастасию (князя Андрея Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию во инокинях Марфу. Помяни Господи: кн. Марию во инок. Марфу, кн. Анастасию, кн. Марфу (князя Ивана Васильевича Шуйскаго). Кн. Евдокию во инок. Евпраксию (кн. Петра Шуйскаго), кн. Соломониду во инок. Сисою, (князя Александра Горбатова), кн. Анастасию во инок. Наталию, кн. Ирину (кн. Мстислава), инокиню (Борбошину), кн. Анну (кн. Андрея), кн. Марию во ин. Марфу, (кн. Феодора Скопина), кн. Фетинью во инок. Федосию (кн. Михаила Галицкаго), кн. Ульяну во инок. Александру (Феодора Скопина), кн. Улиту, кн. Марфу, кн. Варвару, кн. Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Значительную часть публикаций в РА составляют материалы по рус. церковной истории (более 190 названий). Многие из них посвящены митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) , с к-рым Б. был хорошо знаком. В журнале широко представлена переписка святителя с обер-прокурорами Святейшего Синода, архиереями, настоятелями мон-рей, миссионерами, светскими лицами (1874. Кн. 1; 1876. Кн. 3; 1877. Кн. 3; 1878. Кн. 3; 1881. Кн. 2; 1882. Кн. 1; 1883. Кн. 1; 1885. Кн. 2; 1886. Кн. 2; 1887. Кн. 2; 1889. Кн. 2, 4; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 1; 1893. Кн. 1-2; 1894. Кн. 2-3; 1895. Кн. 2; 1896. Кн. 2; 1899. Кн. 1; 1904. Кн. 1; 1905. Кн. 1, 3; 1906. Кн. 1; 1908. Кн. 3; 1909. Кн. 1; 1912. Кн. 2). Интересны мемуары митр. Филарета и записанные разными лицами его рассказы: «Рассказы митр. Филарета, записанные А. В. Горским» (1897. Кн. 1), «Воспоминания и отзывы Филарета, записанные его викарием преосв. Леонидом» (1901. Кн. 1), «Из воспоминаний митр. Филарета» (1906. Кн. 3). В РА увидели свет письма Патриархов Московских Никона (1873. Кн. 2) и Адриана (1903. Кн. 3), Ростовского митр. свт. Димитрия (Туптало) (1872. Кн. 1), архиеп. Феофана (Прокоповича) (1863. Кн. 2; 1865. Кн. 1), Московского митр. Платона (Левшина) (1897. Кн. 2), Киевского митр. Евгения (Болховитинова) (1873. Кн. 1), архим. Фотия (Спасского) (1863. Кн. 3; 1869. Кн. 2; 1870. Кн. 1; 1871. Кн. 3; 1878. Кн. 2; 1895. Кн. 3; 1896. Кн. 1) и др. Среди мемуаров духовных лиц, напечатанных Б.,- «Записки первоприсутствующего в Св. Синоде» Херсонского архиеп. Никанора (Бровковича) (1906. Кн. 1-4; 1908. Кн. 1-3; 1909. Кн. 1), «Из записок» Тверского архиеп. Саввы (Тихомирова) (1908. Кн. 3; 1914. Кн. 3), «Книга бытия моего» Чигиринского еп. Порфирия (Успенского) (1910. Кн. 3-4) и др. В РА были напечатаны биографические исследования «Ириней, архиеп. Псковский» Н. И. Григоровича (1869. Кн. 2), «Филарет, архиеп. Черниговский» (1887. Кн. 2-3), «Митрополит Амвросий (Подобедов)» К. Я. Лаврова (1904. Кн. 1), «Биографический очерк» обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. А. Толстого о ректоре МДА прот. А. В. Горском (1875. Кн. 3).

http://pravenc.ru/text/77626.html

Публичные диспуты и лекции архиепископа Илариона сыграли огромную роль в деле борьбы с обновленчеством. Святитель со свойственным ему красноречием и убедительностью сумел доказать абсолютно неканоничный, раскольнический характер обновленческого движения. Он сорвал с обновленцев лживые маски и вскрыл их подлинное лицо, что отрезвило очень многих, способствуя их возвращению в лоно Патриаршей Церкви. Его аргументы использовались и другими представителями православного духовенства. Яростно обличая обновленцев, он понимал, что тем самым ускоряет свой новый арест и заключение, но шел на это сознательно, жертвуя собой ради Церкви Христовой. Ибо по его словам: «Если не служить Церкви – нет никакого смысла во всякой деятельности и незачем тогда жить на Божьем свете». КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т. 2. С. 469-472. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. Кн. 1. С. 244-245.(Далее - Архивы Кремля). ЦА ФСБ. Д. Р-43193. Т. 2. Л. 70. Архивы Кремля. Кн. 1. С. 414-417. Покровский Н.Н. Предисловие//Архивы Кремля. Кн .1. С.104. См. об этом: Петров С.Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 г.//Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933 гг.)» (г. Сэнтендре (Венгрия) 13-16 но-ября 2001 г.) (Русская Церковь XX век. Книга 1). М., 2002. С. 259-284. РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 180. Л. 5. Ореханов Г. свящ., Шкаровский М.В. Введенский А.И.//Православная Энциклопедия. М.: «ЦНЦ Православная Энциклопедия», 2004. Т. VII. С. 351. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 565а. Л. 5; Ф. 89. Оп. 4. Д. 115. Л. 17. ЦА ФСБ. Д. Н-1780.Т. 4. Л. 339об. ЦА ФСБ. Д. Н-1780.Т. 4. Л. 342. Текст этого и последующих документов, составленных в ГПУ, приводятся с сохранением особенностей оригинала. 9 апреля 1922 г. Патриарх Тихон выпустил «Обращение к Епархиальным архиереям», в котором указал на недопустимость сопротивления изъятию ценностей. (Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. (Далее – Следственное дело). С. 124-125; Архивы Кремля. Кн. 2. С. 177-178).

http://pravoslavie.ru/5824.html

Власти поняли, что путем грубого давления, тюремного заключения, угрозы смерти от Патриарха Тихона нужных им уступок не добиться, в ГПУ понимали, что расстрел Патриарха сделает его мучеником в глазах верующих и укрепит Церковь. Поэтому власти были вынуждены в своей церковной политике перейти от грубого давления и физических преследований к более изощренной политике, также направленной на раскол Церкви и подрыв авторитета Патриарха. Но это так и не позволило властям добиться от Патриарха уступок, которые противоречили канонам и традициям Церкви: введения нового стиля, церковного осуждения неугодных архиереев и т.д. Таким образом, принципы церковной политики Патриарха Тихона, обозначенные в " Заявлении " от 16 июня себя оправдали - признание советской власти не означало подчинение ей в вопросах внутренней церковной жизни, власти так и не смогли добиться от Патриарха Тихона уступок в этом отношении, " Завещательное послание " в редакции ГПУ Патриархом Тихоном так и не было подписано . Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. Т.1. С.525. (Далее - Архивы Кремля). Цит по: Витковский А. Верх по лестнице, ведущей в ад//СБ. Журнал Министерства безопасности России.1992. С.77-78. ЦА ФСБ. Д.Н-1780. Т.4. Л.27. Там же Л.28. АПРФ. Ф.3. Оп.6. Д.25. Л29; ГАРФ. Ф.5446. Оп.55. Д.409. Л.194; ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.4. Л.6-об. ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л. 109; Архивы Кремля Т.2. С.408. Покровский Н.Н. Предисловие//Архивы Кремля. Т.1. С.94. Витковский А. Верх по лестнице, ведущей в ад//СБ. Журнал Министерства безопасности России.1992. С.80.. Там же С.80. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Мол. гвардия - ЖЗЛ; Русское слово, 1997. С.277. Там же. Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1997 г. М., 1997. С.165. См. например: Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. В 2-х книгах.М.,1996. Кн.2. С.217. Архивы Кремля Т.1. С. 264. Там же С. 277-279.

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

6) В Страннике: «Преосвященный Владимир, Епископ Тобольский и Сибирский» – 1861 г. кн. II; 1868 г. кн. I; «Нечто о начальнике Алтайской миссии, архимандрите Макарии» – 1862 г. кн. IV; «Сила тайной молитвы» – 1862 г. кн. V; «Промысл Божий в спасении одного бедного семейства от холода и голода» – 1862 г. кн. X; «Григорий Иванович Мансветов на службе в Тобольске» – 1863 г. кн. XI; «Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского и всея Сибири» – 1864 г. кн. I; 1876 г. кн. II; «Назидательная кончина подполковника Домалевского» – 1864 г. кн. I; «Мирная кончина Иркутского Епископа Вениамина» – 1865 г. кн. V; «Икона Божией Матери, всех скорбящих Радости, в Тобольской Захарьевской церкви» – 1866 г. кн. X; «Св. Димитрий Ростовский как Архипастырь Сибирский» – 1866 г. кн. XI; «Рукоположение во священники офицеров Сибирского казачьего войска – Путинцева и Шарапова – 1866 г. кн. XII, 1867 г. кн. VI; «Соблазн на зло под видом добра» – 1867 г. кн. I; «Жизнеописание Афанасия Протопопова, Архиепископа Тобольского и Сибирского» – 1867 г. кн. I, II; «О приходских летописях при церквах Тобольской епархии» – 1867 г. кн. III; «Наказанное зложелание и кощунство» – 1867 г. кн. V, VI; «Речь при первом отправлении в Петербург и Москву воспитанников Сибирского кадетского корпуса» – 1867 г. кн. XI; «Необыкновенные похитители неправильно приобретенного» – там же; «Черта из жизни митрополита Филарета» – 1868 г. кн. VIII; «Антоний Знаменский, Архиепископ Тобольский» – 1868 г. кн. X 47 ; «За Богом и святыми Его молитва не пропадает» – 1868 г. кн. XII 48 ; «Миссионерства Березовского края» – 1869 г. кн. VIII; «Иеромонах Михаил, духовник Тобольского архиерейского дома» – 1870 г. кн. I, II 49 ; «Биографический очерк Николая Алексеевича Абрамова» – 1870г. кн. XII 50 ; «Архиепископ Евгений Казанцев, как Архипастырь Тобольский» – 1872 г. кн. XI; «Амвросий Келембет, Архиепископ Тобольский – 1874 г. кн. X–XII 51 ; «Слово при праздновании 50-ти летия Сибирской военной гимназии» – 1876 г. кн. XI; «Крещение в Енисейской епархии инородцев-язычников» – 1876 и 1877 гг.; «Воспоминание о Томском Преосвященном Платоне» – 1877 г. кн. IV; «Омский протоиерей С.Я. Знаменский» – 1877 г. кн. IX; «Замечательная черта в кончине Чернавипа» – 1879 г. кн. IV 52 ; «Спасение четырех Тобольских Преосвященных от потопления, по их молитвам» – 1880 г. кн. I; «Иркутский Архиепископ Михаил П» – 1880 г. кн. II; «Тобольский кафедральный протоиерей П.А. Фелицын» – 1880 г. кн. V 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Письмо В.И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви/Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. – М.-Новосибирск: " Российская политическая энциклопедия " , " Сибирский хронограф " , 1997. – С. 141. Там же. – С. 141-142. Положение об участии Православной Русской Церкви в деле помощи голодающим. 1 февраля 1922 г./Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн. 2. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. – М.-Новосибирск: " Российская политическая энциклопедия " , " Сибирский хронограф " , 1998. – С. 8-10. [iv] Воззвание патриарха Тихона о помощи голодающим. 6 февраля 1922 г./Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн. 2. ... С. 11. [v] Постановление Президиума ВЦИК " об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим " . Из протокола заседания Президиума ВЦИК 13, п.1. от 16 февраля 1922 г./Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн. 2. ... С. 15. [vi] К весне 1922 г. в состав Гомельского уезда Гомельской губернии входили следующие волости: Ветковская, Вылевская, Гомельская, Добрушская, Дудическая, Дятловская, Кормянская, Красно-Будская, Марковическая, Носовическая, Поколюбическая, Покотская, Полесская, Поповская, Речковская, Руденецкая Старо-Юрковичская, Столбунская, Телешовская и Чеботовическая (Государственный архив Гомельской области (ГАГО). Ф. 882. Оп. 1. Д. 68. Л. 129). [vii] Епископ Варлаам (Ряшенцев) возглавлял Гомельское викариатство в 1913-1923 гг. К исходу кампании по изъятию церковных ценностей на Гомельщине уклонился в обновленческий раскол. В 1923 г. с покаяние вернулся в Патриаршую Церковь и был назначен епископом Псковским и Порховским. С 1924 г. временно возглавлял Гомельское викариатство. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. Подвергался неоднократным арестам и тюремным заключениям, состоял в оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Скончался в 1942 г. в тюремной больнице г. Вологды. [viii] Архиепископ Константин (Булычев) возглавлял Могилевскую епархию в 1911-1925 гг. В 1925 г. был одним из инициаторов " григорианского " раскола, пребывая в котором получил назначение на Тамбовскую кафедру. Скончался без воссоединения с канонической Церковью.

http://religare.ru/2_100715.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010